Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Концептуальное направление в дизайне одежды ХХ начала XXI вв. 17. 00. 06 техническая эстетика и дизайн




Скачать 417.33 Kb.
страница1/3
Дата29.06.2017
Размер417.33 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ПЛЕШКОВА

Ирина Сергеевна

концептуальное направление в

дизайне одежды ХХ – начала XXI вв.

17.00.06 – техническая эстетика и дизайн



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2010
Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Глинтерник Элеонора Михайловна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор
Бесчастнов Николай Петрович

кандидат искусствоведения,

Ващук Оксана Андреевна

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

художественно-промышленная

академия им. А. Л. Штиглица



Защита состоится « 20 » сентября 2010 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при Санкт-Петербург­ском государственном университете технологии и дизайна по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18, Инновационный центр.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПГУТД.

Автореферат разослан « 18 » августа 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С. М. Ванькович



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования и состояние вопроса. В начале XXI в. в области проектирования модной одежды одним из самых заметных феноменов стало концептуальное направление. Современный модный костюм может испытывать влияние станковых видов авангардного искусства, скульптуры, перформанса, становясь элементом концептуальных акций. Перенос акцента с утилитарно-функционального назначения одежды на её эстетическое содержание приводит к тому, что костюм можно описывать в терминах искусствознания и рассматривать как объект искусства и дизайна.

Концептуальный костюм стал предметом специального внимания на ряде крупных международных выставок модного костюма последнего десятилетия. Серия выставок «Дисфэшенал – от концепции к конструкции» (“DYSFASHIONAL – from Concept to Construction”, Люксембурге, Rotonde 1, 2007; Лозанна, Musée du Design et des Arts Appliqués Contemporains, 2008; Париж, Rue du Faubourg Saint Martin, 2009) доказывает актуальность концептуальной моды и интерес к ней международной модной индустрии. Выставочный проект «Кожа Скелет: параллельные практики в моде и архитектуре» (Skin Bones), состоявшийся в Музее современного искусства Лос-Анджелеса (MOCA – Museum of Contemporary Art, 11. 2006 – 03.2007) и выставка «Искусство моды: создание намёков» (The Art of Fashion: Installing Allusions) в Музее Бойманса ван Бенингена в Роттердаме (Museum Boijmans van Beuningen, 19.09.2009 – 10.01.2010) доказывают устойчивый интерес к исследованию авангардного и концептуального костюма.

В связи с появлением инновационных технологий и новых требований к костюму изменились традиционные представления о принципах и методах моделирования одежды. В производстве модного костюма появилось новое, пока недостаточно изученное направление проектирования – концептуальное. Это определяет насущную необходимость изучения теоретических основ концептуального направления и исследования возможностей его практического применения.

В современном искусствознании на данном этапе не сформировалось чёткого определения концептуального костюма. Изучение этого явления предполагает комплексный подход, учитывающий его социальные, философские, культурологические и искусствоведческие проявления. В реферируемой диссертации концептуальный костюм рассматривается с позиции современного дизайноведения, как объект, декларирующий определённые эстетические ценности в форме визуальной метафоры. Теоретическое осмысление концептуального костюма требует переноса внимания в область соотношения костюма с культурой, с пространством его непосредственного функционирования.

Концептуальная линия в дизайне костюма выделилась в отдельное направление в во 2-й пол. XX в. в эпоху постмодернизма. Однако исследование истоков явления концептуального дизайна костюма показывает, что его подготовка и формирование как самостоятельного направления в проектировании костюма шла на протяжении XIX – XX вв. Невозможно оставить без внимания концептуальные разработки художественного костюма У. Морриса и «эстетического платья» прерафаэлитов, экспериментальные проекты футуристов Дж. Балла и Э. Михаэле, конструктивистов В. Татлина и В. Степановой, новаторские идеи Э. Скьяпарелли.

