Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Йорг Раш. Ранняя любовь: ребенок – мать – музыка. Психоаналитический подход к «Детским сценам» Роберта Шумана




Скачать 70.32 Kb.
Дата03.07.2017
Размер70.32 Kb.
ТипСтатья
Йорг Раш. Ранняя любовь: ребенок – мать – музыка. Психоаналитический подход к «Детским сценам» Роберта Шумана

Автор, аналитик и музыкант, обращается к циклу музыкальных пьес Роберта Шумана «Детские сцены» и показывает, как довербальная коммуникация между ребенком и родителями выражается на невербальном языке музыки. По его мнению, наблюдение процессов и циклов раннего развития в этих музыкальных композициях может помочь понять, как действует музыка: интегрировать паттерны значимых жестов и движений со средствами коммуникации. Композитор представлен не только как музыкальный гений, но и как тонкий наблюдатель процессов раннего взаимодействия между матерью и ребенком.



Ключевые слова: музыка, Роберт Шуман, раннее развитие, переходное пространство, привязанность, ревери

Морис Поро. Джеймс Барри, или Мальчик, который не хотел расти

Морис Поро, автор книги «Замещающий ребенок», рассказывает о судьбе английского писателя Джеймса Мэтью Барри, сочинителя известной сказки «Питер Пэн». По мнению Мориса Поро, детство и дальнейшая жизнь писателя прошли под знаком травмы, вызванной депрессией матери из-за гибели ее сына, старшего брата Джеймса. Вплоть до смерти матери Джеймс Барри пытался заменить ей умершего брата, а потом всю жизнь занимался чужими детьми. В качестве обоснования автор обращается к книгам Барри, «Питеру Пэну» и автобиографии, соотнося образы сказки с событиями детства писателя, а персонажей - с ним самим как ребенком, его матерью и сиблингами.



Ключевые слова: замещающие дети, Питер Пэн, травма

Лариса Могунова. Объединяя возможности: аналитический подход к детской психодраме

Статья знакомит с методом детской психодрамы в индивидуальной работе, показывает возможности интеграции психодрамы и аналитической терапии в работе с ребенком, проводятся некоторые параллели и пересечения, сходства и различия между психодраматическим и психоаналитическим подходами в детской терапии. Примеры терапевтических кейсов наглядно раскрывают возможности метода психодрамы, а также использования аналитических теоретических моделей для процесс-анализа психодраматического действа.



Ключевые слова: психодрама с детьми и подростками, символическая психодрама, монодрама, детский психоанализ, техники психодрамы, аналитическая интерпретация, детская психология, игра, переходное пространство

Виктория Андреева. Сендплей. Лоток с песком как алхимический сосуд терапевтического пространства

Автор, юнгианский аналитик, практикующая сендплей, описывает основные технические моменты сендплей, рассказывает об особенностях метода, а также о его создательнице Доре Калфф. Далее автор соотносит психотерапию по этому методу с символами алхимического процесса.



Ключевые слова: юнгианская песочная терапия, Дора Калфф, алхимия, теменос

Вера Сиротюк. Юнгианская сендплей-терапия в работе с детьми

В статье описываются возможности использования песочницы в рамках юнгианской сендплей-терапии Доры Калфф. Автор рассказывает, в чем заключается отличие сендплей от других направлений терапии, описывает особенности работы с детьми методом сендплей, преимущества использования песка, сочетание работы в песочнице с вербальной терапией. Подробно рассматривается роль терапевта, в частности, значение контейнирующей функции терапевта, которая и запускает процесс исцеления клиента.



Ключевые слова: сендплей, контейнирование, детская терапия

Алена Осадчая. Мандалы в аналитической работе с детьми

В статье рассмотрены основные понятия мандала-терапии, виды мандал и техники работы с ними, показания и противопоказания в работе с мандалами, а также особенности мандала-терапии с детьми и подростками.



Ключевые слова: мандала-терапия, психотерапия детей и подростков

Татьяна Площанюк. Опыт наблюдения за младенцем. Контрперенос наблюдателя как инструмент понимания потребностей младенца

В статье описывается опыт наблюдения за младенцем по методу Эстер Бик, направленный на углубленное понимание эмоциональной жизни детей первых двух лет жизни. Помимо биографических сведений об Эстер Бик и истории возникновения метода, читатель узнает о влиянии на него новых взглядов на контрперенос, как на один из важных инструментов работы аналитика. Статья содержит фрагменты протоколов наблюдения в семье, где младенец пережил раннюю разлуку с матерью. Автор размышляет о том, как эмоциональный отклик на взаимодействие матери и младенца и позиция наблюдателя, не вмешивающегося в естественный уклад жизни, создают контейнирующее пространство. Автор отмечает, что работа в группе, а также поддержка группы дает возможность проработки и понимания природы инфантильных переживаний младенца, увеличивает способность специалиста выдерживать тревогу и беспомощность.

Ключевые слова: наблюдение за младенцем, наблюдатель, младенец, Эстер Бик, инфантильные переживания, бессознательное, контрперенос, контрпереносные чувства, сепарационная тревога

Денис Рамос. Перегруженный мальчик: когда сердце быстро работает. Случай Питера

Автор-аналитик описывает процесс длительной песочной терапии с мальчиком восьми лет, пережившим травму развода родителей, которая привела к серьезному нарушению сердечной деятельности – приступам тахикардии. В описанном случае можно увидеть постепенную трансформацию органического нарушения в психическую форму выражения внутреннего конфликта. Работа в песочнице позволила конфликтам мальчика выйти из тела, что привело к постепенному исчезновению симптомов и позволило ему выражать чувства и мысли более осознанно, вербально и поведением. Описывая случай, автор ссылается на свои концепции, изложенные в книге «Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике».



