Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования




страница1/4
Дата23.06.2017
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4


Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования

«Методическая разработка»


Изучение былин в 6 классе

Автор: Дельмухаметова Олеся Сергеевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ №32»

Миасского городского округа

Миасский городской округ

2008 г.





Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Глава 1. Методические аспекты изучения былин в школе. . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1.Место былин в школьном курсе литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2.Методические подходы к изучению былин в школе . . . . . . . . . . . . . 12

1.3. Былины в восприятии учащихся 6 класса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15



Глава 2. Былины на уроках литературы в 6 классе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2.1. Путешествие «По следам былинных героев» . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

2.2. Былинный герой («Вольга и Микула Селянинович») . . . . . . . . . . . .24

2.3. Обобщающий урок «Богатырские потехи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

2.4. Сценарий литературного состязания «Славна богатырями земля

русская» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38



Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Приложение:

Презентация учителя.

Презентация учеников.

Введение.

Историко-культурное значение русского былинного эпоса огромно. Он обладает исключительной познавательной ценностью. В былинах нашли отражение своеобразные черты времени их сложения и активного бытования. Произведения этого жанра передали дух времени, настроения русских людей в годы страшных испытаний. Они представляют собой художественную историю русского народа в период феодализма. Они выразили народные стремления и идеалы.

Огромно и идейное значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость её богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания русского народа.

Тема «Былины» всегда присутствовала в школьных программах, накоплен богатый опыт по изучению произведений этого жанра. Этот опыт представлен в работах М.А.Рыбниковой, Е.Абелюк, Г.И.Беленького, В.Я.Коровиной, Т.С.Зепаловой, Н.Я.Мещеряковой и др.

При выборе направления исследования мы остановились на одном из аспектов – изучение былин в школе на уроках литературы в 6 классе. Освоение жанра былин остается непростой задачей для школьников. Во-первых, дети не осознают ритмико-композиционных особенностей былин и поэтому плохо читают их выразительно; во-вторых, часто не отличают былинного, мифологического и сказочного героев; в-третьих, не видят жанровое особенности былины. Жанровое мышление должно быть, на наш взгляд, свойственно культурному читателю.

Анализ действующих школьных программ (Т.Ф.Курдюмовой, А.И.Княжицкого, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, В.Г.Маранцмана, В.Я.Коровиной) показал, что сегодня усиливается внимание к изучению фольклора, шире представлены его жанры. Проанализировав библиографический указатель Н.П.Терентьевой, мы пришли к выводу, что увеличивается число публикаций, посвященных изучению фольклорных жанров. Изучение читательского восприятия показало, что детям былины нравятся: есть сюжет, интересны герои. Многие учебно-методические комплексы сориентированы на проблему жанра, в особенности это касается программ А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, Т.Ф.Курдюмовой. Это и определяет актуальность нашего исследования.



Цель нашей работы – выявить сложности, возникающие у детей при изучении жанра былин и найти наиболее рациональные методы, помогающие ребенку с интересом исследовать былины как жанр русского фольклора. Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методические работы по теме исследования.

2. Изучить восприятия этого жанра учащимися 6 класса, на основе этого сделать выводы о специфике изучения и выбрать наиболее рациональные методы изучения былин в школе.

3. Разработать и апробировать уроки по былинам в 6 классе с учетом полученных результатов констатирующего эксперимента.


Для достижения данной цели и реализации задач мы выстроили свою работу следующим образом: во-первых, свое исследование мы начали с изучения определения былины и выявили наиболее соответствующее уровню учащихся 6 класса; во-вторых, изучили теоретические вопросы исследования, необходимые для работы над былиной в школе: состав и классификация былин, композиционные приемы, изобразительные средства; в-третьих, проанализировали действующие программы, исходя из этого, провели анализ методических статей, провели констатирующий эксперимент и с учетом полученных результатов выстроили итоговый эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 6 класса МОУ «ООШ №32» г. Миасса, с. Черновского.

Методические аспекты изучения былин в школе.


    1. Место былин в школьном курсе литературы.


Программа

Кл.


Былины

Основные подходы к изучению былин

Програмно-методические материалы. Т.Ф.Курдюмова, В.П.Полухина, В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература 5-11. Москва: Дрофа. – 2000г.