В нач. XXI в. концептуальное направление в дизайне костюма наблюдается в моде разных стран и охватывает разные области проектирования модной одежды. Созданием концептуального костюма от-кутюр или арт-объектов занимаются Х. Чалаян, Х. Вибсков, Г. Пью, Р. Кавакубо и др. мастера. Проектирование концептуальной одежды прет-а-порте – сложная задача, которая заключается в создании авторского костюма, отвечающего требованиям массового производства. Серия костюмов «Кусок ткани» (A-POC, A Piece of Cloth – Кусок ткани) японского дизайнера И. Мияке представляет пример гармонии эстетических идей художника и инновационного способа создания костюма прет-а-порте.

Феномен проектирования концептуального костюма вызывает устойчивый интерес у современных, преимущественно зарубежных исследователей. Фундаментальными являются труды К. Эванс, М. Левентон, Б. Куина, В. Стил, в которых осмыслены философские, эстетические проявления, а также технологические аспекты современного концептуального костюма. Отечественные искусствоведы, в частности А. И. Затулий, Ю. Б. Демиденко, Е. А. Бобринская обратились к изучению концептуального направления лишь недавно, преимущественно в границах авангардных течений моды.

Изучение концептуального направления невозможно без учёта исследований по истории и теории моды и костюма. В трудах Е. А. Косаревой, Н. Которн, В. Мендес, Ш. Зелинг, Л. М. Горбачёвой, Т. В. Козловой описывается эволюция костюма, его силуэта и композиционного решения под влиянием стилей искусства, рассматривается зависимость смены форм одежды от социальных перемен и научных открытий.

Концептуальный костюм не может быть рассмотрен без учёта социально-психологических аспектов понятия моды и социально-знаковой функции одежды. Из наиболее значительных попыток социологического анализа моды в ХХ в. следует отметить работы Р. Барта, П. Г. Богатырёва, А. Б. Гофмана, Г. Н. Лолы, Г. С. Кнабе. Для оценки методов проектирования коллекций концептуальной одежды, представленных в работе, важно было опираться на теоретические исследования по моделированию костюма Т. В. Козловой, Г. И. Петушковой, Г. В. Толмачёвой, Е. А. Рыбкиной.

Для комплексного рассмотрения проектирования концептуального костюма привлекались работы, посвящённые авангардным течениям искусства (Е. А. Бобринская, Е. Ю. Андреева) и специфике современной модной индустрии (Х. Кода, С. Ли, Б. Куин). Эти авторы справедливо рассматривают модный костюм как объект проектной культуры, который аккумулирует социально-философские настроения эпохи и результаты научно-технического прогресса.



Актуальность избранной темы диссертационного исследования заключается, прежде всего, в существенном влиянии многообразных проявлений концептуального феномена на развитие методов проектирования модного костюма. На современном этапе тяготение дизайнеров к концептуальным формам творчества объясняется тем, что оно даёт возможность создания авторской коллекции одежды, наделённой ценностно-смысловым содержанием и инновационной дизайнерской идеей. На рубеже XX-XXI вв. концептуальный костюм выступает своеобразным посредником между современным искусством и проектированием одежды прет-а-порте.

Цель и задачи исследования. Цель работы – искусствоведческое исследование концептуального направления в дизайне костюма в индустрии моды XX – нач. XXI вв.

Цель работы определила основные задачи исследования:

  1. собрать и обобщить фактологический материал по развитию проектирования концептуального костюма 2-й пол. XIX – нач. XXI вв.;

  2. выявить художественные истоки современного концептуального костюма;

  3. определить этапы развития концептуального направления в дизайне одежды;

  4. рассмотреть творческий опыт самых значимых для развития концептуального направления дизайнеров одежды 2-й пол. ХХ – нач. ХХI вв.;

  5. определить основные понятия концептуального направления в дизайне костюма: «арт-объект» в модной индустрии и «концептуальная одежда прет-а-порте».

