Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Как происходит передача сообщения в искусстве?




Скачать 111.57 Kb.
Дата21.06.2017
Размер111.57 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Как происходит передача сообщения в искусстве?

Предмет – Искусство

Класс -8
Цели урока:

Образовательные:


  • формирование культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

Развивающие:

  • Развитие внимания, творческого мышления, памяти, речи обучающихся;

  • Развитие навыков самостоятельного поиска информации, анализа и синтеза полученной информации;

Воспитательные:

  • воспитание художественного вкуса, привитие любви к историческому прошлому своей страны, воспитание Человека – Патриота.

Тип урока: проблемный урок

Форма урока: проблемное изложение

Методы обучения: сочетание репродуктивного и частично-поискового методов;

Формы урока - поисковая беседа, сообщения учащихся.

Оформление класса: на доске надпись

«Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир,

а объясняет его, расширяет и продолжает».

К.Ф. Юон


Ход урока:

1.Орг. момент:

Приветствие, подготовка к уроку, сообщение темы урока. Слайд №1

2. Повторение пройденного материала:

Ученики разделены на две команды, каждая команда сидит за своим столом. Входит почтальон и каждой команде вручает письмо. Команды по очереди отвечают на вопросы:

Слайд №2

1.Что такое искусство?

Ответ детей:

Искусство— часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.
Слайд №3

2.Назовите разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, которые относят к искусству.

Ответ детей:

Живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино.
УЧИТЕЛЬ: Все разнообразие окружающего нас мира и отношение человека к нему, мысли и чувства, идеи и представления, верования людей — все это отражается человеком в произведениях искусства. И так было во все времена. Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания.
Слайд № 4

Продолжите предложения:

архитектура — ………………….. ( застывшая музыка),

любая линия в картине …………………… (музыкальна),

эпический роман ……………………… (подобен симфонии),

скульптура – ……………………….(поэзия в камне).

Учитель: И каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни.
3. Постановка проблемы.

Сегодня явления культуры рассматриваются как тексты. Попробуем разобраться, что это такое и какое отношение к этому имеет искусство?. Мы знаем, что тексты – это произведения литературы, но могут ли быть текстами картины или музыкальные произведения? Оказывается, да!

Слайд №5

Творцы разных эпох, создавая свои музыкальные , живописные , архитектурные, литературные прозведения передают нам свои определенные сообщения.

Как же происходит передача сообщения в искусстве?

4. Поиск способов решения проблемы.

А поможет нам в этом разобраться обыкновенное письмо. Вы на уроке получили письма с текстами заданных вопросов, и прочитав вопрос на него ответили.

Какие действия произошли?

Ответ учащихся: получили информацию, прочитали, ответили.

Учитель: Произошло взаимодействие между учителем и учениками через сообщение, которое написано на русском языке. Этот процесс, ребята, называется коммуникативность. Найдите, пожалуйста, в словарях полное определение этого слова.

Ответ детей: Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Слайд № 6

Учитель: Итак, ребята, мы с вами выяснили, что в письменном сообщении кодом является естественный язык (в нашем случае русский ), на котором общаются люди той или иной национальности, значит, что в сообщении, которое содержится в произведении искусства, таким кодом является что?

Ответ : язык искусства.

Учитель: Язык любого искусства помогает услышать в произведениях живой голос художника, многовековую мудрость народа.

Что обеспечивает выразительность, эмоцональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца?

Слайд № 7

Ответы учащихся: композиция, форма: фактура, ритм, тон, интенсивность – общее в языке искусств.

Слайд № 8

Ответы учащихся:

Каждый вид искусства говорит своим языком: живопись – цветом; графика – линией, пятном; скульптура – объемом; музыка – звуком, интонацией; танец – пластикой жестов и движений; литература – словом.

Учитель: Авторы с помощью специфичных средств выражения искусства передают зрителям различные чувства, доносят содержание своих произведений.

Давайте обратимся к известной картине И. Прянишникова «Жестокие романсы».

Слайд № 9

Перед нами комичная сценка: молодой человек (из приказчиков или лакеев), завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Девушка в замешательстве, она смущена, манерами и одеждой копируя «благородных господ», от волнения готова упасть в обморок. С картины словно звучит один из популярных русских жестоких романсов 19 века.

О чем нам еще рассказывает картина?

Ответы детей: об убранстве комнат, одежде, прическах, нравах и характерах людей того времени, и конечно же, о популярности русских романсов.

Сообщение учащегося:

РОМАНС – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепиано, гитары. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира и т.д. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, чем песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить.

Корни романса, как вокального жанра, уходят в музыкальный быт Испании XIII–XIV веков. Песни любовного плана исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.

Романсы писали такие мировые музыкальные классики, как Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист. Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву и в творчестве русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова. В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. Основателями жанра русского романса принято считать Н.С. Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.

