Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


К. Г. Паустовский «Кот ворюга»




Скачать 93.37 Kb.
Дата03.07.2017
Размер93.37 Kb.
ТипКнига
Урок внеклассного чтения

6 класс

Тема: К.Г.Паустовский «Кот – ворюга»

Цель:

Задачи:

  • продолжить работу над развитием техники чтения учащихся: развивать навык правильного, беглого, выразительного, сознательного чтения; работать над умением анализировать прочитанное, отвечать на поставленные вопросы;

  • развивать устную речь учащихся, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие; расширять словарный запас учащихся;

  • воспитывать чуткое, доброе отношение к животным;

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор

  • Компьютер

  • Экран

  • Портрет К.Паустовского

  • Книга «Кот-ворюга»

  • Тетради по внеклассному чтению

  • Тестовые задания

Ход урока:

I

Организационный момент

- Раз, два, три- слушай и смотри,

- Три, два, раз – урок начнем сейчас!

- Сегодня у нас на уроке гости, которые хотят посмотреть, как вы умеете читать, рассказывать, слушать и отвечать на вопросы, я уверена, что у Вас все получится, потому что, я вас «всех люблю, и во всех вас верю…»






II

Актуализация знаний:

- Сегодня урок внеклассного чтения, а к таким урокам мы готовимся заранее, т.е. заранее читаем рассказы, сказки, стихи, о которых будем говорить на уроке.

1) - Соберите фамилию автора рассказа из рассыпанных букв

( буквы написаны на карточках и рассыпаны на доске - Паустовский);

- Правильно, Константин Георгиевич Паустовский.

- Прежде, чем говорить о его рассказе, я вам напомню биографию этого писателя.

2) Презентация «К.Г.Паустовский» (биография)



Буквы на доске

Просмотр слайдов






1 слайд – Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)

2 слайд - Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве

3 слайд - Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, вынужден был самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

4 слайд - В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы

5 слайд - Много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил

6,7,8,9,10 слайды- К.Паустовский очень любил природу, среди которой он жил, любил вот такие места, поэтому очень много в его рассказах описывается красота русской земли.

11 слайд- особенно ему нравились такие места как г. Таруса (старинный русский город в центре России недалеко от

г. Калуги на берегу Оки) и Мещерская сторона (вся местность по левую сторону Оки носила название Мещёрской стороны)



12, слайд – посмотрите обложки некоторых произведений К.Г.Паустовского, какое произведение мы читали в этом году («Заячьи лапы»)

13 слайд – этот рассказ нам предстоит прочитать в этом году в третьей четверти.

- Героя следующего рассказа вы узнаете, если верно выполните задание. Среди набора букв выбрать повторяющиеся слова и сложить из них название рассказа:

(лытсрнвикотщфтспворюгаыфтщылворюгатичкотшчшворюгаркот)

14 слайд – правильно угадали «Кот – ворюга»

15 слайд – К.Г.Паустовский.

16 слайд - Итак, открываем тетради по внеклассному чтению, записываем: Автор – К.Г.Паустовский

Название – «Кот – ворюга»


Презентация «К.Г.Паустовский»

(биография)

Карточки (желтые)

Тетради


III

IV.

Работа над темой урока:

1 слайд - Вы все прочитали это произведение. Что это сказка или рассказ? Почему? (Рассказ – небольшое литературное произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни героя. В рассказе один или несколько героев).

- Рассказ «Кот – ворюга» как раз написан в Мещерской стороне. Автор рассказа был участником этих событий, которые происходили в небольшой деревушке.

- Ясно ли из названия рассказа, о том кто является главным героем рассказа? (кот)

- Как его называют в рассказе? (вор, ворюга)

- Что означают эти слова?

2 слайд- сверяют со своими ответами

- Как еще называют кота в рассказе? (дети зачитывают из текста- …это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит)

- Как выглядел кот в начале рассказа? Прочтите (рыжий, с разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста)

3 слайд - Кто еще были героями рассказа?


  • Автор рассказа (К.Паустовский)

  • Рувим (друг писателя Р.Фраерман, писатель)

  • Деревенские мальчишки

  • Лёнька- сын сапожника

  • Петух-Горлач, куры

Словарная работа:

4 слайд- В тексте встречаются слова, которые могли вам быть непонятны, давайте разберем их:

5 слайд – отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности

6 слайд – лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть

7 слайд – за шиворот – за ворот, за воротник

8 слайд – бухало –гремело сильным и глухим звуком

9 слайд – припадок – внезапная потеря сознания, судороги

10 слайдкукан – бечевка, на которую надевают, пойманную рыбу, пуская ее на привязи в воду.