Объект и предмет исследования. Объект исследования – произведения художников, а также теоретические работы ведущих мастеров, создававших проекты авангардного и концептуального костюма. Основным материалом исследования в настоящей диссертации стали концептуальные коллекции дизайнеров Х. Чалаяна, М. Маржиелы, Х. Вибскова, Р. Каваукбо, И. Мияке, дуэта Виктор и Рольф. В качестве предмета исследования рассматривается концептуальное направление в дизайне костюма как художественный феномен проектной культуры нач. XXI в.

Источниковедческая база исследования. В диссертации использован значительный по объему и информации источниковедческий материал, поиск которого, интерпретация и обработка стали одним из главных направлений в работе. Были использованы фонды российских библиотек, а также библиотеки университета искусств и дизайна в Хельсинки (University of Art and Design). В диссертации были проанализированы научные труды российских и европейских исследователей: монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций, каталоги выставок, соответствующие теме. Материалом для исследования стали коллекции костюмов с показов, проходивших в рамках недели моды «Дефиле на Неве», коллекции, представленные на конкурсах авангардного костюма «Альтернативная мисс мира» (Alternative Miss World) в Лондоне, «Монтана – Мир Носибельного Искусства» (Montana World of WearableArt) в Веллингтоне. Иллюстративным материалом послужили фотографии работ с экспозиций тематических выставок, посвященных костюму, моде, и индивидуальных выставок дизайнеров-концептуалистов в Музее Института моды и технологии в Нью-Йорке (The Museum at FIT), в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе (The Museum of Contemporary Art), Музее моды в Антверпене (ModeMuseum (MoMu)), музее института Киото (The Kyoto Costume Institute), Музее Виктории и Альберта в Лондоне (The Victoria and Albert Museum), Музее Бойманса ван Бенингена в Роттердаме (Museum Boijmans van Beuningen) и др.

Методологической основой исследования стали принципы, разработанные в гуманитарных науках и опирающиеся на комплексный, системный подход к изучению концептуальных проявлений в области моделирования одежды с современных позиций искусствознания и дизайноведения.

При анализе влияния концептуального феномена на эксперименты дизайнеров и художников в области моды применялся художественно-стилистический метод. Был проведён сравнительно-сопоставительный анализ ведущих авангардных и концептуальных течений в искусстве XX-XXI вв. и их специфического преломления в моделировании костюма. В результате этого анализа была установлена объективно существующая общность между принципами формообразования и средствами художественной выразительности, используемыми в концептуальном искусстве и дизайне современного модного костюма. Для классификации экстраполяции концептуальных идей в моделирование одежды прет-а-порте применялся типологический метод.



Границы исследования очерчиваются хронологическими рамками 2-й пол. XIX – нач. XXI веков. Этот временной период включает историю концептуального направления от его истоков до выделения в самостоятельное направление проектной культуры 2-й пол. ХХ в. Нач. ХХI в. – верхняя граница развития концептуального направления.

Автор выносит на защиту следующие научные положения:

  1. Проектирование концептуального костюма – отдельное направление моделирования авангардной одежды, аккумулирующее приёмы концептуального искусства и инновационные технологии производства модной одежды нач. XXI в.

  2. Для концептуального костюма идентифицирующим становится ценностно-смысловое окружение и он есть указание на культурные, ментальные, социальные и прочие контексты.

  3. Истоки концептуальной моды восходят к западноевропейскому изобразительному искусству сер. XIX в. В самостоятельное направления дизайна одежды концептуальное проектирование выделяется во 2-й пол. ХХ в. В нач. XXI в. концептуальная линия проектирования костюма утверждается в модной индустрии разных стран.

  4. В творческой практике дизайнеров нач. XXI в. определились основные принципы проектирования концептуальных коллекций: создание арт-объектов, моделирование одежды прет-а-порте и разработка смешанных коллекций.

  5. Авторские концепции экстраполируются в одежду прет-а-порте следующими способами: в виде визуальных цитат и трансформирования идеи арт-объекта в формы костюма прет-а-порте.

