Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Животный мир Ковровского района Учебное задание




Скачать 202.72 Kb.
Дата29.06.2017
Размер202.72 Kb.
Животный мир Ковровского района

Учебное задание.

  1. Расскажи, каких животных можно встретить в вашем городе? Каких животных ты встречал во время прогулок в лес, на луг, озеро или реку?

  2. Узнай, что делает человек для сохранения и приумножения животного мира родного края?


Географическая справка.
Интересен и разнообразен животный мир нашего края. Он насчитывает около 50 видов млекопитающих, 200 видов птиц, 40 видов рыб, водится небольшое количество видов змей, ящериц, лягушек.

Обычным обитателем наших лесов является белка. Главная ее пища - семена шишек, орехи, желуди, грибы, птичьи яйца. В неурожайные годы белки могут откочевывать в другие места на сотни километров.




Самый крупный грызун – речной бобр. Бобры живут в норах-хатках по берегам водоемов. На реках они строят плотины, которые поднимают уровень воды. Звери питаются прибрежной растительностью, корой и побегами деревьев.



Бобр
В области встречается ряд копытных животных: олени, лоси, кабаны. Численность этих животных настолько велика, что на них разрешена охота в определенное время года.


В пойменных озерах Клязьмы обитает древнее животное, занесенное в Красную книгу России – выхухоль. Зверек очень пуглив, поэтому встретить его практически невозможно. Выхухоль живет в норах, выходы которых находятся под водой. Питается моллюсками, личинками насекомых и обладает красивым, коричневым мехом.



Выхухоль

На примере пернатых смешанный характер животного мира особенно заметен. С севера к нам прилетают зимовать снегири, свиристели, чечетки и другие птицы. Из перелетных птиц, которые на зиму улетают в теплые страны, у нас водятся жаворонки, скворцы, ласточки, кукушки и многие другие птицы.

Есть птицы, которые живут у нас постоянно: синицы, поползни, глухари.

 Сделай подписи к рисункам.

Укажи стрелками, какие птицы являются перелетными, а какие живут у нас постоянно. Отметь, каких птиц можно увидеть в городе.

______________ ____________ ______________ ______________






_________________ _________________

________________ _____________ ___________ _______________

На территории Ковровского района расположен государственный заказник.

Напиши о его деятельности по плану:



  1. Название и занимаемая площадь.

  2. Когда основан государственный заказник.

  3. Какие животные особо охраняются на территории заказника.

  4. Какова растительность данной территории.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Разгадай филворд


Найди белку и грибы, которые она заготовила на зиму (слова в филворде могут читаться вверх, вниз, влево, вправо, но не наискосок). Каких ещё обитателей леса ты встретил?


Экологическая тропинка



Разгадай слова на тропинке





белоствольная красавица с золотыми серёжками




длинноногая болотная птица










кустарник с красными горькими ягодами







ароматная лесная и садовая алая ягода




































































































летом серый, зимой белый








зелёная квакушка








хищная речная рыба
















Дорогие ребята!

На следующих страницах тетради мы поведём разговор о красоте окружающего нас мира природы. С помощью стихотворений ковровского поэта Ю.Н.Синицына мы отправимся в увлекательное поэтическое путешествие по временам года. Вас ждут встречи с необычными героями и интересные задания. Но сначала познакомьтесь с биографией Ю.Синицына, автора этих замечательных поэтических произведений.

 послушай чтение учителя




Синицын Юрий Николаевич

07.04.1928 – 21.11.1999

Поэт.


Родился в Москве.

В 1941 г. семья Синицыных переехала в п. Камешково Владимирской области.

В 1949 г. Ю. Синицын с отличием окончил Ковровский механический техникум, затем поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта. В это же время начал писать стихи.

1954 г. – выход в свет первой книги стихов «Здравствуй, наш завод».

С 1956 г. начал преподавательскую деятельность в Ковровском механическом техникуме.

В 1964 г. молодого поэта принимают в Союз писателей.

