Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурс «золотой сокол-2014»




страница1/2
Дата03.07.2017
Размер0.5 Mb.
ТипКонкурс
  1   2


КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_______________________________________________________
Методический отдел
Информационно-методический выпуск


КОНКУРС «ЗОЛОТОЙ СОКОЛ-2014»:

ИТОГИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Москва

2015 г.
Ответственный за выпуск

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры РФ

Д.В. Хробостов

Составители:

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры РФ



Д.В. Хробостов,

заместитель начальника методического отдела



Е.К. Гурьянова,

ведущий методист

заслуженный работник культуры РФ

В.А. Дмитриченко,

начальник группы методики культурно-досуговой работы

заслуженный работник культуры РФ Ю.Е. Иванов,

заведующая методическим кабинетом Е.И. Еркович,

начальник группы

информационно-аналитической работы Т.П. Лещинская,

методист заслуженный работник культуры РФ К.Г. Галкин ,

методист В.В. Калугин,

инструктор С.В. Зяблов,

методист Н.М. Шипилова,

методист О.Н. Барбашев,

методист А.О. Скитыбог


Отзывы, замечания и предложения просим направлять по адресу:

129110, г. Москва, Суворовская пл., д.2

Культурный центр Вооруженных Сил Российской Федерации

имени М.В. Фрунзе

Министерства обороны Российской Федерации

Методический отдел

Контактные телефоны: (495) 681-56-17, 681-28-07,

Факс: (495) 681-52-20
ПОБЕДЫ «ЗОЛОТОГО СОКОЛА»
В Культурном центре ВС РФ состоялось награждение победителей и дипломантов VIII Всероссийского конкурса на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств «Золотой сокол».

В нем приняли участие учреждения культуры Вооруженных Сил, силовых министерств и ведомств. Всего на конкурс поступило 145 работ из 84 учреждений культуры. Их география – 81 субъект Российской Федерации, в том числе Крым. Работы рассматривались в четырех номинациях: «Лучшая методическая разработка», «Лучший видеосюжет», «Лучший сценарий» и «Лучший аналитический обзор организации работы учреждения культуры».

«Золотой сокол» начал свой полет в 2007 году по инициативе сотрудников методического отдела во главе с заслуженным работником культуры РФ Дмитрием Хробостовым, не только определив вектор дальнейшего развития военной культуры, но и дав возможность сохранить лучшие ее традиции в очень не простое для Вооруженных Сил время.

Знаково, что в зале, где проходила торжественная церемония чествования лучших, присутствовали сотрудники ГУРЛС ВС РФ, начальники отделений управлений по работе с личным составом военных округов и руководители военных учреждений культуры, изменивших тип учреждений на федеральные государственные бюджетные учреждения – в этот день проходил их учебно-методический сбор-семинар, который в соответствии с планом деятельности Главного управления по работе с личным составом ВС РФ на 2014 год и в целях совершенствования деятельности военных учреждений культуры проводился в Культурном центре ВС РФ на Суворовской площади столицы и на базе 93-го Дома культуры Российской армии в подмосковном Ногинске. В нынешнем году это уже второй сбор-семинар с руководителями армейской культуры. Первый проводился в мае в Доме офицеров Самарского гарнизона.

На церемонии награждения VIII Всероссийского конкурса на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств «Золотой сокол-2014» начальник Управления культуры Минобороны России Антон Губанков передал слова благодарности от министра обороны России всем работникам культурно-досуговых учреждений Вооруженных Сил страны за их большой, нелегкий, кропотливый труд по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих, гражданского персонала Минобороны России и членов их семей и выразил уверенность в том, что конкурс «Золотой сокол», переживший в свое время тяжелые для военной культуры времена и впредь будет жить, крепнуть и осуществлять функции своего рода локомотива в дальнейшем развитии военной культуры. По мнению начальника Управления культуры военного ведомства страны, «Золотой сокол» – это квинтэссенция всего лучшего, что сегодня существует в российской военной культуре.

Вот уже восьмой год этот конкурс, в котором участвуют силовые

структуры, представляет собой настоящую ярмарку идей и актуальных творческих наработок, многие из которых получат свое практическое применение, – отметил Антон Губанков.

Как рассказал начальник Культурного центра ВС РФ Василий Мазуренко,

основная масса работ была посвящена наиболее актуальным темам жизни страны и Вооруженных Сил, и прежде всего знаменательным датам России в 2014 году – Году культуры, 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 100-летию начала Первой мировой войны, подготовке к 70-летию Великой Победы.

К примеру, ФСКН России представила на «Золотом соколе» методическое пособие по ораторскому искусству для своих новых сотрудников, чтобы преодолеть, так называемый, эффект усталости молодежи от банальной антинаркотической пропаганды в районной поликлинике. Академия ФСО вышла на конкурс со сценарием устного журнала для своих курсантов, где с применением мультимедийных технологий рассказывается о подвигах пионеров-героев Великой Отечественной войны. В аннотации к сценарию подчеркивается, что героями для современных детей являются Гарри Поттер, Гермиона и вампиры из «Сумерек», а не Марат Казей, Леня Голиков и Зина Портнова, которые были реальными людьми, отдавшими жизнь за нашу Родину.

Новые форматы коммуникаций пытаются искать и военные библиотеки. Например, библиотека воинской части из подмосковной Власихи уже давно проводит тематические викторины для военнослужащих-призывников, что превращает изучение любой воинской дисциплины в увлекательное соревнование. Надо отметить, что немало ярких разработок представили на конкурс Дома офицеров Крыма и Севастополя, которые в первый раз принимают участие в таком творческом состязании.

Победителей и призеров пришли поздравить народные артисты России Алина Покровская, Михаил Ножкин, Ренат Ибрагимов, заслуженная артистка России, народная артистка Молдавии Надежда Чепрага. Армейскую культуру представляли Ансамбль песни и пляски ВДВ, оркестр комендантского Преображенского полка, ансамбль «Юные александровцы», артисты КЦ ВС РФ – группа концертно-художественной работы под руководством Эдуарда Доронина, концертный ансамбль под руководством Вадима Панфилова, Театр моды и танца «Маргаритки».

Интересно, что награждение победителей конкурса и гала-концерт прошли в обновленном формате. В фойе Краснознаменного зала КЦ ВС была развернута интересная выставка, посвященная обзору наиболее значимых событий в российской военной культуре за последние 200 лет, а также можно было побывать на костюмированном балу с историческими военными персонажами.
Ирина Павлюткина.

Александр Востриков

«Красная звезда» от 26 ноября 2014 г.


ОБРАЩЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. ГУБАНКОВА К УЧАСТНИКАМ КОНКУРСА

«ЗОЛОТОЙ СОКОЛ-2014»
Дорогие друзья!
Рад приветствовать Вас на итоговом гала-концерте VIII Всероссийского конкурса на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств Российской Федерации «Золотой сокол-2014».

