Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова»




Скачать 86.08 Kb.
Дата21.06.2017
Размер86.08 Kb.
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 классе. ТЕМА: « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова » ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: 1) Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, уделить особое внимание характеристике 30-40 годов 19 в., определившей тематику и настроение творчества Лермонтова. 2) Продолжать работу по формированию и совершенствованию навыков аналитического чтения, навыков выразительного чтения, учить сравнивать различные варианты прочтения лирического произведения, передавать через интонацию основную идею лирич. произведения, видеть за пейзажной зарисовкой художественную картину жизни (т.е. мысли, чувства, думы поэта). 3) Воспитывать желание вновь и вновь обращаться к поэзии Лермонтова. ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет М.Ю.Лермонтова, компьютер, проектор, видеофрагмент с песней Парус, видеофрагмент «Дуэль», видеофрагмент «Место дуэли»,презентации : «М.Ю.Лермонтов», «Лермонтов художник», иллюстрации к стихотворению из альбома по литературе 5 кл., репродукция картины М.Ю.Лермонтова Парус. ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: 1) Как жизнь скучна, когда горенья нет М.Ю.Лермонтов 2) М.Ю. Лермонтов 1814-1841 гг. Парус 1932г. 3) Портрет М.Ю.Лермонтова. 4) Вереницей идут года, И не видно черты их последней Лермонтов..., Он с нами навсегда, В строй живых Записан он навечно! 5) Мятежный - бурный, тревожный, неспокойный, мятущийся, неудовлетворенный, протестующий. 1. Оргмомент 5 мин 2. Вступительное слово учителя 3 мин Учитель: Вереницей идут года, И не видно черты их конечной. Лермонтов ... Он с нами навсегда, В строй живых записан он навечно! Это жизни дни его вернулись, Он в нее хозяином вошел, Именем библиотек и улиц, Пароходов, институтов, школ ... В книгах - трудным временем проверен, В ярком блеске добрых, смелых глаз. Он - живой,- не памятником в сквере Вновь и вновь рождается для нас! Это стихотворение написал Павел Алдахин. О ком это стихотворение (о Лермонтове) Что вам известно о Лермонтове 3. Выступление учеников 8 мин ( Дети рассказывают то, что им известно о поэте. и то , что прочитали в дополнительной литературе) (На доске идет показ презентации №1 о Лермантове) 1 учен. М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве. Родители поэта: Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать - Мария Михайловна (1795-1817). 2 учен. Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. (Багавдинов) 3 учен. В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. 4 учен. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. 5 учен. В 1835 г. состоялось первое появление стихов Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. 1 учен. В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение Смерть поэта. Стихотворение воспринимается как воззвание к революции; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ 2 учен. В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, за которое его представляют к награде. 3 учен. Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая неоконченных сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно 4 учен. Романтическая поэтика характерна для творчества Лермонтова: исключительные, зачастую экзотические, образы, приподнятый тон, пышный язык — таковы ее отличительные черты. В период его творческой зрелости автор стремится дать объективную характеристику явлений действительности. Некоторые особенности старой манеры сохранились и в этот период — только художественно утонченные и искусно применяемые, с соблюдением высокого вкуса и чувства меры. 5 учен. 15 июля 1841 г. Состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище при стечении всего Пятигорска . А в 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке 4. Таблица биографии Лермонтова 1814-1827 Детские и отроческие годы 1828-1830 Учёба в Московском пансионе 1830-1832 Учёба в Московском университете 1834-1836 Лермонтов в Петербурге 1837 Первая ссылка на Кавказ 1838 Служба в Гродненском полку 1838-1840 Жизнь в Петербурге 1840 Вторая ссылка на Кавказ 1841 Последняя поездка в Петербург 1841 Дуэль и смерть в Пятигорске Как, по-вашему, в какой период жизни изображен на этом портрете М.Ю.Лермонтов (год 1841) Почему Какие еще знаете портреты поэта Что можно сказать о поэте, глядя на эти портреты. Лермонтов М.