Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Женщины-химики россии




Скачать 170.67 Kb.
Дата08.07.2017
Размер170.67 Kb.
ЖЕНЩИНЫ-ХИМИКИ РОССИИ Жизнь коротка, но слава может быть вечной. Цицерон Цели: 1.Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью пер­вых женщин - химиков России. 2. Развивать познавательные умения и навыки учащихся. Научить ориентироваться в информационном пространстве, само­ стоятельно конструировать свои знания, критически мыслить. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою отечест­ венную науку. Оформление. Портреты А.Ф. Волковой, Ю.В. Лермонтовой, В.Е. Бо-гдановской, В.И. Глебовой. Творческие работы учащихся. Девиз: «У образования горькие корни, но сладкие плоды» (Ари­стотель.) Действующие лица: Учитель. Ученики 9-10-х классов. Музыкальное сопровождение: музыка П.И. Чайковского, Г.В. Сви­ридова, М.И. Глинки, Ф. Шопена Учитель. Анна Федоровна Волкова. Юлия Всеволодовна Лермон­това. Вера Евстафьевна Богдановская, Вера Ильинична Глебова... Мало кому теперь известны эти имена. А между тем их носили славные рус­ские женщины, которые первыми в России занимались химическими исследованиями и достигли заметных успехов. Наш вечер посвящен первым женщинам-химикам России. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Сентиментальный вальс».) 1-й ученик. Точная дата рождения А.Ф. Волковой неизвестна, скуд­ны сведения о ее жизненном пути. Нет сведений о том, каким образом ей удалось получить химическое образование. Но ее вклад в химию никак не назовешь скромным. В 1870-е гг. Волкова была одним из крупнейших специалистов в области изучения толуолсульфокислот. Она впервые синтезировала в чистом виде ортотолуолсульфокислоту, получила ее хлорангидрид и амид. Впоследствии эти два соединения окажутся основ­ными продуктами производства сахарина. Исходя из сульфокислот, она приготовила паратрикрезолфосфат как пластификатор в производстве пластмасс. 2-й ученик. Известно, что Волкова некоторое время работала в хи­мической лаборатории Лесного института в Петербурге у известного химика и агронома А.Н. Энгельгардта, а с 1870 г. - в лаборатории пред­седателя Русского технического общества П. А. Кочубея. В этом же году она стала первой женщиной-химиком, принятой в Русское химическое общество. В журнале общества она опубликовала около 20 статей. А на III съезде русских естествоиспытателей в 1871 г. она выступила с двумя докладами и даже была избрана председателем одного из заседаний. Всю жизнь Анна Федоровна была очень стеснена в средства, хотя по мере возможности петербургские химики помогали ей. Умерла она в 1876 г., не дожив и до сорока лет. (Звучит музыка Г.В. Свиридова «Вальс».) 3-й ученик. Теперь пришла пора познакомиться более подробно со второй героиней - Юлией Лермонтовой. Путь Юлии Всеволодовны Лермонтовой в науку был чрезвычайно трудным, т. к. в России того зремени двери высших учебных заведений перед женщинами были за­крыты. Однако Лермонтова смогла преодолеть все трудности и, став >ченым, обогатить своими работами химическую науку. Многие из ее трудов не потерялизначения и в наши дни. Только один пример: с 1878 г. и по настоящее время для синтеза углеводородов широко используется геакция Бутлерова-Эльтекова-Лермонтовой. 4-й ученик. Юлия Лермонтова родилась в Петербурге 2 января 1847 г.. Ее отец (генерал, директор Московского кадетского корпуса) приходился троюродным братом великому русскому поэту М.Ю. Лер­монтову. Начальное образование Юля получила дома, где была бога­тейшая библиотека. Интерес к химии пробудился у нее с детских лет. Лучшие преподаватели кадетского корпуса давали ей частные уроки. Училась она охотно. Прекрасно владела европейскими языками. Химией увлеклась рано, решив изучить эту науку основательно. Родители Юлии, люди просвещенные, хотя и удивились столь странному вкусу дочери, но пригласили для частных уроков лучших преподавателей кадетского корпуса. 