Научная новизна исследования прежде всего заключается в проблематике диссертации. Впервые в российском искусствоведении проектирование концептуального костюма изучается как отдельное направление в дизайне одежды. В ходе исследования использовались работы американских и европейских зарубежных авторов, труды которых не введены в широкий научный оборот российского искусствознания. Впервые переведены на русский язык источники, содержащие материалы о биографии и творчестве ряда представителей концептуального направления: Х. Чалаяна, М. Маржиелы, А. Демельмейстер, дуэта Виктор и Рольф, И. Мияке, Р. Кавакубо, Ю. Ватанабе, Ж. Кастельбажака, Х. Вибскова, Б. Гонджини, В. ван Бейрендока, Л. Орта и др. Собран и обобщён малодоступный обширный иллюстративный материал, фотографии коллекций дизайнеров-концептуалистов. Впервые исследовакны принципы создания концептуальных коллекций одежды от-кутюр и прет-а-порте.

Научные результаты исследования:

  1. Собран, обобщён и введён в научный оборот обширный фактический и иллюстративный материал по истории проектирования концептуального костюма 2-й пол. XIX – нач. XXI вв.;

  2. выявлены художественные истоки современного концептуального костюма;

  3. впервые осуществлено комплексное исследование концептуального направления в дизайне одежды, определены этапы его развития;

  4. рассмотрен творческий опыт наиболее значимых для развития концептуального направления дизайнеров одежды 2-й пол. ХХ – нач. ХХI вв. (П. Рабана, А. Куррежа, П. Кардена, Р. Гернрайха, И. Мияке, Р. Кавакубо, Й. Ямомото, Х. Чалаяна, М. Маржиелы, В. ван Бейрендонка, дуэта Виктор и Рольф, Х. Вибскова, Л. Орта);

  5. определены основные понятия концептуального направления в дизайне костюма: арт-объект в модной индустрии и концептуальная одежда прет-а-порте.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных данных для разработки рекламных и маркетинговых компаний, в целях наиболее эффективного и плодотворного продвижения того или иного конкретного бренда на рынке. Результаты исследования могут использоваться специалистами модной индустрии при создании новых коллекций. Частные и общие выводы исследования могут использоваться при чтении курсов «История моды», «История костюма», «Моделирование и конструирование модной одежды», спецкурсов «Современные направления дизайна одежды», «Инновации в дизайне модного костюма».

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялась в ходе научно-исследовательской и практической работы. По теме диссертации были сделаны доклады на XI-ой международной научной конференции «Мода и Дизайн: исторический опыт – новые технологии» (СПГУТД, июнь 2008 г.); на IV-ой Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Дни Науки – 2009» (СПГУТД, апрель 2009 г.); на VII-ой Международной Биеннале Дизайна «Модулор-2009. Время дизайна» (СПГУТД, декабрь 2009 г.); на V-ой международной научно-практической конференции «Мода в контексте культуры. XXI век» (СПбКО, апрель 2010); на VII-ой Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Дни Науки – 2010» (СПГУТД, апрель 2010 г.); на XIII-ой международной научной конференции «Мода и Дизайн: исторический опыт – новые технологии» (СПГУТД, июнь 2010 г.). Результаты исследования использовались автором при создании коллекций одежды, в том числе концептуальной коллекции «Субботник», представленной в финальных показах на международном конкурсе молодых дизайнеров «Русский Силуэт» (Омск, апрель 2007 г.); в модном проекте Di.ВЕРСИЯ (Санкт-Петербург, октябрь 2008 г.); в финале всероссийского конкурса молодых специалистов индустрии модных товаров «Поколение NEXT» (Санкт-Петербург, март 2009 г.).

Результаты исследования были внедрены в ходе работы над следующими проектами: «Концептуальное проектирование – перспективный метод моделирования одежды в современных условиях» в рамках конкурса грантов 2009 г. для студентов и аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт Петербурга; «Концептуальное проектирование – перспективный метод моделирования одежды в современных условиях» в рамках совместной программы «Иммануил Кант II» 2010 г. Министерства образования и науки РФ и DAAD (Германской службой академических обменов).



