Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Израильский художник Алекс Левин необычное явление в современном искусстве




Скачать 88.76 Kb.
Дата07.02.2018
Размер88.76 Kb.
Biography Израильский художник Алекс Левин – необычное явление в современном искусстве. Его растущая популярность может вызвать удивление у тех, кто считает, что классическое искусство и, в частности, живопись, уже отжили свой век и надо искать «новые формы» для того, чтобы преуспеть. На первый взгляд, молодой художник не «идет в ногу со временем» и не пытается делать то, на что, вроде бы, сегодня ориентирован массовый покупатель – абстракционизм всех видов, вульгарная «обнаженка» и наборы малопонятных символов под общим названием «инсталляция». Картины Алекса Левина – это не фотографии окружающей реальности, но и не запредельные космические фантазии под лозунгом «я так вижу этот мир». Пожалуй, главное свойство этого художника и секрет его успеха – это уважение к своей аудитории, которая постоянно растет как в Израиле, так и во всем мире. Картины Алекса – это беседа на равных с друзьями и коллегами, а также с единомышленниками (с точки зрения эстетического вкуса). И в этой беседе каждый может чувствовать себя полноценным участником. Спокойно и ненавязчиво Алекс Левин представляет на своих полотнах мир ультраортодоксальных евреев («харедим»). Людей, которые излучают свет и спокойствие, являясь живым продолжением древнего Иерусалима. Святой город, который обычно мелькает в сводках новостей лишь в связи с драматическими событиями, на картинах Алекса Левина всегда спокоен и изящен. Художник видит небесную составляющую Иерусалима в полном соответствии с известным стихотворением, смысл которого, к сожалению, был искажен традиционным переводом. На самом деле оно начинается так: «Над небом голубым есть город золотой». На полотнах Алекса небесный Иерусалим сближается с земным, а Храмовая гора на его картинах - это точка отсчета нового времени. Времени, которое, согласно иудейской традиции, должно вот-вот наступить с приходом Машиаха. Сейчас Алекс Левин начинает новую серию картин, на которых Иерусалим предстанет как центр трех религий. Но не только! Атеисты тоже найдут здесь свое место. Вечная столица еврейского народа на новых полотнах будет представлена как центр мира, который будет открыт для всех – независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности. Каждый сможет найти в Святом городе место для себя, и тесно там никому не будет!. Вторая важная тема творчества Алекса Левина – это Тель-Авив, название которого переводится, по традиции, как «Холм весны». Какое бы время года не было изображено на полотнах Алекса, весна обязательно преобладает. Это видно и по походке людей, и по фасадам зданий, и по изображению моря и пляжей. На полотнах нет автомобильных пробок и социальной напряженности, нет фотографического отображения суровой реальности южных кварталов города и напоминания о других проблемах. Зато есть солнце, которое согревает всех, и красивые люди на фоне белоснежных зданий и голубого неба. И это тоже Израиль, и живущие здесь люди не хуже и не лучше тех, которые живут в Бней-Браке или иерусалимском районе Меа-Шеарим – они просто другие. И, наконец, «Венецианские фантазии» Алекса Левина уводят нас в мир масок, мир театра и лицедейства. Почему-то вода и камни древней Венеции очень напоминают и Tель-Aвивские пляжи, и улицы старого города Иерусалима. Тематика масок у Алекса очень необычна, в ней тоже чувствуется влияние иудейской традиции на творчество светского израильского художника. Речь идет, прежде всего, о празднике Пурим, который символизирует не только внешнее, но и внутренне, духовное преображение, призывает нас не бояться перемен. Еврейские мудрецы говорят, что праздник Пурим не исчезнет даже после прихода Машиаха. Как никуда не исчезнет воздух и вода, земля и огонь – четыре главные стихии, которые причудливо и неповторимо переплетаются на полотнах Алекса Левина. А теперь мы вам подробней расскажем о некоторых картинах этого художника. Добро пожаловать в Иерусалим (Welcome to Jerusalem) Жанр картины известного израильского художника Алекс Левина «Добро пожаловать в Иерусалим», на первый взгляд, трудно обозначить. Что это – современный Иерусалим или Иерусалим далекого прошлого А может быть, город будущего Скоре всего, как это часто можно наблюдать на полотнах Алекса, история здесь переплетается с современностью, реальность – с мечтами о будущем, о которых просят в ежедневных и праздничных молитвах религиозные евреи. В центре картины – три человека, представители трех поколений, вероятнее всего – дед, отец и сын. Возможно, они жители Иерусалима, но могут быть и паломниками, и репатриантами. Они могли приехать сюда из какого-нибудь российского местечка черты оседлости. А может быть, эти трое спаслись из огня Катастрофы или они просто тени, тех, кто, к сожалению, не