Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Комплекты тем сочинений




Скачать 392.62 Kb.
Дата02.02.2017
Размер392.62 Kb.
ТипАнализ
УТВЕРЖДЕНО

Руководителем Федеральной

службы по надзору в сфере

образования и науки

В.А. БОЛОТОВЫМ

29.03.2006

КОМПЛЕКТЫ ТЕМ СОЧИНЕНИЙ


ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ) ШКОЛЫ

В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ
I

  1. Стихотворение В.А. Жуковского «Море». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф. Анненский). (По пьесе М. Горького «На дне».)

  3. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

Тема маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».1

  1. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока2.

  2. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н.А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

2



    1. Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне» (начиная с ремарки «Из окна Костылевых доносится крик Наташи»).

    2. а) Почему возникает конфликт между Раскольниковым и Лужиным и как развиваются их отношения? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

б) В чем смысл финала романа Ф.М. Достоевского «Идиот»?



    1. Сестры Ларины в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин".

    2. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.

Лирический герой поэзии С.А. Есенина.

    1. «Настоящий писатель - то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

3



  1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных» (О.Э. Мандельштам).

  3. Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  1. Тема любви в прозе И.А. Бунина.

  2. «Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский) (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

4

1. а) Анализ 19-й главы из второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из 3-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)



Результаты швондеровского воспитания Шарикова. («Из дневника доктора Борменталя». Анализ фрагмента повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)

2. В чем смысл финала пьесы М. Горького "На дне»?


Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

3. Идейно-художественное своеобразие одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.



Основная проблематика одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

  2. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

5



  1. Стихотворение Н.А. Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А. Некрасова «Тройка". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  1. «Максим Максимыч... и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он...» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

  2. Образ «жестокого мира» в драматургии А.Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)

Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

  1. Тема любви в поэзии А.А. Блока.

  2. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

6



  1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение А.А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  1. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  2. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в прозе М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере 1-2 произведений).

  3. Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне».

  4. «Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство» (Б.Ш. Окуджава). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

7



  1. а) Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым. (Анализ главы 19 второй части книги первой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером. (Анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».)

  1. «Личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною...» (В.Г. Белинский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  2. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

  1. Лирический герой ранней поэзии В.В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. Маяковского «Во весь ГОЛОС".

  1. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь...» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

8



  1. Стихотворение Г.Р. Державина «Памятник». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».)

б) К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А.П. Чехова «Три сестры»?

  1. Печорин и Мери. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

  2. Лики «страшного мира» в поэзии А.А. Блока.

  3. «Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния...» (А.А. Фадеев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

9



  1. а) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из 25-й главы второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Бегство Тальберга. (Анализ эпизода из 2-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

Сны героев. (Анализ 20-й главы третьей части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

  1. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни...» (М. Горький). (По рассказам А.П. Чехова.)

  2. Хлестаков и «хлестаковщина». (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

  3. Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина

  4. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

10



  1. Стихотворение О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Метаморфозы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  1. В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

  2. а) Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Лаврецкий и Паншин. (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

  1. «Гримасы быта» в сатирической поэзии В.В. Маяковского.

  2. «Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни» (А.П.Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

11

  1. Именины Татьяны. (Анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  2. «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас...» (А.В. Дружинин).

  3. Природа и любовь в лирике А.А. Фета.

  4. Темы и образы лирики М.И. Цветаевой.

  5. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (Б.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

12



  1. а) Объяснение Базарова с Одинцовой. (Анализ эпизода из 18-й главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Объяснение Лизы Калитиной и Лаврецкого. (Анализ эпизода из 34-й главы романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

  1. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М. Горького.)

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль».)

  1. Особенности конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  2. Образ родины в лирике С.А. Есенина.

  3. «Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

13



  1. Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).

  3. Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

«Униженные» и «оскорбленные» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  1. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».

  2. «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

14



  1. Последний разговор Печорина с княжной Мери. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

  2. В чем смысл названия поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?

