Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Комитет по науке и высшей школе




Скачать 262.34 Kb.
Дата21.07.2017
Размер262.34 Kb.


КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

(СПб ГБОУ СПО «ПЭК»)

Заочное отделение


Специальность 030912

Право и организация социального обеспечения



КОНТРОЛЬНАЯ работа № 3

по дисциплине

МДК 01.02. «Психология социально-правовой деятельности»

студента группы 32701

зачетная книжка № 13-7-053

ФИО студента Поликарпова Татьяна Васильевна

Адрес Санкт-Петербург, ул. Асафьева, дом 2, корп. 2, кв. 19

E-mail: tatpoli@mail.ru

телефон: 7(911)112-15-95


2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 3

1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Личность - это совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность, неповторимость, которая проявляется в чертах, темпераменте, характере, специфики интересов, интеллекта.
1.1. Этапы формирования личности
Процесс формирования личности человека протекает на протяжении всех периодов его сознательной жизни. Частичное влияние на процесс становления личности оказывают полученные человеком от обоих родителей гены, а также социальное окружение и образ жизни. Именно полученные от предков гены в основном определяют то, каким будет характер и темперамент человека, какими талантами и способностями он наделен, то, с чем человек приходит в мир. Не маловажную роль в становлении личности имеет воспитание и среда, они делают человека таким, какой он есть.

Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. Это переход от одного качественного состояния в другое. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Однако не возможно вернуться в прошлое, реконструировать его.

Развитие личности можно разделить на следующие этапы:

1. Пренатальный - от 266 дней до рождения.

Жизнь начинается с момента оплодотворения яйцеклетки, в которой заложена вся генетическая информация, необходимая для создания нового организма... Развивающийся плод слышит сердцебиение матери, её дыхание, её голос. В пять месяцев он начинает реагировать на различные колебания гласных звуков, которые слышит через амниотическую жидкость... К 24 неделям плод реагирует на музыку, мигает глазами и двигает ими в ритм музыке. От него невозможно скрыть даже до рождения, любят его или нет. Эмоциональная связь, существующая между матерью и ребёнком, любовь, с которой она его вынашивает, положительное отношение к плоду во время беременности, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают огромное влияние... Информация о событиях, происходивших с матерью во время беременности, сохраняется в подсознании человека на долгие годы[1].

2. Новорожденность - от рождения до 1 месяца.

Происходит адаптация к новым условиям обитания и знакомство с миром.

3. Младенчество - от 1 месяца до 1 года.

Младенчество характеризуется тремя моментами: становление ходьбы, становление речи ребенка и особенности проявления воли.

4. Ранний возраст (первое детство) - от 1 года до 3 лет.

Этот период основывается на моторных навыках ребенка. Маленький человечек учится управлять своим телом, совершать различные действия. В зависимости от реакции родителей и воспитателей у ребенка формируется самостоятельность, желание делать всё самому.

5. Дошкольный (второе детство) - от 3 до 6 лет.

В этом возрасте ребенку свойственно проявление самостоятельности в выборе активности, у него формируется фантазия и возникает желание придумывать игры самому.

6. Младший школьный возраст (третье детство) - от 6 до 12 лет.

В данном возрасте ребенок проявляет инициативу в реализации своих творческих способностей. В этот период личность развивается в процессе обучения.

7. Подростковый возраст - от 12 до 16 лет.

В этот момент личность пытается провести собственную идентификацию в плане принадлежности к одной из социальных ролей. Именно в этот период "выплывают" все ошибки, сделанные родителями на предыдущих этапах. В процессе изменения организма человек совершает действия, поступки, причины которых не в состоянии объяснить.

8. Юношество - от 16 до 20 лет.

Развивается чувство психологической независимости, когда положительная оценка других влияет на укрепление самооценки. Это период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь.

9. Молодость (ранняя зрелость) - от 20 до 40 лет.

