Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Москва 2009




страница1/3
Дата29.06.2017
Размер0.59 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3


Концепция

духовно-нравственного воспитания

российских школьников

Москва

2009

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М. 2009 – с.



Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

Содержание




Введение …………………………………………………..




1.

Национальный воспитательный идеал…………………




2.

Цель и задачи воспитания школьников……………….




3.

Духовно-нравственное развитие гражданина России…………




4.

Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования……………………………




5.

Система воспитательной работы общеобразовательной школы…….




6.

Управление воспитательным процессом …………….




7.

Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников………..




8.

Примерные требования к условиям воспитания и социализации учащихся…………………………………







Заключение……………………………………………….




Введение

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990–х гг. в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная – обогащение и успех любой ценой.

Невыраженность базовой системы ценностей, которые объединяют россиян в единую историческо-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, неверие в себя, приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной. По данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами 35% респондентов, 50% - иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность1. До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е. не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

Одна из причин такого положения в том, что не завершен процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

В Послании 2008 г. Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, – Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

Надзор государства за соблюдением Конституции способен консолидировать общество на основе содержащихся в ней ценностей и приоритетов. Эти ценности имеют характер соглашения граждан с властью на предмет соблюдения определенных правил поведения. Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу.

Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, - подчеркивает Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота - особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»2.

Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.

Отсутствие в 1900-х годах ценностнообразующей государственной политики,приоритет образовательной парадигмы в школе, игнорирование воспитательных задач привели к искажению ценностных ориентиров российского общества в начале XXI века.

1. Национальный воспитательный идеал

Воспитание – это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие было религией, которая объединяла большую часть граждан империи -80% населения были православными. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и отечеству». Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, - утверждал М.В.Ломоносов, - должно быть мерилом жизненного смысла»3. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга «О должностях человека и гражданина», изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей.

Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Александр I отменяет чтение книги «О должностях человека и гражданина» в образовательных учреждениях, Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, коммунистическая идеология претендовала на то, чтобы стать новой вселенской церковью. Власть обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм – Землю обетованную. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу (фактически – советскому строю). Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.

Конец прошлого и первые годы нынешнего века – особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность.

В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся, что делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становится личностью только в обществе. Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.

В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью создать модель инновационного развития страны, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками. Модернизация России не самоцель, а способ сделать жизнь в нашей стране нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее. Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России религиозные ценности.

Выбор национального воспитательного идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Представители разных общественных групп могут иметь разные ценности. Законное право каждого человека и социальных групп – обеспечивать свое социальное воспроизводство и утверждать свою идентичность в том числе и через образование. Но национальные российские ценности имеют приоритет над другими групповыми интересами и целями. Россия представляет собой единое государство, единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.



Преумножение российского народа в численности, повышение качества жизни и трудовой деятельности людей, укрепление духовности и нравственных идеалов, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творческая инновационная активность молодежи - важнейшая национальная задача.

В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеалвысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.



Цель и задачи воспитания школьников

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.



Личностная культура:

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;

  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальная культура

  • сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися духовных и нравственных ценностей, национальных традиций;

  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

  • готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;

  • доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;

  • забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Семейная культура

  • сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

  • приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;

  • бережное отношение к жизни человека, продолжение рода

3. Духовно-нравственное развитие гражданина России

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Ценности – это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них – структуру общества, характер отношений внутри него.

Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства. Ценности создают общество и нацию из социальных, этнических, конфессиональных групп. «В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации»4.

Ценности задают вектор и определяют эффективность модернизации общества. «Убежден, - подчеркивает В.В.Путин, - что достижение необходимой динамики роста – проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества»5.

Обеспечение духовно-нравственного развития личности россиянина – ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны. Законопослушание, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений непосредственно зависят от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в жизни и общественной деятельности. Духовно-нравственное развитие гражданина – важнейший фактор в инновационном развитии России, необходимое условие развития человеческого и интеллектуального капитала.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности - сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.



  1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

  2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этнические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина России может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих российское общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют общероссийское и мировое значение.

Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:



  • семейной жизни;

  • культурно-регионального сообщества;

  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;

  • российской гражданской нации;

  • мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Следующая ступень развития гражданина – осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.

Открытость миру, толерантность к другим культурам – важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.

4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. президент Д.А.Медведев отметил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек».Важнейшая задача духовно-нравственного воспитания школьников - пробуждать у учащихся стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

В истории отечественной педагогики можно найти указания на источники человечности. Само слово «воспитание (вос-питание)» восходит к значению «духовное питание», «питание человека из духовного источника» . В досоветскую эпоху православие и другие традиционные российские религии были важнейшими источниками духовно-нравственного развития человека. В XVIII в. появляются новые: государство, Отечество, Россия. В советский период В.А.Сухомлинский с гуманистических позиций подошел к проблеме нравственного воспитания человека. «Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том, - утверждал он, - чтобы привести каждого ребенка к неисчерпаемым источникам мысли, к которым бы он, став подростком, юношей, зрелым человеком, отцом детей возвращался бы потом всю жизнь. Этими источниками я считаю природу, труд, моральную красоту человеческого поведения, книгу и творчество»6.

В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий». В качестве важнейших национальных приоритетов были названы ПАТРИОТИЗМ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ. Был определен также характер современной национальной идентичности, «как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».

Источники человечности открываются на российской почве как сокровищницы национальных и общечеловеческих духовных ценностей:



  1. ПАТРИОТИЗМ

Патриотизм - чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан – богаче и счастливее. Патриотизм - это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
  1   2   3

  • Введение ………………………………………………….. 1. Национальный
  • Цель и задачи воспитания школьников………………. 3.
  • Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования…………………………… 5.
  • Система воспитательной работы общеобразовательной школы……. 6.
  • Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственно м воспитании школьник ов………..
  • Заключение………………………………………………. Введение
  • 1. Национальный воспитательный идеал
  • Преумножение российского народа в численности , повышение качеств а жизни и труд овой деятельности людей , укрепление духовности и
  • Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного , инициативного и компетентного гражданина России
  • 3. Духовно-нравственное развитие гражданина России
  • . Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования