Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конкурс «Гайдар. Время. Мы»




Скачать 215.39 Kb.
Дата05.07.2017
Размер215.39 Kb.
ТипКонкурс
I Всероссийский открытый конкурс « Гайдар. Время. Мы»

Номинация: Статьи о патриотическом и гражданском воспитании, в том числе о жизни и творчестве А. П. Гайдара, о развитии тимуровского движения в современных условиях.

«ТВОРЧЕСТВО АРКАДИЯ ГАЙДАРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

А.В. Гайдамакин ,

учитель истории и обществознания,

МОУ Лобойковская СОШ,

403380 с. Лобойково, Даниловский район

Волгоградская область

Тел. 8-261-5-66-99, 8-261-5-66-98

Лобойково – 2007 г.

От того, как относится человек в годы

детства к героическому подвигу своих

отцов и дедов, зависит его нравственный

облик, отношение к общественным

интересам, к труду на благо Родины.

В. А. Сухомлинский.


Переход на концентрическое изучение истории в школе привел с одной стороны к тому, что из учебных пособий почти исчез любой человековедческий материал: остались только теоретические обобщения, социологические выкладки, научные умозаключения, в лучшем случае перечень имен. Я бы сказал, что из исторического материала «ушла жизнь», исчезли люди с их чувствами, судьбами, ошибками и страданиями, надеждами и озарениями…

История обезличилась, «засохла». С другой стороны: изучение истории России 20 века переместилось в 9 класс. Ситуация, когда сложнейшие для понимания исторические процессы, далеко не однозначные в оценке различных историков и политиков события, связанные с революцией 1917 г., гражданской войной, социалистическим строительством в 30-е годы необходимо донести до 15-летних подростков, очень непростая.

Да, безусловно, добросовестный ученик вполне может «заучить» формулировки из школьных параграфов и «выдавать» их в необходимом месте и в нужное время.

Но сможет ли он понять, тем более прочувствовать, не только весь масштаб социального, тектонического сдвига в развитии России, но и найти ответ на вопрос: «Почему миллионы людей пошли в революцию, приняли новую власть, «голодные и холодные» победили прославленных генералов на полях гражданской войны, а затем «выдернули» страну из вековой отсталости в годы индустриализации?»

С опорой только на учебные пособия, которые сегодня в школе, я думаю, сделать это просто невозможно. Мне кажется, что здесь на помощь учителю могут прийти произведения советской литературы об этой эпохе, в том числе и книги А. Гайдара, когда-то одного из самых любимых писателей, а ныне практически изгнанные из школьного образования.

Почему повести и рассказы Гайдара могут быть элементом образования на уроках истории? На мой взгляд, для этого есть несколько оснований: во-первых, они созданы для детей и юношества. В нашей литературе есть выдающиеся произведения о революции и гражданской войне: «Тихий Дон», «Разгром», «Доктор Живаго», «Красное колесо» и т.д., но все эти книги рассчитаны на взрослого читателя. Они масштабны и неоднозначны. Книги Гайдара – это взгляд на сложные общественные явления глазами молодого человека, подростка, что конечно, же делает их более доступными для 9-ти классников.

Во – вторых, в этих произведениях присутствует романтика революции, романтика борьбы за справедливость, за новую жизнь, что вообще присуще молодежи во все времена, и чего нет в школьных учебниках. без понимания, романтической увлеченности революцией, по крайней мере части народа, вообще не разобраться в той противоречивой эпохе. А взгляд на историю страны Аркадия Гайдара – это взгляд революционного романтика, участника этих событий, и именно этим он ценен. В- третьих, произведения А. Гайдара заряжены энергией нравственного воспитания, энергией человечности, добра, справедливости, активной гражданской позиции. А это востребовано во все времена, тем более, сегодня, когда массовым явлением среди молодежи стали «душевная глухота», эмоциональная черствость, неразвитость чувств.

Какие произведения А. Гайдара могут стать подспорьем учителю в деле изучения тех или иных событий в истории России 20 века?

