Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества




Скачать 116.54 Kb.
Дата05.07.2017
Размер116.54 Kb.
ТипЛекция
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества

_______________________________________________________________________
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств город Пугачёв»

Номинация конкурса:

Дополнительное образование детей.


Лекция – концерт о творчестве П. И. Чайковского

«Звучит взволнованный рояль»


Выполнила: преподаватель

теоретических дисциплин

Грошева Ирина Евгеньевна

2013
Место проведения: концертный зал ДШИ г. Пугачева.

Цель мероприятия: познакомить слушателей с фортепианным творчеством П. И. Чайковского, а также с сочинениями других жанров в переложении для фортепиано.

Задачи:

- познакомить с историей создания «Детского альбома» и «Времен года», с некоторыми страницами биографии композитора;



- прослушать сочинения композитора в исполнении учащихся и преподавателей ДШИ;

- прививать любовь к прекрасному, к творчеству П. И. Чайковского.

Оборудование: мультимедийная установка, фортепиано, флейта, саксофон.

Участники реализации: учащиеся младших и средних классов ДШИ, родители, преподаватели ДШИ.

Слайд№1.Надпись на слайде: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни». П.И. Чайковский.

Сегодня наша встреча и концерт будут посвящены творчеству человека, чьё имя является самым известным и самым значимым в истории мировой музыкальной культуры.

Слайды №№2,3,4,5.

Его имя носит город в Пермском крае, прославленные музыкальные учреждения, концертные залы. Великие музыканты считают за честь исполнять его произведения, и каждый ребёнок одними из первых разучивает его произведения в музыкальной школе. Имя этого доброго и умного человека известно всему миру – Пётр Ильич Чайковский.

Слайд №6.

Слайды №№ 7,8.

Есть на Урале небольшой городок Воткинск. 180 лет назад в этом городе родился мальчик, и его назвали Петей. В семье было много детей, и все они были окружены безмерной любовью родителей. Но общим любимцем, жемчужиной семьи отец называл Петра. Все его очень любили, потому что он был добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если другой кто-то обижал или был невнимателен к людям. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, забавные истории и весёлые игры. Няня считала, что у Пети очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Наверное, так оно и было.

Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он вдруг бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосре­доточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раз­дававшимся внутри него. Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Петя был очень впечатлителен, и музыка заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии внутри него звучали так гром- ко, что порой сильно ему мешали. Бывало, он не знал, куда от них деваться. Однажды произошёл такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. Петя сначала был ве- сел и оживлён. Но к концу вечера так утомился, что ушёл к себе в спальню раньше всех.

Когда в комнату вошла няня, он еще не спал, лежал в своей кро­ватке и плакал. Няня спросила, что с ним, он отвечал, указывая на го­лову: «Музыка звучит у меня здесь!». А на самом деле в комнате ника­кой музыки не было. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя!». Няне пришлось успокаивать его до тех пор, пока он не заснул.

И вот музыка, которая звучала внутри у него, и которую он слышал вокруг себя, стала всё больше захватывать Петю. Теперь он садился за фортепиано и подбирал разные мелодии. Он даже сам пробовал со­чинять музыку. Как-то, когда мама уехала в Петербург, Петя уселся за рояль, долго что-то бормотал про себя, напевал и_подбирал на клави­шах: и вот сочинил пьесу, которую так и назвал: «Наша мама уехала в Петербург». Песенка вышла немножко грустная, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает.

Ещё Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. В доме его звали «наш маленький Пушкин». Петя писал в стихах о своей родине, о том, как он любит её, как красивы леса и горы, среди которых стоял не­большой Петин город, который он тоже любил.

В возрасте 10 лет его отправили в Петербург на обучение в Императорское училище правоведения. Всё же музыка Петю занимала больше всего, занятия ею он не прекращал ни на минуту. Он решает поступить в консерваторию. С этого момента началась его бурная композиторская деятельность.

Творческий багаж композитора огромен: произведения для фортепиано, ансамбли, симфонии, романсы, оперы, балеты, духовная музыка. Много интересных произведений Чайковский написал для детей. Некоторые из них он объединил в «Детский альбом».

Сдайд №9.

У П. И. Чайковского было много племянников, которые так же,как и он, занимались музыкой. Особенно его радовал своими музыкальными успехами племянник Володя Давыдов, сын его любимой сестры Саши по прозвищу Боб. Ему и был посвящён «Детский альбом». Боб ещё не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский и написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые детские занятия, а так как он умел играть на пианино, то и испол­нить сам эти пьесы.

Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых. Он очень любил детей, часами готов был возиться с ними, а дети чувствовали эту любовь, видя в нём нежного и заботливого друга. Картины детской жизни, народные песни и танцы разных стран и отразил Чайковский в своём «Детском альбоме».

