Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


К. А. Кочегарова «основы духовно-нравственной культуры народов россии. Основы религиозных культур народов россии»




Скачать 418.06 Kb.
Дата03.07.2017
Размер418.06 Kb.
ТипПояснительная записка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К УЧЕБНИКУ А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, среди прочего, направлен на обеспечение:

• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократичного гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на первом месте находится «формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества».

В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Данная область, среди прочего, должна отражать:

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Кроме того, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа Российской Федерации. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, «в средневековой Руси был… представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе, и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох.

А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия «культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

Таким образом, для реализации целей и задач Стандарта начального общего образования в части духовно-нравственного воспитания (базирующегося, в свою очередь, на Концепции духовно-нравственного развития) обучающихся очевидна необходимость изучения основ традиционных религиозных культур России в средних общеобразовательных учреждениях вообще и в начальной школе в частности.

Без знакомства обучающихся с основами традиционных религий России, их ролью в развитии российской государственности и культуры, с основами религиозной морали и нравственности реализация целей программы духовно-нравственного развития (и соответствующей предметной области стандарта) невозможна.

К изучению курса можно приступать после того, как обучающиеся уже овладели (либо овладевают параллельно с изучением данного курса) основными разделами программы «Окружающий мир» и обладают основами знаний о природе, человеке и обществе, пространстве и историческом времени.



Концепция учебника базируется на следующих принципах:

• расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России;

• комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов истории религий;

• общеобразовательный, светский характер курса.

В методическом плане при создании учебника основополагающими были следующие положения:

• раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через исторические и личностно значимые примеры (так, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

• отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

• объяснение сложных понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения его сути в тексте учебника, а не путем введения отдельных определений;

• стремление избегать негативных оценок любой религии или обсуждения имевших в прошлом процессов религиозных противостояний и конфликтов.

Основные задачи курса вытекают из Стандарта начального общего образования, Примерной программы общеобразовательного учреждения (в части духовно-нравственного воспитания) и Концепции духовно-нравственного развития:

• дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

• сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий — представлений о добре и зле;

• показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

• воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

В связи с этим данный курс предлагается изучать комплексно, без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

Место курса в учебном плане

На изучение курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе начальной школы в учебном плане отводится 35 часов.


Планируемые результаты на выходе 4 класса
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

• становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием

конкретного учебного предмета.

Педагогическое обеспечение учебного процесса

К необходимым элементам учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса относится учебник, рабочая программа, пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы (на выбор учителя), приведенной в данном издании.


СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Справочные издания

Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины,

доктринальные понятия. М., 2000.



Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб., 2002.

Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М., 2005.

Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1—4. М., 1998—2003. (Вып. 1–3 переизданы: М., 2006.)

Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006.

Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982—2001. (Т. 1—7 – М., 1996.)

Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003.

Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т. М., 2003.

Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А. Тишкова. М., 1999.

Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000—2010.

Религии народов современной России. А—Я: словарь. М., 2002.

Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993—1995.

Энциклопедия для детей. Т. 6: Религии мира. Ч. 1—2. М., 2002.

Научная и научно-популярная литература

Ко всему курсу

Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.

Всеобщая история религий мира. М., 2006.



Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991—1993.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006.

Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.



Христианство

Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001.

Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

Библия: книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета. М., 2007.

Богданов А.П. Русские патриархи 1589—1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006.

Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви. М., 1991.

Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.



Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи. М., 1998.

Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004.

Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

Годри И. Лютер. М., 2000.

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997—1998.

Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1998.

Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.

Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника: в 5 т. М., 2003.

Добротолюбие: избранное для мирян / сост. Архим. Ювеналий. М., 2002.

Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская литература ХVIII—ХХ вв. М., 2002.

Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994.

Житие и чудеса святого Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. М., 1994.

Жития русских святых: в 2 т. М., 2003.

Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели ХVII века. М., 1972. Также в Н.: Жуков Д.А. Огнепальный. Новосибирск, 1988.

Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918-й. М., 1996.

Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006.

Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000.

Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский. СПб., 2007.

История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994—1999. Т. 1—7: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917; Т. 9: Цыпин В.А., прот. История Русской Церкви, 1917—1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988—1917. Жизнь и учение старцев.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.

Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

Карсавин Л.П. Католичество: страсти блаженной Анжелы. Томск, 1997.

Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.

Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002.

Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000.

Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003.

Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998.

Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная библейская энциклопедия. М., 2006.

Новый Завет. Псалтирь. М., 2006.



Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ—ХVI вв. М., 2002.

Польский М., протопресв. Новые мученики российские: в 2 кн. М., 1993.

Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб., 2007.

Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.

Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения. М.; Рига, 1995.



Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн. СПб., 2000.

Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1994.

Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М., 1999.

Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М., 1996.

Серафимо-Дивеевские предания / сост. И примеч. А.Н. Стрижева. М., 2001.



Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви. М., 1998.

Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997.

Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997.

Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П. Лопухина: в 12 т. М., 1997—1998.



Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700—1917. М., 2003.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. О. А. Меня. М., 1997.

Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002.

Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийские отцы V—VIII вв. Минск, 2006.

Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006.

Цыпин В., прот. История Русской православной церкви (1700—2005). М., 2006.

Шмеман А., протопресв. Исторический путь православия. Париж, 1985.

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр. Очерки. М., 1995.



Ислам

Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Священного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001.



Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002.

Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М., 2000.

Коран / пер. и ком. И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Коран / пер. смыслов и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.

Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996.

Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т. М., 2002.



Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003.

Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М., 1999.

Хадисы пророка / пер. и ком. Иман Валерии Пороховой. М., 2000.



Иудаизм

Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер. С.Г. Фруга. М., 2006.



Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим, 2002.

Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов н/Д, 2001.

Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов н/Д, 2006.

Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002.

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

Буддизм

Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

Буддизм: четыре благородные истины. М., 2002.



Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буддизм. СПб., 1999.

Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М., 2002.

Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов н/Д; Харьков, 2005.

Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.

Томас Э. Будда. М., 2003.

Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.

Улиг Г. Будда. Ростов н/Д, 1998.

Эррикер К. Буддизм. М., 2003.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п

у-а

Тема

урока

Кол-

во

ч-в

Тип урока

Целевая установка урока

(уроков)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

проведения

(план/факт)

Понятия

Предметные

результаты

Универсальные

учебные

действия

Личностные

результаты

1

Введение в

Предмет. Язычество

1

Вводный

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил

природы. Понятие души. Язычество.


Душа,

религия,

язычество


Понимать причины

возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа».


Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи


Становление

гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций






2

Возникновение монотеистических религий

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Возникновение монотеистических религий – выход

человека на новый уровень нравственного раз-

вития. Отличие монотеизма от язычества


Пророк,

монотеизм,

заповеди,

спасение

души

Объяснять смысл

возникновения

монотеистических

религий в связи с выходом человечества

на новый уровень

нравственного развития



Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи


Становление

гуманистических и демократических

ценностных

ориентаций






3

Древние

предания христиан

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение

Богом мира и человека.

Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их

изгнание из рая. Первородный грех. Понятие

греха. Дьявол (сатана).

Свобода выбора человека. Всемирный потоп.

Вавилонская башня.


Ветхий Завет, Библия,

древо познания добра и

зла, запретный плод,

первородный

грех, грех,

свобода вы-

бора, ковчег


Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные

с возникновением

первых людей, Все-

мирным потопом,

Вавилонской башней,


Развитие

этических

чувств —

стыда, вины,

совести как

регуляторов

морального по-

ведения


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий





4

Пророк Моисей и Десять заповедей

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Пророк Моисей и Десять заповедей

Десять заповедей,

Мессия

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные

с дарованием Моисею

Десяти заповедей на

горе Синай.

Иметь представления

о христианских

воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать смысл

грехопадения первых

людей.


Объяснять, в чем заключается свобода

выбора человека



Развитие

этических

чувств —

стыда, вины,

совести как

регуляторов

морального по-

ведения


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий





5

Возникновение

христианства

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Новый Завет – часть Библии. Евангелие –

благая весть. Рождение

Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему –

основа христианского

учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа.


Новый

Завет,

Евангелие,

апостол

Знать основные события земной жизни

Иисуса Христа.




Знание основных моральных

норм и ориентация на их

выполнение,

дифференциация моральных

и конвенциональных

норм


Развитие

этических

чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей





6

Ис-

купительная

жертва Хри-

ста

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря.

Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в

ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие

Христа


Таинство, ис-

купительная

жертва Хри-

ста, второе

пришествие

Понимать и

принимать нравственную

суть христианства,

выраженную в заповедях Христа.