Книги Юрия Синицына знакомы российскому читателю, в том числе: «Пять волшебных голосов» (Детгиз), «Лесные тропинки» (изд. «Малыш»), «Улица моего отца» (изд. «Советская Россия»), «Мастер-чудодей» и «Среди лесов берёзовых» (изд. «Детская литература»).

25 апреля 2001 г. Ковровским городским советом принято решение о присвоении имени писателя Ю.Н. Синицына библиотеке семейного чтения.






Дом ковровского поэта

Ю. Н. Синицына.

Улица Чайковского, дом 2/55.

Весна – утро года. Просыпается природа. Наступают тёплые, тихие, ласковые дни. Звенят ручейки, поют жаворонки. Каждый звук так и отдаётся во влажном воздухе!

Весёлая семейка




По весне растают льды.

Глядь – и ожили пруды.


Просыпаются лягушки,

Пучат круглые глаза,

Беспокоются квакушки,

Как звучат их голоса.


Подставляют солнцу спинки:

«Хороша весна!

Ква-ква!»

Серебристые икринки

Заплетают в кружева.
Народится из икры

Много шустрой детворы.


Головастики чудные

Каждый год смешат весь пруд:

Даже матери родные

В них детей не признают.


И подружкам то и дело

Задают один вопрос:

«Почему они без тела?

Голова – и сразу…хвост?»


Целый день в воде резвится

Лягушачий детский сад

И однажды превратится

В сорок тысяч лягушат.


Грянут хором:

«Ква-ква-ква!» -

Заколышется трава.


1. Что вы представили себе, когда читали стихотворение?


2. Назовите героев этого стихотворения.
3. Какими звуками наполнено оно?
4. Какое настроение передаёт это стихотворение?

Нерехта




Нерехта! Нерехта!

Река такая есть.

От берега до берега

Шагов примерно шесть.


Вода в речушке светлая:

Насквозь оно видно –

Камнями разноцветными

Сверкающее дно.


Черёмухою, ивою

Позаросла река.

Малиной да крапивою

Пропахли берега.


Висят стрекозы синие

Над ласковой водой.

К ней выводки гусиные

Приходят чередой.


Дрожат с утра до вечера

Сто удочек над ней:

Мальчишкам делать нечего,

Так ловят пескарей.


Девчонки рядом плещутся,

Визжат на все лады.

Ракушки-полумесяцы

Таскают из воды.


Вода в реке студёная.

Захватывает дух.

Мальчишки закалённые

Нырнут и крикнут – ух!


Зато зимою снежною

Все реки подо льдом,

А Нерехта по-прежнему

Течёт и бьёт ключом.


От берега до берега

И впрямь невелика,

Но всё же наша Нерехта –

Чудесная река.






  1. О чём это стихотворение? Кто его герои? Какой образ находится в центре стихотворения?

  2. Чем любуется поэт?

  3. В какое время года Нерехта красивее – летом или зимой?

  4. Найдите в стихотворении строчку, которая выражает отношение автора к Нерехте.

  5. Вы видели Нерехту? Совпадают ли ваши впечатления об этой реке с авторскими?

У каждой поры своя прелесть. Раннее лето – это птичье детство. Идёшь в это время по лесу и слышишь дружный, настойчивый, резкий писк. Откуда? А это из птичьих гнёздышек. Зябликовы птенцы вот-вот из гнезда выпрыгнут, будут путаться в траве. Желторотый дроздёнок, словно ощипанный, уже перелётывает с кустика на кустик. И сорочьи дети прыгают бойко, летают с ветки на ветку…

Пять волшебных голосов





На опушке

Под кустом

Приютился

Птичий дом.


Из травы,

Из прядей мха

Вышла дачка

Неплоха.
Птичий домик

Чист и сух.

На полу


Настелен пух.
А в пуху,

Как на перинке,

Пять яичек

Посерединке.


Пять веснушчатых яиц –

Это пять задорных птиц,


Пять больших друзей лесов,

Пять волшебных голосов!


Раз, два, три, четыре, пять…

Только в руки их не брать!


А не то придёт беда –

Бросит мать их навсегда.


Не бывать тогда птенцам.