Убежден, что ваш профессионализм, опыт, подвижничество и беззаветное служение военной культуре позволят сохранить и приумножить культурное наследие Вооруженных Сил.

Сегодня нужны новые идеи, специалисты, способные работать в современных условиях. Такими специалистами являетесь вы, дорогие друзья!

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу поставил задачу – сделать армию открытой для гражданского общества. Вы успешно решаете эту задачу.

Желаю «Золотому соколу» новой высоты. С праздником, дорогие друзья!


ВОСЬМАЯ ВЫСОТА…
Нынешний VIII конкурс «Золотой сокол-2014» на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Вооруженных Сил РФ и других силовых ведомств, проводится в рамках реализации основных положений Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», Указа Президента РФ о проведении Года культуры в 2014 году.

Целью конкурса является:

- развитие и совершенствование творческого потенциала специалистов военных учреждений культуры;

- выявление и распространение передового опыта культурно-досуговой деятельности;

- пропаганда новых креативных культурно-досуговых форм работы, возможность трансляции инновации на другие учреждения;

- расширение спектра современных моделей организационно-методической и информационной деятельности.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

- лучшая методическая разработка;

- лучший сценарий культурно-досугового мероприятия;

- лучший видеосюжет;

- лучший аналитический обзор.

В этом году в адрес оргкомитета конкурса поступило 145 работ из 84 учреждений культуры. Следует отметить особый интерес конкурсантов к 100-летию Первой мировой войны, 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 70-летию Великой Победы. Работы по этим направлениям разножанровые, высокохудожественные, в полной мере отвечающие духу времени.

История конкурса берет свое начало в 2007 году, когда в методическом отделе родилась идея проведения постояннодействующего конкурса под названием «Золотой сокол». Это было время тотального сокращения учреждений культуры, ухода большого числа профессионалов-культурологов.

Затормозить этот процесс и возродить армейскую культуру – такую цель преследовал Культурный центр Вооруженных Сил. В разные годы конкурс проходил по-разному, но всегда были энтузиасты на местах, которые не прерывали связь с методистами КЦ ВС. За восемь лет работы конкурса, который стал общероссийским, в нем приняли участие более 4 тысяч человек. Обширна география – Калининград, Мурманск, Владивосток, Астрахань, самые отдаленные уголки страны. Именно это помогло поддерживать статус конкурса. А сегодня, когда министр обороны РФ генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу уделяет культуре большое внимание, конкурс обрел новый смысл, новое дыхание.

Поддержку и понимание получает конкурс и со стороны Управления культуры Министерства обороны, возглавляемое Антоном Николаевичем Губанковым. Методисты КЦ ВС очень тесно сотрудничают с Управлением культурно-досуговой работы Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, которое возглавляет полковник Федотов Игорь Владимирович.

Все вместе взятое позволяет с уверенностью сказать – армейской культуре быть!



СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ
Уважаемые коллеги!
Обращаем ваше внимание на понятие соревновательность как метод совершенствования КДР. Под методом мы понимаем совокупность приемов, способов, средств, используя которые мы достигаем выполнения поставленных целей. Человек от рождения заряжен на желание быть лучшим, быть первым. И это желание реализуется в нем самом. Вы точно знаете, что Вам необходимо исполнить задание так, чтобы Вы сами получили положительные эмоции. А уж если Вас похвалят товарищи, руководители – это эйфория.

Задумавшись над этим восемь лет назад методисты КЦ ВС обратились к очень известной и эффективной форме – конкурсу.

Конкурс предполагает, прежде всего, состязательное начало для участников лично и для организаций в целом, жизнь подтвердила правильность избранной формы КДР. В бушующем море радикальных перемен легко можно было растерять десятилетиями накопленный опыт. Уместно напомнить высказывание великого Макиавелли: «Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми».

Приступая к созданию проекта «Золотой сокол», мы основной упор сделали на состязательность. Определили цель, поставили задачи, решая которые достигается цель.

Для стимулирования любого вида деятельности необходим определенный набор поощрительных инструментов, они могут быть различными в нашем случае: главный приз – статуэтка «Золотой сокол», дипломы, грамоты, благодарственные письма, ценные подарки.

За годы проведения конкурса мы пришли к убеждению: не только и не столько конкурсантами движет желание получить награду, хотя и это очень важно. Когда-то Никита Сергеевич Хрущев по поводу награды высказался так: «Награды получать приятно. Они украшают человека». Важнее всего достичь ощущения причастности к большому, красивому и очень нужному делу. Понимание того, что вас услышали, оценили, вашим трудом пользуются в интересах воспитания военнослужащих, приподнимает человека в собственных глазах и в глазах окружающих. А доброе слово, по выражению Н.В. Гоголя, приподнимает человека над самим собой.

Не будем называть поименно тех, кто заражен духом состязательности. Несколько слов о том, что от этой работы получаем мы, организаторы.

В эпоху перемен была утрачена связь со многими культурно-досуговыми учреждениями, с помощью конкурса мы ее восстанавливаем. На наш призыв откликнулись в дальних уголках нашей необъятной страны.

В последние годы число конкурсантов в лице культурно-досуговых учреждений, авторов работ и содержание материалов было разным. Но тот факт, что «Золотой сокол» уже 8 лет собирает крупицы интеллектуальных разработок, втягивает в орбиту новых участников, а те, кто из года в год принимают участие – растут в теоретическом плане, говорит сам за себя.

В этом году пришло рекордное число работ. Но важнее тот факт, что работы носят зрелый характер. Думается, что это – результат состязания и желания быть лучшим.

Впервые за 8 лет мы встали перед дилеммой – кто лучший, так как все работы заслуживают внимания и поощрения.

Соревнование на финале всегда предусматривает поощрительные призы. Уже одно то, что вы приехали в Культурный центр, встретились со своими коллегами по цеху является свидетельством заботы и внимания командующих, их заместителей: округов и видов Вооруженных Сил, Управления по работе с личным составом ВС РФ. Особо следует отметить активную деятельность Управления культуры Минобороны России, возглавляемого Антоном Николаевичем Губанковым. Мы полагаем, что такое единение поднимает нашего «сокола» на новую высоту.

Давайте состязаться, добиваться новых результатов – это наш долг и призвание!

Ведущий методист методического отдела

заслуженный работник культуры РФ

В. Дмитриченко

ОТЧЕТ


об подведении итогов VIII Всероссийского конкурса на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств Российской Федерации «Золотой сокол - 2014»
В соответствии с перспективным и месячными планами работы Культурного центра Вооруженных Сил РФ и методического отдела в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации
(г. Москва, Суворовская пл.; д.2, м. Достоевская, Краснознаменный зал) 20 ноября 2014 года состоялось подведение итогов VIII Всероссийского конкурса на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств Российской Федерации «Золотой сокол - 2014».

