Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект и вопросы к зачёту




страница1/37
Дата10.04.2017
Размер2.43 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Эстонская академия Театра и Музыки



История Пианизма


Конспект и вопросы к зачёту

Составитель

Дина Курапова

Таллинн 2011


Содержание


Содержание 1

I. 5


1.Задача музыки. Задачи интерпретатора и фортепианной педагогики. 5

2.М. Клементи и значение его творчества. 6

3.О жизни Бетховена. Корто о Бетховене. 7

4. Фильд и его значение. 12

5.Характеристика творчества Шуберта. 15

6.Песни без слов Мендельсона. 20

7.Ноктюрны Шопена. О рубато Шопена, о ритме в его произведениях. 25

8.Клара Шуман и её ученики. К. Шуман и Ф. Лист. 32

II. 33

2.Клементи и Моцарт. 33



3.Описание игры Бетховена. Бузони о Бетховене. 34

4.Калькбреннер 36

5.О жизни Ф. Шуберта 36

6.Характеристика форт. произведений Мендельсона. Самые важные из них. 41

7.Произведения Шопена для оркестра и фортепиано. Новизна и резолюции; о мелизмах. 44

8.Общая характеристика форт. творчества Р. Шумана. 51

III. 57

1.О традициях в музыке. 57



2.Ян Ладислав Дуссек. 61

3.О музыкантах во времена Бетховена. (Черни, Риэс, Бигот, Эртманн) 62

62

4.Иоган Непомук Гуммель. 64



5.Что нужно знать об исполнении Шуберта. 65

6.О жизни Мендельсона. 65

7.Шопен как интерпретатор. Вальсы, рондо, вариации и пьесы. О гармонии и движении музыки Шопена. 70

8.Клара и Роберт Шуманы. О редакции Шумана. 71

IV. 83

1.Музыка будущего – концертные залы или звукозаписывающие студии? 83



2.Иоганн Баптист Крамер 83

3. Исполнение Бетховена современниками. Некоторые мысли о Бетховене. 84

4.Диабелли и Риэс 87

5.Сонатное творчество Шуберта (второй и третие периоды) 88

6.Черты романтизма 89

7.Полонезы Шопена. Об уроках Шопена. 92

8.О жизни Шумана (1810-1856). 93

V. 94


1.Идеальный интерпретатор. 94

2.Гелинек 95

3.Об исполнении Бетховена в наше время. О возможности ritardando, если его нет в тексте. (основные идеи Черни). 95

4.О жизни Вебера. 97

5.Последние сонаты Шуберта (знать тональности и опусы) 99

6.Мазурки Шопена. Шопен и Лист. О темпах в музыке Шопена. 100

7.Начало романтизма в форт. музыке. 103

8.Шуман как личность 103

VI. 106

1.Композитор-интерпрет в музыке. 106



2.Штейбельт и Вольф 108

3.Сонаты Бетховена 1-16. О вертикали в произведениях Бетховена. 111

4.О творчестве Вебера. 112

5.Шуберт «Фантазия-скиталец». 114

6. Паганини. 114

7. Прелюдии Шопена. Шопен с эстетической точки зрения. 116

9.Форт. концерт Р. Шумана. О форт. концерте А. Лара 118

VII. 118


1.О роли личности в музыкальной истории. 118

2. История фортепиано (Кристофори, венская и английская механика). 120

3.Сонаты Бетховена 17-29. О педали. 121

4.Кулау. 124

5.Импромпту Шуберта (4 4) и музыкальные моменты. 124

6.О музыкальных традициях 18 и 19 века. 124

7. Импромпту Шопена, о свободе и границах при исполнении Шопена. Ландовска и Равель о Шопене. 124

8. Форт. произведения Шумана начиная с оп. 32. 126

VIII. 128

1. Принципы в истории интерпретаторского искусства (учитель-ученик) 129

2.Томашек. 132

3.Сонаты Бетховена 28-32; Об апликатуре Бетховена. 132

4.О жизни Черни. 133

5. Произведения Шуберта для четырёх рук. 134

6. Устойчивость муз. традиций в 18 и 19 веках. 134

7.Скерцо Шопена. Шопен и его ученики, беседы с Делакруа. 134

8.Форт. произведения Шумана op. 21-32 135

IX. 135


1. Имидж личности в музыке и значение, действие на музыку. 135

2.Эрнст Теодор Амадей Гофман. 136

3.редакции Шнабеля. 137

4. О творчестве Черни. 138

5.Шуберт и Бетховен. 139

6.Подъём фортепианного значения, о развитии фортепиано в 19 веке. 140

7.Баллады Шопена. Основные принципы Шопена-педагога. Этюды оп.10 141

8.Форт. произведения Шумана оп. 16-20 143

X. 143

1. Музыка и религия. Салон и концертный зал. 143



2.18 и 19 век переходное время для пианистов. 144

3.О Бетховенских пьесах. Развитие форт. Игра во времена Бетховена 144

4. Черни - фортепианный педагог. 144

5. О пианистический произведениях Шуберта. 146

6. Концерты и фортепианные вечера. С 18 века до наших дней. (Роль Листа в их формировании). 149

