Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Изложение учения агни-йоги Догматы: свет или тьма? Бог или «психическая энергия»?




страница1/12
Дата12.03.2017
Размер2.5 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Питанов В.Ю.

Суд совести: агни-йога против христианства


Содержание

Введение


1. Краткое изложение учения агни-йоги

2. Догматы: свет или тьма?

3. Бог или «психическая энергия»?

4. Ограничивает ли Бога Его Личностность?

5. Христос – Бог или «высшее я»?

6. Богоподобие или боготождественность?

7. Душа «без оболочек»

8. Покаяние или «разумное сотрудничество»?

9. Власть «прощать и разрешать» грехи (Мф.18:18)

10. Вера – самогипноз или «уверенность в невидимом» (Евр.11:1)?

11. Слепа ли христианская вера?

12. Православная молитва или мантра агни-йоги?

13. Святость как «необъясненное понятие»

14. Добро и зло

15. Цель творения человека

16. Молох кармы

17. Перевоплощение: правда и мифы

18. Астрология – «наука» вне науки

19. Сатана и падшие ангелы

20. «Ангелы» живой этики

21. Магичны ли «психотехники»?

22. Отношение к традиционным религиям

23. Вопрос спасения

24. «Махатмы» о христианстве

25. Анафема – проклятие или отлучение?

26. Агни-йога об общине: «главное различать лжеобщинников и изгонять их»

27. Единство религий, или о «биологической нравственности»

28. И снова о противоречиях

29. Темы для размышления

30. Этика живой этики

31. Культура или «почитание творческого огня»?

32. «Иной Христос» агни-йоги

33. Путешествовал ли Иисус в Индию?

34. Критерии истинности учения


35. Наука против агни-йоги

36. Откровение, или как все это начиналось

Заключение

Приложение 1. Личное свидетельство

Приложение 2. Как помочь эзотерику?

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения,

так что они будут верить лжи, да будут осуждены

все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

2Фес. 2:11-12
Введение
Православный миссионер-апологет в своей практической деятельности вынужден общаться с представителями различных оккультных направлений, что вызывает потребность в знакомстве с учениями, по своему духу чуждыми христианству, знание которых, однако, необходимо для полемики.

В данной работе предпринята попытка анализа учения, которое было провозглашено семьей Рерихов и которое носит два названия: «агни-йога» и «живая этика». В современной России это учение является одним из наиболее распространенных и известных. Идеи, выраженные в нем, в той или иной форме находят свое воплощение в самых различных оккультных организациях и сектах. Ниже мы постараемся предоставить читателям максимально обширную подборку цитат, раскрывающих учение живой этики, из авторитетных для оккультистов источников. Среди них, прежде всего, сборник «Живая этика»1, а также комментарии к тексту учения, приведенные в письмах Е.И.Рерих. Также мы будем использовать «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской, которая провозглашает, согласно утверждениям Рерихов, идеи, тождественные учению агни-йоги: «Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите – каждое столетие дается после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской»2.

Прежде всего скажем несколько слов о том, как создавалось учение агни-йоги. Учение было создано в период с 1924 по 1938 год. Оно изложено в следующих книгах: «Листы Сада Мории» в двух частях, «Община», «Агни-Йога», «Беспредельность», «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный» в трех частях, «АУМ», «Братство», «Надземное». Каждая книга направлена на освещение определенной тематики, однако, часть идей содержится во всех книгах. Кроме вышеперечисленных книг, есть еще следующие дополнения к учению: «Криптограммы Востока», в которых рассказывается о «великих учителях», «Напутствие Вождю» – краткое наставление о том, каким должен быть, по представлению агни-йоги, лидер, и письма Елены Рерих, которые используются как разъяснительный материал к стихам книг агни-йоги. Первые книги агни-йоги были записаны методом автоматического письма3, далее – через слышание некоего голоса, который диктовал тексты книг. По мнению Е. Рерих, это был голос «махатмы» Мории.

