Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Калуцкая И. Н., Поддьяков А. Н. Представления о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок // Культурно-историческая психология. 2007. № С. 78-89




страница1/3
Дата01.07.2017
Размер0.53 Mb.
  1   2   3


Калуцкая И.Н., Поддьяков А.Н. Представления о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 78-89.
И.Н.Калуцкая

аспирантка факультета психологии Государственного университета – Высшей школы экономики


А.Н.Поддьяков

доктор психологических наук, профессор факультета психологии Государственного университета – Высшей школы экономики, заместитель декана по научной работе

Резюме.

Обсуждается неоднозначность и противоречивость понятия "макиавеллизм" и его операционализации в конкретных психологических исследованиях. Выделены следующие аспекты рассмотрения: а) противоречия между характеристикой личности Никколо Макиавелли и современным содержанием понятия "макиавеллист"; б) расхождения в представлениях о макиавеллизме между психологами и обычными людьми, а также между самими психологами; и) гетерогенность, нагруженность разным, в том числе противоречивым психологическим содержанием пунктов наиболее распространенного инструмента изучения макиавеллизма – опросника "Мак-шкала-IV". Констатируется сложность и многогранность макиавеллизма как психологического феномена и связанная с этим сложность и многомерность человеческих представлений о нем. Предлагается возможная схема интеграции психологических теорий макиавеллизма.


Ключевые слова: Макиавелли, макиавеллизм, манипуляция
Под макиавеллизмом понимается склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях: скрывать свои подлинные намерения и с помощью ложных отвлекающих маневров добиваться поставленных целей, часто противоречащих интересам и целям субъекта, против которого направлена манипуляция. Основными психологическими составляющими макиавеллизма как личностного свойства являются: 1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и нужно манипулировать; 2) навыки и умения манипуляции, включающие способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков [3, 4, 5].

Предмет нашей статьи – неоднозначность и противоречивость: а) понятия "макиавеллизм" и б) его операционализации в конкретных психологических исследованиях.

Мы покажем эту неоднозначность и противоречивость в следующих аспектах.

Первый аспект – противоречия между характеристикой личности Никколо Макиавелли и современным содержанием понятия "макиавеллист".

Второй аспект – расхождения в представлениях о макиавеллизме между: а) психологами и обычными людьми; и б) самими психологами.

Третий аспект – гетерогенность, нагруженность разным, в том числе противоречивым психологическим содержанием пунктов наиболее распространенного инструмента изучения макиавеллизма – опросника "Мак-шкала-IV".


Макиавеллисты и Никколо Макиавелли
В.В.Знаков констатирует: во многих психологических исследованиях макиавеллисты характеризуются как умные, смелые, амбициозные, доминирующие, настойчивые, эгоистичные, эмоционально тупые и холодные, ригидные в коммуникативных взаимодействиях. Особенность макиавеллиста – антигуманистическая направленность на рассмотрение другого человека как объекта, а не субъекта [5].

При этом мы считаем необходимым подчеркнуть: знакомство с биографией Никколо Макиавелли (1469-1527) вызовет, скорее, искреннюю симпатию к нему у многих, хотя, разумеется, не у всех, российских читателей. В историю он вошел как великий мыслитель эпохи Возрождения: политический деятель, историк и писатель, развивавший антропоцентрическую концепцию мира, в которой центральное место занимает человек, а не Бог, Фортуна и т.д. [19]. Одна из главных целей жизни Н. Макиавелли – независимость родной Флоренции в период постоянных и часто успешных нападений на нее со стороны сопредельных стран, превращение ее в сильное государство. Он длительное время работал на высоких постах государственной, в том числе дипломатической службы, в течение определенного периода пытался создать народное ополчение. После поражения Флоренции, нанесенного Священной лигой, Макиавелли был посажен в тюрьму, подвергался пыткам, позже амнистирован и сослан, частично восстановлен в статусе, но прежнего официального положения так и не занял, зато в этот период написал работы, оцениваемые как гениальные.

