Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурса "Отечественная война 1812 года Великие победы народов России на ратных полях Отечества"




Скачать 173.47 Kb.
Дата28.04.2017
Размер173.47 Kb.
ТипКонкурс
Окружной этап городского конкурса "Отечественная война 1812 года Великие победы народов России на ратных полях Отечества"

ГОУ Центр образования города Москвы №1272

Музей «История Российского образования в истории школы»



Реферат

Отечественная война 1812 года - в творчестве современных художников

Номинация: реферат

Выполнила: Васильева Софья, ученица 6 класса

Руководители: Левицкая Любовь Васильевна, педагог- организатор музейной работы

Чекаданова Татьяна Борисовна, учитель рисования

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………

Отечественная война 1812 года – в творчестве современных художников……………………………………………………

2.1 Аверьянов Александр Юрьевич………………………………

2.2 Чагадаев Александр Сергеевич………………………………

2.3. Машков Игорь Геннадьевич………………………………….

З.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

5.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………



ВВЕДЕНИЕ

В 2012 году Россия отмечает крупнейшую национальную дату – 200 –летие Отечественной войны 1812 года. В преддверии этой даты всем нам важно приобщиться к памятным событиям страны в те далекие времена, вспомнить великие победы народов России на ратных полях Отечества, изучить историческое наследие русской воинской славы, биографии выдающихся участников событий русской военной истории.

В центре образования города Москвы №1272 разработана программа мероприятий на 2010-2011 годы по подготовке 200-летию Отечественной войны 1812 года. В рамках этой программы начата поисковая работа по сбору материалов для тематической выставки в школьном музее. Собирая и изучая материалы, мы поняли, что многие события, судьбы людей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, нашли свое отражение в творчестве художников тех лет. Современные художники так же успешно раскрывают в своих работах этот этап в жизни страны. Поэтому мы предположили, что, изучая творчество современных художников-баталистов, можно достаточно полно и подробно познакомиться с историей России в годы Отечественной войны 1812 года.

Темой своего реферата я выбрала Отечественную войну 1812 года в творчестве современных художников – баталистов Аверьянова Александра Юрьевича , Чагадаева Александра Сергеевича и Заслуженного художника России Машкова Игоря Геннадьевича.

Цель работы - приобщиться к славной странице в истории России – Отечественной войне 1812 года через творчество современных художников.

Задачи работы:


  • Собрать материалы о творчестве современных художников, работающих в жанре батальной живописи

  • Познакомиться с работами художников – баталистов, посвященных Отечественной войне 1812 года

  • Изучить ряд крупных событий Отечественной войны 1812 года, отраженных в работах современных художников.

Для изучения вопросов были проанализированы литературные, художественные и архивные источники. Возможности Интернета помогли нам собрать иллюстративный и текстовой материал. Мы остановили свое внимание на творчестве трех современных художников. Это художники: Аверьянов Александр Сергеевич, Чагадаев Александр Юрьевич и Машков Игорь Геннадьевич.

Практическим результатом данной работы является написание реферата на окружной Конкурс, подготовка материалов на периодически сменяемый стенд «Отечественная война 1812 года» и на школьный сайт.

2. Основная часть

Отечественная война 1812 года – в творчестве современных художников

Процесс создания исторического полотна всегда начинается с замысла композиции, с изучения исторических источников, консультаций с историками и архивными работниками, посещения мест событий , подробного исследования ландшафта, выбора смотровой точки. Это мы узнали из рассказа Игоря Геннадьевича Машкова.

Рассмотренные нами картины художников-баталистов интересны и достоверны. Они выполнены в реалистической манере. Колорит, мажорность и контраст цветовой гаммы передает дух победы наших солдат и офицеров. Работы Чагадаева А.С. и Аверьянова А.Ю. находятся в разных музеях страны:


  • Музей-панорама «Бородинская битва»

  • Бородинский военно-исторический музей-заповедник

  • Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года.