Это рассказ «Р. В. С.» и особенно «Школа». Оба произведения - взволнованное повествование на доступном для понимания подростков языке, на примерах простых судеб ровесников, о гражданской войне. Страницы «Р. В. С.» хорошо иллюстрируют факт многообразия политических сил участвовавших в войне. «Школа» поможет объяснить, как первая мировая война отразилась на общественном сознании, настроении масс, почему миллионы людей «пошли в революцию», и почему «красные» одержали победу в гражданской. «Школа» поможет учителю на уроке представить взаимоотношения народа, общества и государственной власти в последние годы существования Российской империи. Конечно же, учитель должен суметь донести до школьника, что книга – это не взгляд историка, это живое свидетельство живого участника событий, заинтересованного, занимающего активную позицию во всех событиях на стороне «красных». Но, мне кажется, что этим и ценны произведения Гайдара.

Повесть «Дальние страны» поможет ощутить сам дух эры индустриализации с ее устремленностью на модернизацию экономики страны, с романтикой строительства заводов, развития новейших направлений техники и авиации. А также помочь представить всю противоречивость процессов коллективизации в советской деревне в начале 30-х годов, неоднозначность реакции крестьянства на политику государства, о борьбе зажиточной части крестьянства, кулаков против колхозной жизни и о жертвах в этой борьбе. Все это было в истории и молодое поколение должно знать это.

Страницы повести «Судьба барабанщика» - это рассказ о непростой ситуации 30-х годов, когда не мало подростков оказались без отцов или вообще без родителей и попадали не редко в мир преступников. И пусть у Гайдара отец Сережи, главного героя, осужден в лагеря по уголовному делу, всем все равно понятно, что в 30-е бывшие, «преданные коммунисты и советские работники - чаще попадали в заключение по делам о врагах народа». Тема политических репрессий 30-х годов, словно, отблеск, намек присутствует в произведении. И в завершающей части повести тень строительства Беломорканала , давно ставшего символом репрессий, лагерей ГУЛАГа, все ставит по своим местам. Дополнительный комментарий со стороны учителя может дополнить сухой рассказ вернувшегося из заключения отца Сережи Щипачева, об одном из самых громких в те годы проектов «социалистического строительства» и способах перековки врагов народа в честных граждан. Это произведение может дополнить историю страны 30-х и проиллюстрировать социальную обстановку и повседневную жизнь в эпоху развернутого строительства социализма.

Много лет работая в школе, вижу, что материал школьных учебников построен так, что у учеников невольно складывается образ, даже на уровне подсознания, о поколениях людей советской эпохи, как каких-то жертвах, пассивных страдальцах, с которыми что хотели, то и делали. И «власть захватили», и «заставляли их», и «навязывали им», и «репрессировали их» и т.д., и т. п., а они все терпели да ждали, когда наступят светлые времена… Это же ложь о той эпохе. То поколение никогда себя жертвой не считало, оно ощущало себя творцами истории, и гордо, твердо и уверенно смотрело в будущее… Именно этим настроением пропитаны книги Гайдара.

И культовая книга писателя «Тимур и его команда» ценна учителю-историку на уроке не только идеей тимуровской работы, которая стала в истории советской педагогики одной из великолепных, плодотворных воспитательных идей, но и тем, что она доносит нам неприятную атмосферу в стране накануне Великой Отечественной войны. В программе по истории есть тема : «Советская страна накануне Великой Отечественной войны». В повести ощущается грозовая атмосфера, когда в мире уже шла война. Очень хорошо передано отношение подавляющей части людей нашей страны к Красной Армии, забота о ней, и надежда на то, что только она может защитить от беды. Ведь по сути дела поведение подростков-героев книги – это реакция на общую атмосферу в стране: чем мы можем лично помочь своей армии, своему народу. И в этом самом она продолжает развивать те идеи, которые нашли свое воплощение в «Военной тайне».

