Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры»




Скачать 106.81 Kb.
Дата27.04.2017
Размер106.81 Kb.
ТипКонспект
Конспект

открытого урока

в 11-м классе «Серебряный век русской культуры»

(Литературный салон)



Провела учитель


литературы СШ № 6

Малышева И.П.

Ковылкино-2004

Тема. «Серебряный век» русской культуры
Цель. Обобщить и привести в стройную систему полученные знания по данной теме; познакомиться с произведениями художников, поэтов, музыкантов, философскими идеями и художественными направлениями.
Оборудование. Иллюстрации картин художников этого периода, фонограммы пьес И.Стравинского, плакат с высказыванием К.Станиславского
Я жил в такое время, когда

в области искусства, науки,

эстетики началось большое

оживление.

К.Станиславский.
Учитель Мы рады вас приветствовать всех в литературном салоне. И сегодня мы поговорим на одну из важных тем. Мы поговорим о серебряном веке русской культуры. Хотя термин «серебряный век» принято относить к русской поэзии, мы расширяем это понятие, т.к. поэзия, литература являются составляющими русской культуры.

Вопрос Как появился термин «серебряный век» русской поэзии?

Ответ Термин «серебряный век» возник по аналогии с «Золотым веком». Под золотым веком русской культуры понимается культура Х1Х века и связана, прежде всего, с именем Пушкина, с последующими достижениями в области науки и искусства.

Вопрос Мы с вами хорошо знаем, что русская культура испытала огромное влияние других культур. Может быть, нам стоит поискать ответ на этот вопрос в более далеких временах? В какой великой культуре можно найти понятие «золотой век»?

Ответ Это понятие было известно еще древним грекам и обозначало счастливую жизнь человечества, не омраченную раздорами, войнами, подневольным трудом, когда человек мог заниматься любимым делом и самореализоваться. Может, неслучайно именно греческая культура оказала такое великое воздействие на последующие культуры.

Ответ Я хочу добавить, что понятие «серебряный век» также было популярно в Древней Греции, а у античных авторов мифы о золотом и серебряном веке были очень популярны.

Вопрос Мы сейчас доказали, что с золотым веком связаны достижения, как в искусстве, так и в науке. А нам нужно доказать, что серебряный век – это тоже подлинный расцвет мысли и талантов. Кстати, об этом периоде К.С. Станиславский сказал: «Я жил в такое время, когда в области искусства, науки, эстетики началось большое оживление» (читается плакат-эпиграф на доске).

Итак, какое оживление, каких мыслей, каких талантов?



Ответ Доказательством может служить появление известных имен в области философии. Это Н. Бердяев, С. Булгаков, Вл. Соловьев, П. Флоренский и другие.

Вопрос Действительно, все изменения в разных областях жизни основываются на философии. Были ли изменения в живописи?

Ответ Русская живопись прославилась произведениями Ильи Репина, Николая Рериха, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Константина Сомова. И в живописи образовались направления: конструктивизм, импрессионизм, кубизм и другие.

Вопрос А что же происходило в театральном искусстве? Коснулись ли новые веяния театра?

Ответ В конце Х1Х – начале ХХ века в России наступил подлинный расцвет театрального искусства. Подтверждением этому является появление новых театров, с новым видением, с новым подходом к театральному искусству. Прежде всего, это Московский художественный театр, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, театр В. Комиссаржевской, театр В.Э. Мейерхольда. В это время заявили о себе и теоретики театрального искусства: К. Станиславский, В.И. Немирович - Данченко, М. Чехов.

Ответ МХАТ был создан литератором и критиком Немировичем - Данченко и богатым промышленником Алексеевым, который стал знаменитым актером Станиславским, а пьесы писал А.П. Чехов.
Инсценирование отдельных сцен из пьесы А.П. Чехова «Три сестры»

Вопрос Коснулись ли музыки веяния начала ХХ века?

Ответ Не осталась в стороне от модернистских веяний и музыка. Музыканты нового поколения стали представлять свои образы, используя новые звуковые сочетания, гармонию. Знатоков поражала музыка Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Константина Скрябина.




Ученики показывают портреты композиторов


Прослушивание музыки И. Стравинского

Ответ Выдающейся личностью «серебряного века» был уникальный бас Ф.И. Шаляпина. Это был не только талантливый певец, это была гениальная личность: драматург, актер, художник, антрепренер, писатель.
Демонстрация портретов Ф. Шаляпина, его роли, прослушивание записей

Вопрос Русское искусство поражало не только знатоков, им восхищалась Европа и Америка. И в этот период развил свою деятельность по пропаганде русского искусства Сергей Дягилев, который организовал знаменитые «Русские сезоны» в Европе. Что вы можете сказать об организации «Русских сезонов»?

Ответ В 1909 году состоялся первый балетный «русский сезон» в Париже. То было значительное событие в истории мирового искусства вообще, балетного театра – в особенности. За первым «сезоном» последовали другие, ему подобные, продолжавшиеся до начала мировой войны 1914 года. Мастера русского балета выступали за рубежом, начиная с XVIII века. «Русские сезоны» отличались тем, что открыли миру высокие достижения отечественной культуры в целом: ее живописи, музыки, хореографии, танцевально-пантомимного исполнения.
Ответ Второй сезон состоялся в 1910 году, когда с успехом прошел балет на музыку Игоря Стравинского «Жар-птица». В этот сезон высшие похвалы достались исполнителям главных партий Карсавиной, занявшей место Анны Павловой, и Михаилу Фокину.
Ответ Гастроли третьего сезона (1911г.) открылись в Монте-Карло и продолжились в Риме. Сенсацией программы стал балет на музыку И. Стравинского «Петрушка». Великолепные работы показали художники-декораторы А. Бенуа и Л. Бакст, танцовщики В. Нижинский, Т. Карсавина, М. Фокин.
Ответ «Русские сезоны» сыграли исключительную роль в судьбах мирового балета. Когда начались эти «сезоны», при виде «русского чуда» и с помощью русских «чудодеев» понемногу начал возрождаться и балет в странах Западной Европы и Америки. Там появились школы и труппы, как правило, связанные с именами разных деятелей русской хореографии.

С 1991 года имя Дягилева снова появилось в русских хрониках, посвященных русской культуре, её пропаганде за рубежом.


Вопрос Во время, о котором мы так подробно говорим, ярко расцвело меценатство. И слово «меценат» так же, как понятие «серебряный», «золотой» век тоже пришло из античности. Что же оно означает?
Ответ Это слово означает «покровительство».

В Древнем Риме жил реальный человек, богач Меценат, который покровительствовал людям искусства и помогал материально древнеримским поэтам Вергилию, Горацию и другим. С того времени тех, кто помогал людям искусства, стали называть меценатами.


Вопрос Конечно, меценатом можно быть, имея большие деньги. А они были на тот момент только у купечества, которое к тому времени стало уже и промышленниками. Среди них было много образованных и болеющих душой за Родину людей. Их имена и дела остались в разных сферах деятельности. Кто может рассказать о знаменитых русских меценатах?
Ответ Это фабрикант Солдатенков, посвятивший себя издательству книг, необходимых для научных и культурно-образовательных целей. Это Сабашников, который также способствовал издательскому делу. Это Сергей Иванович Щукин, собравший галерею французских художников нового поколения (модернистов) и, эмигрируя, оставил все картины в России, т.к. собирал он их не для себя, а для народа. Это и его брат Петр, создавший большой музей русских древностей. Их этой одаренной семьи вышел чемпион мира по шахматам Алехин.

Это и Рябушинский, и Прохоров, и Алексеев (Станиславский).


Вопрос Фамилии этих замечательных людей, конечно, не все знают.

А кто из купцов-меценатов стал наиболее известным своими добрыми делами?


Ответ Это прежде всего семья Третьяковых.

Они происходили из старого, но небогатого купеческого рода. История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев – Павла и Сергея Михайловичей. В истории они живут как создатели Галереи. Оба брата усердно занимались своими промышленными делами (они были льнянщики), но это не мешало им уделять немало времени благотворительности: ими было создано Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович собирал как любитель; Павел Михайлович видел в этом своего рода миссию, возложенную на него Провидением. И когда передавал в дар Москве свою галерею, в заявлении в Московскую городскую думу писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и, вместе с тем, сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Передачу галереи Павел Михайлович хотел произвести тихо, без всякого шума, не желая быть в центре общего внимания и объектом благодарности. Ему это не удалось, и он был очень недоволен. Тем более, что вскоре в журнале «Русская старина» появилась статья критика В. Стасова, в которой обрисовано то значение, которое имело третьяковское собирательство картин для развития русского искусства и, в частности, живописи.


Ответ К знаменитым купцам-меценатам можно с полным правом отнести и семью Мамонтовых, которая прославилась на разнообразных поприщах: и в области промышленной (строительство железных дорог), и в особенности в области искусства. Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович, хотя все члены этой большой семьи были хорошо образованы и разнообразно одарены. Они так не похожи на персонажи пьес Островского.

