Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ж. В. Пименова культурология




страница1/3
Дата07.07.2018
Размер0.87 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Кафедра связей с общественностью Ж.В. Пименова КУЛЬТУРОЛОГИЯ Пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов всех специальностей заочного обучения Москва - 2003 ББК 37 П32 Рецензент канд. филос. наук, доц. Д.Е. Краснянский Пименова Ж.В. П32 Культурология: Пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ. - М.: МГТУ ГА, 2003. – 64 с. Данное пособие является основой для освоения и восприятия тематического содержания курса культурологии, включающего разделы: 1. Теория культуры; 2. История мировой культуры; 3. История русской культуры. Издаются в соответствии с учебным планом по дисциплине для студентов всех специальностей заочного обучения. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры 30.01.03 г. Мы в этой жизни бесконечной Спешим туда, где виден свет. И этот путь, возможно, вечный, Хранит в себе культуры след. Ж.Пименова От автора Настоящая работа является логическим продолжением ранее опубликованных материалов - «Культурология. Пособие к изучению дисциплины для студентов всех специальностей заочного обучения. - М.: МГТУ ГА, 2002». Фактически данные методические рекомендации написаны для студентов заочного обучения с целью помочь им в освоении и понимании основных вопросов как теории, так и истории мировой и русской культуры, базируясь на вычленении понятийного аппарата в рамках трех главных разделов культурологии (1. Теория культуры; 2. История мировой культуры; 3. История русской культуры).1 Каждый раздел автор «дробит» на несколько тем, изучение которых является обязательным, поскольку оно облегчит студентам раскрытие 2-х тем контрольных работ. Следует напомнить еще раз, что подобное изучение носит самостоятельный характер в период между очно-экзаменационными сессиями - в этом состоит одна из особенностей заочного обучения. К каждой теме также прилагается список литературы (библиографический список) - как ориентир в познании конкретных вопросов культурологического знания. К каждому разделу даются методические советы - как изучать материал, на что следует обратить внимание студентов при выяснении вопросов, и методические указания к выполнению контрольных работ. Раздел 1. Теория культуры включает в себя темы: Феномен культуры. Сущность культуры. Культурология. Онтология и морфология культуры. Функции и типология культуры. Язык культуры. Символ и культура. Становление теории культуры. Философия культуры. Эстетика и культура. Этика в контексте культуры. Религия. Основные культурологические концепции. Культура и цивилизация. Культура. Общество. Природа. Этнология. Культура и творчество. Искусство в системе культуры. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Тема 1. Феномен культуры. Сущность культуры. Культурология Основные понятия Культурология - наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Культура - (от лат. - возделывание, воспитание, образование, почитание) - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством человеческих способов (технологий) деятельности. Духовность - социально-культурный феномен, свойственный человеку, группе людей или обществу в целом, основанный на единстве высоких нравственных интеллектуальных и эстетических сущностных сил человека. Гуманизм - (от лат. - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Культурный отбор - измерение культурного процесса, которое может рассматриваться с точки зрения формирования и трансформации данной культуры или с точки зрения влияния культуры на человечество в целом. Культурный порядок - определенная связь между окружающим миром и человеком, характеризующаяся устойчивостью, структурной определенностью, последовательным ходом развития, а также приобретающая для человека смысл и выражающаяся через символы в языке культуры. Полиформизм культуры - множественность форм культуры, многообразие; чем сложнее общество, тем значительнее дифференциация присущих ему ценностей. Культ - (от лат. - почитание) - 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-, чем-либо, чрезмерное возвеличивание (культ святых, культ личности). Литература основная Культурология ; Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 1996. С. 9-22. Силичев Д.А. Культурология. М., 1998. С. 4-7. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры. М., 2000. С. 3-9, 38-55. Литература дополнительная Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа Вопросы философии. 1984. № 5. Лики культуры. Альманах. Т. 1. М., 1995. Культурология; Под ред. Радугина А.А. М., 1997. С. 12-21, 50. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. Сноу И. Две культуры. М., 1973.1 Тема 2. Онтология и морфология культуры. Функции и типология культуры. Язык культуры. Символ и культура Основные понятия Онтология - учение о бытии, сущности. Онтология культуры - учение о бытии культуры, ее сущности. Морфология культуры - раздел наук о культуре (морфология - строение, состав, структура), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном (одновременном) и диахронном планах их существования. Это изучение строения искусственной среды существования человека. Культурный артефакт - воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Культурная форма - совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация (сравнение, сопоставление). Функции культуры (функция от лат. - исполняю, совершаю) - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах (человекотворческая), информационная, познавательная (гносеологическая), регулятивная (нормативная), семиотическая (знаковая), ценностная (аксиологическая), где аксиология - учение о ценностях. Типология культуры - систематизация культуры на конкретные типы, учитывая ее неоднородность, многогранность и сложность. Таких типологий существует множество. Первый, кто фактически поднял этот вопрос, был немецкий философ XIX века Фридрих Ницше, который сопоставил 2 начала бытия и культуры - дионисийское (жизненное и трагическое) и аполлоновское (созерцательное, интеллектуальное). В России одним из первых, кто дал историческую типологию культуры, был русский социолог и естествоиспытатель Н.