Большинство комментаторов подчеркивает: один их главных трудов Макиавелли, опубликованный лишь посмертно, – трактат "Государь" (на основе контент-анализа которого через четыре столетия, в 20-м веке построили психологическую методику "Мак-шкала"), создавался в условиях кровавых захватнических и религиозных войн (вспомним сказанное до Макиавелли, но вполне макиавеллистское "убивайте всех, Господь на небесах отличит истинно верующих от еретиков"), а также при обстоятельствах личной судьбы, кратко очерченных выше, и может быть понят только в этом контексте [11, 13, 17, 19]. Для более полного раскрытия психологической стороны этой работы Макиавелли позволим такую параллель: великий мыслитель Виктор Франкл после пребывания в концлагере в середине 20-го века создал гениальное произведение "Человек в поисках смысла"; Никколо Макиавелли за 400 с лишним лет до этого после военного поражения, тюрьмы и пыток, не окончив работу над писавшимся до того сочинением, создал "Государя" [10]; и то, и другое – разное воплощение опыта осмысления предельных оснований человеческого бытия, построения отношения к миру и его обитателям.

На создание однозначно отрицательного образа Макиавелли повлиял ряд факторов. На этот образ первоначально работала тогдашняя католическая церковь, деятелей которых он беспощадно критиковал, считая их источником порока (современные оценки ее деятельности того периода тоже далеки от благостных). На критику со стороны церкви затем наслаивались значительно более поздние работы, например, "Диалог Макиавелли и Монтескье в аду, или Политика Макиавелли в XIX столетии" М. Жоли (1864) [1, с. 3], и даже заинтересованному читателю становилось все труднее понять, за что и против чего боролся Макиавелли и что он собой представлял как личность.



Р.И. Хлодовский подчеркивает, что вопреки получившему широкое распространение представлению о циническом аморализме Макиавелли он не был циником и осознавал как трагические противоречия между общечеловеческой моралью и реальной политикой, ведущей к успеху. "…так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить, что человек, забывающий, что делается, ради того, что должно делать, скорее готовит свою гибель, чем спасение. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра" [цит. по: 19, с. 131].

При этом Р.И. Хлодовский отмечает в "Государе" ряд экзистенциальных мировоззренческих противоречий. С одной стороны, в этом труде "реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, в том числе и от морали гуманистической", с другой – в нем есть специальная глава "О тех, кто добывает государство злодейством", где Макиавелли пишет: "нельзя называть доблестью убийство своих сограждан, измену друзьям, отсутствие верности, жалости, религии" [цит. по 19, с. 132]. В своих пьесах, где Макиавелли выступал уже не как дипломат, дающий рекомендации по защите государственных интересов руководителю государства, а как писатель, выражающий личное, пристрастное отношение к происходящему, он вкладывал макиавеллистские высказывания ("Цель - вот что надо иметь в виду при всех обстоятельствах", "Хорошо то, что приносит добро наибольшему числу людей и чем наибольшее число людей довольно") в уста явно отрицательных персонажей [там же, с. 136-37]).

Если в качестве успешного дипломата Макиавелли и применял макиавеллистские приемы (например, по отношению к персонам, представляющим враждебные государства), то по отношению к своей родине, а также к человеку, которому посвящен трактат – Лоренцо Медичи, в которого Макиавелли искренне верил как в будущего вождя флорентийского народа, Макиавелли не был макиавеллистичен – он давал другому советы, в действенность которых искренне верил сам и которые, как он считал, помогут Флоренции. Здесь не было того, что можно назвать макиавеллизмом второго порядка – когда советы по макиавеллистскому поведению даются со скрытой макиавеллистской целью.

Таким образом, не цинический аморализм, а патриотизм (Р.И. Хлодовский пишет даже "гуманистический патриотизм") с макиавеллизмом по отношению к врагам в качестве одного из средств – основная характеристика Макиавелли. В то же время этот гуманистический патриотизм не может считаться безупречно гуманистическим, поскольку предполагает, что индивид может быть принесен в жертву родине, и здесь человеческая личность утрачивает свою самоценность [19, с. 134].

Итак, Макиавелли давал рекомендации по ведению внешней и внутренней политики, ориентируя своего подопечного на то, что любые средства хороши ради достижения поставленной цели – подчеркнем: цели неэгоистической (освобождение народа), и часть этих советов (например, о необходимости в ряде случаев жестоких расправ над малым числом подданных ради спасения большего числа) ужасна.

