Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Жанр детектива. Развитие жанра и его особенности. Ценность детектива как увлекательного чтения чаще всего сводится к имеющейся в нём загадке




Скачать 111.83 Kb.
Дата27.06.2017
Размер111.83 Kb.


Жанр детектива. Развитие жанра и его особенности.

Ценность детектива как увлекательного чтения

чаще всего сводится к имеющейся в нём загадке.

Ежи Сиверски: польский литературовед,

исследователь жанра детектива
Если ты ещё не дошёл до той степени,

когда тебе представляются две истины

противоречащими одна другой, ты ещё

не начинал мыслить.

Л.Н.Толстой

Цели урока:

Обучающая: отработка навыков событийного анализа текста художественного произведения, знакомство с особенностями жанра детектива, составление словарной статьи для словаря литературоведческих терминов, формирование научного подхода к чтению произведений.

Развивающая: развитие интереса к чтению, развитие логического и образного мышления учащихся, их творческих способностей.

Воспитывающая: воспитание толерантности, гибкости, умения работать в группе.

Методы и приёмы: эвристический, исследовательский, репродуктивный, дискуссия, проектный.

Форма работы: коллективная, групповая.

Оборудование урока: тексты произведений Эдгара По, Агаты Кристи, Конан Дойля, Бориса Акунина, Дарьи Донцовой; интерактивная доска, распечатанные таблицы, которые ученики будут заполнять вместе с учителем, «20 правил для пишущих детективы» Стивена Ван Дайна, кинофрагмент «Убийство на улице Морг».

Ход урока
Кинофрагмент ( Фрагменты из кинофильмов по детективам Агаты Кристи, Конан Дойля, Бориса Акунина, Дарьи Донцовой)

Вступительное слово учителя. Жанр загадок и интриг. Так характеризуют удивительный жанр литературы, о котором и будет идти речь сегодня на уроке. Отношение к детективам самое разное. С одной стороны, этот вид литературы трактуется как примитивное, низкопробное чтиво, предназначенное для необразованной публики, с другой, детектив является одним из самых популярных жанров. Нам предстоит разобраться, почему точки зрения на данный вид литературы столь полярны. Когда мы решили провести такой урок, ведь и у нас появились противники этого увлекательного чтения. Предоставим им слово.

Выступление группы критиков

Проблемный вопрос

-Как вы думаете, почему же всё-таки читают детективы?

Несколько ответов учеников записывается на доске.

-Детективы читают, потому что…

Я думаю, что более полно ответить на этот вопрос поможет разговор об истоках этого жанра и его особенностях.

История жанра ( с использованием презентации)

История детектива началась давно.. Детективная история возникла одновременно c попытками человеческого сознания осмыслить причины совершения преступлений.


Серьёзно, как самостоятельное направление детектив выделился лишь в 19 в. благодаря Эдгару По, его новеллам "Убийство на улице Морг"(1841), "Тайна Марии Роже"(1842-43) и "Похищенное письмо"(1844). Эдгар По является родоначальником детектива. Развитие этого жанра в Европе и США 19 в. связано с творчеством Э. Габорио, У. Коллинза, и А. Конан-Дойла, создавшего всемирно известный образ сыщика-любителя Шерлока Холмса. На рубеже 19-20 вв. детектив уже прочно вошел в моду.
30-е годы 20 в. считают периодом расцвета классической детективной литературы. Наиболее известные представители классического детектива: А. Кристи, Ж. Сименон и А. Конан-Дойл. И сейчас у детектива, как самого интригующего и захватывающего жанра, множество поклонников во всём мире. Сам детектив со времён леди Агаты тоже претерпел множество изменений , но всё равно не утратил популярности.

Разговор о жанре детектива начнём с признанного его родоначальника Эдгара По.



Краткая справка из биографии писателя ( с использованием презентации)
Чтобы определить особенности жанра детектива, обратимся к тексту новеллы Эдгара По «Убийство на улице Морг»

Составим таблицу, которая нам поможет в исследовании текста.