В течение 2014 года шла подготовка и сбор материалов к конкурсу. Обширна география конкурсантов, работы поступили из 81 субъекта Российской Федерации, четырех военных округов и трех флотов.

В соответствии с Положением от 17 ноября 2013 года о проведении конкурса на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств Российской Федерации «Золотой сокол-2014» в адрес Культурного центра Вооруженных Сил имени М.В. Фрунзе поступило 145 работ из 84 учреждений культуры.

Жюри Конкурса, проанализировав все работы, выбрало по 4 номинациям следующие учреждения культуры:



Номинация – Лучшая методическая разработка

(всего 27 работ из 27 учреждений культуры)


Первая премия:

Дом офицеров Южного военного округа, г. Ростов-на-Дону за методическую разработку военно-патриотической акции «В пожаре Первой мировой…». Начальник – Лашенко В.В. Авторы: заведующая методическим кабинетом Левитина М.А., методисты Корнеева Н.Ю. и Бирюкова В.А.



Вторая премия:

155 Дом офицеров (гарнизона) Минобороны России, г. Комсомольск-на-Амуре (12 ГУ МО) за методическую разработку «Ноты Победы. Искусство и православная церковь в годы Великой Отечественной войны». Начальник Морозова Т.И. Автор – заведующая библиотекой Грифлюк И.А.


Третья премия:

Клуб в/ч 93723 1182 гвардейского полка, г. Наро-Фоминск (ЗВО) за методическую разработку «Александр Невский – спаситель земли русской». Заведующая клубом – Анистарова А.В. Автор – библиотекарь Орехова Т.А.



Номинация – Лучший сценарий культурно-досугового мероприятия

(всего 87 работ из 56 учреждений культуры)



Первая премия:

Военный университет МО РФ, г. Москва за сценарий «Подвигу жить в веках» (Военно-патриотическая конференция, посвященная 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне). Начальник – Марченков В.И. Авторы: заведующий 17 кафедрой Воробьев Б. В., заместитель начальника 32 кафедры полковник Собченко Н. М.



Вторая премия:

Дом офицеров Новосибирского гарнизона, г. Новосибирск (ЦВО) за сценарий «100 лет Первой Мировой войне 1914 – 1918 гг.». Начальник – Голов Ю.В. Авторы: начальник военно-исторического (экспозиционного) отдела Медведев Ю.П, научный сотрудник военно-исторического (экспозиционного) отдела Фабрика Ю.А .



Третья премия:

Дом офицеров Восточного военного округа, г. Хабаровск за сценарий литературно-музыкального спектакля «Гимн послевоенной тишины». Начальник - Димитриенко С. А. Автор - заведующий методическим кабинетом Бирюков В.В.



Номинация – Лучший видеосюжет

(всего 23 работы из 23 учреждений культуры)

Первая премия:

84 Дом офицеров Минобороны России, г. Оленегорск-2 (12 ГУМО) за видеосюжет «О деятельности Дома офицеров». Автор – начальник Дома офицеров Пилипенко Ю. Н.



Вторая премия:

96 Дом офицеров Каспийской флотилии, г. Астрахань (ЮВО) за видеосюжет «Ветераны войны и сегодня в строю». Начальник – Лашук А.Л. Автор – заведующий библиотекой Ушанов А.П.



Третья премия:

Дом офицеров Уссурийского гарнизона, (ВВО) за видеосюжет «Музей «Боевой славы». Автор – начальник Дома офицеров Сергазинов А.Н.



Номинация – Лучший аналитический обзор организации работы учреждения культуры

( всего 12 работ из 12 учреждений культуры)

Первая премия:

Центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. Лиходея за работу «Музеи ЦВТ им. М.А. Лиходея как центры героико-патриотического воспитания и пропаганды боевых традиций ветеранов и инвалидов войн». Генеральный директор – Сайфуллин В.Г. Автор – начальник социально-реабилитационной службы ЦВТ им. М.А. Лиходея Демина Л.В.



Вторая премия:

Библиотека в/ч 95501 , г.о. Власиха Московской обл. (РВСН) за работу «Аналитический обзор организации работы библиотеки войсковой части 95501». Автор –заведующая библиотекой Зеленченко Е.В.



Третья премия:

Дом офицеров Западного военного округа, г. Санкт-Петербург.



Авторы: начальник Дома офицеров Богатырева Н. Е., заместитель начальника Дома офицеров Ткаченко В. В.

Церемонию награждения конкурса открыли начальник Управления культуры Минобороны России А.Н. Губанков и председатель жюри конкурса начальник Культурного центра ВС РФ Минобороны России заслуженный работник культуры РФ В.И. Мазуренко.

В гала-концерте приняли участие: народная артистка России Алина Покровская, народный артист России Ренат Ибрагимов, народный артист РСФСР Михаил Ножкин, заслуженная артистка России, народная артистка Молдавии Надежда Чепрага, Леонид Лютвинский, Дмитрий Прохоренков, группа концертно-художественной работы КЦ ВС РФ под руководством Эдуарда Доронина, концертный ансамбль КЦ ВС РФ под руководством Вадима Панфилова, детский театр моды и танца «Маргаритки», камерное трио «Элеганс», ансамбль «Юные Александровцы» под руководством Нины Путилиной, Ансамбль песни и пляски ВДВ, Военный Образцовый оркестр Почетного караула.

Впервые на гала-концерте был исполнен Александром Югорским гимн конкурса «Золотой сокол» (автор слов Станислав Шубин, музыка и аранжировка Игоря Шевченко).

Общее число присутствовавших на церемонии награждения 286 чел., из них гражданского персонала 106 чел., военнослужащих 138 чел., инвалидов 42 чел.

Перед мероприятием была роздана сувенирная продукция «Золотой сокол» и методическая литература.

Прошли аккредитацию и присутствовали на гала-концерте представители из средств массовой информации: газеты «Красная звезда, журнал «Воин России», телеканалы «Москва – 24», «Звезда», «Доверие», научно-практический журнал «Инвалиды и общество» Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны».

По итогам проведенного мероприятия оформлен фотостенд, дан материал в СМИ и на страницу сайта Культурного центр ВС РФ.



Предлагаем вашему вниманию интересные работы, поступившие в адрес оргкомитета конкурса «Золотой сокол-2014».
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА,

ПОСВЯЩЕННОГО 200-ЛЕТИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Оформление зала: Портрет М.Ю. Лермонтова.
Слова: «Люблю отчизну я, но странною любовью...»


«Пускай историю страстей и дел моих хранят далекие потомки…»

М.Ю. Лермонтов

Книжная выставка.

Музыкальное сопровождение.

Видеоряд «Страницы биографии».
Цель: Приобщение военнослужащих, рабочих и служащих, членов их

семей к прекрасному, неповторимому и все еще в чем-то загадочному

миру лермонтовской поэзии.

