Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Как повысить интерес




Скачать 114.71 Kb.
Дата03.07.2018
Размер114.71 Kb.
Е.В. УШАКОВА
КАК ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС УЧЕНИКА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Развитие творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность урока, а также создает условия для раскрытия личности учащегося.

В современной методической литературе можно обнаружить огромное разнообразие различных приемов, чтобы повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка. Такие приемы не только помогают развить творческие способности, коммуникативные навыки учащихся, но и разнообразить рутину на уроке, привлекая различные виды деятельности и тренируя различные навыки. Таким образом, для повышения интереса учащихся необходим как творческий, так и коммуникативный подход к обучению иностранным языкам.

Например, к диалогам можно подойти творчески. Один и тот же небольшой диалог можно разыграть и представить по-разному. Возьмем простейший пример:

Excuse me. Can you help me? I’m a complete stranger here.

Yes, a little.

Could you tell me how I get to Herber hotel?

Yes, certainly. You can take a bus. It won’t take you ten minutes to get there.

Thank you very much.

Not at all.

Этот короткий диалог можно представить в нескольких разных ситуациях:

- два человека очень торопятся.

- мальчик знакомится с девочкой.

- разговор двух деловых людей по телефону и др.

Особый интерес у учащихся вызывают различные аутентичные материалы: письма носителей языка, объявления, вывески, песни. Особенно это касается песенного материала. Слушая песни, учащиеся не только тренируют фонетические навыки, учатся воспринимать речь на слух, но и обогащают свой словарный запас, переводя тексты песен. К текстам песен можно предложить различные задания, как и к обычным текстам. Например, это может быть задание заполнить пропуски в тексте песни во время ее прослушивания (особенно для учащихся со средним уровнем владения языком); True or False sentences и др.

Раньше по методике преподавания все приоритеты отдавались грамматике, чтению и литературному переводу. Задания предлагались достаточно однообразные – чтение текста, перевод, запоминание новых слов, пересказ, упражнения по тексту. На современном этапе развития преподавания английского языка при выборе метода обучения необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором он будет использоваться, учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки. Коммуникативный подход является основным элементом обучения иностранному языку как средству общения. Ученик должен не просто заучивать слова и фразы, но и свободно использовать их в различных ситуациях общения. Общение на уроке иностранного языка способно в значительной мере повысить интерес учащихся. Но, как правило, имея большой словарный запас, ученик легко ориентируется в тексте, но не способен поддержать беседу. Для стимулирования общения на иностранном языке на уроке отлично подходит обсуждение интересных цитат и поговорок. Работая над поговоркой или цитатой, можно попросить учащихся составить ситуацию, иллюстрирующую данную поговорку. Возможны и другие интересные задания, требующие творческого подхода. Например, изменить известную поговорку:

Do not trouble trouble until trouble troubles you возможно изменить на Do not teach a teacher when a teacher teaches you.

East or west – home is best. East or west – Russia is best. Изменение поговорок происходит в зависимости от темы, которую проходят учащиеся.

При работе с цитатами или афоризмами каких-нибудь знаменитых писателей можно предложить задание закончить выражение. Затем можно устроить дискуссию на основе этого известного высказывания. Например, даются следующие незаконченные высказывания: Never marry for money but marry ….., When poverty comes in at the door, love …., The quarrel of lovers is…, Better to marry than…, афоризм Оскара Уайльда The proper basis for a marriage is…. Учащиеся угадывают вторую половину высказывания и обсуждают его: согласны они с ним или нет и почему.

Why - question jokes – тоже задание на догадку, в котором учащиеся должны ответить на шуточные вопросы, начинающиеся с why: Why did the boy’s mother give him three socks for his birthday?, Why did a wife shoot her husband with a bow and an arrow?, Why does my wife have a clean mind? и др. Учащиеся придумывают все возможные варианты ответов. Это задание помогает немного отвлечься от выполнения сложных упражнений и отдохнуть.

Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но в последнее время методисты задаются вопросом – нужно ли обучать правилам только в упражнениях? Не лучше ли учащимся интуитивно осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности? При обучении грамматике необходимо использовать коммуникативный метод как наиболее эффективный и способствующий интересной учебной деятельности. Для изучения грамматики также можно использовать различные грамматические приемы, чтобы избежать однообразных тренировочных упражнений, которые обычно предлагаются в учебниках. Вот несколько приемов, которые помогут заинтересовать и вызвать учеников на общение:

1. При изучении Past Simple учащимся предлагается ситуация «A food store was robbed yesterday at 9 pm». Двое учащихся, подозреваемых, отправляются за дверь и придумывают себе алиби, т.е. они должны описать свои действия во время преступления и доказать, что они провели время вместе и поэтому невиновны. Класс играет роль детективов и готовит вопросы для допроса.

2. Для тренировки Past Perfect: рассказать о ярком событии в жизни, используя фразу «I had neverbefore».