Мы смотрим на картины художников – баталистов и переносимся в другую эпоху, возвращаемся на двести лет назад. Перед нами поля сражений, орудия, кони, люди: полководцы и рядовые бойцы. Поражает то, как владеет художники темой, какими энциклопедическими знаниями они обладают, как не упускают ни единой детали. Это и придаёт их работам достоверность, создает зримый образ Отечественной войны 1812 года.

2.1 Аверьянов Александр Юрьевич

Биография

Александр Юрьевич Аверьянов родился в 1950 г. в г. Чехове Московской области. Широко известен как мастер батальных сцен. Много картин работы Аверьянова Ю. А. находятся в экспозиции музея «Бородинская панорама», музея-заповедника «Бородинское поле», исторического музея в городе Малоярославце. Ю. А. Аверьянов также помогал Народному художнику России Н. С. Присекину в создании панорамы «Курская битва» (Москва, Поклонная гора).

«…Масштабность работ поражает, что вообще характерно для картин батального жанра. Серьёзный баталист выступает не только как баталист, но и как тонкий и пытливый историк и исследователь. Для А. Аверьянова существенен не только пафос многофигурного сражения, но и каждая деталь в изображении битвы и её участников. От того работы художника удивляют органическим единением завершённой композиции, верности истории и живости палитры, делающих зрителя отнюдь не посторонним наблюдателем». Из книги «1000 русских художников. Большая коллекция» М.: «Белый город», 2006



Творчество

Картины батальных сражений А.Ю.Аверьянова, такие как: "Сражение за Малоярославец 12 (24) октября 1812", "Князь П. И. Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака", "Сражение за Смоленск" и т.д., выставлены в исторических музеях разных городов нашей страны, наряду с историческими портретными работами типа "Ветеран", "Веселый драгун" и пр.

Его картины, украшающие сегодня музеи и частные коллекции, с одинаковой силой привлекают и неопытного зрителя, и военного историка, и профессионального ценителя искусства. В каждой из них видна серьёзная работа настоящего мастера. Поражает всё: виртуозное владение большими композициями; обилие деталей, не нарушающих при этом единства живописного полотна; замечательные краски, передающие и свежесть зимнего утра, и полуденный летний зной. Из многих, порою неуловимых компонентов складывается впечатление, не позволяющее спутать картины Аверьянова с произведениями других художников и заставляющее снова и снова возвращаться к ним.

«В 1990-х годах в батальной живописи начался процесс возрождения утраченных традиций. Среди художников России, активно развивающих историческую составляющую жанра, особо выделяется имя Александра Аверьянова. Его картины, украшающие сегодня музеи и частные коллекции, с одинаковой силой привлекают и неопытного зрителя, и военного историка, и профессионального ценителя искусства. В каждой из них видна серьёзная работа настоящего мастера. Поражает всё: виртуозное владение большими композициями; обилие деталей, не нарушающих при этом единства живописного полотна; замечательные краски, передающие и свежесть зимнего утра, и полуденный летний зной. Из многих, порою неуловимых компонентов складывается впечатление, не позволяющее спутать картины Аверьянова с произведениями других художников и заставляющее снова и снова возвращаться к ним».


А.Кибовский. История России в картинах современных художников. М.: Благотворительный фонд памяти Марии, 2007.

Приложение 1





Бой за Багратионовы флеши
Автор: Аверьянов Александр Юрьевич. 1992 г., 120×75, х., м., Музей-панорама «Бородинская битва»

Жанр: Батальная живопись

Приложение 2



  •   

Веселый драгун (2-й эскадрон Московского драгунского полка)

Аверьянов Александр Юрьевич. 2001 г., 32 × 42, х.м., Музей-панорама «Бородинская битва»
Жанр: Портрет

Приложение 3








  • Ветеран

  • Аверьянов Александр Юрьевич. 1999 г., 60×80, холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва»
    Жанр: Портрет






- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,


Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Приложение 4



Князь П.И.Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака


Автор: Аверьянов Александр Юрьевич, 2005 г., 127×202, холст, масло, Музей-панорама «Бородин

Приложение 5



Конногвардейцы при Бородине
Автор: Аверьянов АлександрЮрьевич. 2003 г., 34×50, холст, масло. Музей-заповедник «Бородинское поле»
Жанр: Батальная живопись

Приложение 6





Сражение за Малоярославец 12(24) октября 1812 г.
А.Ю. Аверьянов, холст, масло, 1998 г.