Помочь как можно больше узнать о короткой жизни и драматической

судьбе поэта и как можно глубже проникнуть в сущность его гениального

дарования.

Программа вечера

Слово о Лермонтове.

«Смерть поэта».

«Тучки небесные, вечные странники!»

«Как часто, пестрою толпою окружен».

Романсы А.Л. Гумилева:

«И скучно и грустно»,

«Желанье»,

«На севере диком стоит одиноко»,

«Когда волнуется желтеющая нива».

Романс А. Варламова «Горные вершины».

Отрывок из романа «Герой нашего времени» («Вчера я приехал в Пятигорск…»).

Песни: «Выхожу один я на дорогу»,

«А.О. Смирновой»,

«Расстались мы, но твой портрет»,

«Нет, не тебя так пылко я люблю»,

Романс Тамары из оперы А. Рубинштейна «Демон».

Стихотворения: «Бородино»; «Родина».
Пролог (выходят 6 человек)

М.Ю. Лермонтов... Он входит в нашу жизнь с детства и с той поры сопровождает каждого из нас до последнего часа. Он один из тех, кого народ признал своим и кому навеки отдал свое сердце.

Поэзия Лермонтова сразу, точнее не скажешь, берет в плен то могучим напором напряженного "железного" стиха, то нежными и трогательными звуками, то неторопливой, размеренно тянущей разговорной речью.

О, этот Лермонтов опальный, сын нашей собственной земли, чьи строки как удар кинжальный, под сердце самое вошли! Он, этот Лермонтов могучий, сосредоточась, добр и зол, как бы святящаяся туча, по небу русскому прошел.


Многие из великих оставили о нем свои воспоминания.
Анна Ахматова: «Это было странное, загадочное существо. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему! Слово слушается его, как змея заклинателя. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на 100 лет».
Ольга Бергольц: «Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного

большеглазого гусара... лежала у меня под подушкой ночью, я не

выпускала ее из рук днем».
Н. Гумилев: «Я с самого детства... больше всех поэтов люблю Лермонтова».
Ф. М. Достоевский: «Какое дарование !.. Все его стихи словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца».

В. Брюсов:

«Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил,

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски - мятежное любил

Ты никогда не мог быть безучастные,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И жизни верил всем мечтам напрасным

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем молилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!
27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин.

К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил

наизусть строчки Лермонтова: "Погиб поэт, невольник чести..."
Стихотворение «Смерть поэта»

1-й чтец: Погиб поэт! - невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!., к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

………………………………..

2-й чтец: А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов.

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!



1-й чтец: Вы, жадною толпой стоящие у трона.

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи!..



2-й чтец: Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет? Он не доступен звону злата.

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин.

Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.

На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.



Чтец: Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною,

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ.

Чтение стихотворений и отрывков, романсы на слова поэта – как задушевная встреча любителей поэзии с лирикой Лермонтова. На сцене, слева от зрителей, находится небольшой низкий стол, на нем – томик стихов Лермонтова. За столом расположились несколько чтецов стихотворений и отрывков. Исполнители романсов собрались у пианино.

Учащийся, выполняющий роль ведущего, как бы перелистывает лермонтовские страницы и они оживают перед зрителями в исполнении чтецов.

Лермонтову тогда было только 23 года! У поэта есть стихотворения, через которые проходит тема одиночества. Он часто испытывал это мучительное чувство среди окружающего его бездушного светского общества. Далек Лермонтов от интересов и стремлений этого общества и на светском маскараде, уносясь в мечтах к прошлому, стараясь оживить в памяти картины детства, родные места.



Из-за стола выходит ученик и читает стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен». Вызовом этому обществу «бездушных» масок звучат последние строки стихотворения:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Но вот через минуту – другую раздаются звуки пианино, скорбные интонации слышатся в романсе «И скучно и грустно», который поет школьница.



Ведущий: Тема одиночества в лирике Лермонтова дополняется темой

узничества, которая знакома нам по стихам поэтов-декабристов. Но по-новому

звучит эта тема у Лермонтова: в ней усиливается стремление к свободе, к борьбе.

К рампе подходит десятиклассник и читает стихотворение «Желание»

(«Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня…», 1832г).

Ведущий: Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаенная боль поэта

чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны,

тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого

утром умчалась «тучка золотая»; оторвавшегося дубового листка.

«Прочитай нам, пожалуйста, – обращается ведущий к сидящей рядом ученице, твои любимые стихи».

Школьница встает и, сделав два три шага в сторону от столика, останавливается почти в середине сцены. Несколько секунд напряженной тишины, и вот звучат чудесные, как музыка, слова невыразимо грустного стихотворения «На севере диком стоит одиноко…»

Кто-то из сидящих за столом повторяет вполголоса два последних стиха: Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.



Ведущий: У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в духовной жизни человека.

Одно за другим исполняются учащимися стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», романс «Горные вершины», затем отрывок из романа «Герой нашего времени» (от слов «Вчера я приехал в Пятигорск» до слов: «Зачем тут страсти, желания, сожаления?»).

Ведущий: Но не всегда под влиянием картин природы у поэта «смиряется души тревога», не всегда «расходятся морщины на челе», не всегда сулят отдых «тихие долины». Вспомните стихотворение «Выхожу один я на дорогу»: спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звезды, а поэту больно и трудно. Это одно из последних стихотворений поэта, оно написано в 1841 году.

Исполняется песня «Выхожу один я на дорогу». Снова кто-то из сидящих за столиком произносит две строки из прозвучавшей песни, желая подчеркнуть, что поэт все же противится холодному сну могилы:

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь:

Ведущий: В лирике Лермонтова есть стихотворения о любви. Поэт больших

чувств, он воспевает любовь как огромный дар жизни, хотя в некоторых

стихотворениях говорит о лицемерии, лживости и бессердечии светских дам.

Одно за другим исполняются школьниками стихотворения: «А.О. Смирновой», «Расстались мы, но твой портрет», «Нет, не тебя так пылко я люблю», звучит романс Тамары из оперы «Демон».



Ведущий: Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская

среда, Тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения «Бородино» является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил свое представление о лучших чертах человека из народа.



Участник вечера читает стихотворение «Бородино».

Ведущий: Не случайно Лев Николаевич Толстой говорил, что его «Война и мир» выросла из лермонтовского произведения. Любовь к Родине поэт называл

странной. Он сам не в состоянии объяснить причины своей любви к родной

природе с ее скромной красотой, но поэту дорога картина этой природы, и

прежде всего ему дорог сам русский народ.



Стихотворение «Родина». Трогательно и задумчиво звучат первые строки: Люблю отчизну я, но странною любовью!

Ведущий повторяет строчки из прочитанного стихотворения:

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Возникает ощущение огромных просторов России, холодной весны, долгих дорог. Каждое слово здесь необычайно и сильно. Сколько выражено одной лишь фразой: «Дрожавшие огни печальных деревень»!

Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал «Смерть поэта», но за эти годы он создал замечательные поэмы («Песня про царя Ивана Васильевича», «Мцыри», «Демон» – последняя редакция), роман «Герой нашего времени»), напечатал сборник стихов – двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти все, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями.

Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня –15 июня 1841 года.

Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове (Мартынов любил носить черкеску и замечательной величины кинжал).

Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому место для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же.

В последний путь с Кавказа в Тарханы гроб с телом поэта сопровождал его любимый слуга, приставленный к Лермонтову еще с детства, – дядька Андрей Иванович Соколов.

Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо, напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль...

Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой. Над его могилой стоит большой, из черного мрамора памятник, на котором выбита простая надпись: «Михайло Юрьевич Лермонтов», а по бокам даты рождения (3 октября 1814 года) и смерти (15 июля 1841 года).

Десятки тысяч людей ежегодно посещают это ставшее для всех святым место. Но есть еще одна могила, незримо связанная с именем поэта. О ней мало кто знает. Она находится в Москве под древними сводами одной из церквей Донского монастыря. Здесь похоронена Варвара Александровна Лопухина, которую с юных лет так беззаветно и преданно любил Лермонтов.

Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта – грустного и строгого, нежного и властного, скромного и насмешливого, язвительного и мечтательного. Поэта гениального и так рано ушедшего. Он наполняет наши души жаждой борьбы, творчества и вечным исканием истины. И мы всегда будем благодарны ему за это.

Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.
Подготовила заведующая библиотекой

Культурно-досугового центра

в/ч 57358, г. Улан-Удэ

Т.М. Михаленко
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЕННОГО 70-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ»

Оформление: подготавливается книжная выставка «Памяти павших! Ради живых...». Мероприятие сопровождается демонстрацией слайдов, шумовыми эффектами.

Понадобятся: костюмы для действующих лиц, инвентарь.

Действующие лица: солдат, ведущие 1 и 2, артисты 1-5, чтецы 1 и 2, военный оркестр.

Мероприятие проводится в зрительном зале.

Гаснет свет. Идет фонограмма – шум взрывов, пулеметные очереди. На экран проецируются кадры, рассказывающие о Великой Отечественной войне, о ратном солдатском подвиге. Внезапно экран гаснет наступает тишина.

Занавес закрыт.

В луче прожекторов солдат, вышедший на авансцену. Солдат устал, снимает вещмешок и садится на брошенное бревно.

Солдат: Вот она и кончилась, война... Был я рядовой действующей армии, стал рядовой запаса. Страна теперь меня в запасе держать будет. Оно и правильно. Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути.

Солдат встает под музыку песни «День Победы». Спускается по ступенькам вниз, идет в зал по центральному проходу. Луч прожектора провожает его, уходящего из войны в мирную жизнь.

На авансцене остается его вещевой мешок – застиранный, залатанный. Свет. Открывается занавес. На сцену выходят ведущие. 1-й ведущий подходит к солдатскому вещмешку, вынимает из него потрепанный томик, открывает, читает.

Ведущий 1: «...Война со славою была окончена. Полки наши возвращались из-за границы, народ бежал им на встречу... Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные наградами. Солдаты весело разговаривали между собой. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество». Как сладки были слезы свидания... (А. С. Пушкин «Метель»).



Торжественным маршем на сцену выходит военный оркестр, исполняется песня «Весна 45-го года». Выходят артисты, переодетые в форму военных лет. Они усаживаются «на полянке», но перед этим каждый подходит к микрофону и читает.

Артист1: Мы не зря про путь к Берлину пели –

Как он был нелегок и не скор...

Песни вместе с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.



Артист 2: Песни эти с нами и поныне!

Никогда нам петь не надоест,

Как на запад шли по Украине

И как с боем взяли город Брест



Артист 3: И что помирать нам рановато,

И про тех, кто дал нам закурить...

Вы спросите сами у солдата:

Мог ли он такое позабыть?



Артист 4: Время нас, как пулеметом косит...

Но меня, пока еще живого,

Песня незабытая уносит

В незабвенный лес прифронтовой...



Артист 5: Кто-то вальс играет на баяне;

Слушаем и словно в забытьи...

Помните, друзья-однополчане,

Боевые спутники мои?



В исполнении оркестра звучит песня «Где же вы теперь, друзья однополчане?».

Ведущий 2: А теперь мы бы хотели предоставить слово ветерану Великой Отечественной войны (Ф.И.О.).

Вопросы:


Сколько Вам было лет, когда началась война?

Где Вы были в то воскресенье 22 июня 1941 года?

Как Вам казалось, долго ли продлится война?

Как вы оказались на фронте?

Чем вы в нашем возрасте отличались от нас?

Какие интересы были у молодежи вашего поколения?

«Мои года - мое богатство» - что значат эти слова для Вас?

Расскажите о ваших боевых наградах. Какая самая дорогая?

Вы испытали ужасы войны. Вы прошли через кошмар войны, что бы Вы хотели пожелать нам, Вашим внукам?

Звучит песня «Алеша».

Ведущий 1: Спасибо вам за все, отцы и деды!

Тем, кто врага штыком и пулей брал!

И тем, кто, приближая День Победы,

Неделями цеха не покидал.

Спасибо женщинам, трудившимся на нивах

Осиротевших сел и деревень.

Спасибо Вам за праздник наш счастливый,

За этот трудный и прекрасный день!



Звучат песни «Огонек», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом». Ветеранам вручают цветы.

Ведущий 2: Вечная слава героям!

Слава героям!

Люди!

Пока сердца стучатся, помните,



Какою ценою завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!



Чтец 1: Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо –

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» – Родина.

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега,

Но – поднимались в рост

Звонкие, как Победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно...

Можно убить меня,

Нас убить – невозможно!

Чтец 2: 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.

Чтец 1: Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

Чтец 2: Вспомним их поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мертвым,

Это надо – живым!



Чтец 1: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

Чтец 2: Помните!

Через года, через века – помните!

О тех, кто уже не придет никогда, – помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами,

Жизнью просторной, каждой секундой,

Каждым дыханьем будьте достойны!



Ведущий 1: Объявляется минута молчания.

Чтец 1: Плескалось багровое знамя,

Горели багровые звезды,

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат,

И слышалась поступь дивизий,

Точная поступь солдат.

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово

На наших знаменах начертано слово:

Победа! Победа!

Во имя Отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

Войну мы должны сокрушить.

И не было радости выше –

Ведь кроме желания выжить,

Есть еще мужество жить!

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово

На наших знаменах начертано слово:

Победа! Победа!

Чтец 2: Еще не зная дня и часа,

Когда наступит торжества,

Над Волгой и в степях Донбасса,

Мы свято верили в него.

Сквозь дни утрат, печали скорби

В пределы вражеской земли,

Не отступаясь, плеч не горбя,

Мы эту веру пронесли.

