Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Изучение поисковых служб и серверов




Скачать 301.77 Kb.
Дата22.05.2017
Размер301.77 Kb.
ТипПротокол
Кинель – Черкасский филиал

государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Тольяттинский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для практического занятия № 21
Учебная дисциплина: ЕН.01 Информатика
Тема: «Изучение поисковых служб и серверов».
для специальности: 060101 «Лечебное дело»

Рассмотрено на заседании ЦМК ОД, ОГСЭ и ЕН «___»_________________200__год.

Протокол № _______


Председатель ____________________





Составители:

Лазарева Н.А. – преподаватель информатики первой квалификационной категории;

Костерина Э.Н. – преподаватель информатики первой квалификационной категории.



Кинель - Черкассы

2015 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя

к практическому занятию № 21
Тема: «Изучение поисковых служб и серверов».
Общее время занятия: 90 минут
Место проведения занятия: учебный класс
Задачи:
образовательные:

  • знакомство с глобальной сетью Internet

  • знакомство с поисковыми системами

  • уметь выполнять поиск информации в сети Internet



развивающие:

  • развитие внимания и творчества при работе с глобальной сетью Интернет

  • развитие навыков работы с клавиатурой



воспитательные: формирование  самостоятельности и ответственности при  работе с компьютером
Цель занятия: студент должен:

знать:

    • принципы работы с глобальной сетью Интернет


уметь:

- работать с поисковыми системами



Метод проведения занятия:

  • лекция

  • объяснительно - иллюстративный

  • фронтальный опрос

  • практическая работа


Оснащение: раздаточный материал, учебное пособие

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ




Название

Описание

Цель

Время

Организационный момент.

На этом занятии нам необходимо будет познакомиться с глобальной сетью Интернет, поисковыми системами. Нашу работу мы построим следующим образом. Сначала проверим домашнее задание. Затем мы перейдем к изучению нового материала, выполнению лабораторной работы и подведению итогов. 

Сосредоточить вни­мание студентов на изучении новой темы.

5 мин.

Контроль исходного уровня знаний.

- На уроках информатики мы изучаем информационные процессы, так как информатика – это наука об информации. Вам предстоит отгадать загадки. Взяв первые буквы слов-ответов, узнать, какие информационные процессы здесь зашифрованы. (Карточки№1 Загадки)

- Какие из угаданных вами информационных процессов возможны в сети Интернет.


- А теперь давайте вспомним, что необходимо для работы в сети Интернет. В предложенном тексте надо вставить пропущенные слова. (Карточка №2. На знание терминологии).

- Многие пользователи, подключившись к сети Интернет, чрезмерно много проводят времени за компьютером. Сейчас вам предстоит узнать слово, которым иногда называют человека, постоянно «живущего» в сети Интернет (Карточка№3 Установите соответствие).


(приложение № 1)

Разгадывают загадки, составляют из первых букв название информационных процессов.

Студенты указывают прием, обмен, поиск.

Вставляют пропущенные слова, обсуждают.

Устанавливают соответствие между русскими и английскими терминами.



10 мин.

Объяснение нового материала.

1. Теоретические положения.

2. Приложение Microsoft Internet Explorer.

(приложение № 2)


В доступной для усвоения студентов форме изложить аспекты темы, сочетая метод объяснения с примерами.

20 мин.

Самостоятельная работа.

Лабораторная работа.

(приложение № 3)



Добиться усвоения знаний по данной теме.

30 мин.

Контроль конечного уровня знаний.

Опрос студентов по данной теме. Дополните словосочетания так, чтобы они были с вязаны с нашей сегодняшней темой.

  1. … сеть

  2. … адрес

  3. Электронная …

  4. Сеть …

  5. … ящик

(приложение № 4)

Закрепить знания изученной темы. Подбирают слова.

20 мин.

Подведение итогов занятия.

Подвести итоги занятия. Опрос студентов.

Закрепить мотив к изучению темы.

5 мин.


