Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кгкусо усрцн




страница1/15
Дата17.04.2017
Размер2.95 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
«С чего начинается Родина?»

О.М. Летавина

Воспитатель высшей категории

КГКУСО УСРЦН

Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда ребёнок отвечает доверием к взрослому. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Ребёнок, не познавший в детстве силу родительской любви, не научившийся трудиться, не испытавший радость познания, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих силах и возможностях. Социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, что прочитал или выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

В настоящее время, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема особенно остра в воспитании ребят, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Что должен чувствовать ребёнок, оказавшись в дали от своего дома, лишившись общения со своими близкими, и, зачастую, подвергшийся насилию со стороны самых дорогих людей?

65% несовершеннолетних, помещённых в КГ КУСО «Уссурийский СРЦН» за период 2010-2011 не имеют представления о культурных, социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении.

Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, истощение эмоциональных форм общения, их низкий образовательный уровень – основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.

Задача педагога – показать детям, что существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад. Важно понимать, что многое в сегодняшний мир пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря кому и чему сохранился жизненный опыт поколений. Необходимо донести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и всё лучшее передать своим детям, в будущее. Ведь без прошлого нет будущего. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В программе «Патриоты России», представленной на краевой конкурс социальных программ реабилитации «Я – гражданин своей страны», направленных на патриотическое воспитание несовершеннолетних, систематизирован материал и обобщен опыт работы педагогов, отражен необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей страны, патриота с активной жизненной позицией.

Целью программы является формирование у несовершеннолетних основ патриотизма, качеств человека, которые составляют его гражданскую и социальную активность, а так же развитие творческих и интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, воспитание гордости за свою страну и её историю.

В процессе реализации программы решаются задачи по воспитанию у несовершеннолетних сознательной любви к Родине, уважению к её историческому прошлому на примере подвигов русского народа, его традиций, раскрытию общечеловеческих нравственных качеств: благородство, верность Родине, самоотверженность, мужество, героизм; развитию познавательной активности; содействию формирования сознательного патриотизма; коррекции тех жизненных ориентиров, которые не соответствуют нравственным ценностям общества.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы:


  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

На первом этапе, подготовительном, проводится презентация программы, разрабатывается план совместной деятельностей педагогов, родителей, волонтеров, руководства учреждения, назначаются ответственные за мероприятия. На втором этапе, диагностическом, проводится диагностика по основным направлениям программы. Следующий этап – практический, включающий в себя подготовку и проведение тематических недель, дней творчества, фольклорных и народных праздников, встречи с ветеранами, воинами-афганцами, героями нашего времени, проведение экскурсий, посещение музеев, памятников истории. На заключительном этапе подводятся итоги и закрепляются полученные знания и умения детей, проводится круглый стол по итогам реализации программы.

Исходя из результатов социально-педагогической диагностики, педагогическим коллективом учреждения были выбраны наиболее актуальные направления работы: «Моя Родина – Россия», «Народные герои», «Русские народные традиции», «Подвиги народа в Великой Отечественной Войне», «Дети-герои Великой Отечественной Войны», «Путь в космос, «Защитники отечества». Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе реализации программы используются индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.

Формированию качеств защитника и патриота своей Родины, воспитанию уважения к ветеранам, героям Великой Отечественной Войны, привитию несовершеннолетним патриотизма и любви к Родине способствует проведение мероприятий, посвященных важным историческим датам, таких как: тематический вечер, «Юнги Великой Отечественной Войны», литературно-музыкальная композиция «Навеки семнадцатилетние», конкурсно-игровая программа «Знаете, каким он парнем был?», культурно-досуговое мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать», акция «Помоги ветерану» и др. Эти мероприятия приобщают воспитанников к культуре и традициям народа, дают возможность узнать историю страны через связь поколений, поэзию, музыку, танцы, песни.

Эффективными формами работы являются игротерапия (краеведческие, экологические и военно-патриотические игры), музыкотерапия, изотерапия, постановочные этюды исторических событий, занятия-погружения, соревнования, экскурсии, трудовые дела, поисковые дела, тренинги.

С целью повышения психологической и педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания несовершеннолетних в программе представлены такие формы работы, как «семейные гостиные» по темам: «Духовно-нравственные основы семьи», «Родословная семьи», «Путешествие в детство наших родителей», «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» и др.; выбраны темы для общения: «Ценности семейной жизни наших предков», «Семейные династии», «Путешествие в прошлое и настоящее своего народа», «Трудовая слава моей семьи».