Трудно сказать, как соотносится образ-символ Мальчиша – Кибальчиша с нашей прагматичной эпохой, но можно смело утверждать, что предательство и жадность Мальчиша – Плохиша никого не вдохновят, а стремление к справедливости и жертвенность за свободу Родины будут востребованы у нашего народа и в двадцать первом веке. Есть и сейчас за границами России не только ее друзья, но и ее враги. И об этом не стоит забывать. Слава Богу, в государстве об этом сказано сегодня прямо и на самом высоком уровне. И Мальчиш – Кибальчиш в сердцах наших детей еще понадобится, и главную Военную тайну нам еще придется хранить,

И еще один важнейший момент, связанный с судьбой Гайдара и его творчеством. В старших классах ( в 11-м) важным элементом для пристального изучения и размышления о судьбах Отечества, культуры народа может стать сама биография писателя, его личное участие в гражданской войне, литературное творчество в 20-е – 30-е годы как отражение одного из направлений, получившего название социалистический реализм. И, конечно же, уход на фронт в 1941 году… В наше время, когда все подвергается сомнению, а порой и осмеянию, честный и открытый разговор о судьбе писателя, его гражданской позиции помогут глубже заглянуть в эпоху. А еще более интересно на уроке истории соотнести судьбу писателя с судьбой его сына и внука, которые в истории России останутся тоже. Эта своеобразная «семейная сага», безусловно, прояснила бы ученикам некоторые повороты российской истории в XX столетии.

Так что, на мой взгляд, как творчество, так и биография писателя Аркадия Гайдара – это интереснейший источник полезной информации для работы на уроках истории.

Конечно же, это не означает, что учитель должен непременно отработать» все ключевые повести и рассказы писателя. Он вправе опереться на те, которые ему кажутся наиболее интересными, нужными, яркими или которые знакомы ученикам.

И здесь стоит сказать о самом трудном, о том, как добиться, чтобы современные школьники прочитали книги Гайдара. Другое время, другой ритм жизни, другое отношение маленького человека, и тем более подростка, к обществу, государству, истории. Да и не секрет, что книги читает молодежь все меньше и меньше. Силами только учителя истории эту проблему не решить. Здесь нужно поработать во взаимодействии с учителями начальных классов, так сказать еще на «дальних подступах», и, конечно же, с учителями русского языка и литературы, как-то включить в изучение «изгнанные из программы» произведения А. Гайдара.

Мне кажется, эта работа не будет напрасной тратой времени и сил, ибо поможет не только историческому и литературному образованию молодежи, но и их гражданско – патриотическому и нравственному воспитанию. А это, не правда ли, самое главное в нашей работе. Согласитесь.

I Всероссийский открытый конкурс « Гайдар. Время. Мы»

Номинация: Статьи о патриотическом и гражданском воспитании.

«ГАЙДАР И МЫ.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ОПЫТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»


А.В. Гайдамакин , директор школы

МОУ Лобойковская СОШ,

403380 с. Лобойково, Даниловский район

Волгоградская область

Тел. 8-261-5-66-99, 8-261-5-66-98

Лобойково – 2007 г.

Надо работать, надо их беречь…

чтобы они учились еще лучше,

чтобы они любили свою страну

еще больше. И это будет наша

самая крепкая Военная тайна,

которую пусть разгадывает, кто хочет.

А. Гайдар

Говорят, что 90-е годы были самыми трудными, а мне кажется, что они, были прежде всего, интересными (а может быть самыми счастливыми), по крайней мере в жизни школы.

Рухнула старая бюрократизированная система советского образования, а новая еще не успела выстроиться, и в каждое образовательное учреждение пришла свобода, свобода творчества…Сколько родилось в те годы инноваций! Попали в эту волну и мы – небольшая средняя школа из сельской глубинки. То ли мода на эксперименты нас увлекла, то ли реально хотелось что-то делать, творить, благо никто не мешал… В общем в 1995 году открылась на базе Лобойковской школы экспериментальная площадка муниципального уровня по удивительной для того времени теме: « Реализация личностно-социальной концепции воспитания как путь гуманизации педагогического процесса в условиях детского сельского микросоциума». Проще говоря, взялись мы за возрождение воспитательной работы школы тогда, когда об этом еще мало кто и говорил…

Приступая к созданию единой воспитательной системы образовательного учреждения гуманистической направленности, прежде всего, приходится определиться, что будет ядром этой системы, главным элементом, вокруг которого и будет строиться вся работа педагогического коллектива и вся жизнь учащихся.

