Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей




Скачать 288.74 Kb.
Дата08.01.2017
Размер288.74 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе разработана на основании Федерального Закона РФ «Об об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, на основании ст. 28, 47, 48, а также в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 9 класса и на основе программы по литературе под редакцией профессора Т.Ф. Курдюмовой.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.



Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. 
Достижение этой цели может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира. 

В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы, даётся представление об этапах развития русской литературы, первое теоретическое представление об историко – литературном процессе, предполагается более глубокое понимание классики. Знакомство с основными литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе 3 часа отводится на изучение регионального компонента (дополнительно к этим часам 3 часа регионального компонента входят в уроки по изучению биографии и творчества Жуковского, А. Пушкина и М. Лермонтова).

В центре внимания в 9 классе находятся важнейшие произведения А. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, поэтому в программе увеличено количество часов на изучение их творчества. Дополнительно изучаются стихотворения М. Лермонтова « Родина» и « Погиб поэт». Творчество Дж. Байрона не выделено в отдельный урок. О его произведениях говорится при изучении творчества А. Пушкина и М. Лермонтова. Изучение монографических тем по творчеству М. Ломоносова, Державина, Фонвизина, Карамзина, Радищева может проходить обзорно, поэтому произведение Радищева « Путешествие из Петербурга в Москву» не изучается. Обзорно изучается и произведение Гёте « Фауст»

Основными формами контроля знаний, умений, навыков – тесты, письменные контрольные и творческие работы учащихся. Основной формой организации учебного процесса в рамках данной программы является урок.

Требования к уровню подготовки выпускников



В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать



  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;


уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;


аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



Учебно – тематический план




Тема

Количество часов

В том числе:

Творческие, практические работы

Контрольные

работы

1.

Литература как искусство слова

1

Размышление на тему « Моя библиотека»




2.

Литература эпохи Средневековья

1







3

Древнерусская литература

4

Анализ переводов

1

4

Литература эпохи Возрождения

2








5

Литература 18 века

9




2

Ломоносов

1







Державин

1







Фонвизин

2

сочинение




Карамзин

1







Гёте

1







6.

Литература 19 века

59







Жуковский

1




1( входит в урок)

Грибоедов

7

сочинение

Тестирование

Пушкин

22

Письмо герою

Сочинение

Анализ эпизода

тест


Тестирование

1( входит в урок)




Лермонтов

14

сочинение

1 ( входит в урок)

Тестирование



Гоголь

7

сочинение




Тютчев

1







Фет

1







Некрасов

1







Толстой

2







Чехов

2







Тургенев

2




тестирование

7

Русская литература 20 века

15







Бунин

1







Горький

1







Блок

2

Анализ стихотворения




Есенин

1







Маяковский

1







Ахматова

1







Булгаков

2







Набоков

2







Шолохов

2




тестирование

8

Твардовский

2







Русская литература 60- 90 годов 20 века

11







Астафьев

2

Анализ эпизода




Распутин

2







Вампилов

2







Солженицын

2







Шукшин

2







Лирика последних десятилетий 20 века

1

Анализ стихотворения




Повторение. Обобщающий контроль за курс 9 класса

3

Сочинение.

Тестирование.

ИТОГО

105








Содержание учебного курса
« Литература» (102 часа)
Литература как искусство слова -1 час

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ -1 час

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты).

Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА -3 1 РК
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. А. Жуковский, К. Д. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

РК ПОЭТИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОДЫ. ЮГОВ – ПЕРЕВОДЧИК « СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»- 1 час

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ -2 ЧАСА

У. Шекспир. «Га м л е т». Слово о драматурге. Гамлет — герой Трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».


ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА -7 2 РК

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления классицизма и сентиментализма в русской литературе.



М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престолея Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны. 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния» (фрагменты). – 1час

Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.



Г. Р. Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судия м», «П а м я т н и к». -1 час

Державин — крупнейший поэт XVIII века. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики


Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». -2 часа

Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

РК СПЕКТАКЛЬ ОБЛАСТНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА. ОБСУЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ – 2 часа

Н. М. Карамзин. «Бедная Л из а» -1 час.

Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Карамзин-историк..


.И. В. Гёте. «Ф а у с т» (фрагменты) -1час

. Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.


Требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать:

- общую характеристику развития русской литературы

- авторов и содержание изученных произведений

- основные теоретические понятия:

- ода, теория « трёх штилей»

- классицизм, сентиментализм

- « вечные образы» в литературе


Уметь:

- давать сравнительный анализ поэтических переводов

- составлять цитатный план

- сравнивать оду Ломоносова с одой Державина, со стихотворением « Властителям и судиям»

- писать сочинение – рассуждение « Каким я представляю Митрофана ( Простакову..) ?»