7. Сонаты Шопена. Об интерпретации Шопена в прошлом. Этюды Шопена оп. 25 149

8. Форт. произведени Шумана оп. 11-15 150

XI. 150


1.19 век – приход чувственности в музыку. 150

2. Форт. стиль Клементи в сравнении с романтиками 150

3. О концертах Бетховена. О повторении в произв. Бетховена. 151

4. Мошелес 151

5. Оркестральность в произведениях Шуберта 152

6. Концерты, форт. вечера в 19 веке и до наших дней (Роль Листа в их формировании). 152

7. Об интерпретации Шопена в наши дни. Бадура-Шкода о этюдах Шопена оп. 6-10 153

8. Форт. произв. Шумана оп. 6-10 156

XII. 156

1.Влияние вчерашнего дня. (Бузони, Шопен, Лист, Шуман, Лешетицкий и его ученики). 156

2. От салонной музыки до форт. вечеров. 157

3. Шиндлер о Бетховене, программность в музыке Бетховена. 157

4. Герц. 157

5. Шуберт и сегодняшний день (также о вчерашнем понимании Шуберта) 158

6. Свобода темпа в романтической музыке 158

7. О жизни Шопена. О мелодике Шопена. О конкурсах Шопена. 158

8. Фортепианные произведения Шумана оп. 1-5 160



I.

  1. Задача музыки. Задачи интерпретатора и фортепианной педагогики.


Музыка – это мир чувств, её задачей является активизировать в человеке лучшие качества души. Музыка – это поэзия – разница только в том, что поэзия выражает себя словами, а музыка при помощи звука. Когда слышишь музыку мы ощущаем что-то возвышенное в нашей душе. Бетховен: «Музыка должна заставить пылать наш разум».


*Исполнитель – слуга музыки. Исполнитель связь музыки со слушателем. Исполнитель передаёт свои переживание слушателю через музыку.
*Хороший исполнитель верен тексту, и передаёт всё, что в нотах – и через своё понимание пытается найти глубокий смысл и передать это в форме. Он может что-то изменить только так, чтобы они не противоречили тексту.
*Раскрыть перед слушателем мир музыки в произведении, но в начале он должен раскрыть этот мир для себя.
Педагог: Научить ученика чувствовать и раскрыть музыку. Для этого педагог должен найти соответствующий арсенал.


  1. Все ученики разные: свои особенности, способности.

  2. Главное – понимание музыки – фортепианная техника находится в голове

  3. Многое зависит от возраста ученика: нужно научить ребёнка заниматься. Если ученик маленький, заботиться и развивать его интерес к музыке

  4. Передавать ученику свои навыки, воспитывать индивидуальность.

19 век – это большое различие между романтической и классической музыкой. В то время как музыка Бетховена достигает своей высшей вершины наступает время романтизма. Бетховен (1770-1827) и Вебер (1786-1826) умирают в одно и тоже время. Ранне-романтические и классические черты характерны для музыки Бетховена. Позже влияние клас. принципов самоустранится и останется так называемый романтический стиль. Конечно это разделение муз. эпох приблизительное. Например, в музыке Бетховена есть много такого, что можно отнести к романт. музыке и также наоборот: например - форма Брамса и Шопена строгая, её можно назвать классической.


Возникновение романт. музыки отстранило на задний план - классическую рациональность. Романтик возносит себя выше реальности и поварачивается только к художеств. стороне представленного мира. Романтики предпочитали фантастический, магический мир мечтаний, который далёк от настоящего времени.

В эпоху классики ещё строже вмешивались художественные границы. Такие понятия как звуковая окраска, композиторское твор-во, муз. поэзия вошли в использование.


Импульс развития в музык. науке даёт существование музыкальной газеты Р. Шумана в 1834 году (под названием “Zeitschrift für Musik”)
В эпоху романтизма фортепиано – популярно, в каждой семье любителей музыки был этот инструмент, почитали домашнее музицирование. Рояль также означал знакомство с другой музыкой такой, как оперы, балетные клавиры, симфонические форт. сопровождения, транскрипции.
19 век - развитие концертной жизни. Музыка из салонов перебралась в концертные залы. В связи с этим появились и первые виртуозы, дававшие концерты по всему миру.
После Бетховена соната теряет своё центральное значение. С одной стороны, она становится сформированным, полноценным прозведением, с классической формой, где вес имеют певучие, романтические темы (Шуберт). С другой стороны – соната в 19 веке – это фантазия с длинной мыслью, где сонатная форма зависит от полёта фантазии автора (Лист).
Романтизм – это эмоциональные переживания. Если внимание ком-ра притягивает какой-то момент, событие или картинка природы, то в музыку передаётся не конкретное выражение увиденного, а прежде всего, то что ком-тор чувствует и переживает.
Предпочитают маленькие формы, которые достаточно развиты – баллада, каприччо, характерная пьеса, элегия, этюд, импромту, интермеццо, легенда, песня без слов, муз. момент, ноктюрн, фантазия, прелюдия, романс, скерцо, национальный танец. Большое развитие проходит через гармонию, которая обогощается многими нововведениями. Из гармонии получается –необычное, особенное средство композиторского письма. Гармония развивается в тонком, изысканном, хромматическом направлении. Тоника, субдоминанта, доминанта приобретают большее значение, чем просто ступени; разнообразными становятся отклонения и модуляции. Смелое противопоставление тональностям, альтерации в гармонии ведут в 19 веке к кризису функциональной гармонии (Вагнер). В середине 19 века по всей Европе начинаются образовываться национальные школы, которые внесли существенный вклад в развитие форт. музыки.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

  • I. Задача музыки. Задачи интерпретатора и фортепианной педагогики.