Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Изучение личности исторического деятеля в школьном курсе истории




Скачать 384.09 Kb.
Дата05.07.2017
Размер384.09 Kb.
ТипРеферат


Министерство образования РФ

Пермский край г. Краснокамск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Работу выполнила

Онишко Л.П.,

учитель истории

и обществознания

2012г.


«Глядя в историю, словно в зеркало,

я стараюсь изменить к лучшему

собственную жизнь и устроить ее

по примеру тех, о чьих доблестях

рассказываю»…

Плутарх.


Содержание

Введение……………………………………………………………......................4 - 6

Глава I. Теоретические основы методики изучения личности исторического деятеля.


    1. Историческая личность в трудах мастеров отечественной

историографии…………………………………………………………….7-10

    1. Историческая личность: сегодняшнее состояние методики преподавания истории……………………………………………………………………11-15

    2. Формирование умений давать характеристику исторической

личности………………………………………………………………….16-23
Глава II. Методика формирования знаний обучающихся об исторической личности.

    1. О некоторых приёмах и средствах организации активной познавательной деятельности обучающихся при формировании знаний об исторической личности …………………………………………………………………..24-31

    2. Результативность работы по избранной теме……………………….....32-37

Заключение…………………………………………………………………...38 Список использованной литературы………………………………………..39

Приложения……………………………………………………………….40-70



Введение

Происходящие на современном этапе изменения в жизни нашего общества находят отражение в переосмыслении подходов к содержанию образования, в пересмотре целей и задач обучения. В преподавании истории долгие десятилетия на первый план выдвигались объективные закономерности общественного развития, которые отождествлялись с внеличностностью и бессознательностью исторического процесса. За пределами школьных курсов оставались быт, традиции и нравы, духовная культура и жизнь личности.

И хотя характеристикам исторических личностей на уроке и в учебной литературе уделялось внимание, главный акцент при этом делался не на индивидуальном своеобразии, неповторимости и уникальности самой личности, а на сосредоточии в ней типичных черт и признаков представителя того или иного класса. Так, недостаточно обращалось внимание на психологическую характеристику исторической личности, почти не рассматривались и не анализировались мотивы и нравственные аспекты её деятельности.

Перед нашим обществом сегодня с особой остротой встал вопрос о том, что такое человек как самоценность исторического развития. Это нашло выражение в широко идущем процессе гуманизации всего образования. Так в государственном стандарте исторического образования проблема изучения человека и его роли в истории поставлена первой среди сквозных содержательных линий всех школьных курсов. Поиски путей раскрытия человека и как объекта, и как субъекта истории требуют переосмысления методологических позиций в отборе содержания, более глубокого соотнесения его с психологическими возможностями обучающихся, применения адекватных новому содержанию методических приёмов, средств и организационных форм обучения.

Курс отечественной истории, который обучающиеся изучают в школе, содержит десятки имён выдающихся государственных и политических деятелей, вождей народных масс и талантливых полководцев, учёных и деятелей культуры. С другой стороны, именно в подростковом возрасте усиливается интерес к другим людям, проявляется стремление понять и оценить их. Таким образом, как материал курса отечественной истории, так и возрастные особенности обучающихся открывают ряд позитивных возможностей для решения проблемы формирования знаний обучающихся об исторических личностях. Эта проблема остро стоит перед учителями и заставляет искать подходы к её решению.

В практике явно недостаточно уделяется внимания характеристикам исторических личностей, не ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию у обучающихся знаний об исторических личностях; учителя истории затрудняются в выборе эффективных приёмов и средств для решения этой проблемы; у обучающихся не формируется собственное суждение о той или иной личности и её роли в истории.

Нельзя не отметить, что проблема изучения исторической личности обучающимися всегда находила отражение в работах таких методистов, как Бернадский В.Н, Гора П.В, Горелик В.Б, Донской Г.М, Запорожец Н.И, Кар-

цов В.Г, Лазукова Н.Н, Лейбенгруб П.С, Лернер И.Я, Стражев А.И, Сырейщикова Н.А, и др. Вместе с тем специального методического исследования по проблеме формирования знаний об исторической личности не проводилось. Поэтому, данная работа актуальна.



Объектом исследования является процесс формирования знаний обучающихся об исторической личности. Предмет исследования - содержательная и процессуальная сторона формирования знаний обучающихся об исторической личности, пути и средства усиления гуманистической направленности содержания исторического образования на материале курса отечественной истории через раскрытие роли личности в истории.

Анализ философской, исторической, психолого-педагогической литературы и методических исследований, результаты изучения массового и передового опыта учителей позволили сформулировать рабочую гипотезу:

Знания об исторических личностях будут усваиваться обучающимися более глубоко и осмысленно, а интерес к истории повысится, если:

- формирование знаний об исторических личностях будет осуществляться поэтапно с позиций разнообразных подходов;

- при осуществлении отбора содержания ведущей будет являться идея единства раскрытия личности как объекта, так и субъекта истории, а на первое место будет выдвигаться характеристика деятельности личности в переломные моменты исторического развития, когда она оказывается в условиях выбора;

- используемые приёмы и средства, проблемно-познавательные задания будут нацеливать обучающихся на понимание альтернативности и вариативности исторического процесса, способствовать их нравственному воспитанию.


Цель моего исследования заключалась в том, чтобы разработать и проверить методический подход к формированию знаний об исторической личности, который бы обеспечил повышение качества знаний. Поставленная цель требует решения следующих задач:

- изучение теоретических материалов, посвященных проблеме изучения личности исторического деятеля;

- систематизация видов работ по изучению личности исторического деятеля;

- анализ учебно-методического комплекса по изучению личности исторического деятеля;

- разработка заданий, тестов и апробация их в учебном процессе.

ГЛАВА 1 Теоретические основы методики изучения личности исторического деятеля.


    1. Историческая личность в трудах мастеров отечественной историографии.

