Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурс «Грани педагогического исследования»




Скачать 195.91 Kb.
Дата04.07.2017
Размер195.91 Kb.
ТипКонкурс
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» _________________________________________________________ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗЫЦИРОВАНИЯ К. ОРФА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГТ.    Саратов 2012 г. «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено» А.Х Маслоу [7] Происходящий на наших глазах процесс реформирования общественной жизни затронул, в частности, систему дошкольного образования, в рамках которой, наряду с широко распространенными методическими приемами, все большую роль приобретают альтернативные формы обучения. На современном этапе сообщество педагогов дошкольного образования решает задачи перехода на Федеральные государственные требования к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Переходный период, который сейчас переживает система образования в целом и система дошкольного образования - это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения инноваций. На данный момент существующие комплексные программы, на основании которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, не соответствуют федеральным государственным требованиям. Анализ содержания ФГТ показывает, что необходимо изменить подходы к организации детской деятельности. Реализовать изменение подходов возможно за счёт организации инновационной и экспериментальной деятельности, а именно поиска тех форм организации детской деятельности, которые будут в полной мере отвечать требованию ФГТ: создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Процесс этот будет, вероятно, нарастать: новые условия жизни, новая система общественных приоритетов неминуемо приведут к изменениям потребностей различных слоев населения, что, в свою очередь, потребует подготовки педагогов – новаторов нового профиля, способных удовлетворить разнообразные запросы общества. Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Современная система дошкольного образования ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими на данный момент программами. Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении, мы учитываем способы восприятия информации: например, ребенка- ­зрителя (визуала) необходимо обучать с помощью большого количества наглядного материала; ребенок - слушатель (аудиал) нуждается в подробных словесных инструкциях и устном поощрении; с ребенком ­-деятелем (кинестетиком) надо чаще входить в телесный контакт: обнимать, гладить для усвоения ему необходимо обследовать предмет . Однако еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а так же психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что сенсорное развитие ребёнка, формирование основ сенсорной культуры нужно начинать в раннем дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных чувственных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед, ним сенсорное разнообразие окружающего мира его красоту, дать возможность ее прочувствовать. Ориентируясь на тенденцию подхода развивающего, а не обучающего, мы решили подойти к вопросу организации развивающего обучения со стороны полисесорного развития, которое имеет реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, который используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыка, окружающая нас в любых её проявлениях (отдельный звук или музыкальное произведение), является одним из средств воспитания и помогает осуществлять всестороннее развитие детей. Работа я в коллективе молодых, творческих педагогов гораздо проще внедрять определённые прогрессивные методики, нежели ломать сложившийся закостенелый стиль работы педагогов - «стажистов». Мы задались целью: отыскать среди существующих традиционных и нетрадиционных методик, те, которые на данный момент могли бы соответствовать современным требованиям к организации воспитательно-образовательного процесса: использование адекватных возрасту форм взаимодействия с ребёнком. Своё внимание мы обратили на систему комплексной музыкальной деятельности немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. Перед внедрением в организацию воспитательно-образовательного процесса элементов системы Карла Орфа была проведена работа по изучению биографии и творческой деятельности Карла Орфа, создана творческая группа, члены которой изучили литературу психолого-педагогического и методического направления по данной проблеме, которая, согласно приказу руководителя разработала перспективный план по организации деятельности по данному направлению. Таким образом, мы предположили, что данная система работы, возможно, станет ценным средством для освоения программы, отвечающим всем современным требованиям ФГТ, так как основана на деятельностном и интегративном принципе и принципе развивающего обучения. Исходя из вышеизложенного, нами была определена тема исследования – «Влияние элементов системы К. Орфа на развитие ребёнка в рамках современных требований к организации педагогического процесса». «Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» - так считал Карл Орф. [6] Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания им в Мюнхене школы гимнастики, музыки и танца Орф был одержим идеей создания педагогической системы. В основе ее творческого метода - импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок», - говорил Орф, - «задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка». [6] В результате экспериментальной музыкально-педагогической работы карл Орф создал пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк», к сожалению, данное пособие в оригинале не доступно широким массам педагогов. Приобщение к музыке, по мнению К. Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д. Идея К. Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии», по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное-атмосфера детский деятельности: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника. Основная прогрессивная идея К. Орфа: - детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности. Основные принципы методики: 1. Самостоятельное сочинение детьми музыки и сопровождения к движению, хотя бы в самой скромной форме. 2. Обучение детей игре на простых музыкальных инструментах, не требующее большого труда и дающее ощущение радости и успеха. С этой целью Орф придумал некоторые простые инструменты и использовал уже существующие. Главный инструмент ребенка - он сам: руки и ноги. Ребенок свободно пробует хлопать, топать, щелкать, шлепать и т.д. 3. Коллективность деятельности детей младшего возраста. Минимальная группа состоит из двух участников, каждому из которых обеспечено равноправное участие в воспроизведении или импровизационном оформлении пьесы. Максимальное количество участников группы практически не ограничено, т.е. для такого музыцирования переполненные группы - не помеха. 4. Предоставление детям известной свободы в ходе организации детей: возможности хлопать, топать, двигаться. 5. Работа со словом, ритмизация текстов, речевая основа которой - имена, считалочки, простейшие детские песни. Помимо музыкальных целей, воспитывается подсознательное ощущение гармоничности и стройности родной речи, языка. Это - основа восприятия поэзии и шире - литературы вообще. Завораживающая, чарующая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных и бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Растормаживающий и побуждающий оркестр этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем не сравним. Техническая легкость игры, способность инструментов тотчас же откликнуться на прикосновение чудесными звуками располагают и побуждают детей к игре ими и далее - практическим импровизациям. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. С помощью этих инструментов может реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренностей, и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфовских инструментов позволяет играть в ансамбле любым составом детей, независимо от их дарований, т. к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музыцировать всем. Это его главное педагогическое достижение. Особое, очень важное внимание концепции Орфа уделяется музыцированию с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты - это игры звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музыцировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была заимствована Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музыцирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. Чрезвычайно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического восприятия на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанемент, но и целые композиции по всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не только носителями определенных тембров - их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Это является важным методическим моментом, т. к. ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью. Пожалуй, звучащие жесты, как форма темброво-ритмической работы, не имеет аналога в педагогической практике по доступности к своим творческим возможностям, особенно в сочетании с речью и движением. В данном занятии уделяется много места звукотворчеству детей, разнообразно использовалась игра звуками речи. Психологический аспект данной системы неоспоримо бесценен на современном этапе развития дошкольного образования, так как организация деятельности дошкольников с использованием системы К.Орфа «..предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми». [1] Основана система на развитии восприятия, в различных его проявлениях. Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Орф построил свою систему на ритмах биологической жизни, голосах природы. Ритм, движения тела первичны - затем архаические элементы культуры, народные песни, считалки, присказки, дразнилки. Инструменты - преимущественно ударные, часто собственного изготовления. Такая система образования позволяла прежде всего раскрыть собственные возможности ребенка, помочь начать импровизировать и творить. Практическая часть. Безусловно, это направление помогает в практической реализации общей концепции дошкольного воспитания, а так как основное направление в технологии К. Орфа - игровые модели занятий, то они наиболее приемлемы. На протяжении нескольких лет работы в детском саду я пришла к выводу, что лозунг «За деятельностное обучение», выдвинутый К. Орфом, приносит положительные результаты. Элементы данной системы доступны для расширения вариативности организации детской деятельности разным специалистам детского сада: музыкальному руководителю, воспитателю, учителю-логопеду, учителю-дефектологу. Овладевая языком музыки, познавая изо дня в день средства ее выразительности и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки. Итак, рассмотрим поэтапную работу по внедрению элементов системы Карла Орфа. 1. Первый этап – это формирование у детей способности слышать звуки окружающего мира «Из чего рождается музыка». Дети прослушивают аудиозапись звуков и при этом определяют источник звука, характеризуют его, активно включаются в творческий процесс ( что или кто может издавать такие звуки). 2. Рисуем звуки. Интеграция с образовательной областью «Художественное творчество», «Познание». На фортепиано или любом другом звуковысотном музыкальном инструменте педагог играет высокие, низкие и средней высоты звуки. Детям предлагается нарисовать звуки расположив точки на чистом листе бумаги. Если звук высокий, то вверху, а если низкий, то внизу на листе и т.д. Затем предлагаем детям обвести цветной линией поставленные точки. У всех получается разный рисунок. Получаем точки соприкосновения музыки и живописи. 3. Воспроизведение и узнавание звуков. (Для этого детям включалась аудиозапись, и дети должны были назвать какой это звук и кто его издает. А в игре: «Какой это звук», педагог за ширмой воспроизводит различные звуки, а дети узнают какой это был звук: стеклянный, металлический, или деревянный). 4. Звуковая сказка. Озвучивание рассказа (картинки) с помощью различных музыкальных инструментов, в том числе и самодельных. Как известно, слух есть у каждого человека. Но если его не развивать, эта способность с годами угасает. Игра на инструменте - это условный язык, в котором надо научиться разбираться. Придумывание звуковой сказки с переводом - следующий этап работы. Сначала производим звук, а потом объясняем, что это значит. И тогда удар по клавише ксилофона превращается в падение звездочки, а стук палочек по барабану - в цокот копыт маленьких козлят, которые бегут к маме. Попробуем поговорить с ребёнком на языке инструментов. Не надо произносить ни одного слова, просто «говорим» бубном или ксилофоном что-то ребенку, а он с помощью своего инструмента «отвечает». А после этого попросим рассказать, о чем был «разговор». Принимаем любую его версию – дети научится слушать. Пусть это только первоначальное представление о возможностях музыки. Позже фантазия подскажет детям, о чем хотели рассказать нам своей музыкой великие композиторы. Самый важный аспект - это научить педагогов строить педагогический процесс от деятельностного подхода, то есть в основу организации должно быть положено дело - комплекс интегрированных мероприятий, в итоге реализации которых дети получат зрительно воспринимаемый результат: книга, спектакль, игра или например музыкальные инструменты. Не нужно давать готовые, сделайте их совместно с детьми: подготовьте все, что может звучать: например, коробочки или бутылочки от йогурта, бумажные стаканчики трубочки и так далее. Самодельные музыкальные инструменты из природного материала: всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.); шелестящие инструменты: скорлупки от фисташек, нанизанные на шерстяную нитку; скорлупки грецких орехов, подвешенные гроздями на обычную палочку; шумовые инструменты: скорлупки, желуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»; металлические баночки разных размеров, которые могут образовывать семейство барабанов; всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками и т.д. В процессе изготовления инструментов у педагога есть возможность реализовать задачи различных образовательных областей: Дело: изготовление «шуршунчиков» для музыкального уголка. Цель организации детской деятельности: Задачи: развитие музыкально-художественной деятельности детей; приобщение к музыкальному искусству; развитие музыкальности детей; развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Образовательная область Задачи по реализации образовательных областей: Детская деятельность формыформы работы «Физическая культура» Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, - развитие мелкой моторики рук. Двигательная импровизация, экспериментирова-ние, «Здоровье» формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование преставлений о пользе круп для здорового питания человека. коммуникативно-познавательная речевая ситуация «Коммуникация» Развитие свободного общения, всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи коммуникативная ситуативный разговор «Познание» Сенсорное развитие, ознакомление со свойствами и качествами предметов (бумаги, пластмассы, стекла) познавательная экспериментиро-вание, моделирование, наблюдение Социализация» - личностное развитие воспитанников; - приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - развитие личностных и интеллектуальных качеств. игровая, коммуникативнаяБеседа, ситуативный разговор, речевая ситуация Художественное творчество» - Развитие детского творчества - приобщение к изобразительному искусству; Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества «Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности. коммуникативнаяситуативный разговор Попросите, например, двухлетнего малыша взять в руки пластмассовую бутылочку, наполненную крупой, и показать, как бежит мышка. Или с помощью двух деревянных палочек изобразить, как прыгает козлик. Даже просто потрясти маракасы под музыку, попадая в такт, - восторгу не будет предела! Казалось бы, балуется малыш: шуршит, стучит и ничего больше. Но на самом деле он развивает чувство ритма, чувство метра, ощущение динамики, словом, свою природную музыкальность. 