5


6

7


«Три поездки Ильи Муромца»

-

-

«Вольга и Микула Селянинович»



Судьба главного героя русских былин – Ильи Муромца. История его исцеления. Подвиги Ильи. Близость сюжета былины к сказкам. Обратная манера сказывания. Сказители былин.

Былина.

Гипербола.


-

Воплощение в былинах нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула -–носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, сила).



Програмно-методические материалы. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева, В.В.Леденев, И.И.Мурзак. Литература 5-11.

Москва: Дрофа. – 2000.

5

6


-

«Илья Муромец и Соловей- Разбойник»


-

Былина как памятник герою эпоса. Народное представление о героизме и героях. Художественное своеобразие русских былин: особенности их создания и жизни, повторяющиеся мотивы, образы, сюжетные элементы, роль зачина, художественные повторы, постоянные эпитеты и гиперболы. Принцип создания образа былинного героя: патриотическая былина, ее нравственное звучание.








7

«Богатырское слово».

Образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы ее выражения.

Традиционная система образов в русском героическом эпосе.


Программа литературного образования 5 – 11 кл.

В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Журавлев. Издательства Просвещение. 2002г.

5
6

7

-
-

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

«Илья Муромец и Соловей– разбойник»

«Садко»

-
-

Воплощение в былинах нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Для Самостоятельного чтения и обсуждения.

Новгородский цикл былин. Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория литературы. Гипербола. Былина (начальные представления).



Литература: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, И.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.:Дрофа, 2003.



5

6

7



8

«На заставе богатырской»

«Святогор – богатырь»

-

-



Былины и их герои в произведениях XIX века.

А.К.Толстой. «Илья Муромец». «Правда». «Курган»; С.Д.Дрожжин. «Песня Микулы Селяниновича» и др. (по выбору учителя и учеников).



Былины – русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители («сказывание» былин).

Теория. Былина как русский народный эпос.

Герои былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Их облик и поступки. Сила и отвага богатырей при защите земли Русской. События на заставе богатырской. Сказители былин. Прозаический пересказ былины. Былины и их герои в живописи и музыке.

Теория. Сюжет. Гипербола.

Рассказ о Святогоре-богатыре из «Первой русской книги для чтения» Л.Н.Толстого (запись былины П.Н.Рыбникова). Необычайная сила и могущество Святогора. Святогор и Микула Селянинович. Причина поражения Святогора и превосходства Микулы. Особенности былинного стиха.

Теория. Постоянный эпитет. Сравнение и отрицательное сравнение.

-

-

Анализ 1-2 баллад. Идейное и художественное своеобразие. Народный идеал и авторская позиция в каждом из произведений. Баллада как форма преобразования текста древней былины. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Герои и события в русской поэзии. Обращение Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние стихотворного поэта. Устное народное творчество как источник поэзии С.Д.Дрожжина. Былинные образы в творчестве поэта. Искренность и задушевность его стихов.



Программа для школ с углубленным изучением литературы.

М.Б.Ладыгин, А.Б.Есин, О.Н.Зайцев. Програмно – методический материал. Литература 5-11.

Москва: Дрофа 2000. –

5
6


7

-
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

-

-
Русские былины. Памятник славянского героического эпоса. Отражение в былинах общенародных представлений о героизме и народных героях. Средства создания поэтической образности в былинах. Начальное понятие о постоянном эпитете, гиперболе, художественном повторе.

Принципы создания в былине образа народного героя. Идейное и нравственное звучание былины, ее патриотизм.

В мастерской художника слова.

Русские сказители.

-

Программа по литературе для 5-9 классов средней школы под ред. А.И. Княжицкого. Москва: Дрофа 1998г.

5

6



-

«Илья Муромец и Соловей- Разбойник»



-

Раздел I. Художественное слово.

Цель: показать значение материала в создании и в восприятии произведений разных искусств. Выявить особое место слова как материала литературы.

Отбор и организация материала: представление о герое и героическом в житии и в былине, сопоставление особенностей повествования. Героическое начало в былине, отличие представлений о герое в былине и в житии, контрастность в изображении герое, народно-поэтический язык и образность былин.


Раздел II. Поэтическая речь. Фольклор и художественная литература.

