Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Издания русского музея




Скачать 288.54 Kb.
Дата24.06.2017
Размер288.54 Kb.
ИЗДАНИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ


  1. Абстракция в России. ХХ век: В 2-х тт.- СПб, 2001

Абстракция давно признана одной из центральных художественных идей в миро-вом искусстве ХХ века. В процессе зарождения и утверждения этого феномена худож-никам русского авангарда (прежде всего В. Кандинскому и К. Малевичу) принадлежит особая роль. Не прекращая своего существования в 1930-1950-е годы, абстракция в Рос-сии развивалась и продолжает развиваться. Однако это направление, давшее мировой культуре немало превосходных художников, вышедших из России, практически неиз-вестно не только за ее пределами, но и на родине лидеров одного из самых ярких худо-жественных открытий ХХ столетия. В издании впервые сделана попытка максимально полно собрать материал, характеризующий разнообразные пути, которыми шли худож-ники, работавшие в беспредметных формах на протяжении всего столетия. Книга постро-ена на коллекции классического авангарда из русского музея - самого представительного собрания искусства этой эпохи.1950-2000 годы представлены собраниями Русского музея, Третьяковской галереи, мастерскими художников и несколькими частными коллекциями мира. В два тома входят около 1200 произведений художников разных поколений.


  1. Альбом на память.– СПб, 2007

Русский балет в фотографиях из коллекции Тони Канделоро.


  1. Бельгин Т. Алексей Явленский.– СПб, 2000

Алексей Явленский – один из тех выдающихся художников мирового уровня, к которым слава и признание пришли, к сожалению, не из России, их родины. Дока-зательство тому – неизвестность Явленского в России и сегодня, когда весь мир уже давно знает и восхищается произведениями этого художника.


  1. Богомазов А. Живопись, акварель, рисунок.– СПб, 2008

Как только не называли критики Богомазова – и «украинский Пикассо», и «Шарден футуризма». Но так случилось, что имя Александра Богомазова долее других оставалось в тени первых фигур российского авангарда. Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздей-ствии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт,- таков автор представленных работ.


  1. Богородская игрушка и скульптура XIX-ХХ вв.– СПб, 2008

Издание посвящено широко известному промыслу резной неокрашенной игрушки в Богородском. Вырезанные из дерева занятные фигурки работающих мужичков и до-бродушных медведей в сказочных сценках выражают характер и душу народа. Простые механизмы движения нередко придают игрушке особую живость и занимательность.


  1. «Большая картина».- СПб, 2006

В 2004 году в Русском музее состоялась выставка под названием «Большая кар-тина». Допустима ли классификация произведений по масштабу и параметрам? Большие размеры не просто формальный признак произведения живописи, соотношение его длины и ширины. Прежде всего, нуждается в определении само понятие «большая картина». Так может быть определено всякое произведение, сюжет и композиция которого по смысло-вому, содержательному замыслу требуют воплощения в масштабе, превышающем ре-альное, житейское, повседневное соотношение фигур, объемов и пространственных мо-дулей. Справиться с большим форматом картины, убедить зрителя и критику, что именно этот масштаб был необходим для реализации возникшего и сложившегося замысла, не-просто. Но, как доказал опыт истории искусства, эта сложность успешно преодолевается высоким профессионализмом.


  1. Брускин Г. Алефбет.- СПб, 2006

Гобелены (или шпалеры) Гриши Брускина, впервые демонстрируемые широкому зрителю, - совершенно новая область работы художника. И в то же время при всей ее новизне и самодостаточности – отсылка к уже сформированному мастером художест-венному универсуму.


  1. Брюллов К.П.– СПб, 1999

Издание посвящено творчеству Карла Павловича Брюллова - единственного из русских художников классического XIX века, стяжавшего при жизни европейскую славу, а по смерти мировую известность. В издание вошли статьи сотрудников Русского музея («Живопись Карла Брюллова в собрании Русского музея» Григория Голдовского и «Рисунок и акварель Карла Брюллова в собрании Русского музея» Евгении Петровой), более 100 иллюстраций, аннотации, а так же летопись жизни и творчества художника.


  1. Великая княгиня Елена Павловна.– СПб, 2007

Издание посвящено 200-летию со дня рождения великой княгини Елены Павлов-ны, хозяйки Михайловского дворца. «Принцесса Свобода», занимая достойное место в галерее исторических женских портретов в России, предстает перед читателем во всей многогранности своей яркой натуры.


  1. Венера советская.– СПб, 2007

Рожденный в древнегреческой пластике образ любви и красоты веками служил источником вдохновения и объектом воплощения мыслей и чувств самых разных твор-цов, независимо от художественных направлений. Облик неподвластный времени Афро-диты-Венеры, естественно, менялся в соответствии с канонами красоты и представле-ниями о женской сущности в ту или иную эпоху.


  1. Времена года.– СПб, 2006

В издании собраны произведения XVIII-XX столетий, посвященные природе. Их авторы далеко не всегда были только пейзажистами. Для многих из них окружающая че-ловека природа становилась камертоном настроения, запечатленного в портрете или быто-вой сцене. Пейзажи писали классицисты и романтики, символисты и примитивисты, аб-стракционисты и беспредметники. Спектр самовыражения художников через пейзаж оказался несравненно шире и глубже простого подобия природы, видимой обыкновен-ным глазом.


  1. Время собирать.– СПб, 2007

Наступило время изучения и показа произведений, находящихся в частных коллек-циях разных стран мира, что и предлагает данное издание.