ЗАДАНИЕ НА ДОМ





Вопросы самоподготовки

Источники

информации

Цель

Самоконтроль

Подготовиться к отчету лабораторной работы по плану:

– название, цель и задачи работы;

- последовательность выполнения.


1. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов/ Под ред. С.В.Симоновича – СПб.: Питер, 2010. –640с.

2. Симонович С.В., Мураховский В.И. Интернет у вас дома..-М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2006.-432 с.

3. Якушина Е.В. Internet для школьников и начинающих пользователей – К.:ГИППВ, 2008. –256 с.

4. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2007. – 400 с.



Обобщить и систематизировать знания по изученной теме.

Составить кроссворд не менее чем из 10 слов, или не менее 5 ребусов по теме «Всемирная сеть Интернет».


Приложение № 1



Карточка №1


Отгадайте загадки. Взяв первые буквы слов-ответов, узнайте, какие информационные процессы здесь зашифрованы.

  1. 5-8-12-13-14 (обмен)

  2. 15–6–1–9-13-14-24-14 (хранение)

  3. 2-25-10-16-12 (прием)

  4. 22-17-23-21-8-26-20-3-27 (обработка)

  5. 2-26-10-7-3 (поиск)


Загадки

  1. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

  2. Весной в цветном сарафане лежит, зимой в белой рубашке спит.(Поле)

  3. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (Книга.)

  4. Сверкает, мигает, огненные стрелы пускает. (Молния.)

  5. Прижавшись тесно к брату брат, в зеленых гнездышках сидят. Гнездышки искусные, а братишки вкусные. (Орехи.)

  6. Цветное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

  7. Стоит ствол, на стволе кол, на колу дворец, во дворце певец. (Скворец.)

  8. Невелика, рыжевата, хвост красивый и косматый, на дереве живет и орешки грызет. (Белка.)

  9. Меж двух светил посредине один. (Нос.)

  10. Конь стальной, хвост льняной. (Игла.)

  11. Не зверь, не птица, а нос — как спица. (Комар.)

  12. Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь.)

  13. И зимой, и летом — одним цветом. (Ель.)

  14. Пришла черна корова, всех людей поборола. (Ночь.)

  15. Зимой в часы веселья сижу на яркой ели. Стреляю, точно пушка. Зовут меня ... (Хлопушка.)

  16. Ползет, ползет, иголки везет. (Ёж.)

  17. Не море, не земля — плавать кораблям нельзя. (Болото.)

  18. Ветки носят, глину роют, на реке плотину строят. У плотины там и тут
    в круглых домиках живут. (Бобры.)

  19. Жевать не жую, а все пожираю. Всю жизнь только ем, а с голоду помираю. (Огонь.)

  20. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.)

  21. Горячим сыплют — не подойдешь. Каток умнет, тогда пройдешь. (Ас­фальт.)

  22. Рос шар бел. Дунул ветер — улетел. (Одуванчик.)

  23. Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Река.)

  24. Она вкусна и хороша — что красная, что из кабачка. (Икра.)

  25. Кругла да гладка, откусишь - сладка. (Репка.)

  26. Что за всадник: сидит верхом, а ноги за ушами? (Очки.)

  27. Она кругла, песком покрыта, и рядом с нею детвора. (Арена.)



Карточка №2
Заполните пропуски.

«Для подключения к сети Интернет необходимо иметь компьютер с ... Это устройство преобразовывает ... сигнал, с которым работает компьютер, в ..., передаваемый по телефонной линии, и наоборот. Устройство может быть ... и ... Первое вставляется внутрь системного блока, второе — подключаются к системному блоку извне. В качестве канала связи между компьютером и узлом фирмы — провайдера может использоваться обычная ..., либо ... телефонная линия. Первая экономически выгодна для тех пользователей, у которых объе­мы передаваемой информации ..., вторая — когда следует передать... объем ин­формации.

Для начала работы с ресурсами Интернета следует осуществить дозвон до ..., который и подсоединит ваш компьютер к всемирной глобальной сети.»

Приложение № 2


 

 

1. Теоретические положения.