Цель: дать первоначальное представление об особенностях устно-поэтических и литературно-художественных произведений. Общее и различное. Показать поэтические возможности «непоэтического слова». Охарактеризовать различные виды тропов, научить использовать их в собственной речи. Углубить представление о фольклоре и художественной литературе.

Отбор и организация материала: развитие представлений о специфике образности и языке былин и сказок: «Садко» (образ былинного героя, сюжет и сюжетообразующие факторы, историческая и мифологическая основа былин, описание земли и моря, особенности поэтического языка и стиха былин, восприятие былин слушателями.

«Садко» как былина новгородского цикла, оперная версия былины.




Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / под ред. В.Г.Маранцмана. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: СпецЛит., 2000

6

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник».



Героический эпос народов мира. Героический эпос русского народа.

Понятие о героическом эпосе.

Понятие о гиперболе. Былинный герой как воплощение лучших качеств народа: бескорыстного служения Родине, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства. Родственность былин произведениям других жанров устного народного творчества и их художественное своеобразие. Чтение и пересказ былин. Сопоставление героев былин с героями древнегреческой мифологии и библейских сказаний. Размышление над причинами, побудившими героев совершить подвиг: самоуважение личности или защита общих интересов. Выявление отношений учеников к героям. Разность эмоциональной оценки героев. Герои былин в искусстве нового времени – наблюдение над эволюцией образов (А.К.Толстой, Н.А.Римский – Корсаков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин.)

Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». История Автандила, Тариэла и их возлюбленных в художественном рассказе учителя. Литературно-художественная и музыкальная композиция по поэме. Чтение в классе отрывка из глав. Гуманистическое прославление свободы человека. Изображение дружбы и любви как высших проявлений человека. Образ Автандила как воплощение народного идеала. Благородство самоотверженности и утонченности героев. Сопоставление с эпосом древних греков и славян. Общие черты и национальные отличия в изображении жизни. Сочинения по одной из картин, сочинение былины.




Анализ программ по литературе позволяет выделить следующие тенденции в изучении былин.

  1. Первоначальное знакомство с жанром былин – 6 класс, однако, в ряде учебно-методических комплексов – 5 класс (Т.Ф.Курдюмова), 7 класс (В.Я.Коровина).

  2. Программы указывают на возможность сопоставительного анализа:

былина – сказка (Програмно-методические материалы. А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева, В.В.Леденев, И.И.Мурзак. Литература 5 –11 кл. М.: Дрофа. – 2000; Программа по литературе для 5 – 9 классов средней школы под. ред. А.И.Княжицкого. М.: Дрофа. – 1998.)

былина – житие (Программа по литературе для 5 – 9 кл. / под ред. В.Г.Маранцмана. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит., 2000)

былина – миф (Программа по литературе для 5 – 9 классов средней школы под. ред. А.И.Княжицкого. М.: Дрофа. – 1998.)


  1. Особое внимание уделяется жанровым особенностям былин, их художественному своеобразию (А.Г.Кутузов, А.И.Княжицкий.).

  2. Работа над развитием речи учащихся в процессе изучения былин: сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (тщательно разрабатывается в программе В.Г.Маранцмана), стилизация (Программа для школ с углубленным изучением лит. М.Б.Ладыгин и др. М.: Дрофа, 2000).

  3. Осуществление межпредметных связей: литература и музыка - прослушивание оперы «Садко» и др., литература и живопись - репродукции картин В.М.Васнецова, И.Е.Репина и др. (Программа по литературе 5 –9 кл. под ред. В.Г.Маранцмана. – СПб. СпецЛит., 2000.)



1.2. Методические подходы к изучению былин в школе.

Многие методисты при изучении былин ставят своей целью расширить знания об образе Киевской Руси и ее героях. Поэтому большое внимание уделяется изучению эпического героя и «былинной» Руси.

А.Г.Кутузов предлагает составить карту «былинной» Руси, отметить на ней два центра: Киев и Новгород. Дело в том, что циклы русских былин сложились вокруг этих двух городов. Автор предлагает рассказать о том, что Новгородский цикл в основном рассказывает о торговых и гражданских делах, а Киевский свод былин рисует подвиги богатырей. Учитель просит ребят составить перечень героев, относящихся к тому или иному циклу. После, читая былины, дети отмечают на карте такие «былинные места» как Чернигов, Муром, Днепр, Волга, Дон, Черное и Каспийское море. Исходя из прочитанного, составляют характеристику былинного героя, сравнивают его с мифологическим героем Гераклом. Таким образом, у детей складывается представление о «географии» былин и ее герое.