Искать долго не пришлось, идеи лежали, как говорят, на поверхности. Это гражданско-патриотическое воспитание, в значительной мере ( если вспомнить атмосферу 90-х годов XX века) порушенное вследствие борьбы с коммунистической идеологией, и опороченное( если вспомнить часто тогда цитированные слова о патриотизме, как последнем пристанище мерзавцев и подлецов). Да и вообще, атмосфера начала 90-х годов ХХ века в системе образования - это настрой на сворачивание воспитательной функции школы вообще ( «Мы должны учить, давать знания, - звучало чуть ли не на каждом углу, -а воспитывают пусть родители, церковь и общественные организации».). Что греха таить, облегченная, удобная позиция обучение – процесс более четкий и легче контролируемый, тогда как воспитание – это «необъятное поле деятельности». Но уже к середине 90-х годов стало очевидно, что отказываясь от функции воспитания, мы не только не выигрываем в обучении, мы проигрываем, потому что теряется главное в педагогическом процессе – это формирование личности гражданина. Наш коллектив взялся за возрождение воспитательной работы, как приоритетного направления в своей деятельности, тогда , когда эта тема была еще не «модной»… За несколько лет до принятия базовых нормативных документов федерального уровня по проблемам воспитания, государственных программ патриотического воспитания… может быть с этой точки зрения нам и было труднее. Но мы это вполне компенсировали тем, что обратились к великому педагогическому наследию наших классиков: К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, - опыту педагогов-новаторов 70-х- 80-х годов, теоретическим разработкам современных педагогов страны: Новиковой, Караковского, Мальковой. К тем, поистине великим идеям, которыми жила русская и советская школа и которые так вдохновляли выдающегося патриота и писателя А.П. Гайдара, чьи произведения – это гимн лучшим человеческим качествам: мужеству, честности, принципиальности, непримиримости с неправдой, злом и несправедливостью, любви к людям и Отечеству. Жаль, что в силу стереотипности и узости мышления власть придержащие не смогли понять, что под коммунистической оболочкой произведений А. П. Гайдара, Н.

Островского, Б. Полевого, В. Катаева и других советских писателей находятся глубинные, фундаментальные, нравственные ценности от века образующие основу личности нашего человека и нашего народа… Это был тот случай, когда с грязной водой выплеснули,

в общем, много чего выплеснули… Если кратко сказать, то выплеснули душу из воспитательной работы с молодым поколением…

Избавляясь от великой советской литературы в школьных программах, избавлялись от идеологизации школы, как тогда говорили… Можно подумать, идеология покинула школьные стены вместе с книгами А. Гайдара! Да нет же, школа не была и не будет вне идеологии, этого просто не может быть, потому что этого не может быть никогда… То, что произошло, это просто смена идеологий: вместо коммунистической – сегодня у нас либерально-буржуазная идеология, с ее культом индивидуализма, прав и свобод человека, реформизмом. Мне как учителю истории это и доказывать не надо, в той мере в какой из учебников истории исчезали разделы о революционерах и революционном движении, пропорционально увеличивались разделы о либералах всех времен и народов, но все же больше о русских… Доходит до глупого и смешного одновременно, из учебника для девятиклассников исчезла вообще информация о возникновении Советов рабочих депутатов в 1905 году в России, за то непременно они должны знать, что некий барин И.И. Петрункевич на земском собрании в Чернигове 1878 года зачитал адрес на имя царя вопреки воле председателя.

Честно говоря, я не верю, что в школьные программы будут возвращены хотя бы частично лучшие произведения советской эпохи, в том числе и А. Гайдара. И дело не в коммунистической обертке сюжета рассказов и романов… Дело гораздо глубже…

Эти произведения просто заряжены энергией борьбы с несправедливостью. Это вам не Достоевский( не умаляя гения последнего ни в коей мере), где: «Поплачь и терпи дальше». Эти книги зовут на борьбу сегодня и убеждают, что дело это не безнадежное.

В обществе, где социальная несправедливость стала отличительной характеристикой, сеять в сознание молодого поколения семена социального протеста власть не будет никогда, и ради этого она пожертвует и нравственным и патриотическим содержанием всех этих произведений.