  1. Гончарова Н. Годы в России.– СПб, 2002

В альбоме одной из самых известных художниц русского авангарда представ-лены ее живописные и графические работы, созданные в России и разбросанные по разным музеям, галереям и частным коллекциям мира.


  1. ГРМ. Живопись. XVIII век: Каталог. Т.1.– СПб, 1998

Впервые в каталоге коллекции не только воспроизводится каждое произведение, но все работы репродуцируются в цвете. Сведения о каждом мастере и его произведениях даются по единой для всех схеме. Издание выходит к 100-летию юбилея Русского музея. Первый выпуск генерального научного каталога Государственного русского музея по-священ живописи XVIII века, самого раннего периода развития отечественного светского искусства. В него вошли произведения с бесспорным авторством, а также работы худож-ников, с большей или меньшей определенностью приписанные кисти того или иного жи-вописца по стилистическим или технологическим признакам. В ряде случаев сохранена и атрибуция, имеющая устойчивую традицию.
15. ГРМ. Живопись.1-я половина XIX века: Каталог. А-И. Т.2.– СПб, 2002

Впервые в каталоге коллекции не только воспроизводится каждое произведение, но все работы репродуцируются в цвете. Сведения о каждом мастере и его произведениях даются по единой для всех схеме. Второй том генерального научного каталога Государст-венного Русского музея посвящен живописи первой половины XIX века. Сюда же вклю-чены произведения мастеров, профессионально сложившихся в XVIII-м столетии, но про-должавших свое творчество и в первые годы следующего века (Ф.Я. Алексеев, Ф.М. Мат-вееев, В.Л. Боровиковский и другие, работы которых, принадлежащие ГРМ, в основном отражены в первом томе генерального каталога, посвященного живописи XVIII века).




  1. ГРМ. Живопись.1-я половина XIX века: Каталог. К-Я. Т.3.– СПб, 2002

Впервые в каталоге коллекции не только воспроизводится каждое произведение, но все работы репродуцируются в цвете. Сведения о каждом мастере и его произведениях даются по единой для всех схеме. Третий том генерального каталога живописи, хранимой в Государственном Русском музее, завершает публикацию произведений мастеров первой половины XIX века. Произведения неизвестных художников в эти тома не входят: им предполагается посвятить специальный раздел генерального каталога.


  1. ГРМ. Живопись.1-я половина XX в. Каталог. А-В. Т.8.– СПб, 1997

Впервые в каталоге не только воспроизводится каждое произведение, но все работы репродуцируются в цвете. Сведения о каждом мастере и его произведениях даются по единой для всех схеме. Живописные произведения, исполненные в ХХ веке, особенно первые три десятилетия, представлены полнее и богаче, чем в любом собрании мира.


  1. ГРМ. Живопись.1-я половина XX в. Каталог. Г-И. Т.9.– СПб, 2000

Впервые в каталоге не только воспроизводится каждое произведение, но все работы репродуцируются в цвете. Сведения о каждом мастере и его произведениях даются по единой для всех схеме. Живописные произведения, исполненные в ХХ веке, особенно первые три десятилетия, представлены полнее и богаче, чем в любом собрании мира.


  1. Грецкие И.и Ю. Живопись. Графика. Объект.– СПб, 2007

Мир зримый, мир духовный… Именно такого рода взаимодействие ощутимо в образах, создаваемых петербургскими художниками Ириной и Юрием Грецкими, в особенности видения, умении одухотворить прозу поэзией. Это кажущееся парадоксаль-ным единство простого и символического - в осмыслении судеб человеческих, событий-ных, понятий добра и зла, истинности веры.


  1. Данилов В.– СПб, 2007

Мир, который придумал Виктор Анатольевич Данилов, парадоксален. Его про-изведения дают возможность преодолеть обыденность сознания, увидеть окружающее в ином ракурсе и приоткрыть маленькую дверь в страну чудес. Это проявляется во всех областях его творчества, но особенно остро - в графических и живописных работах.


  1. Два века русской литографии.– СПб, 2007

Настоящее издание впервые представляет всю историю развития русской станко-вой литографии – от самых первых оттисков 1810-х годов до эстампов, отпечатанных в начале XXI века. В нее включены произведения 165-ти авторов – как ведущих мастеров литографии, так и тех, кто занимался этой техникой наряду с другими видами изобрази-тельного искусства. Естественно, что такая масштабная временная панорама потребовала определенных ограничений. За пределами публикации остаются самостоятельные виды графического искусства – книжная иллюстрация, лубок, плакаты, открытки и другие виды плакатной графики. Русский музей обладает, пожалуй, самым обширным собранием оте-чественной литографии, позволяющим поэтапно представить весь путь развития этой пе-чатной техники. Еще в 1916-1918-е годы в музей поступили коллекции Е.Н. Тевяшова и Е.Е. Рейтерна, содержащие богатейший материал по литографии XIX века. Тогда же нача-то собрание произведений современных художников. Большая часть литографии ХХ века была приобретена или получена в дар от самих авторов. Эта традиция продолжается и се-годня. За исключением нескольких работ, любезно предоставленных авторами и коллек-ционерами, издание представляет произведения из собрания фонда отдела гравюры Рус-ского музея.


  1. ХХ век в Русском музее.– СПб, 2008

ХХ век в русском изобразительном искусстве представлен в коллекции Государ-ственного Русского музея, полнее и богаче, чем в любом другом собрании. Практически все направления и этапы развития искусства в России ХХ столетия, творчество ведущих художников прошлого века отражены в издании, в которое вошли 214 иллюстраций, 5 ста-тей, кратко характеризующих этапы развития искусства ХХ века в коллекции музея, био-графии художников, произведения которых включены в это издание.