  3. а) Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

б) Тема времени в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».

  1. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.

  2. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

15



  1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  1. «Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С. Мережковский),

  2. Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

  1. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького "На дне».

  2. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие - душевная подлость» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

№ 16

  1. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2 восьмой части книги четвертой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24 книги второй романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

Дом Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К.Г. Паустовского «Зарубки на сердце».)

  1. Какие ценности утверждаются в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

  2. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

  3. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)

  4. «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец...» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

17



  1. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н. Страхов). (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) «Драматизм его [Лаврецкого] положения заключается... в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека» (Н.А.Добролюбов). (По роману И.С.Тургенева «Дворянское гнездо».)

  1. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  1. Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского.

  2. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

18



  1. а) Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из главы 5 части 3 романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

  2. б) Сцена венчания Настасьи Филипповны. (Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф.М.Достоевского «Идиот».)

  3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема родины

  4. Народ и власть в произведенных М.Е.Салтыкова-Щедрина (на примере 1-2 произведений).

  5. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.

  6. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...» (Б.Л. Пастернак). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

19



  1. Объяснение Чацкого с Софьей. (Анализ 1-го явления третьего действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

  2. «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью» (В.М. Жирмунский.).

  3. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  4. а) Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Черты революционной эпохи в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

  1. Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

20



  1. Стихотворение А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе...». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

  3. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова.

  4. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.

  5. «Честь, порядочность, совесть - это качества, которыми дорожить нужно» (Д.С.Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

21



  1. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из четвертой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

  2. «Она [Ахматова] смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.А. Бродский).

  3. Тема обманутых надежд в рассказах А.П. Чехова.

  4. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

  5. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

22



  1. Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье..."). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне».)

  3. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

  4. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова "Собачье сердце».

5. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)


23

  1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из третьего акта пьесы М. Горького «На дне».)

  2. «Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца...» (В.Г. Белинский), (По лирике В.А.Жуковского.)

Каковы основные мотивы романтических стихотворений В.А. Жуковского «Море» и «Вечер»?

  1. а) Мнимые последователи Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Образ Базарова в романе И.С Тургенева «Отцы и дети»

б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо".



  1. Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

  2. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

24



  1. а) Сон об убийстве лошади. (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

б) Сцена чтения пушкинского стихотворения. (Анализ эпизода из главы 7 части 2 романа Ф.М. Достоевского "Идиот".)

  1. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького "На дне".)

  2. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.

  3. Прием контраста в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

  4. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А.А. Бестужев-Марлинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

25



  1. Стихотворение В.В. Маяковского "Послушайте!". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. "Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней" (К.И. Чуковский). (По рассказам А.П. Чехова.)

  3. Поколение "отцов" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

  4. Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького.

Герои ранней романтической прозы М. Горького.

  1. «…Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше, и ещё по тому… насколько от неё в душе светлеет» (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

26



  1. Дуэль Онегина с Ленским. (Анализ эпизода из 6-й главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)

  2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?

Как вы понимаете слова В.В. Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной…»? (По стихотворению В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии».)

  1. а) Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Паратов и Карандышев в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

  1. Тема любви в прозе М.А. Булгакова (По роману "Мастер и Маргарита" или «Белая гвардия».)

Философская глубина повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

  1. "Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

27



  1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. "Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши" (К.Г. Паустовский).

  3. а) Борис и Тихон в пьесе А.Н. Островского "Гроза".

б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница".

  1. «Быть знаменитым некрасиво…» (Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака.)

  2. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н.Радищев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

28



  1. Встреча Печорина с Максимом Максимычем. (Анализ эпизода из главы "Максим Максимыч" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)

  2. Что услышал Блок в "музыке революции"? (По поэме "Двенадцать".)

Какова символика образа вьюги в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

  1. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

  2. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско".

Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И.А. Бунина.

  1. «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

Нравственные искания в современной прозе. (По произведениям русской и родной литературы последней четверти ХХ века.)
29

  1. Стихотворение М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. "Чацкого роль - страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная" (И.А. Гончаров). (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)

  3. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова "Обломов".)