Но я возвращаюсь к опыту работы школы. Нам было легче еще и потому, что многие элементы конструкции советской системы воспитания не были разрушены до основания, и мы их без особого труда восстановили. И еще одно: специфика жизни сельского социума гораздо больше самим ее укладом сориентирована на ценности коллективизма, или, как теперь любят говорить, соборности, ценности труда, заботы о семье, и, я бы сказал, на традиционные ценности русского народа: правды ( Не в силе Бог, но в правде), честности служения ( народу, государству и т.д.). и поэтому не могу согласиться со словами президента о том, что основой нашей жизни должно быть стремление к достижению успеха – «быть успешным» каждому и во всем… Успех только тогда ценен, когда определенно есть ответ на вопросы какой ценой и во имя чего он достигался…

А с этим у нас в обществе пока что не все ясно.

Ах, как много рассуждений звучало и звучит поныне либералов от педагогики о том, что мы должны воспитать в ребенке «любовь к себе самому», или как там они это называют «активную, самодостаточную, адаптированную личность» , что-то в этом роде… Это поди ж ты цель всей нашей деятельности… Возлюби самого себя…Это что же, смысл всей нашей работы – воспитание эгоистов? Вот уж поистине слепота… Зачем же культивировать в душах то, чего там и так в избытке… Это какой же нормальный человек себя самого –то не любит? А вот любовь к ближнему, заботу о другом, готовность пожертвовать чем-то своим ради людей – это само собой не вырастает в душах, это формируется в процессе воспитания и самовоспитания, в борьбе с собой, со своим «эго», в самопреодолении. И именно это и есть такие высокие понятия как патриотизм, честь, милосердие, справедливость, отзывчивость, и разве не на это нацелены книги А. Гайдара?

Выходя в 1995 году на строительство гуманистической воспитательной системы школы, мы, конечно же, ориентировались прежде всего на традиции советской школы, и в принципе они остались жить в том духе, который царит в коллективе, в атмосфере отношений, в общей деятельности. Ведь как подчеркивал В. А. Сухомлинский: « Воспитание выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений и интересов, мыслей и переживаний». Мы не цеплялись, как некоторые за отжившую оболочку коммунистических времен в виде пионерской символики или еще кое-какие элементы советской школы. Наша задача была в другом: вписать в новые условия жизни буржуазной России те базовые ценности, принципы, на которых жил народ и до большевиков, и при них. Наверное, именно об этих ценностях заговорил Президент России в ежегодном послании Федеральному Собранию в апреле 2007 года.

Основой воспитательной системы школы стала и ключевая идея социально-личностного воспитания или другими словами, воспитание в коллективе. А это идеи и Макаренко А. С., и Сухомлинского В. А., и Гайдара А. П., и многих, многих других…

Вопрос о воспитании ребенка в коллективе чем-то напоминает около религиозную дискуссию о том, как лучше молиться Богу: по одиночке или всем вместе в Храме, на что церковь четко заявляет: « Всем вместе, так Бог быстрее услышит». Наверное, и воспитывать в коллективе и через коллектив все же эффективнее. Первым объектом изменений жизни школы стал сектор досуга детей. Да, специфика сельской жизни в том, что здесь школа – это все, вся жизнь и учебная, и внеучебная может быть «завязана» только на школу. Детям в деревне больше и податься некуда. Не использовать это в интересах воспитания было бы ошибкой. Развернув систему крупных коллективных творческих дел ( по Караковскому) в течение года, вывести их на уровень не только общешкольного события, но и события в жизни всего села, сделать их традиционными, это уже вклад в воспитание всех участников этих процессов.

Возродили военно-патриотическое воспитание в школе в полной мере. Реконструировали и восстановили работу школьного Зала Боевой Славы, заботу о памятнике землякам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войны.