Нравственные оценки этой ситуации всегда будут неоднозначны, и деятельность Макиавелли у кого-то из современных читателей вызовет неприятие, отторжение, возмущение, у кого-то – уважение и восхищение, у кого-то – сочувствие; эмоции тем более сильные, чем очевиднее кажутся ассоциации, вызываемые условиями, в которых жил Макиавелли, с тем, что мы имеем сейчас.

В любом случае, жизнь Макиавелли доказывает, что макиавеллистские стратегии могут использоваться не только для удовлетворения индивидуальных эгоистических интересов, но и для достижения значительно более сложных социальных целей – например, для альтруистической, жертвенной помощи одним субъектам путем макиавеллистской манипуляции другими с осознанным высоким (может быть, даже смертельным) риском для самого манипулятора. Это особый тип неэгоистических установок и поведения, который можно назвать "альтернативным альтруизмом", по ряду параметров противоположным традиционно понимаемому альтруизму общей гуманистической направленности [14].

Перенесемся из времен Макиавелли на 500 лет вперед, в наш 21-й век и подтвердим это положение новейшим примером из области, о которой во времена Макиавелли представления не имели.

В своем интервью журналу "Компьютерра" Яэль Шахар, сотрудница Контртеррористического института, ведущая в том числе антитеррористическую борьбу в Интернете, подчеркивает: «Интернет должен быть для "них" (террористов – А.П.) небезопасен, и надо дать "им" это почувствовать… Нам очень важно знать, чему они учат друг друга. В форумах, на сайтах мы видим оружие, которое они предпочитают… В таких случаях мы можем вмешаться в дискуссию (под видом одного из участников – А.П.) и сказать: нет это неэффективно, лучше попробуйте вот это. Это же открытый университет – что-то вроде википедии. Можно подсказать им идею глушителя, но такого, что размер слишком мал. И предложить испытать его со студентами, посмотреть как он работает. То же со взрывчаткой: легко придумать новые варианты состава, выложить на сайт открытого университета – и на следующий день посмотреть, у кого не хватает пальцев на руках» [8, с. 25-26].

Вышеприведенный прием троянского обучения1 террористов таким рецептам взрывчатых веществ, после реализации которых у них отрывает пальцы, конечно, является макиавеллистским. Но кто рискнет осудить его после того, как вполне добротно, отнюдь не "по-троянски" обученные террористы целенаправленно убивают тысячи обычных людей по всему миру, стремясь к как можно более тяжелым жертвам, в том числе среди детей? Вероятно, осудили бы сами террористы, которые в случае прочтения интервью еще раз убедились бы в отвратительном вероломстве тех, кто им противостоит.

Здесь, однако, имеется неразрешимая нравственная, экзистенциальная проблема, анализируемая, по крайней мере, со времен Ф.М. Достоевского. Какую цену можно заплатить, какие средства использовать для достижения благой цели? Одно из противоречий, связанное с этой проблемой, рассматриваемое в работах многих мыслителей и важное для предмета нашего обсуждения, таково. Зло, не стесняющее себя ни нравственными, ни какими либо иными ограничениями в выборе и создании средств, оказывается лучше вооруженным по сравнению с добром. Чтобы иметь возможность победить зло, добро должно расширить арсенал своих средств до сопоставимого уровня, а значит, перестать быть безупречным добром или даже добром вообще. Должно ли добро платить такую цену за свою победу, и победа ли это добра?

Однозначного ответа нет. Но в любом случае будет ли макиавеллизм как культурное орудие (стратегия, стратагема) использован ради блага других людей или же, наоборот, ради собственных эгоистических интересов, само это орудие не определяет (как и любое другое).


Согласованность и несогласованность психологических и обыденных представлений о макиавеллизме
Представления о макиавеллизме различаются в разных психологических подходах. Анализируя эту ситуацию, П. Хайли [21] характеризует подход Р. Кристи как моралистский, поскольку в нем постулируется нежелательность, аморальность макиавеллизма и, может быть, даже его патологический характер (в случае склонности человека макиавеллистски манипулировать ради удовольствия самой манипуляции). Д.С. Уилсон [22] предлагает более нейтральный подход. Он доказывает поведенческую гибкость макиавеллистов и их способность как к честной добросовестной кооперации, когда им это выгодно, так и к сколь угодно резкому переходу на стратегии принуждения и нанесения ущерба – опять-таки, когда это представляется им предпочтительным, что вполне согласуется с рекомендациями "Государя" Н. Макиавелли.