5-й ученик. В 1869 г. Юлия подает прошение о приеме в Петров­скую земледельческую (ныне Тимирязевскую) академию. Но начальство не могло без ужаса представить себе «семинарства в желтой шали иль академика в чепце». Поэтому ни Лермонтову, ни ее подруг в академию не приняли. К тому времени Юлия увлеклась химией настолько серь­езно, что принимает решение продолжить образование за границей. Отец решительно воспротивился желанию дочери. Скорее всего, Юлии Всеволодовне не удалось бы переубедить отца, если бы не ее дружба с Софьей Васильевной Ковалевской - знаменитым математиком конца XIX столетия. Она сумела найти подход к отцу Юлии, и тот, в конце концов, согласился выполнить просьбу дочери. Дерзкий по тем временам план был осуществлен: осенью того же года они были уже в Гейдель-оерге. Юлия поселилась у Ковалевских. Гейдельбергский университет был одним из крупных центров естественных наук в Германии. После длительных и энергичных хлопот Софьи Ковалевской Юлии разреши­ли слушать некоторые курсы в университете и работать в химической лаборатории Бунзена. Подруги посещали университет на правах воль­нослушательниц и то в виде исключения. Гейдельбергские профессора были покорены необыкновенными способностями русских женщин, их трудолюбием и обаянием Им было разрешено посещать любые лек­ции. В Гейдельбергском университете Лермонтова по рекомендации Менделеева выполнила свое первое научное исследование — «Сложное разделение редких металлов, спутников платины». 6-й ученик. С 1871 г. в жизни Юлии Всеволодовны начинается но­вый период: она и Ковалевская переезжают в Берлин. И здесь, несмотря на блестящие рекомендации Гейдельбергских ученых, им не разреши­ли ни посещать лекции в Берлинском университете, ни работать в его лабораториях. Поэтому им приходится приобретать знания иным спо­собом: Ковалевская занимается у Карла Вейершрасса, а Лермонтова, тоже частным образом, работает в лаборатории Гофмана и слушает его лекции. К берлинскому периоду относится одна из лучших работ Лермонтовой - «О составе дифенина». Она была доложена Гофманом на заседании Немецкого химического общества, а затем опубликована (1872). В научных кругах работа вызвала большой интерес. Ее оттиск Юлия Всеволодовна подарила Д.И. Менделееву. В 1874 г., закончив работу над докторской диссертацией, она начинает готовиться к сдаче экзаменов сразу по четырем предметам. В своих воспоминаниях Лер­монтова писала: «Наконец, настал страшный день: экзаменовали меня все незнакомые профессора. Экзаменовалась я одна; экзамен продол­жался два часа; по главному предмету - химия - экзаменовали очень продолжительно и строго... Как я вышла живая после этого экзамена, я не помню. Недели две-три я не могла прийти в себя, потеряла сон и аппетит». Однако все «страдания» оказались ненапрасными: ей была присуждена «докторская степень с высшей похвалой» (1874). 7-й ученик. 28-летний доктор химии возвращается в Москву (сте­пень вручалась в Гёттингене). В честь Лермонтовой сам Дмитрий Ива­нович Менделеев в октябре 1874 г. устроил у себя дома торжественный ужин. Здесь Юлия Всеволодовна познакомилась с Бутлеровым, который пригласил ее работать в своей лаборатории (Петербургский универси­тет). С 1875 г. имя Лермонтовой официально занесено в список членов Русского химического общества. В сентябре 1876 г. она принимала участие в работе химической секции V варшавского съезда. Работая в течение года в лаборатории профессора Марковникова (Московский университет), Лермонтова не только выполнила исследование «О полу­чении нормального бромистого пропилена», но и участвовала в других работах, в частности в работе по синтезу кислот. 8-й ученик. В 1880 г. В.В. Марковников начинает свои знаменитые исследования кавказской нефти. Ему удается привлечь к этой работе и Лермонтову. Окончательно обосновавшись в Москве, Юлия Всеволо­довна вступает в Русское техническое общество, в химико-технической группе которого она активно работает до 1888 г. В 1880-е гг. Лермонтова достигла зенита своей славы: среди химиков и нефтяников ее имя на­зывалось рядом с именами крупных ученых и инженеров. Еще в начале 1870-х гг. Менделеев ратовал за внедрение в нефтеперерабатывающую отрасль промышленности аппарата непрерывного действия взамен куба периодического действия. Лермонтова разработала и сконструирова­ла один из таких аппаратов (1882). Предусматривались использование перегретого пара, большой выход целевых продуктов и незначитель­ное количество остатков. Это был один из лучших аппаратов для не­прерывного процесса перегонки нефти. О нем писали многие научные журналы и газеты. Лермонтова первая (!) смогла доказать