В практике преподавания я постоянно обращаюсь к отечественной историографии: к трудам В.О.Ключевского, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва, Н.И.Костомарова. Формирование истории, кто или что определяет цепочку событий, больших и малых, в разных исторических масштабах, что или кто оказывает ключевое, направляющее влияние на ход истории – один из главных и неоднозначных вопросов, который интересовал историков.

Понимание В.О. Ключевским проблемы личности в истории никогда не представлялось исследователям отдельной проблемой его творчества. Обычно лишь подчеркивается умение В.О. Ключевского создавать блестящие по форме личностные характеристики.

Между тем проблема роли личности в истории занимала у В.О. Ключевского особое, причем вполне самостоятельное место в его творчестве. Человеческая личность представлялась ему первостепенной силой в «людском общежитии». Теоретическое построение В.О. Ключевского опиралось на триаду: «человеческая личность, людское общество и природа страны – вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие».

В.О. Ключевский подходил к проблеме личности вне принадлежности ее к тем или иным социальным слоям общества с их классовыми интересами. Личность в «Исторических портретах» он рассматривал, прежде всего, в проявлении свойств и стремлений, которые отражаются в людских отношениях или вызываются этими отношениями.

Художественная одаренность позволяла В.О. Ключевскому проникать в тайники человеческой личности, как в ее частной, так и в общественной жизни. Целенаправленность такого проникновения сочеталась у него со стремлением к психологическому личностному анализу. По мысли В.О. Ключевского для понимания исторического процесса необходимо было проследить типы людей прошлого и воссоздать их образы: «из отдельных лиц составляются постоянные союзы, переживающие личные существования и образующие более или менее сложные исторические типы». Стремясь к созданию таких типов,

В.О. Ключевский постоянно имел в виду облик человека и его роль в обществе.

О подходе ученого к таким характеристикам можно судить по его работе «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства». Это работа не панегирик давно ушедшему из жизни человеку, а напоминание живущим о вневременных общечеловеческих добродетелях и их значении в нравственном воспитании общества.

В «Курсе русской истории» и в отдельных статьях В.О. Ключевский создал целую галерею многоликих образов, царствовавших в России монархов. Делалось это им отнюдь не из-за верноподданнических побуждений. Внимательный читатель обратит внимание на сугубо личностные их оценки.

В.О. Ключевский критически оценивал исторические личности, указывая на то, что они подчинили потребности государственной жизни капризу личного самовластия и сводил разыгравшуюся трагедию страны к личным качествам правителя. Но в то же время он очень интересно описывал характеры исторических личностей, например, царя Алексея Михайловича.

В.О. Ключевский прекрасно умел «недоговаривать» того, о чем не хотел говорить. Он сознательно из образа царя опускал все то, что свидетельствовало о становлении самодержца, подавлявшего и угнетающего народ.

В.О. Ключевский писал о царе лишь в его частной и повседневной дворцовой жизни. Опыт такого психологического анализа создавал, казалось, впечатление явной идеализации царя, если бы не одна оговорка автора: «я готов видеть в нем лучшего человека древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление – но только не на престоле».

Правда в отличие от С.М. Соловьева В.О. Ключевский был далек от панегирика и неоднозначно рассматривал исторические личности. Точка зрения В.О. Ключевского на историю и то, как она делается людьми в отдельности и массами, достаточно четко обуславливается реальными характеристиками людей и их закономерным влиянием на историю.

Н.М. Карамзин в своих исторических трудах, в частности в «Истории государства Российского», много внимания уделяет личностным характеристикам исторических деятелей, его герои действуют в заданных историей обстоятельствах. Историческая личность у Н.М.Карамзина раскрывается в широких связях с общей жизнью страны. Создавая образ, он исходит из общественных условий, которые определяли характер исторической личности, зачастую оправдывая отрицательные действия со своей позиции.

Особенно блестяще Н.М.Карамзин выписывает характеры И. Грозного,

Б. Годунова, Петра I, Екатерины II, в которых через психологизм исторической личности раскрывается общечеловеческое начало в герое. В его труде звучит обвинение истории, которая определяет действия, преступления и тиранство некоторых исторических личностей. По мнению Н.М.Карамзина, само понимание их преступлений и тиранства оказывается заданным конкретной исторической ситуацией. «Правители, - писал Н.М. Карамзин, - действуют по указанию истории». Писатель обращает большое внимание на психологическое восприятие обществом правления исторических личностей.

С.М. Соловьев в своём труде «История России с древнейших времен» за критерий оценки величия каждой исторической личности берёт, прежде всего, одержанные ею победы и то, насколько эти победы определили исход тех или иных событий и насколько эти события отразились на жизни простых людей. Историческая личность для С.М. Соловьева – цель исторического познания: в своей книге он показывает пути формирования личности, всесторонне ее характеризуя. Историк считает, что главное в личности – ее деятельность (политическая, экономическая, культурная), рассматривает, как формируются общественно-значимые черты личности.

С.М. Соловьев уделяет большое внимание деятельности исторической личности, через неё он раскрывает исторические события и явления.

Н.И. Костомаров издал выдержавшую много изданий «Русскую историю в жизнеописаниях её славнейших деятелей». Она состояла из отдельных очерков, посвященных самым разнообразным деятелям исторического прошлого, начиная с киевского князя Владимира. В труде Н.И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях её славнейших деятелей» указывается, как воздействует историческая личность на умы современников, не оставляя у слушателей и читателей сомнений о своём отношении к исторической личности. Он рассматривает, как складывается характер исторической личности. На мой взгляд, он создает малопривлекательное полотно, на котором образы российских монархов запечатлевались в большей степени не только как обычные, но и исторически малопривлекательные люди. Неприятие Ивана Грозного, ирония над Петром I, завуалированно отрицательное отношение к Екатерине II и т.д. – таково отношение Н.И. Костомарова к самодержцам России, оставившим заметный след в истории государства. Историзм его ограничен.




    1. Историческая личность: сегодняшнее состояние методики

преподавания истории.

Размышляя о состоянии методики обучения истории в современной школе, методист М.В.Короткова считает, что свобода учителя, плюрализм мнений и шквал оценок исторических событий, а также отсутствие четких концептуальных линий породили по меньшей мере 3 опасные тенденции в современном преподавании истории.