Общение с представителями любых оккультных организаций необходимо начинать с выбора основания для ведения дальнейшей беседы. Мы предлагаем в качестве такой основы использовать следующие утверждения Е.И. Рерих: «В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства (выделено нами. – В.П.). И особенно люблю Великого Оригена и св. Антония. Моя мечта о Новом Вселенском Соборе, который вернулся бы к чистым истокам первых веков христианства. В замечательных книгах Добротолюбия можно найти много прекрасных мест»4; «Удалось ли Вам найти Добротолюбие? Там можно, несмотря на многочисленные поправки, все же встретить много замечательных мест. На слова Св. Антония Великого труднее возражать (выделено нами. – В.П.)»5; «Книги Добротолюбия присланы мне с Афона, но, несомненно, они имеются даже у некоторых староверов. Некоторые страницы так схожи по духу со всеми восточными Учениями и Учением Живой Этики»! Замечательны там утверждения Великого Антония о Царственном Пути, или Пути Равновесия, Пути Среднем, который был завещан и всеми Великими Учителями человечества. Как прекрасен труд освещения и очищения Учения Христа в духе первых подвижников Христовых и нового понимания! Полезно было бы просмотреть также и историю, и все постановления церковных соборов»6; «Какой великий подвиг – постепенно привести сознание лучших среди людей к необходимости вернуться к первоисточникам христианства, к первым отцам, жившим на протяжении первых трех веков после Р. Хр. Как прекрасны поучения великого Антония!»7; «…я советовала бы Вам прочесть замечательные книги «Добротолюбия» (выделено нами. – В.П.)8.

Здесь сразу же возникает вопрос: насколько вера Е.И.Рерих соответствует учению первых отцов христианства, а значит, и вере всей Церкви? Суждения Е.Рерих о книгах Добротолюбия как о «замечательных», содержащих «много прекрасных мыслей», заставляют предположить, что в силу своего личного согласия с наставлениями Добротолюбия, идеи, изложенные в учении агни-йоги, должны пересекаться, по меньшей мере, хотя бы с основными мыслями книг Добротолюбия. Воспользуемся советом Е.Рерих «прочесть замечательные книги «Добротолюбия»» и сравним, насколько доктрины агни-йоги соответствуют наставлениям в вере и духовной жизни данного православного аскетического труда и Православному учению в целом.

Может ли Е.Рерих претендовать на роль духовного руководителя, наставлять на путь истины? Обратим внимание на тот критерий истинного пастырства, который указан в Добротолюбии: «…Надобно наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, - и тогда уже доверять его слову и бесприкословно принимать его советы. Признак по которому это можно распознать, есть согласие слова его с Словом Божиим»9. Что же здесь понимается под Словом Божиим? Преподобный авва Исайя разъясняет более подробно: «Для чего оставляем в небрежении Святое Писание и Слова Христовы? Слышите что говорит Господь: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин.12:48). Какое это слово? Святое Его Евангелие и прочия Святые Писания Св. Пророков и Апостолов»10.

Итак, у нас есть точка отсчета для сравнительного анализа учения агни-йоги с православным вероучением: это Священное Писание и Добротолюбие. На основании каких авторитетов мы приступим к толкованию Священного Писания? Обратимся к Добротолюбию: «Если откроется тебе в словах Писания какой-либо переносный (аллегорический) смысл, - толкуй их аллегорически, но не разоряй и буквы (или буквального смысла), чтоб не верить своему разуму более, чем святому Писанию; ибо это знак гордости»11. Таким образом, стремление приписать аллегорию тексту, в котором она, возможно, отсутствует, отвергнув очевидный буквальный смысл, есть «знак гордости».

При подходе к толкованию Священного Писания мы будем использовать принцип экономии причин, известный под названием «бритва Оккама»: самая простая причина является самым лучшим объяснением. Прежде, чем искать какой-либо эзотерический смысл, необходимо исчерпать возможности буквального толкования текста. В деле толкования Священного Писания необходим дар рассудительности, к воспитанию которого призывают святые отцы: «Рассудительность есть дар Божий, который, однакож, надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все свое – на рассуждение опытнейших Отцев. Это самая мудрая школа рассудительности…»12.

