Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Как колокол на башне вечевой




страница1/16
Дата27.01.2017
Размер1.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ВВЕДЕНИЕ
Главный источник художественной силы русской классической литературы - ее тесная связь с народом; в служении народу русская литература видела основной смысл своего существования. «Глаголом жечь сердца людей» призывал поэтов А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов писал, что могучие слова поэзии должны звучать
как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.
Борьбе за счастье народа, за его освобождение от рабства и нищеты отдал свою лиру Н.А. Некрасов. Творчество гениальных писателей – Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого, Достоевского и Чехова – при всем различии художественной формы и идейного содержания их произведений, объединено глубокой связью с жизнью народа, правдивым изображением действительности, искренним стремлением служить счастью родины. Великие русские писатели не признавали «искусства для искусства», они были глашатаями искусства общественно активного, искусства для народа. Раскрывая нравственное величие и духовное богатство трудового народа, они пробуждали у читателя сочувствие простым людям, веру в силу народа, его будущность.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Радищев, рисовавший самодержавный строй эпохи как «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Пушкин, считавший важнейшей заслугой то, что в «свой жестокий век восславил он свободу».

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Русская литература всегда старалась пробудить у читателя «чувства добрые», протестовала против любой несправедливости. Пушкин и Гоголь впервые подняли свой голос в защиту «маленького человека», скромного труженика; вслед за ними взяли под защиту «униженных и оскорбленных» Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко.

Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за человеческое достоинство. Эта мысль особенно ярко проявилась в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина и Чехова, осудивших всякое проявление покорности и угодливости.

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Правдиво освещая российскую действительность, русские писатели не теряли веру в светлое будущее своей родины. Они верили, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»
II. Русская литература конца XVIII – начала XIX веков

2.1 Основные черты литературных направлений

Литературное направление – это творчество писателей, имеющих общность взглядов на цели и задачи художественного искусства

Выделяются следующие литературные направления:


    • Классицизм;

    • Сентиментализм;

    • Романтизм;

    • Реализм.

Классицизм (образцовый, первоклассный).

В 18 веке образцовыми, достойными подражания считались произведения Древней Греции и Древнего Рима. Их изучение позволило писателям разработать правила для своих произведений:



  1. Познать жизнь и отразить ее в литературе можно только с помощью разума.

  2. Все жанры литературы должны строго делиться на «высокие» и «низкие». «Высокие» были наиболее популярны, к ним относились

  • Трагедии;

  • Оды;

  • Поэмы.

К «низким» относились:

  • Комедии;

  • Сатиры;

  • Басни.

В «высоких» жанрах прославлялись благородные поступки людей, которые ставили долг перед Отечеством выше личного благополучия. «Низкие» отличались большим демократизмом, писались более простым языком, сюжеты брались из жизни и недворянских слоев населения.

  1. Трагедии и комедии должны были строго соблюдать правила «трех единств»:

  • Единство времени (требовало, чтобы все события укладывались в срок, не превышающий одних суток);

  • Единство места (требовало, чтобы все события происходили в одном месте);

  • Единство действия (предписывало, чтобы сюжет не осложнялся лишними эпизодами)

Для своего времени классицизм имел положительное значение, так как писатели провозглашали важность исполнения человеком своих гражданских обязанностей.

(Русский классицизм связан прежде всего с именем гениального ученого и замечательного поэта Михаила Васильевича Ломоносова).



Сентиментализм (от французского слова «сентиментальный» - чувствительный).

В центре изображения писатели поставили повседневную жизнь простого человека, его личные душевные переживания, его чувства. Сентиментализм отверг строгие правила классицизма. При создании произведения писатель опирался на свои чувства и воображение. Основными жанрами становятся семейно-бытовой роман, чувствительная повесть, описание путешествий и т.д.

(Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)

Романтизм

Основные черты романтизма:



  1. Борьба против классицизма, борьба против правил, стесняющих свободу творчества.

  2. В произведениях романтиков ясно проявляется личность писателя, его переживания.

  3. Писатели проявляют интерес ко всему необыкновенному, яркому, загадочному. Основной принцип романтизма: изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах.

  4. Для романтиков характерен интерес к народному творчеству.

  5. Романтические произведения отличаются красочностью языка.

(Наиболее ярко в русской литературе романтизм проявился в творчестве В.А. Жуковского, поэтов-декабристов, в ранних произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова).

Реализм

«Реализмом, - говорил М. Горький, - именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни ». Главной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Типическими мы называем такие образы, в которых наиболее ярко, полно и правдиво воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы.

(В формировании русского реализма в начале 19 века большую роль сыграли И.А. Крылов и А.С. Грибоедов, Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы был А.С. Пушкин).


2.2.1 Державин Гавриил Романович (1743 — 1816)


«Мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II» (В.Г. Белинский).

Во второй половине 18 столетия происходит стремительный рост и усиление Российского государства. Этому способствовала эпоха победоносных походов героических русских войск, предводительствуемых Суворовым и его сподвижниками. Русский народ уверенно развивает свою национальную культуру, науку, просвещение.

Достигнутые успехи вступали в разительный конфликт с тяжелым положением крепостного крестьянства, составлявшего большинство населения России.

«Дворянская императрица» Екатерина II, имевшая в Западной Европе репутацию просвещенной и гуманной государыни, непомерно усилила крепостной гнет. Следствием этого были многочисленные крестьянские волнения, которые в 1773 –1775 гг переросли в грозную народную войну под предводительством Е. Пугачева.