Не певать тогда певцам.




  1. Какие чувства испытывает автор, когда описывает нам птичий домик?

  2. Сейчас он видит в гнездышке «пять веснушчатых яиц», а что представляет в недалёком будущем?

  3. Какие эпитеты (яркие, красочные определения) использует автор, говоря о птицах?

  4. От чего предостерегает поэт своих читателей?

Как нужно вести себя в лесу, чтобы не нарушить покой его обитателей?

Запиши несколько правил поведения гостей леса:


  • _____________________________________________________________

  • _____________________________________________________________

  • _____________________________________________________________

  • _____________________________________________________________

У лесного бочажка





В лесном заросшем бочажке

Как будто ни души.

Но притаись на бережке,

Замри и не дыши…


И тогда, и тогда

Вздрогнет сонная вода –

С глубины укромной вдруг

Выплывет огромный жук.


Водолюб! Водолюб!

Погоди спускаться вглубь.

Не спеши на дно, усатый,

Разглядеть себя позволь.

В чёрном панцире и в латах,

Толст и важен, как король.

Может, вправду он правитель

И владыка здешних вод?

Всемогущий повелитель

Всех, кто рядом с ним живёт?


А жуки-плавунцы –

Королевские гонцы,

И любой его приказ

Исполняют тот же час.


«Повелением Высоким

Водомеркам плыть к осоке

И начать без промедленья

цирковое представленье

Для его величества!»
Водомерочки-плясуньи

Только лапками всплеснули

И пустились так плясать,

Что пером не описать.


Рассуждают бабочки:

«Что за чудо-тапочки!

Кто их на ноги надел,

Тот не тонет на воде!

Кабы эти тапки

Да на наши лапки –

На любой воде и луже

Мы сплясали бы не хуже!»




  1. «Бочажок» - это может быть маленькое лесное болотце или просто непросыхающая лужа в низинке. Обычно люди обходят это место стороной. А что сумел увидеть поэт в этом небольшом лесном водоёме?

  2. Занеси в таблицу свои наблюдения о героях стихотворения




Герой стихотворения

Какой он?






Незаметно, словно исподволь, станет «прихватывать» холод.

А однажды утром смотришь – вместо росы вдруг иней. И на крышах он, и на деревьях, и на траве. Притягивает и чарует осенний лес, то шумный, то молчаливо притихший. Дрожат красными листочками осинки, царственно гнутся под ветром белоствольные берёзки, пылает жёлто-красный клён…

И на каждой лесной дорожке – лесные дива – грибы.

Грузди



Под папоротником – грузди,

Фарфоровые блюдца.


Из них лесные птицы

Нет-нет,


Да и напьются.
И станут песни звонче

И чище голоса.

Вкусна и ароматна

Студёная роса –

Прозрачная,

Медовая,


С иголкою сосновою.



  1. Перечисли героев этого стихотворения.

  2. Какое сравнение использует автор, говоря о грибах?

  3. Что чувствует поэт, когда видит это лесное диво – грибы?


Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.

Кленовые письма




Вот и осень подошла.

Дышит стужей воздух.

С клёна падают шурша

Листья, словно звёзды.


Я возьму кленовый лист,

Он румян и золотист.

Он пылает, как огонь,

Но совсем не жжётся.

Он, как папина ладонь,

И большой, и жёсткий.


Соберу я эти листья,

Жёлтые и красные,

Напишу на них я письма

Разные-разные.


Напишу письмо я лету

И пошлю его по свету:

Пусть летит за летом вслед,

Передаст ему привет.

Чтоб оно из-за морей

Возвращалось к нам скорей

С синим небом,

С облаками

Снежными барашками,

С голосистою кукушкой,

С земляничною опушкой,

С нежными ромашками.


А в другом письме

Напишу зиме:


Пусть приходит поскорей

С красной стаей снегирей,

С белым снегом,

С крепким льдом,

С громким смехом

Над прудом,

С лыжами да санками,

С звонкими ледянками,

С морозом-проказником,

С новогодним праздником.