Эффективным методом является групповая тренинговая работа, которая способствует восстановлению детско-родительских отношений.

Для успешной деятельности педагогов возникла необходимость обучения педагогического коллектива наиболее эффективным формам и методам работы. С этой целью программой предусмотрена организация и проведение заседаний методического совета, круглых столов, тренингов.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагогов является активность воспитанников, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию, развитие чувства собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребёнком своего «Я», как гражданина, патриота, Человека.

Пройдут годы – наши несовершеннолетние воспитанники станут взрослыми – полноправными членами нашего общества. Кем они станут? - аморальными преступниками или добропорядочными гражданами – зависит от нас, педагогов, которые заменили им на время родителей, подарили своё тепло и ласку, посеяли и взрастили в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами тех, кого зовут соотечественниками, рассказали о том, что такое Родина.



Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания «Уссурийский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

ПРОГРАММА

по патриотическому воспитанию








г. Уссурийск 2012

Полное название программы:

Программа по патриотическому воспитанию «Патриоты России»



Полное название организации:

Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания «Уссурийский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних», отделение социальной реабилитации несовершеннолетних



Авторы составители:

Летавина О.М. – воспитатель высшей квалификационной категории

Страт Е.М. – воспитатель высшей квалификационной категории

Целевая группа:

Несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет



Кадровое обеспечение:

  1. Педагог – психолог

  2. Социальный педагог

  3. Воспитатели

  4. Музыкальный руководитель

  5. Инструктор по труду

Ресурсное обеспечение программы:

- предоставление помещений (спортивный зал, музыкальный зал, игровые комнаты);

- предоставление автотранспортного средства;

- предоставление спортивного оборудования, мебели;

- предоставление игрового оборудования и оргтехники (аудио – видео аппаратура, фотоаппарат);

- предоставление специального оборудования для проведения занятий (демонстрационный и дидактический материал);

- предоставление театральных атрибутов и реквизитов;

- расходные материалы (канцтовары, мягкий инвентарь);

- сувениры, игрушки для поощрения участников программы.

Социальные партнёры – участники проекта:

- МОУ (средняя образовательная школа с. Красный Яр);

- Персонал сельского Дома культуры;

- Библиотека с. Красный Яр;

- Ветераны ВОВ из числа сельских жителей.

- Родители, волонтеры.



Пояснительная записка

«Патриотизм – это когда вы считаете,

что эта страна лучше всех остальных

от того, что вы здесь родились»

Бернард Шоу

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

У ребят должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Дети часто слышат от взрослых, что «без прошлого нет будущего». Как объяснить детям смысл этого высказывания?

Задача педагога – показать ребятам, что существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад. Важно понимать, что в сегодняшний день пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря чему сохранился жизненный опыт поколений. Нужно довести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и все лучшее передать своим детям, в будущее. А для этого надо знать историю своей страны.

За последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и частичной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры, как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Разрушаются вековые устои семьи, значительно увеличилось количество неполных семей, неблагополучных семей, несовершеннолетних оставшихся без попечения родителей. Нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры.

В настоящее время, усилиями государства, духовные ценности народа России ставятся на одно из первых мест, поэтому возникла необходимость создания программы, направленной на патриотическое воспитание несовершеннолетних, в результате реализации которой можно изменить их гражданскую и социальную активность, сформировать основы патриотизма.

Суть программы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры - это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.




Цель программы:
Формирование основ патриотизма - качеств человека, которые составляют его коммуникативную, гражданскую и социальную активность; развитие творческих и интеллектуальных способностей; воспитание гордости за свою Родину и ее историю.
Задачи:
- воспитать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому на примере подвигов русского народа;

- развивать познавательную активность;

- раскрывать общечеловеческие нравственные качества: благородство, верность Родине, самоотверженность, мужество, героизм;

-содействовать формированию сознательного патриотизма;

- корректировать те жизненные ориентиры личности, которые не соответствуют высшим нравственным ценностям человеческой цивилизации.

Принципы программы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

- единство эмоционального и сознательного.