Первая из них связана с пренебрежением известными подходами к отбору содержания учебного исторического материала, что привело к определенным кренам в преподавании: одни учителя больше внимания уделяют историческим личностям, другие – краеведческому материалу, третьи строят свое преподавание на базе социально-экономической истории и экономики, четвертые в основу уроков кладут изучение внутриполитической истории и жизнь правителей, пятые предлагают изучать предмет с уклоном в историю церкви и религии, шестые настаивают на изучении культуры, быта, нравов как первоосновы жизни общества. Кто прав?

Вторая тенденция, порожденная современными процессами в системе исторического образования, - это беспомощность в вопросах методологии. Большинство уроков истории обогащены огромным количеством нового фактического материала, но не редко не содержат глобальные идеи или даже заключительного вывода, а порой и учительской позиции. Не теряет ли такой урок свою целостность и педагогический эффект, несмотря на объективный интерес учеников к фактам, историческим личностям?

И, наконец, третья тенденция – подавление историческим содержанием методики преподавания. Учитель сегодня захлебнулся в материале и ему вроде не до методики: успеть бы прочитать необходимую новейшую литературу. Это глубочайшая педагогическая ошибка и видимая издержка современного исторического образования.
Школьный курс, дающий основы научной истории не может быть безликим. Нельзя выбросить из истории имена людей, сыгравших в ней крупную роль, как позитивную так и негативную, невозможно, не отклоняясь от исторической правды. Увеличивается число персоналий, всплывают имена русских государственных деятелей, не упоминавшихся ранее или вскользь, без характеристик: Колчак, Победоносцев, Милюков, Столыпин, Витте, Гучков, Брусилов. Имена репрессированных деятелей при Сталине. Историческая информация должна так излагаться, чтобы человек в истории стал целью исторического познания.

И хотя характеристикам исторических личностей на уроке и в учебной литературе уделяется внимание, главный акцент при этом делался не на индивидуальном своеобразии, неповторимости и уникальности самой личности, а на сосредоточии в ней типичных черт и признаков представителя того или иного класса.

Так, недостаточно обращалось внимание на психологическую характеристику исторической личности, почти не рассматривались и не анализировались мотивы и нравственно-этические аспекты ее деятельности. Перед нашим обществом сегодня с особой остротой встал вопрос о том, что такое человек как самоценность исторического развития. Это нашло выражение в широко идущем процессе гуманизации всего образования. В историческом образовании проблема изучения человека и его роли в истории поставлена первой среди сквозных содержательных линий всех школьных курсов. Поиски путей раскрытия человека и как объекта, и как субъекта истории требуют переосмысления методологических позиций в отборе содержания, более глубокого соотнесения его с психологическими возможностями обучающихся, применения адекватных новому содержанию методических приемов, средств и организационных форм обучения.

Курс отечественной истории, который ребята изучают в школе, содержит десятки имен выдающихся государственных и политических деятелей, вождей народных масс и талантливых полководцев, ученых и деятелей культуры. Школьных учебников достаточно, это хорошо, однако язык учебников во многих случаях сух, излишне скучен. Тексты содержат мало ярких, запоминающихся образов. Не все имеют иллюстративный материал хорошего качества. В учебнике для 10-го класса А.Н. Сахарова, В.И. Буганова - нет ни одного портрета исторического деятеля. Однако школьная история образовывает и просвещает юного человека, который вовсе не собирается стать профессиональным историком. Людей интересует прежде всего люди, их жизнь и судьба, они стремятся понять и оценить их.

Таким образом, как материал школьного курса истории, так и возрастные особенности обучающихся открывают ряд позитивных возможностей для решения проблемы формирования знаний обучающихся об исторических личностях, однако школьная практика показывает, что эта проблема стоит остро и заставляет нас искать подходы к ее решению.

Сегодняшние перемены в состоянии методики преподавания истории, конечно же порождены пересмотром содержания гуманитарного образования в целом и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении важнейших исторических событий и процессов. Если воспользуемся некоторыми выдержками из таблицы, предложенной в пособии для учителя под редакцией Н.Г. Колоскова, то увидим что изучение исторической личности стало в значительной степени затрагиваться в методической литературе.




класс

Умения общелогические

Умение исторического мышления

5кл.

Выделять главную мысль в абзаце, в отрывке учебного текста, основные факты в рассказе.

Сравнивать отдельные исторические факты, устанавливая их различия и сходства.

6кл.

Выделять главное и существенное в содержании учебного текста, отрывка из документа. Самостоятельно формулировать несложные выводы, обосновывать их фактами.

Определять социальные интересы больших групп и отдельных выдающихся людей (на основе изучения текста учебника)

7кл.

Элементарно анализировать, обобщать факты на основе их описания в учебнике, документе, выделять существенные признаки изучаемых явлений.

Давать характеристику и оценку выдающихся исторических деятелей, в том числе сравнительную. Обосновывать выводы достоверными историческими фактами, привлеченными из нескольких источников.

8кл.

Обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства.

Давать характеристику изучаемых общественных явлений, выдающихся исторических деятелей, памятников культуры.

9кл.

Определять несложные понятия., умение сравнивать по существенным сопоставимым признакам с самостоятельно определенной последовательностью.

Применять теоретические знания, составлять развернутую характеристику исторических явлений, процессов, выдающихся людей.

10-11кл.

1. Участвовать в дискуссии, убедительно отстаивая свою точку зрения, опираясь на теоретические знания и факты.

2. Уметь анализировать, систематизировать и обобщать исторический материал на основе разностороннего изучения источников: исторических документов, научной литературы.


3. Обоснованно оценивать изучаемые события, общественное яв-ление, деятельность исторических личностей, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории.

