Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кафедра гуманитарных дисциплин




страница1/4
Дата07.07.2017
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫС­ШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Э.Г. АБИЕВА П.З. АБДУЛАЕВА ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (учебно-методическое пособие для студентов) МАХАЧКАЛА - 2009 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СР РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫС­ШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Э.Г. АБИЕВА П.З. АБДУЛАЕВА ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов МАХАЧКАЛА - 2009 УДК 002: 372.8 ББК 74.58 А-15 Э.Г.Абиева П.З.Абдулаева Рецензенты: Давыдова Л.Н., зав.кафедрой педагогики и психологии Астраханского государ­ственного университета, доктор педагогических наук, профессор. Филимонюк Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и пси­хологии высшей школы Ставропольского государственного универси­тета. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. (Учебно-методическое пособие для сту­дентов). Махачкала: ДГМА: ИПЦ, 2009. – 71 с. Материал учебно-методического пособия «История педагогической мысли» соот­ветствует содержанию ГОС ВПО по дисциплине «Педагогика». В пособии отражен один из важных вопросов образования – становление педаго­гической мысли. В нем в историческом плане обозначены и содержательно раскрыты ос­новные направления истории зарубежной и отечественной педагогической мысли. Более того, в пособии выделены корифеи педагогической мысли, подобраны изречения и мысли в ракурсе воспитания и образования. Пособие рассчитано для студентов и преподавателей медицинских вузов, коллед­жей и училищ, а также для всех, кто интересуется проблемами образования. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов № 17-2863 26.02.2009. Содержание Введение…………………………………………………………………5 Глава 1. Развитие педагогической мысли в Западных странах. 1. Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности……………………………………………………..7 1. 2. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе…………………………………………………………..8 1.3. Воспитание и образование в эпоху средневековья…………11 1.4. Школа и педагогические идеи в эпоху Возрождения………..14 1.5. Педагогическая мысль в Новое время………………………...16 1.6. Школа и педагогика в эпоху Просвещения……………………19 1.7. Образование и педагогическая наука в ХХ в…………………22 Контрольные вопросы………………………………………………….27 Темы для докладов и рефератов…………………………………….28 Глава 2. Развитие образования и воспитания в России. 2.1. Воспитание и образование в Киевской Руси и Русском государстве…………………………………………………………29 2.2. Образование и воспитание в России в XVII-XVIII вв…………30 2.3. Развитие образования и педагогической мысли в России в ХIХ в………………………………………………………………..34 2.4. Развитие образования и педагогической науки в советский пе­риод и в постсоветское время………………………………..42 Контрольные вопросы…………………………………………………..49 Темы для докладов и рефератов……………………………………..49 Глава 3. Классики педагогики западных стран……………………..51 Глава 4. Классики российской педагогики………………………….57 Литература…………………………………………………………………..66 Изречения и мысли о воспитании, образовании, школе…………….67 Введение Подготовка будущего врача возможна только в условиях гуманизации и гуманитаризации профессионального образования. Поэтому в медицинских вузах предусмотрено изучение ряда гуманитарных дисциплин, одно из важ­ных мест среди которых занимает педагогика. Педагогика – это особенная учебная дисциплина, которая в отличие от других научных отраслей имеет свой вечный, строго зафиксированный пред­мет – воспитание. Становление врача-педагога как специалиста, формирование его ми­ровоззрения и профессиональных качеств немыслимо без глубокого освоения богатейшего историко-педагогического наследия. Мы разделяем точку зре­ния многих ученых-педагогов, считающих, что сущность процесса или явле­ния лучше раскрывается в историческом развитии. Действительно, на общем фоне истории педагогики многие педагогические понятия становятся осо­бенно близки и понимаемы. Поэтому опыт и предшествующие педагогические теории помогут бо­лее обстоятельно уяснить теоретические и методические основы воспитания. Несмотря на существующий избыток учебников по педагогике, в них как правило, не глубоко освещаются вопросы истории педагогической мысли. Поэтому настоящее учебно-методическое пособие призвано воспол­нить дефицит материала по истории образования и педагогической мысли. На изучение темы «История педагогической мысли» в учебной про­грамме отводится 