Я.Данилевский (1822 - 1885) в своей работе «Россия и Европа» (1869). Он насчитывал 10 самобытных типов мировых культур: греческая; римская; индийская; иранская; германо-романская; славянская (как качественно новый тип, наиболее полно выраженный в русском народе) и др. П.А.Сорокин (1889-1968) - русско-американский социолог в своей работе «Социальная и культурная динамика» (1937) выделяет 3 основных типа культуры: чувственный; идеациональный; идеалистический. Чувственный (сенсетивный) тип характеризуется чувственным восприятием действительности. Идеациональный тип культуры - преобладанием рационального мышления, пониманием реальности как нематериальной. Идеалистический тип культуры основан на интуитивном виде познания. Немецкий философ и теоретик культуры Освальд Шпенглер (1810 - 1936) считал, что в основе каждой культуры лежит «душа культуры». Он полагал, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. В своей работе «Закат Европы» он выделял 8 типов культур: египетскую; индийскую; вавилонскую; китайскую; «аполлоновскую» (греко-римскую); «магическую» (византийско-арабскую); «фаустовскую» (западно-европейскую); культуру майя. Каждому культурному «организму», согласно Шпенглеру, отмерен определенный (около тысячелетия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Аполлоновское и дионисийское - понятия, обозначающие противоположные по характеру начала бытия и культуры; введены Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Анализ этих понятий принадлежит Ницше в его работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). Архетип - (греч.) - прообраз, первоначало, образец. Артефакт - (от лат. - искусственно сделанный) - в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естественных и искусственных объектов. Время культуры - характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов. Символ - (от греч. - знак, примета) - 1) в искусственных формализованных языках - понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства - универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством - содержательный элемент художественного произведения. Знак - материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах. Знак тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации, как символ, художественный образ. Изучением знака и знаковых систем занимается семиотика. Семиотика (семиология) (от греч. - знак) - наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой коммуникации. Коммуникация социокультурная (от лат. - сообщение, передача; communicare - делать общим, связывать) - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Знаковая система - совокупность знаков (чаще всего однотипных), обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов. Культурная семантика - специфическая проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Материальная культура - воплощение материализованных человеческих потребностей; совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии исторического развития. Духовная культура - совокупность духовных ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (художественные произведения, нормы морали, результаты познания и др.), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития. Художественная культура - сфера культуры, в рамках которой предметный мир отображается в художественных образах (к данной культуре относят произведения искусства и литературы). Деятельность - созидание человеком самого себя и преобразование им окружающего мира. Язык культуры - совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой. Язык культуры формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. Изучением языка культуры занимаются семиотика (анализ знаковой представленности языка культуры), лингвистика (анализ естественных языков), культурная семантика (изучение языка культуры как средства выражения смысла). Литература основная Культурология; Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 1996. С. 71-99. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры. М., 2000. С. 38-55, 56-86. Литература дополнительная Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, И.Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989. Белый А. Пути культуры Вопросы философии. 1990. № 11. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. Флоренский П.А. Культ, религия, культура Богословские труды. М., 1977. Выжлецев Г.П. Аксиология культуры. С.-Пб., 1996. Языки культуры и проблемы непереводимости. М., 1987. Михайлов А.Я. Язык культуры. М., 1997. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М., 1990. Тема 3. Становление теории культуры. Философия культуры. Эстетика и культура. Этика в контексте культуры. Религия Основные понятия Философия культуры (культурфилософия) - философская дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального феномена. Понятие «культурфилософия» было использовано в начале XIX века представителем немецкого романтизма А.