Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Казахские ханы и бии




Скачать 90.78 Kb.
Дата21.06.2017
Размер90.78 Kb.
Алпысов Жумабек Рахимжанович

учитель истории и обществоведения

ГУ «Токтамысская средняя школа», Буландынский район
Предмет: история Казахстана

Класс: 5

Тема: КАЗАХСКИЕ ХАНЫ И БИИ

Цели урока:

- познакомить с деятельностью отдельных казахских ханов, а также биев и батыров, показать их роль и значе­ние в истории;

- продолжить развитие умений сопоставлять факты и делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать у учащихся уважение к памяти вели­ких предков; на примере жизни и подвигов казахских батыров XVIII века воспитывать чувство патриотизма.



Форма урока: урок-презентация.

Методы и приемы: мини-лекция учителя, работа со слайд-презентацией, сообщения учащихся «Легендарные батыры ».

Оборудование: интерактивная доска, слайд-презен­тация.

Мотивация познавательной деятельности

Сегодня нам предстоит познакомиться с судьбами выдающихся исторических деятелей - казахских ханов, биев. Мы вглядимся в их лица, озаренные светом минув­ших эпох, постараемся понять, что двигало их поступка­ми и действиями.

Эпиграф нашего урока: «Мечтая о достойном буду­щем, давайте помнить о достойном прошлом» (Нурсултан Назарбаев).

Познакомившись с материалами урока, попробуйте в конце урока объяснить смысл эпиграфа.



Осмысление

Из истории казахских ханов

Учитель кратко рассказывает о том, какие функции выполняли ханы.

Слайд 4.

История Казахского ханства начинается с откочевки двух султанов - Жаныбека и Керея из ханства Абулхаира. Отход султанов от жестокого правителя был формой про­теста против несправедливости. Народ Степи устал от распрей и непомерных налогов, наложенных на кочевников Абулхаиром. Люди хотели мирной и спокойной жизни под крылом сильных и умных владык, которые могли защи­тить их от разбоя и грабежей. Поэтому многие степняки, пострадавшие от Абулхаира и тянувшиеся к Жаныбеку и Керею, поддержали их и откочевали вместе с ними.

Кочевье двигалось в сторону земель Могулистана, во владения хана Есен-Буги.

Керей и Жаныбек, степенно беседуя, неспешно дви­гались бок о бок, стремя в стремя. Они прошли долиной Шу, вступили в Семиречье.

Есен-Буга принял народ Керея и Жаныбека с рас­простертыми объятиями. Владыка Могулистана с готов­ностью уступил им западные окраины своих земель по рекам Шу и Талас. Он надеялся использовать вновь при­бывшие войска кочевников против своих врагов - ойра-тов на востоке и Тимуридов на западе.

Слайд 5. Так, в долинах рек Чу и Талас возникло Ка­захское ханство, первым ханом которого стал Керей, как старший по возрасту.

Слайд 6. После смерти Керея ханом стал его сын Бу-рындык. Еще при жизни Бурындыка в народе был непре­рекаем авторитет султана Касыма, сына Жаныбека. Он обладал полководческим даром, в бою проявлял отвагу, умел вести за собой людей. Став ханом, он продолжил то, что было начато его отцом.

Хан Касым был осмотрителен и расчетлив. Своей главной целью он поставил взятие городов на реке Сыр-дарье как опору своей власти над Степью. Такие города, как Сыгнак, Сузак, Сауран, вошли в состав вновь образо­ванного Казахского государства.

При Касыме численность населения Казахского хан­ства превысила миллион человек. Казахи стали известны Западной Европе. Были установлены дипломатические связи с Московской Русью. Молва приписывает Касы-му создание свода законов «Қасым ханның қасқажолы» («Праведный путь хана Касыма»). Но законы эти не были записаны и до нас не дошли.

Слайд 7. Сын Касыма Хакназар правил Казахским ханством 42 года (1538-1580). Эпоха была крайне сложной. Шли непрерывные войны и на юго-востоке, и на северо-западе. Проведя ряд удачных военных кампа­ний, Хакназар расширил пределы Казахского ханства до междуречья Волги и Урала. Хакназар вернул Казахскому ханству утраченные при последних ханах земли и присо­единил к ним новые территории.

