Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей»




Дата01.07.2017
Размер67.6 Kb.
ТипКонкурс
Алтайский край Курьинский район МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т.Калашникова Конкурс методических разработок «Панорама педагогических идей» Уж сколько раз твердили миру.... сравнительный анализ басен «Ворона и Лисица» разных авторов Номинация: методические разработки по предмету Автор: Воробьева Олеся Александровна учитель второй квалификационной категории МОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т.Калашникова Цель урока: Создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся через овладения умения творческого чтения и анализа художественного произведения с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, что будет способствовать воспитанию духовных, эстетических качеств личности. Задачи: 1. Расширить знания учащихся, полученные в начальной школе, через знакомство с творчеством Эзопа, Ж.Лафонтена, И.А.Крылова 2. Произвести сравнительный анализ басен «Ворона и лисица» разных авторов 3. Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности через приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы. Оборудование : компьютер, проектор, текст басен Эзопа, Ж.Лафонтена, И.А.Крылова (распечатаны и разложены по партам), индивидуальные сообщения об авторах ( подготовлены заранее учащимися), презентация. Методический комментарий: урок разработан в соответствии с государственным стандартом ФБУП, авторской программы В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2010, Преподавание ведется по учебнику Коровина В.Я., В.П.Журавлев, В.И.Коровин М., «Просвещение»2010 Ход урока Слайд Мотивация Здравствуйте, ребята! Послушайте: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Отрывок из какого произведения я вам сейчас прочитала (Басня А.И.Крылова «Стрекоза и муравей») Как вы думаете, о чем сегодня на уроке у нас пойдет речь ( О баснях) Совершенно верно! Тема нашего урока: Уж сколько раз твердили миру.... сравнительный анализ басен «Ворона и Лисица» разных авторов 2) Беседа. Слайд 2-5 -Какие басни и каких авторов вы читали Что же такое басня Басня – это малый эпический жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью. - Какое новое слово вам встретилось в данном определении Обратимся к словарю. Дидактический – наставительный, поучительный. 3. Наблюдение за иллюстрациями и выделение одной из характерных особенностей басни. Демонстрируются слайды 6, 7, 8, 9, 10 с иллюстрациями к басням Крылова. Ребята угадывают название басни по слайдам 6, 7, 8, 9. На 10-м слайде (люди смотрят в зеркало, а видят в нём звериные физиономии) “зашифрована” одна из характерных особенностей басни. Басня похожа на сказки На какие Басня похожа на сказки о животных. Но чем она отличается от сказки Обратите внимание на то, что на картинке в зеркале мы видим зверей (волков и медведя), а смотрятся в него люди. - На самом деле речь идёт о животных (Нет, о людях). То есть автор использует образы зверей, чтобы выразить какое-либо человеческое качество. (слайд 11) - Как называется такое иносказание в литературе (Аллегория). Это ещё одна черта басни как жанра. Например, осёл традиционно выражает……., лисица - …….., обезьяна - ……… (заканчивают дети). Запись в тетради определения: басня, мораль, аллегория 4. Знакомство с биографией Эзопа и Лафонтена. Чтение басен. Ребята, сегодня на уроке нам предстоит знакомство с писателями, которые жили в разные эпохи, были разными людьми, но всех их объединяет одно – они были баснописцами. И, как это ни удивительно, все они являются авторами басни «Ворона и Лисица». Нам предстоит выполнить очень трудную задачу : выяснить, что же общего в этих баснях и чем они различаются. Почему в совершенно разные временные промежутки этим писателям пришла в голову мысль о написании такого произведения. (тексты всех басен в распечатке на партах учеников) (слайд 12) . Итак, мы отправляемся в VI век до нашей эры. Первый автор – Эзоп. (слайд 13) Заранее подготовленный ученик выступает с кратким сообщением об Эзопе Другой ученик выразительно читает басню Эзопа «Ворон и Лисица» (слайд 14) . Далее наше путешествие продолжается во Франции. 