П. Хайли показывает, что оба подхода ограничены в одном существенном отношении: макиавеллизм в них рассматривается как состоящий из нескольких черт более низкого порядка, которые находятся в связях разной степени близости между собой и другими чертами. Это ведет к парадоксальным ситуациям: в разных исследованиях оказывается, что макиавеллизм, например, связан то с низкой, то высокой тревожностью; то с ригидностью, то с флексибильностью; то связан с умом ("макиавеллист – умный"), то не коррелирует с интеллектом [5, 21].

Сама П. Хайли рассматривает макиавеллизм к контексте теории управления ресурсами и эволюционного подхода. Она показывает, как у приматов в борьбе за ограниченные ресурсы различного рода формировались способности психологически манипулировать друг другом. Особи пытаются достичь тех или иных конкурентных преимуществ в социальном взаимодействии с другими, стремящимися к той же цели – эти ситуации создают объективную возможность для использования и изобретения стратегий разного типа, в том числе макиавеллистских. Отказываясь от одномерной шкалы макиавеллизма, П. Хайли доказывает возможность разных комбинаций поведенческих проявлений человека. На основе наблюдений реального поведения детей и взрослых, а также их опросов она вводит классификацию 5 групп субъектов, преодолевающую ограничения критикуемых ею подходов. Сюда входят:

а) бистратегические субъекты (собственно макиавеллисты), гибко и на высоком уровне использующие и просоциальные стратегии сотрудничества, и асоциальные стратегии принуждения и насилия – в зависимости от того, что они считают нужным в конкретной ситуации (bistrategic controllers);

б) субъекты, преимущественно использующие стратегии сотрудничества (prosocial controllers);

в) субъекты, преимущественно использующие стратегии принуждения и насилия (coersive controllers);

г) субъекты, умеренно использующие и стратегии сотрудничества, и принуждения и насилия (typical controllers);

д) субъекты, мало и неэффективно использующие те и другие стратегии (noncontrollers).

П. Хайли подчеркивает, что хотя какие-то из этих типов поведения могут быть неэффективны сами по себе, в группе субъектов они являются взаимодополняющими и повышающими ее эффективность.

Б.Г. Мещеряков и А.В. Некрасова провели сопоставление реальной эффективности распознавания лжи и правды (ЛИПы) у лиц с разной степенью макиавеллизма. С помощью оригинальной и изящной методики, в которой от испытуемых требуется распознать, говорит ли правду или лжет другой человек (участник телепрограммы "Блеф-клуб"), они показали положительную связь макиавеллизма личности, устанавливаемого посредством самооценки субъекта ("Мак-шкала-IV"), с объективной способностью к распознаванию ЛИПы. Авторы отмечают, что эта способность в реальном поведении приходит вместе с жизненным опытом, и макиавеллизм благоприятствует ее развитию [12].

Мы считаем, что наряду с эксплицитными, профессиональными психологическими теориями макиавеллизма необходимо изучать также имплицитные, "наивные" теории макиавеллизма, имеющиеся или формирующиеся у обычных людей в том или ином контексте, которые пока остаются в основном неизвестными. Каков, в соответствии с теми или иными социальными представлениями обычных людей, уровень интеллектуального и нравственного развития макиавеллиста и каковы его представления о других людях, их интеллекте и нравственности? Предполагается ли, например, что он считает других людей аморальными типами, простаками, которых легко обвести вокруг пальца? И т.д.

Для изучения этих представлений обычных людей мы провели эксперимент "Воображаемый макиавеллист", основанный на использовании опросника "Мак-шкала -IV", выявляющего степень макиавеллизма субъекта по его самооценочным высказываниям, но в модифицированном нами варианте.

В Мак-шкале имеются 20 оценочных высказываний о других людях, их интеллекте, нравственности, поведении и, соответственно, о правильном поведении с ними. Как считают разработчики Мак-шкалы, суммарная оценка согласия или несогласия человека с этими высказываниями характеризует уровень его макиавеллизм.