И в этом месте стоит особо сказать и о тимуровском движении. Может быть потому, что деревня – это деревня, но тимуровская работа у нас не угасала никогда. Даже в самые «смутные» годы особое внимание всегда уделялось заботе о ветеранах Великой Отечественной войны. В село с фронта вернулись когда-то 90 человек, на сегодня осталось четыре те, которые ушли на войну когда-то еще мальчишками… Время сделало свое дело… И конечно же, сельская жизнь более «трудоемкая», если так можно сказать, и дает больше возможности проявить заботу о пожилых героях. Это традиционные, хотя и не многочисленные виды работ: расчистить дорожки от снега зимой, принести воды, вскопать огород, выкопать картошку, убрать территорию двора после зимы, выкосить сорняки летом, реже мелкий ремонт построек во дворе, но чаще всего это поколоть и сложить дрова на зиму. Но и конечно, поздравить ветеранов с праздниками. Внимание, доброе слово, музыкальный подарок да и вообще простое человеческое участие, общение, оно так дорого для пожилых людей. Я не знаю случаев, когда дети отказывались участвовать в таких делах. Хотя если честно сказать, то многие ребята, наверное, не смогут рассказать о том, кто такие тимуровцы, откуда произошло это понятие, и вряд ли читали книгу А. Гайдара. Жаль конечно. Однако молодое поколение читает вообще мало, а если читает, то чаще не то, что нам бы хотелось. И сегодня забота о нуждающихся чаще звучит как «акция милосердия». Я не вижу в этом беды, потому что стереотипно тимуровское движение связывается с заботой о ветеранах войны, а милосердие более емкое понятие – забота о всех нуждающихся. Да и в нашей жизни объектами заботы, помощи все чаще становятся люди иных категорий: ветераны труда, одинокие пенсионеры, инвалиды, в общем все, кому плохо…

А как быть с такими видами деятельности школьников как общественно полезный труд, то есть выполнение работ по благоустройству «ничейной» территории в селе, уборка от мусора, сорняков, ремонт, покраска ограждений, посадка деревьев и кустарников. В общем-то, это не помощь конкретному человеку, но работа на благо всех, а значит и на благо того, кто сам в силу старости, болезни не сможет выйти на уборку этой территории. Почему этот вид деятельности не считать элементом тимуровской работы?

Конечно, развивающиеся , возрождающиеся формы общественной, гражданской активности подростков, молодежи нуждаются в идейном оформлении, как когда-то тимуровское движение. Хорошая идея привносит в жизнь романтику так необходимую юным сердцам. Пока что здесь больше вопросов, чем ответов. Безусловно, такой вид деятельности молодежи не может и не должен развиваться стихийно, он нуждается в управлении, в педагогическом руководстве. Может это либералов и пугает, но жизнь учит, что без руководства и поддержки самые яркие инициативы гаснут. Другое дело, сделать так, чтобы не произошло формализации и бюрократизации этих процессов, как это было в советский период и погубило в конечном счете много полезных начинаний. Мне кажется, что тимуровское движение как забота о других людях в школе не угаснет никогда. Потому , что, с одной стороны, в обществе всегда будет социальный заказ на такой вид деятельности, с другой стороны, у человека есть глубинный, может не всегда достаточно осознаваемый импульс быть Человеком, а значит, бескорыстно творить Добро, ведь это так возвышает тебя, прежде всего в собственных глазах. Ну и мы, педагоги, разве сможем отказаться от наиболее эффективного метода воспитания молодежи: включения ее в реальное общественно полезное дело, окрашенное высокими нравственными благородными идеями? А участие в культурной жизни села: подготовка концертных программ для ветеранов войны и труда, пожилых людей, бабушек и мам… Это в значительной мере лежит на школе… Разве эти дела не близки духу тимуровского движения?

Воспитание гражданина и патриота Родины начинается с детства, да и вообще процесс развития человека – процесс непрерывный, поэтому выстраивая целостную воспитательную систему, мы не могли не включить в нее дошкольную ступень образования. Детский сад вошел в состав школы как структурное подразделение и стал строить свою воспитательную работу в единстве со школой. А школа получила еще один объект для «тимуровской заботы» - малыши из детского сада. В условиях демографического кризиса и деградации сельского социума в деле объединения школы и детского сада особый резон. Выживание… Удивительно, почему это явление до сих пор не стало повсеместным. Наш двенадцатилетний опыт показал большое преимущество развития в данном направлении.