В этой музыке есть добрые и злые герои, есть весёлые и грустные настроения. Вы найдёте сказки и игры, узнаете новые истории о кукле и других игрушках, много, много другого.

Итак, история первая…

Слайды №№10,11.

Марш деревянных солдатиков.

«Жили-были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери — старой оловянной ложки, — а, значит, приходились друг другу родными братьями. Были они красавцы писаные, мундир синий с крас­ным, ружьё на плече, взгляд устремлён вперёд»... Так начинается сказка о «Стойком оловянном солдатике». А у Боба солдатики были деревян­ные. Но подумаешь, какая разница. Эти тоже были красивые, бравые и они так же умели ходить, чётко выстукивая своими деревянными нож­ками, как барабанными палочками. Раз-два! Раз-два! Очень легко и уве­ренно идут солдатики. Музыка весело, как будто с удовольствием, подыг­рывает им. Не беда, что они только деревянные, легче, чем те, что в сказке. Они такие же смелые, они также пойдут в огонь ради красавицы-балерины или куклы, только сгореть им легче... Ведь они деревянные. Поэтому марш у них не всамделишный, лёгкий—идут-то маленькие, бра­вые деревянные солдатики!

Звучит пьеса « Марш деревянных солдатиков».

Но настоящий офицер должен уметь не только маршировать, но и танцевать. Ведь Вальсы, Польки, Мазурки – это танцы, которые звучали на балах!

Слайды № №12,13.

Дождик весенний танцует по крыше,

Пляшут аккорды – то ниже, то выше!

Вальс, полонез, котильон, танцев сколько!

Но мне по душе моя милая ПОЛЬКА!

Звучит « Полька».

Слайд №14.

А вот мазурка зазвучала!

Мазурка – танец хоть куда!

Задорный, лёгкий и весёлый,

Прошу на танец, господа!

Звучит « Мазурка».

Слайд №15.

Кроме танцев излюбленным занятием на семейных праздниках было пение романсов под аккомпанемент фортепиано или гитары. Культура русского романса оказала огромное влияние на развитие не только русской оперы, но и на инструментальную музыку.

Вновь окутает сердце прохлада

От соития звуков и слов.

И природа, гармонии рада,

Облачится в романса покров…

Звучит «Романс».

Слайд №16,17.

А вот ещё одна «музыкальная история», только грустная. Однажды Пётр Ильич увидел напротив своего окна такую картину: старик крутил ручку шарманки, из которой лились красивые звуки, а мальчик-худенький и маленький – пел, да так красиво!

Если снег – я иду … Если дождь – я иду …

Медленно ручку шарманки верчу.

Вот обезьянка с весёлою мордочкой

Строит детишкам забавные рожицы.

Может быть, есть на свете страна,

Где млечные реки текут,

И хлеб всем голодным дают ?

Звучит «Шарманщик поёт».

Слайды №18,19.

Играя, дети выдумывают самые невероятные истории! Глядя на них, свою историю придумал и Пётр Ильич и рассказал её детям. Уместилась эта история в 3-х пьесах, которые дети и услышали –

« Болезнь куклы», « Похороны куклы» …Ой, как грустно!

«Но вот однажды в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка. Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке …Там лежала прекрасная новая кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи, а из-под бархатного платьица были видны белые чулочки лаковые туфельки. Настоящая красавица!»

Звучит « Новая кукла».

За свою жизнь Чайковский очень много путешествовал. Он побывал в Италии, во Франции, в Германии, в Америке. И везде, где бы он ни был, он слушал и записывал народные песни. Вот одна из них .

Слайды №№ 20,21.

Возлюбленный мой рыцарь! Ты снился мне не раз!

В каких краях далёких ты бьёшь врага сейчас?

Быть может, ты забыл меня – прекрасную Элен?

Быть может, ты убит врагом, или в песках твой плен?

Звучит « Старинная французская песенка».

Слайды № №22,23.

Из каждой поездки Петра Ильича тянуло домой, на Родину. Его звали бескрайние просторы полей и лесов, простота и искренность народа и нежность русской песни, так хорошо знакомой ему с детства…

В ручеёк брось цветок –

Унесёт его поток.

Спой мне песню, соловей,

Станет сердцу веселей! –

Звучит « Русская песня».

Слайд №24,25.

До чего сегодня весело у нас

Под камаринскую все пустились в пляс!

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья!

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед!

Звучит «Камаринская».

Слайды №№ 26.

В воскресенье было принято всей семьёй ходить в церковь.

Это то место, где самый несчастный

Может найти и уют, и тепло,

Где виден мир неземной и прекрасный

В церкви любовью покроется зло.

Звучит « В церкви».

Слайд №27,28.

День завершён. Оставлены куклы и солдатики, закончены воспоминания о дальних странах. Сон будет лёгким и сладким. Следующий день принесёт новые радости и новые игры …

Звучит « Сладкая грёза».