Освистанные смертным ветром,

В буранах, ливнях и в пыли,

Мы километр за километром

К своей заветной цели шли.

Мы так неистово хотели

Приблизить долгожданный час,

Что ни снаряды, ни метели

Остановить не смели нас.

На рубежах весны четвертой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростертый,

Берлин лежит у наших ног.

Не умолкает гром орудий,

Бушует пламя в дымной мгле,

И говорят друг другу люди:

Есть справедливость на земле!



Чтец 1: Осенен полыханием победного стяга,

Сел усталый солдат

На ступеньки рейхстага,

Снял фуражку,

Как труженик после работы,

Вытирая со лба

Капли жаркого пота.

Поглядел еще раз,

Как над вражьей столицей

На весеннем ветру

Наше знамя лучится,

Папироску свернул,

Затянулся спокойно

И сказал:

– Так любые закончатся войны.

Чтец 2: Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края

Поднялся победитель – солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина...

Не во сне – наяву

И сказал пехотинец:

– Отмаялись! Баста! –

И приметил подснежник во рву

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожидал радости прежний певучий поток.

И нагнулся солдат

И к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти, были живые –

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок заплакал солдат.

Так солдат пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом, потирая колючий плетень.

За плечами вставала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Гаснет свет, на экране кинофрагменты, посвященные Дню Победы.

Ведущий: Мы молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Чтец 1: Знамя победы алое – символ дружбы и счастья людей!

Чтец 2: Знамя победы алое – это мир для планеты людей!

Чтец 1: С праздником, дорогие ветераны!

Чтец 2: С прекрасным весенним праздником!

Вместе: С Днем Победы!

Исполняется песня «День Победы».

Подготовила заведующая библиотекой

Дома офицеров Дровянинского гарнизона

М.Н. Игнатович
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА МУЖЕСТВА,

ПОСВЯЩЕННОГО 100-ЛЕТИЮ НАЧАЛА

ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

«РАСТИ В СЕБЕ ПАТРИОТА – ЗАЩИТНИКА КАСПИЯ»

(с использованием модельного ряда кораблей)
«Историческая память – залог достойного будущего России.

Мы должны перенять у героического поколения ветеранов

привычку побеждать! На их примере учится молодежь, они

главное звено в цепи преемственности поколений».



Президент РФ В. Путин

На современном этапе общественного развития нашей страны вопросы воспитания у граждан патриотизма и нравственности приобретают исключительно важное значение, о чем свидетельствует принятие уже третьей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015гг.».

Следует обратить внимание на то, что в самом названии программы указан объект ее применения – граждане Российской Федерации ( а не только молодежь, как это часто слышишь), и это не случайно- патриотические и нравственные качества нужны, прежде всего, тем лицам, кто не на словах, а каждодневно на своем посту является патриотом своего Отечества, внося достойный вклад в его развитие и процветание.

Такой патриот – хороший государственник и хороший воспитатель молодых граждан нашей страны.

Важной задачей воспитания исторической памяти является приобщение и развитие гражданской и военно-исторической грамотности и просвещенности, воспитание патриотизма и духовно – нравственных качеств у граждан, а так же повышению их профессиональной компетентности.

Одной из главных особенностей, формируемой в настоящее время системы патриотического воспитания является то, что она позволяет этот ответственный процесс вывести из узких рамок стихийности и политической конъектуры. Историческая память, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю – основа достоинства граждан нашей страны, их готовность в решении различных задач экономического развития страны и обеспечения ее защиты.

В ходе различных привлекательных и познавательных приемов этого непрерывного процесса (без назидания и поучения) следует убедить его участников, в том, что место, в котором мы родились, на котором мы живем, где находятся могилы наших предков, которые бережно хранили и защищали свое Отечество прославили его на века для каждого из них является дорогим и неповторимым. А поэтому гражданский и военный долг каждого гражданина нашей страны оберегать ее, укрепляя ее экономическую безопасность. Предлагаемая методическая разработка основа на многолетнем опыте работы по патриотическому воспитанию в военно- историческом музее Краснознаменной Каспийской флотилии.

Актуальность данной методической разработки состоит в том, что многочисленные формы и приемы патриотического воспитания зачастую однообразны и не создают надлежащего эмоционального настроя у военнослужащих и молодежи по причине отсутствуя обратной связи, в ходе проведения мероприятий.

В ходе проведения различных мероприятий музея было отмечено, что особый интерес у молодежи и военнослужащих проявляется к натурному экспозиционному музейному материалу, и, прежде всего на тех из них, в которых использовались модели кораблей.

При этом нередко он продолжался и после окончания основного времени, отведенного на мероприятия. Многочисленные вопросы у моделей, изучение и фотографирования у них на память тому подтверждение.

Посетив однажды Центральный музей Вооруженных Сил и ознакомившись с организацией работы зала музейной педагогики и поприсутствовав на одном из их занятий на тему «Оружие Победы», (в котором были использованы образцы вооружения времен Великой Отечественной войны), на котором присутствовала группа старшеклассников, мы пришли к пониманию того, что следует сделать нам в рамках наших возможностей. Подготовив и проведя урок истории и мужества «Расти в себе патриота – защитника Каспия» с использованием модельного ряда кораблей разных исторических эпох, убедились, что музейная педагогика вполне реализуема, в тех музеях, которые располагают достаточным военно- историческим натурным экспозиционным материалом – моделями боевых кораблей в хорошем исполнении. Большую эмоциональную ценность этому мероприятию придало участие в нем ветеранов флота, ранее служивших на подводных кораблях в годы войны, а также военнослужащих, проходящих службу на современных кораблях. Практика проведения уроков истории и мужества «Расти в себе патриота – защитника Каспия» с использованием модельного ряда кораблей Каспийской флотилии показывает ее эффективность в достижении высокого эмоционального воздействия на ее участников в решении одной из главных задач патриотического воспитания граждан (формировании у них позитивного отношения общества к военной службе и положительные мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.



Область применения:

Методическое пособие предназначено для практического применения руководителями военно-исторических музеев, в комнатах боевой славы и учебных заведениях, имеющих военно-исторический натурный экспозиционный материал.



Возрастные группы и объект воспитания:

Военнослужащие по призыву, учащиеся старших классов, студенты вузов, курсанты военных училищ.



Методы работы:

Убеждение, воздействие показом и демонстрацией, поощрение и стимулирование (за обратную связь).



Цель методического пособия:

Обобщение и распространение опыта музейной работы по проведению уроков истории и мужества «Расти в себе Патриота», с использованием модельного ряда кораблей, с применением методики музейной педагогики, разработанной Центральным музеем ВС РФ, как наиболее эффективной и интересной формы музейной работы с молодежью.