Другим словами, в Мак-шкале операционализированы представления определенной группы профессиональных психологов о макиавеллизме. Эта операционализация состоит в разработке линейной одномерной шкалы, на одном конце которой находится "идеальный макиавеллист", максимально воплощающий данное качество и набирающий максимальное количество баллов (140), на другом конце - его антипод – "идеальный антимакиавеллист", набирающий минимальное количество баллов (20), а между ними находятся промежуточные варианты.

Соответствует ли построенная шкала представлениям обычных людей о макиавеллизме? В нашем эксперименте мы предлагали человеку представить, как, с его точки зрения, ответил бы на вопросы Мак-шкалы макиавеллист, предварительно приведя одно из распространенных определений этого феномена.



Цель исследования: сравнение представлений обычных людей и профессиональных психологов о макиавеллистах, выявление согласованности и несогласованности между ними.

Инструкция: «Наше исследование направлено на изучение поведения макиавеллистов. Макиавеллизмом психологи называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях для достижения личных целей. Это понятие появилось в результате анализа трактата "Государь", созданного итальянским дипломатом Николо Макиавелли. Нас интересует, насколько макиавеллист согласился или не согласился бы с представленными ниже утверждениями, поэтому мы просим Вас работать с ними именно с точки зрения макиавеллиста, поставив себя на его место.

Пожалуйста, внимательно прочитайте все высказывания. Затем отметьте, с точки зрения макиавеллиста, степень согласия или несогласия с каждым утверждением.»

Далее следовали 20 высказываний Мак-шкалы-IV, примеры которых будут даны при анализе, а полный список представлен в [5].

Поскольку в эксперименте участвовали россияне и американцы, для россиян давались вышеприведенные формулировки русскоязычного варианта Мак-шкалы В. В. Знакова, а для американцев – оригинальные формулировки Мак-шкалы Р. Кристи и Ф. Гейс.

Опросник закрытый; в соответствии с инструкцией ответ "полностью согласен" участник кодирует числом 7, "согласен" – 6, "скорее согласен, чем не согласен" – 5, "затрудняюсь ответить" – 4, "скорее не согласен, чем согласен" - 3, "не согласен" – 2, "совершенно не согласен" – 1.

Обработка результатов

По замыслу авторов Мак-шкалы, половина ее высказываний (пункты №№ 1, 2, 5, 8, 12, 13, 15, 18, 19, 20 - например, "Открывать другим истинную причину своих действий, нужно только в том случае, если это полезно для тебя") отражает мнение макиавеллистов, а другая половина (пункты 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 14, 16, 17; например, "Честность - лучшая политика в любых ситуациях") – отражает, наоборот, мнение людей – немакиавеллистов. Соответственно, для получения оценки за макиавеллизм в пунктах этой второй группы сырые баллы инвертируются: в них производится обратный счет по формуле "8 минус сырая оценка". А именно, если испытуемый поставил оценку 1, то экспериментатор должен приписать ему за макиавеллизм оценку 7; если 2, то 6; если 3, то 5; если 4, то 4; если 5, то 3; если 6, то 2; если 7, то 1. "После этого по всем 20-ти пунктам подсчитывается суммарный показатель макиавеллизма. Иначе говоря, получается, что к сумме 10 оценок, поставленных испытуемым, добавляется сумма 10 инвертированных, преобразованных при обработке оценок. В итоге получается суммарный показатель ответов испытуемого по Мак-шкале, то есть оценка выраженности у него макиавеллизма личности" [5, с. 270].

В нашем исследовании, в отличие от других, использующих в качестве показателя лишь общую суммарную оценку по Мак-шкале, мы также анализировали:

а) среднюю суммарную оценку по прямой подшкале;

б) среднюю суммарную оценку по инвертированной подшкале;

в) среднюю сырую оценку для каждого из 20 высказываний;

б) процент ответов определенного типа для каждого высказывания.

