Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


К рабочей программе по русской литературе для 6 класса




страница1/3
Дата06.07.2018
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Аннотация к рабочей программе по русской литературе для 6 класса
Рабочая программа по литературе в 6-ом классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по литературе Министерства образования РФ, авторской программы В. Я. Коровиной ( «Программа литературного образования. 5-11 классы», М., Просвещение 2008г.) для действующему учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 6 класс» М. – «Просвещение» 2006 год.

На этапе изучения литературы в 6 классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения от метафоры до композиции.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). Согласно Учебного плана гимназии выделяется 105 часов: 70 часов и плюс 35 часов из школьного компонента (1 час в неделю). (Часы из школьного компонента в календарно-тематическом планировании выделены курсивом и звездочкой). Часы школьного компонента используются для расширения отдельных тем, таких как:

-Устное народное творчество;

-И. А. Крылов. Басни;

- А.С. Пушкин. Тема жизненного пути;

- А.С. Пушкин. «Барышня - крестьянка»;

- А.С. Пушкин. «Дубровский»;

- И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника»;

- Н.С.Лесков «Левша»;

- А.С. Грин «Алые паруса»;

- М.М. Пришвин «Кладовая солнца»;

- В.П. Астафьев;

- Фазиль Искандер;

- В.Г. Распутин «Уроки французского»;

- Родная природа в русской поэзии;

- Мифы Древней Греции;

- М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»;

- А. де Сент-Экзюпери.

- П.Мериме.

- Ф.Шиллер

При составлении рабочей программы были учтены общеучебные навыки и умения учащихся 6 в класса. На учебный год запланировано 9 часов на развитие речи, 9 часов на внеклассное чтение, 4 часа на контрольные работы.

Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента. Под рубрикой «У карты Татарстана» в программе включены уроки по творчеству писателей и поэтов, связанных с Татарстаном. Проводятся заочные экскурсии по литературным местам.

 




Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе в 6-ом классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089), Примерной программы основного общего образования по литературе Министерства образования РФ, авторской программы В. Я. Коровиной ( «Программа литературного образования. 5-11 классы», М., Просвещение 2008г.) для действующему учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 6 класс» М. – «Просвещение» 2006 год, Образовательной программы гимназии на 2012 – 2014 годы, Учебного плана гимназии на 2014-2015 учебный год. При создании данной программы руководствовалась методическим письмом МО и Н РФ «О преподавании учебного предмета «Русская литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

В рабочей программе нашли отражение цели задачи изучения русской литературы на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке примерной программы. Заложены возможности предусмотренного стандартом основного общего образования формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание программы способствует формированию представления о специфике литературы как искусства слова, развитию умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Теоретико-литературные понятия изучаются в связи с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные компонентом федерального государственного стандарта основного общего образования.

В учебник-хрестоматию для 6 класса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у учащихся высокие нравственные качества. Планирование построено так, что в нём на новом познавательном уровне изучаются многие уже известные школьнику этапы развития литературы, обобщаются знакомые ученикам факты, систематизируются знания по истории литературы.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 часов (из расчета 2 часа в неделю). Согласно Учебного плана гимназии выделяется 105 часов: 70 часов и плюс 35 часов из школьного компонента (1 час в неделю). (Часы из школьного компонента в календарно-тематическом планировании выделены курсивом и звездочкой). Часы школьного компонента используются для расширения отдельных тем, таких как:



-Устное народное творчество;

-И. А. Крылов. Басни;

- А.С. Пушкин. Тема жизненного пути;

- А.С. Пушкин. «Барышня - крестьянка»;

- А.С. Пушкин. «Дубровский»;

- И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника»;

- Н.С.Лесков «Левша»;

- А.С. Грин «Алые паруса»;

- М.М. Пришвин «Кладовая солнца»;

- В.П. Астафьев;

- Фазиль Искандер;

- В.Г. Распутин «Уроки французского»;

- Родная природа в русской поэзии;

- Мифы Древней Греции;

- М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот»;

- А. де Сент-Экзюпери.

- П.Мериме.