смог спастись и превратился в пепел на просторах такой гостеприимной, еще недавно, Европы Одежда людей, изображенных на картине Алекса, традиционна – так одевались ортодоксальные евреи и двести, и триста лет назад в Восточной Европе, так они одеваются и сегодня в Бней-Браке и иерусалимском квартале Меа-Шеарим. Иерусалим на полотне Алекса Левина не выходит за пределы стен Старого города. Нет новых домов, асфальта и автомобилей, нет напряжения и чувства тревоги. Но облака, бегущие над городом, подсвечены предрассветным солнцем. Оно восходит на востоке, с той стороны, где был Храм и где находятся Врата Милосердия – «Шаар а-Рахамим». Много веков назад мусульманские правители Святого города велели заложить эти ворота камнем, чтобы не допустить приход иудейского Машиаха, но разве это может быть помехой для Него Но, скорее всего, свет на горизонте – это и есть новый, третий Храм, и как раз навстречу ему идут изображенные на картине люди… Идут в ожидании Того, кто восстановит Храм и вернет всех евреев на Святую Землю. И, наконец, самое смелое предположение: один из двоих мужчин на картине – это и есть Машиах. И именно поэтому картина называется «Добро пожаловать в Иерусалим», именно его приглашает в Святой город автор полотна… Впрочем, даже если наши предположения неверны, и Машиах еще не подошел к стенам Иерусалима, отчаиваться не стоит. Каждый из нас может приехать в Святой город и увидеть его таким, как он изображен на полотне Алекса Левина. Стоит только очень захотеть… Благословение коэнов (Berkat Kohanim) by Alex Levin Картина Алекса Левина «Благословение коэнов» посвящена событию, которое можно наблюдать в Старом городе Иерусалима («У Стены Плача») всего два раза в год – в полупраздничные дни Песаха и Суккота, то есть весной и осенью. Именно тогда к главной святыне еврейского народа приходят и приезжают потомки первосвященников-коэнов со всего Израиля и из разных стран мира. Они благословляют всех, кто пришел в этот день Иерусалим – согласно обряду, установленному много лет назад. На картине Алекса Левина площадь перед Стеной Плача («Котелем») заполнена почти полностью людьми в белых молитвенных накидках (талитах). Белые одежды коэнов и других мужчин, которые пришли для того, чтобы получить благословение контрастируют с разноцветными нарядами женщин, которые находятся в южном секторе площади около Стены. От бывшего (и будущего) Храма их отделяет совсем небольшое расстояние, которое пока что непреодолимо. Но место, на котором был Храм, уже свободно, осталось только подняться наверх – причем не столько физически, сколько духовно… Люди, находящиеся у Стены Плача кажутся единой массой, и, на первый взгляд, они лишены индивидуальности. Но, все же, на первом плане изображена яркая личность - религиозный еврей, который сидит на крыше иерусалимского дома, обхватив голову руками. Трудно, сказать, о чем он думает в этот момент. Может быть, просто молится и просит Всевышнего вывести всех евреев из изгнания («галута») и восстановить Храм А, возможно, он немного боится прихода Машиаха А точнее, страданий, связанных с его Его приходом Но самое важное, что он находится выше тех, кто молится у Стены плача и видит то, что не видят они. Даже с закрытыми глазами… Восход солнца у Башни Давида (Migdal David morning Glow) by Alex Levin Картина Алекса Левина «Восход солнца у Башни Давида» необычна по многим параметрам. На ней не изображена площадь у Стены Плача в Старом городе Иерусалима – главный «герой» картин Алекса, а другой объект, который также давно превратился в туристический символ столицы Израиля. Правда, по мнению большинства историков, к царю Давиду его «башня» вряд ли имеет какое-либо отношение. На самом деле, речь идет о минарете Османской эпохи, хотя в самом историко-археологическом комплексе «Башня Давида» сохранились здания, относящиеся ко всем периодом существования Иерусалима. Города, который именно царь Давид превратил в столицу Израиля… Наверное, в этом и состоит главная особенность Иерусалима – город Небесного и Земного, впитавшего историю десятков народов и культур на протяжении нескольких тысяч лет. Но Святой город все же имеет преобладающую иудейскую «константу» даже там, где наслаиваются и переплетаются разные эпохи. Полотно Алекса Левина помогает почти физически ощутить смысл словосочетания «Золотой Иерусалим». Позолоченной дымкой пропитан воздух, стены Старого города, и, конечно же, изображенные на картине кипарисы и масличные деревья. Мы видим, что солнце все еще не пробилось сквозь утренние облака, но его появление над горизонтом уже известило евреев о начале утренней молитвы («шахарит»). Пропустить этот момент нельзя – иначе энергия, которой наполнен утренний воздух, растворится до следующего рассвета. Но люди, которые изображены на картине «Восход солнца у башни Давида», как будто бы никуда не спешат. Они часть этой неповторимой иерусалимской