преимуще­ство перегонки нефти с применением пара. Однако основной темой ее научной деятельности было глубокое разложение нефти. Лермонтова и химик-технолог Александр Александрович Летний впервые (!) в ис­тории химической науки обратили внимание на то, что каменный уголь дает светильный газ, худший по качеству, чем газ нефтяного происхож­дения. Юлия Всеволодовна опытным путем сумела доказать, что нефть более пригодна для получения светильного газа, нежели уголь. Научный мир нефтяников России высоко оценил работы Лермонтовой и Летнего в области технологии глубокого разложения нефти. К научным заслугам Лермонтовой относятся и ее работы, сыгравшие важную роль в технике катализа. Своими исследованиями она первой (!) из ученых-химиков определила наилучшие условия разложения нефти и нефтепродуктов для получения максимального выхода ароматических углеводородов. Исследования, проведенные Лермонтовой, способствовали возникно­вению первых нефтегазовых заводов в России. Ее имя не сходило со страниц научных журналов. 9-й ученик. Каждый год несколько летних месяцев Юлия Все­володовна проводила в фамильном имении Семенково. С 1866 г. она жила здесь постоянно. Оставив химию, Лермонтова энергично занялась сельским хозяйством. И на этом поприще она добилась удивительных результатов: с помощью новых агрономических приемов она интен­сифицирует сельское хозяйство, не истощая (!) земли. Она увлеченно и результативно занималась семеноводством, удобрениями, сырова­рением, используя новинки, о которых узнала на Всемирной выставке в Париже (1889). С того времени, как Лермонтова переключила свое внимание на сельское хозяйство, ее имя как химика и нефтяника было предано забвению. Более полувека ни о ней, ни о ее работах ничего не писалось. Однако в последние годы эта несправедливость начала исправляться. 10-й ученик. Лермонтова прожила долгую жизнь, не дожив несколь­ко дней до 73 лет. Закончился жизненный путь замечательного человека, наделенного не только талантом ученого, но и талантом верного друга. Это о таких, как она, И.В. Гете писал: «Перед большим разумом я склоняю голову, Перед большим сердцем - колени». (Звучит музыка М.И. Глинки «Вальс - фантазия».) 11-й ученик. Следующая героиня нашего вечера - Вера Евстафьевна Богдановская. О ней очень мало написано. Её имя - прежде всего символ щедрого таланта и яркого, самобытного характера. Вера Евстафьевна Бо­гдановская была дочерью известного хирурга. Отец не возражал против ее обучения за границей. В октябре 1889 г. В.Е. Богдановская уезжает в Женеву и работает в лаборатории К. Гребе. Она пришла к немецко­му химику с оригинальной идеей: синтезировать фосфорный аналог синильной кислоты НСР. К. Гребе, однако, не пошел навстречу и пред­ложил другую тему: изучение реакции восстановления дибензилкето-на. Богдановская успешно провела исследование. Она легло в основу ее докторской диссертации, защищенной в женевском университете в 1892 г. работы Богдановской внесли значительный вклад в развитие синтетической органической химии. 12-й ученик. По возвращении в Россию она занималась также пре­подавательской деятельностью - в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства и на Петербургских высших женских курсах. Богдановская даже написала «Начальный учебник химии» - пер­вый случай, когда автором учебника стала женщина. Выйдя замуж за артиллерийского генерала Я.К. Попова, она уехала с ним на Ижевский завод в Вятскую губернию; там устроила небольшую лабораторию, где хотела осуществить мечту своей юности: получить НСР. Но 25 апреля 1896 г. Богдановская смертельно отравилась фосфористым водородом. Видный химик Г.Г. Густавсон писал о ней в некрологе: «Не лишенная иронии, она доставляла своими беседами глубокое наслаждение. Удо­вольствие общения с ней увеличилось тем, что эта женщина была осно­вательно и всесторонне образована и что она обладала замечательной ясностью ума...» (Звучит музыка Ф. Шопена «Вальс № 7».) 