Основные задачи:

В ходе подготовки и проведения этого мероприятия необходимо:

- подготовить информационный материал: текстовой, фото, видео, плакаты. слайды и т.д.;

- сохранение военно-исторической памяти, воспитании у участников урока мужества глубокого патриотизма, гордости за вклад флота страны и ее кораблестроителей в защиту своего Отечества;

-обогащать знания участников мероприятия о героическом прошлом и настоящем нашего народа.

Некоторые общие правила, которых необходимо придерживаться при подготовке уроков истории и мужества:

- урок мужества должен быть актуальным и интересным для его участников;

- используемая информация должна быть понятна, ненавязчива и увлекать участников мероприятия;

- информационный материал должен быть исторически достоверен, корректен, открывающий новое неизвестные исторические факты по теме мероприятия;

- создание на проводимом мероприятии положительного психологического климата, позволяющего его участникам принимать активное участие в нем.

Этапы подготовки к проведению мероприятия:

В подготовительный период следует, прежде всего, обратить внимание на отбор демонстрационного материала. Речь идет об отборе наиболее ярких впечатляющих моделей кораблей и судов. При этом надо иметь в виду их размер и достоверность, позволяющие участникам мероприятия проникнуться чувством гордости за труд судостроителей, создавших эти боевые корабли, а также возможность представить, как экипажи этих кораблей сражались в годы войны и несли боевую службу, защищая Отечество в межвоенные периоды его истории.

По каждой представляемой модели необходимо иметь краткую, понятную для восприятия участниками информацию (это может быть текст, фото, видео, плакаты и т. д.).

Ценным историческим материалом, безусловно, является хроника военных лет, морских походов, а также живых свидетелей – ветеранов флота.

При этом руководитель мероприятия должен помнить, что далеко не всегда, приглашенный на встречу ветеран, прошедший славный жизненный путь способен об этом убедительно и доходчиво рассказать аудитории. Для этого руководитель должен на этапе подготовки помочь ветеранам в подготовке выступления. Сам же руководитель должен быть готов к тому, чтобы, предоставляя слово к выступлению (беседе с молодежью) ветерану мог его подробно представить в рамках, рассматриваемой темы.

Следует помнить, что на уроках мужества воскрешается слава доблести и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны.

Рассказывая о далеком славном героическом прошлом, следует говорить и показывать героев современников об их труде производственном и ратном во славу нашего Отечества.

Ведь создание современных кораблей – это труд сотен тысяч граждан нашей страны от конструкторских замыслов до государственной сдачи их флоту. Проходят многие года, требуется огромные знания и усилия, изобретательность и осознание того, как их продукт в руках моряков будет выполнять свое назначение. Показывать уникальность их труда и достижений в разработке вооружения для флота.

На заключительном этапе подготовки урока истории и мужества необходимо предусмотреть организацию торжественной обстановке на нем для чего:

- используется музыкальный фон, песен патриотического характера;

- для встречи гостей ветеранов войны и военной службы выстраиваются в шеренгу (матросы, студенты, учащиеся) в нашем случае юные моряки Детского морского Центра г. Камызяк, которые с цветами встречают гостей и сопровождают их.

Непременным условием для успешности проведения мероприятия является выбор формы одежды, она, по возможности, должна быть парадная, что способствует созданию изначально торжественной обстановки и положительного эмоционального фона на нем. Для поддержания и закрепления положительных эмоций от проведенного мероприятия, практика показывает, что необходимо иметь сувенирную продукцию флотской и патриотической тематики, цветы, для вручения их ветеранам и активным участникам урока мужества. Положительные эмоции участников мероприятия вызывает вручение коллективного фото каждого из них после его проведения. Поэтому рекомендуются его проводить в начале урока мужества, чтобы к концу его завершения фотографии, с подписью ветеранов были розданы каждому из участников.



Основной этап - проведения мероприятия:

Урок истории и мужества в процессе проведения должен выполнять свою главную задачу, а именно формирование высоких личностных и коллективных качеств Патриота Отечества у участников мероприятия (экипажа корабля, подразделения морской пехоты, студентов вуза, учащихся общеобразовательных школ). Много раз повторенное в разных формах воспитания при сохранении главной смысловой направленности – задача воспитания патриота Отечества будет выполнена.

При условии, если объект воспитания не подвергается другому воздействию с противоположной целью воспитания. Поэтому, в ходе их проведения этому вопросу следует уделять внимание. Готовить молодых людей к встрече с антипатриотической риторикой и фальсификацией истории нашего Отечества, которая часто еще встречается в средствах массовой информации и учебниках по истории нашей страны.

Структуру урока мужества следует рассматривать, как последовательную череду применения различных приемов воздействия на участников мероприятия, постепенно формирующих у них положительное эмоциональное восприятие от преподнесенного им информационного материала.

Рекомендуется урок мужества, независимо от конкретной темы его проведения начинать с построения и представления участников мероприятия (молодежи представляются гости, а им предоставляется аудитория), это помогает быстрее адаптироваться всем его участникам в плодотворной работе, затем руководитель объявляет тему мероприятия.

В коротком вступительном слове он говорит о патриотизме, мужестве, героизме нашего народа, подчеркивая при этом, что патриотизм – один из самых высоких человеческих качеств, что он имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он является составной частью мировоззрения, формирует поведение человека по отношению к родной стране и к другим народам и странам.

Следует дать определение понятий «патриот» и «патриотизм».

В философском словаре патриотизм рассматривается как «…нравственный и политический принцип, социальные чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

Словарь современного русского языка так определяет качества человека – Патриота, как – «любящего свое Отечество, преданного своему народу, готового на жертвы и совершающего подвиги во имя интересов своей Родины». Руководителю следует подробно раскрыть понятие Подвиг, и привести одно из его определений. Подвиг – это не просто действие человека, сопряженное с опасностью, требующее напряжение сил, подвиг – это самоотверженный поступок. совершенный во имя идеи, на пользу общества. Подвиг – это результат большого труда, результат постоянного накопления опыта, он требует физической выносливости, нравственных сил, знания, целеустремленности, и, нередко, самопожертвования.

Учитывая объявленную тему урока мужества, руководитель делает особый акцент на героические подвиги моряков, их нелегкий труд на морях и океанах, защищая безопасность нашего Отечества. Он приводит наиболее яркие примеры массового героизма (экипажами бриг «Меркурий», крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», подводной лодки «Минога» и т.д.). Если есть время по регламенту. В данном случае по ходу выступления полезен показ слайдов или видеофильмы об этих героических кораблях и их экипажах.

Руководитель предоставляет слово живым свидетелям истории, ветеранам войны и Военно-Морского Флота. В нашем случае это капитан 1 ранга в отставке Синев А.Ф., старший мичман Шамсудинов В.Г., участник Сталинградской битвы Старков Г.В., ветераны военной службы: капитан 2 ранга Филозоп В.В., награжденный орденом За личное мужество (практика показывает, что на таких мероприятиях рекомендуется не более 3-х выступающих).