Мюллером. Как самостоятельная сфера философского умопостижения культуры философия культуры сформировалась в конце XYIII - начале XIX веков. Философия - теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное (от слова «рефлексия») осмысление человека и его места в мире. Рефлексия культурная - состояние сознания, обращенное на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста. Парадигма - образец или модель. Как особый термин понятие «парадигма» введено американским мыслителем Т.Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для обозначения преобладающих в деятельности научного сообщества проблем и решений. Генезис культуры - возникновение, рождение, становление, развитие культуры. Образ - явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом. Ценности - важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Эстетика - философское учение о красоте, прекрасном как антиподе безобразного; «наука о чувственном познании» (А.Баумгартен - основатель эстетики в XYIII веке). Эстетическая культура - способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить и человечески ценностно выразить полноту и многообразие этих отношений. Этика - философское учение о морали (нравственности). Мораль - форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в обществе. Культурная норма - стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном. Нравственная культура - уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества. Религия - (лат. religia - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - форма культуры; вера в существование сверхъестественных сил - бога или богов, духов, ангелов и др. Мировые религии - группы из трех религий (буддизм, христианство, ислам), отличающихся полиэтнической («этнос» - народ) распространенностью. Буддизм - одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в YI - Y в.в. до н. э. Основателем считается Сиддх артха Гаутама. Расцвет в Индии Y в. до н.э. - начало I -го тыс. н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В центре буддизма - «учение о 4-х благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. Христианство - (от греч. Christos - «помазанник», «мессия») - одна из трех мировых религий, названа по имени ее основателя Христа, возникло в начале I в. в Палестине, в IY в. стало господствующей религией Римской империи. Христианизация Древней Руси (Киевской) началось с 988 г. - года крещения Киевского князя Владимира. Христианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благодати, абсолютного знания, имеющего свою причину в себе самом; по отношению к которому все существа и предметы являются его творениями; все создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества. Ислам, мусульманство - одна из мировых религий, возникшая в YII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие - вера в Аллаха. Аллах един, всемогущ, он создатель вселенной), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресенье мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства. Коран (араб. кур ан, букв. - чтение) - главная «священная» книга ислама, всех мусульман; собрание религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов; собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине. Памятник мировой культуры. В Коране приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Много места занимают в Коране увещевания быть верным только Аллаху, послушным его посланнику (Мухаммеду) и угроза по адресу инаковерующих. Коран поддерживает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность. Библия (от греч. biblia - книга) - сборник разновременных и разнохарактерных сочинений YIII в. до н.э. - II в. н.э. Отражает различные социальные, политические и этические воззрения. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого завета и Нового завета. Выдающийся памятник мировой культуры. Язычество - феномен духовной культуры древних народов, в основе которой лежит вера во многих богов (политеизм = многобожие), поклонение идолам. Ярким образцом язычества является «Слово о полку Игореве», пронизанное народным языческим мировоззрением и предвосхищающее поэзию Ренессанса (Возрождение). Литература основная Культурология; Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 1996. С. 23-36. Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры. М., 2000. С. 26-36. Пименова Ж.В. Культурология. Философия культуры. М., 2000. С. 15-43. Литература дополнительная Межуев В.М. Культура как проблема философии Культура, человек и картина мира. М., 1987. Язык и философия культуры. М., 1985. Зиммель Г. Избранное в 2-х т. Т. I. Философия культуры. М., 1996. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М., 1990. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в ХХI веке Вопросы философии. 1996. № 11. Эстетическая культура. М., 1996. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1991. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Тема 4. Основные культурологические концепции. Культура и цивилизация. Этнология. Культура. Общество. Природа Основные понятия Концепция (лат. conceptio) - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда. Теория (от греч. theoria - наблюдение, исследование) - 1) обобщение опыта, практики, отражающее объективные закономерности развития; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел, а также правила в области какого-либо мастерства; 3) система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность. Техника (от греч. technike - искуссная, techne - искусство, мастерство) - 1) область человеческой деятельности, связанная с изготовлением, использованием и усовершенствованием средств труда; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, например, музыкальная техника. Технология (от греч. techne - искусство, мастерство logos - слово, учение) - 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала в процессе производства; 2) совокупность методов, умений по преобразованию или созданию чего-либо. Философия Гегеля Г.