Приложение 7





Генерал А.Ж.Дельзон в сражении за Малоярославец 12/24 октября 1812г.
А.Ю. Аверьянов, холст, масло, 1993 г.

Приложение 8





Совет в Городне
А.Ю. Аверьянов, холст, масло, 2000 г.

Приложение 9





Подвиг артиллеристов
Автор: Аверьянов Александр Юрьевич.

1991 г., 50х60, холст, масло, Музей-панорама «Бородинская битва»

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

На картине Александра Юрьевича Аверьянова «Подвиг артиллеристов» перед зрителем развиваются события войны 1812 года. Художник показывает прорыв французских войск на фланге нашей обороны. Запечатлена трагическая развязка боя. На переднем плане, слева изображены солдаты и офицер наполеоновской армии. Справа изображен лафет разбитой русской пушки. Убитый русский артиллерист судорожно сжал еще дымящийся шомпол. Раненный офицер, опираясь на саблю, пытается подняться, чтобы встретить неприятеля и продолжить сражение. Французы потрясены мужеством русского офицера-воина. Небо написано большими широкими мазками. На заднем плане, в дымке пороха французы уносят своих раненных и убитых. Солнечный свет пробивается сквозь дым пожарища, освещая эту роковую сцену. Мундиры французских и русских солдат и офицеров выполнены с исторической точностью. На земле пробивается зеленая трава, что дает возможность предполагать настрой на скорую победу русского оружия.

Эта картина дает возможность нашим современникам глубже понять весь драматизм событий Отечественной войны 1812 года.

Приложение 10



На западной границе. Июнь 1812 г.


Автор: Аверьянов АлександрЮрьевич

2008 г., 111,5×130, холст, масло, собственность автора



Приложение 11



Под Городней. 13 (25) октября 1812 г.


Автор: Аверьянов Александр Юрьевич.

1999 г., 80х100,5, холст, масло, Музей города Малоярославца



2.2 Чагадаев Александр Сергеевич

Биография

Родился Александр Сергеевич Чагадаев в 1956 году в городе Москве. В 1974 году окончил Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. С 1988 года - член Московского комитета художников графиков. С 1990 года - член Международной федерации художников. С 1995 года - член творческого объединения художников «Москворечье». Член Московского Союза Художников с 2000года. Участник осенних, весенних, московских, зарубежных (Лондон, Мадрид) выставок. Работы хранятся в частных коллекциях России и за рубежом, в Бородинском Военно-историческом музее. Работает в историческом жанре, бытовом, портрет, пейзаж, натюрморт.

Приложение 12













Отступление арьергарда генерала И.С. Дорохова в июле 1812 года

А.С. Чагадаев, холст, масло, 1992 г.

Приложение 13



Атака Ахтырских гусар под Миром
А.С. Чагадаев, холст, масло, 1992 г.

Приложение 14





На Бородинских высотах каре лейб-гвардии Литовского полка
А.С. Чагадаев, холст, масло, 1992 г.

Приложение 15





За веру и Отечество
А.С. Чагадаев, холст, масло, 1992 г.