4 часа лекционных и 4 часа практических занятий. Данное учебно-методическое пособие освещает длительный путь, че­рез который прошел процесс воспитания и образования. История педагогиче­ской мысли за рубежом и в нашей стране изложена в отдельных главах. Кроме того, отдельными главами даны краткие биографические сведения об известных педагогах, как зарубежных, так и российских. Изречения и мысли выдающихся мыслителей, педагогов о воспитании, образовании и школе, также содержащиеся в учебно-методическом пособии, будут интересны сту­денческой аудитории, а структура учебно-методического пособия позволит лучше усвоить логику и главные идеи изучаемого материала. Глава 1. Развитие педагогической мысли в Западных странах 1.1. Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности Воспитание как особый вид человеческой деятельности зародилось около 40-35 тыс. лет назад, когда в первобытном обществе начался постепен­ный переход к коллективному труду. Однако специально организованное воспитание тогда отсутствовало. В этот период времени ещё не было парной семьи, люди жили в групповых браках. Родившиеся в них дети принадлежали всему роду и пользовались большой свободой и самостоятельностью. К ним не применяли наказания, однако учили выносливости и элементарным прие­мам труда. Дети прямо включались в доступную для них деятельность вместе со старшими. В ходе совместного труда со взрослыми они приобретали необ­ходимые умения и навыки. Около 8-5 тыс. до н.э. у первобытных людей происходит уже диффе­ренциация труда, что привело впоследствии к усложнению социальной структуры общества. Наряду с собирательством и охотой появляются новые формы деятельности – земледелие и животноводчество. На смену групповому браку приходит парный брак, появляется семья, и вместе с ней закладываются основы домашне–семейной формы воспита­ния. Главную роль в жизни ребенка в младенчестве играла мать, а в более старшем возрасте – особенно в материнско-родовых общинах – в его воспи­тании особую роль играл дядя по материнской линии. Такая форма воспита­ния носила название аванкулат. Переход в категорию взрослых происходил к 13 годам и сопровождался обрядами посвящения – инициациями. Осо­бенно сложными они были для мальчиков, когда во время испытаний прове­рялась их подготовка к жизни, а именно – умение переносить боль и лише­ния. Дальнейшее развитие производительных сил и расширение трудового опыта людей стали факторами усложнения воспитания. Теперь родовая об­щина поручала дело воспитания наиболее опытным людям. В процесс воспи­тания включались элементы военного искусства, например, верховая езда, владение копьем, луком и т.д. Таким образом, усложнение содержания воспитания, осуществление его особыми людьми является свидетельством того, что воспитание в родо­вом обществе выделяется в особую форму общественной деятельности. Вместе с разложением первобытного общества появились частная собственность, рабство и моногамная семья, к которой перешли функции воспитания детей. 1.2. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе В период развития рабовладельческого общества, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделялось в особую общественную функцию. Все это привело к тому, что стали возникать специ­альные воспитательные учреждения. Появились лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Данное обстоятельство имело ме­сто во многих странах, но более достоверные сведения о школах дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Интересные педагогические идеалы, ставшие образцом для после­дующих эпох, сложились в эпоху античности – в Древней Греции к IV в. до н.э. и в Риме к концу I в. до н.э. В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская, ставшие первоисточниками развития западной педагогической теории и практики. Обе системы определялись потребностями рабовладель­ческого общества: воспитание детей рабовладельцев имело целью подгото­вить граждан, умеющих не только держать рабов в страхе и повиновении, но и обладающих известными познаниями и качествами для управления госу­дарством и для защиты его от врагов. Разница в системах воспитания Древней Греции была обусловлена некоторыми особенностями политики, экономики и культуры в государстве. В Спарте в основном преобладало физическое воспитание, а в Афинах была система воспитания, осуществляющая идею гармоничного развития лично­сти, физического и эстетического воспитания, обучения новаторским навы­кам и в привитии политических убеждений. Спартанская система воспитания была направлена на то, чтобы дети выросли сильными, бесстрашными и послушными. Целью этой системы вос­питания было полное подчинение личности интересам социальной группы. Хотя детей обучали азам чтения, счета, грамоты, основной упор делали на физическое воспитание и закалку подростков. Они учились метанию диска, приемам рукопашного боя и т.