Компьютерная сеть – это соединение компьютеров с помощью линий связи и программ, обеспечивающих обмен информацией.

Internet представляет собой объединение компьютерных сетей, созданных усилиями различных правительств, коммерческих и некоммерческих организаций. Объединяет их то, что все они используют базовые протоколы обмена информацией, т.е. правила работы функциональных устройств в процессе связи, TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet Protocol).

Каждый подключенный к Internet компьютер имеет свой адрес, по которому его может найти абонент из любой точки света. Все пространство адресов сети Internet разделяется на области – домены. В системе адресов Internet приняты домены, представленные географическими регионами. Они имеют имя, состоящее из двух букв. Например, Россия – ru, Франция – fr, США – us. Существуют также домены, разделенные по тематическим признакам. Такие домены имеют трехбуквенные сокращения. Например, учебные заведения – edu, правительственные учреждения – gov, коммерческие организации – com. Пример доменного адреса: analists.com.ru.

Internet включает в себя несколько служб (функций), таких как электронная почта, служба передачи файлов, телеконференции и др. 

Основной и наиболее популярной службой Internet является WWW (World Wide Web) – Всемирная Паутина. В основе системы WWW лежит понятие гипертекста, т.е. множества отдельных текстов, которые имеют ссылки друг на друга. Тексты также называются документами или страницами. С помощью ссылок можно переходить от одного гипертекстового документа к другому. Ссылки могут указывать на любой документ, находящийся в Internet в любом месте земного шара.

Для работы со Всемирной паутиной используется протокол передачи гипертекстовых сообщений HTTP - HyperText Transfer Protocol (протокол передачи гипертекста). Гипертекстовые документы (Web-страницы) создаются с помощью языка разметки гипертекста НТМL – HyperText Markup Language.

Web-страницы размещаются на отдельных компьютерах, называемых Web-серверами и принадлежащих отдельным организациям или частным лицам. Группу Web-страниц, объединенных по смыслу и имеющих одинаковое дизайнерское решение, называют Web-сайтом. Кроме собственно текста в Web-документах могут находиться графические изображения, звуки и видеоклипы.

Местонахождение документа в Internet указывает адрес URL (Universal Resource Locator – универсальный указатель ресурсов).

В общем виде URL- адрес выглядит следующим образом:

протокол://доменный_адрес_сервера/имя_папки/…/имя_файла

Например, URL-адрес

http://www.kafiitbgau.narod.ru/MetodHTML/Word/Word5.htm

указывает, что к файлу Word5.htm, расположенному в папках MetodHTML/Word на сервере www.kafiitbgau.narod.ru, следует обратиться по протоколу http.

 

2. Приложение Microsoft Internet Explorer.



2.1. Обозреватели.

Обозреватель или браузер (от англ. Browse – просматривать, листать) – приложение, позволяющее просматривать содержимое Internet. Оно позволяет получить доступ ко всем информационным ресурсам сети – тексту, рисункам, звуковым, видеофайлам и т.д.

Самыми распространенными обозревателями являются программы Мicrosoft Internet Explorer и Netscape Navigator.
2.2. Работа в Internet Explorer.

Гиперссылки

Первым шагом в работе с Internet является установление связи с провайдером – организацией, обеспечивающей доступ к сети. Для этого достаточно запустить приложение Internet Explorer – любым способом, например с помощью значка на рабочем столе. После соединения обозреватель автоматически загрузит стартовую страницу, заданную по умолчанию (рисунок 1).

На панели инструментов Internet Explorer находятся следующие кнопки:

 



Назад – вернуться на последнюю из просмотренных страниц.



Вперед – возврат на страницу, которую просматривали до того, как нажали кнопку Назад.

 

Рисунок 1 Окно приложения Internet Explorer со стартовой страницей кафедры ИИТ БГАУ





Остановить – прерывает загрузку Web-страницы (например, если ожидание появления страницы занимает много времени).



Обновить – используется при получении сообщения о невозможности открыть какую-либо Web-страницу или для загрузки последнего варианта страницы.



Домой - возврат на стартовую страницу.