Я с пригорка эти листья

На ветру подброшу сам –

Пусть оранжевые письма

Полетят по адресам.




  1. Грустит ли автор в этом стихотворении по прошедшему лету?

  2. Осень – тоже праздник природы. Чем любуется поэт осенью? Какие эпитеты, сравнения говорят об этом?

  3. По кому и по чему скучает автор? Кого он хочет услышать и увидеть следующим летом?

  4. Какому времени года ты написал бы письмо?

Собери коллекцию осенних листьев. Вместе с одноклассниками оформите «Осеннюю галерею» в своём учебном кабинете.



На кленовых листьях напиши письмо своему любимому времени года.


Людям нельзя без радости, без улыбок, и зима готовит нам свои подарки, свою зимнюю сказку.


Синицы



Вот так зимушка-зима:

Не сугробы – терема!

На деревьях

Синий иней,

Как густая бахрома.
Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень,

Тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только

Снег да снег.

Хорошо,


Что нам кормушки

Сделал добрый человек».


Звонко тенькают синицы,

Рады другу своему,

И садятся, баловницы,

Прямо на руки ему.






  1. Какие подарки готовит людям зимушка-зима?

  2. Какими словами автор передаёт неповторимую красоту зимней природы?

  3. Кто прилетает зимой в гости к человеку?

  4. Почему птицы прилетают именно к жилью человека?

  5. Всегда ли таким добрым, заботливым бывает отношение человека к братьям нашим меньшим?

  6. Кто из вас подкармливает птиц, добросовестно заботится о домашних животных?

На уроках труда вместе с одноклассниками сделайте кормушки для птиц. Организуйте выставку кормушек в классе и в школе.



С.Никитин. Поманила Клязьма-речка
 послушай чтение учителя
С детства собирал я об этой удивительной реке всякие справки и сведения.

Клязьма – левый приток Оки – река в России заметная.

Ее протяженность шестьсот сорок семь километров, из которых двести двадцать восемь течет она по Московской области, а все остальные – по Владимирской. Любопытно, что на протяжении московских двухсот двадцати восьми километров в Клязьму впадает двести двадцать две реки – почти по одной реке на километр. Наиболее значительные притоки Клязьмы – Воря, Шерна, Дубна, Киржач, Шаловка, Дрезна, Поля, Пекша, Колокша, Нерль, Уводь, Теза, Лух, Суворощ.

Есть в верховьях такие притоки, о которых я до сей поры и не слыхал: Уча, Радомля, Чернявка, Вырка, Вохонка, Сеньга, Ушма.

Площадь бассейна Клязьмы 42210 квадратных километров. На Клязьме кроме Владимира расположено восемь городов: Павловский Посад, Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Собинка, Ковров, Вязники и Гороховец.

Клязьма – отличная водная дорога. Правда, в последние годы она несколько обмелела, на участке от Владимира до Коврова в межень по ней ходят лишь самые легкие катера, рыбацкие и любительские прогулочные лодки. Большие теплоходы, пассажирские суда бороздят ее только в низовьях.

Я видел много российских рек и вовсе не по пристрастию туземца могу сказать, что Клязьма с ее притоками – один из самых красивых речных бассейнов средней России. Все эти реки и речушки не похожи друг на друга; одна бежит, прозрачная до дна, студеная летом и незамерзающая зимой; другая медленно, едва заметно влачит сквозь камыши и темные ямы свою зеленую воду; третья несется через смуглые пески, через лесные завалы изжелта-коричневым пенным, водоворотным потоком; четвертая серебристой чешуйчатой змейкой вьется в ромашковых и лютиковых лугах, ныряет под мосточки, тоненько звенит в прозеленевших сваях старых плотин и мельниц…



  1. Какие города расположены на Клязьме?

  2. В чём, по мнению автора, заключается своеобразие речного бассейна Клязьмы?

  3. Почему С.Никитин называет Клязьму удивительной рекой? Согласны ли вы с мнением автора?