Существует множество разновидностей бытового романса: “мещанский”, “сентиментальный”, “цыганский”, “старинный», “жестокий”. «Жестокий» и “сентиментальный” романсы — самые эмоциональные по своему исполнению.

Учитель: В современной фольклористике не существует единого определения жанра жестокого романса. Своеобразие данного жанра заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. Но есть у него и свои, особые черты, по которым жестокий романс можно вычленить из обширного пласта русских лирических песен или баллад. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.

Прослушайте один из известных жестоких романсов 19 века «У церкви стояла карета» в исполнении Жанны Бичевской.

Слайд №10

Сообщение учащейся: Народная артистка России Жанна Владимировна Бичевская родилась в Москве 17 июня 1944 года. До сих пор живет и работает в этом городе. Стиль, в котором работает Жанна Владимировна, она сама именует как "русский кантри-фолк". Репертуар этой певицы весьма разнообразен и насчитывает несколько сотен песен. Среди них произведения как духовного, так и общественного содержания, русских народных песен, песен советских бардов, а также песен на стихи поэтов "Серебряного века". Биография Жанны Владимировны начиналась так же как у многих представителей ее поколения. В детские и юношеские годы она закончила музыкальную школу по классу гитары. Далее, с 1966 года по 1971 год Жанна была студенткой государственного училища циркового и эстрадного искусства.

В 1971 году получила должность солистки ансамбля "Добры молодцы". С 1973 года она стала работать на постоянной основе в Москонцерте. Искания и близость народной культуре прошлого периода не прошли даром для молодой певицы. Ее быстро заметили и начали приглашать на концерты и гастроли. В 1973 году 29-летняя певица стала лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады.

В 1980 году в Познани, на Международном концерте артистов эстрады Бичевская была удостоена престижного звания "Мисс творческая индивидуальность", а через 9 лет, на Международном конкурсе в Сан-Ремо ей был присвоен титул "Золотая гитара" за выдающийся вклад в мировое исполнительское искусство.

К лучшим достижениям певицы относятся песни иеромонаха Романа и песни, написанные её мужем, поэтом и композитором Геннадием Пономарёвым («Имени Твоему, Господи», «Песни иеромонаха Романа», «Осень музыканта»).

Учитель: Музыкальным инструментом, который звучит в музыкальном сопровождении романса, является гитара, послушаем о ней:

Слайд №11

Ученица : Гитара - один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов. Она применяется и как сольный классический инструмент, и в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, например, таких, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и во многих формах поп-музыки. В XX в. была изобретена электрическая гитара, которая оказала определенное влияние на развитие массовой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом не раз можно встретиться и в живописи, и в поэзии, и в скульптуре.

Учитель : Ребята! Мы получили информацию о жизни и быте простого народа через картину Прянишникова «Жестокий романс», скажите, каким образом это произошло?

Ответ учащихся: Через творческое взаимодействие художника и зрителя.

Учитель: Правильно, ребята, произошла передача информации от художника к зрителю через интеллектуально-творческую взаимосвязь и называется это художественная коммуникация.

А сейчас, сформулируйте, пожалуйста, определение - что такое художественная коммуникация.

Ответ детей: Художественная коммуникация – это осуществление интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и зрителя.

Слайд № 12

Учитель: В чем же специфика художественной коммуникации?

Ответ детей: В том, что и картины, и музыкальные произведения создают как бы эффект нашего постоянного контакта , общения, с авторами, исполнителями, героями произведения.

Учитель : Ребята! Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и в том, что еще важнее для нас - оно является проводником духовной энергии, благотворно влияет на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать. У каждого художника собственное представление о мире, и он отображает действительность в соответствии со своими творческими принципами, обращаясь к зрителю для того, чтобы его научить чему-то, вызвать его сочувствие или сопереживание. Это достигается в случае, если автор достаточно искренен в своем выражаемом отношении к миру. И зритель отвечает ему ответным движением мысли. Все это еще раз доказывает, что связь автора художественного произведения и зрителя является диалогической, состоящей из кодирования и декодирования художественной информации.

Глубоко охватывает многие стороны проблематики композиционно-тематической картины художник Виктор Ефимович Попков.

Слайд №13 Сообщение учащегося:

Виктор Ефимович Попков родился в 1932 году в Москве. Русский живописец и график. Его родители переехали в столицу из деревни. Не успели, как следует обустроиться, как началась война, и отец пошел на фронт. Уходя, попросил жену: "Еже ли что, Стеша, помни мой наказ. Замуж не выходи, четверо у тебя их. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься. Выучи детей, если сможешь". Она выполнила мужа наказ. Замуж не вышла, детей на ноги поставила. Именно мать давала Виктору Попкову духовные силы, учила его сострадать, любить, видеть красоту и поэзию. В конце 50-х годов окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, учился у Е. Кибрика. Это было время, когда в искусство пришли художники, творчество которых было названо "суровым стилем". Виктору Попкову были близки их творческие устремления - лаконизм цветовых решений, некоторая "плоскостность" пространства, стремление к символике и обобщенности образов. Однако с самого начала он пытался адаптировать "суровый стиль", стремился к максимальному проявлению своей индивидуальности.