Структура и объем диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы. К работе прилагается альбом иллюстраций. Основной материал работы изложен на 180 страницах; количество иллюстраций 80; список литературы состоит из 123 наименований.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении формулируется проблематика исследования, даётся оценка научной разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных авторов, определяются объект и предмет научной работы, обосновывается актуальность темы, её новизна. Формулируются цель, задачи исследования, а также научные положения, выносимые на защиту.

Глава I. История и теория концептуального направления дизайна костюма сер. ХIХ – нач. XXI вв. в научной литературе

В первой главе представлен подробный обзор исследований, посвящённых проблематике диссертации, намечаются подходы, связанные с необходимостью привлечения в исследование данных и инструментария смежных дисциплин: истории и теории моды, семиотики, а также материалов по технологии создания костюма.

В параграфе 1.1. Обсуждение концептуального направления в отечественном и зарубежном искусствоведении и художественной критике рубежа ХХ – XXI вв. концептуальное направление дизайна костюма рассматривается в современном искусствоведческом дискурсе.

Сегодня в научных работах, посвящённых модному костюму, заметна тенденция переноса интереса с рассмотрения утилитарного значения одежды на культурно-социологическое осмысление её визуальной выразительности и знаковой наполненности. Результатом этой тенденции стал возросший интерес к таким феноменам моды ХХ в. как «арт-мода» и концептуальный костюм.

Известный зарубежный теоретик моды, старший научный сотрудник лондонского колледжа искусства и дизайна св. Мартина К. Эванс делает концептуальную моду предметом всестороннего анализа в работе «Мода на грани» (Fashion at the edge, 2003). Впервые произведения авангардных дизайнеров таких как М. Маржиела, А. Маккуин, Х. Чалаян, дуэт Виктор и Рольф аналитически оцениваются в ключе социальных, философских и политических изменений. Описывая моду рубежа ХХ-ХХI вв. автор выявляет тенденцию концептуализации дизайнерского творчества.

Костюм как арт-объект стал предметом исследования М. Левентон, автора первой зарубежной монографии (Artwear, 2005), в которой художественный костюм рассматривается как отдельный стиль в моде. Истоки авторского костюма она видит в дизайнерском творчестве У. Морриса, Г. Климта и Э. Флегель, «эстетическом платье» прерафаэлитов, проектах «Венских мастерских» и др. Автор прослеживает развитие художественного костюма от предмета «антимоды» 1970-х гг., до выделения его в отдельный феномен модной индустрии на рубеже XX - XXI вв.

Теме концептуального проектирования отводит свои страницы на протяжении последних лет авторитетный зарубежный журнал «Теория моды» (Fashion Theory). Критики Б. Куин, Ю. Кавамура, Ф. Граната, С. Миллер и др. на примере творчества дизайнеров-концептуалистов Х. Чалаяна, И. Мияке, А. Маккуина, Ю. Ватанабе, В. Вествуд, Й. Ямомото показывают роль художественной концепции в проектировании костюма, освещают выставки дизайнеров-концептуалистов «Радикальная мода» (Radical Fashion, Музей Виктории и Альберта, Лондон. 18.10.2001 – 06.01.2002), «Форма следует моде» (Form Follows Fashion, Музей Института моды и технологии, Нью-Йорк. 07.11.2004 – 31.12.2004) и др. Отдельный раздел сборника научных статей зарубежных исследователей «Сила моды» (The Power of Fashion, 2006) отводится искусствоведческому анализу дизайна модного костюма. Стоит выделить статьи Б. Винкен «Вечность: сборки на платье», посвящённую исследованию творчества М. Маржиелы, Ж. Липовецки «Искусство и эстетика в модном обществе», А. Фукаи «Япония и мода», К. Скакнат «Искусство смешивания», в которой описывается история влияния изобразительного искусства на модный костюм.

