Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


К рабочей программе по русской литературе для 7 класса




Скачать 377.7 Kb.
Дата21.06.2017
Размер377.7 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
Аннотация к рабочей программе по русской литературе для 7 класса

Программа реализована по УМК Полухина В.П. , Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

3) освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении.

Количество учебных часов по предмету: 70 часов.

Общее количество часов в неделю -2.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса

Учащиеся должны знать:

1) элементы анализа художественного произведения;

2) формирование эстетического отношения к жизни через приобщение к классической

литературе;

3) понимания художественный текст различной

сложности;

4) владеть навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов. Учащиеся

должны уметь:

1) иметь навыки выразительного чтения;

2) владеть расширенным активным и пассивным словарным запасом;

3) испытывать потребность в постоянном чтении книги, развитие интереса к литературному творчеству , творчеству писателей;

4) выполнять элементы анализа художественного текста.



Формы контроля: сочинение, проекты, тесты, итоговая комплексная работа.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе







Тема урока

Дата

Элементы содержания

Внутрипредмет-ные и межпредметные связи, НРК

Приме-чание







План.

Факт.











Вводный урок. Литература как искусство слова (1ч.)

1

Вводный урок «В мире литературы».

4.09




Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.









Устное народное творчество (5ч.)

Из них:

Внеклассное чтение-2ч.

2

Устное народное творчество. Предания как поэтическая автобиография народа.

6.09.




«Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник», «Воцарение Ивана Грозного». Жанры фольклора.








3

Внеклассное чтение.

«Предания старины глубокой». (О создании Казани).



У литературной карты Татарстана.

11.09.




Предания как поэтическая автобиография народа.

Варианты преданий о происхождении современной Казани.




4

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Былина. Киевский цикл.

13.09.




Роль гиперболы в былинах. Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.



Репродукции картин и иллюстрации В. Васнецова «Три богатыря».




5

Внеклассное чтение. Новгородский цикл былин. «Садко». Карело-финский мифологический эпос «Калевала».

18.09.




Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Изобразительно-выра-зительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.









6

Пословицы и поговорки. Собиратели пословиц. Пословицы народов мира. Сборники пословиц.

20.09.




Особенности смысла и языка пословиц.







Древнерусская литература (3ч.)

Из них:

Сочинение-1ч.

7

Древнерусская литература. Поучение. Поучение Владимира Мономаха.

25.09.




Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. "Поучение” Владимира Мономаха.

Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".



Связь с историей и культурой. Сопоставление с Каюмом Насыйри.




8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

27.09.




Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть временных лет». Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

Связь с историей.




9

Урок развития речи.

Сочинение по древнерусской литературе «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества».



2.10




Анализ и интерпретация произведений.








Русская литература 18 века (2ч.)



10

Русская литература 18 века. М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода…». Понятие «ода».

9.10.




Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Исторические сведения об эпохе 18 века.




11

Г.Р. Державин.

У литературной карты Татарстана.

11.10.




«На птичку...», «Признание», «Река времён в своём стремленьи».

Репродукции Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

Державин и Казань.






Русская литература 19 века (29ч.)
А.С. Пушкин (5ч.)

12

Русская литература 19 века. А.С. Пушкин. Слово о поэте.

16.10.




Размышления о национальном характере. Жизнь и творчество (обзор).


Картины, портреты Пушкина.




13


Пушкин «Полтава».

Сопоставление полководцев: Петра 1 и Карла 12. «Медный всадник». Вступление к поэме.



18.10.






Исторический материал о Полтавском бое и Петре.




14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Баллада.

23.10.




«Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения.

Связь с историей.




15

А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Выстрел».

25.10.




А.С. Пушкин. «Повести Белкина».

Связь с историей.




16

«Повести Белкина».

Повесть «Станционный смотритель».




30.10.




Повесть «Станционный смотритель».

Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.



Связь с историей.






М.Ю. Лермонтов (3ч.)


17

М.Ю. Лермонтов. Слово о Лермонтове. «Песня про царя Ивана Васильевича….». Фольклоризм в литературе.

1.11.




Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. Выразительное чтение.


Картины В.М. Васнецова «Иван Васильевич Грозный». Связь с устным народным творчеством




18

Лирика Лермонтова. «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел».

13.11




Лирика Лермонтова.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Выразительное чтение.









19

Анализ стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

15.11.




Анализ и интерпретация произведений.

Изобразительно - выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.










Н.В. Гоголь (6ч.)

Из них:


Сочинение-1ч.

20

Н.В. Гоголь. История создания повести «Тарас Бульба». Роды литературы: эпос.

20.11.




Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.


.




21

Образ Запорожской Сечи в повести.

22.11.




Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

Иллюстрации к повести «Тарас Бульба».




22

Героизм и самоотверженность Тарас Бульбы. Речь Тараса о товариществе.

27.11.




Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

Связь с историей.

НРК. Н. Фатих «Итиль – река течёт». Эпизод убийства.






23

Сыновья Тараса. Характеристика героев.

29.11.




Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына.

Раскрыть эпоху, в которой жил Тарас.




24

Трагедия Тараса Бульбы. Историческая и фольклорная основа произведения.

4.12.




Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства.

Тема освободительного движения.




25

Развитие речи. Устное сочинение по повести Н.В. Гоголя « «Тарас Бульба

6.12.




Анализ и интерпретация произведений.









И.С. Тургенев (3ч.)

Из них:


Внеклассное чтение-1ч.

26

И.С. Тургенев. Слово о поэте. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк».

11.12.




Слово о писателе «Бирюк».

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.



Связь с биографией писателя. Связь с живописью. Связь с устным народным творчеством.




27

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы».

13.12.




«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык».

Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.



Связь с философией, этикой, татарской литературой, отражающей проблемы родного языка. Г.Тукай, С Хаким.




28

Внеклассное чтение.

Цикл рассказов «Записки охотника».



18.12.




Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

Иллюстрации к рассказу.




Н.А. Некрасов (2ч.)

Из них:


Внеклассное чтение-1ч.

29

Н.А. Некрасов. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Поэма (развитие понятия)

20.12.




Слово о поэте.

Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.



Образы женщин в произведениях других писателей. Связь с историей.

НРК. Л. Ихсанова «Лачын кыз».






30

Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Размышление у парадного подъезда».

25.12.




«Размышления у парадного подъезда».


Взаимосвязь истории и литературы..




М.Е. Салтыков-Щедрин (3ч.)


31

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Жизненный и творческий путь. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».



27.12.




Слово о писателе.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок).

Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.


Связь Салтыкова-Щедрина общественной мыслью второй половины 19 века. Аллегория в баснях Крылова.




32

Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». «Медведь на воеводстве».


15.01




Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. Понятие о гротеске.







33

Литературный ринг по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова – Щедрина.

17.01.




Анализ и интерпретация произведений.









А. Толстой (1ч.)


34

Алексей Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов, «Михайло Репнин».

22.01




Слово о писателе.

Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.









Л. Н. Толстой (2ч.)


35

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». Автобиографическое художественное произведение.

У литературной карты Татарстана.

24.01.





Слово о писателе.

Повесть «Детство».

Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.


Сопоставление внутреннего и духовного мира героев Толстого, Еники.




36

Л.Н. Толстой «Детство». Главы «Классы», «Наталья Савишна» и др.

29.01.




Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.









Литература 20 века (22ч.)

И.А. Бунин (3ч.)

37

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры».

31.01.





Слово о писателе.

Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.









38

И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

5.02.




Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.







39

Развитие речи. Устное сочинение «Золотая пора детства»

7.02.




Анализ и интерпретация произведений.









Литература 19 века.

А.П. Чехов (3ч.)

Из них:

Внеклассное чтение-1ч.

40

А.П.Чехов. Страницы биографии. «Хамелеон». Развитие понятия о юморе.

12.02.




Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон».

Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.









41

Смешное и грустное в рассказе «Злоумышленник».

14.02.




Особенности авторской позиции в рассказе.

Связь с очерком М.Горького «Литература и жизнь».




42

Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказах Чехова. «Размазня».