  1. Двое.– СПб, 2002

Чтобы прояснить мотивы, определившие музейное обращение к теме «Двое», не обязательно начинать с рассуждений об антиномиях души и тела, Я и Ты, земли и неба, о противостоянии мужского и женского начал, чете и нечете, хитросплетениях правого и левого полушарий, о логической и мистической роли Числа. Можно просто обозначить, какие новые свойства открываются в нем через призму двоичности.


  1. Дворцы Русского музея.– СПб, 1999

В конце 1980-х – в начале 1990-х годов в состав зданий, принадлежащих Государ-ственному Русскому музею, кроме Михайловского дворца и корпуса Бенуа, вошли еще три архитектурных шедевра Петербурга - Строгановский дворец, Михайловский замок и Мраморный дворец. Все они строились как царские, великокняжеские или аристократи-ческие резиденции лучшими мастерами своего времени. В издании рассказывается об ис-тории дворцов Русского музея, об уникальных интерьерах, их воссоздании и о произве-денииях искусства, хранящихся в них.


  1. Дионисий.– СПб, 2002

Издание посвящено 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря и содержит ряд статей о жизни и творчестве Дионисия, каталог копий фресок Рождественского собора Ферапонтова монастыря из собрания Государственного Русского музея, биографические сведения о копиистах.



  1. Дорога в русском искусстве.– СПб, 2004

Издание посвящено теме дороги в русском изобразительном искусстве. Содержит вступительную статью, иллюстрированный каталог живописных, графических и скульп-турных произведений, снабженный аннотациями, а так же краткие биографические дан-ные художников.


  1. Дягилев и его эпоха.– СПб, 2001

Каждое действие Сергея Дягиелева – реализация идей, витавших тогда в возду-хе. Он был мотором таких грандиозных начинаний, как издание журнала «Мир искус-ства», создание одноименного художественного объединения, во многом определившего лицо русской культуры серебряного века, знаменитых «Русских сезонов» в Париже. С 1909 по 1929 гг. зрители увидели и услышали около 80 постановок, перевернувших представление о театральном действе. В каждой из акций участвовали художники, ком-позиторы, балетмейстеры. Они творили шедевры, Дягилев – инициировал их создание, воплощая художественные идеи своего времени, своих современников, придавая им законченные формы, будь то выставка, книга или спектакль.


  1. Ермолаева В.– СПб, 2008

Чудом сохранившееся наследие Веры Михайловны Ермолаевой свидетельст-вует о потрясающей силе мощного живописного таланта, подкрепленного школой луч-ших мастеров русского авангарда. Она мужественно несла свой недуг. К. Рождествен-ский: «Ее работы, как бы легко и свободно сделанные, всегда глубоко эмоциональны, изысканны по цвету». Пройдя через увлечение кубизмом, футуризмом, обладая редким даром иллюстратора, Вера Ермолаева использовала находки авангарда (форма, компо-зиция) как в станковых графических работах, так и в книжной иллюстрации. Особенно чувствовала она сатирические и детские тексты. Каталог работ художницы включает вступительную статью, репродукции, основные даты жизни и творчества.


  1. Забытая Россия.– СПб, 2006

Издание представляет проекты памятников и монументальную скульптуру XVIII- начала ХХ века


  1. Злотников Ю.– СПб, 2008

Издание посвящено творчеству Юрия Злотникова и содержит статьи сотрудников Русского музея И.Карасик «Неутомимый Злотников» и А. Боровского «Несколько штрихов к портрету Юрия Савельевича Злотникова», краткие биографические сведения, перечень музейных собраний, персональных и групповых выставок, кураторских прое-ктов, а так же репродукции произведений художника, находящихся на стыке живописи и графики.


  1. Иванов А. Каталог.– СПб, 2006

К Александру Иванову нельзя походить с мерками и критериями, применяемы-ми к любым другим явлениям русской и европейской художественной культуры. Жи-тейские беды и несчастья, мучительные размышления о вечности и поисках идеала формировали его «угрюмую и мятежную душу», но, при всей кажущейся трагичности, не затрагивали жизни духа. Он сам выбрал эту судьбу и никогда не изменял своему выбору. Такая личностная целостность - крайняя редкость в истории искусства Нового времени. В издании представлены как живописные, так и графические работы.

Александр Иванов постоянно рисовал и был великолепным рисовальщиком. Уникаль-ная независимость видения Александра Иванова, воплощенная в большой акварель-ной серии „Библейские эскизы",– в глубине подтекста, страстности осмысления вели-ких тайн бытия, вере в чудо. Именно графика Иванова в первую очередь позволяла новым поколениям видеть в нем вождя нового искусства




  1. Игра и страсть в русском изобразительном искусстве.– СПб, 1999

Издание посвящено теме страсти игры, азарта в русском изобразительном искусстве XVIII-ХХ веков во всех ее проявлениях и содержит статьи, репродукции живописных, графических, скульптурных произведений и артефакты декоративно-прикладного искусства, фотографии, а так же биографический указатель.


  1. Издебский В. Из цикла «Возвращение».– СПб, 2005

Издание посвящено жизни и творчеству художника, скульптора, организатора знаменитых «Салонов» и одного из родоначальников российского авангарда Владимира Издебского. Содержит статьи, иллюстрированный каталог и хронологию основных периодов творчества.


  1. Искусство Жостова.– СПб, 2007

Иллюстрированный каталог одноименной выставки в Русском музее, показавшей почти двухсотлетнюю историю жостовского подноса в контексте истории всего подмо-сковного лакового искусства.


