Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Классный час «Александр Невский личность нации»




Скачать 72.75 Kb.
Дата06.01.2017
Размер72.75 Kb.
ТипКлассный час


Классный час
«Александр Невский – личность нации»

методические рекомендации для проведения единого классного часа 1сентября 2009 года

в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

Предисловие

Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся гражданской позиции, понимания ценностей демократического общества. Огромное значение в процессе социализации личности школьников приобретает обращение к делам и творениям выдающихся деятелей нашего Отечества, создававших историю Российского государства, защищавших и укреплявших его.

Прошедший в 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Институтом российской истории Российской Академии наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории, ее выдающимся созидателям и защитникам. Победителем телевизионного проекта "Имя Россия" стал благоверный князь Александр Невский — древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

В целях воспитания гражданственности и патриотизма на примере жизни и деяний исторических героев Отечества, популяризации образов героев истории Отечества среди детей и молодежи в 2009 году в субъектах Российской Федерации запланировано проведение праздничных мероприятий для молодежи, посвященных князю Александру Невскому.

Учитывая огромный вклад Александра Невского в историю Отечества, важное место его имени и подвига в сознании прошлых поколений и граждан современной России, Министерство образования Российской Федерации рекомендует провести во всех образовательных учреждениях Российской

Федерации 1 сентября 2009 года единый классный час по теме "Александр Невский - личность нации".

Основная цель классного часа - содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.


Методические рекомендации но организации и проведению единого классного часа "Александр Невский -личность нации"

Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогам организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.



В основной школе (5-9 классы) единый классный час может в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Его цель - расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности Александра Невского - яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на его примере формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков; побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России.

При проведении единого классного часа целесообразно использовать активные технологии: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практикоориентированные ситуации и т.п. На данной ступени обучения учитель может реализовать в полной мере свои профессиональные компетенции, умения и навыки организации учебной деятельности.

Формы проведения единых классных часов предлагаются разнообразные: рассказ, беседа, лекция, урок-характеристика и др., усложненные тестами, кроссвордами, проблемными заданиями, занимательными вопросами, выполнением различных индивидуальных и групповых заданий, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра, презентация и др. Выбор указанных форм классных часов определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства.

Обратившись к уроку-характеристике, учитель определяет его цель (рассмотреть черты личности А.Невского), формулирует основные задачи (познавательные и воспитательные), продумывает учебно-наглядное оборудование (карта, посвященная ключевым событиям Руси в XIII веке, портрет А.Невского, фрагменты стихотворения К.Симонова "Ледовое побоище", эпиграф "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет" и др.), выделяет основные блоки урока, наполняя их конкретным содержанием. После вступительного слова (Александр Невский стоит в одном ряду с выдающимися государственными деятелями России, которые доблестно служили Отечеств}')! учитель знакомит школьников с целью и задачами классного часа и предлагает на основе разнообразной литературы заполнить таблицу с указанием интеллектуальных, нравственных и волевых качеств полководца и государственного деятеля. Затем предлагает обратиться к событиям 1240 и 1242 годов - ключевых в биографии русского князя.

В исполнении ученика звучат отрывки из произведения Симонова "Ледовое побоище". Затем учитель организует диалог с классом; учащиеся, отвечая на его вопросы, выявляют характерные черты личности Александра Невского, размышляют о спорных вопросах в его биографии (сотрудничество с Ордой, борьба за власть, давление на Новгород), вспоминают о последних годах жизни Александра Ярославовича, об увековечении его памяти в российской истории. В заключение учитель обращается к оценкам историков личности Александра Невского для нашего времени.

В биографии Александра Невского имеются факты и поступки, которые вызывают неоднозначную реакцию у историков; его обвиняют в предательстве и сотрудничестве с Ордой. Обращаясь к такому проблемному вопросу, учитель может использовать материалы книги М. Хитрова "Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский" (М., 1991). Автор ее отмечает, что князь был православным человеком и непобедимым в открытом бою, на поле брани полководцу предстояло одержать наивысшую победу — над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя беспредельным смирением, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родин}'. Он поклонится Батыю единственно в интересах горячо любимой Родины, и в этом автор видит наивысший подвиг благоверного князя Александра Невского. Смирение приводит к постижению истины, к пониманию, что необходимо исполнить в данный момент во благо Родины.