Ю. родился в 1814 г., погиб на дуэли в 1841, но между двумя этими датами незримо стоит еще одна дата, которая имеет прямое отношение и к Лермонтову, и к его творчеству. Какая же это дата Восстание декабристов на Сенатской площади было разгромлено, 5 декабристов повешены, 120 человек отправлены на каторгу. Таким жестоким было наказание тем, кто думал о свободе для народа, о счастье, о равенстве. Россия погрузилась в мрак реакции, имена декабристов нельзя было упоминать. Произведения их, а многие из них были поэты, писатели, приказано не печатать, не читать. Родным было запрещено носить по ним траур, даже упоминать их в разговоре было запрещено. Царь боялся разговоров о свободе, равенстве, а люди боялись ссылок, тюрьмы, страшились каторги. Таких было большинство. И вот в такое время начинает творить М.Ю.Лермонтов, воспитанный на вольнолюбивых стихах А.С.Пушкина. По рождению он был дворянином, внуком богатой помещицы, поэтому круг его знакомых и родных - люди обеспеченные, богатые, близкие к царскому двору и царю. Лермонтов видел в них только желание покоя, богатства, чинов, наград из рук царя, видел, что они думают только о личном благе, что они напуганы участью декабристов, что они боятся борьбы. Поэтому среди них он чувствовал себя одиноким, об этом он пишет в своих стихах. Как вы это понимаете Какие есть синонимы у этого слова (Учащиеся смотрят на доске, определяют наиболее подходящий, объясняют почему так считают) А теперь обдумайте все еще раз и подготовьтесь к выразительному чгению стихотворения. 1 ученик выделяет при чтении и подчеркивает одиночество паруса, 2-ой - -его мятежность. Дети оценивают чтение, замечают разницу в чтении. Включаю видеофрагмент с песней «Парус» 4 мин Каким представляем мы парус, слушая этот романс. В этом стихотворении звучит протест против покоя, равнодушия, звучит желание жить, бороться, действовать, думать не только о своем благополучии, но и о борьбе за счастье для всех. Это стихотворение написано в 1832г. Это была трудная эпоха реакции, и надо было много мужества и смелости иметь поэту, чтобы тосковать о борьбе. Это стихотворение любили передовые люди России, читали его, пели, переписывали от руки. В это же время почти было написано стихотворение Н. Языкова Пловец. Оно тоже было очень известным. Оно чем-то очень близко стихотворению Лермонтова. В каких стихотворениях он пишет об этом (Учитель дополняет) В 1932 году Лермонтову было 18 лет. Он переезжает из Москвы в Петербург, и в один из первых дней он приходит на Сенатскую площадь, долго стоит здесь, а потом идет по набережной Невы в сторону морского залива. Лермонтов впервые увидел морской простор, остановился, очарованный им, и долго смотрел вдаль. Кто из вас видел море Какое оно Чем поражает человека О чем думает человек на берегу моря О чем мог думать Лермонтов, глядя на море (Он сюда пришел с Сенатской площади) Именно к этому времени относится стихотворение Лермонтова Парус. Я прочитаю стихотворение, а вы поробуйте представить себе, вообразить картину того, о чем говорит поэт. Читаю стихотворение Парус. Что же вы представили, слушая стихотворение Показываю репродукцию. А можно ли сказать, что в стихотворении говорится о том, что изображено на этой картине (картина Парус Лермонтова) Эту картину нарисовал М.Ю.Лермонтов. О чем говорит этот факт (Тема одиночества, тема борьбы, неудовлетворенности жизнью, окружающей его, всегда была в нем, в творчестве.) Как помогает нам Лермонтов увидеть изменчивость моря, его очарование Живопись и графика Лермонтова 7 мин Показ презентации № 2 Лермонтов художник Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более 10 картин маслом, более 50 акварельных работ, свыше 300 рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с кавказской темой. ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: И на последок посмотрим фрагмент фильма о Лермонтове «Дуэль» (8 мин) и «Место дуэли» (2 мин) Вернемся к стихотворению П. Алдахина. Почему же считает он, что Лермонтов живет среди нас, что он всегда для нас живой Понравилось ли вам стихотворение Лермонтова Хочется ли выучить его наизусть ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Выучить стихотворение наизусть. Выставить оценки: 1) Обязательно тем, кто специально готовился к уроку. 2) Тем, кто увидел в стихотворении не только пейзаж, но и 2-ой план стихотворения. Оценить высоко ответы тех, кто уже хорошо умеет расставлять паузы, выделять опорные слова, передавать интонацией главную идею стихотворения.

  • ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 классе . ТЕМА: « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова » ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
  • 1. Оргмомент
  • 4. Таблица биографии Лермонтова
  • Включаю видеофрагмент с песней «Парус» 4 мин
  • Живопись и графика Лермонтова 7 мин Показ презентации № 2 Лермонтов художник
  • Лучшие из них связаны с кавказской темой. ВЫВОД УЧИТЕЛЯ
  • ЗАДАНИЕ НА ДОМ