  1. Картины о жизни.– СПб, 2007

В каталог выставки русской жанровой живописи середины ХIX – начала ХХ века из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга вошли: вступительная статья Павла Климова, аннотированные репродукции и краткие биографии художников.


  1. Козловский М.– СПб, 2007

Издание посвящено жизни и творчеству известного российского скульптора Михаила Ивановича Козловского. Аннотированный каталог его произведений дополнен статьями о мастере скульптуры и о его работах в области рисунка.


  1. Коллаж в России. ХХ век.– СПб, 2005

Каталог одноименной выставки дополнен статьями сотрудников Русского музея, списком произведений, не вошедших в иллюстративную часть, краткими биографиями художников и именным указателем.


  1. Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских.– СПб, 2000

Издание рассказывает о коллекции и истории собирательства семьи Ржевских, содержит 474 репродукции произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и аннотированный каталог.


  1. Крестьянский мир в русском искусстве – СПб, 2005

Около 300 аннотированных репродукций дополнено статьями сотрудников Русского музея - Ю. Алексеева и Т. Китаниной «Крестьянство в России», В. Головина «Мир русского крестьянина и его изображение в искусстве», А. Розова «Сельский священник в духовной жизни крестьянства», В. Круглова «Крестьянство в русской живописи», И. Богуславской «Крестьянское искусство, краткие биографии художников и именной указатель художников.


  1. Кустодиев Б.М.– СПб, 2003

В издании, посвященном 125-летию со дня рождения художника, представ-ленные живописные, графические, скульптурные работы из музеев, библиотек и частных собраний Российской Федерации дополнены статьей В.Ф. Круглова «Кустодиев: между лирикой и гиперболой»


  1. Ланской А.– СПб, 2006

Издание посвящено жизни и творчеству живописца Андрея Ланского. Содержит статьи российских и французских специалистов, репродукции работ мастера, архивные фотографии.


  1. Лошади в русском искусстве.– СПб, 2001

Анималистика составляет одну из важных и интереснейших страниц в истории русского искусства, как и искусства других стран. Изображение сцен с лошадьми от-носится к любимым темам русских художников всех времен. Лошади в иконах «Святой Георгий» и «Флор и Лавр» древнерусских мастеров, знаменитые и безымянные у живо-писцев, скульпторов и графиков ХVIII-ХХ веков представлены с людьми и без них, от-дыхающими и работающими, побеждающими на скачках и в бегах, усталыми и замучен-ными тяжелым трудом. И всегда художники, писавшие, рисовавшие, лепившие лошадей, делали это с любовью, нежностью и глубоким уважением и даже восторгом перед красо-той, изяществом и силой этих животных. В альбоме публикуются изображения лошадей в основном из собрания Государственного русского музея (Санкт-Петербург).


  1. Лэмб М. Каталог выставки.– СПб, 2007

Каталог персональной выставки Мэта Лэмба в Русском музее, чье творчество - своеобразный мост между европейской и американской культурами. Это прекрасная возможность расширить представление российских зрителей об общем фоне в современ-ном искусстве.


  1. Маврина Т. Каталог.– СПб, 2005

Творчество Татьяны Алексеевны Мавриной на стыке графики и живописи. Но прежде всего она – мастер станковой и книжной графики. Почему с таким радостным удивлением открываем мы сегодня папки с рисунками и гуашами художницы, ищем на полках потрепанные детские книжки с ее иллюстрациями? Что сегодня привлекает зрителя в произведениях Татьяны Мавриной – виртуозный росчерк пера, широта и смелость, отличающие руку мастера? Или чувство радостной свободы, фантазия, не-удержимая как сияние пера Жар-птицы? Татьяна Алексеевна прожила долгую жизнь, и более семи десятилетий не прекращала работать. Ее трудолюбие восхищало окружаю-щих, но сама Маврина никогда не понимала этого восхищения: рисовать для нее было так же естественно и необходимо, как дышать.


  1. Малевич в Русском музее.– СПб, 2000

Одно из наиболее полных изданий, посвященных жизни и творчеству Казимира Севериновича Малевича, вышло на английском языке. Каталог работ мастера дополнен статьями российских и зарубежных исследователей, архивными документами и фото-графиями, фрагментами переписки, биографическими сведениями.


  1. Мартос И. известный и неизвестный. Портрет в творчестве скульптора. – СПб, 2005.

Аннотированный каталог портретных работ скульптора дополнен статьей сотрудника Русского музея Елены Карповой.



  1. Матвеев А. и его школа.– СПб, 2005

Аннотированный каталог выдающегося скульптора Александра Терентьевича Матвеева дополнен статьями специалистов, материалами научно-биографического архива Российской Академии художеств, в том числе фотографиями, а также биографиями учеников мастера.


  1. Миро Х. Каталог выставки. – СПб, 2004

Творчество Хуана Миро каждый раз удивляет и всегда очаровывает. За грандиоз-ным и всеобъемлющим единением символов и тайн, к которым готовит нас мастер, стоит призыв к возвращению к истокам, о которых мы забываем. Его по-детски солнечные ри-сунки могут возродить старые чувства и пробудить новые мечты. Кроме них, в издании представлены живопись, скульптура и объекты художника.


  1. Музей Людвига в Русском музее.– СПб, 1998

Иллюстрированный каталог около двухсот аннотированных произведений совре-менного искусства (живопись, графика, скульптура, объекты) из собрания шоколадного короля дополнен рассказом о проекте коллекционеров и основателей музеев Петре и Ирэн Людвиг. Представлена краткая хронология создания музея Людвиг в Русском музее и сети музеев Людвиг в других странах.


