Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Классные концерты в музыкально школе, как одна из форм воспитания гармонично развитого человека




Скачать 134.44 Kb.
Дата03.07.2017
Размер134.44 Kb.
Классные концерты в музыкально школе,

как одна из форм воспитания гармонично развитого человека

Педагог-музыкант, как и любой педагог, работает для будущего. Содержание и методы музыкально-педагогической работы должны определяться ясным пониманием того, к чему готовить ученика. Музыкальная школа должна выпускать будущих профессионалов и будущих любителей, и перед ней стоят две задачи: отбор детей, способных к профессионализации, их фундаментальная подготовка к дальнейшему обучению, и музыкально-эстетическое развитие, подготовка к музицированию на уровне любительства для большинства остальных.

Родители приводят детей в музыкальную школу, чтобы приобщить их к культуре, чтобы сердце ребёнка открылось навстречу прекрасному искусству – музыке, чтобы ребёнок научился владеть музыкальным инструментов: кто-то, чтобы стать профессионалом, кто-то для собственного удовольствия, для души, для расширения общего кругозора. Но учёба в музыкальной школе – это труд, требующий много времени и сил. И мне всегда хотелось, чтобы результатом труда у моих учеников был праздник. Так родились классные концерты – самые разнообразные, но обязательно с афишей, с указанием имён всех участников концерта. Главное условие для меня – участие в таких концертах всех учеников класса. Итог – даже самые отъявленные лентяи при подготовке к классным концертам стараются изо всех сил, чтобы играть на должном уровне. Детям нравится всё: афиша с упоминанием их имени, нарядно одетые родители, полный зал народа, ярко освещённая сцена, на которую они выходят как настоящие артисты. У них нет страха ошибиться, сыграть что-то неправильно, так как эти выступления не на отметку – здесь все мысли только о музыке.

Визитной карточкой моего класса являются концерты «По итогам летнего задания» в первых числах сентября, которые проходят ежегодно уже 40 лет. Эти концерты я считаю наиболее важными и для меня, и для детей, и для родителей. Это итог того, чему мои дети научились за прошедший учебный год, что они могут сделать без меня, как они будут общаться с инструментом окончив музыкальную школу (собственно для этого они и учатся). На лето я задаю каждому ученику четыре произведения – две пьесы, два этюда, естественно, с учётом возможностей ребёнка. Как правило, меньше трёх произведений не учит никто из них. На первом уроке играют свою летнюю программу в готовом виде, наизусть. Что-то я поправляю и через 3-4 дня концерт «По итогам летнего задания» - открытый, с афишей, в зале, с родителями. Самое интересное то, что летом во всю стараются родители и находят время для занятий своего ребёнка. Таким образом, три-четыре произведения из программы I полугодия уже выучены и сыграны публично.

Классные концерты в конце учебного года, как правило, тематические. При подготовке к таким концертам ребята читают много литературы, слушают музыку, связанную с темой предстоящих выступлений. «Мы должны постичь дух, чувство, вкус и атмосферу данной эпохи, чтобы понять произведения любого композитора, и представить их в более или менее точном образе». Это высказывание выдающейся клавесинистки Ванды Ландовской стало моим кредо при подготовке тематических концертов.

Концерты были разные. Мне хотелось, чтобы каждый из них чем-то выделялся, запоминался каким-нибудь ярким штрихом, приятной изюминкой. Например, концерту «Старинные танцы XVII-XVIII в.в.» предшествовал эпиграф-высказывание Ванды Ландовской: «Интерес к музыке прошлых времен все возрастает. Во все времена величайшие музыканты склоняли голову перед творениями гениев-предшественников. Рано или поздно все поймут, почувствуют, что «Магнификат» Пахельбело, кантаты Баха и мотет Палестрины стоят больше, чем песни современных сирен и скоростных машин. Тогда они помогут нам соорудить музей, где мы сможем слушать и восхищаться всеми нашими Тицианами, Веласкесами и Рафаэлями точно так же, как живописцы могут наслаждаться своими. И тогда мы сумеем обогатить нашу жизнь памятью о времени, уже ушедшим». И у ребят в ходе подготовки к этому концерту появился интерес к старинным инструментам, старинной музыке, к композиторам той эпохи.

Готовя с учениками к классному концерту «Детскую музыку» С.Прокофьева я не раз вспоминала слова Д.Кабалевского: «…творчество Прокофьева – это от солнца идущий свет. Я уверен, что попав под живительные лучи этого света, юные музыканты сразу же полюбят музыку Сергея Прокофьева, чьё искусство несёт с собой радость всем, кто с ним соприкасается».