В.Ф. (1770 - 1831) как теория культуры. У Гегеля культура выступает как реализация мирового разума или мирового духа. Этот мировой дух развертывает свою сущность, реализуя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, государственной жизни. Этот дух преследует свои всеобщие цели, которые не являются суммой замыслов отдельных людей. Гегель обнаружил надындивидуальные закономерности мировой культуры. Согласно Гегелю, в основе бытия лежит разум, мысль (но не человеческая, а всемирная). С позиции Гегеля, каждая конкретно-историческая культура есть ступень в саморазвертывании мирового духа, стремящегося к своему полному осуществлению. Психоанализ - анализ бессознательного (в структуре человеческой психики, наряду с сознанием - рациональной частью, отвечающей за разум), природного, эмоционально-чувственного в состоянии рационального «диалога» врача-психоаналитика с пациентом; в плоскость этого «диалога» могут включаться картины сновидений. Основателем данного учения - психоанализа - является Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Фрейд подразделил субъективную область человека (психику) на 3 составляющие: «Оно» (id) - бессознательное, «Я» (ego) - индивидуальное сознание, отражающее индивидуальную культуру, рациональное начало, «Сверх-Я» (super-egо) - сознание общества, его цензура, нормы поведения в этом обществе. Фактически Фрейд открыл в человеке бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безналичное начало человеческой души. При этом оно активно включается в человеческую жизнь. Фрейд писал: «Все вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вытесненное». Между «Я» и «Оно» происходит постоянная борьба. Если «Я» руководствуется принципом реальности (т.е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни), то «Оно» исходит из принципа удовольствия. Фрейд сравнивал: «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади». Важно: человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять «Оно» своим целям. Из-за противоречивых отношений между «Оно» и «Я» в психике человека возникают невротические состояния. Избежать подобные состояния возможно в ситуации сублимации, это понятие было введено Фрейдом, который в каждом человеке усматривал определенную степень невротизма. Парадокс, но именно культура (с ее ограничениями) делает человека невротиком. Отсюда «недовольство культурой». Но выход есть. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фрейд называет «Сверх-Я». Сублимация - это вытеснение бессознательных психических процессов в «ткань» художественного произведения; это использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Именно творчество дает возможность человеку быть свободным, сублимировать свои переживания на «полотне» своих творений. В этом смысле оказывается более свободным художник как творец культуры, преобразуя свои чувственные начала, либидо - сексуальную энергию, коренящуюся в бессознательном, в формы культуры - произведения искусства, предметный мир искусства. Концепция Карла Густава Юнга: культура и коллективное бессознательное - есть продолжение концепции З.Фрейда, и в то же время ее преобразование, так как новацией является то, что К.Юнг (1875 - 1961) открыл изначальные культурные истоки бессознательного - коллективное бессознательное (по сравнению с Фрейдом, который открыл индивидуальное бессознательное как природную сущность человека). Первоначальные формы коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами коллективного бессознательного. Архетип - это первичный душевный опыт человечества, психический смысл в чистом виде, первосмысл, организующий и направляющий жизнь нашей души. Юнг писал: «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих». Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы так или иначе связаны с мифологическими образами и переживаниями. Юнг делает вывод: миф лежит в самой основе человеческой души, в том числе и души современного человека. Миф - (от греч. mythos - сказание, предание) - характерное для первобытного сознания синкретическое (от слова «синкретизм») отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными; продукт устного народного творчества, коллективной народной фантазии. Различаются мифы греческие (сказочные: цикл мифов о Геракле) и этиологические (объясняющие причины событий, обычаев): миф о Прометее. Уже в Древней Греции была сделана попытка истолковать миф как одушевление природных сил (Метродор), а затем и общественных явлений (Евгемер). Синкретизм (от греч. synkretismos - соединение, объединение) - нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга). Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, различных культов и религиозных систем в поздней античности. Психоаналитическая культурология - совокупность сложившихся в психоанализе учений, раскрывающих психологическую обусловленность культурного творчества. При всем многообразии подходов для психоаналитической культурологии в целом характерна ориентация на усвоение и переосмысление психоаналитической парадигмы Фрейда - установки на выявление решающей роли бессознательных импульсов в поведении людей. Эрнст Кассирер (1874 - 1945) - немецкий философ определял культуру как производство символов. Структурализм (в культурологии) - 1) применение структурного анализа к изучению проблем культуры; 2) направление в зарубежной (прежде всего французской) антропологии, разрабатывавшее проблемы структурного анализа в различных областях наук о человеке. Идеи этого направления разработаны в работах французских ученых К.