Первым почетную боевую награду еще в 1812 году получил священник 19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский. На начальном этапе войны полк выдержал тяжелый бой под Витебском. Командир дивизии, в которую входил егерский полк, генерал Лихачев после этого боя отмечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от смерти духовного пастыря спас наперсный крест, принявший на себя удар пули. Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем. О действиях отца Василия в этом сражении командующий корпусом генерал Дохтуров доносил Кутузову, что священник Егерского полка «все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает воину; он скончался во Франции от ран, полученных во время заграничного похода.

Приложение 16



Отступление французов из России в 1812 году
А.С. Чагадаев, холст, масло, 1993 г.

Приложение 17





Художник А.С. Чагадаев. Музей-заповедник "Бородинское поле»

2.3. Машков Игорь Геннадьевич

Биография












Машков Игорь Геннадьевич родился 7 января 1967 года в городе Москве. В 1985 г. окончил Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В. И. Сурикова. По итогам обучения награжден Дипломом Академии художеств СССР 1 степени. В 1993 году окончил Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Мастерскую портрета под руководством профессора Глазунова И. С. В 1994 г.— стипендиат Союза художников России.
В 1995 — 2000 г. стипендиат Творческих мастерских Российской Академии художеств. Является членом Московского союза художников. Заслуженный художник России. Состоит в Профессиональном творческом союзе художников ЮНЕСКО, а также в Международном художественном фонде.
Творческое кредо художника — следование традициям классического русского реализма. А высшая цель — овладение секретами мастерства для наиболее полного отражения красоты мироздания. Машков работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа.
Является участником выставок Союза художников России и Москвы.
Принимал участие в выставках товарищества художников «Москворечье», «Русская живопись», а так же провел около 30-ти персональных выставок.

Картины Машкова имеются в частных собраниях в России, Австрии, Германии, Франции, Японии.

Страницы прошлого России и Москвы воспеты не одним поколением русских художников. Богатая событиями и яркими историческими личностями, наша история является неисчерпаемым кладезем сюжетов достойных изображения на холсте.
Суриков В. И. и Репин И. Е., Васнецов В. М. и Рябушкин А. П. нашли свой подход, свое ощущение истории Руси, России. На картинах этих мастеров сформировано видение родной истории многих и многих россиян.
Работая сегодня над исторической картиной, невольно поддаешься колоссальному обаянию этих художников. Найти свое, отыскать не виденное никем,— вот задача достойная исполнения.
Таков же и русский пейзаж, воспетый в произведениях лучших пейзажистов.
Быть достойным учеником природы, прилежно изучать все тонкости русского пейзажа — интереснейшее занятие.

На протяжении всего творческого пути художник И. Г. Машков стремится стать истинным продолжателем традиций, заложенных великими предшественниками – художниками классической школы русского реализма. Окончив мастерскую портрета, он с увлечением работает над исторической картиной. Это и допетровская Русь, и исторический цикл «История православного паломничества», и, конечно, близкие сердцу художника сюжеты великой и трагической истории казачества российского.

Пробует И. Г. Машков себя и в жанрах пейзажа, натюрморта и книжной иллюстрации. Проведенные автором персональные выставки в Московском Кремле, Московской Мэрии, Московской городской Думе, Администрации президента РФ, Российском Фонде Культуры, Московской Патриархии, свидетельствуют о неизменном интересе зрителя к творчеству художника. «Работы Машкова написаны внимательно и с любовью, в них чувствуется уверенная рука мастера. Они неординарны по решению». Так отзываются о творчестве ученика академики, народные художники СССР А. П. и С. П. Ткачевы. При этом искусство Игоря Машкова захватывает не драматургической полнотой «рассказа», а более таинственным свойством – способностью убедить зрителя, увлечь его сотворенной на холсте реальностью.


Приложение 18



«Казаки. Походная песня». 1994-2001 гг.

Машков Игорь Геннадьевич

…После победы в Отечественной войне 1812 года и разгрома наполеоновской армии казачьи полки под предводительством атамана Матвея Ивановича Платова возвращались на Дон. Едут верхом при близящемся вечере три служилых воина, кажется, что разносит ветер их песню до Москвы-реки на севере, до нагорий Святой земли на востоке, во все страны, во все концы света. Как поется в старинной казачьей песне:

«За курганом пики блещут, И повсюду слышно было,

Пыль клубится, кони ржут. Что донцы домой идут».

З. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


  • Задачи, поставленные в реферате, выполнены. Собран текстовой и иллюстративный материал о творчестве современных художников-баталистов, их биографиях.

  • Изучение творчества современных художников Александра Юрьевича Аверьянова, Александра Сергеевича Чагадаева, Игоря Геннадьевича Машкова повлияло на возникновение интереса к историческим событиям родной страны в Отечественной войне 1812 года.

  • Изучение картин современных художников-баталистов дало возможность глубже понять ход и драматичность отдельных событий войны 1812 года.

  • Весь народ страны встал на защиту Отечества от нашествия наполеоновской армии (партизанское движение, участие казаков в войне, духовенство и т.д.).

  • Русские солдаты и офицеры проявляли массовый героизм на полях сражений против наполеоновских войск.

  • Духовенство России наставляло и личным примером поощряло наших воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • «1000 русских художников. Большая коллекция» М.: «Белый город», 2006

  • «История России в картинах современных художников». М.: «Благотворительный фонд памяти Марии», 2007.

  • А.Кибовский. История России в картинах современных художников. М.: Благотворительный фонд памяти Марии, 2007.

http://www.noxog.ru/mashkov-igorj-gennadjevich/mashkov-igorj-gennadjevich.htm

www.mjar.ru/muz1812/gr_new.htm

http://www.mjar.ru/muz1812/gr_new.htm

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Бой за Багратионовы флеши
Автор: Аверьянов Александр 1992 г., 120×75, х., м., Музей-панорама «Бородинская битва»
Жанр: Батальная живопись

Приложение 2. Веселый драгун (2-й эскадрон Московского драгунского полка) Аверьянов Александр Юрьевич.2001 г., 32 × 42, х.м., Музей-панорама «Бородинская битва». Жанр: Портрет

Приложение 3. Ветеран

Автор: Аверьянов Александр Юрьевич 1999 г., 60×80, холст, масло. Музей-панорама «Бородинская битва». Жанр: Портрет


Приложение 4. Князь П.И.Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака
Автор: Аверьянов Александр. 2005 г., 127×202, холст, масло, Музей-панорама «Бородинская битва»

Приложение 5. Конногвардейцы при Бородине
Автор: Аверьянов Александр. 2003 г., 34×50, холст, масло. Музей-заповедник «Бородинское поле»
Приложение 6. Сражение за Малоярославец 12(24) октября 1812 г.
А.Ю. Аверьянов, холст, масло, 1998 г.

Приложение 7.Генерал А.Ж.Дельзон в сражении за Малоярославец 12/24 октября 1812г.
А.Ю. Аверьянов, холст, масло, 1993 г.

Приложение 8. Совет в Городне
А.Ю. Аверьянов, холст, масло, 2000 г.

Приложение 9. Подвиг артиллеристов
Автор: Аверьянов Александр

Приложение 10. На западной границе. Июнь 1812 г.
Автор: Аверьянов Александр

Приложение 11. Под Городней. 13 (25) октября 1812 г.
Автор: Аверьянов Александр

Приложение 12. Отступление арьергарда генерала И.С. Дорохова в июле 1812 года
А.С. Чагадаев, холст, масло, 1992 г.

Приложение 14. Атака Ахтырских гусар под Миром


А.С. Чагадаев, холст, масло, 1992 г.

Приложение 15. За веру и Отечество


А.С. Чагадаев, холст, масло, 1992 г.

Приложение 16. Отступление французов из России в 1812 году


А.С. Чагадаев, холст, масло, 1993 г.

Приложение 17. «Казаки. Походная песня».



Машков Игорь Геннадьевич. 1994-2001 гг.