В народнохозяйственной жизни Савва Иванович был известен как строитель Ярославской, а потом и Северной железной дороги. Это он провел Железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурманск для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, хотя в то время над его проектом смеялись и называли аферистом. Но больше его знали как человека, самыми разными путями связанного с искусством. Да и сам он обладал разнообразными талантами: был певцом – учился пению в Италии, был скульптором, был режиссером, был автором драматических произведений. Он был центром новых идей, которым помог воплотиться. Немалую роль сыграл он в «отыскании» Шаляпина, сделал популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению творческой энергии композитора, в результате чего были созданы для Мамонтовской оперы «Царская невеста» и «Салтан». Опера «Царская невеста», кстати, открыла театральный сезон 2003-2004 года в Саранске. Здесь же, в его театре, где он показал ряд прекрасных режиссерских работ, современники увидели прекрасные декорации молодых, еще мало в то время известных художников Поленова, Серова, Васнецова, Коровина, которые вместе с Репиным, Антокольским и другими почти выросли, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтовых. Наконец, он поддержал картины Михаила Врубеля на Нижегородской ярмарке, которые там были забракованы, и построил даже специальный павильон. После этого художник стал знаменитым и признанным. Он меценатствовал в области оперы не только деньгами, но и профессиональными советами, чем дал могучий толчок культуре русского оперного дела. Как сказал Васнецов, «Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

С именем Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево, которое стало одним из самых культурных уголков России. Здесь был создан ряд мастерских и школ, которые дали молодым мощный толчок развития русского кустарного дела и популяризации всякого рода кустарных изделий. Кстати, здесь Врубель создал свои замечательные изразцы.

У гостеприимных хозяев Абрамцева собирался весь цвет русского искусства: музыканты, певцы и особенно художники – Репин, Братья Васнецовы, Серов, Врубель, Антокольский и другие.


Вопрос Конец XIX – начало XX века справедливо назван «серебряным» веком русской поэзии. Именно в этот период появляется множество направлений и течений. Которые провозгласили свои идеи, демонстрировали свои произведения в открытых публичных выступлениях в литературных кафе «Бродячая собака», «Летучая мышь», на страницах газет, журналов, альманахов. Что вы можете рассказать об этих направлениях, течениях?
Ответ Это модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм.
Вопрос В каких изданиях могли высказать свои идеи модернисты?
Ответ Это прежде всего «Мир искусства», Лирературно-художественный журнал, орган объединения «Мир искусства» и писателей – символистов. Выходил в 1898-1904 гг. в Петербурге (до 1901 – 1 раз в 2 недели, с 1901 – ежемесячно). Издатели в 1899 – княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов, затем – С.П Дягилев (главный редактор). С №10 за 1903 год редактором был также А.Н. Бенуа. Напраленность «Мира искусств» в области изобразительного искусства состояла в утверждении эстетики художественного индивидуализма, в постепенном сближении с интернациональным стилем «модерн», а также в популяризации русского искусства XVIII – начала XIX веков. В первые годы существования журнал много внимания уделял вопросам декоративно-прикладного искусства, пропагандируя образцы народного творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с современной русской и художественной зарубежной жизнью (статьи и заметки А. Бенуа, И. Грабаря, С. Дягилева, В. Кандинского, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции). В литературной части «Мира искусств», возглавлявшейся Д.В.Философовым, помещались религиозно-философские сочинения Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минского, Л. Шестова, В.В. Розанова, литерарно-критические статьи В.Я. Брюсова и Андрея Белого. Они во многом определяли эстетическую и литературную программу русского символизма.

Внешний облик журнала «Мир искусства», в оформлении которого принимали участие К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и другие, его высокое полиграфическое качество способствовали достижению одной из главных целей объединения – поднятию общего художественного вкуса.


Вопрос Вы описали литературное направление, к которому примыкали не только символисты, но и акмеисты, футуристы. Давайте кратко вспомним творчество и некоторые факты жизни некоторых из них. Кто вам больше всего запомнился, чьи стихи запали в душу?
Ответ Это, конечно, Валерий Брюсов (ученик кратко рассказывает биографию поэта и читает стихи)
Ответ Мне полюбилась поэзия Н. Гумилёва (ученик рассказывает интересные факты из биографии поэта и читает стихи)
Ответ А мне нравится А. Ахматова (ученик рассказывает кратко биографию поэтессы и читает стихи)
Ответ Константин Бальмонт – поистине выдающаяся личность. (Ученик рассказывает интересные факты из жизни поэта и читает стихи)
Ответ Я думаю, что Игорь Северянин – это настоящий король поэтов (ученик читает стихи и рассказывает фрагменты жизни поэта)

Вопрос «Серебряный» век русской культуры ознаменовался распространением важного, научного открытия, которое мы воспринимаем сейчас как нечто обыденное. Это искусство кино. Пока немое, но подарившее миру своих звезд-актёров Веру Холодную, Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского и других. Какие фильмы были сняты в этот период?



Ответ Это были фильмы «Праздник святого Иоргена», «Анна Каренина», «Броненосец Потемкин»
Учитель Закрывается наш литературный салон. Мы убедились, что конец XIX – начало XX века назван «серебряным веком русской культуры», т.к. это был поистине рассвет всех жанров и направлений в искусстве, подаривший мировой культуре великие имена.

  • Ковылкино-2004
  • Ученики показывают портреты композиторов