Леви-Стросса, Ж.Деррида, М.Фуко. Структурализм поставил задачу преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию. В качестве образца для культурологических исследований была взята лингвистика. Структурализм делает акцент на исследовании форм, в которых протекает духовная культуро-творческая деятельность человека: общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры. Структура - есть совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. Эти «основополагающие структуры» действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творческую деятельность человека. Леви-Стросс утверждал: «Бессознательное содержит в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений». С точки зрения структурализма, все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Антропология - (греч. anthropos - человек logos - слово, учение) - биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Лингвистика - (фран. linguistique, лат. lingua язык) - наука о языке, языковедение, языкознание. Концепция игровой культуры (И.Хейзинга, Е.Финк). Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский культуролог И.Хейзинга (1872 - 1945). В своей работе «Человек играющий» он писал: «Культура ... развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры». Хейзинга опирается на исходящую от И.Канта и продолженную Шиллером традицию истолкования искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Игра старше культуры. Игровое начало, согласно Хейзинга, есть основание всей культуры. Немецкий философ Е.Финк рассматривает игру как важнейший феномен человеческого бытия в числе четырех других - смерти, труда, господства и любви. Ортега-и-Гассет Хосе (1883 - 1955) испанский философ, публицист, издатель. Его философское учение получило название - учение о «жизненном» или «историческом разуме». Его работы: «История как система, «Дегуманизация искусства», «Человек и люди». В своей работе «Тема нашего времени», ведя «диалог» с древнегреческим мудрецом Сократом (с которого начинается рационалистическая ветвь в философии, который усматривал силу человеческой жизни в разуме), он писал: «Человеческой жизни всегда были присущи два ее измерения, культура и спонтанность. ... Культура вырастает из жизненных корней субъекта и является жизнью sensu stricto, спонтанностью, «субъективностью». ... Тема времен Сократа заключалась в попытке вытеснить спонтанную жизнь, заменив ее чистым разумом. ... Тема нашего времени заключается в придании разуму жизненности, в биологической локализации разума, подчинении его спонтанному». Спонтанность (лат. spontaneus - самопроизвольный - спонтанный - вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами) - свободное, незапрограммированное умственное или телесное действие. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Цивилизация - (от лат. - гражданский). Имеет место несколько значений данного понятия: 1) синоним культуры; 2) уровень, степень общественного развития, ступень общественного развития, следующая за варварством, эпоха упадка культуры. Концепция Арнольда Тойнби (1889 - 1975). А.Тойнби - английский историк, философ, как и Шпенглер, исходит из существования многих различных культур, каждая из которых обладает своей собственной истиной. Но, в отличие от Шпенглера, Тойнби не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый в себе организм. Каждая локальная культура выступает у него как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Заслуга Тойнби состоит в том, что он раскрыл диалогическую сущность развития культуры в своей концепции «Вызова и Ответа» в книге «Постижение истории». Общество - 1) соединение людей для достижения хозяйственных, политических или научных целей, недоступных силам каждого в отдельности; 2) в широком смысле - совокупность граждан данной страны, связанных солидарностью экономических, политических и духовных интересов. Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах, являются необходимым условием их существования. Праздник - противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального. Сакральный (лат. sacer - посвященный; предназначенный) - 1) обрядовый, ритуальный; 2) священный, заветный. Природа и культура - с позиций современного научного понимания феномена культуры - антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия. Этнология - наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции - часть или синоним культурной антропологии, в европейской - аналог социальной антропологии, в странах немецкого языка - самостоятельное направление исследования. Базовая единица изучения - этнос. Этногенез - исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов. Этнография - наука, изучающая культуру и быт народов мира, отдельных племен или обществ. Массовая культура (от лат. massa -ком, кусок и cultura - возделывание, обработка, воспитание, развитие) - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. На Западе синонимы: популярная, или поп-культура, индустрия развлечения, коммерческая культура. Элитарная культура (от фран. - отборное, лучшее, выбранное) - субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Тоталитарная культура - официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20 - 30-е и 40 - 50-е г.