Слайд 8. Есим-хан (1598-1628) был одним из выдаю­щихся правителей на рубеже XVI-XVII столетий. Есим-хан сумел добиться единения нации. Ему невероятными усилиями воли, ума, терпения и мужества пришлось пре­одолевать внутренний раскол в ханстве, усмирять распри, развернувшиеся в борьбе за ханский трон, который он занял по праву престолонаследия. За полководческий та­лант, храбрость и личное мужество, проявленное в боях, молва нарекла его «Еңсегей бойлы Ер Есім» - «Муже­ственный Есим».

При нем был принят свод законов - «Есім ханның ескі жолы» («Исконный путь Есим-хана»), как допол­нение к кодексу Касым-хана. В нем четко определялись полномочия хана, биев, а также их взаимные обязан­ности и права. Впоследствии его «конституция» станет краеугольным камнем для «Жеті Жарғы» («Семи уложе­ний») хана Тауке.



Слайд 9. Мы воздаем должное заслугам Жангир-хана (1628-1652), пришедшего на смену Есиму. Мы восхища­емся его полководческим даром. В 1643 году 50 тысяч джунгар в очередной раз вторглись в казахские пределы. Хан Жангир с горсткой воинов в 600 человек дал сокру­шительный отпор врагу. Место для схватки он выбрал в горном ущелье Орбулак. Свой отряд разделил надвое. Перед входом в ущелье, где укрылась часть дружины, по приказу Жангира выкопали глубокий ров, который обнесли высоким валом. Сам же он с оставшимися в его распоряжении всадниками укрылся за горою. Конница джунгар, войдя в ущелье, не смогла развернуться в гор­ной местности. Когда Жангир ударил с тыла, во враже­ских рядах началась паника. Они потеряли в этой схват­ке до 10 тысяч человек. В ходе исторической битвы при Орбулаке в полной мере проявился полководческий ге­ний Жангира.

Слайд 10. Время правления Тауке-хана (1680-1715) называют «золотым веком». Это было время прекраще­ния губительных междоусобиц, век господства законов, развития хозяйства и процветания торговли.

Говоря о мудрости Тауке-хана, историки сравнивают его с легендарным спартанским законодателем Ликургом. Тауке правил в беспокойное время, когда с востока наступали джунгары и вытесняли казахов с их кочевий, что вело к борьбе за пастбища среди самих султанов. И в этих условиях распрей и непрекращающейся войны Тауке-хан не только ведет сложную дипломатию и прово­дит боевые операции, но и выступает с законодательными инициативами.

Собрав на Культобе биев трех жузов, а среди них Толе би, Казыбек би, Айтеке би, он разработал свод законов «Жеті Жарғы», в котором содержались нормы уголов­ного, административного и гражданского права. Вот что пишет о нем русский историк А.И. Левшин: «При имени Тауке сердце казаха наполняется благоговением и при­знательностью. Это Ликург... орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил их кро­вопролития, продолжавшиеся несколько лет, от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справед­ливостью повиноваться себе; он соединил слабые роды».

Казахские бии

Слайды 11—12. В создании свода законов «Жеті Жаргы» деятельное участие принимали Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

Три бия сыграли большую роль в объединении казах­ских жузов перед лицом джунгарской опасности. На все-казахском съезде, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы, принимали участие ханы, бии, пол­ководцы и батыры. На этом съезде три великих сына на­рода, три славных мудреца Толе би, Казыбек би, Айтеке би призвали народ к единению для разгрома врага. Они стали для казахов непреходящим символом единства.

Бий в переводе с казахского означает «судья, избран­ный народом». Шокан Уалиханов пишет: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность».

Будущие бии учились в восточных медресе в Хиве, Бу­харе, Самарканде... Из поколения в поколение они пере­давали правовые знания, основанные на законах адата, шариата и житейского нравственного опыта.

Их страстные речи овладели умами потомков, как из­речения из священных книг.

Предание сохранило речь Казыбек би, обращенную к джунгарскому правителю:

Мы - казахи, в степи пасем скот.

Никому не угрожаем, мы - мирный народ.

Чтоб счастье и удача не покинули нас,

Чтобы враг невзначай не ринулся на нас,

Мы держим копье наготове

И знаем цену доброго слова.

Мы - народ, верный в дружбе,

Мы гостеприимны и щедры,

А в грозный час, когда это нужно,

Ханские юрты обрушим мы!

Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет.

Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет.

Мы - вольные люди, дети степи,

Сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем.

Вы, калмыки, отчаянный народ,

Но в честном бою мы вам не уступим.

Если вы железо, мы расплавим вас.