Время действия

Место действия

Герои

События

Примечания

Лето 18..год

Париж,


Автор-рассказчик,


Предисловие ( размышления автора- рассказчика об аналитических способностях)






библиотека



Автор-рассказчик, Огюст Дюпен

Встреча автора-рассказчика с Дюпеном







Дом в Сен-Жерменском предместье

Автор-рассказчик,

Огюст Дюпен (ещё молодой человек)



Уединение,невероятные аналитические способности Дюпена.







Улица Морг

Мадам Л.Эспанэ, мадемузазель Камилла Л. Эспанэ

Неслыханное преступление










Свидетели


Работа полиции












Адольф Лебон (подозреваемый)











Полицейский префект












Улица Морг

Автор-рассказчик, Огюст Дюпен



Осмотр места преступления

На что обращает Дюпен внимание рассказчика?

Какие детали , говорящие о преступнике, вы заметили?






Дом в Сен-Жерменском предместье

Матрос


Орангутанг ( внесценический герой)

Признание матроса










Автор-рассказчик

Послесловие (орангутанг пойман и продан)





Беседа по вопросам

-Что заметил Дюпен в показаниях свидетелей?

- Что находит он на месте преступления?

-Что ищет? (особенное)

-Что можно сказать об особенностях жанра детектива, исходя из нашего исследования?

Вокруг чего развиваются все события?



Вокруг тайны.

-Предоставлены ли все сведения читателю? Читатель имеет возможность самостоятельно искать разгадку.

-Какая обстановка на месте преступления? (обыденная)

-Что необходимо найти сыщику? (необычное)



Стереотипность поведения персонажей.

Назовите типичных персонажей детектива.


Сыщик- его фигура центральная фигура в детективе, непосредственно занимается расследованием.

-Кто может выступать в качестве сыщика?

В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частный детектив, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда-совершенно случайные люди.

-Назовите произведения , в которых расследования ведут сыщики-любители? ( Мисс Марпл у Агаты Кристи, Евлампия Романова у Донцовой и др.)

Использование такого героя приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что « я тоже мог бы разобраться»
Преступник- совершает преступление. В классическом детективе личность преступника явно обозначается лишь в конце расследования.
Потерпевший- тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия.
Свидетель- лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в произведении как один из свидетелей.
Компаньон сыщика- человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но его главная задача -более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание читателя на отдельные моменты, которые тот бы мог упустить.
-Каких помощников сыщиков вы можете назвать? ( у Эдгара По автор-рассказчик, У Конан Дойля доктор Уитсон, у Агаты Кристи- Артур Гастингс)
Подозреваемый- по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов- « ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», т.е., все, кто попадает под подозрение, оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Но данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи, например, мисс Марпл неоднократно говорит , что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым ( продолжите фразу), и есть преступник».

А сейчас обратимся к словарю и попробуем составить определение детектива как жанра.



Словарь терминов.

Детектив ( англ. detective, от лат. detego – раскрываю, разоблачаю)- жанр художественной литературы, посвящённый раскрытию тайны, связанной с преступлением. Конфликт строится на борьбе разума и справедливости с силами зла и насилия. При этом читатель не просто ищет преступника, т. е. решает предложенную задачу, а соревнуется в ловкости ума и наблюдательности с сыщиком в детективном произведении.

Сегодня нам необходимо познакомиться ещё с двумя литературоведческими терминами. Я думаю, они вам могут пригодиться сегодня на уроке.



Аллюзия- одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намёка на общеизвестный факт – литературный, бытовой или общественно-политический.

Ретроспекция- ( от лат. retro- обратно, назад и spectore- смотреть, созерцать) – художественный приём, обзор событий прошлого, обращённых к истории персонажей.

В 1928 году английский писатель Стивен Ван Дайн опубликовал свой свод литературных правил для пишущих детективы, назвав его «20 правил для пишущих детективы». Эти правила у вас на столах.

- Как вы считаете, какие из этих правил не характерны для современного детектива или для произведений тех авторов, которые вы читали?