Я поддерживаю мнение В.А. Мыскина, который сказал: «Все согласны с тем, что в равной степени важно говорить на уроках как о судьбе «простого человека» в ту или иную эпоху, так и об индивидуальных чертах исторических деятелей. Разногласия возникают тогда, когда речь заходит о способах и путях знакомства школьников с ролью личности в истории. Облики исторических деятелей, столь неподвластны собственным оценкам учителей и учеников в прежние времена, настолько подверглись пристальному вниманию историков, что учитель порой и сам не знает, какую именно точку зрения он исповедует, характеризуя того или иного персонажа. От обилия мнений более всего растерялись ученики». ¹

Следует обратить внимание на мысль, сформулированную методистом



Г.А. Прохоровой ², которая отмечает, что больше внимания следует уделять в преподавании истории в современной российской школе исторической личности, ее ментальности, образу жизни, внутреннему миру, духовным и нравственным ценностям. На роль исторической личности, как на широкую многоплановую проблему ориентируют проекты государственных стандартов по истории, школьные программы по истории, новые учебники и пособия, отдельные публикации в журнале «Преподавание истории в школе» и в приложении к газете «Первое сентября» - «История».


  1. В.А. Мыскин «Изучение личности исторического деятеля», //Преподавание истории в школе//, 1991, №4, стр.145

  2. Г.А. Прохорова «Современные подходы в преподавании истории: материалы международного семинара», С-Пб.: Образование, 2005.

    1. Формирование умений давать характеристику исторической личности.

Формируя умения обучающихся давать характеристику исторической личности, я придерживаюсь рекомендаций методиста Н.С. Ерохиной.

1. Сообщаю знания об исторической личности поэтапно: от внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, далее – к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения; наконец – к целостной характеристике.

2. Уделяю пристальное внимание деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, который повлиял на его судьбу, на судьбу страны. Можно это назвать «звездным часом». В таких ситуациях раскрываются возможные альтернативы

истории, показывается жизненная позиция человека с точки зрения исторической значимости. Дмитрий Донской в Куликовской битве снял княжеские доспехи и одел одежду простого воина и сражался в пешем строю большого полка, чтобы победить или умереть.

3. Учу детей оценивать личность с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. «Сфинкс, неразгаданный до гроба, о нем и ныне спорят вновь» - эти слова сказаны об Александре I П.А. Вяземским. Наполеон о нем же: « Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают». Шведский канцлер дал Александру I еще более яркую характеристику: «фальшив, как пена морская». Можно предложить учащимся задание на описание личности глазами современников. Это поможет раскрыть взаимоотношение личности с окружающими людьми, которые называли Александра I Сфинксом, Коронованным Гамлетом, Блестящим метеором Севера.

4. Даю обучающимся право суждения о поступках исторического деятеля, право на субъективность и пристрастность. При этом, показываю не только сложность и неоднозначность моральных оценок, но и формирую представление об общечеловеческих ценностях. Например, князь А. Курбский, царский воевода, герой Казани и других походов, изменив царю, бежал в Великое княжество Литовское. Что привело Курбского к решению покинуть Россию? При каких обстоятельствах это произошло? Обоснуйте собственное мнение: было ли бегство князя Курбского изменой или протестом против деспотической власти?

5. Через биографию исторического деятеля освещаю важные события, особенности жизни страны и народа, раскрываю образ эпохи.

Методисты К. Линденберг, М.В. Короткова, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелкова, М.С. Ерохина, Л.И.Зверева рекомендуют схемы для характеристики исторической личности, которые я применяю на практике. Конечно, приходилось долгое время учить обучающихся характеризовать историческую личность. Это осуществлялось путём восхождения от абстрактного к конкретному при знакомстве с каждым новым персонажем.

Обращение к разным видам планов характеристик позволяет мне подходить к каждой исторической личности по-разному, не допускать шаблонов.

Характеристика и оценки исторического деятеля, предложенная

Е.Е Вяземским, для 5-6 кл.

1.    Когда и в какой стране жил и действовал политический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2.    Опишите внешность и характер политического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3.    Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось или не удалось претворить в жизнь).

4.    Установите, в интересах каких общественных сил действовал исторический деятель.

5.    Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему.



Схема характеристики личности.

  1. Условия формирования:

а) историческая обстановка

б) ближайшее окружение

в) идейное влияние

2. Путь формирования личности человека: его реакция на окружающую действительность, направленность деятельности и развития личных качеств.

3. Свойства личности, проявившиеся в ее деятельности:

а) взгляды (мировоззрение)

б) нравственные принципы

в) черты характера

4. Оценка человека:

а) результаты и значение его деятельности для общества и ближайшего окружения

Такая схема представлена Г.А. Кревером в книге «Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах». В ней акцент делается на выяснение условий, в которых происходило формирование личности, но это всего лишь ориентир, специфика задач, стоящих в каждом конкретном случае, и особенно личности требуют вариативности использования этой схемы.

В старших классах, чтобы схема глубже осознавалась обучающимися, я добавляю следующее: формирование личности: происходит в ходе практической деятельности человека, определяемой его природными задатками, условиями жизни и сознательной волевой активности; важнейшее в характеристике личности - это направленность деятельности, ее результаты и способы достижения цели. изучение личности исторического деятеля на уроке осуществляется на основе конкретного сюжетного материала. Для этого учитель или обучающиеся заранее подбирают сведения, необходимые для анализа.

Работа строится следующим образом. Обучающиеся сначала записывают в тетрадях фактический материал – сведения о жизни исторического деятеля, о его поступках, привычках, особенностях характера, а так же суждения о нем современников, потомков. Далее один из обучающихся читает свои записи вслух. При этом следует обратить особое внимание на противоречивые черты характера исторического деятеля, на непоследовательность его поведения в тех или иных ситуациях, то есть на то, что не поддается простому и однозначному толкованию. Завершается эта работа анализом сделанных обучающимся выводов.

Хочу привести пример своей работы с материалом, характеризующим историческую личность. В курсе новой истории в 8 классе речь идет о князе О. фон Бисмарке (1815 – 1898). Я предлагаю обучающимся поразмыслить о следующих фактах биографии германского канцлера:



  1. В бурной юности Бисмарк увлекался охотой, спортом, обладал крепким здоровьем, любил обильную еду, вина. Провел 27 дуэлей на рапирах, за что получил прозвище «дикий юнкер». В славной зрелости – канцлер Пруссии и германской империи, блестящий дипломат, имя его вызывало страх, трепет, уважение. В оскорбленной старости – алкоголик и наркоман.