- Ф.Шиллер

При составлении рабочей программы были учтены общеучебные навыки и умения учащихся 6 в класса. Учащиеся класса характеризуется средней мотивацией к обучению. Темп работы на уроке средний. Большинство умеют пересказывать текст, давать характеристику героям. Однако некоторые учащиеся имеют затруднения при выполнении письменных работ и недостаточно бегло читают. Исходя из этого, в рабочую программу включены различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Это творческие работы, письменные и устные сочинения, различные виды пересказа. Выразительное чтение, устное словесное рисование.

На учебный год запланировано 9 часов на развитие речи, 9 часов на внеклассное чтение, 4 часа на контрольные работы.



Содержание рабочей программы содержит следующие темы:

Вводный урок (1ч.)

Устное народное творчество (4ч.)

Древнерусская литература (2ч.)

Русские басни (3ч.)

Русская литература 18 века(2ч.)

Русская литература 19 века (41ч.)

Литература 20 века(31ч.)

Мифы Древней Греции – (6ч.)

Зарубежная литература (13ч.)

Повторение (3ч.)

Программа разработана по следующему учебно-методическому комплекту:

1. Литература.6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /авт. - сост.КоровинаВ.Я.-17-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

2. Литература:6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM /сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение, 2008.

3. Поурочные разработки по литературе 6 класс» авт.-сост. Н.В.Егорова, И.В.Золотарева, 2004.

4. Читаем, думаем и спорим…: Вопросы и задания по литературе: 6 класс- М.: Просвещение: АО «Учеб.лит.».

5. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю.:Литература 5-8 классы. Тесты.

6. Липина Е.Ю.: Литература 5-8 классы. Тесты. ЕГЭ: шаг за шагом.

7. Миронова Н.А.:Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику-хрестоматии «Литература. 6 класс»:Авт.-сост. В.П. Полухина/Н.А. Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.и др.



Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента. Под рубрикой «У карты Татарстана» в программе включены уроки по творчеству писателей и поэтов, связанных с Татарстаном. Известно, что литературное краеведение способствует воспитанию любви к родному краю, интереса к его культуре и истории, формированию нравственности и духовности подрастающего поколения. Изучение краеведческого литературного материала позволяет формировать гражданское, национальное самосознание и патриотизм на основе истории родного края, жизни замечательных людей. С этой целью при изучении биографии писателей привлекается местный материал, связанный с жизнью и творчеством писателя. Проводятся заочные экскурсии по литературным местам. Осуществляется сопоставительный анализ произведений русской и татарской литератур. В этой работе помогают следующие пособия:

1. Т.О. Скиргайло «Писатели Татарстана на уроках внеклассного чтения». В 2-х частях.

2. Интернет-ресурсы.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса

урока

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Внутри предметные и меж предметные связи, НРК

Примеча-ние




Плани-руемая



Факти-ческая






1

Введение. Художественное произведение и автор.

1.09

1.09

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека.
















2

Внеклассное чтение. УНТ. Обрядовый фольклор.

5.09

5.09

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Живопись русских художников.







3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый фольклора.

У литературной карты Татарстана.

8.09

8.09

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Татарские пословицы о дружбе и о языке.







4

*Устное народное творчество. Загадки как малый жанр фольклора.

10.09

10.09

Фольклор. Жанры фольклора.


Живопись русских художников.







5

*Развитие речи. Урок – посиделки. Русский фольклор.

12.09

12.09

Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.










Древнерусская литература




6

Древнерусская литература. Русская летопись «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке».

15.09

15.09

Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке»)



Репродукция картин В.М. Васнецова «Нестор-летописец».







7

«Сказание о Белгородском киселе».

17.09

17.09

Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как исторический и литературный памятник Древней Руси.

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

«Сказание о Белгородском киселе».


Живопись русских художников.







Басни




8

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне.

19.09

19.09

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.



Басни Лафонтена.







9

И.А. Крылов. Слово о баснописце «Листы и корни».

22.09

22.09

И.А. Крылов. Слово о баснописце «Листы и корни».

Басни Лафонтена.







10

*И.А. Крылов. «Осёл и соловей». Конкурс инсценированной басни.

24.09

24.09

И.А. Крылов. «Осёл и соловей».

Живопись русских художников.







Литература 18 века







11

*А.С. Пушкин. Лицейские годы жизни. Южная ссылка. «Узник».