- писать рецензию на спектакль

- составлять рассказ о герое

- находить черты классицизма, сентиментализма в произведениях

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА -59 часов
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. В. Кольцов, Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.

Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.



В. А. Жуковский. «М о р е», «Н е в ы р а з и м о е», « Светлана» -1час

. Романтизм. Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.

РК «УРАЛЬСКИЙ ВОЯЖ ПОЭТА»(входит в урок по биографии Жуковского)

А. С. Грибоедов « Горе от ума» – 7 часов

Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики (И. А. Гончаров. «Мильон терзании»). Сценическая жизнь комедии.
А.С. ПУШКИН – 22 ЧАСА

А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К мор ю», «П р о р о к», «Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обмане т...», «П о э т», «О с е н ь» (отрывок), «Я памятник себе воздвиг нерукотворны и...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо» и др.). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву»,«Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина. Искренняя привязанность поэта

к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

Маленькие трагедии. «М о ц а р т и Сальери». Нравственная проблематика "трагедии («Гений и злодейство — две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.

«Евгений Онегин» — роман в стихах. История создания. Особённостей жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).

РК РОЗЕН А. Е. « ПУШКИН В ЗАУРАЛЬЕ»(включён в урок по биографии и творчеству поэта « Пушкин и его друзья в Кургане»



Требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать:

-содержание произведений

-наизусть:

А. Пушкин «К Чаадаеву», « Пророк», « Я памятник себе…», « Сожжённое письмо», « Если жизнь тебя обманет…», « Храни меня, мой талисман», « Осень», « Элегия»

А. Грибоедов Монолог Фамусова и Чацкого ( по выбору учащихся )

- теоретические понятия: романтизм, реализм, роман в стихах, онегинская строфа, внесценические персонажи пьесы, жанры романтической лирики

- биографию А С Грибоедова, А. С. Пушкина



Уметь:

-анализировать стихотворение по плану

-составлять тест,

- находить афоризмы и объяснять их значение

- писать конспект критической статьи

- давать характеристику литературному герою

- составлять цитатный план

- писать письмо литературному герою

- писать сочинение – рассуждение по темам

«Век нынешний век минувший» в комедии Грибоедова

« Софья начертана неясно..» ( А. Пушкин)

Как можно понимать смысл название комедии?

Моё любимое стихотворение А. Пушкина.

Татьяна – « милый идеал» А. Пушкина

Онегин и Ленский.


М. Ю ЛЕРМОНТОВ – 14 ЧАСОВ

М.Ю.Лермонтов. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «М о н о л о г», «Д у м а», «П ленный рыцарь», «Н и-щ и и», « Погиб поэт», « Родина». Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Герой нашего времен и». Жанр социально-психологического романа/Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

РК Н. И. ЛОРЕР « ЗАПИСКИ ДЕКАБРИСТА»( включён в урок по биографии Лермонтова)



Требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать:

- содержание произведений

- наизусть « Погиб поэт», « Родина», « Нет, я не Байрон, я другой…», « Нищий»

- биографию поэта

- определение средств выразительности

- теоретические понятия: фабула и сюжет, социально – психологический роман



Уметь:

- анализировать стихотворения

- проводить сравнительный анализ стихотворений А. Пушкина и М. Лермонтова

-сопоставлять лирического героя поэзии А. Пушкина и М . Лермонтова

- комментировать произведения и доказательно их оценивать

- составлять цитатную характеристику поколения ( по стих. « Дума», « Монолог»)

- пересказывать (сжато, выборочно) с элементами анализа

- строить развёрнутый ответ на проблемный вопрос

-анализировать эпизод (« Роль главы « Тамань» в романе « Герой нашего времени»)

- писать сочинение по темам : Печорин и Онегин

Можно ли назвать Печорина героем своего времени?

« Пророк» Лермонтова и Пушкина

Моё любимое стихотворение М Ю. Лермонтова
Н. В. ГОГОЛЬ – 7 ЧАСОВ

Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е души». Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.

«Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

И.С. ТУРГЕНЕВ -2 ЧАСА.

И. С. Тургенев. «Первая любовь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
Ф. И. ТЮТЧЕВ – 1 ЧАС

Ф. И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...», «День и ночь», «Эти бедные селенья», «Еще томлюсь тоской...», «Она сидела на полу...». Краткая биографическая справка.


Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А.А. ФЕТ – 1 ЧАС

А. А. Фет «Чудная картина...», «Я вдаль и д у...», «Нет, я не и з м е н и л...», «Я был опять в саду твоем...», «Деревня», «На заре ты ее не буди...» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета

Н. А. НЕКРАСОВ -1 ЧАС

Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...» Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

.

Л.Н. ТОЛСТОЙ – 2 ЧАСА



Л. Н. Толстой. «Ю ноет ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

А. П. ЧЕХОВ – 2 ЧАСА.