  2. Путем подделки документа нашел повод для войны с Францией.

  3. Унизил Францию, провозгласив в Версале объединение Германии.

Ребята приступают к анализу жизни и деятельности Бисмарка. Важно, чтобы ребята сразу отметили противоречия в судьбе канцлера, который испытал в своей жизни славу и унижение, силу и немощь, уважение и страх. Возможен следующий предварительный вывод: Бисмарк неординарная личность, в нем было то, что привлекало и отталкивало от него людей. Бисмарк объединил Германию и этим покорил сердца многих немцев. В то же время Бисмарк, не считаясь с другими мнениями, доказывал, что «великие вопросы эпохи решаются железом и кровью», - это отталкивало людей от канцлера. Бисмарк, не оценив истинного положения дел, считал, что и после смерти императора Вильгельма I он останется фактическим главой государства. Однако он ошибся и был вынужден уйти, затаив обиду на монарха.

Оценивая взгляды Бисмарка на германо-французские взаимоотношения, обучающиеся отмечают, что позиция Франции препятствовала объединению Германии. Обычно, кто-нибудь из ребят говорит, что Бисмарка можно осудить за низость, за подлог документов, но в тоже время нельзя не учитывать, что канцлер сделал это ради Германии. Разобраться в поведении Бисмарка поможет одно правило Дейла Карнеги: « Будь мудрее других, если сможешь, но не говори им об этом». Бисмарк так и сделал, не сказав никому о подделке документа, и поэтому поступил «мудро».

Понять поступок канцлера помогает и желание «взывать к более благородным мотивам». Бисмарк обычно так и делал. Поэтому война с Францией, сочетавшая в себе элементы борьбы за национальное единство и захватнические цели, представала в официальной пропаганде, в высказываниях Бисмарка как безусловно справедливая. Тщеславием объясняется решение канцлера провозгласить объединение Германии в побежденной Франции. Здесь он демонстрирует превосходство над поверженным врагом, но возможно именно это сыграло свою роль в печальном финале его политической карьере.

В итоге у обучающихся складываются представления о Бисмарке, как о человеке, оказавшем большое влияние на ход общественного развития Германии и всей Европы. При изучении материала, раскрывающего роль исторического деятеля, обучающиеся самостоятельно выбирают необходимые им факты и по желанию участвуют в их обсуждении.

Формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности способствует использование алгоритма. В алгоритме заложены смысловые опоры, на которых строится система знаний об исторической личности. Использование алгоритма предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала, позволяет обучающимся самостоятельно анализировать и обобщать факты из разных источников и способствует формированию исторического мышления.

Для характеристики и оценки деятельности исторической личности работаю со схемой Л.И.Зверевой в 9 классе.




Схему- характеристику исторического деятеля, разработанную М.С. Ерохиной, я использую на уроках в 10-11 классах.



Памятка-схема «Характеристика историче­ского деятеля»

1. Сведения о жизненном пути (происхож­дение, наиболее существенные факты биогра­фии). Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.

2. Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответ­ствия задачам, которые решал исторический деятель.

3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.

4. Способы действия; средства достижения цели.

5. Соотнесенность целей исторического де­ятеля и интересов какой-либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.

6. Противоречия в деятельности личности.


  1. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.

8. Отношение ученика к историческому дея­телю.

9. Художественная, публицистическая и на­учная литература, содержащая сведения о дан­ном человеке.

Если деятельность личности повлияла на выбор той или иной альтернативы историче­скою развития, приведенную выше памятку-схему уместно дополнить вопросами:

1. Какие варианты развития событий реаль­но существовали в данный исторический мо­мент?

2. При каких условиях мог осуществиться тот или иной вариант?

3. Какие факторы (субъективные и объек­тивные) определили исход событий?

4. Каковы были мотивы деятельности лично­сти, повлиявшей на ход событий? Что повлия­ло на выбор (внешние обстоятельства, интере­сы, устремления, мысли, эмоции, нравствен­ные устои самого человека)?

5. Каковы были достоинства и недостатки избранного пути?

6. Каковы были результаты и последствия выбора для положения разных групп людей, для экономики, для политики, для международ­ных отношений и т.д.?

В старших классах характеристика истори­ческой личности дополняется и углубляется за счет привлечения политологических и социо­логических знаний.

Так, старшеклассники, изучая жизнь и свер­шения выдающегося политического деятеля, определяют тип лидерства, опираясь на клас­сификацию, разработанную Максом Вебером. Немецкий социолог выделил три типа лидер­ства:


  • традиционное лидерство, освященное авторитетом издавна существовавших патри­архальных установлений, религиозными нор­мами;

  • рациональное (бюрократическое) лидер­ство, которое опирается на систему общих правил и норм, на закон;

  • харизматическое лидерство, которое ос­новывается на признании исключительности, уникальности индивидуальных, качеств и до­стижений личности; взаимоотношения вождя и масс зачастую имеют эмоционально-мисти­ческий характер, предполагающий беспре­дельную веру, бездумное следование привер­женцев за харизматическим лидером.

К числу харизматических деятелей западные исследователи обычно относят Гитлера, Ста­лина, Франко, Салазара, Рейгана, Тэтчер и дру­гих политиков, придерживавшихся различных взглядов на общественное развитие.
Глава II. Методика формирования знаний обучающихся об

исторической личности

2.1. О некоторых приемах и средствах организации активной познавательной деятельности обучающихся при формировании знаний об исторической личности.

Заглянем вместе за завесу лжи.

И пролистаем старые страницы.

Поймем, какою была жизнь.

И как там действовали лица.

Эффективность школьного курса истории определяется выбором содержания и методов его реализации. Новое содержание исторического образования включает в себя альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Рассмотрение этих вопросов без приобретения опыта ведения диалога, спора, дискуссии, без приобщения к творческой деятельности невозможно.