Презентации коллекций дизайнеров-концептуалистов П. Кардена, Х Чалаяна, М. Маржиелы, дуэта Виктор и Рольф, Й. Ямомото рассматриваются в коллективной монографии «Модное шоу» (Fashion Show, 2006). Авторы прослеживают развитие художественных концепций коллекций в режиссуре показов. Концепции дизайнеров ХХ в. становятся объектом исследования в книге С. Ли «Моделируя будущее» (Fashioning the Future, 2005 г.). Автор рассматривает преемственность и творческое развитие художественных концепций мастеров начала ХХ в. в проектах современных дизайнеров.

Среди немногочисленных отечественных работ, посвящённых концептуальному направлению в дизайне одежды, стоит выделить исследования А. И. Затулий. Её работы интересны тем, что рассматривая концептуальные одежды зарубежных дизайнеров В. Вествуд, А. Маккуин, Ж.-П. Готье и российских художников И. Кабакова, А. Бартенева, М. Лобаскиной, она отводит концептуальному костюму на рубеже XX-XXI вв. семантическое поле «нового авангарда». Автор трактует окружающее пространство как систему знаков, где костюм выступает в роли «специфической символической формы».

Представленный обзор научной литературы показывает состояние современного искусствоведческого знания по проблеме концептуального направления в дизайне костюма. Однако представленные исследования, при всём их значении для современного дизайноведения, являются разрозненными и не формируют комплексного представления об исследуемом явлении. На сегодняшний день не существует исследования обобщающего характера, посвященного комплексному изучению концептуального костюма и его значению в развитии методов создания костюма прет-а-порте. В настоящей диссертации впервые предпринята систематизация теории и истории концептуального направления дизайна костюма в модной индустрии ХХ-XXI вв.



1.2. Влияние концептуального искусства на дизайн модного костюма

В параграфе представлена история авангардного течения в искусстве ХХ в., изложены разные версии трактовки широкого понятия «концептуальное искусство», сделан обзор точек зрения на содержание и хронологию концептуального искусства.

В диссертации приведены мнения отечественных исследователей Е. А. Бобринской, Е. Ю. Андреевой, В. А. Крючковой, В. Г. Власова, выделяется ряд общих закономерностей концептуального искусства, которое соединяет в себе практики разных знаний и методологий. В результате художественная, философская идея становится важнее материальной составляющей объекта и находит свое выражение в сопровождающих текстовых и графических материалах. Например, коллекция английского дизайнера Хусейна Чалаяна (р. 1970) «Касательные потоки» (Tangent Flows, 1994) во время презентации сопровождалась текстом, объяснявшим идею автора и выбор процесса создания костюма. Основная задача концептуализма состоит в угадывании идей и отражении их в артефактах.

Далее рассматривается связь концептуального костюма и произведения концептуального искусства. Концептуальный костюм, так же как объект концептуализма, соотносится с культурно-цивилизационными контекстами и вне их почти утрачивает свою значимость. Проектирование концептуального костюма направляется духовной культурой, ценностно-смысловым содержанием и ориентировано на взаимодействие с социально-культурной средой. Примером служит коллекция Х. Чалаяна «Послесловия» (After Words, о-з. 2000) концепцией послужила ситуация беженцев, вынужденных покидать свои дома во время войны и уносить с собой нажитое годами. Серия ансамблей в коллекции «Амбиоморфиус» (Ambiomorphous, о-з. 2002) отображала трансформацию национального турецкого костюма в формы стильной одежды, художник обратился к проблеме утраты знаков культурной идентичности в модном костюме нач. XXI в.

Знаково-информационный подход к костюму, когда он предстаёт неким «медиумом» между личностью, общественностью и художником, выявляет метафорическую основу выражения специфики дизайнерского искусства. В этом случае в одежде доминирует знаковая и эстетическая функции. Концептуальный костюм, так же как и произведения концептуализма, никогда не бывает самодостаточен, так как он всегда является указанием на некий контекст – культурный, ментальный, социальный и др.