Объяснять смысл искупительной жертвы

Христа


Развитие

морального

сознания как

переходного

от доконвенционального

к конвенциональному

уровню


Развитие

этических

чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и сопереживания

чувствам других людей





7

Христианская

церковь

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Гонения на первых

христиан в Римской

империи. Катакомбы –

место, где укрывались

первые христиане.

Церковь. Появление

священников. Распространение и утверждение христианства в

Римской империи в качестве государственной

религии. Император

Константин.



Мученик,

священник,

церковь,

патриарх –

патриархат,

епископ –

епархия

Знать основные события, связанные с

жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.




Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий






8

Церковная организация

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Складывание церковной организации: священник,

епископ, митрополит,

патриарх. Монастыри

и монашество. Римские папы. Разделение

единой христианской

Церкви на Католическую и Православную



Митрополит –

митрополия,

монах – монастырь,

римский

папа

Иметь представления

об устройстве Церкви.

Характеризовать

основные различия

между православием

и католичеством



Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов




Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на мир в его органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий






9

Христианство

на Руси


1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Русь и Византия. Владимир – креститель

Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его

значение для русской

истории и культуры.

Возникновение Русской

православной церкви.

Появление иконописи.


Крещение

Руси,

иконопись

Знать основные этапы появления и развития христианства

на Руси.


Осознавать важную

роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.




Основы гражданской идентичности, своей

этнической

принадлежности в форме

осознания «я»

как члена семьи,

представителя

народа, гражданина России


Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России






10

Христианство в России

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на

Куликовом поле. Ликвидация патриаршества

при Петре Великом.

Гонения на Церковь при советской власти.

Церковь в современной

России


Крещение

Руси,

иконопись

Понимать важность

христианской веры в повседневной жизни наших предков на

протяжении многих

веков


Развитие чувства сопри-

частности и гордости за свою

Родину, народ и

историю, осознание ответственности человека за общее

благополучие


Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России






11

Христианские

святые


1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых.

Первые русские святые

Борис и Глеб. Серафим

Саровский – один из самых почитаемых святых

Русской православной

церкви.


Святой, мо-

щи

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью

преподобного Серафима Саровского,

благоверных Бориса

и Глеба.


Иметь понятия о сути

святости и святых



Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Развитие

этических

чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей





12

Православный

храм

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Храм, его место в жизни христианина.

Первые христианские

храмы на Руси. Фреска и

мозаика. Название храма. Праздник Покрова

Пресвятой Богородицы.

Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила

поведения в храме


Храм, собор, фреска,

алтарь, иконостас, царские врата,

амвон

Иметь понятия об основных элементах

и устройстве православного храма.

Осознавать важную

роль храма в жизни

христианина.

Уметь правильно вести себя в православном храме



Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Развитие

этических

чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей





13

Христианские

праздники


1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Церковное богослужение, его распорядок

и связь с событиями

земной жизни Иисуса

Христа. Церковные

праздники. Рождество

Христово и Рождественский пост. Крещение

Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный

христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и не-

подвижные праздники.


Пасха, крестный ход


Понимать суть церковного богослужения.

Знать основные

праздники и особенности церковного

календаря.




Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий






14

Христианские

таинства

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Христианские таинства

Крещение,

покаяние,

венчание,

причастие

Понимать смысл

основных христианских таинств и осознавать их важность в

жизни христианина


Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий






15

Като-

лики


1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Католичество – самое

распространенное христианское учение на

Земле. Рим – главный

город для католиков

всего мира. Ватикан.

Римский папа – глава

Католической церкви.

Кардиналы. Понятие

чистилища. Франциск

Ассизский.

Мать Тереза. Уния и

униатская церковь.



Католики,

чистилище,

крестовые

походы,

уния, униатская

церковь


Иметь представление

об устройстве Католической церкви и ее

распространении в

мире, унии и униатской церкви.

Знать обрядовые и

другие отличия католичества от православия.

Характеризовать суть

понятия «чистилище».




Сравнение,

сериация и

классификация

по заданным

критериям


Формирование целостно-

го, социально

ориентированного взгляда

на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, куль-

тур и религий





16

Протестанты

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Понятия протестантизма

и реформации. Мартин

Лютер. Основные положения протестантского

вероучения. Борьба

между католиками и

протестантами. Распространение протестантизма в Европе и

Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма


Протестанты,

реформация,

пастор, кальвинисты,

пресвитер

Понимать причины

начала Реформации и

осознавать суть недовольства протестантов Католической

церковью.