Коммуникативный диалог, способность к моделированию и прогнозированию – это те качества личности, которые призван формировать школьный курс истории. Игры на уроках – это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы. Дидактические игры на второй ступени не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в исполнении.

Аукцион имен.

Эту игру я провожу на уроках обобщения в 7 классе. На аукционе продается оценка «5». Каждый из обучающихся может купить ее, т.е., подняв руку, назвать любое историческое лицо, жившее, скажем, в эпоху смутного времени. Ребята наперебой называют имена Б.Годунова, самозванцев, В.Шуйского и других, которые записываются на доске ( для этого назначается специальный ученик). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент затухания активности участников аукциона учитель ударяет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5».

Можно сыграть по-другому. Обучающимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся определенной темы. На эту работу отводится время, предположим 5 минут. Через 5 минут объявляется аукцион. Предлагается начальная цена (допустим 6 у.е.), кто может предложить больше? Участники называют свои цифры (по количеству имен в списке). Победитель получает оценку «5» или приз.

Отгадай героя.

Эту игру я провела в 5 классе на заключительном уроке по теме «Древней Греции».

Один из участников игры (водящий) выходит из класса. Ребята загадывают имена исторических деятелей. Вызывается водящий, он должен их отгадать. Ему разрешается задавать вопросы всем участникам игры, но ответы на них могут быть только такими: «да», «нет», «отчасти». Чтобы игра проходила более организовано, можно поставить такие условия, чтобы между ответом и новым вопросом прошло не более минуты, а также ограничить количество ответов до 10 (т.е. кто в ответах на 10 вопросов не отгадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукциона имен», когда на доске имеется большой список имен, который дает возможность большего разнообразия и меньшей стереотипизации при выборе героя как для отгадывающего, так и для тех, кто загадывает. Выигрывает тот, кто за меньшее количество вопросов сумел отгадать героя. Игра приучает обучающихся логично размышлять, правильно ставить вопросы, сопоставлять ответы, приходить к правильным выводам.

Герой, дата, событие.

В игре участвует 8-й класс. Тема: «Отечественная война 1812 г.». Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого – дату, а третьего – событие.

Первый участник называет имя героя. Следующий участник – дату, связанную с этим героем, а третий – соответствующее событие.

Знаешь ли ты исторических деятелей?

8-й класс делится на 2-3 команды (можно по рядам). Командам предлагаются портреты декабристов (без подписи). Целесообразно задать вопрос: по какому признаку объединены эти деятели?

Вопросы:


  1. Какой исторический деятель изображен?

  2. Укажите эпоху, в которой он жил?

  3. Расскажите, чем он известен в истории?

Задание можно усложнить предложив команде несколько изображений исторических деятелей, объединенных общей деятельностью.

7-му классу предлагаются портреты С.Т. Разина и Е.И. Пугачева, а к ним выдержка из документа: «Жалуем сим имянным указом и монаршим и отеческим нашим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков…и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей…»



Задание: определить, какие исторические деятели изображены, рассказать об их роли в истории. Указать, во времена какого из названных исторических деятелей может быть составлен этот документ. Ученики должны не просто определить, что это указ Пугачева, но аргументировано обосновать правильность своего утверждения.

Дискуссия на уроках истории.

В 9-м классе я практикую дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективное условие для обмена знаниями, идеями и мыслями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Обучающиеся овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, умением выслушивать оппонента, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие. Такой урок я проводила как итоговый или повторительно-обобщающий в рамках изучения темы «Последние годы СССР».

Я назвала его «Политический портрет М.С. Горбачева». Проведению урока предшествует подготовительная работа. Обучающиеся делятся на группы: сторонников, противников и экспертов. Затем проводятся консультации с группами, ребята работают с предложенной дополнительной литературой, обсуждают вопросы с родителями как реальными очевидцами происходивших событий.

При подготовке к уроку учитель является консультантом. В ходе же самого урока главное – не мешать обучающимся самостоятельно вести дискуссию, координировать их действия, если нужно – уточнять или корректировать излагаемый материал. В ходе урока последовательно обсуждаются следующие темы:



  • «Антиалкогольная кампания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против».

  • «Первые шаги – опора на ленинские принципы».

  • «Изменения в экономике – курс на ускорение».

  • «Распад СССР или развал СССР?»

Памятка участнику дискуссии:

  • Умей выслушать

  • Главное – факты и логика

  • Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

Моя роль, как учителя состоит в том, что я поддерживаю установленный порядок, ставлю проблему обсуждения, корректно формулирую ее, предлагаю стимулирующие вопросы, подбадривая участников, суммирую их высказывания, выявляю разногласия, обращаюсь к мнению меньшинства, включаю в работу пассивных обучающихся. В 8-м классе дискуссию провожу по теме «Почему не удалась реформа М.Сперанского»? Проведение дискуссии можно начать с постановки конкретного исторического вопроса: какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели, и от каких действий воздержаться? Были ли возможны альтернативные действия?

Важной задачей для себя считаю отработку методического обеспечения перехода от репродуктивной деятельности обучающихся на уроке к деятельности преобразующей и творчески-поисковой. В старших классах прекрасно воспринимаются обучающимися такие формы работы, как семинары, практикумы, конференции, уроки-расследования.
Урок-расследование по теме:

«Опричнина и ее последствия» в 10-м классе

Урок-игра строится по образцу детективного расследования. Создаются группы обучающихся, которые получают различные задания на подготовительном этапе.





  • Оперативная группа устанавливает, что сопутствовало началу преступного деяния, выявляет его возможных инициаторов.

  • Экспертная группа, работая с различными источниками и картами определяет количество земель, вошедших в опричнину, число жертв опричнины, ее хронологические рамки.

  • Следственная группа пытается выявить мотивы преступления, причины введения и отмены опричнины. В этой группе могут быть использованы свидетели каких - либо событий.

  • Прокуроры формулируют обвинительное заключение, учитывая количество жертв опричнины, тяжесть ее последствий и другие факторы.