19.02.




Особенности авторской позиции в рассказе.








Стихи русских поэтов 19 века о родной природе (1ч.)

43

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

21.02.





Жуковский «Приход весны», А. Толстой «Край ты мой, родимый край».

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.










Литература 20 века

М. Горький (4ч.)

44

М. Горький. Слово о писателе. Главы из повести «Детство». Автобиографический характер повести. У литературной карты Татарстана.

26.02.





Слово о писателе.

Повесть «Детство».

Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.



Казанский период жизни писателя. Музей Горького в Казани. Иллюстрации картин, посвящённых Горькому.




45

Изображение быта и характера. Понятие о теме и идее произведения.

28.02.




Понятие о теме и идее произведения.







46

Развитие речи. Портретная характеристика литературного героя.

5.03.




Анализ и интерпретация произведений.









47

Горький «Данко». Романтический характер легенды.

7.03




Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Иллюстрации.




В.В. Маяковский (2ч.)


48

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Понятие о лирическом герое.

12.03.




Слово о поэте.

Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни».

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.


Плакаты «Окна РОСТА». Поездки Маяковского в Казань. Казань в творчестве Маяковского.




49

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

14.03.




Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

Тоническое стихосложение (начальное представление).



Связь с татарской литературой – Г.Ибрагимов «Алмачуар».




Л. Андреев (1ч.)

50

Л. Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

19.03.




Анализ и интерпретация произведений.


Памятники собакам. Иллюстрации.

Связь с татарской литературой Т. Миннуллин «Авыл эте Акбай».






А. П. Платонов(2ч)

Из них:

Сочинение-1ч.

51

А. П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка». Друзья и враги главного героя.

21.03.




А. П. Платонов.

Тема милосердия и сопереживания. Х.Такташ «Мокамай».




52

Развитие речи.

Написание сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» по произведениям Платонова и Андреева.

2.04.




Анализ и интерпретация произведений.









Б.Л. Пастернак (2ч.)

Из них:

Внеклассное чтение-1ч.

53

У литературной карты Татарстана. Чистопольские страницы лирики Пастернака.

4.04




Наша республика в годину суровых испытаний. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме».

История Татарстана, музыка, ИЗО, чистопольские страницы.




54

Внеклассное чтение. Произведения о Великой Отечественной войне. Симонов, Ахматова, Сурков, Тихонов.

9.04.




Произведения о Великой Отечественной войне.







Русская проза второй половины 20 века (3ч.)

Из них:

Внеклассное чтение-1ч.

55

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. Рассказ «О чём плачут лошади».

Развитие речи Подготовка к домашнему сочинению.



11.04.




Ф.А. Абрамов. Понятие Литературные традиции.

Иллюстрации о лошадях, связь с русской и татарской литературой.




56

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». «Живое пламя».

16.04.




Е.И. Носов. Анализ и интерпретация произведений.



Кукла в произведении Л.Толстого «Кавказский пленник».




57

Внеклассное чтение. Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

18.04.




Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Анализ и интерпретация произведений.



А. Еники «Мак чэчэге».





Русская поэзия второй половины 20 века (1ч.)

58

Развитие речи. Человек и природа в стихотворениях Заболоцкого, Рубцова.

17.04.




Стихи поэтов 20 века.

Связь с музыкой





Д. С. Лихачёв (1ч.)

59

Д. С. Лихачёв. «Земля родная». Публицистика. Мемуары как публицистический жанр.

23.04.




Мемуары как публицистический жанр. Публицистика.

Связь с историей, с русским языком.





М.М. Зощенко (1ч.)

60

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».

25.04.



Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция.


.





Литература народов России (1ч.)

61

У литературной карты Татарстана. Расул Гамзатов.

30.04




Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.








Песни на слова русских поэтов 20 века(1ч.)

62

Песни на слова русских поэтов 20 века. Б. Окуджава, А Вертинский, И. Гофф.

2.05.




Авторская песня как жанр и как явление культуры.









Зарубежная литература (5ч.)

63

Р. Бёрнс «Честная бедность».

14.05.