Мы живём в Татарстане, ребята играют много музыки татарских композиторов и мне захотелось их познакомить с живыми композиторами. Один из классных концертов «Музыка композиторов Татарстана» нам разрешили провести в зале Союза композиторов. Этот небольшой, но очень уютный и красивый зал находится в одном из старинных зданий Казани. Когда я впервые привела ребят на репетицию в этот зал, они, даже неожиданно для меня, притихли, и во время репетиции сидели с необычно просветленными лицами. Воистину красота способна творить чудеса. Даже мои непоседы-мальчишки (а у меня в классе, как правило, больше мальчиков) старались ходить по этому залу степенно. Но в полный восторг привело ребят присутствие на концерте композиторов во главе с председателем Союза композиторов Татарстана Рашидом Калимуллиным, общение с ними игра для них.

Мне всегда очень хотелось, чтобы мои ученики были знакомы и с живописью. Ведь произведениям живописи, как и музыки, дано одаривать нас радостью, когда переживаешь состояние некого «чудесного мгновения», и оно становится неотъемлемой частью нашей личной духовной жизни. Я стараюсь при малейшей возможности ходить с ребятами на выставки художников, знакомить их с произведениями старинных и современных мастеров. Так они познакомились с картинами Рериха, Шишкина, Васильева, Левитана, Айвазовского, Коровина.

При знакомстве с преподавателем художественной школы (МБОУДОД г.Казани «Детская художественная школа №6) И.Ю.Галямовым родилась идея проведения совместных концертов и вернисажей. Мы назвали их «Музыкальными академиями». Наша первая «Музыкальная академия» была посвящена жизни и творчеству В.А.Моцарта, одного из самых поразительных музыкальных гениев. Тема «Музыкальной академии» была выбрана не случайно. «Художественный гений является и остаётся для человечества вечной тайной, и у нас кружится голова при попытках исследовать её глубины, но вместе с тем она вечно будет предметом высочайшего восхищения» - сказал Д.Д.Шостакович.

И моих ребят, и юных художников увлекла биография Моцарта. Они прочитали много книг о его жизни и творчестве, наслаждались прекрасной музыкой, слушая аудио и видеозаписи выдающихся музыкантов. А весной состоялась «Музыкальная академия». Юные художники выставили свои картины, навеянные рассказами о жизни Моцарта, музыкой гениального композитора, мои ребята играли произведения Моцарта. Эпиграфом к нашей «Музыкальной академии» послужили слова выдающегося композитора современности Д.Д.Шостаковича: «Моцарт – это моя молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Проведение совместно с художниками концерта «Природа в живописи и музыке» потребовало большой подготовки как пианистов, так и художников, несмотря на кажущуюся легкость темы, так как художники практически не слышал никогда музыки, изображающей природу, а юные пианисты не видели хороших картин с пейзажами. И эти пробелы мы с И.Ю.Галямовым старались восполнить. В конце учебного года состоялось два концерта – один в ДМШ №4, куда художники привезли свои картины, другой в ДМШ №17, так как она находится рядом с художественной школой и на концерт смогли прийти все художники этой школы, их преподаватели и родители.

С появлением в нашей школе оперной певицы Ануфриевой Назифы Зиннатовны запела вся школа, все дети захотели ходить на уроки по вокалу. Так родилась идея классного концерта «Русский романс» – сами поем, сами аккомпанируем. Дети пели и аккомпанировали друг другу. А в конце концерта спела профессиональная певица И.В.Харламова романс Чайковского «Нам звёзды кроткие сияли», а аккомпанировала ей ученица 7 класса А.Шатова. Концерт получился необычный и очень интересный, эмоции зашкаливали и у юных исполнителей, и у слушателей. Наш зал был переполнен – пришли и родители, и одноклассники из общеобразовательных школ.

У многих моих учеников родители учились в музыкальной школе и было просто несправедливо не использовать этот факт в воспитании моих пианистов. Так появились классные концерты «Музыкальная семья», «Играем вместе». Подготовка к этим концертам была интересна всем: и родителям, и детям. А уж о воспитательной пользе такого совместного музицирования и говорить не приходится. Играли вместе сёстры, бабушка с внучкой, мамы с дочками и сыновьями. Пела мама, сын аккомпанировал, а затем сын пел, мама аккомпанировала. А самая моя маленькая ученица Настя Шатова горевала, что её родители не умеют играть. И мы сделали очень интересный номер: на сцену вышли мама, папа и маленькая сестрёнка, и спели «Песенку Трубадура» из «Бременских музыкантов», а аккомпанировала всей своей семье маленькая Настя Шатова. Теперь жду прихода в школу новых родителей, окончивших когда-то музыкальную школу.