В.В. Знаков дает рекомендацию считать анкету испытуемого бракованной и не учитывать ее, если этот испытуемый более четырех раз выбрал опцию "затрудняюсь ответить", поскольку это означает, что респондент не обладает необходимым уровнем способности к самоотчету в отношении своего макиавеллизма [5, с. 274-275]. Другие авторы не производят такой выбраковки. Мы также ее не делали по особой причине. Соглашаясь с аргументацией В.В. Знаковым о неинформативности опции "затрудняюсь ответить" при использовании традиционного, самооценочного варианта методики, мы считаем информативным выбор респондентом этой опции в методике изучения представлений о макиавеллисте. Часть респондентов может считать, что на некоторые вопросы Мак-шкалы макиавеллист действительно затруднился бы ответить (это часть их представлений о макиавеллисте). Кроме того, в любом случае (даже если затрудняется ответить сам респондент, а не воображаемый им макиавеллист), важно узнать, какие высказывания Мак-шкалы вызывают малый, а какие – большой процент неопределенных ответов, то есть в каких отношениях представления о макиавеллизме более определенны, а в каких - менее.



Участники: 111 россиян в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст - 18.7), из них 76 женщин и 35 мужчин; 54 американца от 19 до 28 лет (средний возраст - 21.7), из них 19 женщин и 35 мужчин.

Результаты

Результаты россиян и американцев оказались на удивление схожи (диаграмма 1, таблица 1; приведены сырые оценки для удобства соотнесения с категориями ответов "согласен", "не согласен" и т.д. без обратного пересчета в случае инвертированной подшкалы).

Поскольку цель нашего исследования - сравнение представлений, с одной стороны, профессиональных психологов, и с другой - обычных людей, мы в силу ограниченного объема статьи не будем здесь анализировать кросс-культурные, гендерные и возрастные различия в выборках обычных респондентов, а сосредоточимся на том, что отличает этих людей от профессиональных психологов.

Таблица 1. Распределение ответов россиян и американцев по высказываниям Мак-шкалы в эксперименте "Воображаемый макиавеллист" (в процентах)




Номера

ответов


Номера высказываний Мак-шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Российская выборка

1

0

1.8

25.2

15.3

0

45.9

35.1

1.8

45

19.8

28.8

1.8

3.6

13.5

.9

15.3

4.5

0

1.8

10.8

2

1.8

.9

38.7

29.7

.9

25.2

27.9

5.4

33.3

32.4

31.5

1.8

7.2

24.3

2.7

26.1

15.3

0

.9

2.7

3

1.8

2.7

19.8

27

5.4

18.9

18

6.3

11.7

33.3

23.4

4.5

18.9

27.9

2.7

21.6

22.5

5.4

2.7

12.6

4

0

5.4

8.1

19.8

9

5.4

9

9.9

6.3

10.8

9.9

11.7

17.1

27.9

9.9

10.8

7.2

4.5

22.5

27

5

12.6

25.2

5.4

6.3

30.6

.9

4.5

30.6

1.8

3.6

5.4

26.1

22.5

4.5

30.6

14.4

17.1

28.8

20.7

19.8

6

31.5

27

2.7

0

35.1

2.7

4.5

33.3

.9

0

.9

36

19.8

1.8

24.3

6.3

18

35.1

31.5

21.6

7

52.3

36.9

0

1.8

18.9

.9

.9

12.6

.9

0

0

18

10.8

0

28.8

5.4

15.3

26.1

19.8

5.4

1-3

(несогласие)



3.6

5.4

83.8

72.1

6.3

90.1

81.1

13.5

90.1

85.6

83.8

8.1

29.7

65.8

6.3

63.1

42.3

5.4

5.4

26.1

5-7

(согласие)