Это первый этап развития личности зрелого человека. Человек уже добился определенных успехов в жизни и наступает время задуматься о судьбах подрастающего поколения. Данная особенность никак не связана с наличием у него детей. Те, у кого не выработалось чувство сочувствия и сопричастности к человечеству на данном этапе сосредотачиваются на себе, что зачастую является причиной возникновения кризиса среднего возраста.

10. Средний возраст (зрелость) - от 40 до 60 лет.

Этот этап развития личности связан с раздумьями, спокойным времяпрепровождением. Возникновение этого этапа наступает лишь в случае удовлетворенности собственной жизнью. В противном случае человеку остается лишь страдать и испытывать угрызения совести насчет тех возможностей, которые он упустил в течение своей жизни. Результатом данного этапа становится полученная за годы жизни мудрость.

11. Старость - от 60 лет.

Характеризуется уходом от активной социальной жизни.

Преодолевая все этапы развития, личность воспитывает в первую очередь себя, меняясь в лучшую сторону и передает перерожденные качества своим потомкам, что способствует постоянному развитию человечества.



1.2. Процесс социализации личности
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Данный процесс включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Это "вхождение индивида в социальную среду", что позволяет ему функционировать в качестве члена общества. Процесс социализации начинается еще с детства: ребенок не может развиваться вне включения в общение, социальную среду наравне с развитием личности.

Выделяются три основные стадии социализации:

1. Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и разделяется на два самостоятельных периода: ранняя социализация и стадия обучения.

Характеризуется некритическим усвоением социального опыта (подражание), появлением желания выделить себя среди других. Приобщение к социальным нормам происходит через институт семьи, дошкольных детских учреждений, школы.

По выражению П. Бергера и Т. Лукмана, в семье осуществляется первичная социализация, когда биография человека начинает "наполняться смыслом". Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли... осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывают воздействие на формирование у ребенка "Я-образа"[2].

Дошкольные детские учреждения и школа задают первичные представления развития в гражданской среде, расширяя возможности общения со сверстниками с минимальным контролем взрослых.

2. Трудовая стадия охватывает период зрелости человека.

Характеризуется воспроизведением социального опыта, воздействием на среду. Важное значение в воздействии на личность имеет трудовой коллектив.

3. Послетрудовая стадия.

Характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности показывает через какие социальные группы личность входит в социальную среду.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя:

1) формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления;

2) развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

3) потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств;

4) способность самостоятельно принимать решения;

5) уважение к законам, моральным ценностям;

6) социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства;

7) воспитание национального самосознания гражданина.

Социализация - сложный, жизненно важный процесс. Попадая в новый коллектив, человеку приходится менять социальные установки не изменяя себе, что ведет к усовершенствованию личности, накоплению опыта, который передается новому поколению для более комфортного проживания личности в социуме.


2. РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СЕМЬИ. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ГДЕ ВОСПИТЫВАЮТСЯ ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ. ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ. КРИЗИСЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Роль семьи в жизни человека. Социальные функции семьи
Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Семья объединяет супругов, их детей, других родственников или просто близких и необходимых людей. Это прежде всего люди, объединенные кровными (родственными) связями.

Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис приводят следующий перечень функций семьи:

1. Воспитательная.

По отношению к обществу семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая.

Содействует сохранению здоровья членов семьи, обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.

3. Эмоциональная.

Обеспечивает эмоциональную стабильность членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Развивает уважение, любовь, поддержку.

4. Духовное общение.

Прививает умение внутреннего духовного обогащения, общения с окружающей средой.

5. Первичный социальный контроль.

Выполнение социальных норм членами семьи, забота о членах семьи, которым невозможно или трудно самим заботиться о себе.

6. Сексуально-эротическая.

Обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

Именно в семье ребенок приобщается к культуре общества и его традициям, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра, справедливости. В семье закладываются основы формирования человека как личности, выясняются способности, осуществляется выбор профессии будущего работника. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

То, как родители общаются между собой, влияет на развитие ребенка, который впоследствии становится взрослым человеком и перекладывает "накопленный опыт" на общение с окружающими и впоследствии созданную семью. Важно сохранять тёплые отношения между всеми членами, дать детям хорошее воспитание. Семья должна стать постоянной опорой и поддержкой для человека. Нет ничего лучше доверительных отношений в семье, чтобы всегда, в любой ситуации можно было получить полезный совет, поддержку и помощь.

К сожалению, не во всех семьях царит взаимопонимание, иногда родные люди не могут найти между собой общий язык и живут разной жизнью, практически не пересекаясь. Чтобы избежать этой проблемы необходимо просто осознавать важнейшее значение семьи в нашей жизни. Каждому человеку нужно понимать, что никто и никогда не будет любить и дорожить им больше, чем его собственные родные и близкие.

Семья - малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья - относительно самостоятельная ячейка общества.


2.2. Особенности семейных отношений в семьях, где воспитываются дети-инвалиды
Семья - фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Семья, в которой живет больной ребенок, оказывается особой группой, которой соответствует присущая только для нее атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психическое состояние самих родителей.

В случае детей-инвалидов, основное бремя заботы о ребенке ложится на членов семьи, что существенным образом сказывается на всех сферах их жизнедеятельности, ведет к снижению качества жизни.

В повседневной жизни родители детей-инвалидов сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье больного ребенка. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения внутри семьи (как между членами семьи, так и отдельно между супругами), а так же с окружающими. Социально-психологический портрет таких семей фиксирует явное неблагополучие: от 30% до 60% семей распадаются, часть семей существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально - "ради ребенка".


2.3. Отношения людей разных поколений в семье
Взаимоотношения между поколениями являются одной из самых важных действующих сил развития человеческого общества. Связь между поколениями в семье, является результатом процесса передачи и принятия различной информации и опыта от поколения к поколению.

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту. Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. Сколько бы тебе ни было лет, что бы ты ни совершил, кем бы ты ни был, родители всегда должны поддержать и успокоить. Через многие трудности человек проходит благодаря поддержке и заботе родных.

Не стоит забывать, что общение с родителями может быть не только приятно, но и полезно. У них есть много жизненного опыта, которым они всегда рады поделиться. Мало кто станет делиться самым сокровенным так, как это делают родители. Поэтому в принятии решений стоит спрашивать их мнение: благодаря своим знаниям и жизненному опыту они никогда не посоветуют плохого.


2.4. Кризисы семейных отношений
Семейный кризис - это перепутье в отношениях пары, сложный перекрёсток, пересечь который предстоит каждой семье. От того, как это получится, зависит и будущее благополучие, и само существование семьи. Главная задача, выйти "невредимыми" из бури невзгод, сохранить семью, а в идеале - достичь еще большего взаимопонимания, чем раньше.

В.А. Сысенко причины всех семейных конфликтов подразделяет на три категории:

1. Конфликты на почве несправедливого распределения труда, что обусловлено разным понятием о правах и обязанностях.

Речь идет о несогласованности между супругами. Поведение каждого, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвечающее этим представлениям, как неверное.

2. Конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей.

Для представителей мужского пола главным является материальное обеспечение, для представительниц слабого пола - моральная и эмоциональная поддержка.

3. Ссоры из-за недостатков в воспитании.

Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов зависят от индивидуальных особенностей, темперамента и характера.

Существуют разные этапы семейной жизни:

1. Кризис первого года семейной жизни.

2. Кризис первого ребенка.

3. Кризис по окончанию отпуска по уходу за ребенком.

4. Кризис 3, 5 лет в отношениях и семейной жизни.

5. Кризис семейной жизни или отношений в 7 лет - ребенок идет в школу.

6. Кризис монотонности в 7-9 лет.

7. Кризис сорока.

8. Кризис одиночества вдвоем.

Не стоит бояться кризиса. Многие семьи минуют их, не задумываясь и не подозревая, что это такое. Они просто, преодолевают возникшие трудности. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития семьи и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий.