Р. Бёрнс «Честная бедность». Анализ и интерпретация произведений.



Связь с песенным жанром, устным народным творчеством, связь с современностью




64

Д.Байрон «Ты кончил жизни путь…».

16.05.




Жизнь и творчество (обзор).

Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции.



Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина, Лермонтова, Тукая.




65

Японские трёхстишия (хокку).

21.05.




Выразительное чтение.


Использование жанра хокку Т. Миннуллиным и Р. Файзуллиным





66

О. Генри «Дары Волхов».

23.05.




О. Генри «Дары Волхов». Анализ и интерпретация произведений.



Связь

с библейской литературой.






67

Итоговая контрольная работа.

24.05.





Р.Д. Брэдбери. Анализ и интерпретация произведений.







68

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Анализ контрольных работ.

26.05














Повторение (2ч.)

69

Урок – праздник «Путешествие по стране литературии 7 класса».

28.05.











70

Итоговый урок.

30.05













Рассмотрено на заседании

кафедры гуманитарных дисциплин

№ от _ .03.2014


Руководитель

кафедры___________Хисамова Г.З.


Итоговый тест по литературе за 2013-2014 учебный год. 7 класс.

Вариант 1

  1. Какие три рода литературы вам известны?

  2. Лирика - это:

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в) стихотворение из двух строк.

3. Какие стихотворные размеры являются двусложными?

Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.



  1. Какие виды рифмовки существуют в стихосложении?

  2. Определите в четверостишии вид рифмовки:

а) ... Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна ...
б) ... Слыхали ли вы за рощей глас ночной

Певца любви,

певца своей печали,

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой ...
в) Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор ...

6. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?

«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

7. Из какого произведения взят данный отрывок?

«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а) Леонид Андреев «Кусака».

б) Андрей Платонов «Юшка».

в) Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

8. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки, с при­мерами из текста.

«Говорила она»,

«до неё как будто спал я» Сравнение

«Слова, похожие на цветы»,

«тёмные, как вишни, зрачки» Инверсия

«Ласковые, яркие, сочные слова»,

«молодое и светлое лицо» Эпитеты

9. Что составляло смысл жизни цветка из рассказа Платонова «Неизвестный цветок»?

а) Один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

б) Во что бы то ни стало спрятаться от ветра.

в) Жить, расти, бороться за счастье жить.



10. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

а) Любопытство.

б) Уважение.

в) Сострадание.


11. Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

а) Описание жизни простого деревенского человека.

б) Изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

в) История брошенной куклы.



12. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Сал­тыкова-Щедрина?

а) Волшебные.

б) О животных.

в) Бытовые.



13. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал­тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера­лов прокормил»?

а) Восхищение, любование.

б) Презрение, пренебрежение.

в) Сожаление, горечь.

г) Безразличие.

14. В каком стихотворении Н. А. Некрасов ставит перед своей музой задачу служения народу?

а) «Железная дорога».

б) «Размышления у парадного подъезда».

в) «Плач детей».

г) «Вчерашний день, часу в шестом».

15. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».

а) Повесть.

б) Очерк.

в) Притча.

г) Рассказ.

16. Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

а) Постеснялся своей жестокости перед барином.

б) Испугался мести крестьянина.

в) Пожалел мужика.

г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

17. Выделите основную тему стихотворения В. Маяковского

«Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче».

а) Летний отдых на даче.

б) Дружба поэта с Солнцем.

в) Назначение поэтического творчества.

г) Редкое астрономическое явление.


  1. Из какого произведения взят этот отрывок?

«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва прогля­дывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно ... »

Вариант 2

  1. Какие жанры относятся к эпическому роду литературы?

  2. Повесть - это ...

а) Средняя форма эпической прозы, литературное произве­дение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, про­блем.

б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным фи­налом.

В) Стихотворное повествовательное произведение с развёр­нутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

3. Какие стихотворные размеры являются трёхсложными?

Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий.



4. Эпиграф - это ...

а) стихотворная строка, в которой заключена основная ха­рактеристика героя;

б) изречение, отрывок из произведений различных писате­лей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

в) краткое описание развития сюжета.

