Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 120.66 Kb.
Дата08.07.2017
Размер120.66 Kb.
ТипРеферат
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2014/15 учебный год)

___________________________________________________________________________
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»
Номинация конкурса: Проектная и творческая деятельность учащихся

Направление: искусствоведение

Стихи для детей Д. Хармса:
музыкальные и мультипликационные
интерпретации

Выполнила: Ллойд Алена, 6 класс ХС «Созвучие»

Место выполнения работы: МБУ ДО «ДТДиМ» г. Озёрск, Челябинской области, ул. Иртяшская, д. 1.

Руководитель: Черкасова Елена Юрьевна,

педагог дополнительного образования, ДТДиМ


2014/2015 учебный год

Содержание


Введение
Даниил Хармс - один из ярких детских писателей прошлого века. Его стихи «44 веселых чижа», «Иван Топорыжкин», «Удивительная кошка», «Врун», «Игра» и другие хорошо узнаваемы. Они смешные, озорные, веселые. По сравнению с детскими писателями того времени - Агнии Барто, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака - стихи Хармса выделяются необычным своеобразием.
Стихи Даниила Хармса любимы не только детьми, но интересны и творческим людям: кинематографистам, композиторам, музыкантам, исполнителям. Именно они, возникает предположение, и создали много произведений в разных сферах искусства.

Написание данной работы актуально, так как связано с юбилейной датой писателя. В 2015 году Даниилу Хармсу исполняется 110 лет со дня рождения (1905 – 1942). Кроме того, мне нравятся стихи писателя. Иногда я их перечитываю и улыбаюсь.


Цель работы – сравнить и выявить отличия разных трактовок

Задачи:

1.слушать песни и смотреть мультфильмы

2.отобрать материал для написания работы

3.проанализировать отобранные песни с позиции характера и музыкальных особенностей

4. проанализировать мультипликационные фильмы, созданные по стихам Д.Хармса
Для написания работы были прочитаны:


  • стихи Даниила Хармса (6,7)

  • биография писателя и обзор его творчества ( 16)

  • статьи:

“Вред художественности” Кондакова И. В. (2) посвящена анализу стихов Хармса. Автор статьи убеждает детей и взрослых в том ,что окружающий нас мир - это “загадочная картинка своего рода “ребус”, нуждающийся в расшифровке». В статье анализируются детские стихи с позиции того времени.

Статья Т. Скрябиной «О поэтике «детского» Хармса»(4) раскрывает поэтические приемы стихотворений поэта.

В работе использовалась учебная литература по музыкальной грамоте для анализа музыкальных произведений. (8)

На подготовительном этапе достаточно много было прослушано песен и просмотрено мультфильмов, созданных на стихи Хармса.


Основные приемы при написании работы – слушание и просмотр материала, выбор, анализ, сравнение, выделение, обобщение.

Основная часть. «Детские стихи Даниила Хармса: музыкальные и мультипликационные интерпретации».
Что такое интерпретация? Обратимся к словарям.
Интерпретация (1) - от лат. разъяснение, истолкование – процесс звуковой реализации нотного текста.

Интерпретация (3) означает разъяснение, истолкование, перевод.

Интерпретировать (5) – истолковывать, раскрывать смысл, содержание чего-нибудь.

Трактовать (5) – давать какое-нибудь истолкование чему-нибудь.


С понятием «интерпретация» часто встречаешься в искусстве. Например,

в музыке можно услышать одно и тоже произведение в разных исполнениях, в живописи - увидеть несколько картин на один сюжет, в театрах - одну сказку на свой лад прочитывают режиссеры- постановщики.

Наиболее известные детские стихи Д.Хармса: «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Веселые чижи», «Кораблик», «Из дома вышел человек», «Тигр на улице», «Очень-очень вкусный пирог», «Игра», «Врун», «Лиса и петух» и другие нашли новое воплощение в других видах искусства.

В работе остановлюсь на семи стихотворениях : «Удивительная кошка», «Миллион», «Врун», «Иван Иваныч Самовар», «Веселые чижи», «Веселый старичок», «Бульдог и таксик». Проанализирую и сравню музыкальные и мультипликационные прочтения этих стихов.

Стихотворение «Удивительная кошка» повествует необычную историю, происшедшую с кошкой. Три автора создали три произведения.

Песня «Удивительная кошка» была написана для передачи «Радионяня» композиторами Борисом Савельевым, Владимиром Шаинским. (10) Легкая, беззаботная песня в стиле джаза. Мелодия распевная протяжная с повышенной второй ступенью. В проигрыше между куплетами «поет» саксофон.

Автор и исполнитель Алексин (10) задает доверительное настроение песне, благодаря лирическому вступлению с очень красивыми аккордами. Вся песня излагается непринужденно, несколько импровизационно. Мелодия тихая, размеренная, гибко следует за текстом. Она развивается в небольшом диапазоне.

Следующая песня на текст Д. Хармса написана композитором Ольгой Поляковой. Песня исполняется детским ансамблем «Конфеты». (11)

По характеру она противоположна предыдущей. Активное напористое устремленное вступление задает радостное веселое настроение всей песне. Первоначальная синкопа придает музыке остроту звучания.

В первом куплете мелодии как таковой нет. Исполнители очень ритмично скандируют текст на неопределенной высоте. Второй куплет декламируется хором «и сразу столпился народ на дороге, шумит, и кричит, и на кошку глядит». Это привносит элемент театрализации. После второго куплета вводится композитором дополнительный раздел «Лечу я». Мелодия очень распевная гибкая. Между куплетами есть проигрыш, зажигательный по своему характеру. Заканчивается песня бойкой заключительной фразой «ча-ча-ча», словно точка во всей этой невероятной истории.



Вывод,

Стихотворение «Веселые чижи » имеет подзаголовок - песня. Д. Хармс и С. Маршак посвятили её детскому дому.



Песня «Чижи» Н. Стрельникова (9) - веселая незатейливая песня в куплетной форме. Тональность Ми-бемоль мажор.(8) Начало песни певучее, напевное. Когда по тексту идет перечисление занятий – то в музыке повторяются мелодические мотивы легко и отрывисто.

Песня «44 веселых чижа» в исполнении Владимира Щукина (12 ) написана в folkстиле. Песня неторопливая распевная . Мелодические ходы на интервалы сексты и квинты придают мелодии широту. В сопровождении используются струнные, духовые инструменты.



Вывод,

  • две разноплановые песни относятся к разным музыкальным направлениям: классический вариант детской песни и её прочтение в folkстиле.


«Миллион» - стихотворение ритмичное и маршеобразное. Само стихосложение определяет четкое произношение текста, выделение каждого слова.

Московский композитор Одиссей Богусевич на стихи Д. Хармса и Е. Шварца написал мюзикл «Хармс-сити или потерянное время». (15) Песня «Миллион» - одна из его частей и звучит в исполнении детского хора «Преображение».

Маршевое барабанное вступление сразу задает организованный характер всей части. В начале две хоровые группы поочередно, ритмично читают текст на фоне барабанной дроби. Позднее присоединяется оркестр, исполняющий очень красивый аккомпанемент, состоящий из терпких аккордов. Со слов «А на площадь повернули» появляется мелодия. Она имеет восходящее движение с хроматическими нотами и звучит напористо.

В конце заключительная фраза «хармс-сити» звучит у всего хора жизнеутверждающе.

Песня «Миллион» из передачи «Радионяня» (10) бодрая веселая маршевая песня. Барабанная дробь также присутствует в аккомпанементе, придавая ей собранный характер. В сопровождении композиторы (Б.Савельев, В. Шаинский) используют ударные инструменты – колокольчики, ксилофон. Песня написана в куплетной форме (5 куплетов).

После четвертого куплета оркестр дублирует мелодию.



Вывод, две песни очень различны:

  • Первая - часть крупной музыкальной композиции ( мюзикла), вторая - иллюстрация к образовательно-познавательной передачи для детей «Радионяня».

  • Различаются и мелодии песен: в первой - ритмизация текста и далее напористая мелодия, имеющая однотипное движение во последующих фразах; во второй – напевная, гибкая мелодическая линия.

В этих двух трактовках можно отметить и общую музыкальную черту: маршевость. Эта черта предопределена самим текстом.

Стихотворение «Иван Иваныч Самовар» является частью мюзикла «Хармс-сити или потерянное время» и вошло в музыкальную композицию Богусевича . (15)

«Самовар» - одна из ярких частей всей композиции.

Мелодические фразы во всем номере выстраиваются однотипно. Каждая фраза начинается с речитации на одной высоте и на последнем слоге заканчивается движением: вверх, вниз. На словах «вот и дедушка пришел» характер музыки становится более распевным, появляются хроматические звуки в мелодии. На словах «тут и бабушка пришла» мелодия хроматически « ползает и качается». На словах «вдруг девчонка прибежала» мелодия ускоряется и меняет свое направление: появляется нисходящее движение. Раздел «вдруг Сережа приходил» - маршевый. Аккомпанемент насыщен терпкими аккордами и синкопированным ритмом. Он звучит свежо.

По этому стихотворению на Киевской студии научно-популярных фильмов в 1987 году был создан мультипликационный фильм «Иван Иваныч Самовар» (15). Сравнивая оригинал и мультфильм можно отметить различие. Оно заключается в трактовке времени. У Хармса чаепитие происходит одним днем. Ежедневно за столом собирается вся семья, все три поколения. Это их традиция, привычка.

В фильме самовар-это семейная ценность, реликвия. Сначала самовар объединял вокруг себя молодых бабушку и дедушку. Когда подросли их дети, они присоединились к семейному чаепитию, позднее уже внуки поддержали эту традицию.

В фильме важную роль играют часы, которые неустанно тикают год, два, десятилетия. Часы как связующая нить, объединяющая три поколения.

Стихотворение в мультфильме читается под сопровождение классической музыки.



Вывод,

  • Стихотворение послужило основой для создания произведений в разных жанрах – мультипликации и мюзикла.

  • В мюзикле композитор использовал прием звукоизобразительности т.е. когда все участники чаепития поочередно подходили к самовару, композитор музыкальными средствами разнообразил их движение.

  • В мультфильме изменения коснулись трактовки времени. Режиссер расширил рамки одного дня до полувекового периода.

В стихотворении «Веселый старичок» воссоздается образ незатейливого доброго веселого старичка. Самым привлекательным и заразительным является его смех.

Своеобразная композиция, а не песня, «Веселый старичок» (14) исполняется оркестром московских композиторов. Три куплета читаются с различным тембровым музыкальным сопровождением. В начале композиции дуэт фортепиано и флажолеты скрипки звучат очень загадочно, невесомо, расплывчато.

После каждого куплета смех веселого героя изменяется. Удивительный и смешной, после первого куплета, звучит настойчиво, грубо в быстром темпе. После второго куплета музыкальная тема смеха повторяется в оркестре. Проигрыш после второго куплета исполняется ударными и духовыми инструментами. В третьем куплете оркестр и вокальная мелодия «смеются» одновременно.

На данный текст создан одноименный мультипликационный фильм режиссера Анатолия Петрова. (15) Игривая подвижная музыка композитора Шандора Каллош создает атмосферу радости и веселья. Главный персонаж красивый милый пушистый старичок также заразительно смеется. Текст стихотворения читается без изменений, а вот смех режиссер трактует произвольно, отклоняясь от оригинала. Вместо слогов «Ха..., хе…, бу…,бе..» композитор передает смех на разной музыкальной высоте.

Песня «Веселый старичок» из передачи «Радионяня»(10) напевная веселая шутливая в куплетной форме. Мелодия запева протяжная и гибкая. Припев исполнители песни распевают по слогам, поочередно с различной интонацией –удивленно, ласково, недоуменно.



Вывод,

  • По стихотворению «Веселый старичок» созданы произведения в трех жанрах: музыкальная композиция, мультфильм и песня для детей как иллюстрация к познавательной радиопередачи.

  • В трех версиях сохраняется характер главного героя

  • В каждой версии своя трактовка смеха

Песня «Врун» композитора Анны Стрельниковой (13) звучит в исполнении женского хора. Это многоголосная композиция мягкая и красивая по своему звучанию. Автор использует различные приемы хорового изложения. В начале композиции применен прием наложения голосов друг на друга, далее используются тембровые и регистровые переклички между голосами, подголосочное развитие. Часто можно услышать как одни голоса ведут мелодию, а другие - их сопровождают, т.е. разделяются на ведущий голос и аккомпанемент. Песня исполняется а капелла.

Песня «Врун» из мюзикла «Хармс-сити или потерянное время» О. Боргусевича (15) построена по принципу диалога: вопроса и ответа. Вопросы «А вы знаете что..?» звучат ритмично на одной высоте с вопросительной интонацией в конце фразы. Ответы «Ну!Ну!Ну!Ну!Врешь!Врешь! Врешь!Врешь!» исполняются на высоких нотах. В ответах композитор использует нисходящее, а также повторяющееся движение в мелодии. В песне собранный и настойчивый аккомпанемент. Эта часть исполняется детским хором.