96.4

89.2

8.1

8.1

84.7

4.5

9.9

76.6

3.6

3.6

6.3

80.2

53.2

6.3

83.8

26.1

50.5

90.1

72.1

46.8

Американская выборка

1

0

3.7

48.1

24.1

3.7

50

55.6

5.6

31.5

35.2

44.4

3.7

3.7

14.8

1.9

16.7

35.2

0

0

14.8

2

0

3.7

22.2

31.5

1.9

27.8

24.1

5.6

37

33.3

31.5

5.6

5.6

20.4

0

20.4

18.5

5.6

3.7

11.1

3

3.7

3.7

11.1

18.5

5.6

7.4

7.4

5.6

13

13

9.3

3.7

1.9

22.2

1.9

16.7

11.1

3.7

5.6

5.6

4

1.9

1.9

7.4

13

13

1.9

0

14.8

1.9

5.6

3.7

3.7

13

18.5

1.9

11.1

13

7.4

35.2

31.5

5

9.3

29.6

1.9

5.6

22.2

7.4

5.6

33.3

5.6

3.7

3.7

14.8

31.5

11.1

13

16.7

3.7

11.1

14.8

20.4

6

29.6

25.9

7.4

7.4

25.9

0

0

16.7

9.3

9.3

5.6

31.5

24.1

11.1

38.9

11.1

14.8

38.9

20.4

9.3

7

55.6

31.5

1.9

0

27.8

5.6

7.4

18.5

1.9

0

1.9

37

20.4

1.9

42.6

7.4

3.7

33.3

20.4

7.4

1-3

(несогласие)



3.7

11.1

81.5

74.1

11.1

85.2

87

16.7

81.5

81.5

85.2

13

11.1

57.4

3.7

53.7

64.8

9.3

9.3

31.5

5-7

(согласие)



94.4

87

11.1

13

75.9

13

13

68.5

16.7

13

11.1

83.3

75.9

24.1

94.4

35.2

22.2

83.3

55.6

37

Результаты показывают, что участники достаточно хорошо поняли объяснение понятия "макиавеллизм", приведенное в инструкции, и предложение встать на точку зрения макиавеллиста: в среднем воображаемый макиавеллист набрал 106,7 балла в российской выборке и 107,9 в американской, то есть значительно (на 25-35 баллов) больше, чем обычно набирают респонденты в самооценочном варианте методики. Но 107-108 баллов – это на 30 с лишним баллов меньше, чем максимально возможные 140 (по 7 баллов за каждый из 20 вопросов). Подчеркнем: указанное снижение произошло отнюдь не только за счет выбора опции "затрудняюсь ответить" и избегания крайних ответов "полностью согласен" и "совершенно не согласен". Принципиально важно, что некоторые высказывания Мак-шкалы поляризуют респондентов: часть людей считает, что макиавеллист с этими высказываниями согласился бы, а часть – наоборот, что не согласился. Остановимся на этом подробнее.

С одной стороны, некоторые высказывания Мак-шкалы оцениваются абсолютным большинством обычных людей, вставших на точку зрения макиавеллиста, вполне однозначно – так же, как и ее разработчиками. Например, считают, что макиавеллист согласился бы с прямым высказыванием № 1 "Открывать другим истинную причину своих действий, нужно только в том случае, если это полезно для тебя", 96% членов российской выборки и 94% американской (средняя оценка - 6,3 в обеих выборках, то есть между "согласен" и "полностью согласен"). Считают, что макиавеллист не согласился бы с инвертированным высказыванием № 6 "Честность - лучшая политика в любых ситуациях", 90% российской и 85% американской выборки (средние оценки 2,0 и 2.1 соответственно, то есть "не согласен"). (В группу ответов "согласие" здесь для простоты объединены ответы "полностью согласен", "согласен", "скорее согласен, чем не согласен", а в группу "несогласие" – ответы "совершенно не согласен", "не согласен", "скорее не согласен, чем согласен".)

С другой стороны, относительно некоторых высказываний Мак-шкалы наблюдаются значительные расхождения мнений респондентов друг с другом и с разработчиками.

Так, 50% (!) россиян и 22% американцев считают, что макиавеллист согласился бы с инвертированным (антимакиавеллистским, по замыслу разработчиков) высказыванием № 17 "Ошибаются те, кто считает, что большинство людей являются простаками, которых легко обвести вокруг пальца". Иначе говоря, эти люди имеют в данном вопросе мнение, противоречащее мнению разработчиков. Считают, что макиавеллист не согласился бы с этим высказыванием, 42% россиян и 65% американцев.

Весьма сходная картина наблюдается с прямым высказыванием № 20 "Большинство людей легче забывают о смерти собственных родителей, чем о потере своей собственности". Вопреки мнению разработчиков, значительная часть респондентов - 26% россиян и 31.5% американцев - считают, что макиавеллист не согласился бы с ним.