Как мы видели, основательница агни-йоги также обращается к авторитету отцов Христианской Церкви, считая, что придерживается их веры. Является ли ее представление о собственной вере обоснованным? Ниже мы постараемся ответить на этот вопрос, сравнив основные вероучительные положения христианства с идеями агни-йоги. Предварительно мы сделаем краткий обзор учения живой этики, далее рассмотрим его более подробно и попытаемся определить, насколько оно близко богословию Церкви, особенно учению тех святых отцов, писания которых вошли в сборник Добротолюбия. По форме учение агни-йоги наукообразно и претендует на то, чтобы считаться «наукой о духе». Агни-йога пытается возвысить себя над всеми религиями, считая, что религии извратили те истины, которые дали их основатели – «великие учителя». Изложенные ниже положения – это фундамент, на котором строится все учение живой этики.
1. Краткое изложение учения агни-йоги
«Агни-йога» в переводе с санскрита означает «связь с огнем». Второе название этого учения, как мы уже заметили, – «живая этика». Под «огнем» подразумевается так называемая психическая энергия. Считается, что психическая энергия тождественна Святому Духу, в Которого веруют христиане. Психическая энергия – это источник творения и одновременно тот материал, на основании которого строится Вселенная. Агни-йог в процессе духовной практики должен научиться контролировать психическую энергию и тем самым участвовать в творении. Высшая ступень, которой может достичь последователь агни-йоги, так и называется – «создатель», т.е. тот, кто способствует духовной эволюции Вселенной. Второе название – «живая этика» выражает следующий смысл: человек не может оставаться лишь исследователем теории учения, он обязательно должен стремиться практически применять учение в своей жизни.

Дух13 и материя едины. Дух есть разжиженная материя, материя есть уплотненный дух. Данное положение оккультисты любят иллюстрировать, применяя аналогию физических состояний воды. Материю в разряженном состоянии (она же – дух) можно уподобить пару, дух в уплотненном состоянии (т.е. материя) подобен воде и льду. Отсюда следует, что, познавая материю, можно познать дух, и наоборот.

Агни-йога учит, что основным творческим началом во Вселенной является некая иерархия сил «света»14. Эта иерархия есть совокупность духов разных ступеней, притягивающихся к так называемому «космическому магниту». Космический магнит есть сила, которая регулирует вселенскую эволюцию жизни в космосе, это суммарная воля иерархии. Тот, кто отвергает иерархию сил «света», превращается в космический мусор и подлежит полному уничтожению.

Вера в Личностного Бога отсутствует, Иисус Христос в учении представлен просто человеком, но более совершенным, эволюционно развитым по сравнению с нами. Ближе всего мировосприятие агни-йоги передает индийская философия адвайта-веданты в изложении Свами Вивекананды. Агни-йога проповедует пантеистический монизм15.

На земле иерархия представлена «великими учителями», такими как Будда, Христос, Кришна, Зороастр и т.д. Все «великие учителя» духовно равны в силу достижения ими высшей духовной реализации и единства источника своего происхождения. Разница между ними заключается только в том, что, приходя в разное время к людям, каждый из них давал лишь ту часть знаний об эволюции, которую люди были готовы воспринять. Полнота знаний, возвещаемая «великими учителями», определяется уровнем духовного развития, которого достигает человечество в определенный период истории своего существования.

Агни-йога учит, что цель жизни человека состоит в необходимости бесконечной духовной эволюции. Человек, как часть вселенской жизни, должен бесконечно эволюционировать. Эволюция возможна только с помощью иерархии сил «света».

На земле главными представителями сил «света» являются так называемые «белые братья». Часть из них находится в физических телах, часть – в тонкоматериальных телах. Основная «цитадель» братства – Шамбала. Шамбала – это место связи физического и духовного миров. Основатели Шамбалы пришли с других планет. Иисус Христос и сейчас среди них. Шамбала географически расположена в Гималаях, куда в начале эволюции Земли упал метеорит, посланный с Ориона16. Орион курирует эволюцию Земли, через метеорит осуществляется связь с ним. Часть метеорита посылается в разные места земли, где «махатмы» хотят произвести новый эволюционный толчок, называется эта часть метеорита «Чинтамани». «Чинтамани» – это энергетический терафим17, данный посланнику, т.е. тому, кому «владыки Шамбалы» поручили некую духовную миссию; этот терафим создает энергетическую связь между Шамбалой и ее посланником. Белое братство является тайным правительством земли, все «великие учителя» посылались им и были его членами. Перед белым братством стоят три основные задачи: 1) разработка планов дальнейшей эволюции Земли; 2) контакт с другими мирами; 3) осуществление своих планов на Земле и исследование свойств материи и духа.

