Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Как возникла Земля. 5 класс




Скачать 75.02 Kb.
Дата17.06.2017
Размер75.02 Kb.
ТипУрок
Тема: Как возникла Земля. 5 класс.

Цель:

- Познакомить учащихся с различными гипотезами о возникновении Земли и Солнечной системы. Продолжить формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной и учебной литературой.

- Развивать наглядно-образное мышление, с элементами сопоставления и сравнения, с выделением причинно-следственных связей между фактами и событиями. Продолжить работу над коррекцией зрительного и слухового восприятия.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, прививать любовь к природе и земным ценностям.


Оборудование:

1. Проектор, компьютер, презентация Рower Point.

2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и П.Ю.Шведова;

3. На отдельных столах карточки для самостоятельной работы;

4. На рабочих столах учащихся: сообщения с отдельными фактами биографии ученых (Жорж Бюффон. Иммануил Кант, Пьер Лаплас, Отто Шмидт), сообщения о самых интересных небесных телах: Астероид Церера, Комета Галлея, Аризонский метеорит; рабочие тетради.

5. Глобус.
Оформление доски:

Тема урока: «Как возникла Земля»

Проблема, которую призван решить урок: «Как возникла Солнечная система»
Ход урока

I.Организационный момент.

Слайд №1 Название урока.
II.Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Слайд №2 Задание №1 Составьте предложения, из предлагаемых понятий.

Задание на умозаключение понятий.

Планета, девять, Солнечная система, Земля.


Слайд №3 Задание №2 Найти «лишнее» понятие.

Задание на сопоставление понятий.

А) Земля, Юпитер, Марс, Меркурий. (Юпитер – планета гигант).

Б) Комета, метеор, метеорит, астероид. (Комета – по строению)

В) Земля, Меркурий, Венера, Марс. (Земля – единственная планета, на которой есть жизнь).

Г) Пифагор, Аристотель, Астрономия, Николай Коперник. ( Астрономия – наука о звездах).


III. Обобщение ранее изученных понятий. Формирование общей картины.

Слайд №4

Развитее зрительного и слухового анализатора.



Рассказ учителя.

Возникновение Земли - проблема, волнующая людей на протяжении многих веков.

В древние времена Земля казалась человеку большой, таящей неведомые силы, вызывающие страх и веру в высшие существа. И где бы эти существа не жили, все мысли людей о происхождении Земли были связаны с водой, как первозданным источником божественной, живородящей мощи.

Каждый народ придумывал своих богов. И боги устраивали Землю согласно вкусам своего народа. Северная Америка- кит, мужчина, женщина и птица. Индия - черепаха, слоны и чашевидная Земля. Вавилон - Земля-гора, в виде выпуклого свода.

По мере того как у людей накапливался опыт, касающийся окружающего их мира, возникали новые и новые сомнения.

Знаменитое высказывание греческого математика, философа Пифагора: «Земля имеет форму шара» или первое кругосветное испанское путешествие, которое возглавил Фернан Магеллан, доказало, окончательно, что Земля имеет шарообразную форму. Все эти высказывания и открытия не оставляют сомнений, в том, что наша планета имеет единый Мировой океан.

Астрономы же в своих исследованиях звездного неба приходили к выводам о бесконечности

Вселенной. И, наконец, ученые начали выдвигать свои предположения, появлялись все новые идеи, требующие подтверждений.





  1. Изучение нового учебного материла.

Слайд №5. Гипотеза – научное предположение.
Задание на развитие мыслительной деятельности, коррекция зрительного восприятия.

Индивидуальное домашнее задание ученика по определению понятия гипотеза. Работа с дополнительной литературой. Толковый словарь.


1.Уяснение сущности термина «гипотеза» учениками под руководством учителя.

Задание на развитие мелкой моторики.


Гипотеза - научное предположение, требующее подтверждение, доказательств. (Учащиеся записывают определение в рабочие тетради).

Учитель: Ученый – человек, который своим упорством, мастерством, знаниями к астрономии пытается выдвинуть гипотезу. И таких ученых, было очень много, мы поговорим лишь о некоторых.


2.Сообщения, подготовленные учениками в форме индивидуальных заданий. Проверка домашней работы.

Коррекция и развития внимания.



Слайд №6. Ученые, объяснившие происхождение Солнечной системы.

Задание на развитие памяти.


Слайд № 7. Пьер Лаплас - французский астроном и механик

Слайд №8. Жорж Бюффон - французский естествоиспытатель

Слайд №9. Отто Шмидт - русский ученый, путешественник

Слайд №10. Иммануил Кант немецкий философ.

Учащиеся, выходят к доске с сообщениями об ученых. Задание на восприятие прочитанного текста.


Учитель: Сейчас вам предстоит трудная задача, все вы внимательно прослушали выступления одноклассников. (Проговаривание вслух – имена ученых).

Слайд №11 Задание на коррекцию и развитие зрительного восприятия.

Учащиеся должны определить, кто из ученых отсутствует на слайде. (Ж.Бюффон).


Слайды №12-13
Рассказ учителя с элементами беседы.

Гипотеза Жоржа Бюффона. По мнению ученого, Земля возникла в результате катастрофы; суть катастрофы - столкновение Солнца с кометой. Солнечная масса отделившееся от Солнца дала начало планетам.