С.Никитин. Черёмуха

 послушай чтение учителя


Все прекрасно и заманчиво на Клязьме-реке: полупрозрачные туманы, желанные утренние зорьки и поздние закаты с зарей в полнеба, крутые радуги, словно самоцветные чудо-врата у входа в синее лето, и буйный вылет бабочки-поденки, похожей на веселую метелицу под сиянием лунным. Но нет и, кажется, быть не может ничего красивее и удивительнее поры цветения черемухи.

Это милое наше дерево не растет одним стволом, оно сродни полудикому кустарнику. В иные месяцы его не замечаешь. Черемуха как бы странным образом теряется среди дубов, берез, осин, зарослей ивы и ольхи, склонившись, прячется где-то под охраной дружной семьи могучих хвойных деревьев. Она скромна и неприметна, ее вроде бы и нет совсем в приречном лесу. А между тем, без нее, когда вспомнишь и хватишься, – жить неуютно.

Когда плывешь по Клязьме в некий заветно назначенный майский день, только диву даешься: на плесах светло и нарядно, берега сплошь покрыты кипенно-белым черемуховым цветом. Среди него лишь изредка просматриваются другие деревья. Так богато, размашисто и весело цветет, кипит благодать-черемуха, такой густой пеной поднялись ее лепестки, таким узорно-кружевным прибоем полны до самой воды береговые откосы, кручи, складки и вся настоенная на ароматах ее цветов тенистая урема, словно одна только черемуха растет и властвует на обоих берегах реки.



  1. Что восхищает С.Никитина на Клязьме-реке?

  2. Выпиши слова, которые помогают передать красоту черёмухи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Какие слова в тексте тебе были непонятны? Найди их значение в толковом словаре и запиши в тетрадь.

__________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________



С.Никитин. Главное дерево
 послушай чтение учителя
Сдается мне, что главным деревом на Клязьме является ива.

На реке, куда ни погляди, увидишь неприхотливую красавицу иву. Вот на берегу стоит метров двадцать высотой, с лохматой кроной, ветла – ее за километр видно. Это – ива. А рядом – густые заросли невысокого краснотала, его гибкие прутья срезают для плетения корзинок. Это тоже ива. Верная ива была нашей подругой, спутницей в течение всего путешествия. Ученые утверждают, что ивы насчитывается около трехсот видов, из них в России растет более восьмидесяти.

Ива живет повсюду и не мудрено, что в разных местах различные ее виды получили народные названия. Краснотал, белотал, тальник, шелюга, верба, ветла, ракита, корзиночник, желтолаз, тагальник – это все ива.

Ранней весной ива зацветает первой. Листьев еще нет, а на ветках уже сбросили колпачки и распушились жемчужно-белые и желтые, как маленькие цыплята, цветы ивы – первые лесные медоносы. Они фонариками горят на солнце, источают приятный запах, чем привлекают своих главных опылителей. Обильную добычу собирают с цветущей ивы пчелы. Она особенно дорога тем, что это первая, очень нужная после трудной зимовки добыча.

Самым первым музыкальным инструментом в детстве, помнится, были для нас свистульки. Их дарила нам все та же щедрая ива. Как только весенней порой отсочают ветлы – бери любой прут, вырезай ножом заветный свисток, делай флейту-дудочку и наслаждайся ее нехитрой музыкой.

Из ивы плетут мереды и корзинки. Она хороша для задержания песков, укрепления берегов, откосов, канав и плотин, годится ива и для лесомелиорации, в полезащитных лесных полосах, хороша она против суховеев и эрозии почв. На своем месте ива – как придорожное дерево.

Словом, ива растет быстро и повсюду, она принадлежит к числу едва ли не самых широко распространенных растений.




  1. Как в народе называют иву? Попробуй найти объяснение некоторым названиям.

  2. Найди в тексте описание цветущей ивы. Какие выразительные средства языка (эпитеты, сравнения) использует автор для создания образа этого дерева?

  3. Что нового ты узнал об иве из этого текста?

Ответь на вопросы литературно-экологической викторины



По художественному описанию угадай растения и грибы.