17 век. Второй автор – Лафонтен. Заранее подготовленный ученик выступает с кратким сообщением о Лафонтене (слайд 15) Другой ученик выразительно читает басню Лафонтена «Ворон и Лис» (слайд 16) 5 Постановка проблемного вопроса и его решение: Нам, как я уже говорила, предстоит ответить на очень сложный вопрос: одинаковы ли прочитанные нами басни Чтобы найти решение этого вопроса я предлагаю вам подумать и ответить на вопросы по каждой басне. Поиск решения: Эзоп а) Что у ворона вместо сыра Почему б) В какой форме написана басня в) Кто делает вывод и каков он г) Раскройте образ Ворона и Лисицы в басне Эзопа. д) Объясните выражения из текста: “стать царём над птицами”, “…и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать”. Поиск решения: Лафонтен а)Как написана басня Каким языком б) Что в клюве у ворона Почему в) Кто делает вывод в басне г) Объясните выражения из текста: “благородный ворон”, “Феникс наших дубрав!”. Вывод: Что общего и чем различаются басни Басни Эзопа Басни Лафонтена Нет диалога Ярко указано время Обличается лесть Нет ярко выраженной морали Стихотворная форма Ярко указано время Обличается лесть 6. Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица» А сейчас, ребята, нам с вами предстоит увлекательное знакомство с басней «Ворона и Лисица» ещё одного замечательного автора – И.А. Крылова. А прежде мы послушаем небольшое сообщение о нем. (слайд 17) (слайд 18-29 инсценировка басни) 7.Работа с текстом: Словарная работа Задание: объяснить лексическое значение слов, встречающихся в басне: Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение. Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком. Пленить - покорить чем-либо, очаровать. Ангельский - нежный, кроткий, добрый. Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе. Зоб - расширенная часть пищевода птиц. Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц. Задание: замените словосочетания дословными фразами из басни Смотрит пристально, не отрываясь – «глаз не сводит»; Подходит тихо, осторожно – «на цыпочках подходит»; Утратила способность здраво рассуждать – «вскружилась голова»; Каркнула очень громко – «во всё воронье горло»; Исчезла, скрылась – «была такова»; Трудно стало дышать – «дыханье спёрло»; Нашёл случайно, без особого труда – «бог послал». Работа в группах Задания для обсуждения в группах: · Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия вороны · Опишите, какова ворона по внешнему виду (Этой группе необходим рисунок, представленный на слайде). · Как разговаривает Лисица с Вороной Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. · Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона Какими качествами вы наделите Лисицу Отчёт о проделанной работе. Возможные дополнения и вспомогательные вопросы учителя: 1. Тяжёлые сочетания звуков взгр, зд, звтр передают неуклюжие и замедленные движения Вороны. 2. Употребив выражение «бог послал», Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве. 3. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей 4. Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово Давайте послушаем, как Лиса льстила Вороне. 5. Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - ангельскому голоску. Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает. Задание: заполните таблицу. ворона лисица Выявление отличительных признаков басни И.А. Крылова. Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Как читается басня 2. Форма басни 3. Почему мораль находится в начале басни 4. Для кого написана Доступна ли детям 5. Образ Вороны и Лисицы. 8.Контроль и оценивание знаний А теперь, ребята, давайте проверим себя. Для этого выполним небольшой тест (слайд 31-39) 9.Рефлексия: (слайд 40) Общий вывод урока. Несмотря на давность написания басен (25 веков назад и 100-200 лет назад), они и сегодня вызвали живые отклики и заставили нас спорить. И самое, пожалуй, главное, что эти басни заставили нас задуматься над тем, что такое глупость, лесть, хитрость, тщеславие. 10. Домашнее задание : (на выбор) Наизусть. Выразительное чтение, устно-словесное рисование

  • Методический комментарий
  • Ход урока
  • Наблюдение за иллюстрациями и выделение одной из характерных особенностей басни.
  • Запись в тетради определения: басня, мораль, аллегория 4. Знакомство с биографией Эзопа и Лафонтена. Чтение басен.
  • Постановка проблемного вопроса и его решение
  • Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
  • Работа с текстом
  • Задание: замените словосочетания дословными фразами из басни
  • Отчёт о проделанной работе.
  • Задание: заполните таблицу. ворона
  • Выявление отличительных признаков басни И.А. Крылова
  • Контроль и оценивание знаний