3. Игра «Don’t say yes or no». Учащимся запрещается произносить слова да или нет. Например, Do you like to read? – Only detective stories. Is it Friday today? – It was yesterday. и т.д.

4. Для тренировки Future Passive можно предложить ученикам игру «Избирательная компания», в которой учащиеся представляют себя в роли политиков и рассказывают о том, что они сделают в будущем.


  • A main road will be built

  • A new factory will be opened и т.д.

5. Упражнение для усвоения наречий always, often, hardly, usually, never, sometimes. Учащиеся отвечают на вопросы:

  • What do you do always?

  • What do you do sometimes?

  • What do you do often? и т.д.

Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Например, учащиеся получают задание принять участие в обсуждении различных проблем. Так, для формирования грамматических умений употребления модальных глаголов в речи учащимся предлагается следующая ситуация:

You have been offered a well-paid job by a rich employer, and badly need the money. But people have told you that his business is dishonest. Give your comments, ideas or questions to suggest possible, advisable or necessary courses of action. Таким образом, выражая свои предложения и советы, учащиеся должны использовать модальные глаголы (may, might, should, ought to).

Одной из важных задач обучения английскому языку является расширение словарного запаса учащихся. Учащимся, как правило, намного проще назвать предмет, чем описать его признаки. Это касается использования прилагательных в речи. Известно, что присутствие прилагательных делает речь более выразительной и красочной. Чтобы привлечь учащихся к активному использованию прилагательных в своей практике и помочь, таким образом, обогатить их словарный запас, можно применять следующие упражнения:

1. «Опиши соседскую кошку». Буквы английского алфавита записываются в столбик, и к каждой букве подбирается прилагательное. Выполнять это задание лучше со словарем. Такое упражнение не только вызовет интерес у учащихся, но и поможет им узнать много новых слов.



2. Игра «Mad libs», название которой происходит от латинского «ad libitum» – как угодно, по желанию, по выбору. Берется любой текст (А), из которого удалены некоторые слова. Чаще всего это прилагательные, но могут быть и другие части речи. Затем учащиеся, которые этот текст не видели, получают листок (В) и заполняют его произвольными словами нужной части речи в парах, группах или индивидуально. На следующем этапе учащиеся получают текст А и читают его, подставляя свои слова. Потом можно попросить ребят восстановить оригинальный текст, т.е. подобрать слова, действительно подходящие по смыслу.
А.

Beauty Advice.

If your skin is 1 (adjective) or 2 (adjective), you can cure this condition with the following care. Every morning, before washing your 3 (noun), massage it gently with a| an 4 (noun), that has been soaked overnight in a|an 5 (a container) full of warm 6 (a liquid). Then mix together some 7 (food) and some 8 (food) until the mixture becomes 9 (adjective). Put this onto your 10 (adjective) face for five minutes. Then remove, using a|an 11 (noun) and wash your face with 12 (adjective) water. Do not omit this 13 (adjective) step or your skin will become 14 (adjective). Do this 15 (adverb) every day and you will soon be as 16 (adjective) as 17 (name of a person in the room).
В.

1 Adjective ----------------------------------------------------------------------------------

2 Adjective-----------------------------------------------------------------------------------

3 Noun----------------------------------------------------------------------------------------

4 Noun----------------------------------------------------------------------------------------

5 A Container--------------------------------------------------------------------------------

6 A liquid-------------------------------------------------------------------------------------

7 A food--------------------------------------------------------------------------------------

8 A food--------------------------------------------------------------------------------------

9 Adjective-----------------------------------------------------------------------------------

10 Adjective---------------------------------------------------------------------------------

11 Noun--------------------------------------------------------------------------------------

12 Adjective---------------------------------------------------------------------------------

13 Adjective---------------------------------------------------------------------------------

14 Adjective---------------------------------------------------------------------------------

15 Adverb------------------------------------------------------------------------------------

16 Adjective---------------------------------------------------------------------------------

17 Name of a person in the room---------------------------------------------------------
3. «Придумай новые сравнения». Сначала учитель знакомит учащихся с уже известными устоявшимися сравнениями «as … as»: as busy as a bee, as hungry as a hunter, as proud as a peacock, as white as a sheet, as cool as a cucumber, as poor as a church mouse, as silent as a grave и другие. Учащимся раздаются карточки, на одних из которых – начало сравнения, а на других – окончание. Ученикам предлагается найти пары. Более подготовленных учащихся можно попросить закончить сравнения самостоятельно, а потом познакомить их с оригиналами. Далее учитель предлагает учащимся придумать новые сравнения как с прилагательными, встречающимися в сравнениях, так и с другими, например: beautiful, ugly, long, short, dirty, clean, rich, lazy и др.

Игры – прекрасный способ вызвать оживление на уроке. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. Существует огромное множество игр, их можно перечислять бесконечно. Вот некоторые из них.

Игра «Кто больше напишет слов?» имеет несколько вариантов. Например, учащимся предлагается написать все известные им слова на любую букву алфавита. Учащиеся по очереди перечисляют написанные ими слова, при этом не должно быть повторов слов. Победителем является тот, у кого будет больше написанных без ошибок слов.