  • Адвокаты пытаются показать неизбежность и оправданность опричного способа централизации страны, ищут смягчающие вину обстоятельства, в том числе связанные с психическими особенностями царя Ивана Грозного.

  • Судьи выносят решение, выявляя на основании всей проделанной работы сущность, положительные и отрицательные последствия опричнины.

Такая форма урока уместна бывает как в процессе изучения нового материала, так и при повторении. Целью такого урока является отработка умений и навыков использования дополнительной литературы для самостоятельного приобретения знаний, развитие мыслительной деятельности обучающихся.При организации самостоятельной работы обучающихся с дополнительной исторической литературой решаю следующие задачи:

    • научить добывать необходимую информацию

    • уметь подать информацию в обработанном виде

    • развивать инициативу и самостоятельность в принятии каких-либо решений.

Обычно такие уроки проходят живо и интересно, нравятся детям. Уроки-расследования способствуют развитию творческих способностей обучающихся и дают неплохие результаты в профильном классе, где на уроки истории отводится 4 часа в неделю.

Подобные уроки-расследования проводились мною в 10-11 классах и на другие темы: «Крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева», «Итоги правления И.В. Сталина: за и против», «Жизнь и смерть 1-го коммунистического деспота – возмездие за антинародные деяния (о В.И. Ленине)». На таком уроке в активное познавательное действие включается весь класс. Когда обучающиеся работают в группе, более способный обучающийся помогает слабым и у них появляется уверенность в себе. В группе любое мнение обучающегося будет рассмотрено, по ходу урока участники групп могут задавать друг другу вопросы, выслушивать друг друга, соглашаются или не соглашаются, помогают товарищу, что способствует развитию навыков коммуникативной работы и воспитанию толерантности.



Семинарские занятия – форма самостоятельной работы обучающихся (практика показывает, что одного урока недостаточно) организуются для:

  • Формирования умений использовать различные источники информации при оценке исторических деятелей

  • Формирования умения анализировать факты с точки зрения конкретного исторического подхода

  • Развития умений работать с письменными историческими источниками

  • Формирования умения отстаивать и составлять собственную точку зрения

  • Формирования умения участвовать в обсуждении исторических проблем

  • Формирования позитивных установок и навыков в общении

  • Формирования критического мышления

Тема семинарского занятия была сформулирована мною в 10-м классе так: «А.Невский и Д. Галицкий – исторический портрет в контексте истории». Задание обучающимся к семинару: изучить по учебной и дополнительной литературе факты биографии А.Невского и Д.Галицкого, выписать в тетрадь наиболее значительные с их точки зрения события, оценки, содержащиеся в исторической литературе. В завершении урока обучающимся предлагается написать мини-сочинение «Моя оценка деятельности А. Невского», «Моя оценка деятельности Д. Галицкого».


Обучающимся можно задать вопрос: почему мы обращаемся именно к этим историческим деятелям XIII века? Выслушав ответы, можно предложить им для обсуждения на семинаре следующие проблемные вопросы:


  • Условия и истоки формирования личностей будущих политических деятелей

  • Политика А. Невского и политика Д. Галицкого: общее и различное

  • Д. Галицкий и А. Невский перед судом истории (историки о великих князьях).

В ходе обсуждения, когда идет обобщение известных фактов, когда ребята внимательно слушают своих одноклассников, они могут заполнить следующую таблицу:



Общие черты деятельности князей



Различия

А. Невский

Д.Галицкий








По такому же принципу я организую и другие семинарские занятия:

«И. Грозный и его время. Оценки современников, историков».

«Вторая мировая война. Лидеры войны».

Такие уроки невозможно проводить часто, но они обладают большим образовательным и развивающим потенциалом, они стимулируют активизацию мыслительной деятельности обучающихся.


2.2.Результативность работы по избранной теме
Существует множество приемов изучения роли исторической личности на уроках, но положительный результат они дают, если применяются в системе.

Как я убедилась, такая работа способствует социализации вступающего в жизнь человека и формирует ценностные ориентации обучающихся и помогает в решении морально-нравственных проблем, поддерживает интерес к истории.

Целенаправленная работа по изучению личности исторического деятеля ведется мною на протяжении многих лет и дает возможность добиваться высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Достижение качественных результатов при применении программ, направленных на совершенствование творческого потенциала учащихся, можно проследить по результатам экзаменационных работ моих выпускных классов.

Провела открытые уроки для учителей школы и города:

1 .Урок-семинар «Вторая мировая война», (фрагмент - «Лидеры войны»)

2. «Опричнина. Итоги в оценках историков» (портрет Ивана Грозного)

3. «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева» (портрет Е.И.Пугачева)


Выступала на заседании РМО учителей истории с обобщением опыта работы по теме: «Личность исторического деятеля в преподавании истории»

В оформлении кабинета я стараюсь максимально использовать все средства наглядного обучения: портреты исторических деятелей, иллюстративный материал на постоянных и сменных стендах – летописные миниатюры, репродукции картин русских художников. В кабинете накоплен материал, который распределен по темам: «Династия Романовых», «Политические и государственные деятели», «Деятели культуры», «Полководцы». Для создания образа эпохи помогают экскурсии, организуемые для обучающихся в г.Санкт-Петербург, г.Владимир, г.Суздаль, г.Пермь, г.Екатеринбург, где они могут увидеть уникальные дворцовые ансамбли, величественные храмы, памятные места, связанные с пребыванием там выдающихся людей прошлого.

Мой опыт свидетельствует, что уроки, подготовка к ним, самостоятельная работа обучающихся дает отличные результаты и во внеурочной деятельности.

Под влиянием некоторых СМИ, их отдельных представителей, манипулирующих общественным сознанием, у ребят складываются различные стереотипы, своего рода мифологические представления об окружающей жизни, о людях, которые изменили мир. Мне пришло в голову выяснить: а что думают об исторических деятелях наши ученики?