Т.С.Зепалова и Н.Я.Мещерякова предлагают начать знакомство с героем со значения слова БОГАТЫРЬ, которое дано в словаре В.Даля: «Человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый; храбрый и счастливый воин, витязь» [16, 31]. Затем рекомендуют обратиться к картине В.Васнецова «Богатыри» и сравнить определение с изображением. Это поможет ввести детей в поэтическую атмосферу народного эпоса и познакомить их с былинными героями. Рассматривая картину, дети закрепляют умение пользоваться необходимой лексикой - названиями предметов воинского снаряжения (кольчуга, рукавицы, сапоги сафьяновые, палица, колчан, лук и т.д.). Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» учителем поможет разобраться во взаимоотношениях князя Владимира и Ильи Муромца, раскрыть их характеры.

Также авторы предлагают обратить особое внимание на образ Родины как русского государства - широкого раздолья необозримых пространств, приволье «чистых полей», «темных лесушек», «травушек-муравушек» и «лазоревых цветочков», гор и холмов, рек и озер. Это позволяет прийти к выводам, что особая поэтическая прелесть и притягательность русских былин заключена в изображении Родины; что цель и смысл жизни Ильи Муромца – оберегание Родины.

Методисты Ж.И.Жителева и В.И.Жителев советуют производить раскрытие характера эпического героя через комментированное чтение строк, посвященных описанию героя [15, 43]. Этот прием, на наш взгляд, менее эффективен. Интересен и прием раскрытия образа героя, предлагаемый Р.Н.Коровиной в своей статье «Богатырское служение Родине». Автор советует провести экскурсию по «живописной мастерской», где представлены репродукции картин В.М.Васнецова «Богатыри», М.А.Врубеля «Богатырь», Н.К.Рериха «Богатыри просыпаются», и сравнить художественное описание богатырей в былинах.

В.Я.Коровина предлагает подготовить собственные рисунки богатырей и, прочитав самостоятельно былину, охарактеризовать героя.

Все, проанализированные нами статьи, обращаются к изучению изобразительных средств, используемых в былинах. Так методисты Т.С.Зепалова и Н.Я.Мещерякова предлагают подобрать эпитеты, которые характеризуют героя-богатыря (добрый молодец, удаленький дородный добрый молодец, славныя богатырь святорусский) [16, 32].

Интересный прием работы с эпитетами предлагает В.Я.Коровина: советует подобрать эпитеты к словам [22, 21].

Доспехи


Шелом

Копье


Лук

Стрела


Палица

Конь


Уздечка

Седло


Стремя

Использование приема гиперболизации расскрывается в статье Ж.И.Жителевой и В.И.Жителева, хотя, на наш взгляд, автор выбирает для этого не совсем удачный прием: рассказ учителя. Этот прием неэффективен. Нужно, чтобы дети сами с помощью учителя раскрыли смысл гиперболы.

На роль повторов обращает особое внимание А.Г.Кутузов. Автор советует детям найти повторы в тексте былины, после чего учитель раскроет их смысл [15, 43].
Далеко не все методисты работают над композицией былины. Лишь в статье Т.С.Зепаловой и Н.Я.Мещеряковой и в рекомендациях А.Г.Кутузова можно обнаружить работу над композицией былины. Так, автор предлагает отметить в тексте части, которые соответствуют зачину и основной части.

Серьезное внимание исследователи уделяют лексическому анализу былин. Интересный, и наиболее продуктивный, на наш взгляд, прием работы над языком былины предлагает В.Я.Коровина: составить «былинный словарь», где дети записывают непонятные для них слова, а позже, по мере изучения былины, вносят значения этих слов. С помощью этих словариков автор предлагает сочинить собственную былину, т.е. использовать прием стилизации. Именно эти приемы позволят детям лучше запомнить значение «былинных» слов и правильно их употреблять

Можно проследить работу со словом былины и в методической разработке Ж.И.Жителевой и В.И.Жителева, которые предлагают прием комментированного чтения. Читая былину по строкам, учитель поясняет непонятные для детей слова. «Микула орет (пашет) сошкой» [15, 43]. Такая работа, на наш взгляд, менее продуктивна, т.к. не каждый ребенок способен воспринять на слух значения слов. Некоторые ученые предлагают найти слова, которые описывают вражескую силу (Чернигов, черным-черно, черна ворона, черная дума, черная измена) и дать их значение (слова в переносном значении: мрачность, безотрадность, злость) и т.п. Или найти слова, которые указывают на предметы одежды героя-богатыря, а учитель дает лексическое значение этих слов.

