Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


К вопросу о генеалогии правителей Хачена




Скачать 59.03 Kb.
Дата25.06.2017
Размер59.03 Kb.
Степан Хасан-Джалалян (Ереван), магистр политологии.
К вопросу о генеалогии правителей Хачена.
Территория Хаченского княжества включала в себя значительную часть исторических областей Миус Абанд и Мецаранк (современный Нагорный Карабах, включая Лачинский и Шаумяновский районы). Название княжества происходит по видимости от названия крепости Хачен расположенной на берегах реки Тартар. В средневековье из состава единого владения выделились Нижнее Хаченское (Хоханаберд с округой), Атэркское (среднее течение реки Тартар) и Верхнее Хаченское (Цар) (между Мардакертским районом НКР и озером Севан) княжества.

Первый опыт составления генеалогии правителей княжества Верхний Хачен (Цар) был предпринят известным деятелем армянского освободительного движения, гандзасарским католикосом (1702 – 1728) Есайи Хасан-Джалаляном в 1718 г.1. При написании своего труда автор использовал как летописные свидетельства, так и эпиграфические надписи.

В 1849 г. Багдасар митрополит Хасан-Джалалян (1775 – 1854) завершил составление рукописи «Генеалогия рода Хасан-Джалалянц извлеченная из историй Армянских и Агванских и надписей на хачкарах и могилах имеющихся в монастыре Гандзасар и окрестностях, изложил я Багдасар митрополит Агванка Армянский сын князя Даниэл-бека и внук князя Мелик-бека Хасан-Джалалянца, прежних владык земли Арцахской области Хаченской, из дошедших сведений для потомков и родичей моих».

Труд митрополита Багдасара до сих пор не опубликован. Известно, что автором было составлено три варианта рукописи, различающихся между собой по подробности излагаемых сведений. В настоящее время рукописи хранятся в Национальном Архиве Армении2.

В изложении истории своего рода с древнейших времен до X в. митрополит Багдасар следует в основном Мовсесу Кагантакваци. Основателем династии он считает Арана Сисакяна. Впрочем, к данному разделу рукописи нужно относиться критически с учетом данных накопленных исторической наукой к настоящему времени.

Академик Иосиф Орбели говоря о происхождении рода Хасан-Джалалянов в частности отмечает «имеются подробные генеалогии, которые возводят происхождение этого рода одни к Михрану Сасаниду (Багдасар Хасан-Джалалянц), другие к Гагику Сасаниду (Саргис Хасан-Джалалян). Саргис Хасан-Джалалян одновременно прибавляет сюда Смбата Багратуни (по материнской линии)»3.

Также следует упомянуть генеалогический труд другого потомка Хасан-Джалала – настоятеля Санаинского монастыря, архиепископа Саркиса Джалалянца (1810 – 1879)4. При написании своего труда архиепископ Саркис, помимо работ предшественников, использовал составленное им богатое собрание эпиграфических надписей. Основателем династии хаченских князей автор называет ишхана Сахля Смбатяна, связывая его происхождение с родом Багратуни, что как увидим ниже неверно.

Древнейшие сведения о генеалогии предков хаченских князей содержатся в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (V в.). Рассказывая о заселении страны потомками легендарного патриарха Хайка, летописец упоминает Арана «мужа именитого, первого во всех делах мудрости и разума» из рода Сисака Хайкида, наследники которого «унаследовали Алванскую равнину, включая ее обращенную к горам сторону, от реки Ерасх до крепости, называемой Хнаракерт» (кн.2, гл. 8).

Мовсес Кагантакваци (IX в.) в своей «Истории Агван» излагая историю потомков Арана – Арраншахиков в целом повторяет Хоренаци, дополняя его данные сведениями о последующих поколениях династии.

Таким образом, можно заключить, что происхождение рода Арраншахиков связано с древней династией Хайкидов – потомков армянского первопредка Хайка и, следовательно, имеет изначально армянское происхождение.

Среди наиболее известных представителей династии раннего периода следует назвать имена царей Вачагана Благочестивого (V в.) и Вачагана Патрикяна (начало VIII в.), а также князя Хачена середины IX в. Сахля Смбатяна (Сахль ибн Смбат арабских источников).

Последнего ряд авторов считает представителем армянского княжеского и царского рода Багратуни5. Между тем вся совокупность имеющихся исторических фактов, включая прямые указания средневековых источников, однозначно свидетельствуют об Арраншахикском происхождении этого князя.

Известны два сына Сахля Смбатяна – Атрнерсех и Ованес-Муавия, которого арабский историк Ибн-ал-Асир именует «патриком Арана».

О потомстве Ованеса-Муавии ничего не известно, а детьми князя Атрнерсеха являлись Григор (Хамам Благочестивый) и Апусет.

У Григора-Хамама родилось пять сыновей – Апули, Саак-Севада, Атрнерсех, Васак и Смбат. Из них потомки Саака-Севады правили в сравнительно недолго просуществовавшем царстве Парисос. В труде Мовсеса Кагантакваци генеалогия этой ветви Арраншахиков представлена следующим образом: «Севада родил двух сыновей, Григора и Давида. Григор родил Севада, прозванного Ишханануном, и Атрнерсеhа. Ишхананун родил четырех сыновей – Иовhаннэса, Григора, Атрнерсеhа, Пилипэ. Десница Всевышнего избрала Иовhаннэса, старшего сына Ишханануна, прозванного также Сенекеримом, и возвела его на царский трон. Так, давно прекратившееся царство Господь Вседержитель возобновил через него» (Книга III, Глава XXIII). Из сообщения других средневековых историков известно, что у царя Ованнеса-Сенекерима был брат Григор6 и племянник Филиппэ7.