д. Во многом благодаря системе воспитания Спарта не знала распрей, т.е. была на редкость сплоченной гражданской об­щиной. Однако чересчур суровая дисциплина привела к духовной и эконо­мической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами. Она не дала миру сколько-нибудь значимых философов, скульпторов, ху­дожников и т.д. Если спартанская система дала миру образец военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития личности, физического и эстетического воспитания, обучения новаторским навыкам и привития политических убеждений. Однако идеал афинского вос­питания распространялся лишь на класс рабовладельцев. В развитии педагогических идей Древней Греции большую роль сыг­рали философские школы, которые складывались в IV в. до н.э. Одной из та­ких школ является пифагорейская, родоначальником которой был Пифагор. Пифагорейцы чтили обучение и воспитание молодежи и предложили возрас­тную периодизацию развития человека. В основе этой периодизации стояла цифра семь, которая подразумевала то, что в первую седмицу меняются зубы, во вторую – происходит половая зрелость, в третью - борода. Известный древнегреческий философ Сократ (ок. 470-399 до н.э.) уделял много внимания вопросам воспитания и обучения. Он не оставил по­сле себя сочинений. Высказывания Сократа дошли до наших дней благодаря его ученикам. Он широко использовал диалог с учеником в целях нахожде­ния истины. Сократ пришел к выводу, что истинное знание можно вложить в сознание ученика не извне, оно само должно вырасти из глубин его личности и развиваться с помощью учителя. Ученик Сократа Платон (ок. 427 – около 347 до н.э.) был крупней­шим древнегреческим философом, основавшим философскую школу – Ака­демию, где наряду с диалектикой, этикой изучались риторика, астрономия, математические дисциплины. Главной задачей своей философской и педаго­гической деятельности Платон считал создание идеального государства и философа, который был бы способен вести государственную деятельность. В рамках идеального государства Платон видел воспитание детей под государ­ственным контролем. Образование и воспитание предлагалось аналогичное афинской системе. Крупнейший философ античности и ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) вопросы воспитания и образования рассматривал во всех своих сочинениях. Одной из его заслуг является то, что он несколько упоря­дочил возрастную периодизацию, данную пифагорейцами, выделив три этапа развития ребенка и юноши: 1) детство (до 7 лет); 2) отрочество (7-14 лет); 3) юность (14-21 год). В своих работах Аристотель дал обоснование содержанию образова­ния, обозначив четыре основных блока: 1) подготовительный (письмо, чте­ние, счет, гимнастика, музыка, рисование); 2) основной (науки о природе и обществе); 3) знания, которые необходимы для жизни в семье и обществе (этика, политика); 4) знания, являющиеся основой для практической и твор­ческой деятельности (риторика, поэтика). Огромное внимание Аристотель уделял эстетическому и нравствен­ному воспитанию. По его мнению, эстетическое воспитание не только разви­вает чувство прекрасного, но и влияет на формирование нравственных ка­честв. В Древнем Риме педагогические идеи нашли свое отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха. В них содержались ценные мысли о содер­жании образования, роли нравственного воспитания в формировании лично­сти. 1.3. Воспитание и образование в эпоху средневековья Началом европейского средневековья считается 476 г., когда распа­лась Римская империя. Она разделилась на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) части. На смену рабовладельческому обществу приходит новое общество с феодальными отношениями. Его оплотом становится монотеистическая ре­лигия – христианство. Католическая церковь становится духовным центром средневековья и официально отвергает античную образовательную систему, хотя и содержит в своей среде некоторое число богословов – сторонников Греко-римского образования. В средневековой религиозной философии особое место занимала схоластика, центральной проблемой которой является соотношение свет­ского знания и христианской веры. Схоластика способствовала повышению статуса образованного человека и подняла авторитет учителя. В