Поиск - выводит панель поиска для поиска Web-страниц по ключевому слову или фразе.



Журнал – выводит панель в левой части окна броузера, где можно просмотреть адреса Web-страниц, посещенные на данном компьютере за последнее время.



Избранное - выводит панель, отображающую закладки на избранные Web-страницы.



Почта – выводит меню с командами для работы в приложении Outlook Express.



Печать – вывод текущей Web-страницы на принтер.

 

Адресная строка служит для перехода на Web-страницу, по указанному адресу. В адресную строку нужно ввести URL-адрес, с клавиатуры или выбрать из раскрывающегося списка, например, http://www.microsoft.com, а затем нажать кнопку Переход или клавишу ENTER на клавиатуре.

Некоторые места в тексте Web-страницы подчеркнуты и выделены другим цветом на фоне остального текста, указатель мыши над ними принимает форму руки. Такой текст называется гиперссылкой (или просто ссылкой) и является указателем перехода на другие документы. После щелчка по ссылке, она изменит свой цвет, а потом содержимое окна исчезнет и будет загружена запрашиваемая страница. При повторной загрузке страницы все ранее использованные ссылки выделяются особым цветом, что значительно экономит время и позволяет не просматривать одни и те же материалы несколько раз.

На некоторых Web-страницах имеются изображения, разные области которых содержат ссылки – карты изображений. Если водить мышью по этой карте, то на некоторых участках указатель мыши превратится в руку. После щелчка по этой области обозреватель откроет соответствующий документ.

Ссылка может указывать не только на документ, но и на часть документа. Такие ссылки ставятся, как правило, в начале объемных страниц и играют роль оглавления, позволяя быстро переходить к нужному разделу.

 

2.3. Поиск информации в Internet.

Поиск информации с помощью панели Поиск

Чтобы получить доступ к системам поиска, необходимо нажать кнопку Поиск на панели инструментов приложения Internet Explorer, в левой части обозревателя появится панель поиска (рисунок 2). Затем в поле Поиск веб-страницы нужно ввести ключевое слово или фразу и нажать кнопку Поиск.



Рисунок 2 Окно Internet Explorer с панелью поиска в левой части.

 
Поисковые системы .

Поиск нужной информации можно проводить с помощью Web-страницы поисковой системы (рисунок 3).

Сегодня в Internet насчитывается более 200 поисковых систем, которые признаны популярными; общее же их число превышает 1000. Самыми распространенными поисковыми системами являются следующие:

·          русскоязычные: www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.aport.ru;

 

Рисунок 3.  Поисковая система Яндекс с результатами поиска

 

·          англоязычные: www.yahoo.com, www.excite.com, www.altavista.com, www.lycos.com.



В поисковых системах поиск ведется в гигантской базе данных URL. Поэтому для успешного поиска важно правильно сформулировать запрос. Нужно подыскать одно или несколько ключевых слов, которые лучше всего описывают предмет поиска. Чем более общим является термин, тем выше вероятность того, что будет найдено что-то полезное.

Некоторые поисковые системы предлагают опции чувствительного к регистру поиска. Но общее правило использования прописных и строчных букв в большинстве поисковых систем такое: если введены строчные символы, то разыскиваются как строчные, так и прописные символы, но если использованы прописные буквы, то ищется точное совпадение только с прописными буквами.

В поисковых системах можно использовать следующие способы поиска по ключевым словам.

·                   Поиск по одному слову. В поле запроса вводится одно или несколько слов, которые могут характеризовать содержание документа. Например, слово



интернет

После чего запускается процесс поиска (в русскоязычных поисковых системах кнопка Найти).

·        Поиск по группе слов, разделенных пробелами. Результат зависит от того, как эти слова введены в конкретной поисковой системе. Например, по запросу

поиск интернет

в системе Яндекс будут разыскиваться документы, в которых в одном предложении встречаются все введенные слова. Среди результатов такого поиска возможны нестрогие соответствия, например: …поиск документов в Интернете…; …для поиска в Интернет… и т.д.