Игра «У кого лучше память?» учит описывать внешность друг друга. Учитель вызывает двух учеников, просит их посмотреть друг на друга внимательно в течение нескольких секунд, затем они поворачиваются друг к другу спиной и описывают внешность друг друга по очереди. Победителем становится ученик, назвавший последнее предложение. Эту игру можно проводить по группам, когда команды по четыре – пять учащихся соревнуются в том, кто быстрее догадается по описанию, о ком идет речь.

Игра «Interview» направлена на тренировку беглости речи в ситуации вопрос – ответ. Учащиеся выбирают известную личность, обсуждают его (ее) биографические данные, его (ее) творчество перед игрой. Игра проходит в группах из трех-четырех человек, работающих вместе. Один из них играет роль известного человека, другие задают ему (ей) вопросы о жизни, творчестве, работе, семье и т.д. Затем один из учащихся пересказывает все, что он узнал об этой личности. Эту игру можно провести в форме пресс-конференции по определенной теме с участием «известных людей» с неограниченным количеством журналистов, представляющих различные печатные издания.

Различные головоломки также вызывают живой интерес у учащихся, но они требуют владения определенных навыков. Если это головоломка лексическая (например, поиск слов, спрятанных в таблице из букв, по теме Animals), для ее решения необходимо знать правильное написание слов, если грамматическая, нужно помнить грамматические правила образования времен или вопросов. Например, найти двадцать вопросов и дать на них ответы в таблице, указанной ниже:

wherisholdwherowhichisyourfavouritecityhwothuldemwhetcanytwouldyouliketogotothem oonsyouduifydoeahaveyougotanychildrenwitcthwhiydobilpsdoyouplayamusicalinstrument ghicslhowhoinwasdoemycouldyouspeakanyenglishwhenyouweretenwhayusetozdeoswhera

edobwhochoseyournamewherdidyeuseghaveyougotapetaskiwheraedwvdiwharecanyoucou nttoteninfivelanguageshpdopleaswasawhatwereyoudoingatmidnightlastnightibegetwasiflw hatkindofmusicdoyoulikewerdothowareyoufeelingrightnowhertowivuareyouanygoodatcoo kingdoesahxilwhichcountrywouldyoumostliketovisitdifrilpareyoureadingabookatthemome ntewhywhereacroapwhoisyourfavouritesingerbitudoyooudidwathhowmanycountrieshavey oubeentowhoiservizatwherewouldyouliketoberightnowofdoyudoyuolivatwhatisyourfavour itecolourhwomucthdoitothasyhaveyoueverbeentotheukenwharhowoftendoyouspeakenglishereinomucthdoitothasyhav

Головоломки хорошо подходят для закрепления пройденного материала.



Таким образом, как видно из всего выше сказанного, есть множество средств не оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, сделать урок интереснее, оживленнее и разнообразнее, помочь учащимся преодолеть психологический барьер в общении, избавиться от скуки и усталости на уроке. Многое зависит от учителя, его эмоциональности, собственной заинтересованности в развитии способностей учеников, в создании доброжелательной атмосферы и ситуации успеха для учащихся.

__________________

  1. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2005, № 2, с 37-41.

  2. Дорняк А.Л. Дорняк И.А. Обучающие игры на уроках английского языка / Иностранные языки в школе, 2005, № 8, с 46-70.

  3. Оганджанян Н.Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе / Первое сентября, English, 2006, №6, с 13-15.

  4. Поспелова М.Д. Учим прилагательные / Иностранные языки в школе, 2005, №3, с 84-89.

  5. Sue Kay & Vaughan Jones. Inside Out. Intermediate. Macmillan Publishers Limited, 2000.

  6. Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка./ Иностранные языки в школе, 2005, № 8, с 39.

Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes
nodes -> История отечественной литературы (XIX век. Ч. 3) Организационно-методическое сопровождение
nodes -> Учебные пособия по истории русской литературы первой трети ХIХ века Якушкин Н. И. Русская литература ХIХ века (первая половина). М., 2001
nodes -> Творчество Томаса Мура в контексте литературного развития в России 1820-1830-х гг. 10. 01. 01 русская литература
nodes -> Александр невский в русской дореволюционной историографии
nodes -> Трещёва Елена Геннадьевна, ассист. Шаповалова Татьяна Александровна, ассист регламент: доклад в секции: 10 мин. 24 апреля, 12. 00 XI корпус, аудитория 208 открытие конференции Пленарное заседание
nodes -> Характеристики – Б. Г. Лопатин-Барт
nodes -> Епанчин Ю. Л. Генерал н. Н. Раевский и декабристы
nodes -> Образование как биографически значимое пространство
nodes -> «добровольно вызвался служить отечеству»
nodes -> А аврус А. И. История российских университетов: Курс лекций. 2-е изд. Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2005. 172 с. Аврус А. И., Голуб Ю. Г