Все концерты перечислить невозможно, но наиболее интересные по тематике назову: «К 350-летию И.С.Баха», «Е.Ф.Гнесина и её друзья», «К 200-летию А.С.Пушкина», «Детская музыка С.Прокофьева», «Моцарт – современник на века», совместно с художниками: «Сказка в музыке», «Природа в живописи и музыке», «Вечер вальса», «Программная музыка» с комментариями детей. Ученики, даже самые маленькие, гораздо глубже воспринимают музыку, чем я думала. Комментарии ребят говорят сами за себя. Стоянов «Снежинки» - «Звездочки в небе, начинают играть между собой. Началась метель, а когда всё утихло белые парашютики из снежинок поиграли, поиграли и улетели» Л.Гордеева 1 класс.

Чайковский «Подснежник» - «Самый красивый месяц весны – апрель. Дует лёгкий и очень свежий ветер, все быстрей и быстрей бегут ручьи. Когда я слушаю или играю «Подснежник» я чувствую его нежность, как он распускается» Ю.Лушникова 4 класс. Прокофьев «Вечер» - «Это волшебная музыка. Когда я слышу мелодию этой пьесы, я представляю, что сижу у камина, смотрю на трепетное пламя. Звуки этой музыки вызывают у меня чувство покоя, нежности. Я наслаждаюсь ею, она завораживает меня» М.Имайкина 5 класс. Совершенно неожиданным для меня оказался комментарий К.Ульянова 3 класс к пьесе Бородина «В монастыре». Эта пьеса представляет собой Пасхальную мессу из 5 частей. В I части звуки колоколов извещают о въезде Христа в Иерусалим. Во II части хор с радостью восхваляет приход Христа. III часть олицетворяет страсти господни – суд, издевательство над Сыном Божьим и его гибель. В IV части хоровое пение оплакивает Христа, его страдания. В V части колокола торжественно и радостно возвещают о воскрешении Христа».

Проведение современных концертов немыслимо без использования мультимедийных проекторов, которыми оснащена наша школа. И здесь неоценимую поддержку мне всегда оказывал мой муж Борисюк Борис Афанасьевич, инженер-электронщик. Без его помощи проведение многих концертов было бы неинтересно, иногда и невозможно: показ фотографий, иллюстраций, музыкальных зарисовок. Запись всех моих классных концертов за последние 15 лет существует тоже благодаря моему мужу. И в качестве приложения к этой работе есть диск с фрагментами из некоторых классных концертов.

Сменяется одно поколение учеников другим, а концерты живут. Они нужны, прежде всего, моим юным пианистам. Концерты – это результат их труда, где они могут продемонстрировать своё умение, своё мастерство. Концерт должен быть радостным праздником для детей, звёздной искоркой маленького музыканта.

Мои ученики не боятся сцены, с удовольствием играют всегда. Более половины моих выпускников стали профессиональными музыкантами. В этом году заканчивает фортепианный факультет нашей консерватории Дарья Лялина, на втором курсе музыкального колледжа успешно учится Анастасии Шатова. Но все не могут и не должны быть музыкантами. А вот любить музыку, уметь общаться с инструментом, получать от этого удовольствие должен каждый, кто пришел в музыкальную школу. И роль классных концертов, на мой взгляд, здесь просто неоценима.

Культурная база, заложенная в детстве на должном уровне – это то, что позволяет человеку саморазвиваться в будущем.



Тематические классные концерты за последние 20 лет.
1993г. – В стиле ретро

1994 г. – Учитель и ученики «Римский-Корсаков, Гречанинов, Прокофьев»

1995 г. – Моцарт – молодость, радость, душевное обновление

1996 г. – П..И.Чайковский «Музыка – душа моя»

1997 г. – Танцевальные ритмы

1998 г. – Музыка XVII-XVIII в.в. «Старинная музыка-не старая музыка»

1999 г. – Композиторы Татарстана

2000 г. – Программная музыка

2001 г. – Вечер вальса

2002 г. – И.С.Бах «Инструмент должен разговаривать»

2003 г. – Произведения крупной формы. Рондо, сонаты, вариации, концерты.

2004 г. – Е.Ф.Гнесина и её друзья (к 130-летию Е.Ф.Гнесиной)

2005 г. – Сказка в музыке

2006 г. – Музыкальная семья

2007 г. – Играем вместе.