  1. Народное искусство: Исследования и материалы.– СПб, 1995

Сборник статей составлен по итогам конференции, прошедшей в Русском музее в декабре 1992 года и посвященной 55-летию отдела народного искусства. Некоторые статьи написаны на основе докладов, прочитанных ранее и оставшихся неопубликован-ными. Кроме научных сотрудников Русского музея в сборнике участвуют известные специалисты по народному искусству из Москвы, Нижнего Новгорода, Сергиева Посада, Львова. Проблематика статей охватывает разные виды декоративного народного искус-ства - резьбу и роспись по дереву, керамику, глиняную игрушку, набивные ткани, лаковую миниатюру, вышивку, кружевоплетение; раскрывает страницы истории многих местных художественных ремесел, в том числе таких всемирно известных как Городецкая роспись, ростовская финифть, лаковая миниатюра Федоскина, Холуя, вологодское кружево. Ряд статей посвящен малым местным центрам народного искусства, существовавшим в раз-ных районах России. Впервые делается попытка анализа техники и технологии народных росписей Русского Севера, вызванная к жизни реставрацией произведений, привезенных научными экспедициями музея. Устанавливаются связи народного искусства с традиция-ми Древней Руси и изобразительным искусством своего времени, анализируется свое-образная переработка народными мастерами живописных и гравюрных оригиналов.


  1. Народное искусство. Материалы и исследования.– СПб, 2004

Сборник статей составлен по итогам очередной конференции, прошедшей в Рус-ском музее. Прялки, культовые предметы из перламутра, холмогорская резьба по кости, подмосковная лаковая миниатюра, городецкая вышивка, кадниковское кружево и многие другие темы, в том числе кич рассматриваются в исследовательских статьях.


  1. Народное искусство: Путеводитель.– СПб, 2007

В Русском музее народное искусство как неотъемлемая часть русской культуры появилось в мае 1937 года с организацией отдела народных художественных ремесел, (с 1951 года – отдела народного искусства). В основу собрания легли фонды законсерви-рованных Петербургского Кустарного музея и Школы народного искусства, а так же от-части - музея Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица и некоторые лич-ные коллекции. Сегодня коллекция народного искусства Русского музея насчитывает 45 тысяч произведений, часть из которых выставлена в 12 залах флигеля Росси и представ-ляет историю развития народного искусства XVII-XXI веков во всех основных видах кре-стьянского искусства и местных центров художественных ремесел. Экспозиция начина-ется предметами XVII столетия.
53. Народное искусство Каргополья.– СПб, 2006

Сборник статей посвящен древнерусской живописи, скульптуре, резьбе и рос-писи по дереву, глиняной игрушке, кубовой набойке, узорному ткачеству и вышивке Карго-полья. Русским музеем были осуществлены четыре полные экспедиции по сбору мате-риалов народного искусства Каргополья и еще три затрагивали район частично. Матери-алы экспедиций, а так же приобретения частных коллекций, в том числе собрания извест-ного исследователя Л.И. Свионтковской–Вороновой, создали богатый фонд народного искусства этого края, позволивший организовать специальную выставку и подготовить настоящее издание как своеобразный путеводитель по ней.




  1. Объединение «Круг художников». – СПб, 2007

Деятельность общества «Круг художников» - одно из ярких, своеобразных и, одновременно, чрезвычайно характерных явлений своего времени. И хотя среди много-численных художественных объединений 1920-х годов «Круг художников» не занимал лидирующей позиции, актуальность и результаты дерзаний круговцев вызывали самый живой интерес. Репродукции графических, живописных и скульптурных произведений дополняют аннотированный каталог, исследовательские статьи, устав общества, краткие биографические сведения.


  1. Одеть картину: Художественные рамы в России.– СПб, 2005

Обширная область декоративно-прикладного искусства – художественные рамы - до недавнего времени ускользала из поля зрения искусствоведов. В издании прослежи-вается путь развития художественных рам в России с конца XVII до начала ХХ века.



  1. Окштейн Ш. Разговор с объектом. – СПб, 2007

Шимон Окштейн родился в городе Черновцы на Украине в 1951 году. В 1973 году закончил художественное училище им. Грекова в Одессе. В 1979 приехал в Нью-Йорк. За двадцать пять лет жизни в Нью-Йорке Окштейн талантом и интересом к новой среде и культуре нашел свое место в американском искусстве. Сегодня его работы на-ходятся в таких собраниях, как музей американского искусства Уитни и Бруклинский музей, а также в других музейных и частных коллекциях. Эта книга отражает три деся-тилетия творческой жизни Шимона Окштейна, начиная с ранних фигуративных порт-ретов до объектов, над которыми он в основном работал в недавнее время.


  1. Орловский А. Каталог. – СПб, 2002

Столетие назад историк русского искусства барон Н.Н. Врангель дал точное и емкое определение творчества Александра Осиповича Орловского: «Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похож-дений, …изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист…Странная смесь спосо-бностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александро-вского времени….Его рисунки – целый дневник эпохи романтической и увлекатель-ной». Все, что происходило рядом с Орловским, мгновенно становилось темой для рисунков.


  1. Отдел новейших течений. 1991-2001. История. Коллекции.

Выставки.- СПб, 2004 г.

Издание посвящено десятилетию деятельности Отдела новейших течений Русского музея и построено как репрезентационная выборка, то есть не претендует на полноту сведений (все авторы, все работы, все факты), но дает адекватное описание коллекции Отдела - ее состава и специфики: все виды изобразительного искусства, инсталляции, объекты, коллажи.