Согласно упомянутой рукописи Багдасара митрополита Хасан-Джалаляна: «Пилипос воцарился в стране Алуанк в 961 г. Пилипос родил Григора, Григор родил Сакра называемого Вахтангом, Сакр Вахтанг родил Вахтанга, Вахтанг родил Хасана». От них происходят династии Сакр-Вахтангянов в Нижнем Хачене (Гандзасар) и Вахтангянов в Атэрке.

Сыном упомянутого Хасана был князь Вахтанг Танкик ( 1214) у которого от брака с Хоришах (дочь амирспасалара Саргиса и сестра знаменитых полководцев царицы Тамары Закарэ и Иванэ Закарянов) родился наиболее известный правитель Хаченского княжества – Хасан-Джалал-Дола.

Средневековый хронист Киракос Гандзакеци дает ему следующую характеристику: «Был [он] человек благочестивый и богобоязненный, кроткий и мягкий, жалостливый и нищелюбивый, неутомимо молящийся, подобно отшельникам в пустыни. Где бы он ни находился, неукоснительно исполнял дневную я ночную службу, как в монастыре. Ночь же на воскресенье проводил [обычно] на ногах в бдении и без сна в память воскресения спасителя. Очень любил священников, был любознателен, с радостью читал божественные заветы»8.

За годы правления Хасан-Джалал-Дола расширил свои владения, его старшинство признавали все остальные ветви хаченских князей. В 1238 г. им было завершено строительство монастыря в Гандзасаре являющегося одним из выдающихся произведений армянской средневековой архитектуры9.

Хасан-Джалал был казнен монголами в 1261 г.10

Потомки князя, принявшие фамилию Хасан-Джалалян, сохраняли светскую власть над Хаченом вплоть до XVIII в. Кроме того, со второй половины XIII в. из этого рода происходили наследственные епископы, а с конца XIV в. католикосы Агванка (Гандзасарские католикосы). В Российской империи род Хасан-Джалалянов был признан в наследственном бекском достоинстве, а ряд его представителей получили дворянство11.

Потомки этого древнейшего на Кавказе аристократического рода проживают в наши дни в Армении, Нагорном Карабахе, России и других странах мира.




1 Матенадаран, рук. № 7821, 9923

2 НАА. Ф.57. Оп.3. Д.9

3 Орбели И.А. hАсан Джалал, князь Хаченский // Избранные труды. – Ереван, 1963. – С.146

4 С. Джалалянц. Путешествие в Великую Армению. – Т.2. – Тифлис, 1858 (на арм. яз).

5 Н.Адонц Слава Багратидов. Исторические исследования. – Париж, 1948. – С. 128 и далее (на арм.яз.),
Р. Ачарян. Словарь армянских личных имен. – Ереван, 1948. – Т.4. – С. 374 (на арм.яз.)

6 Асогик. Всеобщая история. – Санкт-Петербург, 1885. – С. 198, 283. (на арм.яз.)

7 Вардан вардапет. История. – Венеция, 1862. – С. 100. (на арм.яз.)

8 Киракос Гандзакеци. История Армении. – Москва, 1976. – С. 268.

9 Подробнее о жизни и деятельности Хасан-Джалала см. Орбели И.А. hАсан Джалал, князь Хаченский // Известия Императорской Академии наук. – 1909. – VI. сер. – № 6. – С. 405 – 436

10 Киракос Гандзакеци. Указ. соч. – С. 390-392.

11 Подробнее о генеалогии Хасан-Джалалянов см. Киракосян Г. Княжеский дом Хасан-Джалалянов в XV в. // Вестник общественных наук АН АрмССР. – Ереван, 1969. – №5. – С. 86 – 94 (на арм.яз.), Магалян А. Генеалогии меликских домов Арцаха // Базмавеп. – 2004. - №1-4. – С. 93-121, 2005. - №1-4 – С. 153-193, 2006. - №1-4. – С. 262-292 (на арм.яз.), Мкртумян Л. Агванкский (Гандзасарский) католикосат в XVII – XIX вв. – Ереван, 2006. (на арм.яз.), Орбели И.А. hАсан Джалал, князь Хаченский // Известия Императорской Академии наук. – 1909. – VI. сер. – № 6. – С. 405 – 436, Раффи. Меликства Хамсы (1600 - 1827): Материалы для новой армянской истории.– Ереван, 1991, Тер-Ованнисянц Г. Подробная биография Багдасара митрополита Хасан-Джалаляна // Порц. – 1880. - №5. – С. 131-164 (на арм.яз.), Б. Улубабян. Княжество Хачена в X – XVI вв. – Ереван, 1975 (на арм.яз.), Hewsen R. The Meliks of Eastern Armenia // Revue des Etudes Armeniennes. – 1972. – IX. – p. 285 – 329, 1973-1974. - X. – p. 282-300, 1975-1976 – XII. – p. 219-243 и др.