13-й ученик. Имя выдающегося ученого-химика Марии Склодов-ской-Кюри известно во всем мире. А кто назовет имена наших соотече­ственниц - не менее талантливых ученых в этой области Одно из таких имен - Вера Ильинична Глебова. ... Россия 1920-х гг. Главхимпром Высшего совета народного хо­зяйства (ВСНХ) командирует Глебову за границу - в Англию, Австрию, Германию, Чехословакию... Глебова стала первой в России женщиной, которая представляла за рубежом научные и хозяйственные интересы нашей страны. Перед ней стояла важная и ответственная задача: по­знакомиться с технологией производства радия в европейских странах, установить контакты как с фирмами-производителями оборудования, приборов для радиевой и редкометаллической отраслей промышлен­ности, так и с зарубежными учеными, специалистами в этой области науки. Свою задачу Вера Ильинична выполнила блестяще. Когда она встретилась с создателем теории радиоактивного распада Фредериком Содди, то известный ученый был чрезвычайно удивлен, что русские сумели не только получить радий, но и так быстро наладить его произ­водство. С именем Глебовой - выдающегося ученого-химика связано очень многое: создание радиевой и редкометаллической отраслей про­мышленности в России; разработка методов порошковой металлургии; создание производства полуфабрикатов из тантала, а также твердых сплавов: основание журнала «Редкие металлы»; победа ученых-микро­биологов над страшной болезнью - оспой... 14-й ученик. Глебова (до замужества Шмулевич) родилась 17 ок­тября 1885 г. в Самаре. Отец был коммерсантом, мать - дочерью фаб­риканта. С юношеских лет Вера приобщается к революционному дви­жению, что вызывает серьезный разлад в семье: отец, три сестры и брат отреклись от нее. В 1905 г. под чужим именем девушка была вынуж­дена эмигрировать в Швейцарию. Проявив завидную настойчивость, она поступает в Лозаннский университет. Вера была одной из лучших студенток университета. Закончив его в 1911 г., она получила звание химика-аналитика, в 1913г. защитила докторскую диссертацию на тему «Исследование устойчивости бактериальной флоры в противооспенной вакцине» и получила ученую степень доктора естественных наук. В нача­ле первой мировой войны Глебова едет в Сербию, где в течение полугода заведует химико-бактериологической лабораторией. В 1915 г., рискуя быть арестованной, она возвращается в Россию. Ей помогают устроить­ся на работу - заведующей химико-бактериологической лабораторией при Всероссийском земском союзе, который играл значительную роль в материально-техническом обеспечении армии, помощи больным и ра­ненным воинам. В том же году Вера Ильинична отправляется на фронт. В 1919г. она едет в Калугу и ведет занятия по медицинской подготовке на курсах «Красных сестер». Кроме того, она читает лекции на естествен­нонаучные темы, помогает городскому отделу народного образования в разработке школьных программ, закупает (на свои деньги) огромное количество книг и передает их в городские библиотеки... Много верст исходила она и изъездила по калужской земле. Однако подорванное здоровье дает о себе знать: прогрессирует болезнь сердца, сильно болят ноги - каждый шаг причиняет нестерпимую боль. И в 1920 г., демоби­лизовавшись из рядов Красной Армии, Глебова возвращается в Москву в распоряжение ВСНХ. 31 декабря 1920 г. доктора естественных наук Глебову назначают заведующей Отделом новых производств химиче­ской промышленности ВСНХ. 15-й ученик. Приведем научную биографию Веры Ильиничны толь­ко за одно десятилетие. Год 1920-й. Глебова заведует Отделом новых производств химиче­ской промышленности ВСНХ. Изучает работы Марии и Пьера Кюри. Устанавливает научные контакты с академиком В.И. Вернадским и А.Е. Ферсманом, которые возглавляли Отдел редких металлов и ра­диоактивных веществ Комиссии естественных производительных сил России при Академии наук СССР. Год 1921-й. По предложению Глебовой на Урале создают опытное производство - радиевый завод, который уже в декабре выдает первые миллиграммы радия. Год 1922-й. Ответственейшая командировка в несколько европей­ских стран. При непосредственном участии Глебовой в России создается Бюро по исследованию и промышленному применению редких элемен­тов, которое первым в нашей стране разработало технологию получения металлического вольфрама и молибдена из их руд. Год 1923-й. На радиевом заводе при содействии Глебовой опытное производство преобразуется в промышленное. Это означало, что в Рос­сии родилась новая отрасль промышленности - радиевая. Год 1924-й. Глебова снаряжает очередную геолого-разведочную экс­педицию в Южную Фергану под руководством академика А.