Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Живая» душа Чичиков или




Скачать 108.75 Kb.
Дата28.06.2017
Размер108.75 Kb.
Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 1 г. Несвижа»


«Живая» душа

Чичиков или «мёртвая»?»
(урок русской литературы в 9 классе)

Учитель: Е.А.Копытко

Урок русской литературы

Учитель: Е.А. Копытко

Класс: 9

Тема: «Живая» душа Чичиков или «мёртвая»?»

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Вид урока: урок-исследование

Цель:

– показать отношение Н.В.Гоголя к современной ему действительности;

– раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

– в ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса «Живая» душа Чичиков или «мёртвая»?»


Задачи:

  • обучающая: обучать анализу художественного текста;

  • развивающая: развивать читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления; умения анализировать, сравнивать;

  • воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Н.В.Гоголя, бережное отношение к художественному слову.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютеры;

  • схемы-тезисы «Помещики в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»;

  • мультимедийная презентация урока;

  • аудиозапись отрывка из поэмы в исполнении Качалова.

Ход урока

Ход урока

I. Организационный момент. Релаксация

1.Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом.

– У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N являются «мёртвыми душами»

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.


Эпиграф нашего урока-исследования – слова

И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.


II. Исследовательская деятельность.
Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы.

- В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.
“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)
(Писатель хотел показать “всю Русь”.)
- Почему замысел писателя не был полностью осуществлён?

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.


(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)
Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах.


- Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно?

Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему.
- Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова:


- гибкость
- выживаемость
- приспособляемость
- угодливость
- энергичность
- воля
- наблюдательность

Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз.
Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

- Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования.

- Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).
Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

- Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)


- Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)
- А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)
- Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?
Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”
(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)
Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

- Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.


Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова .
- Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)
- Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы.
Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы.



- Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?
(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)
- Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.
Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.
Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.
- Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?
(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)
III. Заключительное слово учителя
- А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.
IV. Домашнее задание
Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Слайд 1-3

Приложение 1

Слайды 4 – 6 Приложение 1

Слайд 6

Приложение 1

Слайд 7, 8

Приложение 1

Слайд 9

Приложение 1

Слайд 10

Приложение 1

Слайд 11

Приложение 1

Приложение 3

Слайды

Приложение 3


Слайд 12

Приложение 4

Слайды 13-14

Приложение 1

Слайд 15

Приложение 1,

Приложение 5

Слайд 16

Приложение 1
Слайд 17

Приложение 1
Слайд 18

Приложение 1


Слайд 19

Приложение 1

Слайд 20

Приложение 1


Слайд 21

Приложение 1

Слайд 22

Приложение 1

Каталог: wp-content -> uploads -> 2017
2017 -> Биография Фёдора Конюхова это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны
2017 -> Дагестанская медицинская академия
2017 -> Кабардино-балкарский государственный
2017 -> Новая дипломатия
2017 -> Рабочая программа дисциплины «Литература» для 5 – 9 классов
2017 -> Материальные и социокультурные интенции евразийской интеграции: о чем говорит историческая память

  • Учитель: Е.А.Копытко Урок русской литературы Учитель: Е.А. Копытко Класс: 9
  • Задачи: обучающая
  • Ход урока Ход урока
  • “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”
  • II. Исследовательская деятельность. Исследование 1 - “Замысел писателя”
  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”
  • Физкультминутка с использованием тренажёра для глаз. Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”
  • III. Заключительное слово учителя
  • Слайд 1-3 Приложение 1 Слайды 4 – 6 Приложение 1 Слайд 6 Приложение 1 Слайд 7, 8
  • Приложение 3 Слайды Приложение 3 Слайд 12 Приложение 4 Слайды 13-14
  • Приложение 1 Слайд 18 Приложение 1 Слайд 19 Приложение 1 Слайд 20 Приложение 1