V. Разминка: Слайд№14

Задание на формирование координации движения с элементами внимания и памяти.

Встали дружно, встали в ряд;

Там где планеты вокруг Солнца кружатся : (крутятся)

Меркурий, Венера. Земля, Марс (присели) - астероидный пояс опасен для землян;

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон – наш космический корабль вышел открытый космос (парят);

Солнце – звезда, ярко сияет (подняли руки вверх)

Теплом планеты согревает.

Планеты дружно водят хоровод,

И так из года в год. (ходят по кругу, взявшись за руки).


4. Самостоятельное чтение учебника.

Задание на развитие зрительного восприятия.



Слайд № 15

Гипотеза Лапласа несколько отличается от гипотезы Ж.Бюффона. Солнце и планеты возникли из раскаленного газового облака, частицы которого остывали, сжимались, уплотнялись и образовывали кольца, из которых возникли планеты.

Слайд №16

Учитель отмечает, что у гипотез Шмидта и Канта, есть общее, и просит учащихся слушать внимательно читаемый текст.



Слайд №17

Последняя гипотеза ученого Иммануила Канта (учащиеся самостоятельно пытаются рассказать появление Солнца и планет).

Иммануил Кант считал, что Солнечная система произошла из гигантского холодного облака, частицы которого находились в беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, слипались, эти сгущения росли и дали начало Солнцу и планетам.
VI. Закрепление полученных знаний на уроке.

Задание на сопоставление и обобщение.

1. Задание: На составленном слайде ученые и гипотезы, располагаются в разброс. Учащиеся находят ошибки и дают правильные ответы.

Слайды №18-19

Самостоятельная работа в группах. Дифференцированная форма работы.

2. Задание. Учащиеся образуют пары и подходят к свободным столам, где находятся карточки.

Учитель: Выберите и расположите варианты на карточках: гипотезу с ученым, выдвинувшим данное предположение, утверждение.
Вывод: Как же сейчас ученые представляют себе образования планет и Солнца?

Слайд №20
Личностно-ориентированное задание, на формирование логических форм мышления, анализ и синтез.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно выбрать на их взгляд верную современную гипотезу.



Современные ученые предполагают:

А) Солнечная система возникла из холодного пылевого облака;

Б) Солнечная система возникла из межзвездного вещества — пыли и газа;
Верный ответ : Б.
VI. Повторение и обобщение пройденного материала.

Учитель: Наша планета Земля настолько мала, что любое небесное тело, проникая в атмосферное пространство планеты, может нанести непоправимый урон.


Задание на коррекцию внимания и памяти.

Схема: Знакомые «незнакомцы».

Учитель: Какую угрозу представляет небесное космическое тело, приближаясь к поверхности

Земли?

В Северной Америке (Штат Аризона) возник кратер около 50 000 лет назад. Объясните его происхождение?



Аризонский кратер и метеориты (Слайд №21).
Ученики объясняют, что появление Аризонского кратера связано с падением метеорита.

Учитель: Земля-дом. Единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь.



Слайд 22.

Задание на развитие памяти.

Читает первый ученик.

Как глобус шар земной кружится.

Оставив в небе тонкий след.

Летят к нам быстрые частицы,

Иных миров, иных планет...
Читает второй ученик.

Тех, что за облачною дымкой,

Горят в космической дали.

Стремясь хоть малою пылинкой,

Коснуться жителей земли.

Л.Татьяничева


Учитель:

Земля – наш дом родной,

Космический и очень дорогой!


VII. Домашнее задание.
Развитие навыков самостоятельной работы.

Карточка №1

Нарисуйте и объясните гипотезу Джинса.
Карточка №2

Нарисуйте и объясните гипотезу Канта.



VIII. Подведение итогов урока. Оценки учащиеся выставляют на отдельных листочках.

Учитель зачитывает результаты и подводит итоги урока.

  • Оборудование: 1.
  • Оформление доски: Тема урока: «Как возникла Земля» Проблема, которую призван решить урок: «Как возникла Солнечная система»
  • I.Организационный момент. Слайд №1 Название урока. II.Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Слайд №2
  • Задание на умозаключение понятий.
  • III. Обобщение ранее изученных понятий. Формирование общей картины. Слайд №4
  • Изучение нового учебного материла. Слайд №5. Гипотеза – научное предположение.
  • 1.Уяснение сущности термина «гипотеза» учениками под руководством учителя.
  • 2.Сообщения, подготовленные учениками в форме индивидуальных заданий. Проверка домашней работы.
  • Слайд №9.
  • Учитель
  • Слайды №12-13 Рассказ учителя с элементами беседы.
  • 4. Самостоятельное чтение учебника.
  • Слайд №16
  • VI. Закрепление полученных знаний на уроке.
  • Современные ученые предполагают
  • VI. Повторение и обобщение пройденного материала.
  • Схема: Знакомые «незнакомцы».
  • Слайд 22. Задание на развитие памяти. Читает первый ученик.
  • Учитель: Земля – наш дом родной, Космический и очень дорогой! VII. Домашнее задание.
  • VIII. Подведение итогов урока. Оценки учащиеся выставляют на отдельных листочках. Учитель зачитывает результаты и подводит итоги урока.