Я решила провести небольшое исследование. Старшеклассникам был предложен перечень имен людей, которые оказали заметное влияние на развитие нашей страны и всего человечества. Рядом с этими именами обучающиеся должны были проставить оценку от 1 до 5 баллов. Результаты опроса показались мне достаточно интересными, и я вновь провела подобные исследования через год. Весьма высоко старшеклассники оценили деятельность Петра I,

А.Д. Сахарова, А.В. Суворова, Д. Кеннеди, П.А. Столыпина., А.Невского, Екатерины II. Получается, что чем больше я акцентировала внимание на личности исторического деятеля на уроках, тем выше был её рейтинг или наоборот, что объясняется субъективным восприятием исторической личности обучающимися. Для одних обучающихся более значимыми являются высокие нравственные качества личности, для других – полководческий талант, для остальных – реформаторская деятельность.




Исторические деятели

2010

2011

Петр I

4,23

4,64

Иван Грозный

3,44

3,61

Наполеон

3,56

3,90

Декабристы

3,72

3,76

О. Бисмарк

3,15

3,55

П.А. Столыпин

3,81

4,37

Николай II

2,94

3,23

А.Ф. Керенский

2,92

2,79

А.В. Суворов

3,15

3,53

В.И. Ульянов-Ленин

2,82

2,68

И.В. Сталин

2,27

2,06

Л.Д.Троцкий

3,14

2,65

Ф. Рузвельт

3,76

3,96

Д. Кеннеди

4,22

4,26

Н.С. Хрущев

3,03

3,46

Л.И. Брежнев

2,85

2,79

А.Д. Сахаров

4,21

4,25

А. Гитлер

2,19

2,03

А.Невский

4,62

4,74

Екатерина II

4,48

4,57

Конечно, средний балл – вещь условная. У некоторых деятелей он складывается из ровной оценки, в иных случаях колебания намного сильнее. Постепенно становится более критическим отношение к В.И.Ленину, И.В.Сталину. Реформаторы получили более высокий балл. Меньше всего имели баллов те исторические деятели, что воспринимались как сторонники сильной власти: Гитлер, Бисмарк и др.
Заключение
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности обучающихся, развитие их способности объективно оценивать события и поступки людей. Понятно, что необходимо отойти от односторонних суждений об исторических деятелях, повысить внимание к ним у обучающихся.

Для решения этой задачи я обычно использую социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии, которые стали для меня важными элементами урока.

На различных уроках я успешно формирую в сознании обучающихся образ исторической личности, гениальной, неординарной, неоднозначной. Перед глазами обучающихся – человек, испытавший взлеты и падения, добивавшийся побед и совершавший ошибки, страдавший и каявшийся.



  • При обучении развиваю творческое мышление обучающихся, способность критически анализировать роль исторических деятелей.

  • Помогаю делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.

  • Помогаю решать проблемы нравственного выбора.

  • Способствую выявлению неоднозначности моральных оценок исторических личностей.

  • Вырабатываю умение находить причинно-следственные связи.

  • Воспитываю уважение к исторической личности

  • Способствую развитию умения понимать и оценивать поступки исторического деятеля, не отрывая от времени в котором он жил


Список использованной литературы


  1. Альгоротти А.Н. Сборник «Семь стихотворных новелл». М.,1966г.

  2. Вяземский Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 1999

  3. Ерохина М.С. «Историческая личность: современная методика изучения»

// Преподавание истории в школе. – 1996г.- №7.

  1. Карамзин Н.М. Предания веков. М., Правда, 1987 г.

  2. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., Правда,1991 г.

  3. Колосков Н.Г. «Формирование умений оценивать исторические факты». // Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. М., 1998 г.

  4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. М., 1993 г.

  5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её славнейших деятелей. М., Мысль,1990 г.

  6. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину. С-Пб., 2003 г.

  7. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. М., Просвещение, 1990 г.

  8. Линденберг К. Обучение истории. М., Парсифаль - Русское слово, 1997 г.

  9. Мыскин В.А. Изучение личности исторического деятеля. // Преподавание истории в школе. – 1991. №4

  10. Павленко Н.И. Петр Великий. М., Мысль, 1990 г.

  11. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., Мысль, 1998 г.

  12. Пашуто В.Н. Александр Невский. М., 1995 г.

16.Прохорова Г. А. «Современные подходы в преподавании истории: материа лы международного семинара», С-Пб.: Образование, 2005.

17.Пушкин А.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., Мысль, 1962г

18.Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. М., 1991 г.

19.Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 2006г.

20.Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. // Собрание трудов по истории России. М., 1956 г.

21.Юзефович М.В. Невский в воспоминаниях современников. М., 1985г.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Конкурс «Использование новых информационных и коммуникационных технологий»
DswMedia -> Страничка биографии
DswMedia -> "Фантастический и реальный мир сказок. Х. К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс
DswMedia -> Предмет: Литература, 10 класс. Место занятия в структуре образовательного процесса : урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану : Этапы биографии А. А. Фета. Основные мотивы лирики Фета. Номер урока по теме : 1
DswMedia -> Тема урока : «А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве» класс: 8 (ОО)
DswMedia -> Рабочая программа учебного предмета «Литература»
DswMedia -> Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить»
DswMedia -> Наименование издания
DswMedia -> «Незабываемый мир детства в произведениях литературы девятнадцатого столетия»

  • ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
  • ГЛАВА 1 Теоретические основы методики изучения личности исторического деятеля . Историческая личность в трудах мастеров отечественной историографии.
  • Историческая личность: сегодняшнее состояние методики преподавания истории.
  • Формирование умений давать характеристику исторической личности.
  • Характеристика и оценки исторического деятеля, предложенная Е.Е Вяземским, для 5-6 кл.
  • Схема характеристики личности.
  • Памятка-схема «Характеристика историче­ского деятеля»
  • Глава II. Методика формирования знаний обучающихся об исторической личности
  • Знаешь ли ты исторических деятелей
  • Дискуссия на уроках истории.
  • «Политический портрет М.С. Горбачева».
  • Памятка участнику дискуссии
  • Урок-расследование по теме: «Опричнина и ее последствия» в 10-м классе
  • 2.2.Результативность работы по избранной теме
  • Список использованной литературы