·        Точное совпадение группы слов. В большинстве поисковых систем, включающих этот метод, ключевая фраза должна быть заключена в кавычки, например:

“поисковые системы”.

·        Поиск в найденном. В системах Рамблер, Апорт и Яндекс после выполнения поиска можно задать другое ключевое слово (или слова) и включить флажок Искать в найденном. Поиск по новым ключевым производится только среди ранее найденных документов.

·        Оператор AND. Связывает два элемента запроса. Будут найдены те страницы, на которых есть оба элемента. Например,

поиск AND интернет

·        Оператор OR. Связывает два элемента запроса. Ведется поиск страниц, на которых есть хотя бы один из этих элементов. Например,

поиск OR интернет

После перехода на Web-страницу, можно найти на ней определенный текст, выбрав команду Правка ► Найти на этой странице, ввести ключевое слово или фразу аналогично предыдущему пункту, либо искать информацию по смысловым категориям.

Для сохранения найденной Web-страницы используется команда Файл ► Сохранить как …

 

Обработка материалов, собранных в Internet.

Обычно найденный материал не подходит целиком для использования, поэтому для компоновки материалов используются текстовый редактор или текстовый процессор, например Word. Для этого нужно выполнить следующие действия.

·                   В обозревателе Internet Explorer открыть одну из ранее собранных Web-страниц. Запустить текстовый процессор Word и открыть в нём новый документ.

·                   На Web-странице выделить текст. Поместить выделенный фрагмент в Буфер обмена.

·                   Переключиться в окно текстового процессора и вставить текст командой Правка ► Специальная вставка ► Неформатированный текст. Далее, при необходимости, отредактировать текст.

Примечание. Если делать не специальную, а обычную вставку, то кроме текста, прочие элементы Web-страницы - таблицы, гиперссылки, рисунки и т.п. перейдут в готовящийся документ и будут мешать работе ним.

Если нужно составить список первоисточников, указывают URL-адрес страницы и дату получения данного ресурса. Это связано с тем, что информация в Internet быстро устаревает и часто меняется. Дату указывают в угловых скобках, например, так:



Русскоязычные поисковые системы. http://www.aha.ru/kozh/search/ search.htm <04.06.02>.

Возможно, что при просмотре Web-страниц, ранее сохраненных на жестком диске, не удастся установить их URL-адрес. В этом случае надо просмотреть ту же Web-страницу в виде кода HTML. Oбозреватель Internet Explorer 5.0 при сохранении Web-страниц вставляет в код HTML комментарий, где указано, из какого адреса страница была сохранена. Чтобы увидеть этот адрес, нужно открыть сохраненную страницу в обозревателе и выполнить команду Вид ► В виде HTML. В результате тот же документ будет открыт в редакторе Блокнот в виде кода HTML. Адрес первоисточника находится в начальной части этого документа (рисунок 4).

 

Рисунок 4 «Изнанка» сохраненной Web-страницы - код HTML с выделенным URL.

 

 

Таблица 1. Некоторые серверы, рекомендуемые для посещения.




Адрес

Содержание

www.ufanet.ru

Информационный сайт г.Уфы

www.mcx.ru

Министерство сельского хозяйства

www.uic.bashedu.ru

Интернет-центр БашГУ

www.bashstat.ru

Статистическая информация по РБ

www.bgau.ru

Сайт Башкирского государственного аграрного университета

www.kafiitbgau.narod.ru

Сайт кафедры информатики и ИТ БГАУ

 

 

 



 

Приложение № 3


Лабораторная работа по теме: «Поиск в Интернете».


Основные понятия:
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.

  • Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:

  • сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;

  • индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;

  • рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).

В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:

  • «Яndex» (www.yandex.ru)

  • «Pамблер» (www.rambler.ru)

  • «Google» (www.google.ru)

  • «Апорт2000» (www.aport.ru)


Упражнение 1. Освоение элементарных приемов поиска информации в сети Интернет.
Цель упражнения: Изучение интерфейса, назначения и особенностей поисковых WWW-серверов. Разъяснение понятия «запрос», отличие запроса от вопроса.
Задание:
Найти, как называется самое большое пресноводное озеро в мире.

