Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кафедра дизайна и технологий




страница1/3
Дата21.07.2017
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, МОДЫ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ


ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА МОДУЛЬ 1

Рабочая программа учебной дисциплины


по направлению подготовки 43.03.01 Сервис

Профилю: Социокультурный сервис, Сервис в индустрии моды и красоты, Сервис по областям

Владивосток 2016

ББК 88. **

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология создания имиджа модуль 1» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 Сервис и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367)

Составитель:

Метляева Т.В., доцент кафедры Дизайна и технологий


Утверждена на заседании кафедры от 17.06.16 года, протокол № 12


Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ __________________

подпись фамилия, инициалы

«____»_______________20__г.

Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________ _________________

подпись фамилия, инициалы

«____»_______________20__г.


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, на этапе формирования общества глобального сер­виса, все большее развитие получает сфера социокультурного сер­виса – система создания, предоставления и потребления социо­культурных услуг (услуги культуры, образования, здравоохране­ния, физкультуры и спорта, туризма и др.). Специалист социокультурного сервиса формирует сервисное пространство, в котором человек воспринимается как высочайшая ценность, в котором дейст­вующие законы становятся нормой его защиты. Международный опыт свидетельствует о том, что социаль­но-культурное развитие возможно при возрастании человече­ского капитала, который создает модель государства высокого качества жизни населения. Суть такого госу­дарства – в создании базовых условий жизнедеятельности лю­дей, что позволяет на высоком уровне удовлетворять потреб­ности в содержательном труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сфере здравоохранения, образования и жилищных условий. Сервисная экономика актуализирует спрос на подготовку специалистов высокого профессионализма, в основе которого лежит имиджевая составляющая.

Общение людей в сфере сервиса, основанное на имиджевых компонентах, спо­собствует гуманизации общества, создавая разнообразные со­циальные технологии, расширяя поле их действия. По характе­ру и содержанию культура обслуживания, включающая имиджевую составляющую – это об­ласть постоянного совершенствования, направленного на привлечение потребителя. Здесь возникают факторы борьбы за клиента, создаются прочные коммуникативные связи, форми­руются стабильность и личностное мироощущение.

Таким образом, основной задачей данной образовательной программы является подготовка специалистов, владеющих человековедческими технологиями. Занятия по дисциплине «Технология формирования имиджа. Модуль1» проводятся в форме «деловой игры», тренингов различной направленности. Применяются и другие проектные формы обучения, способствующие развитию не только профессионализма, но и совершенствованию межличностного и межгруппового взаимодействия.

Имидж явление социальное, поэтому в рамках данного предмета происходит синтез и внедренческая проверка освоенных теоретико-методологических основ, их применение к решению конкретных, реальных задач проявляется в «имидж-моделировании», построении, образов различных социальных реальностей: субъектов – политиков, менеджеров, юристов; среды – офисов, предприятий, школ; информации – городской, газетно-журнальной, телевизионной и др.

Дисциплина «Технология формирования имиджа Модуль 1» предполагает изучение: подходов и приёмов в технологии создания личностного имиджа, специфики психологических, социологических, этических, творческих аспектов имиджа.


1 Цель и задачи освоения дисциплины Технология создания имиджа. Модуль 1

Целью освоения дисциплины «Технология создания имиджа. Модуль 1» в соответствии с общими целями реализации ООП является подготовка выпускников к сервисной, социокультурной, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности в сфере сервиса; к овладению технологией имидж - моделирования определённой личности, товара, услуги, организации, города, территории в соответствии с потребностями потребителей. В результате освоения дисциплины студенты приобретут социокультурные и профессиональные компетенции, позволяющие формировать позитивный имидж в личной и деловой жизнедеятельности человека, а также образ организации для продвижения ее на рынке и завоевания деловой репутации в предпринимательской среде. Наряду с этим, овладение приемами анализа и построения брендинга, имиджа территории, в том числе города и других населенных пунктов.