г. (например, Россия) СССР, Италия, Германия, Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Испания, Португалия, Греция - страны, в которых данная культура имела место. Литература основная Культурология; Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 1996. С. 50-70. Пименова Ж.В. Культурология. Философия культуры. М., 2002. С. 65-74. Литература дополнительная Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. Розин В.М. Природа и генезис игры Вопросы философии. 1999. № 6. Хейзинга И. Homo ludens (человек играющий). В тени завтрашнего дня. М., 1992. Шпенглер О. Закат Европы. Любое издание. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1992. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. Язык. Культура. Этнос. М., 1994. Дар или проклятье Мозаика массовой культуры. М., 1994. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1969. Современные теории цивилизаций. М., 1995. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Семенов В.Е. Массовая культура в современном мире. С. Пб., 1991. Тема 5. Культура и творчество. Искусство в системе культуры Основные понятия Творчество - создание нового, конструктивного; деятельность по преобразованию, включающая в себя новации. Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения. Искусствознание, искусствоведение - совокупность наук о всех видах художественного творчества. Гармония ( от греч. harmonia - соответствие, согласие, созвучие) - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой. Декоративно-прикладное искусство (от лат. dekorare - украшать) - охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие. Дизайн (от англ. design - проектировать, чертить, задумывать, а также проект, план, рисунок) - художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий, предметов с их высокими и эстетическими качествами, предназначенных для непосредственного использования человеком, рациональное формирование целостной предметной среды. Субъект (лат. subjectum) - 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей деятельности; 2) человек как носитель каких-либо свойств; личность. Жанр (франц. genre - род, вид) - исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и др., в литературе - поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него, средства художественной выразительности. Это единство специфических свойств его формы и содержания. В современных условиях происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рождение их новых разновидностей. Канон (греч. kanon - правило, норма, мерило) - в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения. Лад - система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Звуки лада в порядке их высоты образуют гамму. Мозаика (франц. mosaigue) - изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток; отрасль живописи, используемая для украшения зданий. Возникла в античную эпоху. Орнамент (от лат. ornamentom - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. Стиль (греч. stylos - палочка для письма) - совокупность главных художественных особенностей в творчестве писателя, композитора, архитектора и т.д., проявляющихся как в темах, идеях, характерах, так и в изобразительно-выразительных средствах, приемах и технической обработке материала, в исполнении. Стилевое единство существует в культуре определенной эпохи страны, в сложившихся жанрах, видах и течениях искусства. Художественный метод - способ создания произведения искусства, включающий в себя образное мышление, творческий процесс, воображение, оценку, идейную установку, отображение и преобразование действительности, субъективный мир творца. Эклектизм (греч. eklektikos - выбирающий) - 1) в искусстве отсутствие единства целостности, формальное, механическое соединение разных стилей; 2) механическое соединение разнородных, внутренне несоединимых, часто противоположных взглядов, принципов, теорий, художественных элементов. Элитарное искусство - искусство, ориентированное на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, силу которой они должны оценивать как лучшая часть общества, его элита. Эпос (греч. epos - слово, рассказ, песня) - 1) в устном народном творчестве - героические сказания, былины, «Одиссея», «Калевала», «Песнь о Роланде»; 2) род художественной литературы наряду с рассказом, романом, повестью. Литература основная Пименова Ж.В. Культурология. Философия культуры. М., 2002. С. 44-65. Литература дополнительная Бердяев Н.А. Смысл творчества Бердяев Н.А. Эрос и личность (Философия пола и любви). М., 1989. С. 59-101. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. М., 1997. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М., 1993. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993. Лоло Г.Н. Дизайн. М., 1998. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М., 1994. Пименова Ж.В. Художник: его бытие в спонтанном сознании. М., 1997. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. С.-Пб., 1995. Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. С.-Пб., 1994. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991. Пименова Ж.В. Оккультизм и магический танец как культурные феномены Научный вестник МГТУ ГА, сер. Общество, экономика, образование. № 57. М.: МГТУ ГА, 2002. Тема 6. Культура и личность. Инкультурация и социализация Основные понятия Личность - объединенная единством самосознания совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований (личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Индивид - существо, которому присуще единство сознания, т.