  4. Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина.

  5. «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его раздался смех» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

30



  1. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16 шестой части книги третьей романа М.А. Шолохова "Тихий Дон".)

б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ главы 9, книги первой романа М.А. Шолохова "Поднятая целина".)

  1. "Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…" (С.Л. Франк).

  2. Образ родины в «Слове о полку Игореве».

Тема родины в «Слове о полку Игореве».

  1. Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

  2. "Воспитание - великое дело: им решается участь человека…" (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

31



  1. Стихотворение А.А.Фета "Это утро, радость эта…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка).

  1. Почему "Евгений Онегин" назван А.С. Пушкиным "свободным романом»?

Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  1. а) Лопахин и Варя в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад".

б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П. Чехова "Три сестры".

  1. Мир природы в лирике С.А. Есенина.

  2. "Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора…" (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

32



  1. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы "Княжна Мери" из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)

  2. "На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и после Блока только его поэзия ощущалась как дар свыше" (М.А. Осоргин).

  3. Тема духовного падения человека в рассказах А.П. Чехова.

Образ доктора Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

  1. Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".

  2. "Подвиг не рождается сразу. Для этого…нужно щедрую душу иметь" (Г.А.Медынский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

33



  1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Смерть Поэта". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. а) В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По роману М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)

  1. Герои-«недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По пьесе "Вишневый сад" или "Три сестры".)

Комические образы и ситуации в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

  1. Образ России в прозе И.А. Бунина.

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».

  1. "Искусство – одно из средств различения доброго от злого…" (Л.Н.Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

34



  1. а) Разговор Раскольникова с Соней. (Анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. (Анализ эпизода из главы 16 части 1 романа Ф.М. Достоевского "Идиот".)

  1. Как развивается трагическая тема в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?

  2. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  3. Мир природы в лирике Б.Л. Пастернака.

  4. "Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

35



  1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  1. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский). (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

  2. Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

  3. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин".

  4. "Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…" (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

36



  1. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2-го явления второго действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".)

  2. а) В чём смысл эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

б) Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф.М. Достоевского «Идиот».)



  1. Образы правдоискателей в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".

Образ Савелия в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  1. Патриотическая тема в лирике А.А.Ахматовой.

Мир женской души в лирике А.А. Ахматовой.

  1. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

37



  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  1. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н. Тынянов).

  2. Тема чести и бесчестия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  3. Проблематика одного из произведений А.И. Солженицына.

  4. «Природа учит нас понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

38



  1. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, глава 23.)

  2. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

  3. Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  4. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

  5. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

39

    1. а) Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из 25 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Спор Лаврецкого и Паншина. (Анализ эпизода из 33 главы романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

    1. «Поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский).

    2. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    3. «Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

    4. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

40



  1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Во всем мне хочется дойти…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «В чём же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?» (Г.А. Гуковский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  3. «Вечные» вопросы и их решение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

  4. Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

  5. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

41



  1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький). (По творчеству И. А. Бунина.)

  3. Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души».

  1. Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.

Русская деревня в лирике С.А. Есенина.

  1. «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования…» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

42



  1. Стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «Чехов довел до виртуозности… обыкновенное изображение обыкновенной жизни» (В.В. Розанов). (По рассказам А.П.Чехова.)

Человек и среда в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

  1. Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

  2. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

  1. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

43

  1. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 1, главы 4 и 5.)

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, глава 1.)

  1. Каковы художественные особенности поэзии Б.Л. Пастернака?

  2. Правда Евгения и правда Петра в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Трагедия маленького человека в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

  1. Проблема нравственного выбора человека. (По одному из произведений современных писателей о войне.)

  2. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

44



  1. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «"Василий Теркин" Твардовского – поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А. Бунин).

  3. Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

  1. Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

  2. «Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

45

  1. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 25.)

  2. Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

  3. Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина.