2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Технология создания имиджа. Модуль 1», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемыми результатами обучения по дисциплине «Технология создания имиджа. Модуль 1», являются знания студентов о технологии создания имиджа включающие философские, культурологические, психологические, социологические, антропологические подходы, помогающие специалисту в сфере сервиса определять принципы, слагаемые, внутренние и внешние ценности имиджа; разрабатывать индивидуальную и групповую имидж-карту, осваивать технологии построения позитивного имиджа политика, телеведущего, семьи, организации, города.

Приобретаемые в процессе изучения дисциплины знания о сущности, видах, слагаемых имиджа, об основных подходах формирования процесса самопрезентации, принципах и технологиях формирования индивидуального и группового имиджа служат основой для освоения учебной программы дисциплин: «Невербальные средства общения», «Индивидуальный стиль», «Креативные технологии в сервисе». На знаниях, умениях и навыках, приобретаемых в процессе изучения данной дисциплины, базируется создание курсового проектирования 2, а также преддипломная практика выпускника.



Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Формируемые компетенции

Название

ООП ВО (сокращенное название)

Компетенции

Название компетенции

Составляющие компетенции

БСС – производственно-технологическая деятельность



ПК-6

Готовность к применению современных сервисных технологий в процессе предоставления услуг, соответствующих требованиям потребителей

Знания:

Технологии организации деятельности предприятий социально-культурного сервиса

Умения:

Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня профессиональной компетентности

Владения

Способностью к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, культурой мышления, критического восприятия информации


3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Технология создания имиджа. Модуль 1» является вариативной частью основной образовательной программы, связанная с профессиональной спецификой специалистов социокультурного сервиса (сферой имиджа).

«Технология формирования имиджа Модуль 1» – это комплексная практическая дисциплина, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа.

Данный учебный курс разработан и читается студентам сервисных специальностей с целью получения целостного представления о процессе формирования индивидуального имиджа и его составляющих: речевого мастерства, искусства вхождения в образ; приемов актёрского мастерства и режиссуры, физиогномики, кинесики являющихся результатом индивидуально-неповторимого творческого процесса; приемах взаимодействия с потребителем в сфере услуг, подходах к анализу, корректировки и построению имиджа.

Входными требованиями к изучению дисциплины являются стремление к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; готовность к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания. выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности, готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе изучения ряда дисциплин, таких как: «Сервисология» «Сервисная деятельность», «Связи с общественностью», «Психодиагностика», «Мировая культура и искусство», «Индивидуадьный стиль в одежде», «Деловые коммуникации в сервисе», а также в процессе постижения профессионального практикума.


4. Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 68 академических часа – аудиторных занятий, 17 часов лекционных, 51 час практических занятий, 31 ч. - СРС. Всего 108 ч. Самостоятельная работа студентов направлена на углубление полученных знаний и умений, разработку реферативной работы по рекомендуемым темам; составление конспектов по анализу: технологий формирования имиджа в современной науке, первоисточников - Р. Бернс «Развитие Я-концепции и воспитание», К. Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека», А.А. Бодалев «Особенности восприятия и понимания человека человеком», К.С. Станиславский «Работа над ролью»; проведение диагностических исследований по формированию личностного имиджа, направленного на анализ собственного имиджа и образа другого человека. В заключении пишется курсовое проектирование 2. Отобранные упражнения индивидуального тренинга показывают степень профессионального мастерства студентов в разработке методики работы с клиентом, с персоналом, со средой.



Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины


Название ООП

Форма обучения

Индекс

Семестр

курс

Трудоемкость

Объем контактной работы (час)

СРС

Форма аттестации

(З.Е.)

Всего

Аудиторная

Внеаудитор

ная

лек

Пр.

лаб

ПА

КСР

Б-СС,

БСС-МК, БСС-Т

ОФО

22768

5

3

108

17

51




9




31

Э

ЗФО

22768

5

4

144

4




10

36




94

Э



5 Структура и содержание дисциплины (модуля)

5.1 Структура дисциплины (модуля)

Таблица 3 – Структура дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, включая СРС и трудоемкость (в часах)

Средства текущего контроля




Модуль 1




Лек

Прак

СР




1

Тема 1. Технология формирования индивидуального имиджа. Подходы к определению понятия феномена имидж. Основные типы и функции. Общая характеристика имидж-технологий.