Мы за мир, не за вражду, коль надо - схлестнемся в от­крытом бою.

И клинком, и мечом отстоим свою честь.

И храбрых джигитов в степях не счесть.

Ты - леопард-каблан, я - лев-арыстан.

Ты - скакун-тулпар, я - горный сокол-сункар.

И спуску вам не дадим.

С добром пришли - добром ответь!

Не хочешь мира - получишь войну!

Слайд 13. Рядом со зданием Верховного Суда Казах­стана установлен «Памятник правосудия», посвященный трем великим биям казахского народа, которые в самые суровые и жесткие годы смогли объединить три казах­ских жуза. Великие бии - это Толе би, Казыбек би, Ай-

теке би. Их величественная осанка, умные благородные лица служат напоминанием о том, что без единства невоз­можно существование нации, а без мудрости - ее развитие. Монумент символизирует преемственность вековых тради­ций - справедливость, народное единство. Бии призывают казахстанских судей к честности и справедливости.



Слайд 14. Памятник трем биям также поставлен пе­ред зданием областного суда в г.Кокшетау.
Казахские батыры

Слайды 15—16. Многим запомнились слова Айтеке би, отражающие его искреннюю любовь к Родине: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богатым, не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чу­жаком своего народа».

Древние кочевники с молоком матери впитывали незыблемую истину: можно лишиться богатства, иму­щества, но никогда - ни пяди своей земли! Защита От­ечества пришла к нам от далеких предков, и охрана ее - святая святых всех живущих на этой земле.

XVII-XVIII века - время тяжелой и длительной борь­бы казахов с джунгарами - называют «героической эпо­хой», или «эпохой батырства». Это было время, когда ка­захский народ пережил величайшую трагедию «Актабан шубырынды», потеряв более половины своего населения, но смог собраться с силами и одолеть жестокого врага. Это было время невиданного всплеска воинской доблести, когда появилась целая плеяда славных батыров!

Почетный титул батыра присваивался за личную хра­брость. И горе тому, кто проявлял трусость в поступках или помыслах своих. Позор покрывал весь его род и всю его семью. Герои уходили, но о них оставались песни.



Слайд 17. Бухар-жырау принадлежат следующие строки:

Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай,

Шапырашты Наурызбай,

Они казахам, как после стужи, -

Теплый весенний наурыз-ай...

Презентация «Легендарные батыры» (каждая груп­па учащихся готовила творческую папку о батырах, в ко­торую вошли стихотворения о батырах, легенды, их биография и рисунки учащихся). В течении 5 минут каждая группа представляет и защищает свою работу.

Рефлексия

Слайд 18. Объясните смысл эпиграфа: «Мечтая о достойном будущем, давайте помнить о достойном про­шлом» (Нурсултан Назарбаев).

Выслушав ответы учащихся, учитель продолжает:

При соприкосновении с далеким прошлым Степи испытываешь невольный восторг... Словно свет далекой звезды, через столетия доходят до нас образы наших вели­ких предков - ханов, биев, батыров. Сегодня мы сделали попытку понять, что двигало их поступками и действия­ми в решающее для страны и народа время. Приоткрыв завесу времени, мы осознали, что превыше самой жизни для наших героев были любовь к своей земле и служение Отечеству.

Велико их значение в истории страны. В том, что мы сохранились как народ, что дали имя суверенному госу­дарству, что водрузили знамя независимости, мы, ны­нешнее поколение казахов, всецело обязаны им. И мы низко склоняем головы перед их бессмертной благосло­венной памятью.

Слайды 19—23. Предлагаются задания:

- Узнайте историческую личность (хана, бия, батыра).

- Сопоставьте историческую личность и его действия.
Домашнее задание

§ 13, (материал о батырах) Задание по выбору

1. Напишите эссе «Славные ханы казахской земли».



2. Каких батыров - ваших земляков, участвовавших в борьбе против джунгарского нашествия, вы знаете? Найдите информацию о них в Интернете (местном музее, СМИ, библиотеке) и подготовьте небольшое сообщение.

  • Класс: 5 Тема: КАЗАХСКИЕ ХАНЫ И БИИ Цели урока
  • Форма урока
  • Мотивация познавательной деятельности
  • Осмысление Из истории казахских ханов Учитель кратко рассказывает о том, какие функции выполняли ханы. Слайд 4.
  • Слайд
  • Казахские бии Слайды 11—12.
  • Слайд 14.
  • Рефлексия Слайд 18.
  • Слайды 19—23.