  4. «Если душа родилась крылатой…» (По лирике М.И. Цветаевой.)

  5. «Общественное значение писателя… в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М.Е.Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

46



  1. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме…». (Восприятие, истолкование, оценка).

  1. «Молчалин – замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» (Н.В. Гоголь).

  2. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  3. Особенности композиции поэмы А.А. Блока "Двенадцать".

  4. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

47

  1. Наташа в гостях у дядюшки. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 4, глава 7.)

  2. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?

  3. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».

  4. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.

Сила женского характера в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учительница».

  1. «Мещанство - большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А.П.Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

48



  1. а) Свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления сцены второй третьего действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Разговор Карандышева с Ларисой. (Анализ 4-го явления первого действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)

  1. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет». (А.А. Блок).

  2. «Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  3. Тема любви в лирике С.А. Есенина.

Образ возлюбленной в лирике С.А. Есенина.

  1. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

49

    1. а) Анализ 13-й главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Гибель Най-Турса и спасение Николки. (Анализ эпизода из 11-й главы второй части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

    1. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л.Н. Толстой). (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» или «Три сестры».)

    2. Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    3. «Я научилась просто, мудро жить…» (Философские мотивы лирики А.А. Ахматовой.)

Тема Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой.

    1. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе - мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

50

  1. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. а) В чём причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Почему Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

б) В чем причина драмы Ларисы в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»?



  1. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

  2. Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

  3. «О, любовь, ты светла и крылата…» (В.В. Набоков) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

51



  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Ф.М. Достоевский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

  3. Проблематика одного из произведений А.И. Куприна.

  4. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

  5. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

52



  1. а) Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 2-го явления второго действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Разговор Кнурова с Вожеватовым. (Анализ 2-го явления первого действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)

  1. «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О.Э. Мандельштам.)

  2. Идейно-композиционная роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  3. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По произведениям русской и родной литературы.)

  1. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

53



  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

  3. Тема любви в прозе А.И. Куприна (на примере 1-2 произведений).

  4. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.

  5. «То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все» (В. В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

54

  1. Наташа Ростова в церкви Разумовских. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18.)

Отъезд Ростовых из Москвы (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 16.)

  1. В чём своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

  2. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века.

Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)

  1. Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)

  2. «Человек – это …живая загадка» (С.Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

55



  1. Стихотворение А.С. Пушкина «…Вновь я посетил…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «Чехов - странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н. Толстой). (По рассказам А.П. Чехова.)

  3. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.

Тема назначения поэта в лирике В.В. Маяковского.

  1. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

  1. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е. Салтыков- Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

56



  1. Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне» (начиная с ремарки «Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и - молится»).

  2. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Верит ли Печорин в предопределение? (По главе «Фаталист» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

  1. Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

  2. Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой.

  3. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

57



  1. Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но все это выкупается его богатою натурою» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

  3. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.

  4. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1-2 произведений.)

Тема русской деревни в современной прозе. (По произведениям русской и родной литературы.)

  1. «Просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)

58

  1. Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

  2. а) Какие образы пьесы А.Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими?

б) Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»?

  1. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

  2. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)

Правда о войне в произведениях современных писателей. (По произведениям русской и родной литературы.)

  1. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступишь, воротиться назад невозможно» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

59



  1. Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?

  3. Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Образ полководца Кутузова глазами Л.Н. Толстого. (По роману «Война и мир».)

  1. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.

Тема природы в творчестве В.Г. Распутина.

  1. «Небо и ад обитают в человеческой душе…» (С.Н. Булгаков) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

60



  1. Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. «В Салтыкове есть… этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…» (И.С. Тургенев).

  3. Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А. Жуковского (на примере одной из баллад по выбору экзаменуемого).

  4. а) Трагедия Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

б) Давыдов и Половцев в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

Анализ финала рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

  1. «Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)



1 Некоторые темы, включенные в «Перечень...», выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в «Перечне...» под одним номером.

2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2-3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).

  • В 2005/06 УЧЕБНОМ ГОДУ № I