атмосферы и включены в нее навсегда. И в этом контексте легенда о «Вечном еврее» приобретает новое звучание… В принципе, временнАя привязка картины «Восход солнца у Башни Давида», как и других полотен Алекса Левина, весьма условна – так выглядели крепостные стены Святого города и сегодня, и много лет назад… Иерусалим существовал и будет существовать вне времени – как и евреи, которых называли символом вечности писатели и философы разных стран и эпох. Менора («Свет для народов») Light to the Nations by Alex Levin Полотно «Свет для народов» - одна из недавно написанных картин израильского художника Алекса Левина – свидетельствует о том, что его творчество вышло на новый уровень. На этот раз речь идет о редком жанре - картине-предсказании. Появление этого сюжета было бы невозможно еще несколько лет назад – до тех пор, пока один из меценатов-евреев, живущих в Киеве, не преподнес Иерусалиму воистину королевский подарок – Золотую Менору. Ракурс изображения Меноры на картине Алекса Левина вполне конкретен - она расположена на фоне именно того участка Храмовой горы, где находились Первый и Второй Храмы. И, как утверждают еврейские мудрецы, вот-вот должен появиться Третий, вечный и неразрушимый Храм. Золотая Менора в прозрачной, но очень прочной оболочке напоминает космический корабль, который уже готов к старту. С пространственной точки зрения ему предстоит преодолеть совсем небольшой расстояние – ведь Храмовая гора так близко! Но время старта все еще не определено, хотя зависит оно, во многом, от каждого из нас. Автор картины и щедрый меценат с еврейской душой приближают это время своим талантом и желанием использовать данные им Всевышним силы и материальные возможности. Рядом с Менорой изображены религиозные евреи разных возрастов – от них тоже зависит очень многое. Они и их предки сохраняли верность Святому городу во все времена, и вот сейчас они снова пришли к Меноре и Стене Плача у Храмовой горы для традиционного утреннего богослужения. Один пожилой человек указывает ребенку как раз на то место, где когда то был (и будет) Новый Храм и для художника не так важно, что там находится сейчас… Лучи восходящего солнца на картине Алекса Левина еще не окончательно разогнали предутренний полумрак, но время рассветной молитвы («шахарит») уже наступило. Пройдет совсем немного времени – и она будет проводиться не около Храмовой горы, а на ней самой – по всем правилам, недалеко от Меноры, которая обязательно займет свое законное место. И это нужно не только евреям. Название картины – «Свет для народов» - заимствовано из ТАНАХа, из Книги пророка Исайи. Слова этого пророка о всеобщем мире и благополучии после прихода Машиаха («Перекуем мечи на орала») выбиты на памятнике, который стоит у входа в здание ООН в Нью-Йорке. Но для того, чтобы это предсказание сбылось, свет Золотой Меноры должен засиять в Третьем Храме в Иерусалиме! К свету! (To the Light) by Alex Levin Картина Алекса Левина «К свету» очень необычна по жанру. Это одна из самых мистических картин талантливого израильского художника - хотя бы потому, что крутая улица в Старом городе Иерусалима напоминает «спираль времени», о которой любят снимать фильмы голливудские режиссеры. Правда, в этих фильмах «спираль времени» обычно ведет в прошлое, а на картине «К свету» - в будущее. Свет и тьма, борьба доброго и злого начала – это основа философии иудаизма. Идти вверх и к свету всегда трудно, и на картине Алекса Левина хорошо видно, что этот путь его герою дается нелегко. Иерусалим – это вообще сложный город, в котором трудно оставаться самим собой. Конечно, это легче сделать тем, кто живет в той или иной религиозной общине, но все равно нравственный выбор – это индивидуальное решение. Об этом писал, в частности, известный раввин Йосеф Соловейчик в своей книге «Одинокий верующий человек». Сохранять свой неповторимый внутренний мир и, в то же время, быть частью своего народа с его традициями и образом жизни – в этом и состоит «сверхзадача» каждого еврея. Игра света и тени на полотне Алекса Левина помогает раскрыть характер и жизненные устремления ее героя - как и зеленые лепестки растений, которые пробиваются сквозь древние камни. Не случайно говорят, что зеленый цвет – это цвет надежды. Камни Иерусалима никогда не подавляли живую жизнь, а всегда поддерживали ее. Ну а фонарь над головой религиозного человека напоминает нам о знаменитом афоризме основателя хасидского движения Бааль Шем-Това: «Даже слабый луч света разгоняет мрак на большом расстоянии». Александр Риман. Научный сотрудник Еврейского Наследия и журналист, Израиль.

  • Добро пожаловать в Иерусалим (W elcome to Jerusalem )
  • Благословение коэнов (Berkat Kohanim) by Alex Levin
  • Восход солнца у Башни Давида (Migdal David morning Glow) by Alex Levin
  • Менора («Свет для народов») Light to the Nations by Alex Levin
  • К свету! (To the Light) by Alex Levin