  1. Петров А. Рай с Кремлем.– СПб, 2007

Аркадий Петров – один из наиболее известных художников поколения «семиде-сятников», в чьем творчестве соединились и неповторимая индивидуальность, и типичные черты искусства этого времени.


  1. Петрова Е. Рисунок и акварель в русской культуре 1пол.XIX в.- СПб,

2005г.

В издании сделана попытка совместить разные подходы рассмотрения огромного материала: хронологический, жанровый и стилистический, художественно-аналитичес-кий, историко-бытовой и вещеведческий. Рисунок показан как художественно самосто-ятельная сфера и в соотношении с другими видами искусства. Помимо индивидуальных особенностей выдающихся рисовальщиков того времени исследуются вопросы бытова-ния рисунка в первой половине XIX столетия, стилистические и жанровые приметы этого вида творчества.




  1. Побеждая время: Реставрация в Русском музее.– СПб, 1998

Каталог выставки, приуроченной к 100-летию Русского музея (1898 – 1998). В из-дании представлены статьи о работе секторов реставрации древнерусской темперной живописи, масляной живописи и смешанных живописных техник, реставрации графики, тканей, керамики и стекла, деревянной полихромной скульптуры, полихромной и золоче-ной резьбы, деревянной и фанерованной мебели, каменной и гипсовой скульптуры, сектора реставрации художественных рам, а также словарь терминов.


  1. Портрет в России. ХХ век из собрания Государственного русского

музея.– СПб, 2001

Жанру портрета в России ХХ века, ярче всего представляющему облик каждой эпохи, посвящено это издание. В его состав вошли более 460 произведений из собрания Русского музея. Разные направления, стили, манеры, в которых работали художники теперь уже прошлого века, нашли отражение в этом жанре. Люди, жившие в разных об-стоятельствах, изображенные в реалистических и авангардных формах, составляют не-прерывную цепь истории России, выраженную через лица. Издание также включает био-графии художников, указатель лиц, изображенных на портретах.




  1. Приключения «Черного квадрата». – СПб, 2007

В истории мирового искусства нет, пожалуй, картины с более громкой славой, нежели «Черный квадрат» Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений, нет живописного образа, ведущего такое независимое существование в культуре, нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуаль-ностью. Издание включает статьи, репродукции произведений всех видов изобразитель-ного искусства и их смешения, инсталляции, объекты, коллажи, а также краткие биогра-фии художников.


  1. Пьер и Жиль. – СПб, 2007

Каталог выставки нетрадиционного искусства.


  1. Равив И.– СПб, 2007

Издание посвящено выставке живописных работ Иланы Равив, проходившей в рамках экспозиции музея Людвига в Отделе новейших течений Русского музея, и включает в себя статьи о творчестве художницы и ее «синтетическом реализме», репро-дукции, биографические данные, а так же указатель персональных и групповых выставок, работ, выполненных на заказ и постоянных коллекций.


  1. Религиозный Петербург. – СПб, 2004

Каталог одноименной выставки, цель которого – презентация уникальных худо-жественных произведений и фотографий, связанных с историей Петербургских храмов и церковной жизнью российской столицы с момента ее основания до 1917 года. Представ-лен большой информационный массив, содержащий изобразительные и текстовые мате-риалы. Основная часть издания разлита на разделы с периодизацией по царствованиям. Старообрядческие храмы и молельни выделены в отдельный раздел. В дополнении – история Святейшего Синода, к которой особым блоком даются портреты виднейших петербургских иерархов Православной Церкви с их краткими биографиями, религиозной жизни столицы на рубеже ХIX-ХХ веков и разрушению ее церквей в советский период российской истории, бытованию православной иконы в Петербурге.


  1. Рисунок и акварель в России. XVIII век.– СПб, 2005

XVIII век может быть назван веком рисунка. Причина кроется в его особых, уни-кальных свойствах. Рисунок – универсальный язык, базовый для всех видов пластичес-ких искусств. Рисунок – самый непосредственный, многообразный, многоликий и глубо-ко личный вид творчества. Встреча с рисунком дает такую возможность сопереживания творческому процессу и ощущения причастности к внутреннему миру художника, как ни один другой род художественной деятельности. История искусства, написанная на основе истории рисунка, оказалась бы совеем иной, ведь именно ему принадлежит опе-режающая роль в процессе формирования стилей, он дает более сложную и дробную картину изменения предпочтений в области формообразования и вкуса, чем другие виды искусства. В конце альбома – краткие биографии художников-графиков XVIII века.


  1. Рисунок и акварель в России 2 половины XIX в.– СПб, б.г.

Издание – продолжение каталога «Рисунок и акварель в России. XVIII век» и монографии Е. Петровой «Рисунок и акварель в русской культуре первой половины XIX века» и, как и предыдущие, является итогом первой в истории Русского музея столь подробной выставки рисунка и акварели из фондов музея, экспонировавшейся в течение нескольких месяцев, постоянно продлявшейся по просьбам зрителей и ставшей событи-ем в культурной жизни. В конце альбома – краткие биографии художников-графиков второй половины XIX века.


  1. «Россия» в Нью-Йорке и Бильбао.– СПб, 2006

Издание посвящено международному выставочному проекту «Россия!», проходив-шему в 2006 году. Выставка стала самой полной презентацией русского искусства, когда-либо проходившей в США. Включены статьи виднейших отечественных искусствоведов, фотографии, репродукции произведений русского искусства от ХII до начала ХХI века (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство), краткие биографии худож-ников и именной указатель.