Е.П. Блаватская и Рерихи, согласно учению агни-йоги, были посланниками белого братства и непосредственно им подчинялись. Блаватская с созданной ею теософией является предтечей Рерихов с агни-йогой. Рерихи были агни-йогами, при этом, агни-йог в учении живой этики тождественен Сыну Божию. Агни-йога понимает Христа не как Богочеловека, имеющего две природы – Божественную и человеческую, а лишь как духовно развитого человека, поэтому разница между обычным человеком и Иисусом Христом заключается лишь в степени их эволюционного развития, причем любой человек на определенном этапе своей эволюции может не только достичь уровня духовной реализации Христа, но даже превзойти его.

Земля имеет три энергетических слоя бытия: физический мир, в котором мы с вами живем; тонкий мир18 – область проявления чувственных устремлений человечества; мир огненный – мир чистой мысли, высший мир Земли. Взаимодействие миров происходит следующим образом: сначала в мире огненном возникает мысль, созвучная космическому магниту, затем она приобретает чувственную оболочку (мир тонкий) и, наконец, проявляется на земле.

Мысль как проявление психической энергии является основным инструментом эволюции. Агни-йога – это «наука», которая помогает осмыслить направление космической эволюции и овладеть мыслью как инструментом преобразования материи.

Агни-йога учит, что человек имеет не только физическое тело, но также тонкое и огненное тела. Обычный человек не осознает, что он имеет тонкое и огненное тела. Агни-йог – это тот, кто сознательно управляет своими тонким и огненным телами.

Чтобы участвовать в эволюции, человек должен непрерывно познавать «психическую энергию», в этом ему помогают энергетические центры (чакры). Чакры – это специальные энергетические трансформаторы, которые, пропуская через себя психическую энергию, могут изменять ее свойства, за счет чего и происходит так называемое «расширение сознания». Расширение сознания есть вмещение новых энергий «чаши накоплений». Чаша накоплений – это собранный в процессе многих перевоплощений духовный опыт индивидуума.

Механизм расширения сознания прост. Устремление к иерархии сил «света» отдельного человека заставляет ее пойти ему навстречу. Это проявляется в том, что иерархия посылает человеку определенные энергетические лучи. Эти лучи попадают в чакры, которые начинают вращаться, перерабатывая посланную энергию; энергия, после переработки ее чакрами человека, сливается с его индивидуальностью (индивидуальность – это совокупность духовного опыта человека, приобретенного им в результате прошлых воплощений). Таким образом сознание расширяется, так как в него влились новые энергии, что осознается человеком как новые понимания тех или иных вещей, как некое озарение.

Согласно учению агни-йоги, человек устроен следующим образом: зерно духа (монада, она же эманация «высших духов») попадает в мир огненный. Монада – это частица психической энергии, которая начинает эволюционировать и приобретать индивидуальность. До входа в мир огненный она прошла миры, которые, с точки зрения агни-йоги, настолько высоки, что говорить о них земному человеку бессмысленно, так как он не способен их постичь19. Зерно духа, попадая в мир огненный, начинает в нем вращаться подобно смерчу и постепенно обрастает материальностью этого слоя бытия. После этого оно опускается в тонкий мир и продолжает вращаться там, приобретая материальность тонкого мира, этот процесс длится до физического слоя. Человек, таким образом, представляет собою монаду, приобретшую энергетические накопления, которые и являются его индивидуальностью. Монада бессмертна, индивидуальность может быть уничтожена в случае, если человек отвергает те эволюционные принципы, которые изложены, в частности в учении агни-йоги. Считается, что изначально все «великие учителя» изложили те же учения, что и агни-йога, но люди их впоследствии извратили.

Человечество в процессе своей земной эволюции должно пройти семь рас. Подробно теория рас изложена в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской. В общих чертах эта теория такова: первые расы ниспадали в материю, как бы познавали ее свойства, учились у материи. Начиная с шестой расы, человечество будет восходить к духу, освобождаясь от оков материи. Сейчас мы переживаем конец пятой расы. Шестая раса будет ознаменована, в частности, тем, что к человечеству вернутся сверхъестественные способности, как-то: ясновидение – видение на расстояние, предвидение событий; телекинез – воздействие энергетическое на физические предметы или их материализация; телепортация – перемещение физических предметов на расстояние; левитация – полет в физическом теле и т.д. Те люди, которые не примут агни-йогу, не перейдут в шестую расу и будут отправлены на Сатурн, где их снова ожидает эволюционное развитие.