Нельзя воспитать гражданина без любви к своим родным людям, к своей земле и без любви к истории своей страны и своего края. История – важнейший элемент всей воспитательной системы. Можно многое было бы сказать о сегодняшнем состоянии школьного исторического образования, о тех проблемах, которые с ним связаны. Но я хочу остановиться на том, чем можно компенсировать, хотя бы в какой-то мере, имеющиеся недостатки. Это испытанное средство – краеведческая работа. Любовь к своей малой родине у молодого человека порождает желание узнать побольше и о ее прошлом. А это сигнал для благодатной и плодотворной работы. У нас это вылилось в идею создания школьного музея истории, культуры и быта родного края. Мы решали несколько задач, при этом в непростых условиях, на грани двух эпох. Этот музей был создан, а сама работа по его созданию стала явлением общественной активности детей и взрослых, по сути, социально- значимым событием в жизни сельского сообщества. Созданный музей уже сегодня интереснее районного музея, имеющего официальный статус. Интерес к нему проявляют ТОСы, появившиеся в связи с реформой местного самоуправления в 2006 году, и готовы включиться в работу по развитию музея. Но сам по себе музей – это прежде всего зримое свидетельство проснувшегося интереса учеников к прошлому своего народа, своей земли. И в этом смысле – это начало пути по выходу из состояния «Иванов родства своего не помнящих». Это путь гражданской зрелости каждого человека и всего общества.

Программа «Корни» - программа создания музея реализовывалась параллельно с другой программой, которую мы назвали «Русский проект» (по аналогии с когда-то существовавшим на телевидении проектом создания прекрасных теленовелл). Это проект школьного оформления. В .А. Сухомлинский писал: «Мы стремимся к тому, чтобы в школе даже стены говорили». Идея простая, та, которую в советские годы называли наглядной агитацией. А сегодня она все более и более вырождается в коммерческую рекламу.

«Русский проект» строится вокруг нескольких основополагающих положений, идей. Вот его краткая формула:


  1. Россия. Родина. Патриотизм.

  2. Народ. История. Культура.

  3. Школа. Учитель. Ученик.

Оформление по нашему замыслу должно воспитывать в детях, будить в душах взрослых лучшие национальные качества: любовь и милосердие, патриотизм, веру в лучшее будущее Отечества, а значит, и своей семьи, села, свое собственное завтра.

Из идей, заложенных в основу «Русского проекта», вытекает несколько конкретных правил нашей работы:



  1. Комплексный подход. То есть, создание залов, интерьеров, объединенных и идеей, и какой-то темой.

  2. Приоритет за зрительными образами над текстами. Так уж мы, люди, устроены, что воспринимаем ярче и быстрее образ, нежели текст. Не учитывать это свойство человеческой психики нельзя.

  3. Эстетика работ. Все должно быть выполнено как можно красивее и аккуратнее. Неряшливость в исполнении сводит на нет эффект восприятия образа.

  4. Использование сюжетов картин и стихов только русских авторов. По причине, о которой говорилось выше.

  5. Работа только масляными красками на фанере, ДВП, холстах. Они ярки и долговечны. Хотя такая работа требует больших затрат труда и средств.

  6. Сохранение преемственности с прошлым, преемственность духовных и культурных традиций села, школы, коллектива.

Таким образом, школьное оформление должно утверждать культ Родины, культ Красоты, культ Знаний, культ Добра. А реализация «Русского проекта» должна способствовать превращению школы в подлинный духовный и культурный Центр жизни села.

Несколько лет ушло на то, чтобы заполнить пространство школьных стен содержанием. Учитывая специфику человеческого восприятия – это, прежде всего, художественные образы.

Вслед за «Русским проектом» родился «Русский проект 2».

Элементом гражданско – патриотического воспитания стала работа над программой «Возрождение», цель которой была в возрождении культурных народных традиций, прежде всего связанных с обращением к украинским корням жителей села. (Поселение было основано в 18 веке переселенцами из Слободской Украины, и эти особенности ощущаются в жизни сообщества до сих пор).

Не трудно увидеть связь между задачами гражданско – патриотического воспитания и реализуемыми в школе программами «Моя земля» - система экологического воспитания и природоохранной работы « Здоровье с детства» - система оздоровительной работы и развития спорта среди учащихся.