  1. Ротшильд Дж. [Каталог выставки].– СПб, 2002

Джудит Ротщильд (1921 – 1993) – одна из представительниц нью-йоркской школы абстрактного искусства. Ее творчество пришлось на вторую половину 1940-х годов, когда в Америке началось «второе пришествие» абстракции. Уже ранние работы Ротшильд сви-детельствуют о ее склонности к рассудочной и беспристрастной форме, которой она будет верна всю жизнь. В произведениях Ротшильд соединились достижения абстрактного экс-пресссионизма с опытом европейской модернистской традиции. В настоящем издании читатели откроют для себя удивительный мир ее полотен, прочтут статьи о творчестве художницы. Книга содержит также подробную биографию Ротшильд и перечень основ-ных выставок, в которых она принимала участие.



  1. Русская народная игрушка.– СПб, 2002

Игрушка – богатейшая и удивительная область народного творчества. Она близка и детям, и взрослым своей поэтичностью, выдумкой и изобретательностью, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. В издании представлено 138 игрушек из со-брания Русского музея, сделанных в XIX – XX столетиях мастерами, жившими в разных областях России. Издание снабжено статьей И.Я. Богуславской и аннотированным спис-ком иллюстраций.


  1. Русская скульптура в дереве. ХХ век.– СПб, 2001

Игрушка – богатейшая и удивительная область народного творчества. И детям, и взрослым народная игрушка близка своей поэтичностью выдумкой и изобретательностью, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни. В издании представлено 138 иг-рушек из собрания Русского музея, сделанных в XIX – XX столетиях мастерами, живши-ми в разных областях России.

В издание входят статья и иллюстрации с аннотированным списком.





  1. Русские прялки.– СПб, 2001

Каталог одноименной выставки знакомит с богатым собранием русских прялок из разных районов России, насчитывающим около тысячи экспонатов. Эта коллекция созда-валась трудами нескольких поколений сотрудников Русского музея, его Отдела народного искусства и принимавших участие в этой работе реставраторов. В нем представлены в ос-новном северные области России и Поволжья.


  1. Русский музей. Сокровищница национального искусства.– СПб, 1999

Издание знакомит читателей с миром Государственного Русского музея: дворцы, парки, история и коллекции от Древнерусского искусства до ХХ века.


  1. Русский Париж.– СПб, 2003

Каталог выставки «Русский Париж. 1910-1950», посвященной художникам, по своей воле или под давлением исторической ситуации избравшим Францию своим вто-рым отечеством. Включены статьи российских и зарубежных исследователей, архивные фотографии, краткие биографические сведения о художниках, каталог произведений всех видов изобразительного искусства.
76. Санкт-Петербург. Портрет города и горожан.– СПб, 2003

Каталог выставки, приуроченной к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В изда-ние вошли статья, аннотированный иллюстрированный каталог произведений всех видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства из собрания Государственного Русского музея, краткие биографии художников, именной указатель.




  1. Святой Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX столетий из

собрания Русского музея.– СПб, 2006

Аннотированный иллюстрированный каталог, включающий образы святого Ни-колая Чудотворца в иконописи, в произведениях шитья, мелкой пластики, в памятниках металлопластики и иконописные прориси, дополнен статьями известных исследователей В. Булкина, Н. Пивоваровой, И. Шалиной и других.





  1. «Святые шестидесятые».– СПб, 2002

Аннотированный каталог русской живописи, графики, скульптуры 1860-х годов дополнен статьями, биографиями художников и хронологией художественной жизни 1860-х годов.



  1. Серов В.– СПб, 2005

Валентин Александрович Серов – один из выдающихся новаторов в истории русского искусства. С его творчества многое началось в русской живописи. В альбоме представлены как его живописные, так и графические работы.


  1. Собрание кн. М.К. Тенишевой.– СПб, 2008

Своей невероятно деятельной жизнью княгиня Тенишева оставила о себе память во многих областях культуры и искусства. Ею было одухотворено никому прежде не ведомое имение Талашкино близ Смоленска, превращенное по ее воле и вдохновению в центр художественной жизни, подобный абрамцевскому. Тенишева жила в эпоху Серебряного века русской культуры, и была причастна ко многим событиям бурной жизни столицы. Она способствовала выходу в свет журнала «Мир искусства», который без ее материальной опеки утратил жизнеспособность. Петербургские художники-аква-релисты видели в ее лице щедрого мецената, систематически приобретавшего их произ-ведения. В 1898 году княгиня принесла в дар Русскому музею императора Александра III коллекцию рисунка и акварели, которая представлена в этом издании.


  1. Совак П. [Каталог выставки].– СПб, 2007

Православ Совак – один из выдающихся европейских графиков современности. Выставки его произведений прошли в самых известных музеях и галереях Европы и США. Большая ретроспективная выставка творчества Совака побывала и в Государст-венном Русском музее. Каталог демонстрирует, как уникально владеет художник, живу-щий ныне в Швейцарии, всеми графическими техниками, и дополнено статьями зарубеж-ных исследователей, хронология творческого развития, иллюстрации работ и каталог.



  1. Сокровища рода Строгановых.– СПб, 2005

Путеводитель по выставке собрания рода Строгановых, представленной изобра-зительным, искусством, в том числе иконописью Строгановской школы, церковным и декоративно-прикладным искусством.


  1. Суриков В. В Русском музее.– СПб, 1998

Каталог живописи и графики Василия Сурикова дополнен статьи сотрудников Русского музея и краткой летописью жизни и творчества мастера.


  1. Тарасюк И.– СПб, 2007

Издание рассказывает о графике, иллюстраторе, живописце, мастере керамичес-кой скульптуры, оформителе цирковых спектаклей Иване Тарасюке. Репродукции работ дополнены биографией и статьей А. Дмитренко.