Порядок выполнения.



  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • В адресной строке набрать адрес поискового WWW-сервера.

  • Открыть новое окно браузера, выполнив последовательность команд в главном меню Файл - Создать - Окно или использовав сочетание клавиш Ctrl N.

  • Повторить п.п. 2, 3 не менее четырех раз. В разные окна браузера загрузите главные страницы поисковых машин.

  • Сравнить интерфейсы поисковых WWW-серверов.

Примечание. Для оптимальной и быстрой работы с поисковыми системами существуют определенные правила написания запросов. Подробный перечень для конкретного поискового сервера можно, как правило, найти на самом сервере по ссылкам Помощь, Подсказка, Правила составления запроса и т.п.

  • С помощью справочных систем познакомьтесь с основными средствами простого и расширенного поиска.

  • Организуйте поиск, заполните таблицу и прокомментируйте результаты поиска:

    Ключевая фраза

    Результаты поиска

    Yandex

    Google

    Rambler

    Апорт

    информационные технологии в образовании

     

     

     

     
















    "информационные технологии в образовании"

     

     

     

     

    педагогические технологии личностно-ориентированного обучения

     

     

     

     



  • Дополните таблицу самостоятельно построенными запросами.

  • Познакомьтесь с избранными документами и оцените их релевантность (смысловое соответствие результатов поиска указанному запросу). Организуйте поиск интересующей Вас информации и внесите результаты в таблицу.

  • Сравнить результаты поиска (только первые блоки) всех серверов и прокомментировать их.
    Примечание. Для многократного дублирования одного и того же запроса (и «чистоты» эксперимента), необходимо воспользоваться буфером обмена Windows.
    При анализе интерфейса поисковых WWW-серверов обратить внимание не только на окна запросов и кнопку Пуск (Старт, Начать, Искать, Go и т.д.), но и на ссылки о помощи (Помощь, Help, Как искать, Как сформировать запрос и т.д.).


Упражнение 2. Поиск образовательных сайтов.

Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации через каталоги и применения средств простого поиска.
Задание:
Найти сайты физико-математических школ с помощью тематического поискового каталога.
Примечание:
Поскольку каждый поисковый ресурс, имея общие принципы построения, обладает своими особенностями, рассмотрим два возможных варианта поиска через каталоги.

Порядок выполнения.



  • В интерфейсе поисковой системы найти список тематических категорий и, продолжая погружаться в тему поиска, дойти до списка конкретных Web-страниц.

  • Если список страниц небольшой, выбрать среди них те ресурсы, которые лучше подходят для решения поставленной задачи. Если список ресурсов достаточно велик, необходимо в форме для поиска в строку ввода внести список ключевых, для уточнения поиска.

1 вариант. Поиск в каталоге LIST.RU.

  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • Ввести адрес http://www.list.ru в адресную строку обозревателя.

  • В списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам Образование - Наука - Школы - Физико-математические школы:

В результате мы получили список 20 физико-математических школ (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро). Каждая строка списка – гипертекстовая ссылка, перейдя по которой, можно просмотреть заинтересовавший вас школьный сайт.

2 вариант. Поиск в каталоге WWW.RU.

  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. Ввести адрес http://www.www.ru в адресную строку обозревателя.

  3. В форме для поиска перейти на русскоязычную версию сайта: щёлкнуть по ссылке Русская версия.

  4. В форме для поиска убрать флажок Искать в английской версии (поскольку мы хотим найти русскоязычную информацию), щёлкнув мышкой по галочке в соответствующем окошке (галочка должна исчезнуть).

  5. В списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам (разделам) Наука и образование - Образовательные учреждения. В разделе Образовательные учреждения список категорий отсутствует. В данном разделе представлены 582 ссылки на сайты образовательных учреждений (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут отличаться, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро). Для выбора среди них сайтов физико-математических школ (поскольку просмотреть все 582 ссылки просто невозможно) необходимо произвести уточнение поиска.