Агни-йога дана для того, чтобы помочь человечеству перейти в шестую расу, также ее цель – помощь человечеству в его контактах с другими мирами. Дело в том, что иерархическая система учения подразумевает подчиненность иерархов сил «света» Земли еще более высоким «иерархам» других планет. Учение гласит, что эволюция Юпитера и Венеры превосходит земную эволюцию и лучи этих планет помогают Земле в ее духовном развитии. Помимо того, агни-йога должна помочь нашей планете ассимилировать энергетические лучи, посылаемые из космоса для ускорения ее эволюции.

Агни-йога утверждает, что источник всех религий един; разницу между религиями она видит в степени полноты переданных их основателями знаний. Основным доказательством единства религий служит идентичность их нравственного учения.

С воцарением шестой расы наступит золотой век, но ему будет предшествовать Армагеддон. «Силы тьмы», т.е. все те, кто не принял учение агни-йоги, будут повержены грядущим объединителем земли – Майтрейей. О нем в учении сказано: «Как кровь отечет знамя Майтрейи земли Нового Мира для затемненных (тех, кто не принял Майтрейю. – В.П.), и как красное солнце – для понявших!»20.

Агни-йога отвергает покаяние и вводит понятие «разумное сотрудничество». Вера есть забытое знание и, согласно учению, является лишь самогипнозом. Человек не нуждается в спасении своей души, он должен лишь духовно эволюционировать, развивать знания, «расширять сознание», чтобы достичь уровня «космического сознания». Человек не грешен, а несовершенен, причем временно. Грех, в христианском его понимании, агни-йога отвергает.

Согласно учению агни-йоги, вечного ада и вечного рая, опять же в христианском значении этих понятий, не существует. Аналог рая в учении называется «девачан» – место в тонком мире, куда человек попадает после смерти, если жизнь его была чиста. Девачан – это место воспоминаний, где человек как бы грезит во сне, вспоминая самые счастливые эпизоды своей земной жизни. Продолжается это до тех пор, пока не будет исчерпана его положительная карма, после чего следует новое воплощение в физическом теле. Авичи соответствует аду, он прямо противоположен девачану.

Считается, что человек расширяет сознание своими силами; если человек стремится к духовному развитию, то силы «света» не могут ему отказать в своей помощи. Милости ждать от сил «света» не надо, нужно желать справедливого воздаяния по делам. Вместе с тем, без помощи сил «света» человек совершенствоваться не может и должен им подчиняться.

Каждый человек – потенциальный бог, и через очень большие временные промежутки вполне может достичь уровня духовного совершенства Иисуса Христа.

Практическая религиозная жизнь агни-йога включает в себя следующие основные моменты: 1) изучение книг учения (считается, что человек, приступая к их изучению, тем самым обращает на себя внимание «великих учителей», и они начинают посылать ему некие лучи, которые, в свою очередь, расширяют его сознание); 2) непрерывная визуализация21 в области т. н. «третьего глаза» (середины лба) или в области сердца изображения «махатмы Мории» (давшего, по утверждениям Рерихов, учение) или изображение грядущего «мессии» Майтрейи, кстати, его изображение внешне имеет большое сходство с иконографическим обликом Иисуса Христа. Визуализация должна дойти до степени непрерывного видения образа при любых обстоятельствах; 3) в учении есть специальные молитвы, обращенные к «владыкам»; 4) рекомендуется вегетарианство; 5) имеются вспомогательные рекомендации по усилению потенциала своей психической энергии, например, через употребление в пищу мускуса22, считается, что он является мощным конденсатом психической энергии, который способен усилить психическую мощь человека.

