Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Качества, отличающие одаренных детей от их "обычных" сверстников




Скачать 46.79 Kb.
Дата04.07.2017
Размер46.79 Kb.
Качества, отличающие одаренных детей от их "обычных" сверстников
Биологи утверждают, что каждый ребенок – это уникальный эксперимент природы, он неповторим. Но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность таких черт в том, что они практически всегда могут быть замечены не только профессиональными психологами, но и родителями, и педагогами.
Общее и частное в развитии

Большинство исследователей, изучавших биографии выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандта, Г.Галилея, Петра I, И.Ньютона, Г.Гегеля, Наполеона, Ч.Дарвина и др.), пришли к выводам о том, что в детстве этих людей было характерно следующее:




  • 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

  • 75% выдающихся людей рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

  • 90% из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

  • 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью характера. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.


Другой список качеств, характерных для одаренных людей в детстве:

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.

2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

3. Были увлечены своим делом, энергичны.

4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.

5. Умели контролировать себя.

6. Имели стремление контактировать с одаренными ровесниками и взрослыми.

7. Умели извлекать пользу и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.


Особый интерес представляют исследования, рассматривавшие особенности взрослых людей, достигших успеха в разных видах деятельности.

Так, например, исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонними, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Военные (Боливар, Кортес, Дрейк и др.), одержимые одной идеей или целью, легко переносили одиночество, не отличались любознательностью, успехи в интеллектуальных делах имели невысокие, не предавались фантазиям и не пользовались успехом сверстников.

Революционеры (П.Кропоткин, Марат, Робеспьер и др.) уже в детстве были бунтовщиками, отличались мятежными наклонностями, за что подвергались преследованиям.

Ученые (И.Ньютон, Д.Аламбер, Р.Декарт и др.) в детстве отличались разносторонностью и широтой интересов, в детстве были рассудительны и критичны.

Особенности развития, проявляющиеся в познавательной сфере.

Любопытство – любознательность – познавательная потребность

Этими понятиями обозначается "лесенка", ведущая к вершинам познания. На первой ее ступеньке неизбежно оказываются все дети: и одаренные, и неодаренные.



Любопытство – жажда новизны, интеллектуальной стимуляции характерна для каждого здорового ребенка.

Эта потребность в умственных впечатлениях постепенно может трансформироваться в любознательность, которую можно рассматривать как второй уровень развития данного личностного свойства. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях.



Эмоции, как известно, – индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Но, кроме эмоций, есть еще такая форма психического отражения, как воля. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует в структуре мотивационно-потребностной сферы личности. Воля и сама представляет собой специфическую потребность – потребность преодоления.


Итак, при воспитании одаренного ребенка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – "любознательность", а последняя – в устойчивое психическое образование – "познавательную потребность".

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Напротив, одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Одаренный ребенок не терпит ограничений в своих исследованиях, и это его свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой.

Сверхчувствительность к проблемам.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным решением проблемы, того, кто способен преодолеть господствующее мнение, какие бы авторитеты за ним ни стояли.

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения по тому или иному вопросу. Именно это свойство часто обеспечивает прорыв к ранее неизвестному.

Люди часто относятся к новым открытиям с большим недоверием, особенно к тем, которые существенно меняют привычные взгляды.



Познавательная самодеятельность - под этим понимается в данном случае стремление к постоянному углублению в проблему.

Высокий уровень развития логического мышления

Способность действовать в соответствии со строгими законами логики – мыслить логически – многие специалисты традиционно считали основной характеристикой одаренного ребенка. Одаренные дети в целом действительно отличаются от большинства других высоким уровнем развития этой способности.



Оригинальность мышления.

Это - способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных. Она проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах деятельности детей.



Гибкость мышления.

Это - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.



Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности – инертности мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

  • Общее и частное в развитии
  • Другой список качеств, характерных для одаренных людей в детстве
  • Особенности развития, проявляющиеся в познавательной сфере