Каждый кризис - это рывок вперед, выход за пределы старых отношений. Кризис в отношениях помогает супругам увидеть не только негативное, но и то ценное, что соединяет, связывает их. Между тем как расставание - это скорее последствие неправильно пройденного кризиса.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА. МИКРОКЛИМАТ В ГРУППЕ. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Трудовой коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей. Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди различаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями характера и другими индивидуальными признаками. К числу других характеристик, определяющих понятие трудового коллектива, относятся его структура, величина, функции, процедуры общения.


3.1. Формирование трудового коллектива
Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненных стадий, начинает жить своей жизнью, совершенствоваться, изменяться, набирать силу и полностью раскрывать свой потенциал. Коллектив может состоять из людей разного пола и возраста, быть чисто мужским, женским или смешанным. Ежедневно создаются сотни новых фирм, компаний, предприятий, которые приходят на смену организациям, неспособным прокормить даже самих себя или ставшим никому ненужными.

Сформированный трудовой коллектив, как любой живой организм, проходит в своем развитии несколько этапов. А. Занковский выделяет следующие этапы формирования трудового коллектива:

1. Этап становления.

Инициаторы создания организации выявляют неудовлетворенные требования потребителя или социальные нужды. Цели организации еще не приобрели достаточной четкости, творческий процесс протекает свободно. Характерными чертами этого этапа являются целеустремленность, способность рисковать и преданность делу. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Задача этого периода - быстрый успех.

2. Этап роста.

На этой ступени развития рост организации осуществляется неравномерно, рывками, набирая все большую силу. Коммуникации и структура во многом остаются неформальными. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с работниками первоначального состава. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

3. Этап зрелости.

Организация увеличивает выпуск продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Возрастает роль высшего руководящего звена, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что уход тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности. Основная цель - сбалансированный рост.

4. Этап старения.

Темпы роста замедляются. Высшее руководство, не осознавая необходимость обновления, пытается восстановить былую динамику косметическими мерами. Однако неадекватная стратегия, закрытость к новым идеям, снижение мотивации работников - все это ведет к значительным потерям в организационной эффективности.

5. Этап упадка.

В результате падения организационной эффективности, конкуренции, ухудшения рыночной конъюнктуры организация оказывается в кризисном состоянии: ее продукция или услуги пользуются все меньшим спросом. Ухудшается организационный климат, растет число конфликтов. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание. Организация оказывается на грани распада. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо перестать существовать как самостоятельная структура.

6. Этап обновления или смерти организации.

Этот этап может иметь двоякий исход: или организация перестает существовать, или она предпринимает кардинальную попытку возрождения. Второй исход обычно невозможен без прихода к руководству новых людей. Цель - вернуть организации утраченные эффективность и динамику развития. Особую роль играет личность и подготовленность нового руководителя и его команды.

Для формирования трудового коллектива, где каждый сотрудник будет чувствовать себя комфортно, что в конечном итоге влияет на работоспособность, необходимо иметь цель, грамотное руководство, правильное распределение обязанностей, мотивация.
3.2. Микроклимат в группе
Взаимоотношения работников, другими словами, психологический климат в компании непосредственно влияет на производительность труда и отношение персонала к своей деятельности, друг к другу, к руководителю. Доброжелательная обстановка в коллективе является залогом успешного функционирования всей организации. Благоприятный эмоциональный климат привлекает клиентов и партнеров, создает комфорт в работе персонала; влияет на самочувствие членов команды, выработку, принятие и осуществление совместных решений и, как следствие, на достижение эффективности совместной деятельности.

Умение снизить социальную напряженность и создать хорошее настроение в коллективе - одна из насущных задач управленческой системы, так как это равносильно умножению производительной силы труда. Настроение людей зависит от самих членов команды, их отношения друг к другу. В коллективе с нормальным морально-психологическим климатом все его участники, как правило, отличаются доброжелательным, товарищеским отношением к новому человеку. Уважение и доверие, оптимистическая оценка, желание и умение увидеть лучшее в коллеге являются правилами, привычками.