эпоху Раннего Средневековья (V-X вв.), получившую название «темные века», церковь вела открытую борьбу против античной культуры, что выразилось, например, в запрете чтения книг античных авторов. Школы исчезли, повсеместно царили неграмотность и невежество. Грамотных людей не было не только среди крестьян, но и среди знатных людей. Однако обще­ство остро нуждалось в грамотных людях. Поэтому и церковь, и светская власть предпринимали попытки создания школ. В итоге в раннем Средневе­ковье в Европе сложилось несколько типов церковных школ – монастыр­ские, приходские, соборные. В монастырских школах (они были одними из первых) давалось эле­ментарное образование: начала грамоты, счета и пение псалмов. Указы Карла Великого способствовали распространению в Западной Европе приходских школ, представляющих собой низшую ступень образова­ния. Однако она давала возможность детям из бедных семей получить эле­ментарное образование. В приходских школах детей обучали основам гра­моты, церковному пению, латинской азбуке, молитвам. Целью таких школ было религиозно-нравственное воспитание и подготовка хористов для цер­ковного хора. Располагались эти школы в домах священников или при церк­вях. Крупные соборные школы, располагавшиеся при соборах, давали по­вышенное образование. Они возникли в ХI-XII вв., но их было немного. В соборных школах обучались дети из привилегированных сословий. Обучение включало два уровня: начальный и высший. Начальный уровень, включал в себя изучение грамматики, риторики, диалектики, а высший уровень предла­гал освоение арифметики, геометрии, астрономии, музыки. В целом обучение носило ярко выраженный религиозно-мистический характер. Открытие университетов стало знаменательным событием в разви­тии средневекового образования. Впервые они появились в Италии (Болон­ский в 1158 г.), в Англии (Оксфордский в 1167 г.); (Кембриджский в 1209 г.), во Франции (Сорбонна в 1215 г.) и т.д. Университеты состояли из факультетов, во главе которых стояли де­каны. Средневековые университеты, как правило, имели следующие четыре факультета: 1) артистический; 2) теологический; 3) медицинский; 4) юриди­ческий. Основными формами обучения были: лекции, диспуты, нередко пе­рераставшие в откровенные схватки между участниками. Для средневековых университетов были характерны следующие черты: 1) преподавание латыни как универсального языка обучения; 2) право на присуждение ученых степеней и званий; 3) внутренняя конфликтность университета из-за конфронтации между церковной и светской духовностью и т.д. В средневековье весьма популярной была форма обучения, получив­шая название ученичество. Сущность ученичества заключалась в том, что мастер за определенную плату брал к себе учеников, несколько лет обучал их своему мастерству. Далее, ученик, работая подмастерьем, зарабатывал деньги и открывал свое дело. Ученичество стало основой обучения и воспи­тания всех социальных групп средневековья, в том числе и рыцарства. В системе рыцарского воспитания, получившей распространение в странах Европы в ХI-XIII в., основное значение придавалось физическому воспитанию и военной подготовке, а роль умственного воспитания была све­дена к минимуму. Рыцарское воспитание получали только дети феодалов. До семи лет они воспитывались дома, затем направлялись в замок вышестоящего феодала или к королевскому двору в качестве пажа. До 14 лет подростки обучались грамоте, хорошим манерам, танцам, пению, игре на музыкальных инстру­ментах. С 14 лет им доверяли оружие, они участвовали в турнирах, а в 21 год посвящали в рыцари. В основе рыцарского воспитания лежали семь рыцар­ских добродетелей: 1) верховая езда; 2) плавание; 3) владение оружием (ме­чом, копьем); 4) фехтование; 5) охота; 6) игра в шахматы; 7) умение слагать и петь песни. Важнейшими рыцарскими доблестями были храбрость, благородство, великодушие, честь, мужество в сражениях, красноречие, поклонение даме. В ХII в. появляются педагогические сочинения по вопросам образо­вания и воспитания. Однако особый вклад в развитие педагогической мысли внесла эпоха Возрождения. 