5

2




4

Подготовка конспекта по анализу имидж-технологий ведущих российских и зарубежных имиджологов.

2

Тема 2. Этапы работы имиджмейкера с клиентом.

5

2

4

2

Ролевая игра. Интервью с имиджируемым, составление ролевого репертуара для имиджирования.

Диагностика существующего имиджа клиента, анализ целевой аудитории



3

Тема 3. Формирование имидж-карты клиента.

5

1

6

4

Формирование имидж-карты клиента

4

Тема 4. Техника формирования голоса и речи


5

2

8

2

Разработка тренинга по формированию речевого имиджа клиента – подготовка видео материала с анализом.

Подготовка к деловой игре.



5

Тема 5. Технология формирования индивидуального имиджа методом перевоплощения.

Работа над образом.



5

2

10

4
4

Ролевая игра. Подбор 3 ролей для имиджирования, проигрывание сцен из фильмов и пьес по теме имиджирования

Проигрывание сцен на производственную или иную тему.

Конспект книги К.С. Станиславского «Работа над ролью»


6

Тема 6. Технология построения самопрезентации

5

2

6

2

Разработка тренинга. Подготовка упражнений для самопрезентации

Деловая игра.



7

Тема 7. Режиссура в деятельности имиджмейкера.

5

2

8

4

Разработка, подготовка и проведение тренинга для развития организационных навыков. Построение события, разработка приемов мизансценирования и др. – творческие задания

8

Тема 8. Технология ведения тренинга.

5

2

4

2

Подбор упражнений для тренинга

9

Тема 9. Методика внедрения имиджа в социальную среду.

5

2

5

3

Подготовка интервью методом «Фокус групп».

Подготовка к деловой игре «Переговоры»



Форма текущего контроля

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях и направлен на выявление приобретённых навыков имиджирования: умение наблюдать, анализировать обыденную жизнь (ведение творческого дневника); умение составлять имидж-карту своего имиджируемого субъекта. На практических занятиях студент должен овладеть навыками тестирования, обучения клиента искусству самопрезентации, умению выстраивать различные модели поведения, играть роли, определять имидж того или иного товара, фирмы, услуги, проводить тренинги различной направленности. Все задания представляются либо в форме проигрывания ситуации или видео записи с последующим анализом ситуации, либо в форме презентации.

Промежуточный контроль осуществляется в форме контрольных заданий для практических занятий, и осуществляемых студентами в виде творческого показа или выступления перед группой; конспектов и заданий, выполненные в виде рефератов.

Курс завершается экзаменом, который включает в себя письменный опрос по основному теоретическому материалу и сдачей макета «имидж-проекта» личности, фирмы, телепередачи. Построением индивидуального тренинга по имиджированию. Написанием курсовой работы. В таблице представлен




Формы работы

Оценочные средства

Формы контроля

письменные работы с

развернутыми ответами и устный опрос



- доклады на семинарах

- защиты проектов (имидж-карты)

- дискуссии; выступления


баллы,

входящие в рейтинг



выступление имиджируемых

ролевые игры на профессиональные темы



- письменный и устный анализ специальной литературы

- устный анализ выступлений с обсуждением;

- творческие разработки методом «Форсайт»


- рубежный контроль.

- рейтинг

- экзамен


задания при работе с базами данных

- доклад с презентацией результатов поиска информации.

- выбор литературных источников.

-работа с компьютерными базами данных.

-обработка и систематизация полученных собственных результатов,

освоение материала методом «Кейс-стади»


обработка и

представление компьютерной презентации по всем заданиям учебной дисциплины




деловые игры

(имитация профессиональных ситуаций)



доклады на конференциях, участие в дебатах и «круглых столах»

включение в

рейтинг по

дисциплине


оформление самостоятельных работ, составление имидж-карты

правильное оформление библиографических ссылок в реферативных работах.



реферат, конспект, творческий дневник, разработка кейса

включение в

общий рейтинг дисциплины




5.2 Содержание дисциплины (модуля)

Темы лекций

Модуль 1. Технология создания индивидуального имиджа

Тема 1 (2ч.) Технология создания имиджа. Подходы в определении понятия феномена имидж. Основные типы и функции. Общая характеристика имидж-технологий. Методика работы имиджмейкера с клиентом.

