Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Категория времени в сопроводительных биографиях немецкой иконографии xvii–xviii веков




Скачать 41.57 Kb.
Дата22.05.2017
Размер41.57 Kb.
Категория времени в сопроводительных биографиях немецкой иконографии XVII–XVIII веков

Круглов Денис Сергеевич

Аспирант Московского Государственного университета им. Ломоносова, Москва, Россия

Материалом настоящего исследования послужили 25 гравированных портретов из еще неопубликованной части собрания Ф.Ф. Вигеля, любезно предоставленные для работы Отделом редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. Ломоносова. С опубликованными частями коллекции можно ознакомиться в [Врубель, Зименко: 70, 71, 76] и [Зименко: 137].

Рассматриваемые портреты сопровождаются краткими биографиями. Текстологические школы предлагают большое количество разнообразных критериев выделения жанра. Однако ключевым аспектом в построении жанра является реализованная в нем концепция времени: «Хронотоп имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем ведущим началом в хронотопе является время» [Бахтин: 234].

Поэтому важнейшим этапом в характеристике жанра сопроводительной биографии будет именно анализ временной картины, реализующейся, наравне с изобразительными средствами, с помощью лексико-грамматических средств.



1. Способы представления времени в историко-биографическом жанре.

Время создания этой подгруппы гравюр отстоит в среднем на век от описанных в них событий. Изображенные персонажи уже стали историей для граверов и их современников. Кроме того, богатство описаний и наличие отсылок к событиям и персонажам, изображенным на других портретах собрания Ф.Ф. Вигеля, сближает эти биографии с исторической прозой.

В соответствии с этим, для языка сопроводительных биографических текстов на этих гравюрах характерно использование грамматических форм, описывающих прошедшее время: прежде всего, это претерит и перфект, в нескольких случаях употреблен презенс. Выбор времени в первую очередь зависит от синтаксических связей в предложении: в главном предложении используются преимущественно формы претерита, реже презенса, а в придаточном предложении почти всегда перфект.








Повествовательный или исторический презенс используется относительно редко. Особый интерес представляют два текста – биографии герцога Морица и герцога Померанского Филиппа.

В биографии Морица презенс используется наряду с претеритом. В каждом из случаев формы презенса маркируют начало войны, остро переживаемый момент в его короткой жизни: empöret «восстает», führet Krieg «ведет войну». Военная рутина, события в процессе войны и ее результаты, наоборот, описываются формами претерита, даже если эти события происходят в один год с описанными презентными формами: eroberte «захватил», erlangte «приобрел», zog «был в походе», wurde verwundt «был ранен», starb «умер».

В биографии герцога Филиппа используются исключительно формы презенса, подчеркивается презентность даже в выражении «рождается». Презенс служит здесь для большей выразительности, убедительности момента. Постоянство Филиппа и правдивость ситуации подчеркиваются также лексическими средствами: beständiger Liebhaber «постоянный, неизменный обожатель». Такая настойчивая отсылка к постоянству герцога Филиппа вместе с рядом «богобоязненность, правосудие, благостный мир» имеет, вероятно, своей задачей стереть из памяти последующих поколений его участие в Шмалькальденском союзе и неверность империи и Карлу V: Stirbt alß ein beſtändiger Liebhaber der Gottesforcht, der Gerechtigkeit, vnd deß lieben Friedens «умирает, будучи неизменно предан богобоязненности, справедливости и благому миру».

2. Способы представления времени в биографиях теологов.

К другой подгруппе биографического жанра относятся предельно краткие биографии известных теологов. В жанровом отношении они сближаются с современными curriculum vitae. Указывается должность вместе с датой вступления в нее, место работы либо какое-либо другое достижение изображенного лица. Глаголы почти полностью отсутствуют, только в единичных случаях в именных сказуемых использован глагол-связка.

Важным средством создания картины времени служат темпоральные обстоятельства, помогающие упорядочить последовательность событий на временной оси. В некоторых биографиях обстоятельства времени выстраиваются в цепочки из 3 – 5 членов, например, в биографии М. Фёрча: vormahls «прежде», nach der zeit «спустя время», lezlich «в конечном счете, в последнее время».

3. Вывод.

Жанр биографии в сопроводительных текстах гравюр распадается на две группы. К первой относится историческая биография, связанная по происхождению с биографическими мемуарами, жизнеописаниями и исторической прозой в целом.

Историческая биография описывает события прошлого. Для нее за редким исключением характерно использование форм претерита в главном предложении и перфекта в придаточном. В некоторых случаях используется нарративный презенс – маркированное время для описания памятного, интенсивного и неизменного во времени события. Для картины времени исторической биографии характерна, таким образом, ровная повествовательность с факультативной фиксацией интенсивных моментов грамматическими средствами.

Биографии известных теологов, наоборот, лишены повествовательности, в них почти полностью отсутствуют глаголы. Подобно досье или резюме, они перечисляют основные этапы карьеры, хронология которых в тексте биографий может маркироваться лексическими единицами. Основной принцип этих биографий в отношении времени – построение точных временных координат, нанесение на карту времени последовательности событий.



Автор выражает свою искреннюю благодарность Е.В. Зименко, И.Л. Великодной и Отделу редких книг и рукописей НБ МГУ за ценные замечания и за предоставленную возможность работать с уникальной коллекцией старинных гравюр.
Литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

Врубель И.Н., Зименко Е.В. Гравированные и литографированные портреты из коллекции Ф.Ф. Вигеля (Польша). М., 2008.

Зименко Е.В. Гравированные и литографированные портреты из собрания Ф.Ф. Вигеля (Швеция). М., 2010.

  • 1. Способы представления времени в историко-биографическом жанре.
  • Повествовательный или исторический презенс
  • 2. Способы представления времени в биографиях теологов.