Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Компетентностный подход в обучении. Как его реализовать?




Скачать 77.24 Kb.
Дата01.07.2017
Размер77.24 Kb.


Радостева Антонида Васильевна,

учитель обществознания

МОУ Черемшанская СОШ №20

педагогический стаж 25 лет высшая квалификационная категория



Компетентностный подход в обучении.

Как его реализовать?

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше самостоятельно»

А. Г. Хаббарт

Программные документы по модернизации российского образования, а также федеральные государственные образовательные стандарты определили новую парадигму образования. Она предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников школ. Более десяти лет педагоги пытаются «разобраться» с понятием «компетенции». Несмотря на то, что в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования понятие «компетенция» четко определено и понимается как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач», оно до сих пор остается во многом дискуссионным. Опираясь на опыт своей профессиональной деятельности и опыт педагогов-коллег, позволю себе сделать некоторые выводы.



Мы знаем, что:

-компетенция-это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия. Компетентным является тот, чья деятельность и поведение являются адекватными появляющимся проблемам;

-компетенция-это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции - мобилизовать то или иное в нужный момент ;

-необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида;

И, конечно же, мы точно знаем, какие именно компетенции хотело бы видеть современное общество у выпускников школы. На самом деле существует много перечней и классификаций компетенций. Систематизировав их, для своей практической деятельности я выделила четыре группы компетенций: информационные, коммуникативные, учебно-познавательные, общекультурные.

Мы не знаем:

-как оценить компетенции. В определенных ситуациях можно организовать наблюдение, но их оценка пока что является вопросом неразработанным;

-какие индивидуально-психологические компоненты, кроме знаний и умений, присутствуют в компетенции, какую роль играют в ее формировании ценностные установки и отношения. Ситуация осложняется тем, что «мобилизация», являясь составной частью «компетенции», сама собой может рассматриваться как психофизиологическое понятие, а соответственно - в значительной степени зависит от биологических (в том числе наследственных) особенностей организма. Все это приводит к мысли о том, что возможности обучения в деле формирования и развития компетентностей могут быть ограниченны;

-когда именно (на каком возрастном этапе, на какой ступени обучения) приобретаются ключевые компетентности. Многие известные эксперты признали, что этот вопрос не имеет решения. А ведь это главный вопрос, без решения которого говорить о структуре и содержании учебных программ не имеет смысла.

Реалии нашей жизни таковы, что мы должны уметь выпустить из школы человека, способного активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющего системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. Изменение целей образования потребовало от педагогов уточнения видов деятельности, которыми должен овладеть обучающийся к окончанию школьного образования, Я думаю, что в этих «туманных» условиях должен быть какой-то общий подход к построению образовательного процесса, ориентированного на формирование компетенций.



Проектный метод обучения формирует компетенции.

«Чему учить?» - ключевой вопрос традиционного образовательного процесса, который имеет следующую логику : цель образования ( знания, умения, ценности, отношения) -содержание образования-формы и методы обучения-приемы и средства обучения. При компетентностном обучении это выглядит так: цель образования ( компетенции) – формы и методы обучения образования – содержание образования – приемы и средства обучения. Формы и методы не подбираются под содержание, а наоборот, диктуют правила и принципы отбора содержания. Ключевым становится вопрос «Как учить?». Я считаю, что ведущим здесь является метод, основанный на организации проектной деятельности учащихся, поскольку ключевые компетентности являются естественным и основным педагогическим результатом реализации «метода проектов». А при изучении предмета «Обществознание», на мой взгляд, наиболее эффективно формируется «компетентностная надстройка». Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе проектной деятельности учащихся для гражданского образования (напомню, что компетенции выражаются через соответствующие умения): умение извлекать пользу из опыта; умение опрашивать окружение; умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития; умение занимать позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и др.; умение работать в группе; умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение нести ответственность.

Специалистами метод проектов определяется как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

1.Наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской, практической, информационной (работа над проектом - это разрешение данной проблемы).

2.Планирование действий по разрешению проблемы ( проектирование самого проекта).

3.Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена.

4.Наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом.

5.Представление (презентация) продукта и его социальной значимости.



Классификация проектов.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, района, государства.

Исследовательский проект включает обоснование актуальности темы, обозначения задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления аудитории.

Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть видеофильмы, альманахи, театрализации.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации, Участники проекта берут на себя роли каких-либо персонажей. Результат проекта остается открытым до самого окончания проекта.

Одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (мини-проекты), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся, третьи относятся к сфере внеклассной деятельности.

Предлагаю некоторые образцы проектов, над которыми мои ученики работают с большим интересом.

Исследовательский проект

«Биография моего предка»

( индивидуальный проект)

Пояснение. Семейная тематика - тонкая и проблемная. Здесь необходимо учитывать особенности семей социума школы. В условиях социальных бед семьи (неполные семьи, «семейные треугольники», алкоголизм, конфликтные семьи, низкий общекультурный уровень) не всегда представляется корректным озадачить ребенка исследованием собственных семейных корней. Поэтому этот и все другие индивидуальные проекты должны быть результатом добровольного выбора учащихся.

Срок выполнения проекта: 2недели.

Педагогические цели проекта: включение в систему ценностных отношений подростка родственников; установление связи между историей семьи и историей Отечества.

Практическая цель проекта: исследование вклада одного из предков учащегося в историю России (конкретного региона, предприятия).

Вопросы проекта: 1. Кто из моих предков является героем семейных преданий, легенд? 2. Кто из моих предков был наиболее известным, прославленным человеком? 3.Кто из моих предков пользовался наибольшим авторитетом, уважением у своих родственников, сослуживцев, знакомых и почему? 4.Кому из моих предков приходилось решать наиболее сложные жизненные задачи? 5.Удалось ли кому-нибудь из них с честью выйти из, казалось бы, безвыходных ситуаций? 6.Какие важные события в истории нашей страны( каря, района, села) происходили при его жизни? 7.Какое участие он в них принимал?

Продукты проекта: иллюстрированная биография, оформленная по выбору учащегося ( альбом, стенгазета, буклет, альбом в виде файловой папки, презентационная программа Power Point,наиболее сложный вариант - документальный фильм.

Этапы проекта: 1 неделя- сбор информации (устные рассказы, фотографии, документы из семейного архива). Ученик обосновывает, почему именно этого предка он выбрал и какова будет конкретная форма выхода проекта. Учитель обсуждает с учащимся сильные и привлекательные стороны собранной информации, а также его предстоящую презентацию. 2 неделя- подготовка выхода проекта. По окончании второй недели проводится презентация проектов.

Возможные формы презентации проекта: выступление учащегося или демонстрация видеофильма с последующими ответами на вопросы.

Если продукт проекта подготовлен в единственном экземпляре, после защиты он должен поступить в семейный архив ребенка.



Информационный проект

«Семейные реликвии»

(групповой проект)

Пояснение. Культурная, материальная ценность, а также объемность некоторых семейных реликвий не позволяют экспонировать их в кабинете. Поэтому работа учащихся нацеливается на подготовку фотографий семейных реликвий и рассказов о них. Работа производится в группах по 3-5 человек, которые совместно (при консультативной помощи учителя) разрабатывают концепцию будущего альбома, отбирают реликвии для фотографирования и описания. Целесообразно размещать реликвии по какому-либо определенному принципу. Например, в хронологическом порядке, реликвии, относящиеся к какому-либо историческому периоду, отражающие профессиональную деятельность или реликвии определенного типа.

Срок выполнения проекта: 2недели.

Педагогические цели проекта: формирование ценностного отношения к истории на доступном наглядном материале; развитие чувства здоровой семейной гордости.

Практическая цель проекта: подготовка наглядных пособий к теме «Семья» по предмету «Обществознание. 6кл.», а также они могут быть использованы в старших классах на уроках истории отечества и МХК.

Вопросы проекта: 1.Что такое семейные реликвии и, какие они бывают? 2. Какие семейные реликвии есть у меня дома или у моих родственников? Какие из семейных реликвий имеют наиболее интересные истории?

Продукт проекта: альбом «Выставка фотографий семейных реликвий»( от каждой группы).

Возможная форма презентации проекта: выступление групп с приглашением родителей участников проекта.



  • Компетентностный подход в обучении. Как его реализовать
  • Мы не знаем
  • Проектный метод обучения формирует компетенции
  • Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода
  • Классификация проектов. Практико-ориентированный проект
  • Исследовательский проект
  • Информационный проект
  • Исследовательский проект «Биография моего предка» ( индивидуальный проект) Пояснение
  • Срок выполнения проекта
  • Практическая цель проекта
  • Возможные формы презентации проекта
  • Информационный проект «Семейные реликвии» (групповой проект) Пояснение.
  • Продукт проекта