Срок реализации программы:
Сентябрь 2012- ноябрь 2012


Формы и методы работы:
- культурно- досуговые, анимационные мероприятия, посвященные важным историческим датам;

-игротерапия(краеведческие, экологические, военно-патриотические игры);

- беседы, тематические вечера, викторины;

- коллективные творческие дела;

-музыкотерапия, смотры- конкурсы;

-изотерапия, выставки;

- занятия-погружения;

- постановочные этюды исторических событий;

- соревнования;

- экскурсии;

- трудовые дела, акции;

-поисковая работа;

- тренинги.
Ожидаемые результаты:

Усвоение ключевых понятий: патриотизм, героизм, гражданство;

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей; позитивное отношение к окружающему миру; любовь и бережное отношение к родной природе;

- в историко – краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; формирование приоритетов: ответственность, патриотизм, героизм; устойчивый интерес к историческому прошлому малой Родины и России; уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; посильное служение Отечеству;

- в духовно – нравственной сфере: осознание несовершеннолетними высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;

Развитие навыков участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание несовершеннолетних, как основа личности гражданина России.

Этапы реализации:


  1. Подготовительный:

- Проводится презентация программы;

- Разрабатывается план совместной деятельности педагогов, родителей, волонтеров, руководства учреждения, назначаются ответственные лица.

2. Диагностический:

- Первичная диагностика по основным направлениям программы;

- Заключительная диагностика.

3. Практический:

Реализация программы по патриотическому воспитанию:

-подготовка и проведение тематических недель, дней творчества, фольклорных, народных праздников;

-встречи с ветеранами, воинами- афганцами, героями нашего времени;

-проведение экскурсий, посещение музеев, памятников истории.

4. Заключительный.

-Подведение итогов и закрепление полученных знаний и умений у детей.

-Круглый стол по итогам реализации программы.

Оценка эффективности программы:
Результативность программы определяется с помощью анкет, тестов, наблюдений за поведением ребенка, его деятельностью, как планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни.

Эффективность программы так же оценивается через общение с воспитанником, посредством которого можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.


КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

(для несовершеннолетних, в соответствии с возрастными требованиями)
ЗНАЮ:
-что такое семья и для чего она создается;

-традиции и обычаи своей семьи;

-где и кем работают родители;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям( по степени родства);

-важные даты в жизни семьи;

-свои права и свои семейные обязанности;


-историю России( в соответствии с возрастом);

-историю малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-имена и историю жизни знаменитых соотечественников;

-национальные черты характера россиян;

-народные праздники, традиции, обычаи, игры, забавы и народные промыслы;


УМЕЮ:
-любить свою семью и быть благодарным;

-в согласии делать общие дела;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-вести здоровый образ жизни;

-рассказать об истории своего Отечества, о его традициях, обычаях;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями;

-петь песни своего народа, рассказывать народные сказки и предания;

-играть в народные игры;

-ценить красоту и богатство родной природы.



Мониторинг эффективности работы

по патриотическому воспитанию с несовершеннолетними

ФИО

несовершен-нолетних



Знание истории родного города, истории Отечества, государственных символов России

Знание народных героев, народной культуры и традиций русского народа

Сформированность нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях

до

после

до

после

до

после

1



















2



















3




















Уровни развития:

Высокий уровень: Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности города, 4 – 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет имена народных героев, народные праздники, предметы быта;, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень: Знает название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности города, улицы; затрудняется назвать народные праздники, игрушки; России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень: Не знает название страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает название улиц. Не может назвать народные праздники, игрушки;; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Мониторинг эффективности работы

с педагогическим коллективом

ФИО

Уровень профессиональной готовности педагогов по вопросам патриотического воспитания

до

после

1







2







3








Мониторинг эффективности работы

с родителями


ФИО

Осознание ответственности за своих детей

до

после

1







2







3







  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • Краевое государственное казенное учреждение социального обслуживания «Уссурийский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» ПРОГРАММА
  • Авторы составители
  • Ресурсное обеспечение программы
  • Социальные партнёры – участники проекта
  • Срок реализации программы: Сентябрь 2012- ноябрь 2012 Формы и методы работы
  • Оценка эффективности программы
  • Мониторинг эффективности работы по патриотическому воспитанию с несовершеннолетними
  • Уровни развития: Высокий уровень
  • Мониторинг эффективности работы с педагогическим коллективом
  • Мониторинг эффективности работы с родителями