Е. Ферсмана и сама принимает в ней участие. Она создает и несколько лет возглавля­ет лабораторию редких металлов Института прикладной минералогии и металлургии. Работает над технологией получения для авиационной отрасли промышленности бериллия из отечественного сырья. Созда­ет при ВСНХ комиссию, занимающуюся вопросами получения гелия и других газов, которые необходимы в воздухоплавательной технике. С этой целью были организованы экспедиции в Крым, Забайкалье, на Северный Кавказ, Украину, остров Сахалин. Год 1925-й. Глебову назначают руководителем радиевой отрасли промышленности при Главхимпроме. По ее инициативе в Москве созы­вается первое совещание по редким металлам. На основе разработанного ею проекта был создан общесоюзный трест «Редкие элементы», поло­живший начало отечественной редкометаллической отрасли промыш­ленности. Глебова возглавляла этот трест до 1929 г. Год 1931-й. Трудно переоценить заслугу Глебовой в создании Государственного научно-исследовательского и проектного института редкометаллической промышленности (Гиредмет). Она была не толь­ко его организатором, но и первым директором (1931-1934). Найдет­ся много примеров, когда женщины-ученые работали в институтах, университетах или академиях, но чтобы они создавали и возглавляли их, случай нечастый. В Гиредмете были созданы новые технологии и производства, что, в свою очередь, позволило отказаться от ввоза в нашу страну некоторых металлов, а в годы Великой Отечественной войны обеспечить производство столь необходимых качественных сталей. 16-й ученик. Трудно представить тот объем работы, который выполняла «энергичный руководитель, человек с яркой новаторской направленностью» Глебова. Она одновременно руководила радие­вой отраслью промышленности, возглавляла трест «Редкие металлы» и Секцию редких элементов Особой комиссии по восстановлению ос­новного капитала, была членом коллегии Центрального управления государственной промышленности. Глебова отличалась тем, что всегда имела свою точку зрения, а главное - умела ее отстаивать. Только два примера, которые являются ярким тому доказательством. В 1922 г. американские, германские и английские промышленные компании за­интересовались месторождением радия в Ферганской области. Тогда Вера Ильинична направляет письмо в Концессионный комитет ВСНХ, где пишет: «...выпустить радий из страны является недопустимым... Началась разработка радиевой руды и извлечение из нее радия, что служит показателем возрождения страны, и этот факт произвел фурор в заграничном научном мире. Капитуляция перед заграничным капи­талом после этого факта абсолютно не имеет под собою почвы... Из изложенного ясно, что добыча радия должна остаться в руках Совет­ского правительства, и радий как валюта и как колоссальная научная ценность должен служить мощным средством в деле восстановления русской промышленности и широкого научного и экономического раз­вития Республики...». Мнение Глебовой возымело действие, и Кон­цессионный комитет прекращает переговоры. Вера Ильинична смогла защитить свою точку зрения и тогда некоторые ученые стали возражать против создания в нашей стране отрасли редких металлов. Сомневаясь в рентабельности отечественных предприятий, они предлагали все по­купать за рубежом. Глебова отстаивала свое мнение в многочисленных инстанциях. Она особо подчеркивала стратегическое значение радио­активных и редких элементов. В конце концов Вера Ильинична сумела доказать, что по мере развертывания промышленности добыча редких элементов будет обходиться дешевле. В результате правительство на­делило Глебову большими полномочиями, и новая отрасль - отрасль редких металлов - была создана. 17-й ученик. В начале 1930-х гг. здоровье Веры Ильиничны резко ухудшилось. Тяжелые приступы все чаще и чаще приковывают ее к по­стели. В связи с этим 27 сентября 1934 г. (по ее личной просьбе) она .была освобождена от обязанностей директора Гиредмета по состоянию здоровья. А 16 декабря 1935 г. Глебовой не стало. Все, кто знал Веру Ильиничну, непременно отмечали ее высокий профессионализм. Из­вестен даже такой факт: когда намечался перевод Глебовой на другую работу, обеспокоенный этим обстоятельством академик В.