Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Как оживить урок, поддержать интерес к предмету? Эти вопросы волнуют не только меня, но, думаю, и многих моих коллег




Скачать 49.89 Kb.
Дата28.06.2017
Размер49.89 Kb.
Современная школа страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.

В условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Как оживить урок, поддержать интерес к предмету? Эти вопросы волнуют не только меня, но, думаю, и многих моих коллег.

Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Использование на уроке схем и таблиц помогает решить проблемы, разнообразит урок, делает его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.

Роль учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному, активизировать деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.


Возможности схемы-опоры:

- помогают увидеть своеобразие произведения в целом (как со стороны внешней, структурной, так и со стороны содержательной), если используются на первом занятии в системе уроков (дедуктивный метод);

- обобщить уже изученное о произведении – на заключительном уроке;

- организовать повторение или подготовку к экзаменам;

- схемы логического характера:

- устанавливают логические связи между явлениями действительности, компонентами текста и пр., помогая проникнуть в глубь содержательной стороны произведения;

- устанавливают логические связи между отдельными произведениями одного автора, помогая увидеть их связь, место в творчестве писателя и осуществить логический переход от изучения одного произведения к другому.
 К изучению комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» предлагаю опорную схему для рассуждения:

Урок №1– проект с использованием опорной схемы.

: А.С.Грибоедов. «Горе от ума».
Урок строится на основе опережающего дом. задания: (учитывая, что комедия прочитана предварительно)

1группа. Используя материал учебника «Литература.9 класс», выписать основные моменты биографии писателя.

2 группа. Сопоставить биографию автора и главного героя.

3 группа. Определить систему образов комедии



4 группа. Определить основные черты Молчалина.
На первом уроке каждому учащемуся раздаю опорную схему (матрицу) для заполнения в течение хода урока.


Биография (1794-1829)

Жанр: комедия



«Горе уму»

Система образов (говорящие фамилии)

Главные герои

второстепенные

вне сценические







прямая со стрелкой 10прямая со стрелкой 9прямая со стрелкой 6прямая со стрелкой 1


выгнутая влево стрелка 11 Грибоедов - Чацкий

выгнутая вправо стрелка 12Молчалин

Кто?


общие черты

основные черты





Биография (1794-1829)

Жанр: комедия

1794 – быт и нравы дворянской семьи;

1803Благородный пансион, иностранные языки, музыка, литература, история;

1806 – Москва, университет, словесное отделение, естественно-математическое, юридическое; увлечение передовыми идеями Радищева, Фонвизина;

1812 – служба в армии;

1817 – коллегия иностранных дел, замысел комедии;

1822 – дипломатическая служба в Персии;

1823 – комедия «Горе от ума»;

1825 – секретарь в штабе Ермолова, семья Чавчавадзе;

1826 – политическая ссылка в Персию;

1829 – «Смерть его постигла посреди смелого неравного боя»(А.С.Пушкин)

«Горе уму»

Система образов (говорящие фамилии)

Главные герои

второстепенные

вне сценические

Чацкий

Фамусов


Софья

Молчалин


Репетилов

Загорецкий

Скалозуб

Кн.Тугоуховские

Горичи

6 княжон


Хлестова

племянник Хлестовой

Максим Петрович

брат Скалозуба


прямая со стрелкой 2прямая со стрелкой 3прямая со стрелкой 4прямая со стрелкой 5Любовная линия: Чацкий Софья Молчалин Лиза буфетчик Петруша

выгнутая влево стрелка 7 Грибоедов - Чацкий

выгнутая вправо стрелка 8Молчалин

Современники, представители поколения «детей» эпохи

общие черты

основные черты

1. Сходство в биографии.

2. Сходство идей, убеждений, идеалов, нравственных качеств.

3. Вольнодумие.

4. Прогрессивность их дела.

5. Трагизм судьбы.


1. Стремление к карьере.

2. Умение подслужить.

3. Немнословность.

4. Лицемерие.

5. Речь:

- почтительная (Фамусову)

- льстивая (Хлестовой)

- скромная (Софье)

- вежливая (Чацкому)



- без стеснения (Лиза)


Опорная схема может использоваться не только на одном уроке, но и в течение всех часов изучения произведения.
Каталог: uploads -> doc
doc -> «Целый мир от красоты…»
doc -> Писатели о себе (автобиографические книги)
doc -> Абай, Пушкин и Байрон в нашей жизни
doc -> Ы. Алтынсариннің 175 жылдығына к 165-летию И. Алтынсарина Ибрай Алтынсарин
doc -> Путь Мухтара Ауэзова к Абаю
doc -> Праздники Новой Зеландии Панорама Окленда — города парусов
doc -> Справка по результатам Недели русского языка и литературы, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина
doc -> Устный журнал ко Дню Первого Президента рк для учащихся 6 класса
doc -> Кураторский час Сабақтың тақырыбы / Тема занятия/ Theme: «Моя страна. Мой президент» Куратор : Нуганова Гульжанар Асхатовна у-11
doc -> Сведения о кандидатах в депутаты земских и поселкового собраний Прохоровского района третьего созыва, зарегистрированных по мажоритарным избирательным округам

  • Грибоедов - Чацкий