20 правил для пишущих детективы

1.Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюблёнными, а между детективом и преступником. ( любовная сюжетная линия присутствует в некоторых детективах Конан Дойля «Знак четырёх»)

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником. ( Агата Кристи за нарушение канонов классического детектива была исключена из клуба детективных писателей. В романе «Убийство Роджера рассказчик является убийцей)

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе-убийство.( Во многих детективах Конан Дойль отходит от этой традиции)

8.В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив – читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соочастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15.Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16.В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб. (политический детектив)

20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

-Почему мы выявили столько несоответствий?

Это объясняется наличием разных видов детективов.

Сегодня мы обратимся только к некоторым из них. Вы разделились на группы по своим симпатиям к тому или иному виду детектива. Продолжим работу в группах.

Слово любителям детективов Конан Дойля.

Слово любителям детективов Агаты Кристи


Слово любителям детективов Бориса Акунина

Слово любителям детективов Дарьи Донцовой


Мини-проекты. Многие из русских писателей давали друг другу сюжеты для написания произведений. Представьте, что вам выпала возможность дать такой сюжет вашему любимому автору детективов. Ваша задача за 7 минут придумать такой сюжет , учитывая при этом тот вид детектива, в котором автор работал или работает. При работе можно использовать аллюзию или ретроспекцию, столь уважаемые мастерами детектива.

Карточка для творческого мини-проекта



Время действия

Место действия

Герои

Что произошло?

Свидетели

Круг подозреваемых

Дополнения
























Вывод.

Жанр детектива имеет глубокую историю, никого не оставляет равнодушными, вызывает много споров, в то же время является достаточно популярным. Почему книги, стилистически неинтересные, написанные стёртым, не блещущим оригинальностью языком, не позволяющим отличить одного автора от другого, населённые стандартными, переходящими из книги в книгу неразвивающимися персонажами, и вообще по этим меркам находящиеся практически за пределами "настоящей литературы", могут нравиться обладающим хорошим литературным вкусом читателям?

Потому что детектив, безусловно, имеет реальные литературные достоинства, позволяющие читателю не обращать внимания на вышеперечисленные изъяны, которые в плоскости детектива перестают быть эстетически значимыми и даже могут быть необходимыми для построения хорошего детективного сюжета. Н.Н.Вольский в своей книге «Детектив как модель диалектического мышления» пишет, что детектив в чём-то сродни мудрости, истинным героем детектива является логическое мышление. К тому же зло в детективах всегда разоблачено и наказано.

Мне хотелось бы , чтобы после сегодняшнего урока вы поняли, что вас окружает великое множество книг, хороших и не очень, но чтобы оценить их по достоинству, надо научиться грамотно их читать, в том числе обращая внимание на их жанровую принадлежность.



Домашнее задание : написать отзыв на один из детективов любого автора, разместить в форуме, отправить ссылку на электронный адрес учителя.


Послесловие
Хочется сказать о рефлексии. Сама не ожидала, что урок найдёт такой отклик у учеников. Отзывы были оригинальные и интересные, десятиклассники писали о том, что им интересно! Выступления групп здесь представлены в презентациях. Самым интересным оказалось творческое задание. Учащиеся придумали отнюдь не стандартные сюжеты: Борису Акунину- россиянин получает известие о том, что в 15 веке его предок жил в Англии, был очень богат. Герой отправляется в Англию и узнаёт, что в завещании было указано и имя убийцы предка. Начинается расследование.

Интересные предложения были и для Донцовой.



- -

  • Ежи Сиверски: польский литературовед, исследователь жанра детектива Если ты ещё не дошёл до той степени
  • Цели урока: Обучающая
  • Развивающая
  • Методы и приёмы
  • Ход урока Кинофрагмент ( Фрагменты из кинофильмов по детективам Агаты Кристи, Конан Дойля, Бориса Акунина, Дарьи Донцовой) Вступительное слово учителя
  • Выступление группы критиков Проблемный вопрос
  • История жанра ( с использованием презентации)
  • Краткая справка из биографии писателя ( с использованием презентации)
  • Составим таблицу, которая нам поможет в исследовании текста.
  • Вокруг тайны.
  • Преступник
  • Свидетель
  • Словарь терминов. Детектив
  • 20 правил для пишущих детективы