Н. Ипатьев написал записку в Президиум ВСНХ, в которой утверждал, что прервать или передать кому-либо ее работу «невозможно ввиду отсутствия у нас второго, кроме нее, специалиста по радиоактивности». (Звучит музыка Ф. Шопена «Полонез ля-мажор».) Учитель. Эти четыре яркие фигуры женщин-химиков составля­ют неотъемлемую часть истории химии в нашей стране, и их имена не могут быть преданы забвению. Их пионерская деятельность нема­ло способствовала популяризации профессии химика среди русских женщин. (Звучит произведение П.И. Чайковского «Грустная минутка».) (В конце вечера проводится викторина «Как ты знаешь орга­ническую химию». Победитель викторины получает приз. Актив­ным участникам викторины вручаются грамоты и поощрительные призы.) Вопросы викторины. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, ее получают из аце­ тилена по реакции Кучерова. {Уксусный альдегид.) Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидри­ ровании образует гептанол-2. (Гиптанон-2.) Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Оно взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидриро­ вании образует 4-метилгексанол-З. (4-метилгексанон-З.) Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает за­ пахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетраб- ром-3,7-диметилоктаналь. (3,7-Диметил-октадиен-2,6-аль.) Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Муравьиная кислота.) Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе ее получают окислением бутилового спирта. (Масляная кислота.) Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее вещество и вкусовая приправа. В промышленных масштабах ее получают окислением бутана кислоро­ дом воздуха. (Уксусная кислота.) Эта кислота входит в состав облепихового масла, у нее низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остают­ ся мягкими. Кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир. (Олеиновая кислота.) При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура (около 3000 °С), поэтому его широко применяют для автогенной сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его получения служат карбид кальция и метан. (Ацетилен.) 10. Этот углеводород входит в состав феромона тревоги у муравь­ ев-древоточцев. При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен. (Декан.) Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола-2. (Бу- тен-2,3.) Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит примене­ ние как исходное вещество для синтеза этиленгликоля и других веществ. Этилен.) 13. Этот спирт в промышленном масштабе получают гидратацией этилена в кислотной среде при температуре 300 °С и давлении 8 МПа. Этиловый спирт.) Это вещество используют пчелы рода Trigona для разметки тер­ ритории. При каталитическом дегидрировании этого вещества образу­ ется гептанон-2. (Гептанол2.) Его получают сухой перегонкой отходов древесины, поэтому иногда называют древесным спиртом. Токсичен, вызывает слепоту. Метиловый спирт.) Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот спирт, привле­ кающий других рабочих пчел. При бромировании этот спирт обра­ зует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанол-1. (3,7-Диметилоктади- ен-2,6-ол-1.) Это вещество под названием «карболовая кислота» используют для дезинфекции. {Фенол.) Эти вещества образуются при взаимодействии фенола со щелоч­ ными металлами. (Феноляты.) Это взрывчатое вещество образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой. (Тринитрофенол.) Мыльный раствор смеси изомеров, часто применяемый для де­ зинфекции в медицине и ветеринарии. (Лизол — смесь о-, м- и п-крезолов (метилфенолов).) Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Жиры.) Пищевой продукт, получаемый из твердого гидрогенизирован- ного жира. (Маргарин.) Бесцветная прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Ее по­ лучают реакцией этерификации масляной кислоты этиловым спиртом. [Этиловый эфир масляной кислоты — этилбутират.) Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и изоамиловый спирт. (Изоамилфор- миат.) Самый сладкий из Сахаров. (Фруктоза.) Этот спирт образуется при восстановлении глюкозы. (Сорбит.) Уксусная кислота образует с этим веществом сложный эфир, из которого изготавливают кинопленку и ацетатный шелк. (Целлюлоза.)

  • (Ари­ стотель.) Действующие лица
  • 15-й ученик.
  • Год 1921-й.