Разработки новаторов концептуального направления в дизайне костюма Р. Гернрайха, П. Рабана, А. Куррежа обуславливались философскими настроениями постмодерна и первыми полётами человека в космос. Творческие эксперименты дуэта нидерландских художников Виктора Хорстинга (р. 1969) и Рольфа Сноерена (р. 1969) отличают размышления на тему вопросов функционирования модной системы: брендинга товара, коммерциализации модной одежды. В ряде коллекций дизайнеры отказались от создания модного костюма, представив уменьшенные варианты костюмов на куклах (в-л. 1997) или украсили парижские улицы плакатами с критическими лозунгами (кол. о-з. 1996), критикуя дорогое производство модного костюма.

Особенностью дизайна концептуального костюма является то, что внимание дизайнеров-концептуалистов смещается с пластической формы костюма на сам процесс её создания, на процесс возникновения смыслов в костюме и на его связи с культурными или конкретными контекстами.

1.3. Понятия арт-объекта и костюма прет-а-порте в концептуальном дизайне

Концептуальное направление в дизайне костюма внедряет в проектирование одежды идеи и приёмы концептуального искусства. В него входят те модельеры, чьё творчество, направляется идеями «безобъектного» искусства, а также художники, предлагающие самостоятельные эксперименты в области проектирования костюма.

В диссертации рассматриваются две категории одежды авангардной моды рубежа XX-XXI вв., создаваемой в рамках концептуального направления: костюм от-кутюр и одежда прет-а-порте.

Целью создания костюма от-кутюр является демонстрация выдающихся творческих способностей модельера, сохранение, развитие и передача новым поколениям высоких уникальных ремесленных традиций, а также демонстрация инновационных технологий создания модного костюма. Сложные концептуальные костюмы, как правило, создаются вручную с применением нетрадиционных материалов: к примеру, костюмы П. Рабана 1960-х гг. из металлических пластинок, бумаги, стекла и пластика. Модельер считал, что женщина по своей природе излучает свет и поэтому отдавал предпочтение отражающим свет материалам.

К проектированию костюма от-кутюр можно отнести специфический способ создания одежды – ресайклинг, который на рубеже XX-XXI вв. получил широкое развитие в создании модного костюма. Ресайклинг практикует изготовление костюма из старых предметов гардероба – одежды и аксессуаров. Дизайнер и художница, работающая в Париже, Люси Орта (р. 1966) в коллекции «Личность Убежище» (Identity Refuge, 1995) предложила изготавливать одежду для обездоленных, чтобы вернуть этим людям ощущение уверенности и чувства индивидуальности. Признание индивидуальности было символически связано с трансформацией старой одежды в новые формы. В моделировании новых костюмов она использовала старые вещи: галстуки, перчатки, нижнюю одежду и аксессуары.

В отличие от Л. Орта бельгийский дизайнер Мартин Маржиела (р. 1957) считает, что предметы одежды после устаревания должны продолжать существовать в новой форме, поэтому отдельная линия его костюмов «Кустарная» (Artisanal) создаётся с 2005 г. из винтажной одежды исключительно белого цвета. Американский дизайнер Мигель Адровер (р. 1965 г.) в коллекциях 1990-х гг. перешивал костюмы модных брендов Л. Виттон, Бёрберри с целью изготовления костюмов-деклараций, манифестирующих идею сопротивления «поклонения сакральности бренда» как антитезис идеи дизайнерского бренда.

Концептуальные костюмы от-кутюр могут изготавливаться как экспериментальные образцы для исследования инновационных свойств материалов. Для костюма «Мобильный кокон со съёмной сумкой для ребёнка» (Mobile Cocoon With Detachable Baby Carrier, 1994) Л. Орта применила материал с термохромной поверхностью, который изменяет цвет в соответствии с температурными колебаниями. Японский модельер Юния Ватанабе (р. 1961) в коллекции «Цифровое современное освещение для будущего» (Digital Modern Lighting for the Future, в-л. 2001) представил белые костюмы, которые по мере угасания света в зале начинали светиться яркими цветами. Для получения такого эффекта на поверхность одежды был нанесён порошок из натуральных светящихся минералов.

Концептуальные костюмы от-кутюр представляют повышенный интерес для коллекционеров и, как правило, после показа на модном подиуме демонстрируются в музейных экспозициях. М. Уилсон, куратор Музея Гронингена (Нидерланды) предложил выделить дизайнерскому дуэту Виктор и Рольф стипендию и заключить договор, согласно которому он мог бы приобретать их работы для постоянной коллекции музея. В 2000 г. в Музее Гронингена впервые были выставлены 28 платьев из пяти разных коллекций дизайнеров.

Ретроспективная выставка работ Х. Чалаяна «Путешествие из моды и обратно» (Лондонский Музей дизайна, 22.01.2009 – 17.05.2009) охватывала 15 лет творчества работы дизайнера. В экспозиции были выставлены костюмы из дерева, стекловолокна и пластика. Выставка, посвящённая 20-летнему юбилею модного дома «Мэйсон Мартин Маржиела», проходила в Музее моды в Антверпене и представляла фотографии и объекты творчества художника, раскрывающие всю творческую биографию мастера (MAISON MARTIN MARGIELA ‘20’.12.09.2008 – 08.02.2009).

Пограничное положение концептуального костюма от-кутюр между созданием произведения искусства и проектированием одежды позволяет рассматривать его как объект арт-дизайна. Арт-дизайн – специфическая область дизайн-проектирования, соединяющая приемы авангардного искусства и промышленного дизайна и связанная с созданием функциональных объектов, обладающих художественно-культурной ценностью. Рассматривая концептуальный костюм от-кутюр, можно настаивать на введении понятия «арт-объект» в модную индустрию. Арт-объект в моде – это концептуальный костюм, выполненный в единственном экземпляре, произведение авангардного искусства, которое, как правило, создаётся для демонстрации на подиуме или экспонирования в музее. Особенность концептуального модного арт-объекта заключается в том, что его можно надеть. В зарубежном искусствоведении, в частности в монографии М. Левентон (Artwear, 2005), это понятие описывается словосочетанием «носибельное искусство» (Wearable Art).

В создании концептуальной одежды прет-а-порте соединяются задачи проектирования костюма от-кутюр и технические возможности массового производства предметов одежды. Специфика этой категории модного костюма заключается в том, что для серийного производства одежды, обладающей авторской художественной или философской идеей, мастера разрабатывают и активно применяют инновационные способы создания костюма. Дизайн-студии японских модельеров И. Мияке, Р. Кавакубо, Ю. Ватанабе можно сравнить с экспериментальными лабораториями.

Концептуальные костюмы прет-а-порте всегда отражают уровень развития технической базы моделирования костюма. В то время как арт-объекты, не преследуя задачи дальнейшего серийного воспроизводства, могут создаваться из нетрадиционных материалов или очень дорогого инновационного текстиля, проектирование одежды прет-а-порте всегда ограничено рамками средней ценовой категории костюма. В линии костюмов «Кусок ткани» (A-POC, A Piece of Cloth – Кусок ткани) И. Мияке создаёт одежду из плоского трубообразного полотна с применением компьютерных технологий. Дизайнер подчёркивает, что новаторский способ создания костюма в сравнении с другими методами изготовления костюма выступает самым экономичным вариантом проектирования костюма.

Отсутствие эпатажной сверхзадачи отличает концептуальный костюм прет-а-порте от модного арт-объекта. Костюм прет-а-порте проектируется для реального потребителя, который будет носить костюм в повседневной жизни.


  1   2   3

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования и состояние вопроса.
  • Цель и задачи исследования.
  • Объект и предмет исследования
  • Источниковедческая база
  • Методологической основой
  • Автор выносит на защиту следующие научные положения
  • Научная новизна исследования
  • Научные результаты исследования
  • Практическая значимость исследования
  • Апробация и внедрение результатов
  • (Германск ой службой академических обменов)
  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Во введении
  • Глава I. История и теория концептуального направления дизайна костюма сер. Х I Х – нач. XXI вв. в научной литературе
  • 1.2. Влияние концептуального искусства на дизайн модного костюма
  • 1.3. Понятия арт-объекта и костюма прет-а-порте в концептуальном дизайне