Дается анализ становления и развития имиджелогии (как источнике знаний о личности) в современной культуре. Прослеживается место имиджелогии в системе ряда наук: социологии, философии, культурологии, политологии, психологии, конфликтологии, режиссуре, индустрии моды и др.

Рассматривается природа и сущность имиджа с точки зрения отечественных (Почепцов Г.Г., Панасюк А.Ю., Шепель В.М., Перелыгина Е.Б., Лысикова О.В., Ушакова Н.В.) и зарубежных (Браун Л., Сэмпсон Э., Берд П., Джи Б.) исследователей. Представлены слагаемые имиджформируемой информации: прямая (об особенности вашей психики – характере, темпераменте, интеллекте; о вашей внешности, вербальной – речевой и кинетической продукции). Косвенная («третьи лица», т.е. люди, которые сообщили о вас некую информацию; продукты вашей деятельности; сформированная вами среда обитания).

Анализируются типы имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный, множественный; самоимидж, реальный, идеальный. И виды имиджа: внутренний и внешний. А также основные функции имиджа (личностно возвышающая, комфортизации межличностных отношений, психотерапевтическая), представленные в работах: Шепеля В.М. «Имиджелогия. Как нравиться другим людям». Рассматриваются имиджевые функции, представленные Л.Ю. Донской, которые можно классифицировать, группируя их по трем основным категориям:

Первую группу составляют функции: коммуникативная, информативная, когнитив­ная, эмотивная, конатативная.

Во второй группе рассматриваются деятельностные функции: организационная, мотивационная, адап­тивная.

К третьей группе относятся производные функции: избирательная, компенсаторная.

Анализируется процесс работы над имиджем-имиджирование. Основные направления деятельности имиджмейкера.

Анализируются существующие подходы, отработанные российскими имиджологами и имиджмейкерами Академии имиджелогии и Лиги профессиональных имиджмейкеров.

Рассматривается трехфакторная модель Е.А. Петровой, маркетинговый подход Г.Г. Почепцова, технология имиджирования посредством телесно-ориентированной арттерапии и личностноцентрированной психокоррекционной работы с учетом психологических закономерностей взаимосвязи духовной сущности и внешнего облика человека, предложенная В.Н. Футиным, коммуникативные технологии А.Ю. Панасюка, и имидж-технологии построения образа человека через создание зрелищной основы представленные в работах В.М. Шепеля и В.Г. Горчаковой. А также рассматривается имидж-технология, основанная на игровой модели. Она включает три последовательных блока: аналитический, деятельностный и оценочный, каждый из которых, в свою очередь, предполагает самостоятельные этапы, направленные на решение конкретных задач, которые можно варьировать в зависимости от целевой направленности, публичности подаваемого образа и временной продолжительности разработки имиджа:

Первый блок, 1 этап: изучение интересов и предпочтений целевой аудитории и анализ запроса клиента, определение цели создания имиджа и формирование «базы данных» клиента; 2 этап: определение личностного потенциала клиента; 3 этап: определение базового архетипического образа; 4 этап: использование символического языка.

Второй блок, 1 этап: определение ролевого репертуара формируемого имиджа клиента; 2 этап: овладение требуемым образом методами театрального искусства; 3 этап: внедрение внешних характеристик имиджа, востребованного целевой аудиторией.

Третий блок, 1 этап: апробация созданного ролевого репертуара в жизненных событиях; 2 этап: анализ результатов работы над ролью, корректировка созданного образа.

Литература по теме: О.В. Лысикова Н.П. Лысикова Имиджелогия и паблик рилейшинз в социокультурной сфере / Лысикова О.В., Лысикова Н.П. М.: Флинта 2015, 168 с.

Ушакова Н.В. Имиджелогия: учеб. пособие [для студентов вузов] / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова. - 2-е изд., испр. - М.: Дашков и К*, 2011. - 280 с.

Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / В. Г. Горчакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 335 с.
Тема 2. (2 ч.) Этапы работы имиджмейкера с клиентом.