  6. Для уточнения параметров поиска проделаем следующие действия:

  • ввести в строку на форме для поиска ключевые слова, разделяя их написание пробелом: школа физика математика;

  • в форме для поиска под строкой ввода ключевых слов поставить флажок Искать в текущем разделе и убрать флажок Искать в английской версии;

  • нажать кнопку Поиск для инициализации процесса поиска.

По нашему запросу поисковый каталог представил список из девяти ссылок на сайты физико-математических школ (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро).
По образцу, предложенному в задании 1, найти сайты школ по интересующему Вас профилю!

Упражнение 3. Освоение приемов поиска в различных поисковых системах.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины, формирование группы слов для организации простого поиска.
Задание:
Найти биографию министра образования Российской Федерации Филиппова В.М. с помощью поисковой системы Google.Ru.

Порядок выполнения.



  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • В адресной строке набрать адрес поисковой системы http://www.google.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  • В интерфейсе начальной страницы поисковой системы Google.Ru найти форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавишей мыши по строке установить в ней курсор и напечатать: биография Филиппов министр.

  • Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Поиск в Goоgle.

По результатам нашего запроса поисковой системой Google.Ru было выдано 223 документа, расположенных по релевантности, где первая по списку ссылка представляла собой точный ответ по нашему запросу (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро).

  • Просмотреть результаты поиска и найти среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу.


Упражнение 4. Поиск нормативных документов.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины, изучение особенностей поиска нормативного документа.
Задание:
Найти Положение Министерства образования Российской Федерации о порядке аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных и образовательных учреждений.

Порядок выполнения


Примечание. Для проведения поиска документа воспользуемся, например, поисковой машиной Яndex.ru. В группу ключевых слов запроса необходимо включить значимые по смыслу слова и исключить стоп-слова (под значимыми понимают те слова, которые несут основную смысловую нагрузку документа; стоп-слова – слова не несущие смысловой нагрузки, например, предлоги, или слова, встречающиеся в каждом подобном документе). Словосочетания «Министерство образования РФ», «муниципальные и образовательные учреждения» можно отбросить, т. к. они встречаются в большинстве нормативных образовательных документов. Наш запрос будет выглядеть так: положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников.

  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес поисковой системы http://www.yandex.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. В строку поиска введите запрос: положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников.

  4. Нажмите клавишу Enter или щёлкните мышью на кнопку Найти. По данному запросу Яndex выдал 1286 страниц (данные на 22 апреля 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро). Необходимый документ располагался первым по списку.

  5. Открыть найденный документ.


Упражнение 5. Поиск графической информации.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска графической информации с помощью поисковой машины, формирование группы ключевых слов и интерфейса поисковой системы для поиска изображений.
Задание:
Подготовить иллюстрации к докладу о методике проведения уроков в школе.

Порядок выполнения.



  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • В адресной строке набрать адрес поисковой системы http://www.yandex.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  • В интерфейсе начальной страницы поисковой системы Яndex.ru найти форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавишей мыши по строке установить в ней курсор и напечатать: урок школа. Щелчком левой клавиши мыши в соответствующем окошке поставить флажок Картинки.

  • Инициализировать процесс поиска в поисковой сиситеме, нажав на кнопку Найти.

  • Просмотреть результаты поиска и найти среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу. По нашему запросу поисковой системой Яndex.ru было представлено 167 картинок (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут отличаться, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро).

  • Для просмотра увеличенного изображения необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по картинке. Для запуска интернет-ресурса, на котором располагается данное изображение, щёлкнуть левой кнопкой мыши по ссылке с его адресом под картинкой. Точно так же можно загрузить другие картинки с сервера (их количество представлено в скобках).


Упражнение 6. Поиск адресов электронной почты.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска адресов электронной почты, используя специальные службы поиска людей в Интернет.
Задание:
Найти электронный адрес Иванова Владимира, если мы знаем, что его логин (псевдоним, имя пользователя) совпадает с его фамилией (ivanov).