2008 г. – Природа в музыке

2009 г. – Романтическая музыка

2010 г. – Вечер русского романса (сами играем и поём)

2011 г. – Моё любимое произведение

2012 г. – Русская фортепианная музыка


Программы некоторых тематических классных концертов
Программная музыка.

1 класс. Стоянов «Снежинки», Майкапар «В садике», Кобалевский «Ночью на реке», «Игра в мяч», Мирзалис «Пастушок».

2 класс. Шуман «Первая утрата», «Смелый наездник», Гаврилин «Генерал идёт», Майкапар «Легенда», «Маленький командир», «Весной», Свиридов «Ласковая просьба», «Упрямец», «Парень с гармошкой».

3 класс. Чайковский «Мама», «Зимнее утро», «Сладкая грёза», «Песня жаворонка», «Нянина сказка, «Марш деревянных солдатиков», «Хор».

4 класс. Шуман «Май, милый май», Слонимский «Дюймовочка», Парцхаладзе «В цирке», Глиэр «В поле», Яхин «На ёлке у Гузель», Вольфензон «Пятнашки», Капп «Ночью на рейде».

5 класс. Вольфензон «В Древней Руси», Желобинский «Опасное приключение», Дебюсси «Маленький негритёнок», Григ «Странник», Толстой «В Испании», Осетрова-Яковлева «В стране гномов»,

6 класс. Лист «Утешения», Металлиди «Баллада», Григ «Весной».

7 класс. Прокофьев «Монтекки и Капулетти», Григ «Первая встреча», Сильванский «Метелица».



Сказка в музыке.

П/г «Негритянская сказка», Абелев «Осенняя сказка», Николаев «Колобок».

1 класс. Сломинский «Любовь Принцессы и Охотника», «Полька Белой лошади».

2 класс. Хачатурян «Вечерняя сказка», Чайковский «Нянина сказка», Сломинский «Дюймовочка».

3 класс. Кикта «Над ручьем грустит Аленушка».

4 класс. Григ «Танец эльфов».

5 класс. Витлин «Кошачьи уши» по сказке Бажова, Корейко «Сказка про Бабу-Ягу», Чемберджи «Снегурочка».

6 класс. Клюгарёв «Шурале».

7 класс. Сломинский «Марш Бармалея», Метнер «Сказка» Ре-бемоль мажор, Григ «Шествие гномов».

8 класс. Чайковский-Плетнёв «Andante maestoso» из балета «Щелкунчик».


П.И.Чайковский: «…музыка – душа моя»

1 класс. «Болезнь куклы», «Итальянская песенка», «Хор».

2 класс. «Старинная французская песня», «Мама».

3 класс. «Нянина сказка», «Утреннее размышление», «Вальс».

4 класс. «Песня без слов», «Сладкая грёза».

5 класс. Март «Песня жаворонка», Апрель «Подснежник».

6 класс. «Нежные упреки», Май «Белые ноги», Июнь «Баркарола», Октябрь «Осенняя песнь».

7 класс. «Далёкое-близкое», Вальс до-диез минор, «Страстное признание».


Вечер русского романса

Юрьев «Динь-динь-динь»

Листов «Я помню вальса звук прелестный»

Варламов «Звёздочка»

Булахов «Звонко песня раздаётся»

Дюбюк «Не брани меня, родная»

Шереметьев «Я Вас любил»

Берг «Право, маменьке скажу»

Р.Н.П. «Ах ты, душечка»

Малков «Пришла зима»

Чайковский «Нам звёзды краткие сияли»
Природа в живописи и музыке.

1 класс. Еникеев «Танец зайчика», Гедике «В лесу ночью», Рыбицкий «Кот и мышь», Назаров «Летний дождик».

2 класс. Ди Капуа «Мое солнце», Андреева «Птички-синички», Кобалевский «Ночью на реке», Шитте «Кукушка», Разорёнов «Два петуха».

3 класс. Петерсон «Волна за волной», Косенко «На опушке», Жилинский «Мышки».

4 класс. Прокофьев «Утро», Ган «Дождик начался», Керн «Дым», Металлиди «Весёлый дятел».

5 класс. Сенневиль «Полевые цветы», Сен-Санс «Лебедь», Кравченко «Солнечные зайчики».

6 класс. Сайдашев «Море Ядран», Чайковский «Осенняя песня».

7 класс. Чайковский «На тройке», «Белые ноги», «Баркарола».

Ансамбли: Дунаевский «Лунный вальс», Шварц «Белые ночи», Чемберджи «Снегурочка».

Рекомендуемый список литературы для преподавателей
А.Вишинский «Беседы с пианистами», Москва. Классика XXI, 2007 г.