У литературной карты Татарстана.

26.09

26.09

А.С. Пушкин. Лицейские годы жизни. Южная ссылка. «Узник».

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина.




Пушкин в Казани. «Узник» в переводе

Г. Тукая.









12

Развитие речи. «Зимнее утро». Роль антитезы в композиции стихотворения. Двусложные размеры стихосложения.

29.09

29.09

Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.


Переводы стих. А.С. Пушкина «Зимние утро», «Пущину» на татарский язык.







13

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».

1.10

1.10

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину».

Живопись русских 2.10художников.







14

Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».

3.10

3.10

Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога».

Иллюстрации к произведению.







15

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина».

6.10

6.10

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина».

Иллюстрации к произведению.







16

*А.С.Пушкин «Барышня крестьянка».

8.10

8.10

А.С.Пушкин. «Барышня крестьянка».

Живопись русских художников.







17

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Выстрел».

10.10

10.10

А.С. Пушкин «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

Живопись русских художников.







18

А.С. Пушкин «Дубровский». Изображение русского братства. Дубровский старший и Троекуров.

13.10

13.10

Роман «Дубровский».


Связь с историей 1 половины 19 века.







19

Осуждение в романе произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности.

15.10

15.10

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Живопись русских художников.







20

Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости.

17.10

17.10

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей».

Иллюстрации художников «Пожар в усадьбе Дубровского».







21

*А.С. Пушкин. «Дубровский». Бунт крестьян.

20.10

20.10

Образы крестьян в повести.


Живопись русских художников.







22

*«Дубровский». Романтическая любовь Владимира и Маши.

22.10

22.10

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт.

Живопись русских художников.







23

*Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский».

27.10

27.10

Анализ интерпретации произведения.










24

*Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

29.10

29.10




Живопись русских художников

Учебное пособие по литературе для 6 класса Н.В. Егорова, стр.95




25

М.Ю. Лермонтов Личность поэта «Тучи», «Парус». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Аллитерация. Метафора.

31.10

31.10

М.Ю. Лермонтов Личность поэта «Тучи», «Парус». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Аллитерация. Метафора.

Связь с живописью

(акварельные рисунки Лермонтова Мотивы одиночества в творчестве татарских поэтов (Дардменд «Кораб», Г.Тукай стих. «Эзелгэн эмет»).









26

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Стихотворения Лермонтова «Утёс», «Листок», «На севере диком».

10.11

10.11

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Стихотворения Лермонтова «Утёс», «Листок», «На севере диком».Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.


Связь с немецкой лирикой, с Тютчевым, Фетом. С живописью: репродукция картины И.И. Шишкина «На севере диком».













27

Развитие речи. Обучение анализу стихотворения. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».

12.11

12.11

Схема анализа стихотворения.

Живопись русских художников.







28

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

14.11

14.11

Двусложные и трехсложные размеры стиха.










29

Урок развития речи.

Классное сочинение «Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».



17.11

17.11

Анализ интерпретации произведения.

Живопись русских художников.







30

Внеклассное чтение. Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

19.11

19.11

Н.В. Гоголь. Слово о писателе.


Повесть "Ночь перед Рождеством". Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Связь с искусством. Репродукция картины.







31

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».

21.11

21.11

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».


Портрет писателей.







32

«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Юмор автора.

24.11

24.11

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».

Живопись русских художников.













33

*Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

26.11

26.11

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг»

Живопись русских художников.







34

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте «Неохотно и несмело…»

28.11

28.11

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте.


Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.



Портрет писателя.







35

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Листья».

1.12

1.12

Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Листья». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

Портрет писателя.













36

А.А. Фет. Слово о поэте.

3.12

3.12

А.А. Фет. Слово о поэте.

Портрет писателя.







37

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Учись у них у дуба, у берёзы..».

5.12

5.12

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Учись у них у дуба, у берёзы..», «Я пришел к тебе с приветом…». Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

Живопись русских художников.













38

Развитие речи. Обучение анализу стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А. Фета.


8.12

8.12

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Картины природы в изображении Арсланова, Хакима.






  1   2   3

  • Н.В. Гоголь. Слово о писателе.
  • Ф.И. Тютчев. Слово о поэте.