Выводы.

Анализ работ, посвященных изучению былин в школе, позволяет выделить следующие тенденции:



  1. Основные направления в работе над былинами – осмысление образа былинного героя.

  2. Особое внимание уделяется лексическому анализу былин.

  3. Из всего многообразия изобразительно-выразительных средств на уроках исследуются только постоянные эпитеты и гиперболы. Мало внимания уделяется композиционному анализу былин.


1.3. Былины в восприятии учащихся 6 класса.

Проанализировав школьные программы и методические статьи, посвященные изучению былин в школе, мы провели констатирующий эксперимент среди учеников 6 класса МОУ «ООШ №32» г. Миасса, с.Черновского по восприятию жанра былины, чтобы выявить сложности, возникающие у детей при знакомстве с жанром былины.



Учащимся была предложена былина «Добрыня и Змей» для прослушивания, после чего им были заданы следующие вопросы:

  1. Понравилось ли вам произведение? Почему? (Ответы учащихся: «понравилось, потому что рассказывается о мужественных людях»; «понравилось, потому что я очень люблю былины»; «понравилось, потому что интересный сюжет»; «понравилось, потому что Добрыня победил Змея», «добро побеждает зло» и т.п.).

  2. К какому жанру относится это произведение? (Ответы учащихся: былина, сказка, стихотворение, быль). Только 5% учащихся дали правильный ответ на этот вопрос.

  3. Какие именно эпизоды вам понравились? (Ответы учащихся: победа Добрыни над Змеем, спасение Забавы).

  4. Как вы думаете, на самом ли деле это происходило? (Ответы учащихся: «нет, потому что в мире нет Змея»; «да, потому что все сказки берутся из жизни»).

  5. Какие особенности заметили? (Ответы учащихся: «читали нараспев», «несколько раз повторялись одинаковые слова и эпизоды», «в стихотворной форме», «употребляются старинные имена и слова»).

  6. Похоже ли это произведение на сказку? Чем отличается от сказки? («Да, похоже тем, что добро побеждает зло», «рассказывается про сверхъестественное», «в сказках тоже встречается Змей Горыныч», «счастливый конец»; «отличается тем, что в стихотворной форме»).

  7. Похож ли герой этого произведения на героя сказки или мифа? ( «Да, он тоже сильный и смелый, как герой мифа, храбрый»; «смекалистый, как герой сказки, умный»).

  8. Что вызвало затруднение, когда вы слушали текст? (Много непонятных слов). Этот ответ дали 100% учащихся.

  9. Попробуйте дать определение словам:

Полоны – враги заполонили,

Нажаделося – стало жарко, напряглось, обрело надежду, устало, испугалось.

Неприужахнется – не поддастся, не боялся, не сдастся, не откажется, не испугается.

Былиц кликал – разговаривал ,звал богатырей, звал лошадей, звал рыцарей, сильных людей

Не вырутил – не выручил, не выгнал, не увидел, не вышел в поле.

  1. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к былине, что бы вы нарисовали? (бой Добрыни и Змея (мальчики), Забаву (девочки)).

Выводы:

  1. Для большинства учащихся 6 класса былина – новый жанр. Вместе с тем следует отметить, что с былинами учащиеся знакомятся в начальной школе.

  2. Учащиеся сближают жанр былины и сказки.

  3. Особый интерес вызвало 9 задание – определение значений устаревших слов. С этим заданием практически никто не справился.

  4. Самостоятельно учащиеся смогли выделить следующие особенности былин: особый ритм («стихотворная форма», «чтение нараспев»), повторы.

В связи с результатами констатирующего эксперимента мы выстроили итоговый эксперимент: разработали систему уроков по былинам в классе и апробировали их в 6 классе МОУ «ООШ №32» г. Миасса, с.Черновское.

  1   2   3   4

  • Методические аспекты изучения былин в школе.
  • Программа