Порядок выполнения:



  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес поисковой службы Электронная Россия http://www.eros.dubna.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. В интерфейсе поисковой системы найти форму для поиска и ввести в строку Имя - Фамилия: Иванов, а в поле Пользователь предполагаемый логин: ivanov.

  4. Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Поиск.

  5. Просмотреть результаты поиска и выбрать среди них искомый адрес.

По нашему запросу было найдено 7 записей (22 апреля 2003 года), среди которых искомый адрес оказался первым по списку.

Упражнение 7*. Поиск в сети Интернет сведений о людях (на примере адреса).

Цель упражнения:
Знакомство со справочниками в Интернет. Изучение возможностей поиска людей в Интернет.
Задание:
Найти адрес Никифоровой Натальи Александровны, проживающей в городе Самаре.

Порядок выполнения.



  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес Самарской информационной сети http://www.bonus.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. В интерфейсе поисковой системы найти рубрикатор и перейти в раздел Телефонные справочники (по умолчанию открывается справочник по жителям Самары и области).

  4. Изучите инструкцию и введите в соответствующие окошки имя, фамилию и отчество человека, адрес которого необходимо найти (Никифорова Наталья Александровна). Выбрать из выпадающего списка Регион нужное название города или региона Самара. Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Искать.

  5. Просмотреть результаты поиска и выбрать среди них искомый адрес. По нашему запросу было найдено 5 записей (24 апреля 2003 года).


Упражнение 8**. Поиск литературных произведений в сети Интернет.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска и скачивания файлов через WWW.
Задание:
Найти и сохранить на локальном диске один из рассказов Ивана Безродного.

Порядок выполнения:



  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес архива файлов Курчатовского института http://www.kiarchive.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. По рубрикатору перейти в раздел Электронная библиотека. В разделе Электронная библиотека открыть папку Arkanar (ассоциация молодых писателей). В папке выбрать раздел Творчество Ивана Безродного. Просмотреть названия представленных работ и выбрать подходящую.

  4. Щёлкнуть мышью по ссылке с названием архивного файла (heaven.zip, Рай на земле). В появившемся окне Загрузка файла нажать кнопку Открыть.

  5. В окне архиватора, открывшемся после загрузки файла, вы можете увидеть название файла. Разверните файл для прочтения двойным щелчком мыши по его названию. Просмотреть файл и при необходимости сохранить на локальном диске, выполнив команду Файл - Сохранить как. В окне сохранения не забудьте выбрать имя папки, в которую следует поместить файл.

Приложение № 4.


Контрольные вопросы:

1.     Что такое компьютерная сеть?

2.     Что такое Internet? Какой базовый протокол обмена информацией используется в Internet?

3.     Основные службы Internet.

4.     Какие возможности предоставляет служба WWW?

5.     Что такое гипертекст?

6.     Что такое Web-сайт?

7.     Что такое URL-адрес?

8.     Что такое код HTML?

9.     Для чего предназначена программа-обозреватель?

10.      Для чего предназначена панель Поиск, как ее вызвать?

11.      Для чего предназначена адресная строка обозревателя?

12.      Как выяснить адреса недавно посещенных страниц?

13.      Какие вы знаете англоязычные и русскоязычные поисковые системы?

14.      Как указать точное соответствие ключевой фразе при поиске?

15.      Как сохранить нужную Web-страницу?



Карточка №3

Установите соответствие.

Установите соответствие между русскими и английскими терминами. Тогда буквы, которыми пронумерованы английские термины, составят слово, которым иногда называют человека, постоянно «живущего» в сети Интернет.



  1. Браузер

  2. Домен

  3. Доска объявлений

  4. Сеанс

  5. Сеть

  6. Электронная почта

  7. Шлюз

(a) e-mail

(в) browser

(и) domain

(л) gateway

(р) bbs .

(т) session



(у) network


  • Председатель ____________________
  • ЗАДАНИЕ НА ДОМ
  • Приложение № 1
  • Загадки
  • Приложение № 2