Рассматривается процесс моделирования эталонного имиджа, соответствующего пожеланиям и ресурсным возможно­стям клиента, и формирование на этой основе его реального имиджа.

Анализируются ключевые задачи имиджирования:


  • Имиджирование как средство решения личностных проблем.

  • Имиджирование в как средство удовлетворения потребности в аффиляции, потредность нравиться, быть востребованным.

  • Имиджирование в профессиональной (деловой) карьере.

Рассматриваются основные этапы работы имиджмейкера с клиентом.

1 этап – получение запроса от клиента.

Это этап ревизионный, аналитический и организационный прежде всего для самого имиджмейкера.

2 этап – установление контакта с клиентом и вхождение в его «психологическое пространство».

3 этап – установление проблемы клиента (сбор информации о клиенте).

Не зависимо от субъекта (личность или организация) имиджмейкер на этом этапе решает соответствующие задачи:



  • мониторинг текущего состояния,

  • работа с сомнениями клиента,

  • согласование изменений,

  • выработка правил сотрудничества.

4-этап – разработка программы изменений.

5 этап – осуществление программы изменений

(обучения, тренинг, консультация).

6 этап - Определение результатов и внесение коррективов в программу

(переход на другой уровень).

На этом этапе осуществляется «прокатка» созданного имиджа в реаль­ных ситуациях, снятие информации по оценке эффективности своего имид­жа, приведение имиджа в соответствии той социальной роли, которая выби­рается.



Литература по теме: О.В. Лысикова Н.П. Лысикова Имиджелогия и паблик рилейшинз в социокультурной сфере / Лысикова О.В., Лысикова Н.П. М.: Флинта 2015, 168 с.

Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / В. Г. Горчакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 335 с.

Т. В. Метляева Технология создания имиджа: учеб. пособие [для студентов вузов]. Модуль 1: Игровые основы имиджа / Т. В. Метляева; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 168 с.

Тема 3. (2 ч.) Имидж-диагностика. Формирование имидж-карты клиента

Рассматриваются составляющие «Я-концепции» клиента. Описательная и оценочная составляющие позволяющие рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

Анализируются работы Р.М. Фалмера, Р.Бернса и К. Роджерса.

Дается характеристика, объединяющая внешние данные личности и «Я-концепция». Рассматриваются физиогномические и кинетические особенности формирования индивидуального имиджа. Рассматриваются выделенные Е.Б. Перелыгиной три основные модальности самоустановок, и связанные с этим соответствующие имиджи: Реальное «Я», Зеркальное «Я», Идеальное «Я».

Даются основные упражнения, формирующие «Я-концепцию».

Рассматривается вопрос о наличии или отсутствии «проблемы имиджа», формируются ответы на следующие вопросы:



  1. какое мнение должно быть у аудитории имиджа о данном клиенте, т.е. каким должен быть status id – идеальное состояние мнения о клиенте? Ответ на этот вопрос должен быть получен либо в ходе предварительной беседы с клиентом, либо, когда клиент формирует задачу в ходе специального социологического исследования: анализируя какие характеристики прототипа имиджа будут вызвать положительное (или отрицательное) отношение к нему со стороны членов аудитории имиджа;

  2. каким является в данный момент мнение аудитории имиджа о данном клиенте, т.е. каким является status quo – фактическое состояние мнения о клиенте? Ответ на этот вопрос может быть получен в основном ходе социологический исследований аудитории имиджа.

  3. есть ли расхождения между status id и status quo?

Литература по теме: Т. В. Метляева Технология создания имиджа: учеб. пособие [для студентов вузов]. Модуль 1: Игровые основы имиджа / Т. В. Метляева; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 168 с.

Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / В. Г. Горчакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 335 с.