Говоря о гражданско – патриотической воспитательной работе с молодежью нельзя не обратить внимание на деятельность детской организации. И ныне, появившиеся в стране молодежные движения, организации: «Наши», «Россия молодая», РСМ и прочие весьма далеки от школ и, тем более, от сельской глубинки. И в общем-то понятно, почему им до нас нет дела…Но душа подростка требует романтики, общения со сверстниками за пределами урока, вне поля учебной деятельности. Поэтому 15 лет тому назад в школе появился детский патриотический союз «Орлята», который вошел в состав районной детской организации «Радуга». А гимном союза стала прекрасная советская песня «Орлята учатся летать».

Гражданско – патриотическое звучание главное не только в символике союза, но и в его делах. И в этом плане мы можем считать ее достойной преемницей лучших традиций советской эпохи.

И еще одна особенность работы школы за эти 10 лет. Каждый год мы приглашаем к себе в гости коллег на районные и межрайонные методические семинары, приглашая от 20 до 50-ти человек. Вот темы семинаров:



  • 1998 год – « Использование историко – краеведческого культурологического и этнографического материала в работе по формированию национального самосознания, воспитание гражданственности и патриотизма подрастающих поколений».

  • 1999 год – « К 200 –летию со дня рождения А. С. Пушкина. Использование пушкинского историко – литературного материала в организации воспитательной работы с учащимися разных возрастных групп».

  • 2000 год – « Возрождение традиций военно – патриотического воспитания учащихся – важнейшее направление развития гуманистической воспитательной системы современной русской школы».

  • 2001 год – « Развитие познавательных интересов учащихся как средство гуманизации педагогического процесса».

  • 2002 год – « Реализация воспитательных задач в учебной и внеклассной работе педагога в условиях сельского микросоциума. Традиции и новаторство».

  • 2003 год – « Реализация личностного потенциала педагога как основа модернизации гуманистической воспитательной системы детского сельского микросоциума в современных условиях».

Как видно, все они посвящены именно воспитательной работе в школе.

И если это уроки, то нетрадиционные, с мощным воспитательным зарядом, эмоционально насыщенные, запоминающиеся. Если внеклассные мероприятия, то интересные, идейно глубокие, развивающие личность ребенка. Если концертные программы, то такие, чтобы творчество задело за душу каждого. В общем в работе семинара участвовала вся школа, почти на 100 %: и дети, и учителя , и персонал. Это стимулировало, побуждало к работе, «разрывало» рутину повседневной текучки. И с этой точки зрения стало важным элементом единой воспитательной системы школы, необходимым ее компонентом.

В общем, чтобы не делалось в школьном коллективе, в конечном счете, это становилось еще одним элементом в единой системе воспитания достойных граждан своего Отечества. И в этом смысле мы сегодня решаем ту же задачу, которую когда-то ставил перед собой А. П. Гайдар. Работая в середине 30 –х годов над «Военной тайной», Аркадий Петрович записал в дневнике : « Эта повесть будет за гордую Советскую страну. За славных товарищей, которые в тюрьмах. За крепкую дружбу. За любовь к нашим детям. И просто за любовь».

Мы сегодня тоже за нашу страну, за верных товарищей, за дружбу, за наших детей и за любовь… Именно за это мы ведем бой на каждом уроке, в каждом внеклассном мероприятии, в каждом деле. Этот бой, как и во времена Гайдара против мещанства, подлости и предательства, трусости и лени, жадности и бездуховности.

Да, не «устарел» Гайдар, потому что битва Добра и Зла продолжается, битва за души людей вообще и детей в частности. И в этом сражении еще не одержана окончательная Победа. И понадобятся еще бойцы, сражающиеся за Добро и Счастье, за хорошую жизнь.

И мы не отречемся от Гайдара и его книг. Он, как и прежде «Шагает впереди нас всех»!


P. S. На втором Всероссийском конкурсе воспитательных систем в 2004 году Воспитательная система «Надежда России» Лобойковской средней школы стала дипломантом II степени в номинации «Воспитательная система образовательного учреждения, расположенного в сельской местности».