Существует множество методов и тренингов, направленных на создание благоприятного эмоционального климата. В настоящее время на некоторых предприятиях работают штатные специалисты-психологи. Они организуют психологические игры, тесты, занимаются с персоналом. Некоторые фирмы приглашают специалистов со стороны на некоторое время. Это, безусловно, благотворно влияет на социально-психологический климат.
3.3. Адаптация социальная и профессиональная
Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий.

На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации:

1) девиантную - приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения;

2) патологическую - приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики.

Деятельность социальных работников и других специалистов по работе с людьми включает в себя работу по организации и осуществлению процессов социальной адаптации различных групп населения и каждого отдельного человека, независимо от степени его социального благополучия.

Профессиональная адаптация определяется уровнем профессиональных навыков и умений работника, развитием устойчивого положительного отношения к своей профессии. На нее также влияют экономические и социально-психологические аспекты (условия труда, степень соответствия выполняемых работ, размер заработной платы, качества личности, социальные свойства личности), то есть адаптация к самой трудовой деятельности.

Именно профессиональная адаптация определяет сущность нашей жизни, развитие личности. Профессиональная адаптация характеризуется:

1) освоил ли работник при получении специальности необходимый минимум знаний и навыков;

2) в какой степени он обладает чувством ответственности, практичностью, деловитостью быстрой ориентировки в различных производственных ситуациях, навыками временного самоконтроля.

Наиболее важными периодами профессиональной адаптации является профессиональная подготовка и начальный период трудовой деятельности.

Процесс адаптации протекает в течение всего срока работы, поскольку ни предприятие, ни работник не остаются неизменными. Однако в среднем, минимальные границы этого периода определяются сроком, в течение которого администрация убеждается в профессиональной квалификации работника, а последний - в соответствии содержания, условий и оплаты труда своим ожиданиям.


4. ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи: супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

Немцы создают семью до 30 лет, но не торопятся заводить детей. К 30 годам многие из них только начинают делать первые уверенные шаги в карьере. Им не приходится надеяться на чью-то бескорыстную помощь, а услуги няни довольно дороги. Детских садов в Германии очень мало, и работают они только до полудня. В результате в Германии одна из самых низких рождаемостей из всех Европейских стран. Рабочее место сохраняется за мамой в течение трех лет. Ребенок постарше, как считают родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому раз в неделю их водят в так называемую "игровую группу", а позднее - в детский сад. Для немецких мам чуть ли не единственное, что определяет готовность ребенка к школе - это нормальные взаимоотношения со сверстниками.

Жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии. Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускают в столовую и они должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно. Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточна развитая система образования, включая дошкольный этап.

Роль бабушек и дедушек во французских семьях невелика, поскольку дети видят их только в каникулы. У них своя, насыщенная событиями жизнь, подчинять её школьному расписанию внуков бабушки не хотят. Любви на уровне самоотречения здесь не понимают. Повзрослевшие мальчики и девочки сами стремятся начать подрабатывать в качестве нянь и репетиторов.

Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа - есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.

Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступить в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и подумать о семье и ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформляют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителем переживать легче, когда детей несколько.

Отличительной чертой американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на постоянную помощь бабушек и дедушек. Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома.

Европейцы часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет ребенку позволено делать все, что ему захочется.

На вопрос как удается сохранять "спартанское спокойствие", японская семья отвечает: "У нас не принято критиковать чужих детей. Своим же обычно мы не делаем замечания на людях, но если все-таки делаем, то негромко и не меняя спокойного выражения лица. Мы не любим конфликтов". В школе общение родителя и учителя происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов, рекомендаций. Родительских собраний как таковых не проводят. Большое место в жизни школы отведено родительским комитетам. К средней школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант железной регламентации в униформе, косметике, поведении, например, каждое утро начинается с линейки, где поют гимн школы. Ребенок вступает в острую конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них отсутствует контакт. Поэтому с самого начала дети находятся в режиме постоянного соперничества между собой, и такую атмосферу, естественно, трудно назвать дружественной. Подростки тяжело переживают такой перепад из "счастливого детства во взрослую жизнь".