14 ноября 1974 года все было как в страшном сне. Возвращаясь, домой из мастерской, где он работал, Попков хотел поймать такси - не получилось. Тогда он подошел к стоящей неподалеку "Волге", чтобы попросить подвезти его к Киевскому вокзалу. Откуда он мог знать, что в машине сидят инкассаторы, которые, приняв его за грабителя, тут же схватятся за оружие и, отъезжая, выстрелят... На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова "Осенние дожди (Пушкин)". Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы".

Слайд №14

Учитель: Среди ярких примеров творчества художника — замечательное полотно «Шинель отца» (1972). Художник изобразил себя примеряющим отцовскую шинель и как бы устанавливающим внутреннюю связь с погибшим. Картина — нечто большее, чем личное воспоминание. Она содержит не только благодарную дань воспоминаниям, но и духовное родство поколений, преемственность героических традиций. Связь эта живая, трепетная, возвышенная, понятая современно. В образном обобщении Попков стремится к символике, воплощая ее в условности живописного построения. Воспоминаниями проходят бесплотные тени вдов, витающие на дальнем плане картины. Сама шинель — это символ всех скорбящих по ушедшим, это — наследие, вызывающее размышление о жизни. Цвет картины, угнетенно-зеленый, напоминает цвет солдатских шинелей. В контрасте с ним звучит скорбно-малиновый, сообщающий сцене трагический оттенок. Художник утверждает отзывчивость и милосердие, он уверен в торжестве справедливой народной памяти, так же, как убежден в постоянстве своей памяти об отце.

5. Решение проблемы.

Вопросы учащимся:

Как происходит передача сообщения в искусстве?

Ответ:

Художник создает произведение искусства, отражая в нем определенные события, зритель, зная язык искусства, его символы раскрывает их и получает информацию.



Нужно ли человеку знание языка искусства?

Ответ:


- Да, потому что, через знание языка искусства происходит передача сообщения в искусстве, от него зависит даже выживание человечества.

Может ли искусство служить всем народам?

Ответ:

- Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и народами, эпохами, странами, т.е., язык искусства служит коммуникации, интеллектуально-творческой взаимосвязи автора и зрителя.



Учитель: Важно ли для человека получать эти сообщения?

Ответ: Конечно, потому что, таким образом мы узнаем историю своего народа, его быт, нравы, привычки, человеческие взаимоотношения.

Учитель: Ребята! Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла высказывание К.Ф.Юона «Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир, а объясняет его, расширяет и продолжает».

( я умышленно озвучиваю его в конце урока, т.к. считаю, что оно наиболее ярко раскрывает нам искусство, как представителя реального мира человека и передающего сообщения будущему человечеству.)

Перед вами лежат книги «Ларец мудрых мыслей». Найдите известные фразы или высказывания великих людей, которые бы, по вашему мнению, продолжали эту мысль.

Ответы учащихся:

«Художники – глаза человечества». М. Волошин

«Жизнь коротка. Искусство бесконечно». О. Уайльд

«Искусство есть одно из средств единения людей» Л.Н. Толстой и др.

Итог урока.

Учитель:

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас, получив сообщения искусства.

Слайд №15

Домашнее задание:

Написать отзыв, «Моё восприятие произведений музыкального, изобразительного искусства и художественных образов, созданных в XIX, XX веках».

Стр. уч. 58-59


Выставление отметок.
Каталог: STORAGE 1 -> FILES -> article
article -> Дополнительного образования детей «первоуральская детская школа искусств» музыкальная гостиная
article -> Биография может служить примером настойчивости, упорства и веры в победу русского оружия
article -> «Фольклорные традиции в сказках Пушкина»
article -> Методическая разработка по русскому языку «Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»
article -> Магнитное поле. Линии магнитного поля
article -> Факультатив «Мои первые путешествия»
article -> «Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» Учитель: Никифорова Е. А
article -> А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
article -> Тема: «Афанасий Афанасьевич Фет. Личность, судьба и творчество. Цели: познакомиться с биографией и личностью Афанасий Афанасьевич Фета; познакомиться с основными темами и мотивами лирики поэта, с понятием «импрессионизм»
article -> Толмачева Раисия Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Оршанка 22 января 2013 г. Паспорт урока Класс 8б Дата проведения 22 января 2013 г. Дисциплина литература