В ходе классного часа некоторые фрагменты исторических событий эпохи Александра Невского могут быть инсценированы: например, приезд в Новгород купцов-католиков, которые стремились навязать князю свою веру. Проведением единого классного часа в основной школе "Александр Невский - личность нации" учитель может инициировать проект, подобный общероссийскому, чтобы выявить наиболее известных и почитаемых людей в городе, районе или на селе.

Единый классный час "Александр Невский - личность нации" - важный повод для привлечения внимания учащихся к знаменательному событию, которое обмечается в 2010 году в нашей стране, - 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Ратные традиции, заложенные великим полководцем и государственным деятелем Александром Невским, сохранялись и преумножались в последующие исторические периоды, и особенно в годы Великой Отечественной войны.

Учителю необходимо указать на неразрывную связь событий XIII столетия и Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., когда советские солдаты в середине XX века проливали кровь, погибали на полях сражений, защищая те же идеалы и ценности (отстоять свою родную землю, защитить от врагов родных и близких, сохранить свободу и независимость), которыми руководствовались Александр Невский и его воины, сражаясь против шведов на реке Неве и тевтонских рыцарей на Чудском Озере.

В священной, освободительной войне 1941-1945 гг. военное поколение проявило массовый героизм, жертвенность и стойкость в защите Отечества, достойно продолжая традиции воинов Александра Невского. Великий Подвиг защитников Отечества двух эпох - XIII и XX столетий - продолжает жить в национальной исторической памяти, вызывает уважение и гордость > современников.

Учитель может обратить внимание учащихся на то, что именно в самое тяжелое для страны время (1942 г.) советское руководство приняло решение об учреждении ордена "Александра Невского" двух степеней для награждения командного состава Вооруженных Сил страны. Тем самым были признаны заслуга Александра Невского как выдающегося полководца в защите Русской земли. Так была восстановлена историческая справедливость. Символично и то, что в Президентский Указ о Днях Воинской Славы России включены выдающиеся победы времен Александра Невского и Великой Отечественной войны: 18 апреля (День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере, 1242 г.), 5 декабря (День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой, 1941 г.), 2 февраля (День разгрома советскими войсками немецко-фашистской группировки под Сталинградом, 1943 г.), 23 августа (День разгрома советскими войсками немецко-фашистской армии в Курской битве, 1943 г.), 27 января (День снятия блокады города Ленинграда в 1944 году), 9 мая (День Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 1945 г.).

Таким образом, героическая страница российской истории, начавшаяся с блистательных побед на Неве и Чудском озере, продолжалась под Москвой, Сталинградом, Курском и Ленинградом в годы Великой Отечественной войны, что является достойным свидетельством сохранения и преумножения традиций, заложенных Александром Невским, неразрывной связи поколений и исторической преемственности.

Ратные подвиги Александра Невского и Георгия Жукова, выдающегося полководца Великой Отечественной войны, огромный нравственный и моральный потенциал их современников могут служить в наше время примером для патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Литература для проведения единого классного часа

1. Антонова В.И. Александр Невский. М, 1966.

2. Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., Молодая гвардия, 2003.

3. Борисов Н.Г. Русские полководцы XI11-ХУ1 вв.М., 1993.

4. Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского. Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского. Сост. И автор. Текст А.Ю. Карпова. М., 2002.

5. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, Москва, 1997.

6. Вернадский Г.В. "Два подвига св. Александра Невского //Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры М, Издательство: Товарищество научных изданий "КМК",2005.

7. Горский А.А. Александр Невский //Родина, 1993, Лг° 11, с.26-31.





  • Министерство образования Российской Федерации рекомендует провести во всех образовательных учреждениях Российской
  • Методические рекомендации но организации и проведению единого классного часа "Александр Невский -личность нации"
  • В основной школе (5-9 классы)