Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Как живой с живыми говоря»




Скачать 56.82 Kb.
Дата21.02.2017
Размер56.82 Kb.
Открытый урок литературы в 9 классе

Тема: «Как живой с живыми говоря»

(Урок-рандеву, посвящённый лирике С. Есенина).
Цели: дать представление о жизни и творчестве С. А. Есенина;

определить основные темы его творчества;

помочь учащимся увидеть специфику поэзии Есенина;

показать своеобразие лирики поэта, её связь с устным народным творчеством;

развивать речь учащихся в ходе выступлений с сообщениями;

умение выразительно читать стихи наизусть;

воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: портреты С.Есенина, презентация урока, картины природы,

сборник стихов, учебник-хрестоматия.


Ход урока

1.Орг.момент (цели и задачи на слайде).

2.Слово учителя.

Свидание-это всегда волнующе. Это встреча с человеком. Сегодня у нас свидание с Сергеем Есениным, с его поэзией. Как она вам покажется, что унесёте вы с собой в своём сердце после общения с лирикой. А может, жизнь увидите и отношение к ней? Разговор с поэтом я начну первой.

-Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!

Мы пришли, стихи твои любя,

Здесь люди разных поколений-

Все, кто шёл приветствовать тебя!

Не уйти тебе в закат янтарный,

И твоим напевам не стихать.

Ты не раз признавался в своих стихах в любви к Родине:

«Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю.

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Ты, наверное, и не думал, что твои стихи будут петь.

(звучит песня в исполнении Н. Кадышевой «Отговорила роща золотая).

(показ слайдов с изображением осени)

-Когда Пушкин писал: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси Великой»,-тебя ещё не было. Но знай, это он не только себя имел в виду. Это про всех великих, кто придёт за ним, в том числе и про тебя. Слух о тебе, действительно, достиг околицы моего села. Поэзия взяла в плен моё сердце нежностью и грустью, болью и восторгом. Даже в имени «Сергей Есенин» слышится что-то радостное по- весеннему.Я записывала твои стихи, заучивала, напевала. Тогда мне было 16лет. И если бы спросили меня сейчас, кто из поэтов нравится, я бы, не задумываясь, ответила- Пушкин, Есенин.

(слайд «Две даты»)

-Две даты: 3 октября 1895г-28 декабря 1925год. Первая-дата рождения, вторая- смерти Есенина. З0 прожитых на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30-писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба-подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», -признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что Сергей Александрович дал- это очень много за такую короткую жизнь. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах, поэмы.

Перелистаем вместе страницы жизни и деятельности творца слова.

(учащийся рассказывает биографию С.Есенина)

(показ слайдов)

-Уч-ль:В 1925 году в автобиографии Сергей Есенин вспоминал: «Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах». Это нашло отражение в его поэтическом творчестве.

(уч-ся читает стих-е «Всё живое особой метой…»

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой…

И теперь вот, когда простыла

Этих дней кипятковая вязь,

Беспокойная, дерзкая сила

На поэмы мои пролилась.

Золотая словесная груда,

И над каждой строкой без конца

Отражается прежняя удаль

Забияки и сорванца.

-Уч-ль: Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Стихи начал писать с 9 лет, читать книги-с 5 лет. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. Как это было…

(Чтение учащимися)

_Учащийся. Раннее детство…Тогда впервые узнал маленький Серёжа, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как всё вокруг серебрит своим блеском луна. Толчки писать стихи давала бабушка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Не меньшую роль в пробуждении творческих способностей сыграла его мать. Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мама была лучшей песенницей на селе, играла на гармони. Подрастая, мы узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихов Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов»

. «Всю жизнь ,-говорит поэт,- болен воспоминанием детства.

И в радости, и в печали -всегда моё сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам. Тогда впервые заглянул я в синие глаза России, впервые услышал её задушевные песни. Основное в моём творчестве -чувство Родины.»

-Уч-ль: Сергей Есенин-патриот.В нём видится Россия. Это и широкое поле, и русская берёза. Каждая его строчка наполнена глубокой любовью к Родине. И в этом вы сейчас убедитесь.



(Учитель читает строки из стихотворений с показом слайдов о природе)

-Уч-ль: Это была школа любви к отчему краю, к людям, ко всему живому в мире. Есенин считал себя певцом русской деревни, певцом «берёзового ситца».Одни из лучших его стихов:

Есенин пришёл в литературу как глубоко лирический поэт.
Просмотр видеофильма «Есенин о себе»
Работа с учебником

(Чтение и анализ стихов в хрестоматии).

-Уч-ль: Продолжаем знакомство с лирикой поэта. Найдите в учебнике стихотворения:



  1. «Спит ковыль. Равнина дорогая(работа по листкам.Анализ.)

  2. «Не жалею, не зову, не плачу»(исполнение песни)

  3. «Я покинул родимый дом».

  4. «Низкий дом с голубыми ставнями»и др.

-Вопросы и задания в учебнике на стр. 371-372.

(Особенности есенинской лирики)-запись в тетрадь темы урока, эпиграфа: Есть национальные святыни.

К ним любовь щемящая не стынет.

Скажешь -Пушкин…

Выдохнешь -Есенин…

Н.И.Горбенко

-Поэты, критики не раз говорили о живой прелести есенинской лирики, её своеобразии и обаянии.



Основные черты:

а) В стихах Есенина преобладают цвета: голубой, синий, малиновый, золотой.С Родиной связана лучшая метафора поэта «Страна берёзового ситца и самый нежный образ в его стихах- образ прекрасной девушки-берёзки. Ей посвящены лучшие стихи.

б)Человек у Есенина является неотъемлемой частью природы.

в)Любимое средство художественного изображения -олицетворение.

г)Основа поэтики -народность. Сходство его стихов с народными песнями, их мелодичность. На музыку положено более 120 стихотворений поэта. Основное в его творчестве -чувство Родины.
-Уч-ль: Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечевал её:

«Спит черёмуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»…Выражение чувств через явление природы-одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.


(Определить тропы в строках лирики С.Есенина)

-Уч-ль Нет поэта без Родины. Для неё берёг он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой. М.Горький говорил: «Милосердие ко всему живому»-особенность лирики Есенина.

А как о творчестве поэта высказывались другие критики.


(Критики, литературоведы, поэты о творчестве Есенина)-

(читают учащиеся )

О жизни и деятельности Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирический роман о себе и своём времени предельно искренен и правдив.

Итог урока.


Наше свидание с Сергеем Есениным подходит к концу, но разговор о его творчестве продолжим на следующем уроке.Будем подробно говорить о теме его лирики:

1.Дом, семья.

2.Родина, Россия.

3.Русская природа.

4.Стихотворения о животных.

5. Любовь к матери.

6.Любовная лирика.

7.Тема русской деревни.

8.Тема революции.

Его поэзия будет жить вечно.


Широки под Рязанью просторы родные,

И Есенин выходит на старый причал.

Шепчет ветер ему: «Ты надолго ль, Серёга?»

-Надолго ли ?-он говорит «Навсегда».



Оценки

Домашнее заданиеС364-366 биография Есенина. Выразительное чтение стихотворений.

  • (Учитель читает строки из стихотворений с показом слайдов о природе)
  • Просмотр видеофильма «Есенин о себе» Работа с учебником (Чтение и анализ стихов в хрестоматии).
  • (Особенности есенинской лирики
  • Выдохнешь -Есенин… Н.И.Горбенко
  • (Определить тропы в строках лирики С.Есенина) -Уч-ль
  • (Критики, литературоведы, поэты о творчестве Есенина)