5. Определите в четверостишиях виды рифмовки.

а) ... Не пылит дорога,

Не дрожат листы,

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.
б) Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

т о в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?
в) Везде покоится народ;

Утих и шум, и крик торговый;

Лишь только лает страж дворовый Да цепью звонкою гремит.

6. Из какого произведения взят этот отрывок?

«Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбе­гали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не по­ругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого чело­века».

7. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?

«Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной сереб­ром. Вся она - тёмная, но светлая изнутри - через глаза - неуга­симым, весёлым и тёплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко, точно большая кошка, - она мягкая, такая же, как этот ласковый зверь».



8. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем, с примерами из текста:

«точно большая кошка»,

«мягкая такая же, как этот ласковый зверь» Сравнение

«белые крепкие зубы»,

«бескорыстная любовь»,

«тёмная кожа щёк» Инверсия

«до неё как будто спал я»,

«явилась она» Эпитеты


9. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

а) Уважение.

б) Сочувствие.

в) Пренебрежение.

г) Осуждение.

10. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а) Честность, ответственность.

б) Жестокость.

в) Доброта.

г) Любовь к детям.

11. Назовите основную тему части «Княгиня Трубецкая» поэмы Некрасова «Русские женщины».

а) Судьба декабристов.

б) Величие и сила духа русской женщины-дворянки.

в) Рассказ о трудностях на пути княгини в Нерчинск.

г) Попытка губернатора помешать княгине поддержать мужа.

12. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а) Обличение чиновничества.

б) Восхваление трудолюбия простого народа.

в) Проблема рабского положения и бесправия покорного на­рода в условиях крепостничества.

г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на ост­рове.

13. Какой приём использует автор в следующем отрывке: « ... Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их све­тился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в од­но мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, от­кусил у своего товарища орден и немедленно проглотил ... »

а) Гипербола.

б) Гротеск.

в) Иносказание.

г) Сатира.

14. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хаме­леон».

а) Повесть.

б) Очерк.

в) Эпиграмма.

г) Рассказ.

15. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хаме­леоном»?

а) Очумелова.

б) Хрюкина.

в) Елдырина.

г) Повара.

д) Толпу зевак.



16. Какой художественный приём положен в основу стихо­творения «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»?

а) Гипербола.

б) Олицетворение.

в) Метафора.

г) Сатира.

17. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

а) Им не на ком стало вымещать злость и обиду.

б) Он был незаменим в кузнице.

в) Он был сельским праведником.



18. Вспомните рассказ Абрамова «О чём плачут лошади».

Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

а) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.

б) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.

в) Он не накормил Рыжуху.

Критерии оценивания промежуточной аттестации по литературе. 7 класс

На выполнение итоговой работы по литературе отводится 1 урок (45 минут).

За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов - 18

18-15 баллов- оценка «5»;

14-11 баллов - оценка «4»;

10-7 баллов - оценка «3»;



Ответы к заданиям 1 варианта.

  1. Эпос, лирика, драма.

  2. б.

  3. ямб, хорей.

  4. Смежная, кольцевая, перекрестная.




  1. а - перекрёстная; б - кольцевая; в - кольцевая.

  2. «Старуха Изергиль».

  3. а.

  4. 1-инверсия, 2- сравнение, 3- эпитеты.

  5. в.

  6. б, в

  7. в.

  8. в.

  9. б.

  10. а.

  11. г.

  12. г.

  13. ..

  14. Ю. Казаков «Тихое утро».

Ответы к заданиям 2 варианта

  1. Повесть, рассказ, роман

  2. а.

  3. дактиль, анапест, амфибрахий.

  4. б.

  5. а - перекрёстная, б - перекрёстная, в - кольцевая.

  6. «Юшка».

  7. «Детство».

  8. 1- сравнение, 2- эпитеты, 3- инверсия.

  9. б.

  10. а.

  11. б.

  12. в.

  13. б.

  14. г.

  15. а.

  16. а.

  17. в.

  18. а.

Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Программа по литературе 5 класс

  • Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе