Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Количество часов 35 часов (1 часа в неделю)




страница1/5
Дата08.07.2017
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4   5

Название курса

Биология

Класс

5 класс

Количество часов

35 часов (1 часа в неделю)

УМК

И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.

Цель курса

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений,  как исключительной ценности органического мира.

Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

Овладение  учащимися  умениями  применять  знания  о  строении  и  жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.



Структура курса

Биология — наука о живом мире (8 ч)

Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология



Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная и штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.



Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение.

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значени

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.
Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы

Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире»

Тема 2. Многообразие живых организмов (10 ч)

Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.

Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека



Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения»

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среды

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники.

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и в жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ



Экскурсия

«Весенние явления в природе»



Экскурсия

«Многообразие живого мира»



Экскурсия

«Растения нашей местности»




Название курса

Биология

Класс

6 класс

Количество часов

35 часов (1 часа в неделю)

УМК

Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. -3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Цель курса

  • Понимание  ценности  знаний  о  своеобразии царств: растений, бактерий,  грибов в  системе биологических знаний научной картины мира.

  • Формирование  основополагающих  понятий  о  клеточном  строении  живых  организмов,  об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.

  • Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание  бережного отношения к ней.

Задачи:

– Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений,  как исключительной ценности органического мира.

Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного  организмов,  об  особенностях  обмена  веществ  у  автотрофных  и  гетеротрофных организмов.

Овладение  учащимися  умениями  применять  знания  о  строении  и  жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

– Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.


Структура курса

Глава 1.Наука о растениях - ботаника. (4ч)

Основные понятия: биология, царство, ботаника, культурные растения, дикорастущие растения.

Мир растений. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Растение - живой организм. Условие жизни растений. Четыре среды жизни на Земле.

Микроскоп и лупа- приборы для изучения строения растений. Особенности растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды.

Основные понятия: лупа, микроскоп, клеточная стенка, мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды, хлоропласты, хлорофилл, эволюция, ткани растений, питание клетки, дыхание клетки, движение цитоплазмы, обмен веществ, деление клетки, межклеточное пространство, образовательная ткань, основная ткань, покровная ткань, проводящая ткань, механическая ткань.

Лабораторная работа № 1 «Строение растительной клетки»



Глава 2 Органы растений.(8 ч.)

Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Условия прорастания семян. Значение семени в природе. Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Рост корня. Значение корней и их разнообразие.Побег. Строение и значение побегов у растений. Развитие побега из почки. Лист- часть побега. Внутреннее и внешнее строение листа. Значение листа в жизни растений. Стебель, его строение и значение. Видоизменения побегов.Цветок- генеративный орган, его строение и значение. Цветение и опыление растений.Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм- живая система. Основные понятия: проросток, зародыш, эндосперм, зародышевый побег, зародышевый корень, семядоли, прорастание,корневая система, главный корень, придаточный корень, боковой корень, коревые чехлики, зона деления, зона всасывания, зона поглощения, хемотропизм, корнеплод, побег, стебель, листья, междоузлия, верхушечные почки, пазушные почки, почечные чешуи, задаточные побеги, конус нарастания, годичный побег, спящие почки, устьичная щель, устьице, ткани листа, газообмен, листопад, кора, корневище, клубень, глазки, луковица, цветок, пестик, тычинки,соцветие, цветение, опыление, околоцветник, биосистема.

Лабораторная работа № 2«Строение фасоли семени»

Лабораторная работа №3«Строение корня проростка». Лабораторная работа №4 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Лабораторная работа № 5 « Внешнее строение листа».

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Лабораторная работа №7«Строение цветка»

Лабораторная работа №8«Разнообразия плодов»



Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (6ч.)

Минеральное (почвенное) питание растений. Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Дыхание и обмен веществ у растений. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Основные понятия: минеральное питание, удобрение, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, гумус, дыхание растений, обмен веществ, водный обмен, экологические группы, гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение, оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, сперматозоиды, зигота, искусственное вегетативное размножение, прививка, рост растений, периодичность, суточные ритмы, сезонная периодичность.

Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (11ч.)

Понятие о систематике растений. Водоросли и их значение. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.

Основные понятия: систематика, царство, семейства, род, отделы, двойные виды, слоевище, таллом, хроматофоры, зооспоры, ризоиды, печеночники, листостебельные мхи, коробочка, протонема, живые ископаемые, семейство.

Розоцветные, семейство Мотыльковые, семейство Крестоцветные, семейства Пасленовые, семейство Сложноцветные, семейство Лилейные семейство Злаки. Историческое развитие растительного мира на Земле. Дары Старого и Нового Света.

Основные понятия: эволюция, цианобактерии, дикорастущие растения, культурные растения, искусственный отбор,

селекция.

Контрольная работа « Многообразие и развитие растительного мира»

Глава 5. Природные сообщества. (6ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Основные понятия: биогеоценоз, круговорот веществ, экосистема, сукцессия, лес, луг, болото, степь, ограценоз.

Исследовательская работа «Первоцветы нашего города».


  1   2   3   4   5

  • Биология — наука о живом мире (8 ч)
  • Методы изучения природы
  • Великие естествоиспытатели
  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов» Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)
  • Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля» Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)
  • Экскурсия
  • Глава 1.Наука о растениях - ботаника. (4ч)
  • «Строение растительной клетки» Глава 2 Органы растений.(8 ч.)
  • № 2«Строение фасоли семени»
  • № 5 « Внешнее строение листа».
  • №8«Разнообразия плодов» Глава 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (6ч.)
  • Контрольная работа «Основные процессы жизнедеятельности растений». Глава 4. Многообразие и развитие растительного мира (11ч.)
  • Многообразие и развитие растительного мира» Глава 5. Природные сообщества. (6ч.)