Н.Калинина «Клавирная музыка Баха» в фортепианном классе», Москва. Классика XXI, 2006 г.

Б.Кременштейн «Постскриптум». Записки педагога. Москва. Классика XXI, 2009 г.

Г.Данаилов «Не убить Моцарта!». Москва. Педагогика 1986 г.

А.Шнабель «Ты никогда не будешь пианистом». Москва. Классика XXI, 1999 г.

С.Бейлина «В классе у профессора В.Х.Разумоской». Ленинград. Музыка, 1982 г.

В.Сухомлинский «Сто советов учителю» Ижевск. Издательство Удмуртия, 1981 г.

Л.Гаккель «Фортепианная музыка XX века». Ленинград «Советский композитор», 1990 г.

Г.Нейгауз и его ученики. Москва. Классика XXI, 2007 г.

Н.Штаркман «Плюсы и минусы». Москва. Фортуна ЭЛ, 2006 г.

Д.Дюболл «Вечера с Горовицем» Москва. Классика XXI, 2001 г.

В.Маргулис «Паралипоменон». Москва. Классика XXI, 2006 г.

Л.Берман «Годы странствий» Москва. Классика XXI, 2006 г.

Л.Наумов «Под знаком Нейгауза». Москва. РИФ «Антиква», 2002 г.

С.Рахманинов «Воспоминания». Москва. Классика XXI, 2008 г.

В.Ландовска «О музыке». Москва. Радуга, 1991 г.

Г.Нейгауз «Размышления. Воспоминания. Дневники». Москва. Советский композитор,

1983 г.


А.Фабер, Э.Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети

говорили». Москва. ЭКСМО, 2011г.



Список рекомендуемой литературы для учеников
Е.Черная «Моцарт. Жизнь и творчество». Москва. ГМИ 1961 г.

М.Зильбкривит «Великий музыкант из Рорау» Повесть о Й.Гайдне». Москва. Музыка, 1977 г.

А.Дис «История жизни Й.Гайдна, записанная со слов А.Дисом». Москва. Классика XXI 2000 г.

Д.Кирнарская «Классицизм-Гайдн, Моцарт, Бетховен. Книга для чтения. Москва. РОСМЭН, 2002 г.

С.Белоусова «Романтизм – Шуберт, Шуман, Шопен». Книга для чтения. Москва. РОСМЭН, 2002 г.

О.Аверьянова «Русская музыка второй половины XX века. Денисов, Шнитке, Щедрин». Книга для чтения. Москва. РОСМЭН, 2000 г.

Н.Енукидзе «Русская музыка конца XIX- начала XX веков. Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Москва. РОСМЭН, 2002 г.

А.Тихонова «Возрождение и барроко. Вивальди, Куперен, Гендель, Бах». Москва. РОСМЭН, 2003 г.

А.Ильичёва, Б.Иофис «Европейская музыка XX века. Пуленк, Барток, Шёнберг, Хиндемит». Москва. РОСМЭН, 2004 г.

Н.Енукидзе «Популярные музыкальные жанры. Армстронг, Бернстайн, Эллингтон. Москва. РОСМЭН, 2004 г.

Н.Ионина «Сто великих картин». Москва. ВЕЧЕ, 2000 г.

Д.Самин «Сто великих композиторов». Москва. ВЕЧЕ, 1999 г.

И.Мусский «Сто великих кумиров XX века». Москва. ВЕЧЕ, 2008 г.

Е.Коровина «Великие загадки мира искусства». 100 историй о шедеврах мирового искусства. Москва. Центрполиграф, 2010 г.

Н.Губкина, Р.Камалов «Казань музыкальная». Казань. Сыйфат, 2009 г.

Д.Трускиновская «100 великих мастеров балета». Москва. ВЕЧЕ, 2010 г.

А.Чэйсинс, В.Стайлз «Легенда о Вэне Клайберне». Москва. Издательство иностранной литературы, 1959 г.

И.С.Бах «Хроника жизни, изложенная А.М. Бах». Москва. Классика XXI, 2000 г.

Очерки по истории русской музыки XIX века. Москва. «Просвещение», 1965 г.

С.Плешаков «Шедевры архитектуры». Москва. ВЕЧЕ, 2001 г.

Л.Мархасёв «Серенада на се времена». Книга о русском романсе и лирической песне. Ленинград. Советский композитор, 1988 г.

Л.Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». Москва. Советский композитор, 1988г.







  • Тематические классные концерты за последние 20 лет.
  • Программы некоторых тематических классных концертов
  • Рекомендуемый список литературы для преподавателей
  • Список рекомендуемой литературы для учеников