  1. Тимофеев А. Тайная комната.– СПб, 2008

Альбом работ художника фрейдистской направленности.


  1. Туркменские ковры.– СПб, 2001

Издание рассказывает о коллекции туркменских ковров Петербургского Кустарного музея, собранной в начале ХХ века в бывшей Закаспийской области и вошедшей в Отдел народного искусства.


  1. Фарфор в России XVIII-XIX веков.– СПб, 2003

Издание посвящено изготовлению фарфора в России в период XVIII-XIX века. Иллюстрированный аннотированный каталог дополнен статьей о фарфоре завода Гард-нера.


  1. Фарфор частных заводов Петербурга.– СПб, 2008

Репродукции 392 произведений и аннотированный каталог коллекции фарфора частных заводов Петербурга дполнены статьями Елены Ивановой «Фарфоровый завод Батенина» и Ирины Поповой «Фарфоровый завод братьев Корниловых».


  1. Французы в Петербурге.– СПб, 2003

Каталог одноименной выставки включает статьи российских и зарубежных исследователей, фотографии, иллюстрации, краткие сведения о художниках, архивные материалы и сведения о музеях, участвующих в выставочном проекте.


  1. Френц Р. [Каталог выставки].– СПб, 2005

Рудольф Рудольфович Френц в середине ХХ века получил признание как вы-дающийся мастер бальной и панорамной живописи, как продолжатель дела Ф. Рубо, Н. Самокиша, М. Грекова. В Русском музее находятся произведения 1920-х годов, со-бранные Сметаничем, в том числе более 100 графических работ художника, театраль-ные работы.
91. Хазин М. [Альбом].– СПб, 2007

Каталог живописных работ Михаила Хазина из собрания Музея Людвиг в Русском музее включает репродукции, краткие биографические сведения и статью о художнике.




  1. Художники братья Чернецовы и Пушкин.– СПб, 1999

Братья Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич Чернецовы мало известны широкой публике. Между тем наследие этих художников огромно. Художники были со-временниками Александра Пушкина и Карла Брюллова, Александра Иванова и Алексея Венецианова, передвижников. Особенно часто имена братьев художников звучат в связи с пушкинской темой: старший был автором натурного портрета великого поэта, млад-ший исполнил для национального гения картину «Дарьяльское ущелье».


  1. Шагал М.– СПб, 2004

Столь обширно творчество Марка Шагала представляется. В состав каталога во-шли репродукции произведений из музеев Франции и России, коллекции семьи худож-ника и частных владельцев. В статьях и хронике жизни Марка Шагала, написанных веду-щими специалистами Русского музея, дается анализ его творческого пути и приводятся материалы о связях Шагала с Россией после его отъезда. Иллюстративный ряд в статьях содержит как немногие произведения, вошедшие в состав выставки, так и известные по другим монографиям. Фотографии, использованные в этом издании, как и письма, были представлены племянницей Шагала, жившей в Петербурге, и владельцем нескольких про-изведений художника. Эти материалы неизвестны широкой публике.
94. Цыбасов М. [Каталог выставки]. – СПб, 2004

Михаил Цыбасов – один из любимых учеников Павла Филонова. Почти все его живописное и графическое наследие принадлежит Музею изобразительных искус-ств Республики Карелия.


95. Шаршун С.– СПб, 2003

Каталог выставки Сержа Шаршуна, организованной при участии французских, испанских, немецких и российских музеев, а так же коллекционеров, включает фотогра-фии, репродукции живописных работ, биографические сведения, статьи, архивные мате-риалы.




  1. Шварцман М.– СПб, 2005

Первое научное издание, наиболее полно представляющее жизнь и творчество выдающегося мастера Михаила Матвеевича Шварцмана (1926-1997). В книгу вошли ранее не известные высказывания художника, отрывки из воспоминаний людей, близко его знавших, репродукции всех его работ, как живописных, так и графрических. Публикуются научные статьи ведущих искусствоведов, дающие глубокий анализ наследия художника. Издание дополнено диском с любительской съемкой о М.М. Шварцмане.


  1. Шишкин И.– СПб, 2008

Издание посвящено жизни и творчеству крупнейшего мастера русского реали-стического пейзажа - Ивана Ивановича Шишкина. Репродукции живописных и графичес-ких работ художника дополнены статьями сотрудников Русского музея.


  1. Шпихер Ш. Цветение.– СПб, 2007

Издание посвящено творчеству Штефана Шпихера - художника, чьи абстракции представлены в собрании музея Людвиг в Русском музее, и содержит репродукции произ-ведений живописи и графики, краткие биографические данные, перечень избранных персональных и групповых выставок.


  1. «Я Петербург люблю…».– СПб, 2003

Каталог выставки Русского музея в Москве, приуроченной к 300-летию Петербурга.


  1. Янкилевский В. Мгновение вечности.– СПб, 2007

Издание рассказывает о художнике Владимире Янкилевском. Репродукции работ дополнены искусствоведческой статьей, списками избранных выставок, музеев и коллекций, в которых хранятся произведения мастера живописи и графики, автобио-графическим и библиографическим справочными материалами.


  1. AES. AES F.– СПб, 2007

Группа «AES F» работает с технологией создания современного образа. К их деятельности наиболее применимо аристотелевское понятие «техне», которое означало ремесло, знание и искусство. Они используют компьютерный монтаж, сделан-ный на основании реальной фотосъемки, создают скульптуру и снимают на видео пер-формансы с участием тысяч детей из разных стран, делают компьютерную анимацию, чем кардинальным образом отличаются от многих современных российских художников

  • Орловский А. Каталог.