е. во всех переменах своего физического и психического состояния сознающее свое тождество. Индивидуальность - то, чем одно существо отличается от всех других (преимущественно в психическом отношении); то, что свойственно только данному существу одному и делает его тем, чем оно есть. Мотив - побуждение, довод, основание к действию. Этикет - совокупность форм приличий и обычаев в высшем обществе и придворной жизни; (франц. etiquette) - установленный порядок поведения где-либо. Эмоция (франц. emotion, лат. emovere - возбуждать, волновать) - психическое переживание, душевное волнение, чувство. Эмпатия - способность переживать другому человеку, встать на позиции другого «Я». Интеллект - ум; интеллектуальный, умственный, т.е. все относящееся до познания. Интеллигентность (лат intelligens - знающий, понимающий, разумный) - высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура; функция личности в рамках определенной идеологии, выражающаяся в обостренном чувстве несовершенства социального мира. Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) - исключительная одаренность. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности. Авторитет (лат. auctoritas) - 1) общепризнанное значение, влияние; 2) лицо, пользующееся признанием, влиянием. Агрессия (от лат. aggresio) - враждебное действие или поведение. Катарсис (от греч. katharsis - очищение) - термин, обозначающий эмоциональное потрясение и внутреннее очищение. Одиночество - состояние обнажения внутреннего «Я» человека, несопоставимое с внешним социальным окружением. Страх - понятие, характеризующее пребывание человека в состоянии «скованной» свободы, ограничивающей его возможности разрешить внутренний конфликт во внешнем бытии. Конфликт - социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Ментальность, менталитет (от лат. - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества. Ригидность - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Характер - индивидуальный стиль деятельности, типичные для данного человека склонности, чувства, манера поведения и отношения с людьми. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Культурная адаптация - приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидов к меняющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Культурная адаптация - один из основных факторов культурогенеза в целом. Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем. Имидж - (англ. image - образ) - целенаправленно сформированный образ какого-либо лица. Идентификация - (лат. identificare - отождествлять) - отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-, кем-либо. Идентичный (лат. identicus ) - тождественный, одинаковый. Индивидуальность и традиция - один из аспектов культурологического взаимодействия человека со средой, выражающий противоречивую ориентированность в его деятельности. Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Мода - периодическая смена образцов культуры и массового поведения. Мораль - форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в обществе. Художественный или эстетический ВКУС - способность различать прекрасное и его оттенки и получать удовольствие от изящных и художественных произведений. Власть - возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиняться. Социокультурная коммуникация (от лат. - сообщение, передача; communicare - делать общим, связывать) - процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Культурный конфликт - критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами. Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований). Литература основная Пименова Ж.В. Культурология. Вопросы теории культуры. М., 2000. С. 17-23, 35, 39-44. Елистратов В.С. «Сниженный язык» и «национальный характер» Вопросы философии. № 10. 1998. Неретина С.С. Личность через схематизмы культуры Вопросы философии. № 5. 1990. С. 75-78. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» Вопросы философии. № 5. 1990. С. 61-74. Козлов А.С. Культура как фактор социальных изменений. М., 2000. Литература дополнительная Пименова Ж.В. Одиночество как состояние человеческого Я Научный вестник МГТУ ГА, сер. Общество, экономика, образование, № 5. М.: МГТУ ГА, 1998. С. 31-36. Пименова Ж.В. Агрессия как «спутник» жизненной линии человека Научный вестник МГТУ ГА, сер. Общество, экономика, образование, № 22. М.: МГТУ ГА, 2000. С. 150-154. Пименова Ж.В. Преподаватель как лидер и его влияние на формирование личности студента Научный вестник МГТУ ГА, сер. Системы и технологии обучения, № 17. М.: МГТУ ГА, 1999. С. 97-102. Пименова Ж.В. «Ритмы» катарсиса Научный вестник МГТУ ГА, сер. Общество, экономика, образование, № 44. М.: МГТУ ГА, 2001. С. 110-114. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М., 1994. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994. Правила этикета. Краткий справочник. М., 1992. Филатова Е. Соционика для Вас. Новосибирск, 1994. Фромм Э. Личность в современной культуре Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996. Шепель В.М. Имиджелогия. М., 1994. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992. Методические советы к изучению РазделА 1. Теория культуры Начиная изучать данный раздел, следует четко уяснить о разных по объему понятиях: «культурология» и «культура», где культура есть предмет изучения культурологии как науки. Также нужно помнить о многозначности определений слова «культура». Важным моментом является то, что именно человек творит контекст культуры. Он как субъект деятельности выступает «главным героем» ее новаций, стилей, образов, языков. Следует обратить внимание на основные составляющие структуры культуры, ее материальное и духовное начала, художественные проявления, представленные в предметном мире человека. Важное значение имеет символическая окраска «речи» культуры, которая реализуется через ментальность человека, народов. При анализе духовных составляющих имеет смысл сделать акцент в понимании роли морали как регулятора человеческих действий, конструктивность (созидательность) которых возрастает при восприятии красоты окружающей природы, художественных произведений, что продуцирует позитивные эмоции, влияющие на развитие интеллекта. При исследовании пути становления теории культуры следует обратить внимание на то, как зарождалась философия культуры, изучающая сущность, теоретические основания культуроформных действий человека через ряд столетий. При этом посмотрите на назначение религии и ее влияние на ход социальных, художественных изменений в жизни общества. Соотнося 2 феномена «культура» и «цивилизация», четко увязывайте материальный аспект деятельности с цивилизацией, духовный - с преобразованиями внутри культуры, помните, что благодаря культуре возможен духовный рост не только индивида, но и всех наций. При соотнесении 2-х явлений: культуры и природы, важно понять, что культура есть «вторая природа», рукотворная по характеру, воссозданная умениями и опытом человека, который может себя реализовать в социальном плане в рамках общественной жизни, являющейся полем для востребованных навыков индивида как социального существа, наделенного способностями и талантом. Природа как таковая есть почва, на которой «взращивается» способность постигать прекрасное, первородное, с одной стороны. С другой стороны, природа есть объект для приложения и использования ее богатств с целью развития материально-технической оснащенности общества. При этом нужно помнить о рациональном использовании природных ресурсов по причине потенциального экологического кризиса. Анализируя соподчиненность творчества и культуры, можно сделать вывод о характере распространения культуры, ее содержательной наполненности, которая напрямую пересекается с творческой деятельностью субъекта как создателя. Отсюда правильным доводом будет выступать признание факта, что культура есть творческая деятельность или результат творческой деятельности, поскольку сама культура с необходимостью может существовать посредством креативных (творческих) навыков, сил человека как художника, преобразователя своей жизни и пространства, которое его окружает. В этом смысле большое значение имеет генезис искусства, его эстетические функции, реализация которых порождает духовный слой, творческую атмосферу в недрах культуроформных деяний человека. При этом стоит разделять жанры искусства, поскольку через них доходит до эстетического сознания субъекта признание роли произведений искусства и литературы, которые образуют контекст художественной культуры. При изучении вопросов, связанных с назначением личности, ее формирования в условиях развивающейся культуры, следует обратить внимание на то, как происходит процесс личностной социализации и адаптации. Это связано с существующими моральными нормами, которые образуют этический пласт взаимоотношений между личностью и средой. Представляется интересным понимание природы человеческой индивидуальности, ее «вписывание» в поле межличностных, межгрупповых коммуникаций, которые строятся на основе психологических связей между людьми, наделенными разными биологическими ипостасями, несущими в себе лидерские качества или их невыраженность, что зачастую становится причиной конфликта. Человек от природы не может быть тождественен другому. Разность характеров отражается в эмоциональной палитре чувств, через которые человек самовыражается, проявляя свои мотивации к восприятию и оценке происходящих событий как вовне, так и внутри своей психической организации. Пусть людская непохожесть Не пугает вас. Только чуждая всем косность Отдаляет нас. Надо жить, как будто снова, Наступает час Улыбнуться с полуслова, Словно в первый раз. Ведь в улыбке - дружелюбность, И ни капли зла. Подарите абсолютность Искры всем добра! (Ж.Пименова) “ “ “ Мы разные - и это причина В своих ипостасях нам быть. Враждебности нашей пучина Мешает в согласии жить. (Ж.Пименова) Методические указания к выполнению контрольных работ Завершая рассмотрение содержательной стороны 1-го раздела «Теория культуры», студент может проявить свой интерес в познании теоретической части в подготовке одной из 2-х тем контрольной работы, так как 2-я контрольная работа должна освещать либо одну тему по истории мировой культуры, либо - по истории русской культуры. Например, 1-я контрольная работа посвящена раскрытию темы: «Язык и символы культуры»; 2-я контрольная работа ориентирует студента раскрыть тему по истории мировой культуры, допустим - «Античная скульптура и хореография», либо выбор падает на тему по истории русской культуры, допустим - «Языческая культура русского общества (обзорная характеристика)». Каждая тема имеет свой номер. При обозначении на титульном (главном) листе названия темы, после ее указания в скобках проставляется соответственный номер темы. Все номера будут обозначены в данной работе после обзора 2-го и 3-го разделов курса культурологии. Хорошей литературной базой при подготовке контрольных работ послужит представленный список литературы после каждой темы внутри всех 3-х разделов.
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
  1   2   3

  • Ж.В. Пименова
  • Москва - 2003