11 слайд – подпалины –рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного

12 слайдплотица – небольшая пресноводная рыба
Физминутка ( нос-пол- потолок)


Презентация «Кот-ворюга»

Физминутка на внимание






Анализ текста

- работу над рассказом мы проведем по плану (выборочное чтение)

13 слайд

План: (рисунки)

- Как вы думаете, почему кот изменился? Отчего раньше он был ворюгой?



1 рисунок (Воровал)

- Прочтите, что воровал кот (банку с червями – стр.11,

кукан с окунями – стр.12,

кусок ливерной колбасы – стр.12)



2 рисунок (Ловили)

- Расскажите, как ловили кота? (стр.12-13)



3 рисунок (Попался)

- Прочтите, как удалось поймать кота, кто с этим справился? (стр.13)



4 рисунок (Накормили)

- Прочитайте, чем кормили кота? (стр.14)



5 рисунок (Перестал воровать)

- Какой благородный поступок совершил кот? Прочитайте. (стр. 14)



6 рисунок (Хозяин и сторож)

- Как стал вести себя кот? Изменился ли его характер?(стр.15)



14 слайд –

План:

  • Внешность кота (Огненно - рыжий, с белыми подпалинами на животе, тощий, с разорванным ухом, обрубленным хвостом; глаза у него зелёные, дикие, нахальные.

  • Характер, образ жизни кота –( По тому, что он был тощим, можно догадаться, что жизнь его была нелёгкой; по диким, нахальным глазам можно понять, что он не был тихим, спокойным, а, скорее всего, был дерзким, наглым; а обрубленный хвост и разорванное ухо – свидетельство того, что за проделки ему здорово доставалось.)

  • Повадки кота -«Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел…Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит…Он воровал всё…Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл…С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом…Он притворно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления…Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы… Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож»)

-Подумайте, какие из предложенных характеристик, подходят к описанию кота-ворюги в начале рассказа, а какие в конце рассказа. Распределите определения по двум столбикам:

дикий


добрый

ласковый

нахальный

бессовестный

бродячий

порядочный

тихий

спокойный



хозяйственный

дерзкий


наглый

дружелюбный

благодарный

15 слайд – Какое из предложенных выражений может стать главной мыслью рассказа, главной идеей.


  • Кот Васька слушает и ест

  • Знает кошка, чье мясо съела.

  • Кошке игрушки, а мышке слезки.

  • Доброе слово и кошке приятно

  • Не все коту масленица.

  • Ночью все кошки серы.

  • Страшнее кошки зверя нет.

- Но добрыми должны быть не только слова, но и наши поступки (накормить голодную собаку, бродячую кошку)

Определения на доске (напечатанные листы)



V.

Закрепление:

1) - К какому эпизоду относится данная иллюстрация?

16 слайд - (стр12) (береза)

17 слайд – (стр. 13) (Ленька вытянул кота)

18 слайд – (стр. 13) (вытащили кота)

19 слайд – (стр. 14) (кот – хозяин)

- К какому важному эпизоду не хватает рисунка (как кормили кота)



2) Тестовые задания: (в кружке около правильного ответа, поставь )

1. Какого цвета был неуловимый кот?



  • Белого

  • Рыжего

  • Серого

2. Что удалось установить о коте через неделю?

3. Что кот однажды своровал в чулане?

  • Запас зерна для кур

  • Соленые огурцы из бочки

  • Банку с червями

4. С чем кот-ворюга залез на березу?

  • С куском мяса

  • С куском ливерной колбасы

  • Со связкой сушеной рыбы

5. Кто вытащил кота из-под дома?

  • Ленька – сын сапожника

  • Петька – сын аптекаря

  • Ванька – сын охотника

6. Что сделали с котом, после того, как поймали его?

  • Выдрали его

  • Заперли в доме

  • Накормили до отвала

7. Какой благородный поступок совершил кот на следующий день после сытного обеда?

  • Наловил и принес рыбы

  • Прогнал кур со стола в саду

  • Вернул все наворованное

8. Как вёл себя кот после того, как он стал жить в доме?

  • всех боялся

  • ходил как хозяин и сторож

  • хулиганил




тесты

VI.

Итог урока:

- Добро побеждает зло. «Наказание добротой»: за воровство кота «наказали» тем, о чём он давно мечтали: кота кормили вдоволь – впервые в жизни.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»





Слайд 20

VI

Оценка учащихся




VII

Домашнее задание

- сделать иллюстрации к рассказу






VIII

Звучит фонограмма песни «Не дразните собак»

Фонограмма

  • Ход урока: I
  • Словарная работа: 4 слайд - В тексте встречаются слова, которые могли вам быть непонятны, давайте разберем их: 5 слайд – отчаяние
  • Анализ текста
  • 1 рисунок
  • 3 рисунок (
  • 5 рисунок (
  • План: Внешность кота
  • Характер, образ жизни кота
  • Слайд 20 VI Оценка учащихся