После выступления ветеранов руководитель мероприятия обращает внимания участников урока мужества, что в память о героических кораблях и судах заслуживших почетное наименование астраханские судомоделисты изготовили прекрасные модели кораблей (одного из них мы приглашаем на подобные мероприятия), где они рассказывают о своей работе по увековечению памяти прославленных кораблей и их экипажей.

Главная часть урока мужества начинается с демонстрации показа и бесед у моделей кораблей.

В наших условиях в этом процессе одновременно могут работать несколько групп по залам, которые возглавляют и ветераны, подготовленные для подобных бесед. Эти группы формируются, как правило, стихийно, вокруг одного или двух ветеранов. Наиболее многочисленную группу возглавляет руководитель мероприятия.

В беседах у моделей кораблей мы стремимся продолжить тему, начатую в ее первой части (о патриотизме и подвиге).

Прекрасно изготовленные демонстрационные модели кораблей притягивают все возрастные группы и категории посетителей музея, их многочисленные вопросы и фото на память рядом с моделью корабля, лучшее свидетельство, что они тронуты увиденным.

Углубляя и развивая их положительные чувства, приобретенные в зале, мы стремимся дать им более глубокие знания по истории корабля, его судостроителях. Удивляет и восхищает молодых людей примеры морских сражений и боев, в которых малые корабли побеждают многократно сильного противника, как это было в бою брига «Меркурий» с двумя турецкими крейсерами и подводной лодки «Минога», вышедших в атаку на эскадру английских кораблей из 9 вспомогательных крейсеров. Задушевные беседы у модели своего корабля канонерской лодки «Ленин» («Карс») ведет старший мичман в отставке Шамсудинов В.Г. его воспоминания о службе, друзьях товарищах, о том, как они в годы войны не жалея себя служили, чтобы приблизить День Победы не могут не затронуть и посеять в себе чувства патриотизма. Особый интерес участники мероприятия проявляют к моделям современных кораблей (ракетных кораблей типа Дагестан», малых артиллеристских кораблей типа «Астрахань»), которые поступают на Каспийскую флотилию, их красота и боевая мощь восхищает молодых людей и ветеранов. К рассказу о таких современных кораблях мы привлекаем старшин, мичманов, офицеров с этих кораблей, с предварительной их подготовкой, по существу их рассказа и регламента.

Заключительная часть мероприятия кроме ответов на вопросы предполагает сделать первый срез его результатов. Первым из них может быть внешнее проявление и короткие конкурсные вопросы руководителя к его участникам на объявленные награды, призы. По общей активности аудитории на поставленные вопросы, можно уже сделать некоторые выводы.

Для закрепления материала по работе у модельного ряда и ответов на разнообразные вопросы участникам мероприятия на память раздается краткий информационный материал патриотического характера. Кроме того, анализ вопросов, заданных участниками мероприятия, проявленный ими интерес к истории отечественного кораблестроения, побуждает нас ускорить работы по созданию некоторых моделей кораблей, аналогов которых нет в мире. Речь в частности идет о кораблях экранопланах. Их вид и боевая мощь вызывает нескрываемое восхищение и гордость за страну, в которой есть такие талантливые конструкторы, рабочие, испытатели, а также защитники Отечества, владеющие столь мощной боевой техникой и оружием.

В заключительном слове руководителя мероприятия (или это может быть ветеран военной службы) следует коротко сделать вывод – напутствие для аудитории, подчеркнув при этом, что их личное достижение жизненных целей взаимосвязаны, с готовностью к служению своему Отечеству, тому коллективу (экипажу) обществу и государству, в котором мы живем.

Это всегда надо помнить каждому из нас. Эти правила, соблюдая, которые позволит сформировать в каждом из нас настоящего патриота защитника Отечества.

И обратившись к аудитории, руководитель сдержанно, эмоционально спросит ее «Справимся ли мы с этой задачей?», и от того, как она организованно и эмоционально ответит можно говорить с некоторой осторожностью о достигнутой цели этого урока мужества.

Затем руководитель благодарит ветеранов за их участие в уроке мужества, и вручает им памятные сувениры и цветы, а затем всем участникам мероприятия вручает коллективное фото на память.

После чего звучит песня о «Варяге». Участники мероприятия встают и поют (используя текст, предварительно розданный) Завершением исполнением песни руководитель благодарит всех за участие в уроке мужества и приглашает на новые встречи в этом зале.



Критерии оценки результативности мероприятия:

В классическом виде эффективность работы руководителя мероприятия, следует оценивать по действиям и делам самих его участников (т.е. каким образом меняется их познавательная активность и отношения к службе и учебе).

Следует иметь в виду, что разовые мероприятия, как правило, не всегда являются побуждающими и мотивированными к изменению сложившихся правил поведения и убеждения.

Необходимо осторожно относиться к попыткам сиюминутной оценке результатов мероприятия, поскольку они могут носить кратковременный эмоциональный характер. Эта работа должна носить системный и разносторонний характер, только в этом случае можно рассчитывать на решение поставленной задачи – воспитание патриота защитника Отечества.


Подготовил заведующий военно-историческим и

экспозиционным отделением

96 Дома офицеров Каспийской флотилии

В. В. Мясищев

«ГИМН» «ЗОЛОТОГО СОКОЛА»
Автор текста Станислав Шубин

Автор музыки Игорь Шевченко

Для гордой птицы в небе нет преград,

Как нет преград и для талантливых людей…

Трудились мы не за призы, не для наград,

Для нас признание почетней и важней!
Припев: Лети, лети, наш сокол золотой!

Ведь так прекрасна творчества орбита…

Лишь только тот взлетает над землей,

Чье сердце для других всегда открыто!

Недаром сокол – это ратник, это воин,

Престиж армейский он возвысил до небес!

Любой из нас наград и почестей достоин

За бескорыстный наш и творческий процесс!


Спасибо тем, кто здесь нас вместе собирает,

Виват, Культурный центр Вооруженных Сил!!!

Здесь историческую память сохраняют,

Культуру в армии наш конкурс возродил.


Припев: Лети, лети, наш сокол золотой!

Ведь так прекрасна творчества орбита…

Лишь только тот взлетает над землей,

Чье сердце для других всегда открыто!

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФГКУ

«Культурный центр ВС РФ»

Минобороны России




В. Мазуренко

« 11» ноября 2014 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении IХ Всероссийского конкурса на лучшие практические результаты культурно-досуговой деятельности учреждений культуры

Вооруженных Сил и других силовых министерств и ведомств

Российской Федерации «ЗОЛОТОЙ СОКОЛ - 2015»
В год 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в рамках реализации основных положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Указа Президента РФ о проведении в Российской Федерации Года литературы в 2015 году методический отдел Культурного центра Вооруженных Сил Российской Федерации им. М. В. Фрунзе проводит конкурс культурно-досуговой деятельности учреждений культуры.

  1   2