Вывод,


  • Две хоровые интерпретации женского и детского хоров: лирическая у А. Стрельниковой и напористая динамичная у О.Богусевича

  • Песня «Врун» А. Стрельниковой как самостоятельное произведение и песня «Врун» О. Богусевича как часть театрального произведения – мюзикла.

  • По строению и музыкальным приемам развития песня Стрельниковой более сложна и богаче.

Стихотворение «Бульдог и таксик» Д.Хармса - это уличная зарисовка: привязанный бульдог, свободный таксик и между ними косточка.

Песня «Бульдог и таксик» из передачи «Радионяня» (10 )распевная лирическая . Ведущими она спета по ролям: бульдог, таксик и автор. Реплики бульдога - уверенные в низком регистре, реплики таксика - мягкие в среднем регистре, а реплики автора звучат ровно, неторопливо.

Песня «Бульдог и таксик» в исполнении авторов Татьяны и Сергея Никитиных (14) лирическая, написана в трех частях. Авторы не просто её поют под гитару, а исполняют песню по ролям. В первой части исполнители показывают недовольство привязанного бульдога, он охраняет свою добычу. Маленький таксик вежливо и боязливо просит поделиться. В средней части авторы показывают погоню «бежит бульдог за таксиком, а таксик от него». Музыка становится быстрой. Третья часть звучит сдержано «теперь бульдогу косточку не взять». В исполнении песни используются подражательные приемы: рычание и гавканье бульдога.



Вывод,

  • Две песни на одно стихотворение созданы разными авторами

  • В обоих песнях исполнители применили элемент театрализации, так как в стихотворении передается диалог между собачками

  • Второе произведение (песня Никитиных) звучит более выразительно, живее.


Заключение

Даниил Хармс - писатель со своим особым стилем. Его стихи полные неожиданности, случайности нашли воплощение в различных направлениях искусства. Остановившись на семи стихотворениях, проанализировав и сравнив отобранный материал, можно сделать следующие выводы:



  • создано множество очень интересных произведений разных жанров (песни как самостоятельные произведения, песни как иллюстрации в образовательной передачи «Радионяня», крупное музыкально-театральное произведение – мюзикл О. Богусевича, музыкальные композиции, мультипликационные фильмы)

  • каждый композитор привносит свой индивидуальный стиль в произведение

  • произведения различаются по характеру - лирические, веселые, напористые, шутливые, озорные

  • тексты стихов в трактовках не изменяются

  • часто сами стихи, их конструкция «подсказывают» композитору те или иные приемы для большей выразительности. Поэтому, например, в песнях используются элементы звукоизобразительности, театрализации, диалога.

  • многие композиторы в своих произведениях заменяют гибкую певучую мелодию на ритмизацию (чтение текста в ритме), что обусловлено стихосложением.

  • исполняют произведения и детские коллективы (ансамбль «Конфеты», детский хор Союза Композиторов « Преображение » - худ.рук. М. Славкин), индивидуальные исполнители ( В. Щукин, Татьяна и Сергей Никитины), женский хор, а также ведущие программы «Радионяня» - Левенбук А., Лившиц А., Литвинов Н.

  • песни исполняются хором, ансамблем, соло

Творчество Даниила Хармса неиссякаемое и востребованное. Оно и в дальнейшем, смею предположить, будет тем источником, который будет вдохновлять художников на создание новых интересных произведений.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. Музыка. – М., 1998

2. Кондаков И.В. Вред художественности – ecsocman.hse.ru

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов – М.,1998

4. Скрябина Т. О поэтике детского Хармса - nsc.1september.ru

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.,1990

6. Хармс Д. Загадочный случай - Челябинск, 1989

7. Хармс Д. 12 поваров - М.,1972

8. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте – М.,1970

9.Стрельников Н. «Чижи» Николаев. Школа игры на фортепиано.

10.ololo.fm

11.klipariki.net

12. http://audioknigi-onlajn.ru/

13.xmusic.me

14.musicov.net

15.youtube.com



16.https://ru.wikipedia.org/

  • ___________________________________________________________________________
  • Руководитель
  • Цель работы
  • Основная часть. «Детские стихи Даниила Хармса: музыкальные и мультипликационные интерпретации».
  • «Удивительная кошка»
  • «Веселые чижи »
  • «Хармс-сити или потерянное время».
  • «Иван Иваныч Самовар»
  • «Врун»
  • «Бульдог и таксик»
  • Татьяны и Сергея Никитиных