А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Тоска». Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. •

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.


Требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать:

- содержание произведений

- биографию писателей

- наизусть стихотворения Фета, Тютчева, Некрасова ( по выбору учащихся)

- теоретические понятия: юмор и сатира, трёхсложные размеры стиха
Уметь:

- писать мини- сочинение « Почему Чичиков посещал помещиков именно в такой последовательности?», « Художественная деталь и её роль в создании образа Плюшкина»

-составлять тест

-давать характеристику героям

- аргументировано отвечать на проблемный вопрос « Чичиков – это беда или надежда России?», « Живая» душа Чичиков или « мёртвая»?

- сопоставлять стихотворения Тютчева и Фета, Тютчева и Некрасова

- писать мини- сочинение по теме «Понятны ли мысли и чувства главного героя повести «Первая любовь» И Тургенева сегодняшнему читателю?»

- писать сочинение – очерк на тему « Мой современник»


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА – 15 ЧАСОВ
Русская литература XX века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева» (главы). – 1 ЧАС

Бунин — поэт и прозаик

Тесная связь его творчества с традициями XIX века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.


М.Горький. «М о_и у н и в ер с и те ты» (главы). -1 час

Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
А. А. Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хор еТ..» и др -2 часа

Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый до м...» и др. -1 час



Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский. «Послушайт е!», «П р о з а с е-д а в ш и е с я» и др. -1 час

Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

А. А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый к о р о л ь» и др. -1 час

Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

.

М. А. Булгаков. «Мертвые души» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). «Собачье сердце».- 2 часа

Краткое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.

В. В. Набоков. «Гроз а», «Р о ж д е с т в о», «С к а з к а»- 2 часа

«Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий его мир. «Рождество» — тонкость и четкость характеристики человеческих чувств. Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).
М. А. Шолохов. «Судьба человека» -2 часа

Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.



А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» (главы). – 2 часа

Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения («Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора («О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором


Требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать:

-факты биографии И. Бунина, Горького, Ахматовой, Блока, Есенина, Маяковского, Шолохова, Твардовского

- содержание изученных произведений

- наизусть по 1 стихотворению Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского

- особенности создания народного характера


Уметь:

-анализировать стихотворения

- составлять план

- сопоставлять сцены прощания в главах «Два бойца» и в главе « Дед и баба»



Русская литература 60—90-х годов XX века -11 часов

Произведения различных видов, жанров, направлений писателей конца XX столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя.



В. П. Астафьев. «Ц а р ь- р ы б а» (главы). -2 часа

Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.



В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я Марии» - 2 часа

. Распутин — писатель-публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.



А. В. Вампилов. «Старший с ы н» -2 часа

. Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.



А. И. Солженицын. «Матренин двор».-2 часа

Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе.

. В. М. Шукшин. «Веру ю!», «Алеша Бесконвойныи», «В а н ь к а Т е п л я ш и н» и др- 2 часа

. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера

и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

.

Лирика последних десятилетий XX века. – 1 час

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, Е. Евтушенко, Н. Глазкова, Б. Чичибабина (по выбору учителя и учащихся).

Требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать:

- биографию Астафьева, Распутина, Вампилова, Солженицына, Шукшина, Вознесенского, Окуджавы, Евтушенко

- наизусть 3 стихотворения ( по выбору учащихся)



Уметь:

- анализировать стихотворение, отдельный эпизод

- писать сочинение « Мои любимые строки»

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному


Повторение. Обобщающий контроль за курс 9 класса (3часа)
Требования к знаниям и умениям учащихся по теме:

Знать: терминологию, основные направления литературы, жанры

Уметь: систематизировать, сопоставлять, анализировать, писать сочинение

Список литературы для учителя

1.Аркин И, И, Уроки литературы в 9 классе- М, Просвещение, 1998

2.Богданова О. Ю., Челышева Т. В., Чертов В.Ф. Тесты. Литература, М, Владос, 1999

3. Золотарёва И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе, 9 класс, М: Вако, 2012

4. Калганова Т, А, Сочинения различных жанров в старших классах, М, Просвещение, 1997

5. Полтавец Е. Как писать сочинение –М, 1998

6.Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы/ под редакцией Т. Ф. Курдюмовой – М, Дрофа, 2013.

7. Фольклор и литература Зауралье. Учебное пособие для учителей и учащихся(5-11 классы), Курган, 2000




Список литературы для учащегося
1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013.

2. Калганова Т, А, Сочинения различных жанров в старших классах, М, Просвещение, 1997



3. Полтавец Е. Как писать сочинение –М, 1998

4.Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы/ под редакцией Т. Ф. Курдюмовой – М, Дрофа, 2013.