О.В. Лысикова Н.П. Лысикова Имиджелогия и паблик рилейшинз в социокультурной сфере / Лысикова О.В., Лысикова Н.П. М.: Флинта 2015, 168 с.
Тема 4. (2 ч.) Техника формирования голоса и речи

Рассматриваются подходы к формированию речевого имиджа. Приемы формирования убедительной, логически выстроенной, красивой речи. Представлено три компонента речевого акта: оратор – речь – аудитория. Требования к оратору для создания убедительного и впечатляющего образа. Личность говорящего и образ-маска. Категории, составляющие образ говорящего: жизненно-философская позиция, изобретение мыслей, индивидуальность стиля. Требования к голосу говорящего: сила голоса (степень громкости), отчетливость произношения (дикция), интонирование (модуляция голоса). Темп речи, его изменение. Паузы в речи как ораторский прием (смысловые и другие паузы). Правила и приемы телодвижений, мимики выступающего, его оптимальные позы. Взаимодействие выступающего со слушателями: учет говорящим состава аудитории, ее количества, настроения и т.д. Приемы взаимодействия с аудиторией. Правила реакции выступающего на различные реплики аудитории.



Литература по теме: Метляева Т.В. Технология создания имиджа. Игровые основы имиджа / Т.В. Метляева. Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 168 с.

Тема 5. (2 ч.) Работа имиджмейкера над образом клиента. Технология формирования индивидуального имиджа методом перевоплощения

Ознакомление с сущностью теории игры. Взаимосвязь жизненной игры и сценической. Ее применение в различных областях деятельности человека: драматерапевтическая игра (Морено, Леви) помогающая человеку справиться с критическими ситуациями, найти себя, обрести уверенность, цели.

Рассматриваются приемы сценической игры, основанной на системе К.С.Станиславского, помогающей осваиванию таких важных качеств как: внимание, фантазия, актёрская смелость. Анализируются подходы работы над сценическим и жизненным образом в работах П.Ершова, Г.Кристи и др. авторов, а также приемы создания образа методом перевоплощения: школы М. Чехова, приемы работы над образом Вс. Э. Мейерхольда, технология создания образа в мастерской Е. Гротовского. Дается определение понятий: «внутреннее видение», «манки», «катализаторы», пробуждающие подсознание. Рассматриваются этапы подготовки внутреннего и внешнего сценического самочувствия. Развитие мимики, голоса, речи, интонации, движения, пластики и т.д.

Рассматриваются подходы к определению внутреннего и внешнего зажима и приёмы работы по освобождению тела от зажимов. Освоение упражнений по освобождению мышц, развитию воображения через движение, жесты, пластику.

Дается трактовка понятий: «образ», «роль», «статус», «перевоплощение».

Рассматриваются два этапа и четыре стадии работы над образом, представленные Г.А. Товстоноговым как «разведка умом» и «разведка телом». Пути создания сценического образа. Логика поведения персонажа, взаимоотношения с другими действующими лицами, отбор предлагаемых обстоятельств, влияющих на поведение человека – пол, возраст, профессия, внешние предлагаемые обстоятельства, эмоциональная характеристика, внутренняя и внешняя характерность, определение больших и малых целей.

Рассматривается поэтапная работа имиджмейкера над образом клиента в различных ситуациях общения. Использование критериев выбора моделей поведения и соотношение их с искусством вхождения в свои жизненные роли.

Овладение искусством вхождения в образ по следующим этапам:

1. Ролевые ожидания.

2. Концепция роли или картина роли, имеющаяся у данного Героя и может соответствовать или не соответствовать ролевым ожиданиям.

3. Принятие роли (удовлетворённость ролью).

4. Исполнение роли. 1 стадия: имитационный образ; 2 стадия: ролевой образ; 3 стадия: жизненный образ.

Рассматриваются приемы создания образа (анализ, обобщение и внедрение нового образа в «жизненное пространство») через овладение техникой манер, речи, голоса, жизненных, профессиональных и визуальных характеристик.

Литература по теме: Метляева Т.В. Технология создания имиджа. Игровые основы имиджа / Т.В. Метляева. Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 168 с.

Тема 6. (2 ч.) Технология построения самопрезентации

Рассматриваются общие подходы к понятию самопрезентация как – самоподача, управление впечатлением, самопредъявление, представленные в работах Е.Л. Доценко, Ю.П. Кошелевой, О.А. Пикулевой. Анализируются работы И. Гоффмана «Управление впечатлением о себе у других людей в повседневной жизни» и его концепции «социальной драматургии», а также труды Р.А. Викланда, Д. Майерса, М. Снайдера и создание на их основе Шкалы Самомониторинга.