Ключевые слова: психосоматика, песочная терапия, юнгианская детская психотерапия

Ирина Исаева. Девочка в стеклянном шаре

В статье представлен анализ случая как иллюстрация работы с травмой инцеста. Автор показывает, каким образом при заблокированной возможности выразить словами содержание травмированной психики, обращение к арт-терапии позволяет извлечь чувства, которые должны быть пережиты, чтобы не удерживать душу от исцеления и развития. В аналитическом пространстве с помощью символов, цвета, форм и образов травма осознается и вписывается в историю жизни.



Ключевые слова: детская травма, инцест, арт-терапия, психологические защиты, страхи, контрперенос, объектные отношения, работа в песочнице

Анна Сударева, Лилия Карамутдинова. Кем быть на птичьем дворе, если не хочешь быть Гадким утенком?

Эта статья - результат работы с детьми, родители которых, обеспокоенные эмоциональным состоянием детей и возрастающим количеством конфликтных ситуаций в классе, пригласили психологов для групповой работы. Авторы рассматривают ситуацию травли в школе как констелляцию комплекса козла отпущения, коллективный процесс, в котором активными участниками являются школа, родители и дети. Авторы делятся своими переживаниями и мыслями по поводу групповой работы с учениками третьего класса, в которой, опираясь на юнгианский подход, видят участников процесса как единое целое, как «пациента», во внутреннем мире которого разыгрался конфликт. Это видение дает возможность для интеграции разрозненных частей личности этого «пациента» и изменения климата в классе.



Ключевые слова: дети, латентный период, комплекс козла отпущения, Тень, школа, личностные границы, агрессия, травля, буллинг, амбивалентность, инфляция, групповая работа.

Елизавета Агеенко. Родительско-младенческий проект «Капуста»

В статье описывается опыт работы родительско-младенческого проекта «Капуста». Автор сосредотачивает свое внимание на «бессознательном наследии», которое родитель передает своему ребенку в момент его рождения, и предлагает читателю рассмотреть «символические пеленки», окутывающие психику младенца. Появляясь на свет, младенец становится вместилищем детского опыта своих родителей, предыдущих поколений, культуры. Бывает и так, что этот опыт порождает «фантомных младенцев», за которыми родитель перестает видеть реального ребенка с его потребностями и темпераментом. Обнаружение родителями их «внутренних» детей во взаимодействии со своим реальным младенцем позволяет детской психике освободиться из плена проекций и начать свой индивидуальный путь развития.



Ключевые слова: младенец, раннее развитие, детско-родительские отношения, архетип внутреннего ребенка, инфантильный конфликт, трансгенерационная передача, кросс-культурная передача.

Ирина Никонова, Юлия Ларина. Где живут бабочки? Влияние историко-культурного контекста на символообразующую функцию психики при работе с травмой
В статье на примере сравнения различных историко-культурных контекстов конца XX - начала XXI столетия исследуются факторы, влияющие на способность ребенка справляться с психотравмирующими событиями, т.е. безопасно думать о том, что с ним происходит, находить средства для выражения своего эмоционального состояния и обретать возможность возвращения в нормальное русло повседневной жизни.

Авторы считают, что для этого необходимо помочь ребенку восстановить нарушенную способность к символической переработке травматического опыта. Здесь важно разграничить понятия «символообразующая функция психики» и «псевдосимволическое отыгрывание». Данная способность зависит как от личностной зрелости и структурированности ребенка, так и от актуального для него культурного контекста, а также качества и степени вовлеченности в процесс проработки травмы значимого для ребенка взрослого.



Ключевые слова: символизация, псевдосимволическое отыгрывание, историко-культурный контекст, травма, контейнирование

Оксана Залесская, Юлия Ларина. Инициирующее пространство интернета и подростковая сексуальность

В статье представлен взгляд на проблемы подростков, связанные с периодом взросления и новыми вызовами современной культуры. Авторы анализируют основные потребности подростков в контексте взаимодействия двух реальностей – виртуальной и повседневной. Виртуальное пространство рассматривается как одно из средств сепарации и инициации подростков, обеспечивающих переход из детства во взрослую жизнь и помогающих исследовать свою сексуальность.



Ключевые слова: подростковый возраст, интернет, гаджеты, инициация, виртуальная реальность, потребности подростков

  • Морис Поро. Джеймс Барри, или Мальчик, который не хотел расти
  • Лариса Могунова. Объединяя возможности: аналитический подход к детской психодраме
  • Виктория Андреева. Сендплей. Лоток с песком как алхимический сосуд терапевтического пространства
  • Вера Сиротюк. Юнгианская сендплей-терапия в работе с детьми
  • Алена Осадчая. Мандалы в аналитической работе с детьми
  • Татьяна Площанюк. Опыт наблюдения за младенцем. Контрперенос наблюдателя как инструмент понимания потребностей младенца
  • Денис Рамос. Перегруженный мальчик: когда сердце быстро работает. Случай Питера
  • Ирина Исаева. Девочка в стеклянном шаре
  • Анна Сударева, Лилия Карамутдинова. Кем быть на птичьем дворе, если не хочешь быть Гадким утенком
  • Елизавета Агеенко. Родительско-младенческий проект «Капуста»
  • Ирина Никонова, Юлия Ларина. Где живут бабочки Влияние историко-культурного контекста на символообразующую функцию психики при работе с травмой
  • Оксана Залесская, Юлия Ларина. Инициирующее пространство интернета и подростковая сексуальность