5. Музыкальные зарисовки. Активизируя творческую активность детей, используем прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни. Часто дети предлагают проиллюстрировать музыкальную картинку своим рисунками и получаются интересные выставки детского творчества Осенняя картина. В зарисовку включается · звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает» · речевая интонационная игра «Осенины» · песня об осени Звучащие жесты: «Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов» Мелкий дождик моросит Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками по парте) В листьях сада шелестит Кап - кап - кап - кап! (шуршим «ладошками») Мокнет мячик у ворот, Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками) Мокнет поле, огород Кап-кап-кап-кап! Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя. Речевая интонационная игра «Осенины, осенины» Осенины, осенины - у дождинок именины. Осенины, осенины - паутинок именины Осенины, осенины - разных красок именины Осенины, осенины- тихих звуков именины. Работая над этим текстом, создаётся атмосфера «тихой золотой» осени. Используем «естественные» звуки - шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев. Сообщаем ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать например, весной. Педагог проговаривает текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в группе или зале, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д. 6. Прослушивание звуков и составление рассказов. Интеграция с образовательной областью «Коммуникация». Педагог предлагает детям послушать набор звуков, и придумать что они могут обозначать, или определить их природу (для точности детям можно предложить зарисовать с помощью пиктограмм звуки, для дальнейшего воспроизведения), а затем придумать рассказ по звуковой сказке. Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи обновлённой системы дошкольного образования. Считаю, что подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, так как позволяет сделать совместную деятельность детей и педагога интересной и динамичной, ребенок становится - творцом звуков окружающего мира и музыки. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир. Заключение. Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №112» г. Саратова, изучив современные требования к организации деятельности дошкольников, мы пришли к выводу о том, что, используя систему К. Орфа в процессе организации детской деятельности, дети разного возраста одинаково активно включаются в коллективное творчество, организуют игры с использованием музыкальных инструментов, привлекающих своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцуют легкие детские танцы, превращают стихи в музыкальные пьесы, сочиняют музыку к сказкам и рассказам, сами делают шумовые инструменты и играют в детском оркестре. Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств: для организации занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования, поэтому вместе с музыкальным руководителем активное участие в занятии принимают другие специалисты детского сада, что имеет огромное значение в рамках интеграции образовательных областей; система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры; “элементарное музицирование” учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие детей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями. создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов. Прогнозируемый результат - повышение психологической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-волевой сферы, расширение коммуникативных навыков, совершенствование речи. Главное и самое важное на занятиях «Орфикой» - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение можно с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. Список литературы: 1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981; 3. ДмитриеваЛ.Т., Черноиваненко Н.М «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г 4. Зимина А.Н. «Народные песни с пением» М. «ГНОМ и Д» 2000 г. 5. Князева М.М. Опыт музыкального воспитания за рубежом Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. - М., 1991. - с. 141-166 6. Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка, речь, движение». – Москва.: «УРСС», 2002 7.Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000 г. 8. Т. Тютюнникова., Что такое ”Шульверк” К. Орфа http:www.orff.ruschulwerk.htm