Рассматриваются четыре типа людей, выделенные Петровой Е.А. в зависимости от развития у них психосемиотической компетенции и визуально-коммуникативной рефлексии. В основе классификации типов лиц с различной самоподачей, автор использует психосемиотическую компетентность (К) и визуально-коммуникативную рефлексию (Р). Выделяются четыре базовых типа людей в зависимости от развития у них психосемиотической компетентности и визуально-коммуникативной рефлексии («компетентно-рефлексивный», «рефлексивно-некомпетентный», «некомпетентно-нерефлексивный», «компетентно-нерефлексивный»).

Дается четыре группы умений: общие самопрезентационные; социально-перцептивные; эспрессивно-импрессивные; умение использовать приемы визуальной самоподачи.

Рассматривается Шаляпинская школа самопрезентации, где каждый прием вхождения в образ - это своеобразная мини-технология, отработанная с помощью многолетнего тренинга. Все эти мини-технологии нацелены на достижение эффекта фасцинации и аттракции.

1) постижение характера изображаемого лица;

2) воображение как одно из самых главных орудий художественного творчества;

3) психологический грим;

4) жест как важная составляющая сценического творчества;

5) дисциплина чувств (соблюдение художественной меры предполагает контроль над собой);

6) постоянное накопление опыта.

Анализируются основные подходы и правила выбора моделей поведения, соответственно месту, времени, социальному заказу.



Литература по теме: Пикулёва, О.А. Психология самопрезентации личности: монография / О. А. Пикулёва. - М.: ИНФРА-М, 2015.320 с.
Тема 7. (2 ч.) Режиссура в деятельности имиджмейкера.

Анализируются основные направления режиссерской профессии.



  1. Режиссер-толкователь;

  2. Режиссер-зеркало;

  3. Режиссер-организатор.

Даются разбор и характеристика создаваемых актёром образов, организации события, постановочного решения пьесы. Анализируется работа режиссера с актером и имиджмейкера с клиентом, которая строится по следующей схеме:

  1. Творческая интерпретация желаемого образа (поиск «зерна» роли);

  2. Характеристика персонажей. Построение темпо-ритмического рисунка образа;

  3. Определение стилистических и жанровых особенностей исполнения.

  4. Событийный анализ пьесы;

  5. Действенный анализ пьесы и ролей;

  6. Решение события в пространстве (мизансценирование) и атмосфере.

  7. Декорационное построение.

Рассматривается процесс построения общения, который является важной составляющей сценического и жизненного события, и который, в свою очередь, делится на следующие этапы: ориентировка, привлечение внимания, пристройка к объекту, посыл мысли, отслеживание восприятия мысли, восприятие ответной мысли партнёра, оценка, посыл новой мысли. Анализируются разные виды общения.

Литература по теме: Метляева Т.В. Технология создания имиджа. Игровые основы имиджа / Т.В. Метляева. Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 168 с.
Тема 8. (2 ч.) Технология ведения тренинга

Дается определение понятия тренинга как формы интерактивной игры, помогающий моделировать, развить и усовершенствовать личные и профессиональные модели поведения, коммуникативные навыки, наблюдательность, способность анализировать чувства другого человека, а также творческие способности, внимание и воображение.

Рассматриваются обучающие игры и тренинги, дающие возможность человеку быстро адаптироваться в незнакомой ситуации, представлять, как его поведение отражается на других, способствующие развитию доверия и ответственности в коллективе; деловые игры, моделирующие различные ситуации делового общения в коллективе, формирующие различные профессиональные качества.

Анализируются игры, используемые для обучения приёмам ведения тренинга групповой сплочённости, командообразования, проведения презентаций, ролевого поведения, разрешения конфликтов, сотрудничества.

Рассматриваются активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного мнения и способности квалифицированно решать нестандартные задачи. Порядок построения тренинга, виды тренинга, структура тренинга. Процесс формирования упражнений для различных видов тренинга. Основы тренерской методики.

  1   2   3