  1. Это милое наше дерево не растет одним стволом, оно сродни полудикому кустарнику. В иные месяцы его не замечаешь. (?) как бы странным образом теряется среди дубов, берез, осин, зарослей ивы и ольхи, склонившись, прячется где-то под охраной дружной семьи могучих хвойных деревьев. Она скромна и неприметна, ее вроде бы и нет совсем в приречном лесу… Но, когда плывешь по Клязьме, только диву даешься: на плёсах светло и нарядно. Так богато, размашисто и весело цветет, кипит (?), такой густой пеной поднялись ее лепестки, таким узорно-кружевным прибоем полны до самой воды береговые откосы и вся настоенная на ароматах ее цветов тенистая урема.



  1. Ранней весной (?) зацветает первой. Листьев еще нет, а на ветках уже сбросили колпачки и распушились жемчужно-белые и желтые, как маленькие цыплята, цветы (?) – первые лесные медоносы. Они фонариками горят на солнце, источают приятный запах… Из этого дерева плетут корзинки. Она хороша для задержания песков, укрепления берегов, канав и плотин.



  1. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие костры (?), и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни. То янтарные, то оранжевые, то ярко-красные проглядывают гроздья сквозь резную филигранную зелень. Едва-едва пожелтеют ягоды, как дети рвут их на игрушки. В августе все деревенские девчонки украшают себя в янтарные бусы из сочных ягод.



  1. Всех неприметнее в дремучих зарослях скромница (?). Когда нет еще в лесу ни одного листка, тогда на выручку природе первая приходит (?). Она немедленно распускает свои длинные золотые сережки, которые, может быть, оказались бы невзрачными и затерялись бы в буйной летней зелени, но среди голых сучьев они свежи и прекрасны.



  1. Запрокинешь голову и можно увидеть вверху пышное зеленое облако, широко распространившееся над лесом. Скользнув по коричневому стволу, взгляд вознесется под облака, к ярко-зеленой игольчатой кроне с янтарными прожилками сучьев в ее малахитовой зелени.



  1. Кто не знает (?), травку с листьями, напоминающими раздвоенную заячью губу! Она растет всюду, особенно во влажных, затенённых местах. На вкус ее листочки с легкой кислинкой, как молодой щавель. Это довольно невзрачное растение я привык видеть невысоким, почти незаметным.



  1. Во время цветения его никто не рвет, и семена успевают спокойно вызревать. Заострённые, как заячьи уши, листья его зеленели, будто в майскую пору, а вместо белых чашечек цветка на стебле висело пять-шесть изящных бусинок, то зеленых, как крупные горошины, то гладко красных, вроде ягод калины. Все тенистые поляны были густо усыпаны этими бусами.



  1. Все знают, как красиво и заманчиво выглядывают по осени из темной глянцевитой зелени яркие кисточки (?), словно капельки свежей крови, но мало кто замечал, как цветет этот вечнозеленый боровой кустарничек. Нам и в голову не могло прийти, что вон та невзрачная цветочная мелюзга может напоить огромный бор своим ароматом. Я сказал «невзрачная цветочная мелюзга» и тем самым незаслуженно оскорбил один из самых изящных и красивых цветов. Нужно только не полениться сорвать несколько веточек, а еще лучше опуститься на колени и бережно разглядеть. То, что издали казалось одинаковым, поразит вас разнообразием. Вот почти белые, но всё же розовые колокольчики собрались в поникшую кисть на кончике темно-зеленой ветки. Каждый колокольчик не больше спичечной головки, а как пахнет! Это и есть цветы (?).



  1. Пока смотришь отдельно на (?), кажется, не может быть гриба красивей его. Эта ядрёность, эти темные кольцевые полосы по огненно-рыжему фону, эта хрустальная лужица в середине гриба.

10. Попадется молодой (?), разворошивший своей головёнкой пепельную плотную листву, и померкнут все другие грибы. Белый корешок, полненький, словно бутуз-мальчонка, и шапочка, сделанная из красного бархата.







  • Синицын Юрий Николаевич 07.04.1928 – 21.11.1999
  • С.Никитин. Поманила Клязьма-речка
  • С.Никитин. Главное дерево