В процессе подобной духовной практики начинает происходить ряд явлений, которые приписываются водительству «великих учителей». Например, самым неожиданным образом человек получает ответ на какой-либо занимающий его вопрос, скажем, открыв книгу именно на том месте, где говорится о том, что его интересует, или же случайно встретив незнакомого человека, который вдруг отвечает на интересующий вопрос. Далее, в процессе духовного «продвижения», начинают появляться видения разноцветных «звезд». Например, черная звезда может означать опасность, синяя – благоприятные для человека обстоятельства. При чтении книг агни-йоги могут возникать видения подчеркивания в книге тех мест, на которые «тонкие учителя» рекомендуют таким образом обратить внимание читателя. Далее появляется ясновидение, человек начинает чувствовать, что он способен оказывать воздействие на других людей, подчинять их своей воле, может «программировать» события, его желания начинают сбываться, но это возможно, как утверждает учение, лишь на достаточно высоких ступенях продвижения в агни-йоге. «Высшая» духовная способность, которая может быть раскрыта человеком в себе на этом пути, состоит в слышании некоего голоса, который называет себя кем-нибудь из Рерихов или даже самим «махатмой» Морией.

Агни-йога отрицательно относится к христианству; она учит, что христианство извратило учение Христа, и восстановить его возможно только через агни-йогу. Агни-йога признает закон перевоплощений, закон кармы и считает их ключевыми в процессе эволюции человечества.

Считается, что учение является программой духовного развития для землян в течение, как минимум, нескольких столетий. И пока она не будет усвоена, силы «света» не дадут человечеству новое духовное учение.

Сделав предварительные замечания, рассмотрим основные отличия учения агни-йоги от вероучения Церкви.
2. Догматы: свет или тьма?
Любая терминология, формирующаяся в рамках той или иной мировоззренческой системы, получает в ней четкое толкование. Нельзя вырывать терминологию из общего смыслового контекста определенной системы, в которой она используется, переопределять ее смысловое значение и выдавать получившийся «гибрид» за оригинал. Агни-йога приписывает понятиям христианского вероучения не свойственные им значения. Посмотрим, как агни-йога понимает термин «догма»: «Различные догмы особенно вредны тем, что они дают недвижимую формулу, не считаясь с уровнем сознания»23; «Правильно мыслить об очищении догм, которые уводят справедливое решение»24.

Учение живой этики основано на принципе эволюционизма. По мнению оккультистов, человечество не способно вместить в себя всю полноту истины, постижение истины бесконечно, потому что бесконечна сама истина. Каждый новый «учитель» или основатель религии дает только ее часть. Очередной «учитель» приходит, чтобы дать новый импульс духовного развития человечества тогда, когда данная предыдущим «учителем» часть истины принята, в силу чего становится возможным следующий шаг духовной эволюции. Таким образом, перед нами система своеобразного «духовного эволюционизма». В рамках данной системы нет абсолютных истин, они все относительны и могут быть изменены или даже полностью отменены на следующем «эволюционном духовном» этапе развития человечества. Кстати, идея отсутствия абсолютной истины заключает в себе противоречие, потому что сама провозглашается как абсолютный постулат. Следуя данной логике, мы приходим к выводу, что и само учение агни-йоги относительно, следовательно, его идеи не могут восприниматься как абсолютно истинные.

Каково понимание термина «догма» («догмат») в Православии? Термин «догмат» происходит от греческого глагола dokin – думать, полагать, верить, – точнее, от одной из форм этого глагола – dedogmi – решено, положено, определено.

Христианское мировоззрение основано на вере в то, что Господь Иисус Христос явил через Себя всю полноту истины, Он Сам есть Истина: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня» (Ин.14:6): «…сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15).

Христиане не нуждаются в «дополнительных откровениях» и не ищут их, ибо Священное Писание возвестило все необходимое для спасения. Не к поиску новых откровений, а к тому, чтобы хранить в чистоте и неизменности уже данное, призывает христиан апостол Павел: «…храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20).

Что же такое догматы в православном вероучении и почему они так важны для духовной жизни? «Догматы – богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве (деятельность Бога в творении, Промысле и спасении мира), которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность»25.

Теория «духовной эволюции», как видим, не может сочетаться с христианством, для которого лишь Христос – Единственный Спаситель мира. К «великим учителям» оккультизма, таким как Будда, Кришна, Зороастр и др. можно отнести слова Христа: «…все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» (Ин.10:8), «…истинно, истинно говорю вам, что я дверь овцам…» (Ин.10:8), «…кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин.10:9). Не только к фарисеям времен земной жизни Христа, но и ко всякому, дерзающему воспринять роль Божественного Учителя и Наставника, обращены слова Господа: «А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; …и не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник - Христос» (Мф.23:8,10). Таким образом, принимающий теорию «духовной эволюции» тем самым не верует во Христа как Единственного Учителя и Наставника, а значит, не может считать себя христианином. Любые духовные «откровения», которые не согласуются с Божественным Откровением, христианин должен отвергать: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).

