Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Как помогать подросткам в выборе профессии




Скачать 52.84 Kb.
Дата05.07.2017
Размер52.84 Kb.


КАК ПОМОГАТЬ ПОДРОСТКАМ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ1?

Беседа с родителями

Понятие «профессиональная ориентация» появилось в нашем обиходе приблизительно 30-40 лет назад. Уже тогда государство всерьёз задумывалось над тем, как помогать молодёжи найти свой единственный путь в жизни. Было важно, чтобы выбранная профессия не только была источником самореализации для профессионала, но и выполнялась работа с полной отдачей, с заинтересованностью в её результате. Появились кабинеты профориентации в школах, стали популярны экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий, создавались картотеки профессиограмм, открывались первые консультационные пункты. На производстве в кадровых службах приступили к работе первые психологи, которые выполняли задачу определения профессиональной пригодности на местах.

В то время подчёркивалось, что, в отличие от западных практик, мы, психологи, должны не человека подбирать под профессию, а помогать человеку выбрать профессию. Тогда же и зародился тот самый «рецептурный» подход, когда люди ожидали от консультанта готового диагноза, рецепта: вышел из кабинета психолога с «этикеткой» – инженер-химик, врач, учитель, тракторист, пекарь и т.п. Собственно, и проблем нет: иди и учись. Однако такой подход таит в себе разрушительную силу. Дело в том, что если человек не принимает собственного участия в выборе, принятии решения, то и ответственность за этот выбор он на себя не принимает. И тогда, в том случае, если у него не складывается учёба, профессиональная карьера, виноватым оказывается тот психолог, который «ошибся».

Многие молодые люди при выборе профессионального пути не готовы к принятию на себя ответственности за своё будущее, поэтому им нужен совет от родителей, от учителей, им нужна помощь. Но как оказывать такую помощь, если, советуя, вы опять же можете оказаться в ситуации, когда в будущем при первой неудаче юноша обвинит вас в ошибке. Верить в возможность подбора профессии для человека нас заставляет иллюзия, что существуют методы точной диагностики профессиональной направленности. На самом же деле определение жизненной траектории – деятельность очень сложная, с многомерными смыслами, и она должна обязательно выполняться самим человеком. Только тогда результат будет ценен и личностно принят как ориентир к действию, и лишь в этом случае этот ориентир станет потенциалом к профессиональному развитию личности.

Тем не менее, всё вышесказанное не исключает возможности помощи молодым людям, но помощь эта должна быть своевременной и грамотной: не выбор за подростка, а совместное с ним построение смыслового поля, поиск ориентиров, поддержка в принятии решений – то есть, как это принято называть в профессиональных кругах – сопровождение, или активизация процессов самоопределения.

Запрос на такую помощь возрастает. Так, например, анкетный опрос родителей учащихся МОУ «Сергиево-Посадская гимназия» показал, что для них достаточно значима помощь педагогов в самоопределении подростков, и эта значимость, с одной стороны, каждый год растёт, с другой стороны, переносится на более ранние этапы развития детей (с 10-го класса на 9-ый). В представленной диаграмме показано, какой процент родителей отметили задачу помощи в самоопределении как самую важную среди других задач педагогического коллектива (творческое и эстетическое развитие, формирование гражданской позиции и навыков эффективного взаимодействия).


Момент профессионального самоопределения достаточно четко обозначен социумом, молодые люди оказываются в ситуации вынужденного выбора, от которого нельзя уйти. В то же время выбор профессии является очень важной точкой в биографии человека, влияющей на все сферы его жизни. Цена ошибки может быть разной: ещё двадцать – тридцать лет назад было не принято получать второе образование, многие в результате неверного выбора работали не по специальности или старались реализоваться в других областях. Теперь же стало понятно, что в течение жизни можно получать разное образование, пробовать себя в разных областях, но, тем не менее, бесконечные пробы не могут привести к полной профессиональной самореализации. В этом случае не только человек окажется «не у дел», но и государство не получит полноценной «трудовой единицы».

Саму ситуацию выбора можно представить как задачу. Помогать решать задачи – деятельность для многих взрослых знакомая. В качестве альтернатив выбора профессии можно рассматривать сами профессии, но только в том виде, в котором они представлены в сознании учащихся и в их личном опыте. К сожалению, как показывает практика, наши дети имеют очень примитивные представления о профессиях. Относительно хорошо им известны профессии родителей, знакомых, детектива, фотомодели. Многие ученицы начальной школы хотят стать певицами, артистками и т.п. Специально читать о профессиях, искать о них информацию в Интернете не очень интересно. Вот тут и находится один из ключиков помощи.

Решаем задачу дальше. Для того, чтобы выбрать из многих альтернатив (профессий) одну или несколько, нужно их «измерить» относительно разных шкал. Этими шкалами-ориентирами могут быть знания о своих качествах, интересах и возможностях (например, измеряем профессию относительно собственного интереса), представления о будущем (смогу ли я неделями находиться вне дома?), оценку значимости и престижности профессии на современном рынке труда.

Чтобы помочь выстроить эти ориентиры, нужен психолог или педагог, владеющий специальными методами. Разобраться в собственных особенностях и интересах помогут тесты, активизировать представления о социальном мире и о себе самом в будущем, простроить образы своего личного «социального завтра» – специальные упражнения. Кроме того, нужно понимать, что выбор – это всегда отказ от чего-либо, определенный риск. Поэтому тревожность, неуверенность, зависимость от чужого мнения должны стать предметом психологической коррекции.

В образовательных учреждениях подросткам в профессиональном самоопределении помогают учителя, психологи и социальные педагоги. Они дают информацию о профессиях на уроках и классных часах, организуют экскурсии, помогают раскрыть потенциальные способности учеников через участие в разных видах деятельности, формируют нужные профессионально важные качества, такие как умение ставить цели и добиваться результата, доводить начатое до конца, выполнять любое дело, за которое ты взялся, качественно.

Но и для родителей есть много возможностей. Первая – помогать детям в расширении кругозора: рассказывать, возить на экскурсии, давать нужные книги, справочники. Сейчас рынок труда настолько изменился, что самым верным способом заинтересовать подростка будет собственный интерес к новым профессиям, к новым условиям труда. Быть вместе с подростком в этот трудный момент его жизни важно, ещё важнее – быть с ним в одном эмоциональном и смысловом пространстве. Это значит – не поучать и назидать, не заставлять и запугивать, а сопереживать, интересоваться, увлекаясь поиском новой информации, и вести его за собой.

Вторая возможность – помощь в поиске себя в этом мире и в построении представлений о будущем. Задавать вопросы о желаниях и интересах, о целях и ценностях, об ожиданиях (иногда вопросы задавать полезнее, чем рассказывать).



Третий аспект – передавать не только информацию, но и отношение к делу. Время задуматься: что для нас, взрослых, значит наша профессия? Способ заработка, возможность карьерного роста, что даёт блага жизни, или это «дело, которому ты служишь»? Нужно делиться с нашими взрослеющими детьми не только информацией и чувствами, но и смыслами, а это невозможно вне контакта с ними. Поэтому не позволяйте недоверию, страхам и тревоге ломать ваши отношения с подростком, строить их будет гораздо труднее.

Психолог МОУ «Сергиево-Посадская

гимназия имени И.Б. Ольбинского»

кандидат психологических наук

Ольга Филимонова

1 Филимонова О.Г. Как помогать подросткам в выборе профессии // Газета «Школьный психолог», №13, июль 2010г. – М: Изд-во «Первое сентября», 2010.



  • Ольга Филимонова