Есть в творчестве П.И.Чайковского ещё один альбом, запечатлевший дорогие его сердцу бескрайние русские просторы, деревенский быт, сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени - «Времена года». Он был написан по заказу журнала «Нувеллист» и является своеобразным музыкальным дневником композитора. В нашем концерте прозвучат три пьесы из этого альбома.

Слайд №29.

Весёлый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Звучит « Апрель».

Слайды № №30,31.

А.Майков. «Сенокос».

Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят, сено шевеля.

Звучит « Август».

Слайды №№32,33.

Ноябрь – последний осенний месяц, но в России – это уже зима. О зиме и музыка этой пьесы. Называется она «На тройке». Слушая музыку Чайковского, кажется, будто бы сам сидишь в санях, закутанный в медвежью шкуру, лошади несутся по снежной дороге, а под дугой звенят колокольчики… «Какой русский не любит быстрой езды!»

Звучит « На тройке».

Слайд №№34.

Мир добрых сказок и чудес,

Тайн, приключений, волшебства,

Мир звёзд, скользящих к нам с небес,

Мир танца, радости, добра!

Эти строки посвящены балету, жанру, в котором Пётр Ильич Чайковский явился реформатором, т.е. человеком, во многом изменившим этот жанр. Это была не просто музыка для танцев. Теперь она была неразрывно связана с содержанием действия, с его образами. Первый свой балет «Лебединое озеро» композитор написал будучи уже автором нескольких опер, симфоний, квартетов, симфонических поэм. Чайковский написал 3 балета, и все – на сказочный сюжет: «Лебединое озеро» - по мотивам шотландской легенды, «Спящая красавица» - по сказке Ш. Перро, « Щелкунчик» - по сказке Э.Т. Гофмана. В нашем концерте прозвучат отрывки из балетов П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».

Слайд №35,36.

Словно тонкий лучик света,

Промелькнувший между снами,

Белоснежная Одетта

Над озёрными волнами.

Ночь струится над долиной,

Вьётся нить туманных кружев,

И печалью лебединой

Сказка над водою кружит.

Звучит «Вступление к балету « Лебединое озеро».

Слайды №№ 37,38

Звучит « Танец маленьких лебедей».

Слайды №№ 39,40.

«Щелкунчик»… Эта сказочная история о самоотверженности и чести, умении постоять за себя и за тех, кто тебе дорог, о борьбе с несправедливостью и злом, пусть даже на его стороне будут магические силы…

Звучит «Танец пастушков».

В заключение концерта звучит «Испанский танец» из балета «Щелкунчик».

Слайды №№41,42,43.

На сцену вызываются все участники концерта, объявляются их фамилии.

На экране - портрет П.И.Чайковского. На его фоне читаются стихи:

Гремит аккорд, - и стали шире

Просторы зала, ближе даль …

О дружбе, молодости, мире

Вам пел взволнованный рояль.

Концерт закончился. Сегодня

Играли юные. На них

Глядит приветливо Чайковский –

Один из вечно молодых!

Заключение

Мероприятия подобного типа имеют большое значение для решения задач эстетического развития детей. Большое внимание было уделено подбору репертуара, произведений, звучащих в концерте, их содержательной стороне, доступности понимания. При планировании лекции-концерта были учтены возраст, уровень музыкального и эстетического развития учащихся, возможности технического оснащения, был подобран интересный и разнообразный изобразительный материал. Ведь сила эмоционального воздействия звучащих в концерте произведений во многом зависит от того, как подаётся материал, как направляется внимание детей.

Для этого были использованы произведения смежных видов искусства (литература, живопись, фотография), а также информационно - коммуникационные и мультимедийные технологии.

В ходе данного мероприятия были решены следующие задачи:

Образовательные

Знакомство с биографией и творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского:

Воспитательные

Воспитание музыкально-эстетического вкуса посредством обращения к музыке П.И Чайковского, шедевру мировой музыкальной культуры; воспитание у учащихся артистизма, исполнительской техники, чувства ответственности перед своими товарищами и родителями;

Развивающие

Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами, запечатлённых в произведениях разных видов искусства;

Патриотические

Воспитание чувства гордости за высокую национальную музыкальную культуру, историю, литературу России, воспитание любви к природе родного края.

Кроме всего прочего подобные мероприятия очень положительно влияют на развитие исполнительских и художественных способностей детей и преподавателей, способствуют росту их инициативности и творческой направленности.

Список использованной литературы .

1.Ражников В. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000г.

2.Музыка и ты. М.,СК, 1988г.



3.Третьякова Л.С. Страницы русской музыки. М., Знание, 1979 г.

4. Вайдман П.Е., Давыдова К.Ю., Соколинская И.Г. « Пётр Ильич Чайковский». М.,Музыка, 1977 г.