1.4. Школа и педагогические идеи в эпоху Возрождения Началом Возрождения считают 1453 г., вошедший в историю как за­хват турками Константинополя и бегство ученых в Италию. Здесь они стре­мились возродить античную культуру, которая была образцом для подража­ния для многих эпох. Родиной Возрождения является Италия, страна в которой античные идеалы получили наибольшее развитие. По своему характеру культура Ре­нессанса была гуманистической. В центре внимания гуманистов стояла про­блема человека. Они считали, что прогресс общества невозможен без целе­направленного воспитания и образования людей. Поэтому гуманистическим идеалом эпохи Возрождения становится образованный и просвещенный че­ловек, воспитанный на принципах высокой нравственности. Большое внима­ние уделялось также физическому воспитанию. Понимание единства телес­ного и духовного развития человека было одной из главных педагогических идей эпохи Возрождения. Одной из черт культуры этой эпохи является обращение к античному наследию, в том числе интерес к древним языкам. Изучение древнегрече­ского языка, являвшегося ключом к произведениям древних авторов, было положено в основу гуманистического образования. Кроме того, был высоко поднят престиж гуманитарных дисциплин, в круг которых были включены также история, риторика, моральная философия, поэзия, грамматика. Что ка­сается изучение таких дисциплин, как астрономия, геометрия, арифметика, то их роль была незначительной. Одним из достижений педагогической мысли эпохи Возрождения яв­ляется новое понимание процесса образования, а именно – как доброволь­ного, сознательного и радостного процесса. Если вспомним средневековую систему образования, то она больше ассоциируется с различными видами на­казания, бытовавших в это время. Другой важной идеей педагогики эпохи Возрождения является при­зыв гуманистов к связи обучения с жизнью. Основным критерием образова­ния была провозглашена его полезность для подготовки человека к жизни. Личности учителя отводилось особое внимание: он должен был быть не только высокообразованным, но и чутким по отношению к детям и хо­рошо разбираться в детской психологии. В позднем средневековье в педагогической системе нравственное воспитание занимало ведущее положение. Такие нравственные качества, как благочестие, уважение к старшим, стремление к славе и т.д. гуманисты пыта­лись реализовывать в созданных ими школах, одной из самых известных из которых была итальянская школа «Дом радости» Витторио да Фельтре (1378-1446), открывший эту школу. Он объявил следующие её принципы: 1) совме­стное обучение мальчиков и девочек; 2) получение среднего образования; 3) эстетическое воспитание. Томмазо Кампанелла (1568-1639) – итальянский гуманист эпохи Возрождения, написавший множество трактатов по философии, политике, медицине, экономике, занимает особе место в педагогической мысли этого времени. Автор «Города солнца» представил в идеальном городе – государ­стве систему воспитания детей, основанную на энциклопедизме образования, а также на связи обучения с жизнью и природой. Франсуа Рабле (1494-1553) – французский писатель – гуманист, давший в романе «Гаргантюе и Пантагрюэль» идеал гуманистического вос­питания, противоположный средневековому воспитанию. Он предложил про­грамму воспитания «свободного и благонравного человека». Согласно обра­зовательной системе Ф.Рабле, главное место отводилось изучению древних языков, открывающих путь к произведениям античных авторов. Томас Мор (1478-1535) – нглийский мыслитель эпохи Возрождения изложил свои взгляды на воспитание и образование в сочинении «Утопия»: преподавание на родном языке, связь образования с трудовым обучением, необходимость пожизненного образования и самообразования. Это были прогрессивные для того времени идеи. Кроме того, Т.Мор придавал особое значение нравственному воспитанию молодежи, в котором важное место за­нимали такие качества как коллективизм, патриотизм, умеренность, само­дисциплина. Передовые идеи эпохи Возрождения оказали большое влияние на развитие педагогики и школы в последующие эпохи. 1.5. Педагогическая мысль в Новое время Особое место в развитии педагогической мысли занимает Новое время (XVII-XIX вв.). В ХVI-XVII вв. в недрах феодального общества зарож­даются новые капиталистические общественные отношения, которые при­вели к новым подходам к воспитанию и образованию. В конце ХVI в. появились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. В этом немалую роль сыграл чешский мыслитель – гуманист, педагог и писатель Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал, что цель воспитания заключается в подготовке человека к вечной жизни, путь к которой лежит в познании внешнего мира и умении владеть самим со­бой. Ян Коменский выделял следующие три составные части воспитания: 1) научное образование (умственное воспитание); 2) нравственное воспита­ние (умение управлять собой); 3) религиозное воспитание (стремление к Богу). Он имел значительный педагогический опыт, исходя из которого вы­делил шесть типов способностей