Также поляризуют мнения респондентов следующие высказывания: "Большинство преступников отличается от остальных людей в основном тем, что преступники недостаточно умны, и поэтому они попадаются" (30% россиян и 11% американцев вопреки мнению разработчиков считают, что макиавеллист с этим не согласился бы); "Можно быть человеком хорошим во всех отношениях" (26% россиян и 35% американцев считают, что макиавеллист с этим согласился бы). Поляризует выборку американцев высказывание № 14 "Большинство людей – смелые" (24% респондентов вопреки мнению разработчиков считают, что макиавеллист с этим согласился бы), а для россиян на это высказывание приходится самая высокая доля ответов "затрудняюсь ответить" – 28%.

Разумеется, можно рассматривать расхождения представлений о макиавеллисте у респондентов друг с другом, а также с представлениями разработчиков Мак-шкалы как следствие ошибочности этих представлений у части респондентов – примерно так же, как несовпадение ответа в конце задачника по математике и ответа, найденного учеником, в абсолютном большинстве случаев (хотя и не всегда) свидетельствует об ошибке этого ученика и о правильности рассуждений того, у кого ответ совпал. Однако в отношении психологических качеств вряд ли возможны столь однозначные оценки. С нашей точки зрения, ответы респондентов отражают сложность и многогранность макиавеллизма как психологического феномена и связанную с этим сложность и многомерность человеческих представлений о нем.

Рассмотрим пример. Человек может считать, что смерть родителей для большинства людей – душевное потрясение, о котором невозможно забыть, и потеря собственности с ним несопоставима, то есть он не согласен с макиавеллистским высказыванием № 20. Но это не значит, что данный человек не макиавеллистичен. Он вполне может использовать это знание о чувствительности людей в отношении их близких для тех или иных манипуляций. Ведь именно это знание используется в некоторых видах психологического шантажа, мошенничества под видом оказания врачебных услуг, при похищениях и требованиях выкупа и т.п. Многие люди готовы расстаться с любой собственностью, лишь бы спасти жизнь близкого, и это используется в макиавеллистских стратегиях.

Критическое замечание того же рода относится к высказыванию "Ошибаются те, кто считает, что большинство людей являются простаками, которых легко обвести вокруг пальца". Установка на рассмотрение других людей как простаков фактически, в неявном виде может служить помехой для тонкой и искусной манипулятивной работы с людьми, которые простаками отнюдь не являются. Поэтому, вопреки мнению разработчиков Мак-шкалы, тонкий макиавеллист может считать опасным самообманом высказывание о большинстве людей как о простаках и рассматривать его как упрощающую и никак не скорректированную полуправду. Представляется разумным, что это оппонирующее мнение (может быть, не так подробно развернутое) и отражено в ранее упомянутых ответах 50% россиян и 22% американцев.

Тонкий же макиавеллизм, отраженный в высказываниях дипломатов (типа "Говорить на переговорах только правду, даже больше правды, чем ожидает противоположная сторона, но не всю правду") и рассчитанный не на простаков (им-то можно просто врать), в Мак-шкале в основном отсутствует, и отношение к нему, соответственно, не выявляется.

В целом, группу макиавеллистов нельзя считать внутренне однородной, она содержит различные психологические типы. Макиавеллистов объединяет только вышеуказанная склонность манипулировать другими людьми в межличностных отношениях, скрывать свои подлинные намерения и с помощью ложных отвлекающих маневров добиваться поставленных целей. Но разные макиавеллисты могут иметь существенно различающиеся имплицитные и эксплицитные теории чужой психики, интеллекта и нравственности, ложащиеся в основу манипуляции, а также разные уровни понимания других людей (сходным образом различаются и психологические теории профессиональных психологов, постулирующие, например, изначальное добро или же порочность человеческой натуры).

В силу всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что некоторые высказывания Мак-шкалы относительно универсальны с точки зрения установок макиавеллиста, а некоторые – нет; они отражают установки скорее грубого, примитивного макиавеллизма (возможно, чтобы лучше соответствовать представлениям об аморальности этого феномена) и не охватывают полноты картины.

В целом, можно констатировать как сходства, так и расхождения, противоречия в представлениях о макиавеллизме в среде профессиональных психологов и обычных людей.

  1   2   3

  • Ключевые слова
  • Макиавеллисты и Никколо Макиавелли
  • Согласованность и несогласованность психологических и обыденных представлений о макиавеллизме