Характеризовать

основные особенности протестантского

вероучения.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров



Сравнение,

сериация и

классификация

по заданным

критериям


Формирование целостно-

го, социально

ориентированного взгляда

на мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, куль-

тур и религий





17

Ислам. Пророк

Мухаммад


1

Вводный.


Детство и юность

Мухаммада. Первое

откровение Аллаха,

ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди

ислама. Хиджра – уход

Мухаммада из Мекки

в Медину.


Кааба, мусульмане,

Коран, Хиджра

Знать основные события жизни и деятельности пророка

Мухаммада.

Осознавать значение

Хиджры и важную

роль этого события в

истории ислама.




Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Формирование

основ российской гражданской идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России







18

Возникновение

ислама

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Распространение ислама среди

арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть

Мухаммада


Шариат

Понимать смысл понятия «шариат»

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Осознание

своей этнической и национальной принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского

общества





19

Во что

верят

мусульмане

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы

и демоны. Пророки –

посланники Аллаха.

Судный день. Намаз, закят,

хадж


Намаз, закят,

хадж, Рама-

дан

Знать содержание

основных норм шариата.

Иметь представления

о воззрениях мусульман на устройство

мира, на суть борьбы

добра и зла в мире.

Понимать значение

свободы выбора в исламе, которая дается

Аллахом человеку.


Знание основных моральных

норм и ориентация на их выполнение, дифференциация

моральных и

конвенциональных норм



Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей





20

Коран – священная книга мусульман

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Коран – священная

книга мусульман. Сунна – книга преданий о

жизни и деяниях про-

рока Мухаммада.



Божественное откровение, Сунна


Понимать значение

Корана и Сунны в

жизни мусульман


Развитие морального сознания

как переходного

от доконвенционального к

конвенциональ-

ному уровню


Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально- нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей





21

Мусульманские

обряды


1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний.


Мусульманский календарь и мусульманское

летосчисление. Месяц Рамадан в жизни

мусульман. Мусульманские праздники:

Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества,

Праздник разговения,

Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).




Ночь прощения, Ночь

могущества,

Курбан-байрам


Характеризовать

основные особенности мусульманского

календаря.

Знать основные мусульманские праздники.




Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий





22

Мусульманские

обычаи

1

Обобщающий

Пятница – самый почитаемый день недели у

мусульман. Устройство

мечети: михраб и минбар. Минарет


Мечеть, михраб, минбар,

минарет,

муэдзин

Иметь представление

об устройстве мечети



Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов



Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, народов, культур и религий






23

Иудаизм –

древняя

религия

евреев

1

Вводный.

Урок


первичного изучения и

закрепления

новых

знаний


Иудаизм – вера одного

народа (евреев). Легендарное происхождение

еврейского народа. Завет,

заключенный Авраамом

с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака.

Иосиф и переселение

еврейского народа в Египет. Порабощение евреев

египетскими фараонами.




Святая земля (Земля

обетованная), казни

египетские


Знать основные сюжеты ветхозаветных

преданий иудаизма.




Знание основных моральных

норм и ориентация на их

выполнение,

дифференциация моральных

и конвенциональных

норм



Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России







24

История иудаизма. Распространение религии

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Пророк Моисей. Десять

казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею

десяти заповедей на горе Синай. Возвращение

еврейского народа в

Ханаан. Первый храм в

Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.

Возвращение евреев в

Иерусалим и построение

второго храма. Иудейское царство. Покорение

еврейского народа римлянами. Расселение ев-

реев по разным странам


Песах, манна небесная,

скрижали,

Ковчег Завета

Понимать значение

дарования десяти

заповедей пророку

Моисею и их роль в истории иудаизма.

Осознавать значение

десяти заповедей как

нравственной основы

иудейской религии.

Характеризовать особенности положения

еврейского народа в мире.

Знать основную причину появления еврейского населения в

России


Развитие

морального

сознания как

переходного

от доконвенционального

к конвенциональному уровню



Осознание

своей этнической и национальной

принадлежности; формирование

ценностей многонационального

российского

общества





25

Во что

верят

иудеи

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Иегова (Яхве) – единый

Бог для иудеев. Десять

заповедей в жизни

иудея. Заповеди Ноя.