Задача догмата – не ограничить христианина, а указать путь, по которому он сможет прийти к Богу. Догматы – не путы, скорее, указательные знаки, предупреждающие нас о том, что за их границей можно потерять Бога. Сформулированные Церковью догматы известный протестантский богослов Пауль Тиллих сравнил с дорожными знаками на распутьях христианской веры, предупреждающими о той опасности, которой когда-то удалось избежать с их помощью. Известный православный подвижник XX века прп. Силуан Афонский говорил: «Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия»26. Апостол Павел пишет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10-11). Особое внимание стоит обратить на слово «самоосужден». Формулируя и раскрывая догматы, Церковь проявляет заботу о духовном устроении своих членов. Непререкаемость и обязательность догматов для всех верующих обусловлена их сотериологической значимостью, тем, что догматы имеют непосредственное отношение к спасению человека, более того, «они необходимы для спасения, это как бы есть тот фундамент, на котором строится духовная жизнь христианина»27. Именно поэтому апостол Павел говорит, что еретик не «осужден», т.е. не просто отлучен от Церкви внешним постановлением, а «самоосужден». Человек, извращающий догматы Церкви, «сам себя подводит под осуждение, т.е. отлучает в большей или меньшей степени себя от Бога, потому что догматы есть не что иное, как те нормы и правила, которые позволяют человеку религиозно верно организовать свою жизнь»28. Именно в том, что правильная вера, следование верным богословским истинам имеют значение первостепенной важности в деле личного спасения христианина – причина неотступной борьбы святых отцов Церкви за догмат, за догматическую чистоту веры. Как отмечал православный богослов В.Н. Лосский: «Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты мистического соединения с Богом»29.


3. Бог или «психическая энергия»?
Каков тот образ Бога, который предлагает данная религиозная система, – вот первый вопрос, возникающий при знакомстве с любой из них, так как от ответа на него в значительной степени зависит формирование мировоззрения последователя, его духовная практика, в конечном счете – весь строй его жизни. Начиная подробный разговор об учении агни-йоги, в первую очередь подчеркнем, что агни-йога отвергает веру в Личного Бога: «Ни философия наша, ни мы сами не веруем в отдельного Бога, и тем более в такого, местоимение которого требует прописной начальной буквы. Наша философия подпадает под определение Гоббса. Она есть исключительно наука о следствиях на основании их причин и о причинах на основании их следствий, а так как к тому же это наука о вещах выводимых от первоначала, то, прежде чем принять такое начало, мы должны знать его – и не вправе просто допустить пусть даже вероятность его…. Наша доктрина не знает компромиссов. Она либо утверждает, либо отрицает, ибо учит лишь тому, что знает как истину. Потому мы не признаем Бога и как философы…

Бог – это не врожденная идея, но благоприобретенное понятие, и у нас только одно положение, общее с теологиями: мы раскрываем беспредельность…. Бог теологов есть не более чем воображаемая сила,… сила, которая никогда еще не проявляла себя. Наша главная задача – освободить человечество от этого кошмара, учить человека добродетели ради нее самой; учить проходить жизнь, полагаясь на самого себя, вместо того чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий»30.

В учении агни-йоги место Бога занимает так называемая «психическая энергия», также она именуется «всеначальной энергией», «благодатью», «праной» и т.д.: «Всеначальная Энергия, благодать, психическая энергия, огненная энергия, прана – много названий в разных веках, но смысл един. Жизнедатель, проводник творческой силы, побудитель к познанию, так люди могут понимать эту благодать» (Живая Этика. Надземное.851); «Огонь и психическая энергия неделимы, ибо последняя есть качество огня. Психическая энергия есть энергия всеначальная»31.



Рассмотрим свойства «всеначальной» или, как ее еще называют, «психической» энергии в сравнении с библейским Откровением о Боге.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • На слова Св. Антония Великого труднее возражать