Вопрос о судьбе народа стал жгучей проблемой, приковавшей к себе пристальное внимание лучших людей эпохи. В том числе и Г.Р. Державина.

Жизненный опыт Державина был богат и разнообразен. Он начал свою службу рядовым солдатом, а закончил ее министром. По своей служебной деятельности он соприкасался с жизнью разных слоев общества, от простого народа до придворных кругов. И этот богатый жизненный опыт широко отражен Державиным, человеком честным и прямым, в его творчестве.



Ода «Фелица» (прочитать)

Многое взял Державин от правил классицизма. Здесь классицизм проявляется в обрисовке образа Екатерины II, наделенной всяческими добродетелями; в стройности построения; в типичной для русской оды десятистрочной строфе и т.д.

Но, вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении разные жанры, Державин соединяет оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам её вельмож (Г.Потемкина, А. Орлова, П.Панина).

Отход от классицизма и в нарушении строгих правил в языке. Для оды полагался «высокий» стиль, а у Державина наряду с торжественным и величавым стилем есть совсем простые слова («Дурачества сквозь пальцы видишь. Лишь зла не терпишь одного»). А иногда даже встречаются строки «низкого штиля» («И сажей не марают рож»).



Ода «Властителям и судиям» (прочитать)

Державин был свидетелем Крестьянской войны под предводительством Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблением чиновников, грабивших народ.

«Сколько я мог приметить, - писал Державин, - это лихоимство производит в жителях наиболее ропота, потому что всякий, кто имеет с ними малейшее дело, грабит их».

Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость.

В своей оде поэт гневно порицает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом.
Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым дать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных от оков…

Но, по словам поэта, «Властители и судии»



Не внемлют! – видят и не знают!

Покрыты мздою очеса;

Злодейства землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.
Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы».

Стихотворение «Памятник» (прочитать)

«Памятник» - вольное переложение оды древнеримского поэта Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на назначение поэта и поэзии.

Главную свою заслугу он видит в том, что «дерзнул … истину царям с улыбкой говорить».

2.2.2 Жуковский Василий Андреевич (1783 -1852)

«Его стихов пленительная сладость Пробьет веков завистливую даль» (А.С. Пушкин).

Жуковский был одной из самых благородных и обаятельных личностей в русской литературе первой половины 19 века. Современники говорили о его нравственной красоте, о его исключительной честности, чистоте, кроткой натуре, считали его совестью отечественной словесности.

Особая грань личности Жуковского – его заступничество за преследуемых и гонимых людей. Пользуясь своим пребыванием при царском дворе в качестве учителя императрицы и воспитателя наследника престола, он неутомимо ходатайствовал за писателей, художников, свободолюбцев, подвергшихся царской опале. Жуковский не только способствовал формированию гения Пушкина, но и четырежды спасал его от гибели. После смерти великого поэта именно Жуковский способствовал (хотя и с вынужденными потерями) изданию недозволенных пушкинских сочинений.

Это Жуковский помог избавлению Баратынского от невыносимой солдатчины в Финляндии, добивался облегчения участи Лермонтова, содействовал выкупу на свободу не только Т.Г. Шевченко, но и гениального Щепкина. Это он смягчил судьбу Герцена, побудив Николая I перевести его из далекой Вятки в близкий от столицы Владимир (об этом поведал сам Герцен в романе «Былое и думы»); поэт хлопотал за Ивана Киреевского, лишившегося издаваемого им журнала, ходатайствовал за поэтов-декабристов Ф.Глинку, В. Кюхельбекера, А. Одоевского и др. Все это вызывало недовольство, открытое раздражение, даже гнев у членов императорской семьи и осложняло положение самого Жуковского.

Поэт протестовал против крепостного права, сам он в 1822 году освободил своих крестьян от крепостной зависимости.

Его отличали прямота, высокая гражданственность. В 1812 году он, человек сугубо штатский, ушел в народное ополчение и прославил ополченцев в своих произведениях.

Его настойчиво пытались сделать царедворцем, но он не пожелал стать придворным поэтом.

Жуковский исключительно высоко ценил дружбу и был предан ей необычайно.

Поэт был однолюбом и через всю жизнь пронес любовь к одной женщине. Женившись на закате жизни, он все свои силы отдал заботам о неизлечимо больной жене и воспитанию детей.

Последние годы жизни поэт провел за границей, где и умер. Похоронен он в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.

Поэзия Жуковского носит ярко выраженный романтический характер. В 1812 году поэт вступил в Московское ополчение, принял участие в Бородинском сражении и несколько позже написал стихотворение

«Певец во стане русских воинов».

Произведение включает в себя множество тостов, провозглашаемых певцом в честь прославленных русских полководцев прошлого и настоящего.

Громадная заслуга Жуковского перед русской поэзией состоит в разработке жанра баллады, получившего широкое распространение в литературе романтизма.

Баллада сюжетна, динамична, она любит обращаться к чудесному и ужасному. В романтических балладах содержание может быть историческим, героическим, фантастическим, бытовым, но каждый раз оно передается через легенду, поверие, предание.



«Людмила» - первая баллада, созданная Жуковским в 1808 году.

«Светлана» (1813 год) – самое радостное произведение Жуковского в балладном жанре.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • 2.1 Основные черты литературных направлений
  • 2.2.1 Державин Гавриил Романович (1743 — 1816)