Галаха – свод иудейских

религиозных норм и

заповедей. Вера иудеев

в избранничество еврейского народа. Вера

в мессию.


Галаха,

богоизбранность

Иметь представление

об основных взглядах

иудеев на мир.

Понимать суть и

нравственное значение основных норм

иудейского вероучения.




Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Развитие этических чувств,

доброжельтельности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей





26

Священные книги иудеев

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Священные

книги иудеев: Танах и

Талмуд


Танах, Талмуд

Объяснять смысл

представлений о богоизбранности еврейского народа. Знать о священных книгах иудеев



Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Развитие этических чувств,

доброжельтельности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и

сопереживания чувствам

других людей





27

Обычаи

иудеев

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний


Иудейский календарь.

Почитание субботы

иудеями. Иудейские

праздники: Рош-ашана,

Песах, Шавуот. Иудейская община.


Шабат,

Рош-ашана,

шофар,

Йом-Кипур,

Шавуот


Знать основные

иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского

календаря.




Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий






28

Обряды

иудеев

1

Обобщающий

Раввин –

наиболее авторитетный

иудей, хорошо знающий тексты священных

книг. Синагога – место

собрания членов иудейской общины


Раввин, синагога

Иметь представление

об иудейской общине

и роли в ней раввина,

о синагоге



Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий






29

Буддизм – одна из древнейших мировых религий

1

Вводный. Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний


Древня Индия – родина

буддизма. Распространение буддизма



Нирвана

Знать, как распространялся буддизм в древности. Знать основные ареалы распространения буддизма в современности

Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Формирование основ

российской

гражданской

идентичности, чувства

гордости за

свою Родину,

российский

народ и историю России






30

Кто

такой

Будда

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний


Сиддхартха

Гаутама – основатель

буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома.

Странствия Сиддхартхи.

Понятие медитации.

Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда.



Нирвана

Знать основные

этапы деятельности

Будды.

Иметь представление



о медитации.

Понимать значение

просветления Будды

в истории буддизма



Ориентация в

нравственном

содержании

и смысле как

собственных

поступков, так

и поступков

окружающих

людей


Осознание

своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального

российского

общества





31

Во что

верят

буддисты

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний


Четыре благородные истины буддизма. Понятия

сансары и кармы. Счастливые и несчастливые

перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение

в буддизме. Йога.



Четыре благородные

истины, карма, сансара,

счастливые

и несчастливые пере-

рождения


Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать

счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и

нравственное значение основных норм

буддийского вероучения.

Иметь представление

о способах достижения нирваны.



Знание основных моральных

норм и ориентация на их выполнение, дифференциация

моральных и

конвенциональ-

ных норм


Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и со-

переживания

чувствам других людей





32

Три драгоценности буддизма

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний

Три

драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед

и проповедей Будды


Три драгоценности

буддизма

Иметь представление

о трех


драгоценностях буддизма

развитие морального сознания

как переходного

от доконвенционального к

конвенциональ-

ному уровню


Развитие

этических

чувств, доброжелательности

и эмоционально-

нравственной

отзывчивости, пони-

мания и со-

переживания

чувствам других людей





33

Направления

буддизма

1

Урок

первичного изучения и

закрепления

новых


знаний


Основные направления

буддизма – махаяна,

хинаяна и ваджраяна.

Бодхисатва и шесть

качеств в махаяне. Тан-

тры – священные тексты

ваджраяны. Мантры –

магические заклинания

ваджраяны.


Махаяна,

бодхисатва,

хинаяна,

ваджраяна


Характеризовать

основные направления буддизма и их

особенности.

Понимать роль бодхисатв и обладание

буддистами шестью

качествами в махаяне.




Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий






34

Обряды

буддизма

1

Обобщающий

Монастыри

и монашество в буд-

дизме. Буддийский

календарь. Буддийские

праздники: Новый год,

Рождение Будды, Уход

Будды на небеса и др.


Ступа, Лама

Иметь представление

о роли монашества

и монастырей в буддизме. Знать основные

праздники и обряды

буддизма.


Смысловое

восприятие художественных

и познавательных текстов,

выделение

существенной

информации

из сообщений

разных видов

(в первую очередь текстов)


Формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда на

мир в его

органичном

единстве и

разнообразии

природы, на-

родов, куль-

тур и религий






35

Резервное время

1

Обобщающий