Образ детства и традиции в нашей семье это полная семья с работающими родителями, пребывание ребенка дошкольного возраста в яслях и детском саду, обучение в образовательной школе, дополненное занятиями в бесплатных школьных кружках и платных учреждениях дополнительного образования, летний отдых в пионерских лагерях в отрыве от семьи, общение с родителями в вечернее время и эксклюзивные семейные мероприятия в воскресные и праздничные дни (кино, цирк, поход), семейные традиции празднования Дня рождения, Нового года, определенный круг семейного детского чтения, кино и театральных впечатлений.

В настоящее время отечественная семья вновь адаптируется к изменившимся социальным реалиям. Обновленная модель семейного воспитания находится в стадии становления. Образовательно-воспитательная политика современной отечественной семьи - это целенаправленный выбор образовательного учреждения, раннее включение ребенка в систему специально организованной подготовки к поступлению в школу, широкий охват различных направлений дополнительного образования.

Большое значение в воспитательном отношении имеет организация совместной деятельности между детьми и взрослыми. Например, укреплению взаимоотношений способствует, одна из самых распространенных традиций в современном мире, установка и украшение новогодней елки. Эта традиция есть во многих семьях. Она очень объединяет детей и взрослых, так как при украшении идет обсуждение, куда повесить ту или иную игрушку, развивается воображение. А сколько положительных эмоций, от общения с близкими, приобретают и дети и родители. Дети очень радостны и довольны в данный период времени.

Анализ особенностей семейного воспитания в разных странах демонстрирует важность семейного воспитания для жизни общества. Именно благодаря семейному воспитанию, которое лежит в основе формирования личности и успешной социализации индивида, усвоения им норм и правил конкретного общества, достигается повышение человеческого потенциала нации и, тем самым, обеспечивается успешное социальное развитие.

Как показывает практика, невнимание к семейному воспитанию и проблемам семьи в целом ведет к широкому распространению девиаций в обществе и, в конечном счете - к духовно-нравственной деградации нации.

Детство и семья, семейное воспитание должны выступать в качестве гуманитарной основы и, одновременно, основополагающей цели государственной социальной политики. Только такой подход позволит добиться успешного решения задач повышения конкурентоспособности государства и укрепления его позиций на международной арене.

Совокупностью семейных функций, определяющих уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются семейные традиции. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. А так же вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка. Семейные традиции благотворно влияют на укрепление семейных отношений, воспитание детей, становление их в обществе, на социальный статус. В семьях, которые поддерживают традиции, дети более ответственны, доброжелательны, знают цену своим действиям, могут обсудить проблемы со взрослыми и найти решение в той или иной ситуации. При совместном труде, творчестве, активном участии во всех семейных мероприятиях, у детей воспитываются важнейшие человеческие качества: понимание семьи и семейного счастья.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах/ А.М. Руденко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 379 с.

2. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин [и др.]; под общей редакцией Л.И. Щербаковой. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 220 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 363 с.

4. Андреева Т.В. Психология семьи:Учебное пособие. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2014. - 336 с.


Электронный ресурсы
1. Пренатальный период важнейший этап психического развития личности [Электронный ресурс]// Международный журнал экспериментального образования, Журнал, Выпуск №7/2013.

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prenatalnyy-period-vazhneyshiy-etap-psihicheskogo-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 17.04.2015).



1 Шанина Г.Е., Ушакова О.П. Пренатальный период важнейший этап психического развития личности, 2013


2 Андреева Г.М., Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений, 2014, С.275


  • ФИО студента Поликарпова Татьяна Васильевна
  • ОГЛАВЛЕНИЕ