у детей и, следовательно, методы работы учителя с представителями каждого типа: 1) дети с острым умом, стремящиеся к знаниям (им учитель не дол­жен позволять торопиться); 2) дети, обладающие умом, но медлительные (учитель должен посто­янно их «пришпоривать»); 3) дети, стремящиеся к знаниям, но упрямые и своевольные (из них могут получиться выдающиеся личности, если правильно воспитать); 4) дети, послушные и любознательные, но инертные (роль учителя за­ключается в доброжелательном отношении к ним и поддержке); 5) дети тупые, равнодушные и вялые (учитель должен проявлять большое терпение к ним); 6) дети тупые и вялые, с извращенной и злобной натурой (они небез­надежны, если учитель сможет преодолеть их упрямство). Ян Коменский призывал обучать и воспитывать детей всех типов, не­зависимо от их способностей. Он предложил также возрастную периодиза­цию образования детей и выделил четыре периода по 6 лет. До 6 лет дети должны были воспитываться в семье. Коменский призывал обучать детей к труду с раннего возраста. В сочинении «Материнская школа» он изложил свои рекомендации по дошкольному воспитанию. Ян Коменский выделил следующие ступени обучения детей: с 0 до 6 лет – первая ступень; с 6 до 12 лет – вторая ступень обучения детей, которую ученый обо­значил как элементарную школу. В основе обучения должен был быть поло­жен родной язык. На третьей ступени обучения (с 12 до 18 лет) дети занимались в гим­назии или латинской школе, где наряду с семью свободными искусствами вводилось изучение таких дисциплин, как физика, история, география. С 18 до 24 лет занимала четвертая ступень обучения, которая прохо­дила в академии, состоящей из 3 факультетов: богословского, медицинского и юридического. Теоретическое обоснование классно-урочной системы также является заслугой Коменского. Он предложил производить прием в школу один раз в году, разделить учебный год на четверти с каникулами между ними. Про­должительность учебного дня, по Коменскому, должна была составлять 4 часа в начальной школе и 6 часов в средней. Основной формой обучения он считал урок, который должен был проводиться строго по расписанию. Ян Коменский – автор многих фундаментальных сочинений в области образования и воспитания: учебников, педагогических трактатов, энциклопе­дий, философско-педагогических трудов. В работе «Великая дидактика» (1632 г.) Коменский теоретически обосновал и подробно раскрыл принципы обучения. Он считал, что хороший учебник должен быть кратким, доступ­ным и без лишних деталей. Учение Коменского оказало большое влияние на развитие мировой педагогики. Не случайно его называют отцом современной педагогики. Значительное влияние на развитие идей воспитания и образования внес английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704), который в своем основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую теорию познания и дал обоснование опытного происхождения человеческого знания. Из его теории вытекает идея о ре­шающей роли воспитания в формировании личности человека. Согласно учению Локка, человеческая душа представляет собой белую бумагу, кото­рую необходимо заполнить воспитанием. В двух трактатах «Некоторые мысли о воспитании» (1693) и «О поль­зовании разумом» (1706) Локк изложил свою педагогическую систему, ори­ентированную на воспитание «делового человека» буржуазного общества. Программа такого воспитания включала в себя несколько аспектов: физиче­ское воспитание (укрепление здоровья ребенка с помощью закалки, культуры питания, занятий спортом и т.д.), воспитание души – нравственное воспита­ние (выработка устойчивых положительных привычек и т.д.) и образование (умственное и трудовое воспитание). В своей педагогической системе Локк ставил умственное воспитание после физического, тем самым заявлял, что физически здоровый человек предпочтительнее ученого. В свою очередь он придавал важное значение се­мейному воспитанию, считая, что оно исключает возможность дурного влия­ния среды и позволяет сформировать людей для идеального общества.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Биография Фёдора Конюхова это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны
2017 -> Дагестанская медицинская академия
2017 -> Кабардино-балкарский государственный
2017 -> Новая дипломатия
2017 -> Рабочая программа дисциплины «Литература» для 5 – 9 классов
2017 -> Материальные и социокультурные интенции евразийской интеграции: о чем говорит историческая память
  1   2   3   4

  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  • МАХАЧКАЛА - 2009
  • Содержание